Лекция 1
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С MAPLE
Системы класса Maple были созданы корпорацией Waterloo Maple, Inc. (Канада) как системы компьютерной алгебры (СКА) с расширенными возможностями в области символьных (аналитических) вычислений. Уже первые версии системы Maple V показали себя лидерами в области символьных вычислений. Ядро и встроенные пакеты расширения этих систем насчитывали до 3500 встроенных функций для выполнения различных вычислений и символьных преобразований. В отличие от языков программирования высокого уровня, Maple может решать большое количество математических задач путем введения команд, без всякого дополнительного программирования. Кроме того, Maple может оперировать не только приближенными числами, но и точными целыми и рациональными числами. Решение задач может быть получено аналитически, то есть в виде формул, состоящих из математических символов. Вследствие этого Maple называют пакетом символьной математики.
Главным достоинством системы Maple является ее способность выполнять арифметические действия. При работе с дробями и корнями они не приводятся в процессе вычисления к десятичному виду, что позволяет избежать ошибок при округлении. При необходимости работы с десятичными эквивалентами в системе Maple имеется команда, аппроксимирующая значение выражения в формате чисел с плавающей запятой. Система Maple вычисляет конечные и бесконечные суммы и произведения, выполняет вычислительные операции с комплексными числами, легко приводит комплексное число к числу в полярных координатах, числовые значения элементарных функций, а также многих специальных функций и констант.
Разработчики других известных математических пакетов, таких как MathCad и MathLab используют символьный процессор Maple в своих программах.
Maple – типичная интегрированная программная система. Она объединяет в себе:
• мощный язык программирования (он же язык для интерактивного общения с системой);
• редактор для подготовки и редактирования документов и программ;
• современный многооконный пользовательский интерфейс с возможностью работы в диалоговом режиме;
• мощную справочную систему со многими тысячами примеров;
• словарь математических понятий и терминов с алфавитной организацией;
• ядро алгоритмов и правил преобразования математических выражений;
• численный и символьный программные процессоры;
• систему диагностики;
• библиотеки встроенных и дополнительных функций;
• пакеты расширения как встроенные, так и сторонних производителей;
• средства поддержки некоторых языков программирования и интеграции с широко распространенными программами.
Центральное место в структуре Maple занимает ядро системы, которое состоит из множества заранее откомпилированных функций и процедур, представленных в машинных кодах и обеспечивающих достаточно представительный набор встроенных функций и операторов системы. Спецификой СКА является наличие в ядре множества правил преобразований математических выражений и функций и их определений в символьном виде.
Ядро СКМ тщательно оптимизируется, поскольку от этого зависит скорость вычислений, обеспечиваемых той или иной системой компьютерной математики. Этому способствует и компиляция ядра. Доступ в ядро пользователя для его модификации, как правило, исключен. Объем ядра достигает нескольких мегабайт. Пишется ядро на языке реализации системы – в Maple это язык С.
Основной режим работы в пакете – режим командной строки или интерактивный режим. При загрузке программы автоматически загружается новый рабочий лист (worksheet), на котором есть приглашение для ввода команды >. В командную строку можно записать любое алгебраическое выражение. Если в конце выражения поставить знак ; , то при нажатии клавиши Enter выражение будет обработано программой, а результат выведен на дисплей, например:
>2*3^5-x^2*sin(y-Pi);
486+x2sin(y)
Таким образом, можно получать вычисленные значения выражений, введенных в командную строку, то есть работать с программой, как с калькулятором. Также можно присваивать имена вводимым выражениям при помощи оператора присваивания
>r:=5*sin(y);
r:=5sin(y)
Теперь можно вывести предыдущее выражение, записав
>r;
5sin(y)
Алфавит языка и его синтаксис
Определение языка можно разбить на 4 части: символы (characters), высказывания (tokens), синтаксис (syntax) и семантика (semantics) – толкование.
Алфавит языка содержит 26 прописных и строчных латинских букв (от a до z) (прописные и строчные буквы различаются) 10 арабских цифр (от 0 до 9) и 32 специальных символа:
-
арифметические операторы +, –, *, /;
-
знак возведения в степень ^;
-
5 пар альтернативных символов: ^ – **, [ – (|, ] – |), { – (*, } – *);
-
: – фиксатор выражения, предотвращающий вывод результата вычисления в ячейку вывода;
-
; – фиксатор выражения, дающий вывод результата вычисления в ячейку вывода;
-
# – указатель программного комментария;
-
‘ – ограничитель строки;
-
:= – оператор присваивания;
-
;; – пустой оператор;
-
:: – указатель типа переменной (n::integer или z::complex).
Высказываниями (лексемами) являются ключевые слова, операторы программирования, строки, натуральные числа и знаки препинания.
Зарезервированные слова – имеют специальное значение и их нельзя применять в качестве идентификаторов.
Операторы программного языка. Имеются 3 типа операторов (binary, unary, nullary): двуместные (бинарные), одноместные (унарные), и нульарные – не имеющие операндов. Последних всего 3 (ditto–операторы) обращения к предыдущему вычислению (%,%%,%%%)
>1:2:3:
>%;
3
|
>1:2:3:
>%%;
2
|
>1:2:3:
>%%%;
1
|
>2+3:
>%;
5
|
Высказывания можно разделять пустыми операторами или знаками препинания.
Пустые разделители – это пробелы, знаки табуляции и возврат каретки. Пробелы нельзя использовать внутри высказываний (лексем), но можно между лексемами. В строках, заключенных в обратные кавычки, они становятся частью высказывания.
>a*x+x*y; # комментарий
ax+xy
Перейти на новую строку с продолжением записи команды можно, нажав клавиши Shift–Enter.
Выражения
Выражение может содержать операторы, операнды и функции с параметрами. Строка ввода математических выражений имеет отличительный символ >, а строка ввода текстов никаких признаков не имеет. Встречая выражение, Maple оценивает его, т.е. если выражение – скалярная переменная, то её значение будет выведено в ячейке вывода. Для переменных более сложных типов выводится не их значение, а просто повторяется имя переменной. Просто повторяются также имена неопределенных переменных.
Важным понятием системы Maple (да и математики вообще) является понятие функции. Функция возвращает результат некоторого преобразования исходных данных – параметров функции по определенному правилу, обычно представленному в виде формулы или программного модуля. Maple имеет множество встроенных функций, включенных в его ядро и в пакеты.
Функция в выражениях задается вводом ее имени и списка параметров функции (одного или нескольких), заключенного в круглые скобки: например, sqrt(2) задает функцию вычисления квадратного корня с параметром 2 (численной константой). Основным признаком функции является возврат значения в ответ на обращение к ней по имени (идентификатору) с указанием списка параметров функции. Например:
> 2*sin(1.);
1.682941970
> 2*sin(1);
2 sin(1)
Обратите внимание на особую роль десятичной точки – здесь она служит указанием к выполнению вычисления значения sin(1.0) (или, что то же самое, sin(1.)). А вот синус целочисленного аргумента 1 не вычисляется – считается.
Помимо функций, для записи математических выражений используется специальные знаки – операторы. К примеру, вычисление квадратного корня часто записывается с помощью его специального знака — √. Достаточно хорошо известны операторы сложения +, вычитания -, умножения деления / и некоторые другие. Операторы обычно используются с операндами в виде констант или переменных, например в записи 2*(3+4) числа 2, 3 и 4 — это операнды, а знаки * и + — операторы. Скобки используются для изменения порядка выполнения операций. Так, без них 2*3+4=10, тогда как 2*(3+4)=14, поскольку вначале вычисляется выражение в скобках.
Пожалуй, самым распространенным оператором является оператор присваивания :=. Он используется для задания переменным конкретных значений, например:
> х:=у;
х := у
> у:=z;
y := z
> z:=2;
z := 2
> х;
2
> у;
2
В этом примере переменные х, у и z взаимосвязаны с помощью операций присваивания. Поэтому задание значения 2 переменной z приводит к тому, что и переменные у и х принимают то же значение.
Другой распространенный оператор – оператор равенства = используется для задания равенств и логических условий (например, а=b), указания областей изменения переменных (например, i=1..5 означает формирование диапазона изменения i от 1 до 5) и определения значений параметров в функциях и командах (например, color=black для задания черного цвета у линий графиков).
Операторы сами по себе результат не возвращают. Но они, наряду с функциями и своими параметрами (операндами), позволяют конструировать математические выражения, которые при их вычислении также возвращают результат.
Для оценивания выражений применяются следующие функции:
-
eval(array) – возвращает содержимое массива array;
-
evalf(выражение, n) – вычисляет выражение и возвращает вычисленное значение в форме числа с плавающей точкой, имеющего n цифр после десятичной точки;
-
evalhf(выражение) – вычисляет выражение и возвращает вычисленное значение с точностью, присущей данной компьютерной системе;
-
evalm(матричное выражение) – вычисляет значение матричного выражения и возвращает его;
-
evalb(логическое условие) – вычисляет значение логических условий;
-
evalc(комплексное выражение) – вычисляет значение комплексного выражения;
-
shake(выражение, амплитуда) – вычисляет интервальное выражение.
Примеры:
> evalf(sin(1));
0.8414709848
> evalb(1<3);
true
Последовательность выражений – это ряд выражений, разделенных запятыми и завершенных фиксатором:
>1,2+3,a-b,sin(1.0);
1, 5, a–b, 0.8414709848
Для автоматического формирования последовательности выражений применим специальный оператор $, после которого можно указывать число выражений или задавать диапазон формирования выражений:
>f$5;
f, f, f, f, f
>$1..6;
1, 2, 3, 4, 5, 6
>(i^2+1)$i=1..5;
2, 5, 10, 17, 26
>V[i]$i=1..5;
V[1], V[2], V[3], V[4], V[5]
Для создания последовательности выражений можно использовать функцию seq:
>seq(2*sin(x/10.0),x=0..5);
0, 0.1997, 0.3973, 0.5910, 0.7788, 0.9589
>seq(f(1),f=[sin,cos,tan]);
sin(1), cos(1), tan(1)
>seq(f(1.0),f=[sin,cos,tan]);
0.8415, 0.5403, 1.5574
Типы данных
Числа и числовые константы. Maple работает с числами следующего типа:
-
целыми десятичными (0, 1, –123);
-
рациональными в виде отношений целых чисел (7/9, –123/27);
-
вещественными с мантиссой и порядком (1.23E5);
-
комплексными (2+3I). Мнимая единица обозначается I.
Функции Re(x) и Im(x) возвращают действительную и мнимую часть комплексных чисел.
Десятичная точка в числах имеет особый статус: указание её в любом месте числа, а также в конце, делает число вещественным и ведет к переводу вычислений в режим вычислений с вещественными числами. При этом количеством выводимых после десятичной точки цифр можно управлять с помощью значения системной переменной Digits:
>restart;
>2+3/4;
>2+3*4;
14
>1.0/3;
.3333333;
>Digits:=3;
>1.0/3;
.333;
>x:=2+7*I;
x:=2+7I;
>Re(x);
2
>Im(x);
7
Встроенные константы:
-
false, true – ложно, истинно;
-
gamma – константа Эйлера, равная 0.5772156649…;
-
infinity – положительная бесконечность (отрицательная задается как –infinity);
-
Catalan – константа Каталана, равная 0.915965594…;
-
I – мнимая единица;
-
Pi – 3.141….
В список не входит основание натурального логарифма – число e. В качестве этой константы можно использовать exp(1). Оно отображается как жирная прямая буква e. А exp(1.0) выводит 2.71828….
Контроль за числами и константами. Числа могут служить объектами ввода, вывода и константами, входящими в математические выражения. Функция
type(x,numeric)
позволяет выяснить, является ли x числовой константой. Если да, то функция возвращает логическое значение true, если нет – false.
>type(10,numeric);
true
>type(Pi,numeric);
true
>type(x^3,numeric);
false
Функции
type(x,integer)
type(x,racional)
type(x,fraction)
можно использовать для оценки того, имеет ли x значение целого, рационального числа или простой дроби.
Функции
type(x,constant)
type(x,realcons)
возвращают значение true, если x представляет целочисленную или вещественную константу, и false в противном случае.
Преобразование чисел с разными основаниями. Возможна работы с числами, имеющими различное основание (base), бинарными числами (основание 2 – binary), восьмеричными (основание 8 – octal), шестнадцатеричными (основание 16 – hex). Функция convert позволяет преобразовывать форматы чисел:
>x:=12345;
x:=12345
>b:=convert(x,binary);
b:=11000000111001
>o:=convert(x,octal);
o:=30071
>h:=convert(x,hex);
h:=3039
Строковые данные – это последовательности символов, заключенные в обратные апострофы. Два апострофа подряд формируют апостроф как знак символьной строки.
>`2+2 не всегда ``четыре```;
2+2 не всегда ‘четыре’
Вектора и матрицы. Для создания векторов и матрицы служит функция array:
-
array[i1..i2,s1] – возвращает вектор с индексами от i1 до i2 и значениями в одномерном списке s1;
-
array[i1..i2,j1..j2,s2] – возвращает матрицу с номерами строк от i1 до i2, столбцов от j1 до j2 и значениями в двумерном списке s2.
Следует отличать списки от массивов! Массивы создаются с помощью функции array и являются отдельным типом данных.
>array(1..3,[x,y,x+y]);
[x, y, x+y]
>array(1..2,1..2,[[a,b],[c,d]]);
Таблицы задают множественные данные с произвольной индексацией. Для создания таблиц служит функция table, которая в простейшем виде table() создает шаблон пустой таблицы:
>table();
table([]);
Переменные. Переменные – это объекты, значения которых могут изменяться по ходу выполнения документа. Тип переменных определяется присвоенным им значением. Для явного указания типа переменных используется конструкция:
имя_переменной::тип
Типы переменных:
-
integer – целочисленные;
-
racional – рациональные;
-
real – вещественные;
-
complex – комплексные;
-
float – вещественные с плавающей точкой;
-
string – строчные;
-
nonneg – значение >=0.
Имена переменных должны начинаться с буквы. Строчные и прописные буквы различаются между собой.
По умолчанию любые переменные рассматриваются как объекты символьного типа. Не требуется предварительное описание переменных. Для присваивания переменным конкретных значений используется оператор присваивания (:=).
Для отмены присваивания значений всем переменным используется команда restart;
>x:=10;
x:=10
>2*x^2;
>restart;
>x;
x
>2*x^2;
Переменные могут иметь определенные признаки, например принимать только положительные значения и т.д. Для придания переменным статуса предполагаемых используется оператор assume:
assume(переменная или выражение, свойство)
>assume(x,positive);
>x;
x
Переменная помечена как положительная и при выводе сопровождается знаком тильды. Для того, чтобы к имеющимся признакам добавить новые, используется функция additionally:
>additionally(a<=0);
Для получения информации о статусе переменной используется функция about:
about(переменная)
1.4. Операторы и операнды
Имеется 5 типов операторов:
-
binary – бинарные операторы (с двумя операндами),
-
unary – унарные операторы (с одним операндом),
-
nullary – нульарные операторы (без операнда, знаки %),
-
precedence – операторы старшинства (включая логические операторы),
-
functional – функциональные операторы.
Для просмотра операторов и их свойств используется команда:
>?operators[тип оператора]
Бинарные операторы: + (сложение), – (вычитание), * (умножение), / (деление), ** или ^ (возведение в степень), $ (оператор последовательности), @ (оператора композиции), .. (задание интервала), &* (некоммутативное умножение), \ (объединение), mod (деление по модулю), @@ (повторение композиции), := (присваивание), , (разделитель выражений), &string (нейтральный оператор).
Оператор композиции @@ может использоваться для создания сложных функций, содержащих цепные дроби:
>f:=a->1/(1+a);(f@@3)(a);
Операторы объединения, пересечения и исключения для множеств:
-
union – объединение множеств,
-
intersect – пересечение множеств,
-
minus – разность множеств.
>{a,a,b,c,c,d}union{e,e,f,g}
{a, b, c, d, e, f, g}
>{a,a,b,c,c,d}union{e,e,a,d,f,g}
{a, d}
>{a,a,b,c,c,g}minus{c,c,f,g}
{a, b}
Унарные арифметические операторы:
+ – унарный плюс,
! – факториал,
$ – последовательность (префикс),
% – метка (префикс),
– – унарный минус,
. – десятичная точка,
not – логическое отрицание.
Логические операторы: <, <=, >, >=, <>, =, and, or. Для возврата логических значений выражений этими операторами используется функция
evalb(условие)
>evalb(2=2 and 3>1);
true
Специальные типы операторов: неопределенные (f), нейтральные (&), процедурные, функциональные, композиционные (@).
Оператор относится к неопределенным, если он не был заранее определен. Такой оператор не выполняет никаких действий и просто повторяется в строке вывода:
>f(1,2,a);
f(1,2,a)
Функциональные операторы являются альтернативами функций и записываются в форме:
переменная –> результат
Они могут использоваться для реализации подстановок. Например, запись x->x^2 означает подстановку x^2 на место переменной x.
Для создания нейтральных операторов, определенных пользователем, служит знак амперсанда &. Формат задания нейтрального оператора:
&name
Математические функции:
-
целочисленные функции и факториал:
factorial(число) – факториал
iquo(a,b) – частное a/b
irem(a,b) – остаток для a/b
Icm(a,b) – наименьшее общее кратное,
igcd(a,b) – наибольший общий делитель;
-
тригонометрические функции:
sin(x) – синус, cos(x) – косинус, sec(x) – секанс,
csc(x) – косеканс, tan(x) – тангенс, cot(x) – котангенс;
-
обратные тригонометрические функции:
arcsin(x) – арксинус, arccos(x) – арккосинус,
arcsec(x) – арксеканс, arccsc(x) – арккосеканс,
arctan(x) – арктангенс, arccot(x) – арккотангенс;
sinh(x) – гиперболический синус,
cosh(x) – гиперболический косинус,
sech(x) – гиперболический секанс,
csch(x) – гиперболический косеканс,
tanh(x) – гиперболический тангенс,
coth(x) – гиперболический котангенс;
-
обратные гиперболические функции:
asrsinh(x) – гиперболический арксинус,
asrcosh(x) – гиперболический арккосинус,
asrsech(x) – гиперболический арксеканс,
asrcsch(x) – гиперболический арккосеканс,
asrtanh(x) – гиперболический арктангенс,
asrcoth(x) – гиперболический арккотангенс;
exp(x) – экспонента,
ilog10(x) – целочисленный десятичный логарифм,
ilog(x) – целочисленный логарифм,
ln(x) –натуральный логарифм,
log[основание](x) – логарифм по заданному основанию,
log10(x) – десятичный логарифм,
sqrt(x) – квадратный корень;
-
функции с элементами сравнения:
ceil(x) – наименьшее целое, большее или равное x,
floor(x) – наибольшее целое, меньшее или равное x,
frac(x) – дробная часть числа,
trunc(x) – меньшее целое, округленное в направлении x=0,
round(x) – округленное значение числа,
signum(x) – функция знака;
-
функции комплексного аргумента:
abs(x) – модуль числа,
argument(x) – аргумент комплексного числа,
conjugate(x) – комплексно-сопряженное число,
Im(x) – мнимая часть комплексного числа,
Re(x) – действительная часть комплексного числа,
polar(x) – полярное представление комплексного числа,
max(x) – максимальный элемент списка,
min(x) – минимальный элемент списка.
Достарыңызбен бөлісу: |