Проблема письменности кабардинцев и балкарцев Ш. Ногмов



бет1/6
Дата14.06.2016
өлшемі0.58 Mb.
#134852
түріЛитература
  1   2   3   4   5   6
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «КУЛЬТУРА НАРОДОВ КБР», 11 класс (32 часа)
УРОК 1 (ЛЕКЦИЯ-ОБЗОР)

Тема: Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов, Н. Шеретлук, У. Берсей и др.)

Цель: охарактеризовать письменность кабардинцев и балкарцев, расска­зать о просветительской деятельности Ш. Ногмова, Н. Шеретлука, У. Берсея

Проведение данного урока в форме лекции дает возможность компактно изложить большой по объему материал. Учитель может наметить круг вопро­сов, рекомендовать дополнительный материал-перечень литературы, которую желательно прочитать.

Чтобы облегчить работу школьников во время лекции, полезно использо­вать своего рода опорный конспект основных положений лекции.

Предлагаем примерный вариант такого опорного конспекта:

I. Проблема письменности кабардинцев и балкарцев.

Причины длительности и сложности процесса создания письменности у наших народов.

Свидетельства попыток создания письменности у балкарцев.

Первые попытки создания письменности у кабардинцев.

Кабардинский и балкарский алфавиты.

II. Вклад адыгских просветителей в процесс создания письменности.

Деятельность Ш. Ногмова на ниве просвещения.

Создание азбуки Нотауко Шеретлуком, участь созданных им произведе­ний.

Умар Берсей-автор учебной литературы на черкесском языке.

Литература для самостоятельного изучения


  1. История народов Северного Кавказа с древнейших времен (конец XVIII- 1917г.).М.,1988.

  2. История КБР. Т. 2. М, 1967.

  3. Крупное Е.И.Древняя история Северного Кавказа.М., 1962.

  4. Тресков И.В.Этюды о Шоре Ногмове.М., 1972.

  5. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978.

  6. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители Х1Хв.-нач. ХХв. Нальчик, 1993.

Процесс создания письменности у кабардинцев и балкарцев был длитель­ным и сложным.

На отдельных каменных плитах 1709,1715 гг. арабскими буквами написаны, балкарские тексты, что свидетельствует о попытках балкарцев создать свою письменность.

Первая попытка по разработки адыгской азбуки сделана Магометом Эфен­ди из Шапсугии в 1821 г. В 1925 г. Шора Ногмов составляет кабардинскую азбуку, в 1840 - 1843 гг. грамматику кабардинского языка. Она-единственный источник, зафиксировавший формы и звуки кабардинского языка, существовавшего в I пол. XIX века, а также слова, ставшие архаизмами. Этот труд Ш. Ногмова дает возможность проследить историческое развитие кабардинского языка за последние полтора столетия, служит важным и незаменимым под­спорьем для ученых — кавказоведов, и, прежде всего, лингвистов.

Ш. Ногмов был истинным патриотом своего народа. Его высокое понима­ние всенародной пользы просвещения, распространения научных знаний, чему он посвятил всю жизнь, ясно раскрыто в его предисловии к «Грамматике».

«С огорчением должен признаться, - писал он, - что соотечественники мои до сих пор не имеют никакой письменности, даже никакой грамоты; при начатии труда, мое сердечное убеждение говорило мне, что придет время, ког­да в душе грубого горца вспыхнет чудное чувство - светильник жизни - лю­бовь к знанию, ударит и для нас час, когда мы примемся за грамоту, книги, письмо. Для этого-то времени составлен этот труд, труд многих лет, забытый, быть может, преображенный, он некогда побудит благодарное воспоминание потомства учащегося».

Кроме грамматики, Ш. Ногмов составил «Кабардино-русский словарь», вобравший в себя около четырех тысяч слов.

Из-за отсутствия книгопечатания на родном языке, произведения нацио­нальной литературы, оставшись в рукописях, погибли.

Трагическая участь постигла наследие Нотауко Шеретлука - «величайшего поэта Черкессии». По словам Адиль-Герея, он записывал свои произведения на составленной им же азбуке. Но, подвергшись преследованиям реакционно­го мусульманского духовенства, он вынужден был их уничтожить.

Лучше сохранилась учебная литература. Её автор Умар Берсей - учитель черкесского языка Ставропольской гимназии. Ему принадлежат несколько рас­сказов и басен, вошедших в его «Букварь черкесского языка». Часть из них -собственные сочинения, другая - переводы с русских и восточных оригина­лов. Собственные сочинения Берсея основаны на фольклорных сюжетах, в ос­новном на сказочных.

Кабардинский и балкарский буквари и алфавиты на латинской графической основе были созданы в ] 923 и 1294 гг.

В 1936-37 гг. был осуществлен перевод алфавита с латинской графики на русскую.



П. Закрепление пройденного

Почему процесс создания письменности у наших народов был столь дли­тельным?

Какой вклад в этот процесс внесли адыгские просветители?

Д/з конспект, подобрать материал для сообщения о III. Ногмове, Н. Шеретлуке, У. Берсее. Опережающее задание к уроку 2- конференции.



УРОК2.

Тема: Просветительская литературная деятельность первых ученых

и писателей Кабарды и Балкарии.

Цель: охарактеризовать просветительство Кабарды и Балкарии, под­черкнув тот вклад, который внесли просветители в развитие литературы и общественно-политической мысли.

Подготовка конференции

Создается группа докладчиков (8 человек), которым предстоит выступить на конференции. Подготовка доклада требует достаточно высокого уровня зна­ний и умений, в том числе ораторских. Поэтому докладчиками должны высту­пить более сильные ученики.

С целью повышения интереса слушателей можно подготовить официаль­ных оппонентов. Они готовятся по той же теме, что и один из докладчиков. Их задача-поставить интересные вопросы и кратко дополнить докладчика. Учитель при подготовке конференции консультирует и докладчиков и оппонентов по каж­дому вопросу, подсказывает литературу и круг вопросов, подлежащих рассмотре­нию. Он оценивает и качество доклада, и качество оппонирования (насколько инте­ресны и существенны поставленные вопросы, содержание краткого выступления после докладчика). Очевидно, что и доклады, и ответы на вопросы, и выступления оппонентов должны быть строго ограничены во времени.

Активизируют внимание учащихся также заданиями, которые выполняют­ся на основе содержания докладов. Одним из таких заданий может быть табли­ца, которая заполняется по ходу выступления докладчика.



ХОД УРОКА

Темы докладов.

1. Просветительство Кабарды

а) I период (самый конец XVIII в -1 половина 50-х гг. XIX в.)

б) II период (I половина 50-х гг. - 80-е гг. XIX в.)

в) III период (90-е гг. XIX в. - начало XX в.)

2. Деятели науки, культуры и просвещения Балкарии.

Литература:

Р.Х. Хашхожева. Адыгские просветители XIX - нач. XX в.Нальчик. 1984.

Т.Ш.Биттирова. Карачаево-балкарские просветители.Нальчик,2002. Под ред. Т.Х.Кумыкова. История КБР.Нальчик, 1995.

Определение познавательного задания: Докажите, что деятельность и твор­чество просветителей свидетельствует о развитии национального самосозна­ния кабардинцев и балкарцев.



ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ.

а). I период совпадает с началом, разгаром и затуханием Кавказской войны.

Деятели этого этапа просвещения - Измаил Атажукин, Шора Ногмов, Хан-Гирей, Казы-Гирей - занимали высокие посты на военной или административ­ной службе, принимали непосредственное участие в событиях, решавших судь­бу их отечества.

Они выступали за единение с Россией, в которой видели государство, спо­собное защитить их отечество от восточных завоевателен, содействовать их прогрессивному развитию.

Обращаясь к критике существующих феодальных правопорядков, просве­тители изображают бесчинства феодалов, их произвол и насилие по отноше­нию к трудовому народу, тяжелое бесправное положение низов и, как резуль­тат общественного неравенства и словесных противоречий, - антифеодальные волнения крестьян.

Первые просветители занимаются собиранием и исследованием истори­ческих сведений о своем народе, его устно-поэтического творчества, разра­боткой письменности родного языка, вопросам образования, литературным творчеством; будучи на военной или гражданской службе, они выступают с проектами по совершенствованию общественного строя и быта адыгов.

Литературно-художественное творчество просветителей этого этапа разви­валось, опираясь на национальный фольклор и традиции русской литературы, особенно заложенными ярчайшими представителями русской романтической школы А.С. Пушкиным и А.А. Бестужевым-Марлинским. Велико было и воз­действие на них стилевой манеры 11. М Карамзина.

Наследие просветителей I этапа представлено на русском языке, лишь не­значительную его часть составляет литература на национальном языке. Мно­гие рукописи погибли.




Имя просветителя

Литературные произведения

Измаил-Бей Атажукин (17507-1811?)

«Записка» - о беспорядках на «Кавказской линии»

Шора Ногмов (1794-1844)

Кабардинская азбука ( 1 825 г.) Грамматика кабардинского языка (1 843 г.) «История адыхейского народа» ( 1 843) Кабардино-русский словарь

Султан Хан-Гирей (1808-1841)

«Записки о Черкессии» (1 836) повесть «Черкесские предания» ( 1 84 1 ) «Вера, обычаи, нравы, образ жизни черкесов» повести - «князь Канбулат», «Наезд Кунчука» очерк «Бесльний Абат»

Султан Адыль-Гирей (1819-1876)

Рассказы и этюды «Об отношении крестьян к владельцам у черкесов», «Сулейман-эфенди», «Жена черкеса», «Рассказ аварца», «Поход в 1845 в Дарго», «Обзор последних событий на Кавказе», «Очерк горских народов правого крыла Кавказской линии».

Султан Казы-Гирей (1808-1863)

«Долина Ажитугай» «Персидский анекдот» ( 1836)

б) Так как просветительство второго этапа развивается в период углубле­ния кризиса феодального строя, то оно носит выраженный антифеодальный и демократический характер.

Господствующий дворянский класс просветители рассматривают не как «опору отечества», а деградирующую, зараженную тунеядством и паразитиз­мом часть общества. Просветители утверждают нравственное превосходство крестьянства над феодальным классом. Так же выступают за развитие и упроч­нение связей с русским народом. Осуждают колониальную политику царизма. Активнее выступают против традиций феодальной страны.

Литература этого периода полифункциональна: учебные пособия, фило­логические труды, публицистика, собственно художественная литература, пред­ставленная прозой, повестью, рассказом, очерком.


Адиль-Гирей Кешев

(1837-1872)



Рассказы из цикла «Записки черкеса»(1860), повесть «Абреки», очерк «На холме»( 1861), статьи, очерки

Крым-Гиреи Инатов

(1843-?)


статья «Описание бывшей в Екатеринограде в 1869 с/х выставки» (1870). «Соляные озера Кубанской области» (1880)

Казн Атажукш; (1841-1899)

очерки «Два слова о господстве турок на Кавказе и песня о Шрухуко-Тугузе» (1866) Сифир-паша, князь шапсугский», «Путевые заметки»

«Несколько рассказов из Гюлистана...» «Два отрывка из народной поэмы о Сосруко и два рассказа», эпические сказания «Сосруко», «Пши Бадыноко», «Ашамез» (1871), «Кабардинская азбука» (1865), статьи о письменности кабардинского народа

в) Основным тематическим содержанием творчества просветителей III периода становится противостояние национально-колониальной и великодер­жавно-шовинистической политике царизма как в сфере социально политичес­кой, так и культурно-просветительской. Продолжая традиции предшественни­ков, они брались за повышение культурно-образовательного уровня своего народа, сохранение и развитие лучших национальных традиций и достижений национальной культуры.

Просветители обращались к народу с призывом к овладению русским язы­ком, к освоению достижений русской культуры.

Много внимания они уделили в своих публикациях Кавказской войне, ее трагическим событиям и последствиям для адыгов.

Одной из актуальных задач оставалось по-прежнему создание письменнос­ти родного языка и организации школьного образования. Так же просветители III периода проделали большую и ценную работу по сбору и публикации уст­ного народного творчества.



Султан Довлет-Гирей (1875-1918)

Доклады «Бжедуговские памятники в местечке Горячий ключ Кубанской области» (1909), «Жизнь черкесов -переселенцев в Турции» (1911), театральные постановки «Черкесская программа» «Наезд Кунчука» - участие в рождении национального театрального искусства.

Темтеч

(Николай Тарханович) Хаджимухов (1848-1907)



Очерк «Народы Западного Кавказа» (1910)

Батырбек Бекмурзович

Шарданов


(1860-?)

Проекты «Записка об обычном праве», «О принадлежности земель в Кабарде», «Об управлении Кабардой», статьи «Забытый народ»( 1906), «Забываемый народ»( 1906), «Черкесы и их прошлое»( 1915)

Эльбоздуко

Канаматович

(Владимир Николаевич)

Кудашев


(1865-?)

«Исторические сведения о кабардинском народе» (1913) (фундаментальный труд)

Паго Измаилович

Тамбиев (1873-1928)



«Азбука кабардинского языка», 5 сказаний и преданий, 28 песен, 21 сказка, 893 пословицы, поговорки, загадки.

Талиб Псабидович

Кашежев


(1866-1931)

Статьи «Свадебные обряды кабардинцев»(1892), «Ханцегуаше» (1902)4 исторических, 3 топони­мических преданий, 3 сказания из нартского эпоса 1 историко-героическая песня, 11 сказок

Сефербей Сиюхов (1887-1966)

«Букварь черкесского языка», «Лексические уроки» для преподавания русского языка в черкесской школе, статьи о своих педагогических взглядах, очерк «Черкесы - адыги» (1922)

Кази-Бек Ахметуков (1870-?)

Статьи в журналах «Нива», «Звезда», «Вокруг света» (с 1894 г.), «Черкесские рассказы» (1897), «Всего по­немногу. Очерки и рассказы»( 1897), повесть «Месть» (1902), сб. «Часы досуга»(1902), исторические расска­зы «Плен Шамиля»( 1894), «Месть Шамиля»( 1895), рас­сказы «Старые счеты»( 1896), «Улгай и Кузьма»( 1901) сб. «Повести сердца»( 1901), пьеса «Тяжелый долг»( 1901) «Современная Турция. Очерки и рассказы о царстве Османов»( 1897), очерк «На черный материк».
2. Среди просветителей и общественных деятелей Балкарии и Карачая сле­дует назвать князей Баксанского общества и Карачая - Мирзы-Кула Урусбиева и Ислама Крым-Шаухалова. Они рассказывали ведущему российскому акаде­мику Купферу, венгерскому тюркологу Я. Бессе легенды и предания о проис­хождении балкаро-карачаевцев.

Сын Мирзы-кула Исмаил Урусбиев построил в Приэльбрусье дом для гос­тей. Отлично играл на скрипке горские песни и наигрыши в переложении Та­неева, знал и рассказывал гостям фольклорные произведения и гипотезы о происхождении горцев Северного Кавказа.

Большую лепту в культуру и просвещение балкарского народа внес Ислам Балкаруков (Дадаш Балкаруков) - принимал участие в строительстве и откры­тии реального училища в Нальчике, обучал на свои деньги балкарских детей.

Особое место в культуре и просвещении балкарского народа занимает вы­дающийся на Кавказе скрипач Султан-Бек Абаев.

Сыновья Исмаила Урусбиева - Науруз и Сафар-Али трудились над созда­нием балкарской грамматики и алфавита.

Сафар-Али опубликовал собранные нартские сказания балкаро-карачаевцев в первом выпуске «Сборника для описания местностей и племен Кавказа» (1881).

В 1911 Мисост Абаев опубликовал труд «Балкария», в котором были леген­ды и сказания о происхождении балкарского народа, сведения о поземельном вопросе, о сословной структуре, о внутреннем положении и взаимоотноше­ниях с соседними народами.

Перу Басията Шаханова (1879 - 1919) принадлежат «Этюды из туземной жизни», «Терские дела» (8 очерков), «Терские письма».



ПОДЙЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА: обсуждение задания, полученного в на­чале урсго.

Заключительное слово может сделать учитель или наиболее подготовлен­ный ученик. Оно содержит общие выводы из прозвучавших докладов, обобще­ние по теме.

Д/3 конспект.

УРОКЗ (КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК).

Тема: Появление светских школ в XIX в. и роль общения с казачеством и

русским народом в распространении образования.

Цель: рассказать о развитии образования в Кабарде и Балкарии, о том, какую роль сыграло в распространении образования общение с казачеством и русским народом.

I. Изучение нового материала

Зачатки народного образования

Первые светские школы

Роль общения с казачеством и русским народом в распространении об­разования.

1. Считая, что просвещение является главным двигателем развития народа, Ш. Ногмов, Хан-Гирей, Казы-Гирей неоднократно ставили вопрос об откры­тии национальных светских школ. В Кабарде и Балкарии в то время существова­ли только примечетские школы (медресе).

В 1829 г. в Кабарде имелась одна аманатская школа, в которой работал Ш. Ногмов.

В 1839 г. в своем селе Абукове Д. С. Кодзоков открыл начальную школу, в которой обучалось 5 мальчиков. Но просуществовала она недолго.

Лишь в 1851 г. открылась общая для Кабарды и Балкарии школа на 25 мест, получившая наименование кабардинской. Она влачила жалкое существование. В ] 859 г. на базе этой школы была открыта Нальчикская горская школа, просу­ществовавшая до 1909 года.

2.К концу XIX в. - началу XX в. в 25 кабардинских селениях были открыты одноклассные министерские школы (в селениях Иналово, Кайсын-Анзорово, Касаево, Куденетово I, Куденетово II, Кучмазукино, Нальчикско-Клишбиевское, Шалушкино, Боташево, Хапцево).

Во всех этих школах обучалось 548 учеников (505 мальчиков и 43 девочки). На каждую школу приходилось 23-24 ученика.

Революционные события 1905-1907 гг. способствовали повышению инте­реса к образованию.

Кначалу 1911 г. в 27 кабардинских школах уже обучалось 1085 человек (1006 мальчиков и 79 девочек).

К концу 1915 г. в Нальчикском округе имелись 83 начальные школы, в том числе в слободе Нальчик -11 школ, в кабардинских селениях - 44, русских - 24, балкарских - 4 школы. В них обучалось 3130 учащихся (2406 мальчиков и 724 девочки). В кабардинских школах числилось 1434 ученика, а в балкарских 110. Из 44 учителей 22 были русские женщины.

Первая сельская школа открылась в Балкарии в 1902 г. в селе Кашкатау. Её посещали 5 учеников. В 1913 г. в Урусбиевском обществе были открыты 2 шко­лы и в Хасауте -1. Содержались они на средства сельских общин. Дотации правительства были незначительны: 120 -150 руб. В таких условиях школьное дело не могло иметь заметных успехов.

В 1909 г. нальчикская городская школа была преобразована в среднее учебное заведение - реальное училище. На строительство помещения кабардинское и бал­карское население выделило более 90 тыс. руб. Государство отпустило 21,4 тыс. руб. Строительство 2-х этажного капитального здания завершилось в 1913 г.

Реальное училище имело 7 классов. В 1916 г. здесь обучалось 257 человек: русских - 106, кабардинцев и балкарцев - 91, грузин - 3, армян -11, других национальностей—46 учащихся.

Директором был Д. Мучкапский.'В 1914 г. было подано 89 заявлений, а зачислено 35 представителей местного населения.

3. В 1777 г. возник г. Ставрополь. В 1804 г. здесь была отрыта начальная школа, а в 1811 г. - уездное училище. Они сыграли большую роль в культурном развитии народов Северного Кавказа.

При гимназии функционировал горский пансион (директор Л. М. Неверов).

В кабардинских школах в 1915 г. работали 44 учителя, 22 из них - русские. Учительница Мария Шершунова 75 лет с 1889 г. жила среди кабардинцев и преподавала в Нальчике. В 1914 г. она предложила открыть в Нальчике школу для горянок и предложила школе свой дом в Долинске. Много сделали для обучения кабардинских и балкарских детей директор реального училища Д. Д. Мучкапский, учителя Н. Говырин, Ткачев, С. Урусов, Жуков. В школах станиц и русских сел нередко обучались выходцы из кабардинских селений.

Эти дети проживали в селениях русских и казаков и пользовались их мате­риальными благами наравне с членами их семей.

В первой балкарской школе в селении Кашкатау попечителем училища был сначала Экул Чеченов, а затем К. А. Черняга.



II. Закрепление пройденного

Чем было обусловлено развитие образования в XIX - нач. XX в. в Кабарде и Балкарии?

Какой характер носило образование в Кабардино-Балкарии?

Д/3. Подберите факты, доказывающие взаимовлияние и взаимопроникно­вение культур народов Северного Кавказа и переселенцев.



У РОК 4 (ЛЕКЦИЯ).

Тема: Этапы развития общеобразовательной школы в Кабардино-Балкарии и v " современное состояние.

Цель: охарактеризовать этапы развития общеобразовательной школы в КБР.

I. Изучение нового материала.

Школьное образование в Кабарде и Балкарии в конце XIX - начале XX в.

Народное образование в Кабарде и Балкарии в период от первой русской
революции до победы Великой Октябрьской Социалистической Революции
(1905-1917гг).

Развитие сети школ и рост численности учащихся в Кабардино-Балкарии


в 1920-75 гг.

Подготовка к проведению всеобщего начального обучения (1925-1930 гг.)

Развитие среднего и семилетнего образования в КБР (1930-1941 гг.)

Развитие общеобразовательной школы в послевоенные годы (1945-1985 гг.)

Современное состояние общеобразовательной школы.

Литература

Копачев И.П. Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии (XIII в. - 30-е гг. XX в.), Нальчик, 1964. '

Чеченов Ш. Ш. Осуществление ленинской программы народного образо­вания в КБАССР.Нальчик, 1964.

Под ред. Т.Х. Кумыкова.История КБР. Нальчик,1995, с. 289, с. 359


Во вводном слове учитель ставит проблемное задание: На каком этапе развитие общеобразовательной школы в Кабардино-Балка­рии проходило наиболее активно? С чем это связано? Можно по ходу лекции заполнять таблицу.

ГОДЫ

КОЛ-ВО ШКОЛ

КОЛ-ВО УЧАЩИХСЯ

1898-1902

1911 1914



На каждые 3715 душ 1 школа (20 учащихся) 44 67

522 ученика

2164 3461



1921 1923 1925

65 94 63/25

3,5 тыс. 5100

1940

21 8 школ

27000

1943-1955 1962

Новых 50 249 начальных, восьмиклассных

18,5 тыс. 84,4 тыс.

1965




96,5 тыс.

2001-2002

270 школ




1 .Администрация Терской области, испытывая потребность в кадрах гра­мотных писателей, переводчиков, учителей и других гражданских чиновников, способных привести все население к пониманию необходимости «верного слу­жения престолу» все настойчивее в последнее десятилетие XIX в. стремится воспользоваться постановлением сельских обществ об открытии школ. С 1898 по 1902 г. были открыты училища: Абаевское, Исламовское, Муртазовское, Бороковское, Шалушкинское, Кашкатауское и другие. Во всех училищах насчи­тывалось 522 ученика и 27 учителей. На каждые 3715 душ населения округа приходилась одна школа и около 20 учащихся.

Основной контингент учащихся школ составляли дети из зажиточных семей.

2. В 1905 г. Мажид Фанзиев и его ученик X Эльбердов подготовили и издали кабардинский букварь (500 экземпляров), распространили его вселениях Ка-барды.

Революционные события страны оказали известное влияние на учащуюся молодежь. Царизму все труднее становилось проводить политику запрещения школы с родным языком обучения.

В ноябре 1907 г. Министерство Просвещения утвердило новые «Правила о начальных школах для восточных инородцев», в которых говорилось, что «ору­дием первоначального обучения в училищах для инородцев служит родной язык учащихся». На деле же это обещание не было выполнено в первые два

года. Зато растет число мусульманских школ и вводится изучение в начальных школах мусульманского вероучения.

Под влиянием сдвигов в экономике и общественной жизни в 1910-1914 гг. в нальчикской округе происходит дальнейший рост численности школ и уча­щихся в них.

В 1911 г. - 44 школы и 2164 ученика.

В 1914 г. - 67 школ и 346' ученик.

В 1909 г. на базе Нальчикской окружной городской школы создается Кабар­динское реальное училище с пансионом. Оно имело 1 приготовительный и 6 основных классов.

В 1914 г. в нем обучалось более 200 учащихся (казенных - 50, своекоштных -12, приходящих-145).

В 1911 г. общая численность учащихся ко всему населению Нальчикского округа составляла 1,44%. На 30 тыс. балкарцев в 1912 -1914 гг. имелось только 2 начальные школы (в Кашкатау, Кенделене).

3.31 окт. 1918г. -вышло постановление Наркомпроса РСФСР «О школах национальных меньшинств» (право обучения детей всех национальностей на родном языке в школах).

В 1920 г. Нальчикский окружной ревком принял специальное постановле­ние о школьном строительстве в Кабарде и Балкарии.

В 1921 -65 школ (3,5 тыс.учащихся), в 1923 г.-94 школы(5,1 тыс.),в 1925г. -в Кабарде 63 школы, в Балкарии-25.

К 1925 г. охвачено школой 20% всех детей в возрасте от 8 до 15 лет (до рево­люции 1,6 % кабардинцев и 0,47 % балкарцев).

За годы I пятилетки в области было построено 47 новых школ на 2480 учени­ческих мест.

К 1929-30 учебному году процент охвата обучением детей 8-11 лет возрос до 64 %. Кабардино-Балкария уверенно шла по пути осуществления начально­го всеобуча. 1/3 всех учащихся составляли девочки.

25 июля 1930 г. - вышло постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязатель­ном начальном обучении». В 1932-33 учебном году в Кабардино-Балкарии вступило в строй 16 новых школ (за счет государства) и 10 школ (на средства колхозов).

К началу 1930-31 учебного года кабардинская и балкарская школа получи­ла 30 названий новых учебников тиражом 46,7 тыс. экземпляров.

К ноябрю 1930 г. обучением было охвачено 82,3 % всех детей в возрасте от 8 до 12 лет.

В 1931-32 учебном году 50,5% общей численности учащихся составляли девочки.

5. В 1927-28 учебном году имелось 4 сельские школы - семилетки (139 человек), 2 городские школы (433+60 человек).

Увеличились ассигнования на просвещение. В итоге к концу II пятилетки Кабардино-Балкария имела 103 вновь выстроенных здания на 18,5 тыс. мест. В 1940 г. -218 школ на 27 тыс. мест.

В марте 1936 года вышло постановление Кабардино-Балкарского облиспол­кома «О введении в области всеобщего обязательного семилетнего обучения».

В 1939 г. на 1 тыс. жителей приходилось 196 учащихся. В Нальчике к 1939 г. имелось 10 школ (8 тыс. учащихся), рабфак и школа для взрослых (808 учащих­ся), 5 техникумов и др. средних специальных учебных заведений, педагогичес­кий и учительский институты (644 студента).

Педагогический техникум с 1929 по 1942 г. подготовил 1570 учителей и вос­питателей.

1 сентября 1932 г. открыт Кабардино-Балкарский педагогический институт.

В 1934 г. при институте открылся учительский институт.

6. В годы Великой Отечественной Войны общий ущерб, причиненный гитлеровцами народному образованию КБАССР составил 36 млн. руб.

Но уже к 1 сентября 1943 года было восстановлено 168 школьных здания, охвачено обучением 40,5 тыс. учащихся.

В годы войны произошло резкое снижение численности учащихся УП-ХХ классов (40 % довоенного уровня в 1943-44 учебном году).

За 1943 -1955 г. введено в строй 50 новых школ на 18,5 тыс. учебных мест.

К 1962 г. Осуществлен переход на новую систему школьного образования. В республике насчитывалось 249 начальных, восьмилетних, средних школ, вклю­чая 14 интернатов (84,4 тыс.)

В 1965 г. в КБР обучалось 96,5 тыс. человек.

В 1961 г. из 5069 учителей имели высшее образование 46,3 %.

К середине 70-х гг. завершен переход к всеобщему среднему образованию.

В 1960-61 учебном году в школах с кабардинским и балкарским континген­том учащихся начался переход на русский язык обучения детей с 1 -го класса.

7. С 1989-90 учебного года во всех нерусских школах КБР введено с первого класса обучение детей на родном языке. Коренным образом пересмотрены учебные программы и учебники, введено обучение детей с 6-ти летнего возра­
ста. Начато внедрение компьютерных технологий в учебный процесс.

Сегодня в Нальчике 32 школы, работают инновационные учебные заведе­ния (школы-гимназии, лицеи), у которых есть право выбора учебных программ. Сегодня в КБР 270 школ.

Из газеты «Горянка» от 05.10.2001 г.

Только цифры.

Важное место в системе общего образования уделяется подготовке педаго­гических кадров. В настоящее время обеспеченность образовательных учреж­дений педагогическими кадрами составляет 98 %. Из 11470 педагогов высшее образование имеют 8359 (72,9 %), среднее специальное 2705 (23,6 %), незакон­ченное высшее 405 (2,5 %). Высшую квалификационную категорию имеют 814 учителей и 76 руководящих работников, первую категорию 2393 учителя и 22 руководителя школы.

В текущем году проведена аттестация главной аттестационной комиссией 524 педагогов. Также проведена аттестация 159 школ, 108 дошкольных образовательных учреждений, республиканского эколого-биологического центра. Госу­дарственную аккредитацию получили 113 учреждений образования (25 %).

Д/3. Подобрать в материалах периодической печати данные о современ­ном состоянии школьного дела в КБР.

Подготовить доклады о передовых учителях республики.



УРОК 5 (КОМБИНИРОВАННЫЙ).



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет