Конец XVII первая половина XVIII столетия были временем бурного развития оркестровой музыки в странах Европы



Дата21.07.2016
өлшемі61.37 Kb.
#214043

Конец XVII — первая половина XVIII столетия были временем бурного развития оркестровой музыки в странах Европы. Классические образцы инструментального творчества оставил венецианский аббат-минорит (монах францисканского ордена) Антонио Вивальди — великий компози­тор, скрипач, дирижер и педагог. Перво­начально он учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Виваль­ди — скрипача капеллы собора святого Марка в Венеции. Дальнейшее совершен­ствование происходило под руководством капельмейстера Сан-Марко Джованни Лег-ренци, ставшего в конце жизни признан­ным главой венецианской скрипичной шко­лы XVII века. Вивальди рано прославил­ся отличной игрой на скрипке. Некоторое время он занимал должность скрипача при дворе в Дармштадте, а с 1703 года стано­вится преподавателем (maestro di violino), позднее дирижером хора и инструменталь­ной капеллы, а также руководителем кон­цертов и, наконец, в 1713 году директором женской консерватории «Ospedale della Pieta» в Венеции — городского приюта для сирот и беспризорных, где к этому времени, помимо обучения различным ре­меслам девушек-сирот, было введено пре­подавание музыки, которое заняло основ­ное место в обучении воспитанников. На­сыщенная музыкальная жизнь, высокопро­фессиональная постановка обучения пению, игре на смычковых, клавишных и духовых инструментах, первоклассная хоровая и инструментальная капелла, которая стала «студией» для творческих исканий Виваль­ди, не замедлили принести свои плоды. Современники свидетельствуют, что его оркестр был одним из лучших в Европе. В обязанности Вивальди входило сочи­нение музыки для многочисленных свет­ских и духовных концертов этого учебного заведения. Он также писал музыку для театральных спектаклей, отдавал много сил постановкам собственных опер. «Недо­зволенное» поведение во время церковной службы «Рыжего священника» («Il prete rosso») — так Вивальди был прозван за свои рыжие волосы — послужило одной из причин его разлада с клерикальными кругами. В результате этого во второй по­ловине 30-х годов, уже на склоне лет, Вивальди покинул Венецию и отправился в Вену, где провел последние годы своей жизни. Несмотря на то, что Вивальди продолжал сочинять музыку и пользовать­ся широкой известностью, он умер в бед­ности. Из записи расходов на отправление похоронного обряда, сделанной в канце­лярии собора святого Стефана, видно, что похороны Вивальди были весьма скромные, сопровождавшиеся «малым ко­локольным звоном».

Творческое наследие Вивальди огромно. Он создал свыше сорока опер, множество кантат, культовых сочинений, арий, сим­фоний, сонат. Но любимым жанром Ви­вальди был сольный инструментальный концерт. Вивальди написал около пятисот концертов для самых разнообразных ин­струментов и составов. Именно здесь про­явились особенно ярко красота его музы­кального мышления в сочетании с инстру­ментальной виртуозностью. Вивальди ока­зал влияние на формирование творчества И. С, Баха, который с любовью перекла­дывал его скрипичные концерты для кла­вира и органа.

Из всех инструментов Вивальди отдал предпочтение скрипке, виолончели и фаго­ту. Для своего времени Вивальди необы­чайно широко представлял себе вырази­тельные и технические средства этих ин­струментов, особенно это касается двух-

А. ВИВАЛЬДИ (1678—1741)

КОНЦЕРТЫ ДЛЯ ФАГОТА

С ОРКЕСТРОМ

Сторона 1

Концерт ля минор, RV 498

1. Allegro (3.25)

2. Larghetto (4.51) 3. Allegro (2.36) Концерт ми минор, RV 484

1. Allegro poco (4.12)

2. Andante (3.39) 3. Allegro (3.00)

Сторона 2

Концерт ля минор, RV 497

1. Allegro molto (3.43)

2. Andante molto (4.47) 3. Allegro (2.34)

Концерт фа мажор, RV 489

1. Allegro (3.25)

2. Largo (4.13) 3. Allegro (2.46) Сергей Красавин

Ансамбль солистов

Государственного академического

симфонического оркестра СССР

Дирижер Юрий Темирканов

Звукорежиссер С. Пазухин

Редактор Н. Захарьев

Художник Б. Дударев. Фото Б. Палатника

клапанного фагота, который до XVIII ве­ка не был концертирующим. Фаготная тех­ника в его 38 концертах разнообразна: стремительные пассажи, арпеджио, быст­рые скачки на большие интервалы, тре­бующие от исполнителя исключительно подвижного staccato, виртуозного владе­ния legato и вместе с тем в мягкой лири­ке медленных средних частей — красиво­го тембра и выразительного звучания. Установленный в творчестве Вивальди ди­намичный трехчастный цикл инструмен­тального концерта (быстрая блестящая первая часть, певучая медленная средняя, быстрый финал) выражал художественные идеалы искусства «хорошо организованного контраста». Этой трехчастной циклической форме присущи элементы «зрелищности», выявляющиеся в нейтральном чередовании tutti и solo. Именно в этом чередовании создается игра звуковыми массами и звуко­выми светотенями, раскрывается смысл формы концерта; именно весь этот комп­лекс исполнительских и выразительных средств и привлекает современных испол­нителей в творчестве Вивальди.

Концерты для фагота с оркестром Ви­вальди были забыты вплоть до первой по­ловины XX века. Возрождение интереса к этим концертам связано с обнаружением осенью 1926 года и в конце 1929 года итальянским музыковедом А. Джентили архива рукописей Вивальди, в котором они находились, в библиотеке маркиза Джузеппе Мария Дураццо. Основанный в Сиене Итальянский институт Антонио Ви­вальди, возглавляемый Дж. Ф. Малипье-ро, положил начало публикации полного собрания сочинений Вивальди, в частности концертов для фагота.

В 1959 году Сергей Красавин впервые в СССР исполнил один из концертов для фагота с оркестром (ре минор) А. Виваль­ди.

Сергей Красавин родился 15 января 1941 года в Ленинграде. Окончил Ленин­градскую государственную консерваторию по классу фагота профессора Д. Ф. Ере­мина (1963) и аспирантуру (1967). В 1960—1968 годах он — солист оркест­ра Ленинградского государственного ака­демического театра оперы и балета имени Кирова, а с 1968 года — солист Государ­ственного академического симфонического оркестра СССР. С. Красавин — лауреат I премии на Всесоюзном конкурсе (1963 г.), лауреат международных конкур­сов в Праге (1959) и Мюнхене (1966). С 1979 года он преподает в Государст-

A. VIVALDI (1678—1741) CONCERTOS FOR BASSOON AND ORCHESTRA

Side 1


Concerto in A Minor, RV 498

1. Allegro (3.25)

2. Larghetto (4.51) 3. Allegro (2.36)

Concerto in E Minor, RV 484

1. Allegro poco (4.12) 2. Andante (3.39) 3. Allegro (3.00)

Side 2


Concerto in A Minor, RV 497

1. Allegro molto (3.43)

2. Andante molto (4.47) 3. Allegro (2.34)

Concerto in F Major, RV 489

1. Allegro (3.25)

2. Largo (4.13) 3. Allegro (2.46)

Sergei Krasavin The USSR Symphony Orchestra

Soloists' Ensemble

Conductor Yuri Temirkanov

Recording Engineer S. Pazukhin

Editor N. Zakhariev

Designer B. Dudarev. Photo by B. Palatnik

венном музыкально-педагогическом инсти­туте имени Гнесиных.

Сергей Красавин часто выступает с сольными программами, в качестве соли­ста в камерных и симфонических концер­тах. Виртуозная техника, полная эмоцио­нальности фразировка, редкое по красоте тембра звучание, природное чувство формы и стиля — вот черты, характеризующие артистический дар Сергея Красавина.

Очень многообещающим выглядит сот­рудничество С. Красавина с одним из выдающихся советских дирижеров, народ­ным артистом СССР Юрием Темиркано-вым, мастерство и чувство стиля которого ярко запечатлено на этой пластинке.

А. Розенберг

At the end of the seventeenth and du­ring the first half of the eighteenth cen-• turies the orchestral music was developing rapidly in European countries. The classi­cal examples of instrumental music were created by the Venetian-abbot Antonio Vi­valdi, a minorite (a Franciscan friar), who became a great composer, violinist, condu­ctor and teacher. He took his first violin lessons from his- father, Giovanni Battista Vivaldi, who was a violinist of the choir at St. Marco's Cathedral in Venice. A.Vi­valdi's further training and intensive stu­dies followed under the guidance of Gio­vanni Legrenzis, St. Marco's choir-master, who had become the recognized leader of the Venetian violin school of the seven­teenth century by the end of his lifetime. Vivaldi won early fame as an excellent violinist. He was a court violinist in Darm­stadt for some" time; since 1703 he worked as a teacher of violin (maestro di violi­no); later he was1 the chorus leader and instrumental choir master, then the con­cert leader. At last, in 1713 he assumed the post of director of the conservatory "Ospedale della Pieta" (the orphanage where girls were given general education and musical instruction) in Venice.

Vivaldi's duty was to compose sacred and secular music for numerous concerts given by the conservatorio pupils. He also wrote music for the stage and worked much on the production of his own ope­ras. The unbecoming conduct of the red-haired priest ("il prete rosso" as Vivaldi was called) during the church services was one of the reasons, of the disagreement between Vivaldi and clerical circles. As a result, during the second half of the 1730-ies Vivaldi, who was already in his

МЕЛОДИЯ

ВСЕСОЮЗНАЯ ФИРМА ГРАМПЛАСТИНОК

СТЕРЕО С10—17097-98

declining years, had to leave Venice and went to Vienna to spend the rest of his life there. Though he continued to write music and enjoyed a fine reputation as a composer he died in poverty. According to the expenditure record at St. Stephan's Cathedral Vivaldi's funeral was quiet.

Vivaldi was a prolific composer. He wrote more than forty operas, a large num­ber of cantatas, sacred music, arias, sym­phonies, sonatas. But his favourite form was the concerto for a solo instrument. Vivaldi wrote about five hundred concertos for different instruments. They are bright manifestation of the beauty of his musi cal mentality and the instrumental virtuo sity. Vivaldi influenced J. S. Bach who was fond of his violin concertos and transcribed them for harpsichord and organi Vivaldi gave the violin, cello and bas­soon the preference over other instruments. He knew extremely well for his time the expressive and technical properties of the­se instruments, especially of the double-valve bassoon which had never been used for concert purposes before. The bassoon technique presented by his 38 concertos is rich: sweeping passages, arpeggio, quick, leaps to major intervals. It calls for the performer who has mastered the technique of energetic staccato and virtuoso legato. Middle movements with their soft lyricism require also the beautiful timbre and expres­sive sounding of the instrument. The form of the dynamic three-movement instrumental concerto established by Vivaldi (the fast brilliant first movement, the melodious slow middle movement and the fast fina­le) was the incarnation of the artistic idea of a "well-organized contrast". This three-movement cycle is spectacular owing to the neutral "tutti-solo" alternation which creates the play of sounds and the musi­cal chiaroscuro. The idiom evolved by; Vi­valdi in. his concertos attracts the interest of contemporary musicians.

In 1959 Sergei Krasavin performed one of A. Vivaldi's concertos for bassoon and orchestra (in D Minor) for the first time in the USSR.

Sergei Krasavin was born on January 15th, 1941, in Leningrad. He studies at the Leningrad Conservatory under Profes­sor D. F. Yeryomin (bassoon) and gradua­ted from it in 1963. In 1967 he completed a post-graduate course. In 1960—1968 he was a soloist of the Kirov Opera and Bal­let Theatre in Leningrad, and since 1968 he has been a soloist of the USSR Academic:. Symphony Orchestra. S. Krasavin won the; first prize in the USSR competition in' 1963 and was a prize-winner at the Prague (1959) and Munich (1966) International Competitions. In 1979 he was appointed to a professorship at the Gnesins Pedagogical Institute of Music.

Sergei Krasavin often gives recitals and takes part in chamber and symphonic con­certs as a soloist. Virtuoso technique, phra­sing filled with emotion, timbre presentation of rare beauty, the inborn sense of form and style — such are the features of Sergei Kra-savin's art.

Promising is the collaboration of S. Kra­


savin and one of the eminent Soviet con­
ductors, People's Artist of the USSR Yuri
Temirkanov whose skill and sense of style
reveal themselves in this recording.


©«Мелодия», 1982

Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1981 г. Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Типография АЗГ

Зак. 982—О—1500

Арт. 10-9. Цена 1 руб. 45 коп.




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет