Описание методической разработки
1. 1. Название.
Конспект урока «Русская культура эпохи Просвещения. Петербургский классицизм»
2. Краткая аннотация.
Цель урока - определить особенности и своеобразие русского Просвещения, проследить изменения в искусстве России XVIII – начала XIXв.в. через взаимосвязь Европейского и русского Просвещения.
Задачи:
продолжение работы по развитию умения анализировать произведение искусства на искусствоведческом и композиционном уровне; приобщить старшеклассников к эстетическим поискам через самостоятельный выбор основных черт эпохи;
представить жанровое многообразие произведений эпохи Просвещения в России; показать, как мировосприятие деятелей эпохи Просвещения отразилось в их творчестве и в русском искусстве, в частности в архитектуре;
воспитание умения работать в коллективе, организация совместной работы и поиска, продолжение работы по воспитанию нравственных качеств личности, патриотизма, умения отстаивать свой выбор.
3. Учебный предмет.
Мировая художественная культура
4. Уровень образования школьников.
Одиннадцатый класс
5. Форма учебной работы.
Классно-урочная.
6. Полное описание разработки.
Данный урок проводится в классе, изучающем предмет «Мировая художественная культура» один год, как предусмотрено учебным планом, поэтому перед учителем поставлена трудная задача ознакомить и заинтересовать учащихся, уже владеющих некоторым опытом, но не имеющих глубоких знаний по предмету.
Оформление урока:
-
Портреты русских писателей эпохи Просвещения: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин.
-
Музыка Д.С. Бортнянского («Приидите, воспоем, людие»), М.С. Березовского («Не отвержи мене во время старости»).
-
Репродукции картин художников XVIII-XIX в.в.
-
Слайды со скульптурными и архитектурными композициями Санкт-Петербурга.
Оборудование урока:
-
Мультимедийный проектор, компьютер.
-
Музыкальный центр.
-
Таблицы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ. Заполняются по ходу урока учащимися)
Разум – главный двигатель жизни. Будь смел … и используй собственный разум. Это девиз Просвещения.
Иммануил Кант
1. Очень приятно вас видеть здесь. Улыбнитесь друг другу.
- Вы любите рисовать? Лепить? Петь? Рассказывать сказки? Слушать музыку? Писать сочинения? Танцевать? Значит, вы человек творческий и любите искусство. Что больше всего необходимо для процесса творчества: горячее сердце или практичный рассудок, чувства или разум? Воображение, способность создавать, чувствовать, любить переживать, умение строго оценивать свои поступки, высчитывать детали, мастерство и грамотность…
- Проведем небольшое исследование: перед вами 5 цветов, Ваша задача – определить вид искусства, соответствующий каждому цвету, используя символику цвета в таблице. (Схема 1) Используйте эпиграф к уроку, как руководство к действию!
Белый В начале было слово литература
Желтый музыка
Зеленый живопись
Синий скульптура
Черный архитектура
Красный ?
Врачи Эпохи Возрождения говорили:»Четыре действия рождают чудо: пей мед, смотри на воду, на зеленый цвет и красивое лицо».
- Ваше решение должно быть самостоятельным, индивидуальным. Последняя графа? Цвет? – Вид искусства?
- Назовите, объясните почему вы выбрали эти цвета, не меняйте свое мнение, если услышали, что у одноклассника не так, возможно, вы ближе к истине. Сравним ваши решения в конце урока.
Это работа вашего ума и сердца, она уникальна.
2. – Произведения искусства какой эпохи обращаются к разуму и чувствам? - Назовите характерные черты эпохи Просвещения в европейском искусстве?
- Назовите известных представителей эпохи Просвещения в Европе? Строгость, ясность, гармоничность, уравновешенность, разумность, упорядоченность, глубина мысли, нравственность, правильность.
- Кого в России Вы могли бы назвать Великим Просветителем, поднявшим Россию «на дыбы», как своего коня, ускорившим движение жизни? Посмотрите на таблицу. Не все ее графы заполнены. (Схема 3.1) Сформируйте и запишите тему урока.
- Потому в центре внимания на уроке будут деятели русской культуры, человек, его деяния. - Допишите тему урока, связанную с именем Петра Великого
- Запишите в тетрадях Число и тему урока. Эпиграф: «Разум – главный двигатель жизни. Будь смел … и используй собственный разум. Это девиз Просвещения». Иммануил Кант
- Ниже под темой запишите предложение и продолжите, которое начинается со слов «Я хочу…………»
- Что вы записали? => Цель урока: определить особенности и своеобразие русского Просвещения.
Задачи: 1) выделить характерные черты;
2) проследить изменения в искусстве России XVIII – начала XIXв.в.
3) увидеть взаимосвязь Европейского и русского Просвещения;
3. - Перед вами таблица, в которой некоторые графы не заполнены, остались белые пятна, мы заполним их вместе на уроке. (Схема 3.1)
Начало таблицы «В начале было слово…» - Какой вид искусства является искусством слова?
- Вспомним основные вехи развития литературы, деятелей эпохи Просвещения.
Запишите в таблицу имена писателей – просветителей, зная их творчество из курса русской литературы:
- Имя героя его произведения стало нарицательным, а всех юношей того времени так и называли, не окончив начальной цифирной школы дворянский сын не мог даже жениться, а ему очень этого хотелось: «Не хочу учиться – хочу жениться»…
-В своих путевых заметках он обличает крепостничество и самодержавие, дорога из одной столицы в другую стоила ему свободы………
-«Истину царям с улыбкой говорить…» - его девиз. Он обращается к Екатерине II, в изящной форме поучает императрицу, вельможи возмущены, само императрица и княгиня Дашкова в восторге……… СЛАЙД 1
Запишите в таблицу основные черты литературы Эпохи Просвещения…(Схемы 3; 3.1) Посмотрите на графу «Цвет», запишите свои цветовые ощущения.
- К разуму или чувствам обращаются русский писатели и публицисты? Запишите в колонке таблицы «Ключевые слова» существительное «РАЗУМ»
4. «Музыка и словесность – суть две сестры родные», - сказал известный деятель эпохи Просвещения, поэт и драматург П.А. Плавильщиков.
- Первым европейцем в русской музыке называли Максима Созоновича Березовского. Он прожил всего 32 года (1745-1777), но какой глубиной мысли и чувства наполнены его произведения. Прослушаем небольшой фрагмент из концерта «Не отвержи мене во время старости»……… Его концерт – символ нового, реформ в жизни, скульптуре, градостроительстве, лирическая исповедь, несущая милосердие, любовь, прощение, сострадание
- Основные черты музыки М.С. Березовского и Д.С. Бортнянского: приоритет светского над церковным, индивидуального над коллективным, человеческого и гуманного над требовательным и подавляющим, лирическая исповедь, милосердие, любовь, прощение, сострадание.
- Подберите прилагательные, характеризующие музыку Березовского.
Ясная, уравновешенная, гармоничная, поэтичная, красивая, лирическая, строгая, изысканная, идеальная.
- Запишите их к «Ключевым словам» в таблицу, выбрав два наиболее подходящих.
В графе «Цвет» запишите свои цвет, связанный в данный момент с высокой, милосердной музыкой Бортнянского и Березовского.
5. Строгим, милосердным, мудрым, просвещенным должен быть монарх по мысли просветителей.
- Назовите императрицу, чье имя стало олицетворением образа русского просвещенного монарха, несмотря на ее иностранное происхождение. Екатерина II
- На портрете Дмитрия Григорьевича Левицкого она изображена римской богиней Мудрости и Разума. Движение к зрителю, золотой цвет подтверждает ее божественность. Открытое лицо, взгляд умный, внимательный, задумчивая улыбка. Складки одежды, напоминающие об античных героях. Парадные портреты Екатерины II мы увидим у Боровиковского и Антропова.
Такими сохранены образы просветителей Дени Дидро и Новикова, русского публициста и писателя. СЛАЙД 2
Живопись – самый молодой вид искусства Эпохи просвещения. Парсуна … «Появление портрета было одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи» И. Грабарь
А лександр Петрович Антропов Бутурлиной
Учебник; портреты: Страница 363 СЛАЙД 4
Измайловой
выразительность, правдивость в изображении русских барынь, художник передал внутренний мир пожилого человека.
- Художники Просвещения обращаются к античным образам. Воспитанников Академии Художеств, по мнению профессоров, это должно дисциплинировать: Внешний мир мало пригоден для высокого искусства, =>, необходимо обращение к историческим сюжетам и портретам.
Антон Павлович Лосенко Владимир и Рогнеда (1770)
Прощание Геракла с Андромахой (1773)
Зевс и Фетида (1769) СЛАЙД 5
Театральные позы героев, пышные декорации, восторженные лица, прозрачность сюжета, узнаваемые образы. Но главные идеи этих произведений - Долг, Мужество, Отечество, Патриотизм, Любовь к Родине, Желание быть ее сынами.
Запишите в таблице основные черты живописи Эпохи Просвещения Цвет ?
-«Ключевые слова» – глаголы живопись создает, оживляет, просвещает…
6. Обращение к античности прослеживается в искусстве, обладающем пластикой, легкостью, грациозностью и в тоже время грандиозным, монументальным содержанием. СКУЛЬПТУРА
Без нее не обходились дворцы и парки.
Шубин Федот Иванович. С его работами вы встречались в учебниках истории, скульптурные изображения современников.
Екатерина II, Павел I, М.В. Ломоносов СЛАЙД 6
- Найдите черты античности в скульптурных портретах.
Бартоломео Растрелли. Анна Иоанновна – форма колокола, властность, монументальность, но одновременно легкость, быстрота движения, полет мысли создателя и модели. СЛАЙД 7
Мари Анн Коло. Голова Петра I. Нарочитое увеличение черт лица создает ощущени силы, власти, мощи.
Этьен Фальконе. Известный памятник Петру I. Образец – памятник римскому императору Августу. Движение руки, что в нем заключено? Власть, сила, разум , жизнь, руководство к действию. СЛАЙД 8
Какая дума на челе!
Какая дума в нем сокрыта!
А в сем коне какай огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
Запишите в таблицу основные черты этого вида искусства.
В графу «Ключевые слова» запишите ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ответ на вопрос: «Что есть главный двигатель жизни?»
7. «Великий государственный человек бывает тот, после которого остаются великие и полезные для Отечества памятники и творения». Люк де Клапье Вовенарг (1715-1742)
- Какое творение Петра Великого стало великим и полезным для Отечества и сохранилось на века? Санкт-Петербург
- Вспомните еще одного великого сына России его стихи, посвященные Петербургу.
Люблю тебя Петра творенье
Люблю твой строгий, стройный вид
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Архитектура Санкт-Петербурга – самое удивительное творение, произведение искусства. Имена зодчих сохранились в вечности. Начинался Санкт-Петербург с Петропавловского собора (архитектор Доминико Трезини). Петр I создает новый юный мир по законам мифологии, обозначил среди топких болот и равнины высотный центр (шестигранник Петропавловского собора), крепости.
«Юный град… из тьмы лесов, из топи блат вознесся пышно, горделиво …»
Петербург - город вертикалей. Жизнь движется вверх, античное, мифологическое соединение земли и неба, имперская власть, напоминание о вечном. Подобные элементы встречаются в мировой культуре. СЛАЙД 9
Уфа 1957 год Монумент Дружбы к 400-летию присоединения Башкирии к России (архитекторы Бабурин, Левицкая, Кутырев, Гаврилов)
![](158478_html_m79b35df5.gif) ![](158478_html_m79b35df5.gif) ![](158478_html_56b76667.gif) Греческая поддерживает архитрав здания
К олонна
Римская - пьедестал, опора, маяк, имперская идея, украшение.
Греческая направляет движение рельефным фризом и со скульптурным тимпаном
А рка
Римская никуда не ведет, монументальность, надпись.
Архитекторы Санкт-Петербурга использовали античные символы и имперской власти.
«Истинный путь к Богу, - считает император Петр I, - служение Отечеству».
Петр I создает империю. В первую очередь это, конечно, реформы, изменение мышления. Нужно новое государство, =>, новая столица
Строительство Петербурга было начато в Северную войну, не было времени на создание архитектурных шедевров. Во всем простота и деловитость, четкость, сдержанность, убранство, плоские пилястры - изображения колонн на стене.
Петропавловский собор – фронтальная архитектурная композиция, положение зрителя статично. Вертикали – преобразили пейзаж равнинных берегов.
Выделяют несколько стилей в архитектуре эпохи Просвещения
В середине XVIIIв. достиг своего расцвета стиль барокко: храмы, дворцы, усадьбы.
Высокое барокко выражало абсолютизм и олицетворяло государственное могущество России.
О сновные черты: СЛАЙД 10
- пространственный размах
- опора на образцы древнерусского искусства (храмы)
- ясность планировочных решений
- живописная пластика Франческо Бартоломео
- неисчерпаемое декоративное убранство Растрелли
- зрелищные эффекты (особенно в интерьере) Зимний Дворец
- усиление рельефа стен: пилястры, трехчетвертные колонны Смольный монастырь
- игра светотени
-
классицизму
контрастные цветовые сочетания в отделке
С 60 –х годов XVIII в. барокко уступает место СЛАЙД 11
![](158478_html_m580ed4ea.gif) ![](158478_html_m18769591.gif) Ранний классицизм (1760-1770) Кокоринов А.Ф.
- четкость объемной композиции Академия Художеств
-
ранний
высокий
строгий ритм ордерных элементов
-
зрелый
уплощенность фасадов
- сдержанность убранства Антонио Ринальди
Зрелый классицизм, строгий (1780-1800) Мраморный Дворец
- гладкие обнаженные стены, лаконичный объем СЛАЙД 12
- колонный портик с фронтоном
- колонны с ионической или коринфской капителью.
- объемная композиция (зрителю необходимо обойти вокруг композиции)
![](158478_html_m8ebdb3a.gif)
Старов И.Е. Троицкий собор. Чарльз Камерон. Павловский дворец.
Александро-Невская Лавра Колоннада Аполлона.
Высокий классицизм (ампир) (1800-1830г.) прославляет могущество России, выражал патриотические чувства: строительство крупных общественных зданий, монументальность архитектурных решений. СЛАЙД 13
Андрей Никифорович Воронихин. Казанский собор.
Пространственная композиция – входит зритель внутрь.
Черты: - тяжеловесная помпезность
- декоративность, насыщенность античными элементами
- размах архитектурно–художественной системы
Жан Тома де Томон. Биржа. СЛАЙД 14
М
Время архитектурных комплексов
онферан Исаакиевский собор СЛАЙД 15
![](158478_html_1cbd7991.gif) ![](158478_html_m262ea49d.gif) Александриская колонна
Главный штаб Сенат Синод
К арл Иванович Росси
СЛАЙД 16
Улица Зодчего Росси Александрийский театр + две площади Островского и Ломоносова + улица Зодчего Росси СЛАЙД 17
Запишите особенности архитектуры эпохи Просвещения. Цвет?
Санкт – Петербург стал городом – идей, осуществленной в жизни, благодаря человеку, его разуму чувствам. Эпоха Просвещения отразилась в Санкт - Петербурге, как он в водах Невы.
Запишите итоговое существительное (Эпоха Просвещения)
ЗАДАНИЕ
1. ЭЛЕМЕНТЫ ГРЕЧЕСКОЙ И РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Схема 2
СЛАЙД 18
2. ВИДЫ АРХИТЕКТУРНЫХ КОМПОЗИЦИЙ
фронтальная
|
объемная
|
пространственная
|
|
|
|
СЛАЙД 19
3. ОПРЕДЕЛИТЕ СТИЛЬ ТАВРИЧЕСКОГО ДВОРЦА. ДОКАЖИТЕ. СЛАЙД 20
Архитектор Старов
Зрелый классицизм
-
гладкие стены
-
колонный портик, ионическая капитель
Таврический дворец считается эталоном строгой классики (зрелого классицизма), по его типу строились впоследствии многие усадебные дома. + Стерлитамак в 1950-х годах.
1. Посмотрите на таблицу цвета, не хотите ли вы сейчас что-либо поменять. Почему? Аргументируйте свой ответ.
2. Обратите внимание на колонку «Ключевые слова». У вас получился синквейн нерифмованное пятистишие по определенной схеме, созданное по впечатлению от увиденного.
Э![](158478_html_m31d78f5e.gif) то 1. Разум имя существительное (1)
2. Ясный, уравновешенный имя прилагательное (2)
с хема 3. Создает, оживляет, просвещает глагол (3)
4. Разум – двигатель жизни предложение
синквейна 5. Эпоха Просвещения итоговое существительное
Запишите в тетрадях предложение «Я узнал…» и продолжите его.
Какие особенности Эпохи Просвещения в России вы можете выделить?
Русский классицизм не отражение Европейского Просвещения. Это отклик на него…
Запишите в тетрадях предложение «Я хочу узнать …» и продолжите его. Какой вид искусства не был рассмотрен на уроке? ТЕАТР
Девиз домашнего задания – эпиграф к уроку: «Будь смел … и используй собственный разум.»
1) Учебник, стр. 349-372.
2) Заполнить последнюю графу в таблице.
3) Написать синквейн о театре.
Оценки.
- Спасибо за урок. Улыбнитесь мне, а теперь друг другу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Схема 1
Цвет
|
Символика цвета
|
Вид искусства
|
Белый
|
Начало,
чистота, холод, разум, добродетель
|
|
Желтый
|
Солнце
свет, Бог, вдохновение, торжественность
|
|
Зеленый
|
Жизнь
юность, рост, развитие, весна
|
|
Синий
|
Благородство, царственность,
прочность, пластика, верность, легкость
|
|
Черный
|
Земля, вечность
сила, мощь, гранит, вещественность
|
|
?
|
Движение,
огонь, страсть, беспокойство, свет, жизнь, кровь
|
|
Схема 2
1. Элементы греческой и римской архитектуры
![](158478_html_7f9dcea2.gif)
2. Виды архитектурных композиций
фронтальная
(положение зрителя статично)
|
объемная
(зритель обходит вокруг)
|
пространственная
(зритель находится внутри)
|
|
|
|
Схема 3 Русская культура эпохи Просвещения. Петербургский классицизм.
Цвет
|
Вид
искусства
|
Авторы произведений
|
Основные черты,
особенности произведений искусства
|
Ключевое
слово
|
Оценка
|
белый
(начало)
|
литература
|
Феофан Прокопович
Вас Кир Тредиаковский
Михаил Вас Ломоносов
Денис Ив. Фонвизин
Ал-др Ник. Радищев
Гавриил Ром. Державин
|
поучают монарха
воспитывают, призывают к добродетели
обличает крепостничество
просвещают
образование
обращаются к разуму, нравственности
|
Разум
|
|
желтый
(бог, свет)
|
музыка
|
Дмитрий Степанович
Бортнянский
Максим Созонович Березовский
|
приоритет светского над церковным,
индивидуального над коллективным,
человеческого и гуманного над требовательным и подавляющим, лирическая исповедь
милосердие, любовь, прощение, сострадание
|
Ясный,
уравновешенный
|
|
зеленый
(жизнь,
юность)
|
живопись
|
Дмитрий Григорьевич Левицкий
Никитин, Матвеев
Антропов
Рокотов
Антон Павлович Лосенко
|
- изображает рус. просветителей
- показывают чувства
- правдивое изображение
- свет, ясность
- обращается к античным образцам
|
Создает,
оживляет,
просвещает
|
|
синий
(благородство)
|
скульптура
|
Федот Иванович Шубин
Бартоломео Растрелли
Мари Анн Коло
Этьен Морис Фальконе
|
- ориентируется на античность
- монументальность
- увеличивает детали, придает силу
- жизнь, движение
|
Разум –
главный двигатель жизни
|
|
серый
коричневый
(сила, мощь)
|
архитектура
|
Доминико Трезини
В.В.Растрелли
Кокоринов А.Ф.
Антонио Ринальди
Старов Иван Егорович
Чарльз Камерон
Воронихин А.Н.
Жан Тома де Томон
Огюст Монферан, К. Росси
|
высокое барокко: ясность планировки,
великолепие пластики и убранства………………..
ранний классицизм: объемная композиция,
сдержанность убранства, уплощенность фасадов
зрелый классицизм: гладкость стен, колоннада, эталон …………………………………………………………………..
высокий классицизм: тяжеловесность, античные элементы, масштабность……………………..
|
Эпоха
Просвещения
|
|
красный
?
|
?
|
?
|
?
|
синквейн
?
|
|
Схема 3.1 …………….культура эпохи Просвещения. ……………..
Цвет
|
Вид
искусства
|
Авторы произведений
|
Основные черты,
особенности произведений искусства
|
Ключевое
слово
|
Оценка
|
|
литература
|
Феофан Прокопович
Василий Кириллович
Тредиаковский
М.В. Ломоносов
………….
…………
…………
|
|
………
|
|
|
…………
|
Дмитрий Степанович
Бортнянский
Максим Созонович Березовский
|
приоритет светского над церковным,
индивидуального над коллективным,
человеческого и гуманного,
лирическая исповедь
милосердие, любовь, прощение
|
Ясный,
уравновешенный
|
|
|
живопись
|
Дмитрий Григорьевич Левицкий
…………
|
………….
………….
…………..
|
………
………
………
|
|
|
скульптура
|
Федот Иванович Шубин
Бартоломео Растрелли
Мари Анн Коло
Этьен Морис Фальконе
|
…………….
…………..
…………..
…………….
|
……………………
|
|
|
…………
|
Доминико Трезини
В.В.Растрелли
Кокоринов А.Ф.
Антонио Ринальди
Старов Иван Егорович
Чарльз Камерон
Воронихин А.Н.
Жан Тома де Томон
Огюст Монферан, К. Росси
|
высокое барокко: ясность планировки,
великолепие пластики и убранства………………..
ранний классицизм: объемная композиция,
сдержанность убранства, уплощенность фасадов
зрелый классицизм: гладкость стен, колоннада, эталон …………………………………………………………………..
высокий классицизм: тяжеловесность, античные элементы, масштабность……………………..
|
………………
|
|
?
|
?
|
?
|
?
|
синквейн
|
|
Достарыңызбен бөлісу: |