Курсовая работа: Жизнь и творчество Клода Моне студентка 310 группы Прокопчук Екатерина Петрозаводск 2006



Дата21.07.2016
өлшемі259.61 Kb.
#213786
түріКурсовая

Петрозаводский государственный университет

Медицинский факультет

Кафедра культурологии

Зав.кафедры: Семеновкер В.Н.

Курсовая работа:



Жизнь и творчество Клода Моне


выполнила: студентка 310 группы

Прокопчук Екатерина

Петрозаводск 2006



Содержание


  • Введение ………………………………………..

  • Становление …………………………………….

  • Рождение импрессионизма……………………..

  • Годы в Живерни…………………………………

  • Произведения:

    1. Женщины в саду………………………………….

    2. Камилла в зеленом………………………………..

    3. Лягушатник……………………………………….

    4. Впечатление. Восход солнца……………………..

    5. Вокзал Сен-Лазар…………………………………

    6. Женщина с зонтиком……………………………..

    7. Руанский Собор…………………………………...

    8. Пруд с кувшинками……………………………….

    9. Кувшинки………………………………………….

        • Заключение……………………………………….

        • Список используемой литературы………………

        • Приложение……………………………………….

Ввввв


Введение
Импрессионизм, живопись импрессионистов… Сегодня, одно лишь упоминание этих окрашенных эмоциями понятий неизменно вызывает теплые чувства у тех, кто знаком с творчеством представителей, быть может, самого популярного направления современного искусства. Французские слова «импрессион» («впечатление») и «импрессионисты» ассоциируются с поэтической атмосферой небольших по формату пейзажей, словно наполненных солнечным светом и вибрирующим воздухом, с прекрасными женскими образами, как бы материализующими встречу с «мимолетным видением», с жанровыми картинами и портретами, излучающими упоение жизнью, безмятежность, душевную и физическую красоту. Одним из величайших представителей художников-импрессионистов, наряду с Ренуаром, Дега, Писсаро и другими, является Клод Моне.

э

Майское небо над Парижем почернело, набухло и выплеснуло на улицы страшный ливень. Прямо над головой Клода Моне сверкнула яркая молния. Моряки в Гавре, откуда начинающий художник приехал в столицу, называют такую «дьяволовой ногой», крестятся и шепчут: «Судьба бьет!».


СТАНОВЛЕНИЕ

Образование Моне началось в нормандском городе Гавре, куда семья переехала из Парижа в 1845 году, когда юному Клоду было всего пять лет. В Гавре его отец Клод Огюст вместе со своим шурином Жаком Лекардом открыл лавку, где торговали корабельной оснасткой и бакалейными товарами, семья же обустроилась в предместье Сент-Адресс на берегу моря.

Научившись самостоятельно рисовать, четырнадцатилетний Моне приобрел немалый опыт, рисуя занятные карикатуры на самых знаменитых людей Гавра. Эти исполненные доброжелательного юмора первые работы, выполненные карандашом и углем, очень рано привлекли к Моне внимание жителей города. У молодого художника появляется «клиентура», каждый хочет получить свою карикатуру, и он продает их по цене от десяти до двадцати франков. В этот период Моне занимается рисунком под руководством ученика Давида Жака Франсуа Ошара, преподающего в коллеже, где он учится, и знакомится с творчеством пейзажиста Эжена Будена, отличающегося от своих современников тем, что пишет на натуре. Поначалу Моне, как и многие другие жители города, критически относился к методу Будена, но, познакомившись с художником лично, решил присоединиться к нему и тоже попробовать писать на открытом воздухе – в результате природа заворожила его как живописца на всю жизнь.

Общение с Буденом утверждает молодого Моне в его решимости серьезно заняться живописью; а для этого лучше всего перебраться во французскую столицу, где сосредоточены наиболее значительные художественные академии. Собрав сбережения, от продажи карикатур, Моне отправляется в Париж, заручившись несколькими рекомендательными письмами от коллекционеров и любителей живописи, покровительствовавших Будену и имевших в столице связи с художником Константином Тройоном. В мае 1859 года Моне переселяется в столицу, некоторое время учится в Академии Сюисса и общается с Эженом Делакруа и Гюставом Курбе. Тогда же молодой человек знакомится с Камилем Писсарро и вместе с ним часто бывает в Брассри де Мартир (Кабачке мучеников), где собираются реалисты во главе с Курбе и где ему доводится встретиться также с Бодлером. Моне посещает парижские Салоны, бывает в Лувре и пишет Будену длинные письма с подробным отчетом. В Салонах он имеет возможность узнать и оценить творчество Тройона, представителя барбизонской школы пейзажной живописи, к которой относились также Коро, Руссо и Добиньи. Моне советуется с Тройоном по поводу собственной живописи, и художник рекомендует ему поступить в мастерскую Тома Кутюра, чтобы научиться рисовать. Но Моне была чужда академическая манера живописи Кутюра, и вопреки совету Тройона он продолжает работать в мастерских таких художников, как Арно Готье, Шарль Монжино, Шарль Жак. На этом этапе Моне знакомится и с живописью с натуры Добиньи, чей ярко выраженный натурализм как бы перекидывает мостик от барбизонской школы и импрессионизму.

Осенью 1860 года Моне призывают на военную службу и посылают служить в Алжир, где он проводит 2 года. Он вспоминает, что этот период его жизни принес с собой открытие новых цветовых и световых эффектов (тех же, что в свое время поразили Декларуа), решительным образом повлиявшее на формирование его художественного восприятия. В конце второго года пребывания в Алжире его из-за болезни отправляют

обратно во Францию. В Гавре Монеснова встречается с Буденом и знакомится с голландским

художником Иоганном Йонкиндом, с которым они сразу же становятся большими друзьями. В конце лета, когда Моне уже близок к выздоровлению, его отец, опасаясь за состояние здоровья сына, решает заплатить тому, кто заменит его на военной службе, а также соглашается помогать в дальнейших занятия живописью. Итак, в ноябре 1862 года Моне возвращается в Париж, где по совету одного родственника, академического художника Тульмуша, занимается некоторое время в мастерской Глейра, где знакомится с художниками Ренуаром, Базилем и Сислеем, очень скоро ставшими его близкими друзьями. В этот период Моне больше всего нравится, с одной стороны, Декларуа, привлекающий силой и естественностью выражения, а с другой – любая натуралистическая, антиакадемическая живопись.

Большое влияние в этом плане оказало на него творчество Мане, выставившего в 1963 году в Салоне Отверженных свой Завтрак на траве. Полемика, начатая прессой и сторонниками академического искусства в связи с этой картиной, где на фоне великолепного леса обнаженная молодая женщина в обществе двух мужчин, по одежде явно принадлежащих к современному буржуазному обществу, дала пищу для оживленных дискуссий среди молодых художников; Моне тоже принял в них участие. Именно в эти годы во время жарких споров в кафе Гербуа Мане с его картинами стал символом обновления живописи и духовным лидером группы художников, позже известных как «импрессионисты».

Тогда же Моне с товарищами по мастерской Глейра часто пишет с натуры в лесу Фонтебло, а летом 1864 года едет в Онфлер в обществе Будена, Йонкинда и Базиля и селится вместе с последним в Сен-Симеоне, излюбленном месте художников.

В 1865 году он впервые выставляется в Салоне, и его два морских пейзажа имеют скромный успех. Полюбовавшись собственными картинами в Салоне, Моне уезжает в Шайи, где селится в гостинице «Золотой лев» и работает над многочисленными этюдами к Завтраку на траве, - все это вариации на тему знаменитого полотна Мане, выставленного в Салоне Отверженных в 1863 году. Для картины позируют Базиль и Камилла Донсье, ставшая впоследствии спутницей его жизни. Этюды вызывают живой интерес Курбе, специально приехавшего в Шайн, чтобы следить за процессом рождения этой картины, выполненной на натуре. Он походил вокруг полотна Клода и заявил: «Написано хорошо,но как-то вяло:дамы в пышных платьях похожи на декоративные цветы. Не люди на лугу,а кувшинки в озере!» Курбе и карикатурист Оноре Домье были поистине кумирами художников, далеких от официально признанной живописи. Произведения обоих – достаточно вспомнить Мастерскую художника Курбе и Вагон третьего класса Домье – шокировали официальные круги своим реализмом, а также выбором сюжетов, считавшихся вульгарными и недостойными изображения. Оба они стояли у истоков реализма – течения, предполагавшего не только приближение к природе и пленэрную пейзажную живопись, но и поиск выразительных средств для художественного воплощения действительности, где каждый человек, независимо от социального положения, играет свою роль. Вполне понятно, что Моне восхищался Курбе и с интересом изучал его технику, особенно использование темного фона.

В картине Камилла в зеленом – портрете подруги Моне в полный рост, написанном в 1866 году, - художник несомненно отдает дань живописной технике Курбе. Именно эта работа выставляется в Салоне 1866 года и получает благосклонные отзывы критики. О нем начинают говорить в печати, и отголоски его успеха долетают до Гавра, позволяя ему вновь завоевать уважение своей семьи. В тот период художник работает в Виль д* Авре, где пишет с натуры большое полотно Женщина в саду; для всех четырехженских фигур позирует одна модель – Камилла. Картина эта, купленная Базилем, была отвергнута жюри Салона 1867 года.

Это время было очень тяжелым для Моне, крайне стесненного в средствах, постоянно преследуемого кредиторами и даже пытавшегося покончить с собой. Художнику приходится все время переезжать с места на место, то в Гавр, то в Сент-Адресс, то в Париж, где он пишет замечательные городские пейзажи. Затем снова едет в Нормандию, в Этрета, где ему помогает коммерсант Годибер, который , веря в него, покупает несколько картин и предоставляет ему в 1869 году дом в Сен-Мишеле, деревне на берегу Сены в нескольких километрах к северо-западу от Парижа.



РОЖДЕНИЕ ИМПРЕССИОНИЗМА
В Сен-Мишеле Моне пишет вместе с Огюстом Ренуаром – из их совместной творческой деятельности рождаются знаменитые виды купальни и ресторанчика, известных под названием Лягушатник. В этих работах оба художника стремятся перенести на холст разнообразие световых эффектов и особенно изменчивость бликов на воде, постоянно находящейся в движении, а значит, всегда остающейся неисчерпаемым источником новых впечатлений. Эта картина, как и написанная двумя годами раньше Терраса в Сент-Адресс, свидетельствует о влиянии на живопись Моне восточного искусства, приобретшего известность во Франции во второй половине века в связи с началом коллекционирования японской графики. В японском искусстве – а для гравюры здесь характерно применение чистых цветов, покрывающих большие участки композиции, их смелое сочетание и использование неожиданных ракурсов – Моне и его современники открыли новые многообещающие возможности воспроизведения окружающего мира в гармонии с «чувством атмосферы», которое станет одним из элементов поэтики импрессионизма.

Процесс формирования нового художественного языка следует также рассматривать в связи с прогрессом науки Х1Х столетия и ее последними достижениями, в частности исследованиями таких ученых, как Эжен Шеврель, в области оптики и цветовых контрастов, получившими широкое распространение во Франции во второй половине века. Основываясь на наблюдении за физическим явлением восприятия, ученые установили, что зрение является результатом взаимодействия воспринимаемых глазом элементов и что цвет предмета зависит от материала, из которого он сделан, от близости других предметов и качества света. Эти принципы, вместе с откровениями японского искусства, оказали сильное влияние на Моне, Ренуара и всех художников, предпочитающих писать на открытом воздухе. Следы их воздействия найдем в импрессионистской живописной технике: чистые цвета солнечного спектра накладываются непосредственно на холст, а не смешиваются на палитре.

Мы подошли к 1870 году. В июне месяце состоялось бракосочетание Моне и Камиллы Донсье, на котором присутствовал и Гюстав Курбе. Молодые переезжают в Нормандию, в Трувиль, где их застает начало франко-прусской войны. Моне, будучи республиканцем, не хочет воевать за империю и под этим предлогом укрывается в Англии.

В Лондоне он встречает Добиньи и Пимссарро, с которым работает над изображением Темзы и Гайд-парка. Посещая музеи, он с восхищением открывает для себя живопись Джона Констебла и Уильяма Тернера, а Добиньи знакомит его с французским торговцем картинами Полем Дюран-Рюэлем. Живя в Лондоне, Дюран –Рюэль открыл галерею на Бонд-стрит. Встреча эта оказалась очень важной, так как именно Дюран-Рюэль с доверием и интересом отнесется к творчеству Моне и других художников будущей импрессионистской группы и станет помогать им в организации выставок и продаже картин.

В 1871 году Моне узнает о смерти отца и уезжает во Францию. По дороге он посещает Голландию, где, пораженный великолепием пейзажа, останавливается на некоторое время и пишет несколько картин с ветряными мельницами, отражающимися в безмятежных водах каналов. Моне возвращается в Париж. В кафе Гербуа ему ему рассказывают, сто его близкий друг Базиль погиб на войне. Вместе с Буденном и Готье художник навещает в тюрьме Курбе, обвиняемого в сносе колонны на Вандомской площади во время народных волнений Парижской Коммуны.

Благодаря Мане, с которым отныне его связывает крепкая дружба, он находит себе в Аржантее на берегу Сены дом с садом, где может: выращивать цветы, со временем ставшие настоящей страстью художника. Значительно улучшается и материальное положение: отцовское наследство и приданое жены Камиллы обеспечивают семье Моне некоторый достаток. Как и прежде, время от времени он ездит в Нормандию. В 1872 году в Гавре Моне пишет Впечатление. Восход солнца – вид Гаврского порта, представленный потом на первой выставке импрессионистов, - а затем, снова съездив в Голландию, возвращается в Аржантей. Там Моне знакомится с художником и коллекционером Гюставом Кайботтом, они становятся большими друзьями. В Аржантее Моне, по примеру Добиньи, снаряжает плавучую мастерскую, чтобы писать прямо на Сене. Он по-прежнему с увлечением занимается передачей бликов на воде и, работая вместе с Ренуаром, Сислеем и Мане, развивает и совершенствует технику, позволяющую ему схватывать световые эффекты быстрее, чем изменится освещение.

24 апреля 1874 года открывается выставка Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, граверов в мастерской фотографа Надара на бульваре Капуцинок в Париже; там выставляются Моне, Дега, Сезанн, Берта Моризо, Ренуар, Писсаро и многие другие художники разных стилистических направлений, объединенные страстным желанием отмежеваться от официальной живописи, представляемой в Салонах. Выставку раскритиковали в печати, да и публика отнеслась к ней негативно: выставленные произведения, в частности картины группы художников, близких Моне, были слишком новы и непонятны для поклонников академической живописи, всегда создававшейся в мастерской и предполагавшей, что искусство есть не что иное, как стремление к идеализации действительности во имя канонов классической культуры. Романист Эмиль Золя, один из немногих поддерживающих новое направление, расскажет в романе Творчество о реакции публики на эту первую выставку и опишет толпу пришедших повеселится людей, одинаково толкавших друг друга локтями и хохотавших перед действительно прекрасными и безобразными картинами.

Позже, желая ввести в курс дела всех тех, кто не был в мастерской Надара, газеты опубликовали ряд насмешливых, уничижительных статей вроде той, что появилась в сатирическом журнале»Шаривари» стараниями некого Луи Леруа, который отталкиваясь от названия одной из выставленных на бульваре Капуцинок работ Моне Впечатление. Восход солнца (по-французски «импрешен»), иронически назвал группу художников «импрессионистами». Леруа и не подозревал, какая судьба уготована этому термину и какую роль в дальнейшем развитии искусства сыграют произведения, по его словам, «неизысканные», «хуже, чем обои в зачаточном состоянии».

Вторая выставка группы, организованная в мастерской Дюран-Рюэля в 1876 году, также не встретила понимания критики. Моне выставил тогда 18 своих произведений, среди которых картина Японка. История написания этой картины довольно занимательна: однажды,чтобы приободрить Камиллу вездесущий Ренуар принес ей алое кимоно.Та обрадовалась, как ребенок,достала из сундука веер и начала выделывать перед друзьями-художниками замысловатые па. Моне схватился за кисть: «Замри!» и весь вечер рисовал Камиллу.

Эмиль Золя, всегда сочувствовавший импрессионистам, после этой выставки признал Моне безусловным лидером группы. После провала выставки продавать картины удавалось с величайшим трудом, цены были крайне низкими, и для Моне снова начался период материальных трудностей. Летом, вернувшись в Аржантей, он познакомился с финансистами и коллекционером Эрнестом Гошеле, подружился с ним и влюбился в его жену Алис.

Поздней осенью Моне возвращается в Париж с желанием писать виды зимнего города сквозь пелену тумана и решает сделать своим объектом вокзал Сен-Лазар. С разрешения директора железных дорог он располагается на вокзале и работает дни напролет, в результате чего создает полдюжины полотен, приобретенные впоследствии торговцем Полем Дюран-Рюэлем.

Между тем выставки группы художников, известных отныне как импрессионисты, проводятся весьма регулярно. Третья состоялась в 1877 году, четвертая – в 1879 году, но публика относится к этому направлению по-прежнему враждебно, и материальное положение Моне, снова осаждаемого кредиторами, кажется беспросветным. Именно из-за этого он вынужден перевезти семью из Аржантея в Ветей, где живет вместе с четой Гошеде и пишет несколько великолепных пейзажей с видами окрестностей.

В 1879 году Камилла после долгой болезни умирает в возрасте всего 32 лет. Моне пишет прекрасный портрет любимой женщины. Год спустя Моне посылает два полотна в Салон,но только одно из них принимается жюри. Это последняя официальная выставка, в которой принимает участие Моне. В июне того же года в галерее журнала Современная жизнь, принадлежащего издателю и коллекционеру Жоржу Шарпантье, открывается выставка 18 картин Моне. Она приносит художнику долгожданный успех в прессе. А продажа картин с этой выставки позволяет Моне поправить свое материальное положение. Он отправляется писать в Фекан, в Нормандии, куда его влечет природа, море и особая атмосфера этой земли. Там он работает, живя то в Дьеппе, то в Пурвиле, то в Эретта и создает целый ряд великолепных пейзажей.

Тем временем в группе импрессионистов происходят определенные изменения и намечается раскол. Ренуар уже в 1878 году не участвует в четвертой выставке импрессионистов, считая, что следует попытаться вернуться на официальный путь, а следовательно, выставить свои работы в Салоне. То же самое пробует сделать в 1880 году и сам Моне и в 1881 году не принимает участия в шестой выставке группы, но зато участвует в седьмой, состоявшейся в 1882 году.

В 1883 году умирает Мане, его кончина символически совпадает с распадом группы. В 1886 году официально состоялась восьмая, и последняя выставка импрессионистов, но Ренуа, Моне, Сислей в ней не участвовали; зато о себе заявили Жорж Сера и Поль Синьяк, представители новой тенденции – так называемого пуантилизма. В этот период Моне, еще в 1883 году переехавший вместе с семьей Гошеде в небольшое местечко Живерни, совершает путешествие в Италию, в Бордигеру, где его восхищает великолепие света, и участвует в выставках, устраиваемых в Париже торговцем Жоржем Пти. Не прекращаются и его поездки в Нормандию, в Этрета; там он встречается с Ги де Мопассаном. В 1888 году Моне работает в Антибе. Благодаря заинтересованности Тео Ван Гога – владельца галереи и брата художника - ему удается выставляться в двух парижских галереях при сдержанной поддержке критики.

В следующем году Моне, наконец, добивается настоящего и прочного успеха: в галерее Пети одновременно с выставкой работ скульптора Огюста Родена организуется ретроспективная выставка Моне, не которой представлены сто сорок пять его работ с 1864 по 1889 годы.

Моне становится известным и уважаемым живописцем. Осенью того же года он решает почтить память художника, так много значившего для него лично и для всего импрессионистского движения, и организует подписку, чтобы выкупить знаменитую Олимпию Мане и передать ее в собственность государства. Ему без труда удается собрать необходимую сумму, и одна из самых скандальных картин во Франции Х1Х века в конце концов попадает в Лувр.

Годы в Живерни
В 1890 году Моне покупает дом и Живерни, куда собирается окончательно переселиться. Он хочет использовать рукав реки Эпт для создания пруда с кувшинками.

В 1891 году внимание живописца привлекает ледоход на Сене. В марте умирает коллекционер Эрнест Гошеде, его хоронят на кладбище Живерни. И на следующий год Моне, наконец, женится на Алис, в которую был влюблен долгие годы. Тогда же Моне пишет Стога – первую большую серию картин, где художник пытается запечатлеть на полотне нюансы освещения стогов сена, меняющегося в зависимости от времени суток и погоды. Он работает одновременно на нескольких холстах, переходя от одного к другому в соответствии с возникающими световыми эффектами. Серия эта имела большой успех и существенно повлияла на многих художников того времени. Василий Кандинский, которому довелось увидеть одну из картин на выставке импрессионистов в Москве, вспоминает, что был восхищен «немыслимым богатством палитры, о каком мне и мечтать не приходилось». К опыту Стогов Моне возвращается к новой серии – Тополя, где деревья на берегу реки Эпт также изображаются в разное время суток. Работая над Тополями, Моне каждый раз отправляется на место с несколькими мольбертами и выстраивает их в ряд, чтобы быстро переходить от одного к другому в зависимости от освещения. Кроме того, на сей раз он хочет выразить в картинах и собственное видение, причем делает это за считанные минуты, состязаясь в скорости творчества с природой. Еще не закончив серию, Моне узнает, что тополя собираются рубить и продавать. Ради того чтобы завершить работу, он связывается с покупателями и предлагает денежное возмещение за отсрочку вырубки. Эта серия, выставленная в галерее Дюран-Рюэля в 1892 году, также имела большой успех, но еще более восторженно была встречена большая серия Руанский собор, над которой Моне работал в период с 1892 по 1894 годы. Последовательно отображая перемену освещения от утренней зари до вечерних сумерек, он написал пятьдесят видов величественного готического фасада, растворяющегося, дематериализующегося в свете. Он пишет все быстрее и быстрее, торопливо нанося на холст точечные мазки.

В феврале 1895 года он едет в Норвегию, в Сандвикен, неподалеку от Осло, где пишет фиорды, гору Колсаас и виды деревни, в которой он живет. Этот цикл зимних пейзажей по стилю напоминает произведения, выполненные около 1870 года. На следующий год Моне совершает настоящее паломничество по местам, где он писал в предыдущие годы; и Пурвиль, Дьепп, Варежанвиль снова возвращаются на его полотна.

В 1897 году собрание Гюстава Кайботта, умершего в 1894 году, переходит в собственность национальных музеев и многие произведения импрессионистов попадают, наконец, в государственные коллекции.Летом 20 картин Моне выставляются на второй Венецианской биеннале. Осенью 1899 года в Живерни он начинает цикл Кувшинки, над которым будет работать до самой смерти. Начало нового столетия застает Моне в Лондоне; художник снова пишет Парламент и целый ряд картин, объединенных одним мотивом – туманом. С 1900 по 1904 годы Моне часто ездит в Великобританию и в 1904 году выставляет в галерее Дюран-Рюэля 37 видов Темзы. Летом он возвращается к Кувшинкам и в феврале следующего года участвует с 55 работами в большой выставке импрессионистов, организованной Дюран-Рюэлем в Лондоне. В 1908 году Моне отправляется в свое предпоследнее путешествие: едет вместе с женой в Венецию по приглашению семьи Куртиса, американского друга художника Джона Сингера Сарджента, где живет в палаццо Барбаро на Канале Гранде. Моне решает остаться в городе подольше, чтобы пописать, и на два месяца поселяется в отеле 2Британия». Он настолько заворожен атмосферой Венеции, световыми эффектами, отблесками воды и отражениями в ней памятников, что снова приезжает туда на следующий год. Одному специалисту по архитектуре, в своем интервью утверждавшему, что Дворец дожей можно определить как пример скорее импрессионистской, чем готической архитектуры, Моне ответил: «Зодчий, задумавший этот дворец, был первым импрессионистом. Он создал его плывущим по воде, вырастающим из вода, сияющим в воздухе Венеции, подобно тому как художник-импрессионист накладывает на полотно сияющие мазки, чтобы передать ощущение атмосферы. Работая над этой картиной, я хотел написать атмосферу Венеции. Дворец, возникший в моей композиции, был только предлогом, чтобы изобразить атмосферу. Ведь вся Венеция погружена в эту атмосферу. Плывет в этой атмосфере. Это импрессионизм в камне». Вернувшись во Францию, он продолжает работать в мастерской над картинами венецианского периода, которые будут выставлены лишь в 1912 году, через год после смерти его жены Алис, в галерее Бергейма младшего. Выставку предваряла статья Октава Мирбо.

С 1908 года зрение художника начинает ухудшаться; теперь он все свое внимание уделяет саду и продолжает работать над серией Кувшинки, начатой в далеком 1890 году. Отведя воды небольшого притока реки Эпт, Рю, протекавшего через его землю, Моне сделал у себя в Живерни маленький прудик. На зеркальной глади получившего таким образом водоема он вырастил кувшинки, а вокруг посадил ивы и различные экзотические растения. В довершение проекта над прудом был построен деревянный мостик, идея которого была навеяна восточными гравюрами. Художника всегда восхищали цветы и блики на воде, но в этом проекте, несомненно, сказалось влияние японской культуры, распространившейся в Европе начиная с середины века и очень заинтересовавшей Моне и его современников. Этому чудесному уголку сада посвящены последние большие произведения Моне – усталого художника, чьи проблемы со зрением с годами становятся все более серьезными. В 1914 году умирает его старший сын Жан. Моне чувствует себя все более одиноки, но продолжает работать, подбадриваемый Жоржем Клемансо и Октавом Мирбо, которые часто приходят навестить друга.

Из-за присутствия Моне Живерни превращается в своего рода колонию художников, прежде всего американских, но сам Моне предпочитает вести замкнутый образ жизни, уверяя, что не имеет никакого «рецепта» для молодежи, а значит, не может никого ничему научить. Все свое время он проводит в саду – и пишет, пишет. Прогрессирующее ухудшение зрения уже не позволяет ему передавать световые эффекты с той же точностью, что и раньше. Иногда, если полотно кажется ему неудачным, Моне в ярости уничтожает свою работу. И все же он продолжает писать, а из-за своих проблем со зрением вырабатывает новый для себя подход к живописи. За столько лет работы в Живерни каждый уголок сада в любое время суток отпечатался в его сознании. И Моне подумал, что было бы интересно написать серию впечатлений от целого, причем не с натуры, а в мастерской. В связи с этим он решил построить в своем имении новую большую мастерскую. Строительство нового помещения завершилось в 1916 году: мастерская имела 25 метров в длину, 15 в ширину и потолок, на две трети сделанный из стекла. Там Моне принимается за работу. Он пишет на холстах размером четыре метра на два и создает удивительные работы, в комплексе передающие впечатления от созданного им царства, снова и снова запечатлевая на полотне утренние туманы, закаты, сумерки и ночной мрак. В 1918 году, по случаю перемирия, он решает подарить новую серию государству. Его друг Жорж Клеменсо, бывший тогда премьер-министром, хочет предоставить Моне престижное помещение – павильон Оранжри в саду Тюильри. Но Моне все еще не удовлетворен своей работой и с упорством, характерным для его отношения к живописи, продолжает трудиться вплоть до 1926 года – года его смерти. Помимо принесенной в дар государству серии из восьми панно, размещенный в овальном зале Оранжри в 1927 году, Моне за этот период написал много других произведений, которые были найдены после смерти художника в его мастерской в Живерни и ныне хранятся в парижском музее Мармоттан. Некоторые из них, недатированные, но, несомненно, относящиеся к последнему периоду творчества, по манере приближаются к авангардистским эстетическим течениям начала века, в частности, к экспрессионизму. В самом деле, Моне доводит до крайности процесс дематериализации, уже наметившийся в серии соборов. Он не только выходит за пределы стилистики импрессионизма, но и в чем-то, возможно предвосхищает художественный язык нефигуративной живописи периода после Второй мировой войны.



Произведения




Женщины в саду

Моне вводит нас в сад, почти полностью погруженный в тень и пересеченной по диагонали полосой теплого солнечного света. В центре картины на краю газона - дерево, ствол которого задает вертикальную ось композиции. Ветки его сливаются с листвой кустов и деревьев, растущих в глубине сада, и на фоне этой зеленой декорации вырисовывается легкая женская фигура, словно огибающая дерево, опираясь о ствол, по-видимому, чтобы выйти навстречу двум дамам, идущим слева. Одна из них изображена в профиль(на ней типичное для того времени платье и шляпка с лентами, ниспадающими вдоль спины), лицо второй закрыто большим букетом цветов, так что видны только глаза. Перед этой группой на освещенном солнцем участке сидит на траве еще одна женщина в роскошно вышитом платье, прикрываясь от солнца зонтиком под цвет шейного платка, и с улыбкой разглядывает только что собранные цветы.


Камилла в зеленом
Эту картину – портрет подруги художника – Моне написал за четыре дня. Она была послана в Салон 1866 года, принята жюри и из всех выставленных картин вызвала наибольшее количество споров.

Если академическая критика отнеслась к полотну резко негативно, более чувствительные натуры пришли от него в восторг и увидели в авторе человека, способного преобразить современное искусство. Великолепно описал его в газете Эвенман Эмиль Золя: «Признаюсь, дольше всего мое внимание задержала на себе картина Моне Камилла в зеленом. Это поистине живое, полное энергии полотно. Я бродил по холодным, пустым залам и уже вроде бы подходил к концу, скучающий и усталый, оттого, что не встретил ни одного нового таланта, как вдруг в глаза мне бросилась эта женщина в платье с длинным шлейфом, уходящим в стену, словно в ней выемка. Я не знаю господина Моне и скорее всего не видел ни одной его картины, и все же чувствую себя его старым другом, потому что живопись его исполнена энергии и правды».


Лягушатник
В 1969 году благодаря помощи любителя искусства одибера Моне снял небольшой домик в Сен-Мишель де Буживаль. К нему часто приезжают Огюст Ренуар, и художники начинают вместе работать над одними и теми же сюжетами. На этом этапе природа становится доминирующим мотивом их живописи, самым настоящим объектом исследования. Здесь, недалеко от Парижа, между Шату и Буживалем, на берегу одного из рукавов Сены, художники находят колоритнейший уголок, как нельзя более подходящий для изучения бликов и отблесков на воде: маленький ресторанчик и примыкающую к нему купальню – место воскресного отдыха зажиточных парижан. Человеческая фигура Моне составляет единое целое с естественным видом реки, он воспринимает ее так же, как растения или воду. Внимание художника привлекают, прежде всего мимолетные эффекты в постоянно меняющейся природе. Эта ориентация сама по себе становится его творческим кредо, которому он остается, верен и в последующие годы.


Впечатление. Восход солнца
На этой картине, написанной во время пребывания в Гавре из окна гостиницы «Адмиралтейство», Моне поставил более позднюю дату – год своего возвращения во Францию из Англии и Голландии. Здесь художник, как видно, окончательно освободился от общепринятого представления об объекте изображения как некоем объеме и всецело посвятил себя передаче сиюминутного состояния атмосферы в голубых и розово-оранжевых тонах.

В самом деле, все как будто становится нематериальным: гаврский мол и корабли сливаются с разводами на небе и отражением в воде, а силуэты рыбаков и лодок на первом плане – это всего лишь темные пятна, сделанные несколькими интенсивными мазками. Отказ от академической техники, живопись на пленэре и выбор непривычных сюжетов в штыки воспринимались критикой того времени. Луи Леруа, автор яростной статьи, появившейся в журнале Шаривари, впервые, в связи именно с этой картиной, употребил термин «импрессионизм», как определение нового течения в живописи.


Вокзал Сен-Лазар
Зимой 1876 года Моне занят изображением эффектов тумана в городском освещении. В районе Пон де Эроп он находит необычайно интересное место – вокзал Сен – Лазар. Прибытие и отъезд поездов в определенные моменты дня вызывают совершенно особую игру цвета и света. Захваченный этими эффектами, Моне решает написать целую серию видов парижского вокзала.

Заняв место внутри вокзала, особенно у самого начала путей, Моне мог видеть перед собой перспективу уходящих рельсов и просматривающиеся за пределами конструкции из металла и стекла, небо и городские здания. Отсюда Моне пытается запечатлеть на полотне мимолетные цветовые эффекты, производимые клубами пара приближающихся локомотивов, и таким образом за кратчайший промежуток времени создает одну картину за другой, изображая трехмерные предметы с помощью светотени, быстрыми, вибрирующими мазками.


Женщина с зонтиком
Это один из двух потретов дочери Сюзанны, которую Моне очень любил писать в Живерни. В один и тот же год Моне написал две версии этого портрета: на одном из них модель повернута вправо,а на другом-влево (обе картины хранятсяв Париже, в музее Орсе).Фигура Сюзанны гармонично вырисовывается на фоне неба, где облака, кажется, только что возникли в порыве ветра - того самого ветра, что на обеих картинах играет в складках платья, теребит шарф и колышет траву, написанную длинными однонаправленными мазками. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, изображение фигуры на обоих полотнах выглядит монументальным благодаря точке зрения снизу. Сюзанна прикрывается зонтиком, позволяющим Моне добиться точности в передаче освещения, и узнать ее невозможно, черты лица едва намечены. Мотив этих двух картин напоминают более ранние и иные по стилистике работы, как например, Терраса в Сент-Адресс, Женщины в саду и Поле маков, где Моне пристально изучал возможности композиции, включающей в себя человеческую фигуру на пленэре.

Осенью 1888 года Моне обнаружил неподалеку от своего дома в Живерни несколько стогов; он сделал множество набросков, а потом продолжил работу в конце следующего лета. Он писал стога до конца весны и создал серию из 25 картин – это один и тот же объект, запечатленный в разное время суток. Увлеченный световыми эффектами и их изменчивостью в зависимости от положения солнца и времени года, Моне многообразию цветовых нюансов почти вступил в соревнование с природой.

В мае 1891 года Дюран-Рюэль организует выставку Моне, где пятнадцать из двадцати пяти выставленных картин относятся к серии «Стога». Успех превзошел все ожидания, и известность Моне отныне сомнений не вызывала: за короткий срок серия была распродана по цене от четырех до шести тысяч франков за одну картину. Вот замечание Писсарро: «Всем нужен только Моне, а самое ужасное, все хотят стога в лучах заходящего солнца».
Руанский собор
Руан Моне с детства и неоднократно бывал там уже взрослым. В 1892 году он поехал туда,чтобы уладить с братом семейную проблему, касающуюся наследства сводной сестры Марии, умершей годом раньше. В связи с этим он поселился на квартире с видом на готический городской собор и начал работать над знаменитой серией. Тикам образом, в отличие от Тополей и Стогов, Руанский собор писался в помещении.

Произведение, все время, находившееся в состоянии становления, было задумано как воплощение идеи неповторимости освещения в разные моменты дня. Моне неустанно стремился мгновенно схваченный им эффект света запечатлеть его на полотне, так что в конце создает пятьдесят различных видов собора. Серия, датированная 1894 годом, была выставлена весной 1895 в галерее Дюран-Рюэля и имела колоссальный успех.


Пруд с кувшинками
В 1890 году Моне купил дом в землю в Живерни и решил сделать у себя пруд и вырастить там кувшинки из семян, заказанных в Японии. Зарождение подобного замысла, помимо всего прочего, было связано с большим интересом и любовью художника к японскому искусству и, в частности, к гравюрам Хиросигэ и Хокусая, получившим распространение в Европе после 1870 года. Этот чудесный уголок сада, украшенный кувшинками, ивами и разнообразными экзотическими растениями, становится самой настоящей манией Моне - художника: к 1902 году он создает серию из сорока восьми вариаций на тему великолепного вида с маленьким прудиком. Он и в дальнейшем будет неустанно работать над изображением кувшинок, причем все больше и больше внимания к композиции станет уделять своим любимым растениям, пока его картины не превратятся в своего рода водяные пейзажы, где зелень, цветы, блики, сама прозрачность воды сливаются в единое целое из цвета и света.
Кувшинки
В 1914 году Моне решает построить у себя в Живерни новую большую мастерскую. Это связано с тем, что зрение художника продолжает ухудшаться, и он чувствует, что уже не может писать на открытом воздухе, как раньше. Мастерская длиной целых 25 метров будет готова лишь в 1916 году, так как из-за войны работы ведутся нерегулярно. Внутри Моне располагает холсты на подрамниках длиной свыше четырех метров и высотой два, легко перемещающиеся на передвижных мольбертах, и начинает без устали работать над своим последним, монументальным проектом. Теперь он ставит перед собой задачу запечатлеть на полотне квинтэссенцию впечатлений от своего маленького царства – пруда с кувшинками и плакучими ивами – то в теплом утреннем освещении, то в полдень, то на закате, то в сумерках, то ночью.

В1918 году, по случаю перемирия, Моне решает передать эти панно в дар государству, но работу над циклом считает еще не законченной и продолжает ее до самой своей смерти.



Заключение

Клод Моне скончался на восьмидесятом году жизни в декабре 1926 года и был похоронен на меленьком кладбище Жаверни. Со смертью Моне ушел последний мастер этой единственной в своем роде, удивительной плеяды, составившей группу импрессионистов. Он умер в то время, когда идеи, которые он олицетворял, уже давно потеряли свою актуальность. Первый из художников-импрессионистов, добившийся успеха, единственный из них, увидевший, как успех этот превратился в подлинный триумф, он дожил до того, что познал изолированность, и, должно быть, ощущал некоторую горечь от того, что способ видения, для утверждения которого понадобилось столько лет, теперь подвергался яростным атакам младших поколений.



И все же в последние годы его занимали не новые направления в искусстве. а прошлое, с которым история навеки отождествила его имя. В письме, написанным незадолго до смерти. он пытался подытожить свой вклад: «Я всегда испытывал ужас перед теориями… единственное мое достоинство заключается в том, что я писал непосредственно с натуры, стараясь передать свои впечатления от самых мимолетных эффектов, и я огорчен, что явился причиной названия, данного группе, большая часть которой вовсе не была импрессионистами».
Импрессионизм, который внес свой щедрый вклад в освобождение искусства от деспотизма неправильно понятой традиции, может теперь сам занять место среди великих традиций. И, подобно всем традициям, по временам его будут отвергать, чтобы затем вновь открыть. В какие-то периоды от него будут отходить. в другие - он станет существенным стимулом новых исканий. Им будут восхищаться, против него будут протестовать, но его уже нельзя игнорировать. Импрессионизм останется одним из самых важных этапов современного искусства.

Список используемой литературы




  • Астахов А.,Чеченев К. Мастера живописи: Моне.- «Белый город», 2000.

  • Бочаров Ю. Клод Моне: укол зонтиком. –«Караван историй», 11/2004, с.277-294.

  • Ревалд Д. История импрессионализма. – «Республика», 1999, с. 5, 94, 104, 108, 188, 203, 325-326.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет