Конец XVII — первая половина XVIII столетия были временем бурного развития оркестровой музыки в странах Европы. Классические образцы инструментального творчества оставил венецианский аббат-минорит (монах францисканского ордена) Антонио Вивальди — великий композитор, скрипач, дирижер и педагог. Первоначально он учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди — скрипача капеллы собора святого Марка в Венеции. Дальнейшее совершенствование происходило под руководством капельмейстера Сан-Марко Джованни Лег-ренци, ставшего в конце жизни признанным главой венецианской скрипичной школы XVII века. Вивальди рано прославился отличной игрой на скрипке. Некоторое время он занимал должность скрипача при дворе в Дармштадте, а с 1703 года становится преподавателем (maestro di violino), позднее дирижером хора и инструментальной капеллы, а также руководителем концертов и, наконец, в 1713 году директором женской консерватории «Ospedale della Pieta» в Венеции — городского приюта для сирот и беспризорных, где к этому времени, помимо обучения различным ремеслам девушек-сирот, было введено преподавание музыки, которое заняло основное место в обучении воспитанников. Насыщенная музыкальная жизнь, высокопрофессиональная постановка обучения пению, игре на смычковых, клавишных и духовых инструментах, первоклассная хоровая и инструментальная капелла, которая стала «студией» для творческих исканий Вивальди, не замедлили принести свои плоды. Современники свидетельствуют, что его оркестр был одним из лучших в Европе. В обязанности Вивальди входило сочинение музыки для многочисленных светских и духовных концертов этого учебного заведения. Он также писал музыку для театральных спектаклей, отдавал много сил постановкам собственных опер. «Недозволенное» поведение во время церковной службы «Рыжего священника» («Il prete rosso») — так Вивальди был прозван за свои рыжие волосы — послужило одной из причин его разлада с клерикальными кругами. В результате этого во второй половине 30-х годов, уже на склоне лет, Вивальди покинул Венецию и отправился в Вену, где провел последние годы своей жизни. Несмотря на то, что Вивальди продолжал сочинять музыку и пользоваться широкой известностью, он умер в бедности. Из записи расходов на отправление похоронного обряда, сделанной в канцелярии собора святого Стефана, видно, что похороны Вивальди были весьма скромные, сопровождавшиеся «малым колокольным звоном».
Творческое наследие Вивальди огромно. Он создал свыше сорока опер, множество кантат, культовых сочинений, арий, симфоний, сонат. Но любимым жанром Вивальди был сольный инструментальный концерт. Вивальди написал около пятисот концертов для самых разнообразных инструментов и составов. Именно здесь проявились особенно ярко красота его музыкального мышления в сочетании с инструментальной виртуозностью. Вивальди оказал влияние на формирование творчества И. С, Баха, который с любовью перекладывал его скрипичные концерты для клавира и органа.
Из всех инструментов Вивальди отдал предпочтение скрипке, виолончели и фаготу. Для своего времени Вивальди необычайно широко представлял себе выразительные и технические средства этих инструментов, особенно это касается двух-
А. ВИВАЛЬДИ (1678—1741)
КОНЦЕРТЫ ДЛЯ ФАГОТА
С ОРКЕСТРОМ
Сторона 1
Концерт ля минор, RV 498
1. Allegro (3.25)
2. Larghetto (4.51) 3. Allegro (2.36) Концерт ми минор, RV 484
1. Allegro poco (4.12)
2. Andante (3.39) 3. Allegro (3.00)
Сторона 2
Концерт ля минор, RV 497
1. Allegro molto (3.43)
2. Andante molto (4.47) 3. Allegro (2.34)
Концерт фа мажор, RV 489
1. Allegro (3.25)
2. Largo (4.13) 3. Allegro (2.46) Сергей Красавин
Ансамбль солистов
Государственного академического
симфонического оркестра СССР
Дирижер Юрий Темирканов
Звукорежиссер С. Пазухин
Редактор Н. Захарьев
Художник Б. Дударев. Фото Б. Палатника
клапанного фагота, который до XVIII века не был концертирующим. Фаготная техника в его 38 концертах разнообразна: стремительные пассажи, арпеджио, быстрые скачки на большие интервалы, требующие от исполнителя исключительно подвижного staccato, виртуозного владения legato и вместе с тем в мягкой лирике медленных средних частей — красивого тембра и выразительного звучания. Установленный в творчестве Вивальди динамичный трехчастный цикл инструментального концерта (быстрая блестящая первая часть, певучая медленная средняя, быстрый финал) выражал художественные идеалы искусства «хорошо организованного контраста». Этой трехчастной циклической форме присущи элементы «зрелищности», выявляющиеся в нейтральном чередовании tutti и solo. Именно в этом чередовании создается игра звуковыми массами и звуковыми светотенями, раскрывается смысл формы концерта; именно весь этот комплекс исполнительских и выразительных средств и привлекает современных исполнителей в творчестве Вивальди.
Концерты для фагота с оркестром Вивальди были забыты вплоть до первой половины XX века. Возрождение интереса к этим концертам связано с обнаружением осенью 1926 года и в конце 1929 года итальянским музыковедом А. Джентили архива рукописей Вивальди, в котором они находились, в библиотеке маркиза Джузеппе Мария Дураццо. Основанный в Сиене Итальянский институт Антонио Вивальди, возглавляемый Дж. Ф. Малипье-ро, положил начало публикации полного собрания сочинений Вивальди, в частности концертов для фагота.
В 1959 году Сергей Красавин впервые в СССР исполнил один из концертов для фагота с оркестром (ре минор) А. Вивальди.
Сергей Красавин родился 15 января 1941 года в Ленинграде. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию по классу фагота профессора Д. Ф. Еремина (1963) и аспирантуру (1967). В 1960—1968 годах он — солист оркестра Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени Кирова, а с 1968 года — солист Государственного академического симфонического оркестра СССР. С. Красавин — лауреат I премии на Всесоюзном конкурсе (1963 г.), лауреат международных конкурсов в Праге (1959) и Мюнхене (1966). С 1979 года он преподает в Государст-
A. VIVALDI (1678—1741) CONCERTOS FOR BASSOON AND ORCHESTRA
Side 1
Concerto in A Minor, RV 498
1. Allegro (3.25)
2. Larghetto (4.51) 3. Allegro (2.36)
Concerto in E Minor, RV 484
1. Allegro poco (4.12) 2. Andante (3.39) 3. Allegro (3.00)
Side 2
Concerto in A Minor, RV 497
1. Allegro molto (3.43)
2. Andante molto (4.47) 3. Allegro (2.34)
Concerto in F Major, RV 489
1. Allegro (3.25)
2. Largo (4.13) 3. Allegro (2.46)
Sergei Krasavin The USSR Symphony Orchestra
Soloists' Ensemble
Conductor Yuri Temirkanov
Recording Engineer S. Pazukhin
Editor N. Zakhariev
Designer B. Dudarev. Photo by B. Palatnik
венном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.
Сергей Красавин часто выступает с сольными программами, в качестве солиста в камерных и симфонических концертах. Виртуозная техника, полная эмоциональности фразировка, редкое по красоте тембра звучание, природное чувство формы и стиля — вот черты, характеризующие артистический дар Сергея Красавина.
Очень многообещающим выглядит сотрудничество С. Красавина с одним из выдающихся советских дирижеров, народным артистом СССР Юрием Темиркано-вым, мастерство и чувство стиля которого ярко запечатлено на этой пластинке.
А. Розенберг
At the end of the seventeenth and during the first half of the eighteenth cen-• turies the orchestral music was developing rapidly in European countries. The classical examples of instrumental music were created by the Venetian-abbot Antonio Vivaldi, a minorite (a Franciscan friar), who became a great composer, violinist, conductor and teacher. He took his first violin lessons from his- father, Giovanni Battista Vivaldi, who was a violinist of the choir at St. Marco's Cathedral in Venice. A.Vivaldi's further training and intensive studies followed under the guidance of Giovanni Legrenzis, St. Marco's choir-master, who had become the recognized leader of the Venetian violin school of the seventeenth century by the end of his lifetime. Vivaldi won early fame as an excellent violinist. He was a court violinist in Darmstadt for some" time; since 1703 he worked as a teacher of violin (maestro di violino); later he was1 the chorus leader and instrumental choir master, then the concert leader. At last, in 1713 he assumed the post of director of the conservatory "Ospedale della Pieta" (the orphanage where girls were given general education and musical instruction) in Venice.
Vivaldi's duty was to compose sacred and secular music for numerous concerts given by the conservatorio pupils. He also wrote music for the stage and worked much on the production of his own operas. The unbecoming conduct of the red-haired priest ("il prete rosso" as Vivaldi was called) during the church services was one of the reasons, of the disagreement between Vivaldi and clerical circles. As a result, during the second half of the 1730-ies Vivaldi, who was already in his
МЕЛОДИЯ
ВСЕСОЮЗНАЯ ФИРМА ГРАМПЛАСТИНОК
СТЕРЕО С10—17097-98
declining years, had to leave Venice and went to Vienna to spend the rest of his life there. Though he continued to write music and enjoyed a fine reputation as a composer he died in poverty. According to the expenditure record at St. Stephan's Cathedral Vivaldi's funeral was quiet.
Vivaldi was a prolific composer. He wrote more than forty operas, a large number of cantatas, sacred music, arias, symphonies, sonatas. But his favourite form was the concerto for a solo instrument. Vivaldi wrote about five hundred concertos for different instruments. They are bright manifestation of the beauty of his musi cal mentality and the instrumental virtuo sity. Vivaldi influenced J. S. Bach who was fond of his violin concertos and transcribed them for harpsichord and organi Vivaldi gave the violin, cello and bassoon the preference over other instruments. He knew extremely well for his time the expressive and technical properties of these instruments, especially of the double-valve bassoon which had never been used for concert purposes before. The bassoon technique presented by his 38 concertos is rich: sweeping passages, arpeggio, quick, leaps to major intervals. It calls for the performer who has mastered the technique of energetic staccato and virtuoso legato. Middle movements with their soft lyricism require also the beautiful timbre and expressive sounding of the instrument. The form of the dynamic three-movement instrumental concerto established by Vivaldi (the fast brilliant first movement, the melodious slow middle movement and the fast finale) was the incarnation of the artistic idea of a "well-organized contrast". This three-movement cycle is spectacular owing to the neutral "tutti-solo" alternation which creates the play of sounds and the musical chiaroscuro. The idiom evolved by; Vivaldi in. his concertos attracts the interest of contemporary musicians.
In 1959 Sergei Krasavin performed one of A. Vivaldi's concertos for bassoon and orchestra (in D Minor) for the first time in the USSR.
Sergei Krasavin was born on January 15th, 1941, in Leningrad. He studies at the Leningrad Conservatory under Professor D. F. Yeryomin (bassoon) and graduated from it in 1963. In 1967 he completed a post-graduate course. In 1960—1968 he was a soloist of the Kirov Opera and Ballet Theatre in Leningrad, and since 1968 he has been a soloist of the USSR Academic:. Symphony Orchestra. S. Krasavin won the; first prize in the USSR competition in' 1963 and was a prize-winner at the Prague (1959) and Munich (1966) International Competitions. In 1979 he was appointed to a professorship at the Gnesins Pedagogical Institute of Music.
Sergei Krasavin often gives recitals and takes part in chamber and symphonic concerts as a soloist. Virtuoso technique, phrasing filled with emotion, timbre presentation of rare beauty, the inborn sense of form and style — such are the features of Sergei Kra-savin's art.
Promising is the collaboration of S. Kra
savin and one of the eminent Soviet con
ductors, People's Artist of the USSR Yuri
Temirkanov whose skill and sense of style
reveal themselves in this recording.