Материалы к онлайн конкурсу:
«ДОУ, мама, папа, я – вместе дружная семья!»
(старший возраст)
Номинация: «Семейное хобби»
Учитель – логопед
Сапогова Е. С.
МДОУ«Детскийсад№4«Колокольчик»
г. Вольск Саратовской области
Май 2012г.
Номинация: «Семейное хобби».
«Изготовление фоторамок из бросового материала» (пуговицы, горох, фасоль, ракушки, перья, биссер,и т.д.)
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Я работаю в логопедической группе с детьми, имеющими диагноз общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т.к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка Института физиологии детей и подростков АНН СССР установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук / М.М.Кольцова 1973,1979 /. Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы / Л.В. Фомина, 1971 /. Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также опытами Е.И.Исениной / 1981 /. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга". Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. М.М.Кольцова особо подчёркивает, что влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры г.м. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.
Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Этим я решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовлю к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
В связи с этим в план работы с родителями на 2011-2012гг. мною были включены консультация для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики» (Приложение №1) и мастер-класс «Семейное хобби»(Приложение №2)
Библиография:
-
Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. – В кн.: Тезисы докладов XXIV-го Всесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности. М., 1974г.
-
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М., Просвещение , 1977г.
-
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга.- М., Педагогика, 1973г.
-
Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп.- М., Советская Россия, 1979 г.
-
Бабаева Н. У школьного порога. М., 1992г.
-
Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, Академия развития, 1997 г.
-
Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, Академия развития, 1998 г.
-
Краузе Е.Н. Логопедия. – Санкт-Петербург, Корона принт, 2003
-
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.,2000 г.
-
Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань, 1996 г.
Приложение №1
Консультация для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики»
Для совершенствования ручной моторики помогают физические упражнения и игры.
Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это— начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.
Для развития тонкой ручной координации важно , чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, конструирование из некрупных деталей, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек, плетение, макраме, вышивание, вязание, выжигание. Всё это – эффективные пути для подготовки руки ребёнка к письму. К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
Одно из направлений - это игры со счетными палочками, спичками. В этих играх со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале дети знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. Помимо подготовки руки к письму штриховка способствует развитию глазомера – формирование умения видеть контуры фигур, при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.
Кроме всего перечисленного, можно использовать различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Все виды заданий проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.
Крайне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов, поэтому необходимо уделять большое внимание формированию тонких движений пальцев. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук, как известно, весьма полезна и для подготовки руки к письму. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Работу по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи я провожу систематически, уделяя ей по 5-7минут ежедневно.
Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей у нас включаются не только в логопедические занятия, но и в занятия воспитателей. Они проводятся также в часы, отведённые для игр, и во время прогулок.
Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения включаются в индивидуальные занятия, где ребёнок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Она включает в себя массаж кистей рук и упражнения. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов - потешек. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Наряду с играми для тренировки тонких движений рук я использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
"Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
«Слоненок»- (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу.
«Оса»- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
«Деревья»- поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
«Очки»- образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
Также я использую пальчиковые игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры с речевым сопровождением – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз". Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Вот несколько примеров пальчиковых игр, которые я разучиваю с детьми.
Дерево
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Собака
У собачки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Кошка
А у кошки ушки
Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
"Пальчиковые" игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.
Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.
Для развития ручной умелости, а также детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли, игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. В группе сделали пальчиковый театр, персонажами которого показываем небольшие игры – инсценировки, сказки «Колобок», «Теремок», «Репка». Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы.
В театре теней особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, движения. Сначала исполнителями были мы взрослые, посмотрев, дети непременно захотели попробовать роль актёров. Разучили с ними как можно получить изображение птиц, животных и др. персонажей путём складывания определённым образом пальцев. Оборудование простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.
Чтобы привлечь внимание ребёнка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлению этими движениями я использую в своей работе с детьми сопряжённую гимнастику или иначе говоря «Театр пальчиков и языка». В сопряжённой гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающие общую работоспособность ребёнка на занятиях. Проводимая в хорошем темпе, с весёлым настроением, со сменой поз, сопряжённая гимнастика может применятся и как физминутка. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их «Театром пальчиков и языка». Имеются опорные рисунки, на которых показаны необходимые позы для языка и рук. Мы с ребятами создаём новые нехитрые сюжеты - это соавторство вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу.
Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Эти дети при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.
Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук не только учителям-логопедам, воспитателям как речевых, так и общеразвивающих групп, но и родителям.
Приложение №2
Мастер-класс по развитию мелкой моторики рук у детей.
Цель: показ родителям и педагогам ДОУ приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес у детей.
Тренировать мышцы рук детей.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Ход мастер – класса
“Рука – это вышедший наружу мозг человека”
Н.Кант
Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев.
В.А.Сухомлинский
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве). Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т.д., сопровождая речь движениями рук. А современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма. Для развития мелкой моторики руки много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы.
Рука даёт много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).
Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Игра “Мастерская золушки”.
Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц или фоторамку.
Слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать!
Изготовление фоторамок с использованием природного материала, пуговиц – это отличный вид деятельности, способствующий развитию мелкой моторики.
Пуговицы помогут украсить и разнообразить работу в любом стиле, благодаря изобилию их дизайнов, кроме того, они общедоступны, не нужно делать специальные заказы в онлайн-магазинах или целенаправленно ехать за ними в скрап-клубы, их легко приобрести в ближайшем швейном или фурнитурном отделе. Наверное, нет ни одной мастерицы, в доме которой не нашлось бы хотя бы трех пуговиц...
Материалы, из которых делают пуговицы, весьма разнообразны: пластик, металл, перламутр и кусочки раковин, стекло, кость и рог, дерево, кожа, ткань, фарфор и фаянс, резина и даже драгоценные камни! Можно сказать, арсенал на все случаи жизни: пластмассовые однотонные кружочки пастельных оттенков очень трогательно смотрятся на работах, посвященных малышам; простые деревянные пуговицы подойдут работам в стиле "эко"; металлические застежки с тиснением и резьбой цвета "состаренной меди" просятся в винтажные проекты; нежные перламутровые пуговки украсят работу в стиле шебби-шик; брутальные джинсовые пуговицы-заклепки подчеркнут мужественность открыток, предназначенных для сильного пола...
Давайте разберемся, как приспособить пуговицы на благовашего ребенка!
Сначала посмотрим, каковы варианты крепления пуговиц:
1) Приклеить - самый простой и доступный способ. Только выбирайте клей, подходящий для склеиваемых материалов. Используя клей с блестками или краску в качестве клеящего состава можно получить дополнительный декоративный эффект, продавив субстанцию в дырочки
2) Привязать. Очень часто нитки (веревку, шнур, ленту), которыми фиксируют пуговицу на бумаге, завязывают узлом или бантиком на лицевой стороне.
3) Пришить нитками. Особенный простор для фантазии предоставляют пуговицы с 4 дырочками! Привыкли к "=" и "х"? Долой стереотипы ;) Берем красивую нитку и творим: параллельные линии, крестик, квадратик, стрелочка, а может через край?
4) Закрепить при помощи бисера или бусин, размер которых чуть больше размера дырочек.
Вариант 1: "Творческий беспорядок"
Самый простой и весьма эффектный способ. Несколько пуговиц прикрепляются на открытку или страницу. Они могут быть абсолютно одинаковыми, а могут отличаться по размеру или по цвету (или и по тому, и по другому одновременно); могут сгруппироваться "кучкой" в одном месте и привлечь внимание зрителя именно к тому углу, где они уселись, или разбежаться по всей странице, формируя направление взгляда. Отлично смотрятся круглые пуговки на фоновой бумаге "в кружочек" или с кольцами.
Вариант 2: "Лютики-цветочки"
Большинство цветов в скрапе смотрится богаче и выигрышнее, если у них есть сердцевина. Пуговица так и просится в центр!
Вариант 3: "Под стекло и в рамочку!"
Под стекло не обязательно, а вот рамочки из пуговиц получаются отменные! Выкладываем пуговицы вокруг фотографии или вокруг блока журналинга. Эффектно смотрятся однотипные пуговицы разных цветов, как на работе
Можно попробовать и другой вариант - пуговицы разных размеров, форм и текстур, но одного оттенка. Причем не обязательно выкладывать ровный прямоугольник: можно обойтись углом (два ряда пуговиц, перпендикулярные друг другу) или просто рядом пуговок (бордюром).
Вариант 4: "Их становится все больше!"
Рамочка шириной в одну пуговицу - это хорошо, а фигурная рамка, заполненная пуговицами - еще лучше!
Обычная портретная фотография превратилась в признание в любви. Рамка, выступающая за края фотографии, образовала сердечко, а красные пуговицы внутри нее не только делают работу ярче, но и акцентируют внимание зрителя на главной героине страницы. А заодно и скрывают не очень интересный фон (а может, пуговицы маскируют дефекты фотографий или нежелательные элементы на фоне?).
Вариант 5: "Пуговичная пандемия"
Да что там рамочки! Всю страницу можно закрыть пуговицами. Страница сразу станет очень тяжелой, но зато такой фактурной! Ее можно будет удовольствием трогать и рассматривать пуговки. Их можно дополнить люверсами, бисером и бусинками подходящих оттенков.
Из пуговиц можно выложить фон и целиком, без пробелов и посторонних вкраплений.
Вариант 6: "Пуговография"
(graph - лат., "пишу") Пишем пуговицами! Кругляшки с дырочками отлично заменят или украсят буквы "О" и нули в любом названии.
Итак, я считаю, что такой вид совместной деятельности родителей и ребенка очень продуктивен, т.к. способствует стимулированию речевого развития, путём тренировки движений пальцев рук. Используя такой вид совместной деятельности, легко поддерживать интерес ребенка, т.к. результат вашей работы - готовая рамка для фотографий, может стать украшением комнаты или отличным подарком.
Достарыңызбен бөлісу: |