Санкт-Петербургский государственный университет
философский факультет
кафедра истории философии
ПОНЯТИЕ ПАМЯТИ В ФИЛОСОФИИ РУБЕЖА XIX – XX ВЕКОВ
Курсовая работа студентки
II курса
Дневного отделения магистратуры
Воротниковой Ольги Станиславовны.
Научный руководитель:
к.ф.н., доцент, Рукавишников А.Б.
Санкт-Петербург
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. КОНТЕКСТ ИССЛЕДОВАНИЙ ПАМЯТИ 8
§ 1. История концепта 9
§ 2. Э. Гуссерль и М. Хайдеггер 18
§ 3. От памяти индивидуальной к коллективной 19
Глава II. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ XIX ВЕКА 28
§ 1. Взгляд Просвещения 29
§ 2. Основания Психологии в XIX веке 30
§ 3. В. Вундт – оппонент А. Бергсона 43
Глава III. МЕСТО ПАМЯТИ В ФИЛОСОФИИ А. БЕРГСОНА 46
§ 1. А. Бергсон и В. Вундт 46
§ 2. Длительность как постулат и как метод 49
§ 3. Место памяти 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ВВЕДЕНИЕ
Понятие памяти в современной философии - одна из тех связок, вокруг которых выстраивается разговор о проблеме идентичности, самоидентичности человека (гендерной, национальной, исторической и др.). Понятие памяти уходит в интерпретацию времени.
К началу XX века в западноевропейской философии и науке сложилась новая конфигурация знания, в рамках которой классическое понятие времени было подвергнуто существенному пересмотру. Появление антропологических, виталистских и экзистенциальных тенденций в понимании бытия человека и его положения в мире привело к переосмыслению роли и статуса фундаментальных метафизических категорий, указало на необходимость установления нового отношения между понятием и опытом, в котором опыту отводилась бы первостепенная роль. В этой связи формирование нового понятия времени сопровождалось критикой как количественного и аналитического, прикладного характера времени, так и его метафизико-теологического значения, привязанного к понятию вечности. Хайдеггеровское решение проблемы, создание онтологии времени и утверждение временности и конечности человеческого бытия, оказало глубокое воздействие на развитие западноевропейской и, в особенности, французской мысли XX века. Но ни хайдеггеровский вариант экзистенциально-онтологической трактовки времени, ни гуссерлевская феноменологическая версия не могут быть до конца поняты, если не учитывать ту работу по первоначальному выделению антропологического смысла времени, которую совершил Анри Бергсон еще в конце XIX века.
Для начала пара слов о представителях Философии жизни: философы жизни в своих учениях весьма отдалённо напоминают друг друга.
Биологически-натуралистическое толкование характерно для течения восходит к Ф. Ницше: «живое» подчёркивается как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, «искусственному». Для этого варианта Философии жизни характерна оппозиция не только материализму, но и идеалистическому рационализму – «духу» и «разуму». Ницше заложил основы философии жизни в Германии, для ницшеанского варианта Философии жизни характерна острая политическая заостренность.
Также в Германии существовало философское течение, которое с помощью онтологических моделей, основанных на понятии «жизнь», истолковывало исторический процесс. Родоначальником этого течения был Вильгельм Дильтей, он стал основателем так называемой «академической» философии жизни, стремящейся истолковать исторический процесс и соответственно изменить понимание смысла и задач исторической науки. «Исторический» вариант философии жизни исходит в интерпретации «жизни» из непосредственного внутреннего переживания, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Если в других вариантах жизненное начало рассматривается как вечный неизменный принцип бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, её неповторимым, уникальным культурно-историческим образам.
Теория познания Философии жизни, если описывать ее в общих чертах, представляет собой разновидность интуитивизма. Динамика «жизни», индивидуальная природа предмета невыразима в общих понятиях, постигается в акте непосредственного усмотрения, интуиции, которая сближается с даром художественного проникновения, что приводит Философию жизни к воскрешению концепций немецкого романтизма, склонных к пантеизму, а так же к возрождению культа творчества и гения.
Философия жизни подчёркивает принципиальное различие, несовместимость философского и научного подхода к миру: наука стремится овладеть миром и подчинить его, философии же свойственна созерцательная позиция, роднящая её с искусством. Так, Бергсон сближает методы науки и искусства. Наиболее адекватной формой познания органических и духовных целостностей является, согласно Философии жизни, художественный символ.
Творчество выступает по существу для Философии жизни как синоним жизни; для Бергсона оно – рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы. Трагические мотивы, лежащие в основе Философии жизни, были восприняты искусством конца XIX – начала XX веков (особенно символизмом).
Пристальное внимание к иррациональной стороне жизнь, её неизменная текучесть своеобразно преломляются в творчестве Анри Бергсона. Его учение разворачивается в таких работах, как «Опыт о непосредственных данных сознания» (в которой впервые вводится понятие «длительность»), «Материя и память» – эти две работы содержат основы его философии, критику психологии Вундта, а так же разрабатывают проблемы сознания и его значения, «Творческую эволюцию», где разрабатываются положения его теории возникновения человека, распространения и функционирования жизни, краеугольным камнем этой работы становится понятие жизненного порыва (Élan vital). «Два источника морали и религии» – работа, в которой Бергсона интересует уже непросто человеческое сознание как таковое, но возможность ориентации этого сознания в направлении, подсказанном христианскими мистиками; сам же человек выступает здесь, прежде всего, как член социума.
Таким образом, философия Бергсона раскрывается через три главных понятия: длительность (la duree), интуиция (l`intuition), жизненный порыв (l'elan vital).
Предложив понятие длительности, традиционно принадлежащее сфере влияния классического понятия времени, Бергсон повел атаку сразу на два фронта. Ему удалось вывести длительность из подчинения времени, не просто отождествив ее с переживаемым временем, временем души (в таком случае можно было бы продолжать использовать слово «время», как это сделали Э. Гуссерль и М. Хайдеггер), но выдвинув на первый план специфику самой формы слова – его качество «дления». Особенность понятия, вводимого и обосновываемого Бергсоном, состоит в том, что оно играет в его системе как минимум двойную роль. С одной стороны, оно отсылает к определенному, достаточно обширному, предметному полю, в рамках которого его содержание может пересекаться с содержанием таких понятий, как жизненное время, изменчивость, субстанция, бытие. Его значение для мысли Бергсона сопоставимо с тем значением, которое имели понятия «cogito» для Р. Декарта, «монада» для Г.В. Лейбница, «трансцендентальное единство апперцепции» для И. Канта. С другой стороны, оно обладает определенной операциональной формой, является инструментом мысли Бергсона (для сравнения, такими же операциональными понятиями были для Э. Гуссерля – «ἐποχή», или «заключение в скобки», для Г.В.Ф. Гегеля «снятие» или «Aufhebung»). Именно благодаря этой форме и можно произвести реальное отделение понятия «длительность» от понятия «время». Поскольку предметное поле, которое обозначает «длительность», по сути дела, не ново, оригинальность понятия нужно искать в области его концептуальной формы. А это, в свою очередь, приведёт к пониманию памяти А. Бергсоном.
Истоки современного понимания памяти сложно однозначно указать. Вопрос о переосмысление понятия памяти на рубеже XIX-XX веков не разъяснен: каковы метафизические предпосылки, коренятся ли они в естественном ходе вещей, в повседневности, или их стоит искать в проблематике субъекта? И какова связь между сборкой субъективности и памятью, памятью и историей, памятью и умом. Данные вопросы затрагиваются в магистерской диссертации.
Объект исследования:
Предметом исследования является эволюция формы и содержания понятия «память» в философии А. Бергсона. Генезис данного понятия от философии Просвещения К. Гельвеция через психофизику В. Вундта и Г. Фехнера к философии жизни А. Бергсона.
Цель магистерской диссертации:
-
Прояснить понятие памяти в философии указанных выше философов.
-
Попытаться выйти на проблематику памяти и способы её прояснения в контексте истории философии XIX-XX веков.
-
Указать на место памяти в философии А. Бергсона
Научная новизна:
В данном диссертационном исследовании впервые предпринимается попытка поэтапно проследить конституирование понятия «память» в философии А. Бергсона.
Достарыңызбен бөлісу: |