Карачаевский институт-музей эпиграфики
С. Я. Байчоров
Древний карачаево-балкарский язык
Часть II:
Аланский язык
предков карачаево-балкарцев
(Лексикология)
Лекции, прочитанные в Карачаево-Черкесском
госуниверситете
©
Карачаевский институт-музей эпиграфики,
Карачаевск 2009
“Алан! Эй, алан!” – зовут
Ущелия спускаются с Эльбруса
На юг, на север, запад и восток,
В его груди поют по-горски песню
Исток Кубани, Терека исток.
Народ, живущий здесь, – как будто в небе,
Карачаево-балкарцами зовут.
Они же, как в их родословном древе,
Друг друга: “Алан! Эй, алан!”– зовут.
Я век искал такое у народов,
Советую историкам понять:
Аланы – лишь карачаево-балкарцы!
То, что в крови, возможно ли отнять?!
Народ, живущий здесь,– как-будто в небе,
Карачаево-балкарцами зовут.
Они же, как в их родословном древе,
Друг друга: “Алан! Эй, алан!» – зовут.
Книга издана по решению кафедры карачаевской и ногайской филологии Института филологии Карачаево-Черкесского госуниверситета им. Умара Джашуевича Алиева (Протокол № 2 от 28. 10. 2008 г.).
Ответственный редактор – доктор филологических наук, профессор кафедры карачаевской и ногайской филологии КЧГУ Т. К. Алиева
Книга доктора филологических наук, тюрколога, профессора кафедры карачаевской и ногайской филологии Карачаево-Черкесского госуниверситета – «Древний карачаево- балкарский язык.Часть II: Аланский язык предков карачаево-балкарцев» – представляет собой второе, дополненное, издание исследования «Аланы ~ асы в свете новонайденных источников», опубликованного в книге “Mappa Mundi”, изданной в Львове-Киеве-Нью-Йорке в 1996 г. в честь 70-летия алановеда Ярослава Дашкевича.
Предназначена предлагаемая книга студентам, проходящим курсы «История карачаево-балкарского языка», «Древний карачаево-балкарский язык», «Карачаево-балкарская диалектология», «Историко-сравнительная грамматика карачаево-балкарского языка», аспирантам, специализирующимся по карачаево-балкарскому языкознанию, и всем желающим познать древние корни карачаево-балкарского языка, его формирование и развитие, этническую историю Северо-Западного Кавказа.
Транскрипционный алфавит – латиница
Aa (=Аа), Ää (=Ææ), Bb (=Бб), Сс (=Цц), Čč (=Чч), Dd (=Дд), Dž dž (=Дж дж), Dz dz (=Дз дз),Ee (=Ээ),Ff (=Фф), Gg (=Гг), γ (=гъ), Hh (=Хх), İi (=Ии), Jj (=Йй), Kk (=Кк),Qq (=Къ къ), Ll (=Лл), Mm (=Мм), Nn (=Нн), Ŋ ŋ (= Нъ нъ), Oo (=Оо) Őő (=Ёё), Pp (=Пп), Rr (=Рр), Ss (=Сс), Šš (=Шш), Tt (=Тт), Uu (=Уу), Űü (=Юю), Ww (=ўў), Vv (=Вв), Yy (=Ыы), Xx (=Хх), Zz (=Зз), Žž (=Жж).
Введение
В ущельях вокруг Эльбруса, тянущихся к Азовскому и Каспийскому морям и к Тереку, и во многочисленных ущельях, спускающихся к ним, живут карачаево-балкарцы, тюрки по языку, кавкасионы по облику, обращающиеся друг к другу этнонимом “Alan!”. Исторические соседи называют их по-разному: южные соседи, менгрелы, именуют карачаевцев alani; в сванском языке слово sawiar – «карачаевцы», «балкарцы», осетины», musaw – «карачаевец», «балкарец», «осетин»; юго-западные соседи, абхазцы, называют балкарцев az; в языке восточных соседей, осетин, Asy / Asi / Assi – «Балкария», «балкарцы»; в иронском диалекте осетинского языка asiag, в дигорском диалекте ässon – «балкарец»; осетинское Ustur-Asi – «Карачай» в значении «Большая Балкария». Адыги (т. е. адыгейцы, кабардинцы, черкесы) именуют карачаевцев – qarešej, балкарцев – bal'qar, и тех и других – qušxa «горцы». Абазинское название карачаевцев – qarča.
Проблемы древней истории осетин и карачаево-балкарцев особо переплелись, поэтому невозможно расследовать карачаево-балкарского не касаясь осетинского. Так, Tegej I в карач.1. «осетинский»; tegej tiširyw «осетинка»; tegej til «осетинский язык»; II. Tegej «Осетия»; Šimal Tegej «Северная Осетия» (см. Кбал.-рус. словарь, 617) и часто задают вопрос: «Почему осетинский народ только карачаевцы именуют tegej / тегей?» Для ответа приходится прибегнуть к словарной статье В.И. Абаева «Tægiatæ» в его «Историко-этимологическом словаре осетинского языка»:
«Tægiatæ название высшего сословия в Кобанском и в прилегающих к нему ущельях Осетии, “тагаурцы”» (см. Абаев IV, 252). «В число тагаурцев входили,– пишет В. И. Абаев, – фамилии Тлатовых, Кануковых, Мамсуровых, Есеновых, Шанаевых, Дударовых и нек. др. (Скитский. Очерки по истории осетинского народа. Изв. Сев.-Осет. научно-исслед. инст. 1947 XI 96 – 99)» (Абаев IV, 252 – 253). «Образовано, – пишет далее В. И. Абаев, – по типу фамильных названий на -a-tæ (ср. Dudar-a-tæ, Mamsyr -a-tæ и т. п.) от имени легендарного родоначальника Tæga: Tægiatæ – cтяжение из Tægajatæ, как faliaw из falæjaw и т. п. Балкарцы называют всех осетин-иронцев tegej, tegejli “тагаурцами” в отличие от düger “дигорцев”. Балк. tegej означает также “турбина горской мельницы” (вероятно, потому, что ее конструкция заимствована у осетин). Сюда же груз. tagauri “тагаурский”, “тагаурец” (с формантом - ur-, как osuri “осетинский”, somxuri “армянский” и т. п.). Из грузинского – русск. тагаурцы; неоднократно упоминаются в русских исторических документах первой половины XIX в. (см.: Скитский. Хрестоматия по истории Осетии. Дзауджикау, 1949, с. 109, 128, 187, 190 – 192, 194 – 206 и др.)» (Абаев IV, 253).
Заявление автора о том, что «балкарцы называют всех осетин-иронцев tegej, tegejli “тагаурцами” в отличие от düger “дигорцев” (см. выше), нуждается в следующей поправке: балкарцы всех осетин называют düger, карачаевцы именуют всех осетин tegej (см. Тс кбал. яз. I, 708; III, 426; Кбал.-рус. словарь, с. 213, 617). Ошибочно и заявление, что “балк. tegej означает также “турбина горской мельницы” (см. выше). Балк. tegej и карач. kegej – “спица колеса” (см. Тс. кбал. яз. III, 426; II, 176; Кбал.-рус. словарь, 318, 617).
Выходит, карачаевцы знали легендарного Tæga / Тэга и всех осетин звали его именем Tegej / Тегей. Но Кобанское ущелье карачаевцев весьма далеко от Кобанского ущелья Северной Осетии, между Карачаем и Осетией – Кабардино-Балкария! А ведь для того, чтобы его именем нарекать весь осетинский народ, нужно было древним карачаевцам иметь с ним какие-то отношения! Так см., что такое Кобанское ущелье Северной Осетии и какие топонимы сопутствуют этому названию в том регионе:
«Хъобан (Кобан). Селение в одноименном Кобанском ущелье. Очевидно, название Кобан восходит к этнониму племени куманов, – пишет А. Дз. Цагаева. – В своем докладе на всесоюзной конференции по топонимии СССР к этому же этнониму возводил и название реки Кубань А. А. Абдурахманов. Из истории же известно, что некогда на Кубани, в районе Зеленчука, жили предки современных осетин, очевидно, в соседстве с тюркоязычными племенами и, может, позаимствовали у них это слово. А могло быть и так, что с монгольскими покорителями были и остатки племен (или части племен) куманов, которые потом осели здесь. Даже некоторые фамилии из с. Кобан носят явно тюркский характер. Такие, как: Апатæ “Апаевы”, Бечмырзатæ “Бекмурзаевы”, Татратæ “Татраевы”, Хъантемиратæ “Кантемировы” и др. Допустимо и другое объяснение: предки осетин перенесли сюда название р. Кубань, так как и здесь они оказались на берегу реки» (Цагаева II, 58 – 59).
Однако рассмотренные автором топонимы этого же района Северной Осетии сами отвечают на вопрос о том, кто дал ущелью при Тереке наименование Кобан. Вот некоторые из них.
«Хъæрæсейы обау “Карасе курган”; “Карачаевский курган”. ~: Хъæрæсейы – род. п. ед. ч. < : а) личного имени Хъæрæсе “Карасе”, б) собират. Хъæрæсе “карачаевцы”. Покосные земли с большим курганом в окрестностях с. Карджин» (Цагаева II, 544).
«Хъæрæсейы хуымтæ “Карасе пахотные земли”; “Карачаевцев пахотные земли”. (~ : хуымтæ – им. п. мн. ч. < хуым “пахотное поле”, “пашня”). Пахотные поля в окрестностях с. Старый Батакоюрт» (там же).
«Карсадон (Карсадон). Пашня в окрстностях с. В. Кани.
Заметим, что в Куртатинском ущелье есть с. Карца (?) Если в топониме Карсадон тот же элемент, что и в Карца, то -дон следует рассматривать как суффикс вместилища, т. е. “Место Карса (Карца)”» (там же, с. 32).
«Карцагом “(Карца) ущелье”, “Карцинское ущелье”. (Карцагом < Карца (?) + ком “ущелье”). Одно из боковых ответвлений Куртатинского ущелья. Ущелье Карцагом тянется к западу от с. Гусыра до самого Алагирского ущелья. Оно богато строительным лесом и прекрасными альпийскими лугами. Здесь же расположено и с. Карца» (там же, с. 61).
«Карцадон, Карцагомдон “Река Карца”, “Река ущелья Карца”, “Река Карцинского ущелья”. (Карцадон < название с. Карца + дон “река”; Карцагомдон < Карца + ком “ущелье” + дон с закономерным переходом к в г). Река, протекающая в ущелье Карца, – одном из боковых ответвлений Куртатинского ущелья» (там же, с.70).
«Карцайы рагъ “Хребет Карца”. (~ : Карцайы – род. п. ед. ч. от названия с. Карца). 1. Пастбищная поляна на склоне между сс. Гусыра и Карца. 2. Пастбищный склон в окрестностях развалин с. Кора» (там же, с. 87).
«Карцайы фæсрагъ “Позади хребта Карца”. ~ : фæсрагъ < фæс “за”, “позади” + рагъ “хребет”, “возвышение”. Пастбище в окрестностях с. Карца» (там же).
«Хъарцатæ (Карцата). Развалины поселения между сс. Нар и Фараскат. Здесь старинное кладбище и развалины строений, а также сторожевая башня Хъарцати мæсуг. Эту башню считают башней рода Габараевых» (там же, с. 382).
«Хъарцати над “(Карцати) дорога”. Дорога между сс. Махческ и Фараскат, проходящая по крутому склону мимо развалин Хъарцатæ» (там же, с. 392).
«Ботастæ (I – C. Б.) “Род Ботаса”; “Ботасовы”. (Ботастæ – им. п. мн. ч. личного имени Ботас и, возможно, фамильного имени Ботастæ “Ботасовы”). Покосные участки в местности Сурх. Различают Н. и В. участки Ботаста» (там же, с. 446).
«Ботастæ (II – C. Б.) “Ботасовы”, “Род Ботаса”. (Ботастæ – им. п. мн. ч. личного имени Ботас). Пастбище в окрестностях с. Вакац» (там же, с. 328).
Карачаевский нартовед Байрамуков У. З., рассмотрев эти материалы, пишет: «Откуда появились эти топонимы в Северной Осетии? Когда появились эти топонимы? Нам думается, что они появились там до заселения этих земель осетинами-иронцами. А жили там, судя по топонимам, предки карачаевцев со своим легендарным вождем Къарча и (его сподвижником – С. Б.) Боташ (Байрамуков, 49).
Но речь не только о предводителях, их селениях, пашнях, дорогах и т. д. В топонимике отразилось и наименование их народа qaracaj / къарацай «карачай» (см. выше).
«Сапыры ком “Сапира (сабиров) ущелье”. Пашня в окрестностях с. Тменикау, – пишет А. Дз. Цагаева. – Заметим, что Дигорское ущелье (самое западное ущелье в Северной Осетии) раньше называли Сафири ком “Сафира ущелье”. Здесь же, в Санибанском ущелье (самое восточное ущелье в Северной Осетии), находим топоним Сапыры ком, что фонетически безупречно соответствует диг. Сафири ком. Это не единичное совпадение топонимов названных ущелий (см. топонимы Гагыута и Гагуца, Даппагъ, Къамты зæнг и Къари хæрд, Сунти къарæ и др.). Очевидно, в топонимах Сапыры ком (Сафири ком) имеем этноним гуннского племенного объединения сабиров, походы которых засвидетельствованы историей в этих местах в начале IV в. н. э.» (Цагаева II, 37 – 38).
Н. Г. Волкова пишет: «Не меньший интерес представляет другое название осетин – musâw (sawiar), – сохранившееся в современном языке сванов. Можно предположить, что данный термин является отражением названия древних савиров – народа, упоминаемого на Северном Кавказе в сочинениях античных авторов III в. до н. э. – III в. н. э., которые помещают савиров (сапиров) Σαβειρος в «Понтийской области» (137, 265, 413). В большинстве источников V в. савиры как одно из многочисленных кочевых племен локализуются в северо-западных частях Прикаспия, занимая прибрежные районы Дагестана. Определение этнической сущности савиров – задача в настоящее время невыполнимая, – пишет далее Н. Г. Волкова, – ввиду отсутствия каких-либо сведений о языке этого народа. Ясно одно, что кроме прикаспийских савиров, появившихся, как считают исследователи, вместе с гуннами в IV в. в пределах Западного Кавказа еще ранее также отмечены савиры, имя которых, видимо, отложилось в сванском названии осетин» (Волкова, 109).
«Армянские и арабские источники причисляли савир (сувар) к этнической общности древних болгар (булгар)» (см. Ямпольский, 84, прим. 24). «Савиры известны по источникам II – X вв. (Птолемей, Иордан, Прокопий, Агафий, Захария Ритор, Симоката, Малала, Ибн Хордадбех, Масуди) на Северном Кавказе, на юге России, “около Кавказских гор”. “Этот народ многочисленный”.Савиров равнин Северного Кавказа иногда именовали гуннами – “савиры являются гуннским племенем”, у которого был “бог Тангрихан” – god T'angri; знатный носил титул “тархан” – t'arxan, а сама зона их столицы (Варачан) на Северном Кавказе именовалась Туркестан – Turkestan» (там же).
Формирование языка зависит от этногенеза его носителей. В первой части исследования было отмечено, что согласно Заключению Научной Сессии 1959 г. о происхождении карачаево-балкарского народа, этот этнос формировался в результате последовательного смешения с племенами кобанской культуры алан, булгар и кыпчаков: ( Материалы Научной Сессии, 310). Следовательно, карачаево- балкарский язык в своем формировании и развитии имеет периоды 1. кобанский, 2.аланский, 3. булгарский, 4. кыпчакский. Языку первого периода, т. е. языку кобанского периода карачаево-балкарцев посвящена отдельная книга, и, чтобы читатель сумел проследить связь последующего периода с первым, изложу кратко Заключение того исследования.
Мы рассмотрели краткую историю изучения непонятных знатокам живых и мертвых языков языческих молитв, сохранившихся в обрядовой поэзии карачаево-балкарцев, перевели их из шумерского языка сопоставительно- сравнительным методом, раскрыли карачаево-балкарско- шумерские соответствия ритуалов, связанных с этими молитвами, установили,что карачаево-балкарский языческий пантеон восходит к шумерскому, что анлаутные показатели карачаево-балкарских диалектов dž-, ž-, z-, восходящие, соответственно, к древнекарачаево-балкарским dž-, d’-, z-, соответствуют шумерским анлаутным, близким по образованию, d- / t-, s- / š-, z-; выявили древнекарачаево- балкарскую кальку самоназвания шумеров, использованную как обращение к покойнику с жалостью, соответствие сванского наименования карачаево-балкарцев sawiar к шумерскому этнониму субар, шумерского собственного имени Šubur к карачаево-балкарскому Čubur, обитание народа sawiar на Северном Кавказе до нашей эры, привели данные о том, что корни карачаево-балкарского этноса уходят в эпоху бронзы Центрального Кавказа, созданную мигрировавшим из Шумера населением. Если учесть, что племена кобанской культуры – доаланское население Кубанско-Терского междуречья, то на этой территории, согласно европейским географам и историкам античности, жили gargar ( = gegar + gugar + lugar + garša), согласно переднеазиатским – bulgar + bulkar + blkar + bolkar; этимологический анализ этих этнонимов показал, что все они шумерские словосочетания.
Так, сопоставление этих однокоренных этнонимов единой территории античного периода дало основание вычленить общий корень gar и перед нами предстала значительная цепочка словосочетаний из шумерского языка: ge «черный» + gar = gegar «черные (чернявые) гары»; lu «человек» + gar = lugar «люди гары»; gu «светлый» + gar = gugar «светлые гары»; gar (этноним) + ša «свет, сияние» = garša «светлые гары» [ср. абазинское наименование карачаевцев qarča, имя родоначальника карачаевцев Qarča; в связи с только что сказанным отметим также, что, если древний гидроним гаргаров Кавказской Албании Gargar- get ныне звучит Karkar-čaj (см.Волкова, 153, прим. 29), то наименование истока Кубани, в пространстве от Эльбруса до с. Каменомоста на южной окраине г. Карачаевска, Ullu Qaračaj «Большой Карачай» восходит к Gal Karčaj (общеизвестно, что тюрк. čaj означает «горная река» (см. об этом в словарной статье «Хурзук» в главе V)]; bulug (= bu– lu-ug) «пограничная область»;«граница», «пограничный камень» (ср. др. тюрк. buluŋ 1. «угол (в разных значениях)»; 2. «сторона света, направление горизонта»; 3. «край»; ср. также название местности Buluŋu у истоков реки Чегем в Балкарии] + gar = bulug gar > bulgar «гары пограничной области»; из этого следует, что Kupi-Bulgar – Kupi Bulug gar > Kufi / Kufis / Qoban bulug gar «Кубанские гары пограничной области»; Duči-Bulkar < Duči bulug gar «гары (реки ~ долины) Дучи пограничной области»; Oghondor-Blkar < Oxondor (ökender < ökenler) bulug gar «гары горных потоков (поперечных ущелий) пограничной области»; Čdar-Bolkar < Čdar bulug gar «гары (реки ~ долины) Чдар пограничной области» (ср.только что этимологизированные blkar и bolkar c современным официальным наименованием балкарцев balkar ~ balqar, перешедших в карачаево-балкарском языке в malqar: чередование b ~ m в тюркских языках отмечено еще в XI в. Махмудом Кашгари (см. Баскаков, 72), это имеет место до сих пор даже в одном и том же языке, например, в карачаево-балкарском bijik ~ mijik «высокий»; tuban ~ tuman «туман»); gar (этноним) + gar (этноним) = gargar «гаргарейцы (в целом)»: сложение основ – шумерский способ образования множественного числа, например: kaš «беги» – kaš-kaš «бегите»; gar «исполни» – gar-gar-meš «исполняют»; gar «положи» – gar-gar «положите»; garraba «установленный» – garraba-garraba «установленные; ama «мать» – ama-ama «матери»; bal «топор» – bal-bal «топоры»; dib «лента» – dib-dib «ленты»; alan «статуя» – alan-alan «статуи» (см. Байчоров XIV).
Из изложенного вытекает следующий вывод: кавказские предки карачаево-балкарцев gargar ( = gegar + gugar + lugar + garša) = bulgar + bulkar + blkar + bolkar ( = sawiar) были шумероязычными, и их молитвы, шумероязычные, сохранились в обрядовой народной поэзии карачаево-балкарцев (подробности см. Байчоров С. Я. Древний карачаево-балкарский язык. Часть I: Шумерский язык кавказских предков карачаево-балкарцев.-Карачаевск: М. п. Карачаевский институт–музей эпиграфики, 2006).
Впоследствии эти племена были отюречены, но кем и как? Необходимо проверить роли последующих компонентов в этногенезе карачаево-балкарцев.
Аланский компонент в формировании карачаево-балкарского народа – самый значительный, ибо карачаево– балкарцы обращаются друг к другу этнонимом «Alan!».
Ответ на вопрос о том, кто такие аланы ~ асы, был однозначен в науке до 60-х годов XX в.: принято было считать, что аланы ~ асы – ираноязычные предки осетин. Однако это мнение укоренилось в науке в тот период, когда оппозиция не только не смела разрабатывать проблемы истории карачаево-балкарского народа, но и отзываться об этом народе в печати положительно. По возвращении карачаево-балкарского народа из мест депортации на Родину, в историческую Аланию, стал вопрос о воссоздании его истории, преданной забвению в годы геноцида, и в 1959 г. Всесоюзный форум ученых в специальной Научной Сессии, упомянутой выше, определил компоненты формирования карачаево-балкарского народа, стали появляться одно за другим исследования, отрицающие ираноязычие алан ~ асов, содержащие доказательства их тюркоязычия (см. Алиев; Лайпанов К.Т.; Акбаев II; Хаджилаев; Хабичев III, 109 – 115; IV, 40 – 41; VIII; Мизиев; Джуртубаев,239 251; Байрамкулов I – III). Результаты этих исследований явились предметом дискуссий ряда ученых (см. Минаева, 80 – 81; Алексеева III, 161 – 169; Кузнецов V; Каминский; Гаглойти; Байчоров XIII; XIX; XXI).
Почти во всех упомянутых трудах о тюркоязычии алан ~ асов этноним alan выводится от oγlan «сын». При этом ни сторонники ираноязычия алан, ни их оппоненты не ответили на вопросы: 1) почему один и тот же народ именовался то alan, то aš, то as, то az? 2) Почему ни один из этих четырех этнонимов не закрепился как самоназвание за осетинским народом? 3) Почему и alan, и as, и az являются историческими наименованиями карачаево-балкарского народа, а alan его самоназванием? 4) С какого времени, конкретно, существует этноним alan? 5) Кто дал народу алан начало? Ответы на эти вопросы – основы нашего исследования.
Монография «Древний карачаево-балкарский язык. Часть II: Аланский язык предков карачаево-балкарцев (Лексикология)» – первое системное исследование названной проблемы.
Книга состоит из настоящего введения, пяти глав и заключения; в конце исследования даны список принятых сокращений, в том числе и список использованной литературы.
Так как тюркоязычие аланов ~ асов оспаривается многими, решение проблем основаны на доказательствах.
. Введение посвящено характеристике рассматриваемых в данной книге проблем, а именно, ознакомлению читателя с Карачаем и Балкарией, определению периодов формирования и развития карачаево– балкарского языка, связи кобанского и аланского периодов, переплетению проблем древней истории карачаево–балкарцев и осетин, показу древней карачаевской этно-топонимики Кобанского ущелья Северной Осетии и прилегающих к нему мест как четких следов sawiar (савиров), предков карачаево-балкарцев, историю исследования этимологии самоназвания карачаево-балкарцев alan / алан, перечне вопросов, остававшихся до настоящего труда без ответов при этимологизации этого этнонима, определению структуры данного исследования.
Глава I. («Alan, Jazyr, Döger в “Родословном Древе тюрков”») содержит факты о том, что Алан и Дёгер – потомки внуков первопредка тюрков Огуз-Хана, отождествляемого учеными с гуннским императором Метэ, правившим в 209 – 179 гг. до н. э., первопредки племен, носящих их имена.
Глава II. («Этнонимы Tark и tarcasi < tark asi “таркские асы”») посвящена анализу сообщения источника 1404 г. о карачаевцах как о носителях «своей письменности», что определяет этническую принадлежность такого источника истории, как северокавказский ареал древнетюркской рунической письменности, изучающейся с середины прошлого века (см. Байчоров II, III, VII, XII, XIV, XX, XXII, XXVI, XXIX). Кроме того в данной главе рассматриваются этно-топонимы Tark и Tarcasi.
Глава III. («Аланы ~ асы в сообщениях исторических источников») представляет собой обзор сведений XIX, XVIII, XVII, XV, XIV, XIII, VI, IV вв. н. э. и III – II вв. до н. э. Материалы эти представляют суть сообщений о тюркоязычии ~ “кавказско-татароязычии) алан ~ асов. На фоне этих сообщений исторических источников показана и краткая история анализируемого вопроса.
Глава IV. [«Доосетинская, гунно-савирская (алано-асская и дигорская) этно-топонимика верховьев Кубанско- Терского междуречья в ее диалектном членении»] – это историко-этимологический анализ этнонимов alan, aš, as, az и огромной реликтовой системы географических названий, отнесенных учеными к лексике «доисторического языка» Центрального Кавказа. На самом же деле они не доисторические, а доосетинские (гунно-савирские ~ алано-асско-дигорские ~ карачаево-балкарские). Четки аланские, ашские, асские диалектные показатели, например, варианты одного и того же аффикса – -lki, -ški, -skæ.
Глава V. [«Тюркский (гунно-савирский ~ алано-асско-дигорский ~ карачаево-балкарский) субстрат в осетинском лексическом фонде] – историко-этимологический анализ более трехсот древних тюркизмов, только в процессе непосредственного общения перешедших в осетинский язык, но отнюдь не в результате торговых и экономических связей.
Заключение – синтез всего изложенного и вытекающие выводы.
В конце исследования – список сокращений названий языков, использованной литературы.
Глава I
Alan, Jazyr, Döger в «Родословном Древе»
тюрков
Согласно «Родословному Древу» тюрков, Alan, Jazyr, Döger происходят от внуков первопредка тюрков Огуз– Хана. Сыновья Огуз– Хана – 1) Кюн– Хан, 2) Ай– Хан, 3) Йулдуз– Хан, 4) Кёк– Хан, 5) Таг– Хан, 6) Тенгиз– Хан (Ögel, 212); сыновья Ай– Хана, второго сына первопредка, – 1) Йазыр, 2) Йапар, 3) Додурга, 4) Дёгер (там же, 213).
В мифологии тюрков дана таблица племен, происходящих от сыновей и внуков Огуз– Хана, и среди них третье племя – Йазыр, 4– е – Дёгер (там же, 215).
Отметим и такое явление в «Родословном Древе»: только кровным родственникам отводились почетные места при царе, и на родовом пиру старший сын Огуз– Хана Кюн–Хан расположился в почетном месте золотого шатра, а справа от него стояли шатры его братьев по старшинству, его сыновей и племянников, в том числе и шатры Йазыра и Додурги, старших братьев Дёгера, который, как младший брат, обслуживал Додургу, т. е. разрезал преподнесенное Додурге правое бедро барана (см. там же, 216) (доля одного из самых почтенных лиц и у современных карачаево-балкарцев – С. Б.).
«Значение слова Döger – «круглое», форма его тамги – птица “Köčken”» («Перелетная»? – С. Б.) (там же, 219).
«Döger, – читаем там же, – произносится в западных тюркских языках Döger, в восточнотюркских и в древнетюркском – Töker, поэтому трудно установить его первоначальную форму. В области Урфа (Турции – С. Б.) туркмены себя называют Dügerlü. Брокельман и Бесим Аталай читают этот этноним в книге Махмуда Кашгари (XI в.) – Tüger. Есть места с названиями Döger, Döjer» (там же, 336). Ср. карачаево– балкарское Düger «Дигория», часть Северной Осетии; dügerli «дигорец».
«Балкарские и дигорские предания связывают происхождение своих народов с двумя братьями – Basijat и Badinat. Вот как передавали это предание дигорцы по записи 1849 г.: «За 900 лет до настоящего времени выходец из нынешней Венгрии по имени Бадыль из (гуннского – С. Б.) племени аваров вместе с братом, оставив свое отечество, пришел на Кавказ. Брат Бадыль поселился в Балкарии, а сам он пошел вверх по Уруху и водворился в Дигории (горной стране); на месте своего водворения застал он 5 или 7 дворов, неизвестно, когда там поселенных, дворы эти признали его своим главою, покровителем, предводителем, он же признал их своими узденями; по водворении своем он женился, избрав жену из племени карачаевского, фамилии Крым– Шамхалова; от этого брака (законного) было у него семь сыновей: Туган, Кубат, Каражай, Абисал, Кабан, Чегем, Бетуй. Потомки этих семи фамилий образовали высшее сословие, названное именем родоначальника – баделятами. По смерти отца вышепоименованные семь сыновей разделились между собой… По именам этих сыновей происходит семь княжеских фамилий Дигории: Тугановы, Кубатиевы, Каражаевы, Абисаловы, Кабановы, Чегемовы и Битуевы» (269, с.9, XIV). Почти в тех же словах это предание существует и у балкарцев, оно было опубликовано в 1911 г. М. Абаевым (I, с. 589 – 627)» (Мизиев, 92). Как видно из изложенного, древнетюркское происхождение дигорского народа живет и в его преданиях, и в «Родословном Древе» тюрков.
Великие беки Диб–Йавку Хана, правнука Огуз–Хана, – это Alan и Arlan из области Йазыр и Ыркыл–Ходжа (?) из области Дёгер. В параллельном источнике Arlan имеет некоторые разночтения – Olan, Valan, Alaj, что касается имени Alan, то такое чтение этого термина не вызывает сомнения (Ögel, 223).
Древней миграцией (209 – 179 гг. до н. э.) тюрков (хунну) в Юго–Восточную Европу объясняется появление на нынешних территориях народов düger и as (jas / jazyr / alan): Н. А. Баскаков, сопоставляя сообщения китайских летописей II в. до н. э. с известиями западных авторов античного времени, показал, что в III – II вв. до н. э. гунны покорили народы Юго–Восточной Европы и смешались с ними. В китайской летописи династии Хань написано, что «в царствование Мете, или Модэ (отождествляемого Иоакинфом с Огузом из сообщений Абуль–Гази), в 209 – 179 гг. до н. э., в период расцвета, Государство Хунну простиралось по всей территории Средней Азии, достигая Северного моря (Каспия), и распадалось на восточную и западную части. Из последней нам известны народы ka– angüj – до Амударьи, к юго– западу до Каспийского моря – jue– dži и к северу от последнего – jao– še». В более поздних летописях , приводимых К. А. Иностранцевым в книге «Хунну и Гунны» (Иностранцев, 1926), имена этих народов транскрибируются несколько иначе и добавляются еще два племени. К западу от кангюя, говорят они, лежала земля Su– de, Jan'– caj и Alan'– ja, последняя находилась на берегу Северного моря (Каспия)» (Баскаков, 13 – 14).
Сопоставление сообщений древних источников привел Н. А. Баскакова к заключению, что «еще в царствование Модэ тюркские племена проникли уже в Восточную Европу и, как уже упоминалось, покорили народы, обитавшие там, с которыми, вероятно, позже смешались. В. Радлов в книге “К вопросу об уйгурах” (Радлов, 1892) приводит известия европейских писателей Клавдия Птолемея и Дионисия Ливийца (Orbis terrarium descripcio), которые упоминают в конце I в. о прикаспийских скифах, живущих около Каспия, которых, по мнению В. Радлова, можно отождествлять с хунну… Предполагать присутствие хуннского, тюркского, и монгольского элементов в них, поскольку они были завоеваны хунну, возможно. Поэтому весьма вероятно, что племя alikanus можно считать отуреченными аланами, попавшими ранее под власть Модэ и известными нам как часть его империи (Alan'– ja в китайской транскрипции), точно так же, как Jao– še и Jassam, тем более, что Аланы и Яссы, как это установлено ныне, в I – II вв. являлись господствующими племенами на прикаспийской территории» (Баскаков, 14).
Из еврейско– хазарской переписки X в. известно, что alikanus – одно из основных колен хазар: «I. В списке еврейского историка Иосиппона, который содержит 10 хазарских колен, или родов: 1) kozar, 2) pacinak, 3) alikanus, 4) bulgar, 5) ragbina, 6) turki, 7) buz, 8) zabuk, 9) ungari, 10) tilmac.
II. В списке, приведенном в письме хазарского царя Иосифа (Коковцев, 1913, 1932): 1) avir (~ avixor ~ ugor), 2) tauris (~ tirs ~ turis), 3) avaz (~ avar), 4) uguz, 5) bizal' (~ biz– l), 6) tarna (t– rna), 7) xazar, 8) janur (~ znur), 9) bulgar (~ b– l– g– r), 10) savir. И тот и другой авторы ведут происхождение от Тагарма, который по числу колен имел десять сыновей» (там же, 13).
«Тождество племени аланов (alikanus) c племенем из китайских источников alan'– ja, которое вместе с соседними народами jan'caj, или jao– še (jassam), и другими входило в государство Модэ, дает возможность предполагать, что в состав этих народов входил и тюрко– монгольский элемент – хунну, прежде всего в качестве правящего класса, так как по тем же китайским источникам нам известно,что высшая власть в эпоху империи Модэ принадлежала шести князьям и шести их помощникам, принадлежавшим к роду Модэ, – хунну, которые посредством своих войск управляли всеми провинциями, в том числе и крайними западными» (там же).
Сведение о расселении на Центральном Кавказе древних тюрков еще в III в. до н. э. не популярно, поэтому упоминание савиров / сабиров / суваров / субаров, общеизвестных тюрков , в трудах античных авторов вызывает недоумение у многих современных «исследователей»: откуда мол в III – II вв. до н. э. на Кавказе тюрки?! Повторим мнения некоторых ученых.
Н. Г. Волкова пишет: «Не меньший интерес представляет другое название осетин – musâw (sawiar), – сохранившееся в современном языке сванов. Можно предположить, что данный термин является отражением названия древних савиров – народа, упоминаемого на Северном Кавказе в сочинениях античных авторов III в. до н. э. – III в. н. э., которые помещают савиров (сапиров) Σαβειρος в «Понтийской области» (137, 265, 413). В большинстве источников V в. савиры как одно из многочисленных кочевых племен локализуются в северо– западных частях Прикаспия, занимая прибрежные районы Дагестана. Определение этнической сущности савиров – задача в настоящее время невыполнимая, – пишет далее Н. Г. Волкова, – ввиду отсутствия каких– либо сведений о языке этого народа. Ясно одно, что кроме прикаспийских савиров, появившихся, как считают исследователи, вместе с гуннами в IV в. в пределах Западного Кавказа еще ранее также отмечены савиры, имя которых, видимо, отложилось в сванском названии осетин» (Волкова, 109). В другом месте своего труда о тех же sawiar пишет Н. Г. Волкова следующее: «Сваны называют балкарцев musâw (мн. ч. sawiar). Эти имена известны как в этнографической действительности, так и в письменных источниках. Однако в некоторые исторические периоды этническое содержание упомянутых этнонимов не всегда соответствовало современному. Так, осетинское название балкарцев asiag (иронское), ässon (дигорское) – пример переноса этнического наименования дотюркского населения на новый этнос, появившийся на той же территории. Сваны называют балкарцев musâw (sawiar), что также представляет собой пример использования древнего этнического имени для обозначения позднейшего населения, этническая сущность которого изменилась. То же относится и к мегрельскому названию карачаевцев alani. В основе всех перечисленных названий лежат древние этнонимы, упоминаемые в античных и раннесредневековых источниках» (Волкова, 94). Создается впечатление, что автор не знает о древнем (III – II вв. до н. э.) нашествии гуннов, рассмотренном выше.
Эпизод этого древнего похода гуннов царя Мете, или Модэ, отождествляемого учеными с Огуз– Ханом, имеет ввиду Приск (V в.), когда пишет: «Кто– то из присутствующих спросил: по какой дороге Аттила мог пройти в Персию? Ромул отвечал, что Мидия не очень далека от Скифии; что Уннам небезызвестна ведущая в оную дорога и что они гораздо прежде прошли по ней …; что до Мидийской области дошли Васих и Курсих, те самые, которые впоследствии приехали в Рим для заключения союза, мужи Царского Скифского рода и начальники многочисленного войска. По рассказам их, они проехали степную землю, переправились через какое– то озеро, которое Ромул принимал за Меотиду, и, перешед какие–то горы, по прошествии пятнадцати дней, вступили в Мидию» (Приск, 33).
Этим древним проникновением гуннов в Европу и Ближний Восток объясняется также и то, что, когда при позднем нашествии гуннов в 375 г. их основная масса перешла Дон севернее Азовского моря, выступили против нее местные племена древних же гуннов Alpidzuri, Acildzuri, İtimari, Boiski, Tunkarsi (см. Иордан, 91, 213 – 274). О тюркской семантике этих этнонимов см. Altheim I, 16; Байчоров VI, 47 – 48.
Е. Ч. Скржинская, переводившая и комментировавшая этот древний источник, сопоставив сведения Дионисия Периегета (II в.), Птолемея (II в.), Приска (V в.), Прокопия (VI в.) и др., пришла к следующему предположению: «Вероятно, задолго до того, не менее 150 лет, передовые, т. е. западные, части гуннских племен, вышли к Азовскому морю, за Дон и Крым, а позднее, в середине IV в., основная масса двинувшихся на запад гуннов встретилась с ними, перейдя Дон и Керченский пролив» (Иордан, 273 – 274). Однако не 150 лет раньше середины IV в., а как сообщают древние китайские источники (см. выше), в 209 – 179 гг. до н. э., т. е. на полтысячелетие раньше, в начальный период сарматской эпохи. Вот почему первые сведения о булгарах Северного Кавказа относятся ко II в. до н. э.: «Во дни Аршака (армянского царя II в. до н. э. – С. Б.), сына Вахаршака, в цепи Великой Кавказской горы, на Земле Булгаров, возникли смуты» и вследствие этого значительная часть булгар переселилась в Северную Армению (Хоренский, 62). Изложенное свидетельствует о том, что попытки некоторых авторов показать это явление как анахронизм (см. Артамонов, 79) не имеет под собой реальной почвы. Упомянутые булгары и есть савиры, которых, как отмечалось выше, Н. Г. Волкова пыталась отождествить с предками осетин. Повторим и здесь известный по древним источникам факт.
«Армянские и арабские источники причисляли савир (сувар) к этнической общности древних болгар (булгар)» (см. Ямпольский, 84, прим. 24). «Савиры известны по источникам II – X вв. (Птолемей, Иордан, Прокопий, Агафий, Захария Ритор, Симоката, Малала, Ибн Хордадбех, Масуди) на Северном Кавказе, на юге России, “около Кавказских гор”.
“Этот народ многочисленный”.Савиров равнин Северного Кавказа иногда именовали гуннами – “савиры являются гуннским племенем”, у которого был “бог Тангрихан” – god T'angri; знатный носил титул “тархан” – t'arxan, а сама зона их столицы (Варачан) на Северном Кавказе именовалась Туркестан – Turkestan» (там же).
Древней миграцией (209 – 179 гг. до н. э.) хунну в Восточную Европу объясняется появление в бассейне Терека доосетинских тюркских народов düger и as (~ jas ~ alan), которые, как показано выше, – в корнях «Родословного Древа» тюрков и следы языка которых анализируются в последующих главах.
«По сведениям Прокопия Кесарийского, на рубеже V – VI вв. Дарьяльский проход еще не входил в область политического господства ираноязычных племен. “Крепость и Каспийские ворота” (в его понимании) принадлежали союзнику Византии гуннскому предводителю Амбазуку. После смерти Амбазука укреплением завладели персы, изгнав оттуда сыновей прежнего хозяина. Н. В. Пигулевская полагала, что этот факт мог иметь место в 507 / 508 г. (Пигулевская Н. В. Сирийские источники…, 67)» (Гадло,94). Эти доосетинские тюрки оставили на той территории не только древнетюркское племенное наименование Düger, но и одно из основных своих этнонимов Sawir как название региона: «Представляется весьма существенным , – пишет А. В. Гадло, – что в этнонимике сванов тюркоязычные карачаевцы и балкарцы носят наименование sawiar (мн. ч.) – musâw (ед. ч.) (Волкова Н. Г. Этнонимы…, с. 94), т. е. по существу именуются древним этнонимом савиров… Савиры оставили свой прямой след в топонимике Осетии. По данным А. Дз. Цагаевой, Дигорское ущелье именовалось прежде Safiri– kom, т. е. савиров ущелье. То же наименование носило и пашенное место вблизи с. Тменикау (А. ДЗ. Цагаева. Топонимия Северной Осетии. Ч. 1.– Орджоникидзе, 1971, с. 148, 188)» (Гадло, 90 – 91).
Итак, мы рассмотрели тему «Alan, Jazyr, Döger в “Родословном Древе” тюрков в свете древних источников истории гуннов– савиров. Йазыр и Дёгер – сыновья Ай– Хана, второго сына первопредка тюрков Огуз– Хана. Алан – великий бек из области Йазыр. Племена назывались их именами. Гуннское (аварское) происхождение дигорцев отмечено ими же в опубликованном в 1849 г. сказании (см. выше).
Древней миграцией (209 – 179 гг. до н. э.) тюрков (хунну «гунны») в Юго– Восточную Европу объясняется локализация племен Алан и Дюгер (< Дёгер) на Северо– Западном Кавказе, в стране Гуннов– Савиров. После смерти предводителя этих гуннов Амбазука (≈ 507 / 508 г.) персы установили свою власть в верховьях бассейна Терека. Следы же обитания в этом регионе савиров сохранились до наших дней: Дигорское ущелье именовалось до недавнего времени Сафири– ком «Савирское ущелье», Санибанское – Сапыры ком «Савирское ущелье. Карачаево– балкарцев, наследников савиров, оставивших в верховьях бассейна Терека свои четкие следы в виде этно– топонимики (см. предисловие) сваны именуют sawiar.
Из изложенного вытекают следующие выводы:
1. Корнями «Родословного Древа» тюрков являются Alan, Jazyr, Döger, которые в результате древней (III – II вв. до н. э.) миграции гуннов в Юго– Восточную Европу заняли Кубанско– Терское междуречье и прилегающие к нему регионы.
2. Шумероязычные племена кобанской культуры (савир + булгар + булкар + блкар + болкар) = гаргар (гегар + гугар + лугар + гарша) были отюречены гуннами ( = аланами, дигорцами и др.);
3. Часть этого отюреченного народа, остававшаяся в верховьях бассейна Терека, ассимилировалась в среде ираноязычного народа, осетин.
Достарыңызбен бөлісу: |