Литература: "Политология" Л. П. Борисов; "



бет1/6
Дата13.07.2016
өлшемі478.5 Kb.
#196530
түріЛитература
  1   2   3   4   5   6
Курс лекций
«Политология»
http://lekcii.in.ua/
Используемая литература: “Политология” – Л.П. Борисов;

“Политология” – под редакцией М.Н. Марченко.




СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………… 4


Тема 1. Предмет политологии………………………………………. 4
Тема 2. Политика как практическая деятельность………………… 10
Тема 3. Основы теории власти и властных отношений…………... 20
Тема 4. Политическая система общества………………………..… 31
Тема 5. Политическая культура…………………………….……… 47
Тема 6. Конфликты в обществе и методы их разрешения……..… 66
Тема 7. Международные отношения и внешняя политика………. 75


ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в нашем обществе процессы: развитие демократии и многопартийности, поляризация точек зрения на состояние и эффективность политики и политической власти требуют от членов общества способности осознанно определять свою гражданскую позицию. Для этого необходим определенный уровень знаний о политике и политической власти, роли и функциях государства и политических партий, о сущности политической демократии и путях ее развития и утверждения в обществе, представление о роли политической культуры, причинах конфликтности в обществе и возможных способах разрешения конфликтов.

Считается, что политология выполняет в общем плане теоретико-познавательную и гуманитарную функции. Первая предполагает углубление знаний о властных структурах и их функционировании, выявление наиболее оптимальных форм политической жизни, научное исследование направлений политики государства, механизма ее выработки и реализации. Вторая – призвана помочь в анализе конкретной политики, реализации принципов политической демократии, прав и свобод человека.

Предлагаемый курс политической науки (политологии), в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта призван расширить кругозор будущих специалистов различных отраслей производства и управления в сфере политических отношений, помочь им выработать навыки анализа политических процессов в условиях плюрализма, утверждающегося в нашем обществе, определения своей позиции.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
Предмет политологии, ее исторические корни и основные категории.

Политология и другие науки об обществе.

Функции политической науки.
1.

Политология, как понятие, образовано на основе двух греческих слов : politike – государственные, общественные дела и logos – учение. Принято считать отцом первого понятия древнегреческого философа Аристотеля (384 –322 гг. до н.э.), второго – древнегреческого философа Гераклита (530 – 470 гг. до н.э.). Из этого словосочетания следует, что политология – это учение и наука о политике.

Политическая наука концентрирует внимание на изучении политических структур и механизмов, иначе говоря, политических реальностей. Наряду с изучением политики и власти она занимается также различными учениями о политике, политическими теориями, политическим сознанием и его уровнями, идеологией, культурой. Объектом политологии является область политической жизни общества, то есть вся совокупность проблем, связанных с политическими отношениями, с политической деятельностью, с политической властью, политической системой, политическим сознанием и политической культурой.

Политика, которую изучает политология, принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Существует множество определений политики. В связи с этим необходимо обратиться к истокам этого понятия.

Следует иметь в виду, что возникновение и развитие политической мысли как на Древнем Востоке (Египет, Вавилония, Индия, Китай, Персия), так и на Древнем Западе (Греция и Рим) было связано с развитием общественного способа производства, классовой дифференциацией общества, возникновением и функционированием государства. Наибольшего развития политическая мысль древнего мира достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля.

При знакомстве с политическими идеями Платона (427-437 гг. до н.э.) – идеолога афинской рабовладельческой аристократии, следует обратить внимание на связь его проекта аристократического «идеального» государства с его учением о психологии и этике. Платон утверждал, что человеческая душа обладает тремя способностями: умственной, волевой и аффективной (эмоциональной). Трем способностям человеческой души соответствуют три добродетели: мудрость, мужество, благоразумие. Согласно этим добродетелям, по Платону, свободные эллины должны быть разделены на три сословия: философы, воины, труженики.

Власть Платон вручает философам, ибо лишь они способны при ее осуществлении руководствоваться разумно понятыми общими интересами общества. К ним относятся знаменитые слова Платона, которые часто цитируют: «Пока в государствах не будут царствовать философы … до тех пор … государства не избавятся от зол».

Другой привилегированный слой общества – воины, на которых возлагается проведение в жизнь решений философов и охрана установленного порядка.

Что касается третьего сословия, то все вопросы регламентации его собственности, труда, быта (всей жизни) Платон оставлял на усмотрение двух первых сословий. Таким образом, философы и воины в идеальном государстве Платона становились коллективными рабовладельцами, на которых возлагались функции по управлению и охране существующего строя. И можно сказать, что взгляды Платона на государство и роль личности в нем имеют характер консервативной социальной утопии.

Предложенную Платоном модель идеального аристократического государства подверг критике Аристотель. В зависимости от целей, которые ставят правители государства, Аристотель различал «правильные» и «неправильные» государственные устройства. Правильным государственным строем Аристотель считал такой, при котором преследуется общее благо независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным – такой тип, при котором преследуются частные цели правителей.

Наряду с этим, Аристотель различал государственные формы в зависимости от отношения правителей и управляемых. Он насчитывал три правильные государственные формы: монархию (правление одного), аристократию (правление немногих), политию (правление многих); а также три неправильные государственные формы: тиранию, олигархию, демократию. Последние, по его суждению, развиваются из соответствующих правильных форм, когда цели общего блага подменяются частными целями одного, немногих или многих правителей. Наиболее правильной формой Аристотель считал политию, в которой правит большинство в интересах общей пользы. Под большинством он имел в виду средний слой класса рабовладельцев, от имени которого выступал.

Аристотель под политикой понимал управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Свои взгляды он изложил в серии монографий «Политий» с описанием 158 греческих и варварских государственных устройств. В этих монографиях раскрыты структура семьи и домашнего хозяйства как простейшего элемента политики; дан критический анализ предшествующих взглядов на государственное устройство; разработаны основные понятия политики, сущности государства и гражданина; указаны основные типы государственных политических режимов; дано описание социальных групп (богатых и бедных), значение так называемого среднего слоя для стабильности государства; сделана попытка разработки проекта идеального государства.

Аристотель выводил основы политической жизни из требований самой природы человека, оценивал разные исторически сложившиеся формы государственного строя. Оценивая понимание политики Аристотелем, следует иметь в виду, что различные течения в политической науке и политической жизни конкретизировали понимание политики в различные эпохи в соответствии с определенными интересами и целями.

Важнейший вывод, к которому пришла политическая мысль Древней Греции в лице Платона и Аристотеля, состоит в том, что лучшее общество можно построить с помощью знаний.

Этот краткий экскурс в историю политической науки полезен для понимания того, что интерес к ее проблемам зародился в глубокой древности и по мере накопления знаний создавалась теория политики, власти, механизмов их осуществления. Процесс это продолжается и поныне. И политическая наука концентрирует внимание на изучении политических структур и механизмов, то есть – политических реальностей, прежде всего, политики.

Структурообразующим элементом любой науки выступают специфические категории, то есть наиболее общие понятия, отражающие существенные свойства и особенности предмета науки. Категории являются незаменимым средством исследования и систематизации научного знания, своеобразными «ступеньками» проникновения в сущность явлений и процессов.

В числе основных категорий политологии политика - особая сфера жизнедеятельности людей, связанных с властными отношениями, с государством и его социальными институтами, принципами и нормами, призванными гарантировать жизнеспособность сообщества людей, реализацию их интересов и потребностей. В целом политику можно интерпретировать как сферу отношений между классами и другими социальными группами, связанную с борьбой за власть в государстве, а также с его взаимоотношениями с другими государствами. Она напрямую связана с социально-экономической природой данного общества. Внутренняя политика выражает отношения внутри государства; внешняя политика – отношения между государствами.

Специфика политологии состоит в том, что все социальные явления она рассматривает через призму политической власти. Поэтому одним из центральных в политологии является понятие «власть», как волевое отношение между людьми. Она присуща любому обществу и необходима для поддержания его в целостности, организации общественного производства. Власть – это способность и возможность оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью убеждения, принуждения, авторитета. Власть можно рассматривать как политическое господство и как систему государственных органов.

Для понимания политологии и ее предмета принципиально важна категория общественного отношения. Отношение – первичная клеточка социальности, той социальной связи людей между собой, которая обусловлена потребностями и способом производства. Отношение, поскольку оно не дано природой изначально, а произведено в процессе совместной жизнедеятельности, возникает только между людьми и только как производственное, общественное. Поэтому и важно понимание природы политики как общественного отношения. А поскольку всякое общественное отношение – величина исторически развивающаяся, необходимо выявить противоречия, которые этим развитием движут.

В любом обществе в центре политического развития стоит государство. Это единственный монопольный носитель коллективной воли и главный субъект политики. Объектом же политики, рассматриваемой со стороны государства, является обеспечение оптимальных условий экономического воспроизводства при социальном господстве определенного класса.

Политическое развитие, однако, может и должно рассматриваться не только со стороны государства, но и со стороны гражданского общества. Дело в том, что само государство в его нормативной и управленческой деятельности может быть понято лишь как политическая форма данного общества. В то же время, политическое отношение всегда двусторонне. Поэтому для научного анализа важно не только то, как государство относится к обществу, но и то, как общество – существующее в реальной множественности несовпадающих, конфликтующих социальных интересов - относится к государству. Политологию при этом интересуют не столько социальные интересы как таковые, сколько политизированные или политически осознанные интересы.
2.
При рассмотрении второго вопроса следует обратить внимание на то, что в период между двумя мировыми войнами XX столетия и особенно после второй мировой войны, политические исследования получили широкое развитие во всем мире. Это отразилось, в частности, в создании в 1949 г. Международной ассоциации политической науки.

Возникнув в Европе, политология получила особенно значительное развитие а США, где она складывалась как ответ на практические потребности государственно-монополистического капитализма, вызвавшего значительное расширение объема деятельности и властных полномочий государства. Правительство США и «большой бизнес» весьма щедро финансируют политические исследования. В результате политология, наряду с социологией и психологией, заняла ведущее место в американском обществоведении.

Американскими исследователями (Ноак и другие) принято считать, что политическая наука состоит из четырех элементов:

1. Политическая философия (политическая теория),

2. Учение о политических социальных институтах,

3. Политическая социология,

4. Международная политика.

Аналогичного принципа придерживается наш современный политолог А.Мигранян, считающий, что политология – это комплексная наука, интегрирующая и синтезирующая три уровня анализа:

Политическую философию, или ценностный уровень,

Политическую теорию, определяющую основные принципы организации и функционирования политической системы общества,

Политическую социологию, проверяющую соответствие организации и функционирования системы нормативным теориям.

Кроме последнего элемента здесь почти полное совпадение.

Политика, как сложное общественное образование всегда изучалась в различной степени гуманитарными науками.

Политическая философия, как это явствует из определения, концентрирует внимание на философских сторонах политики. Ее задача – разработка теории познания политики: что первично, что вторично в политике, каково соотношение между материальным и духовным, объективным и субъективным. Словом, как преломляются в политике основные философские понятия и категории.

Политическая социология разрабатывает пути воздействия политики на социальные отношения и социальную жизнь, как она, политика, регулирует взаимоотношения между классами, социальными группами.

Социология политики изучает обратный процесс: как различные социальные образования воздействуют на политику, ее структуру, ее институты.

Таким образом можно говорить, что указанные науки изучают частные аспекты политической жизни, а к наиболее общим наукам можно отнести собственно политическую науку – политологию.

В отличие от традиционных представлений об общественных науках, политологии чужды догматизм и чрезмерные абстракции. В старых общественных науках, занятых разработкой идеалов, призванных улучшить общество либо его полностью изменить, было немало схоластики и догматизма. Политология же имеет дело с реальными политическими процессами. Ее задача изучать не идеалы, а реальную политику, практику развития и совершенствования политического управления обществом. Она рассматривает процессы функционирования власти, ее структуру, методы, формы и способы участия граждан в политике и реализации политических решений, затрагивающих в целом жизнь общества и его различных социальных групп.

Большое место в политологии отводится изучению места человека в политическом процессе, путей реализации его политических свобод. При этом первостепенное значение придается развитию методов реализации политических прав граждан, их участию в управлении делами государства, необходимости соблюдения законов.

Значительное место в политологии занимает исследование процесса демократизации общественных отношений, структуры политической демократии и ее различных форм, противоречий в ее практической реализации.

Объектом внимания политологии является также исследование путей гармонизации межнациональных и международных отношений, обеспечения принципа равноправия всех наций, необходимости договорных отношений между различными государственно-национальными образованиями.
3.
Функции политологии – описать и объяснить политический процесс, прогнозировать тенденции его развития. Это очень важно для практической политики в обстановке сложных и противоречивых ее процессов.

Описательная функция призвана дать ответ на вопрос о политической реальности – что есть и что было. Но констатация наличия политических проблем часто оказывается недостаточной для ответа на поставленные вопросы.

Разъяснительная функция призвана дать ответы на такие вопросы:

какова причина данного явления, процесса;

почему этому явлению соответствуют те а не иные признаки;

насколько эти признаки способствуют функционированию данного целого и в какой мере.

Прогностическая функция дает ответ на вопрос о том, как в будущем – ближайшем или отдаленном – будет выглядеть политическая реальность.

Инструментальная функция обусловлена потребностью дать ответы на практические вопросы :

какие принять решения,

какие предпринять действия, чтобы получить положительные результаты. Наконец, выяснить, возможно ли вообще достижение намеченной системы целей.


Основные понятия: политология, объекты политологии, категории политологии, функции политологии.
Вопросы для самоконтроля:
Что представляет собой объект и предмет политологии? Какова разница между ними?

Назовите основные категории политологии.

Какое значение имеет политическая наука для общества и для Вас?

ТЕМА 2. ПОЛИТИКА КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сущность и содержание политики, ее субъекты и объекты,

Человек и политика.

Политическая жизнь и политический процесс.
1.
Исследование такого сложного и многопланового явления, как политика, на протяжении многих веков привлекало внимание мыслителей. Об этом свидетельствуют, в частности, сочинения древнегреческих философов Платона и Аристотеля, мыслителей средних веков и эпохи Возрождения Бэкона, Гоббса, Макиавелли, французских философов-материалистов XVIII века, немецких философов Фейербаха, Канта, Гегеля, многих других представителей философских школ.

Обобщая их взгляды, можно отметить, что политика рассматривалась ими прежде всего как искусство ведения государственных дел, управления государством, представления государства внутри страны и за ее пределами. Интерес к политике и анализу политических отношений резко усиливается в период становления и утверждения капитализма. Значительный вклад в исследование государства и его политики, инструментов ее осуществления внесли Ф.Энгельс, К.Маркс, В.И.Ленин.

Итак, что же понимается нами под политикой?

Политика это сфера деятельности, связанная с социальными отношениями по поводу проблем завоевания, удержания и использования государственной власти. Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов, связано с использованием государственной власти

Как общественное явление, политика возникает тогда, когда общество раскалывается на различные, часто враждебные, социальные группы (классы) и появляется государство, как регулятор отношений между ними. В основе появления классов и государства лежат глубинные процессы развития материального производства и возникающее на этой основе общественное разделение труда. При этом в политику всегда втягиваются большие массы людей.

Из сказанного можно сделать несколько выводов.

Во-первых, политика – это деятельность по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти.

Во-вторых, политика и ее субъекты всегда функционируют в сфере определенной классовой идеологии.

В-третьих, затрагивая коренные экономические и политические интересы и цели больших масс людей (классов), политика выступает как важнейший регулятор отношений между классами, нациями, государствами.

Ни один социальный институт не способен осуществлять регулятивную функцию на столь высоком уровне и в таких грандиозных масштабах. Это прерогатива политики, точнее, ее субъектов, в первую очередь – государства, политической партии, осуществляющей власть и управление в стране.

Можно сделать еще один вывод. Сфера политики включает политические отношения, политические действия, политические идеи. На этой основе мы можем выявить сущность политики, ее специфику и социальный характер.

Сущность политики состоит в отношениях, складывающихся между классами как внутри страны, так и на мировой арене по поводу реализации их коренных интересов и исторических целей.

Специфика политики состоит в особого рода теоретической и практической деятельности субъектов политики по завоеванию, упрочению и использованию государственной власти.

Социальный характер политики определяется на основе политико-моральной и правовой оценки конкретно-исторических целей , задач и действий политики, прежде всего классов. Исходя из природы классов, политика может быть по своему социальному характеру прогрессивной, гуманной, антигуманной, реакционной.

Категории «сущность политики», «специфика политики», «социальный характер политики» взаимосвязаны.

Внутренняя политика выражает отношения внутри государства. Существуют ее различные виды: экономическая, социальная, демографическая, военная и т.д. Это система мер по регулированию отношений в различных сферах жизни общества. Внешняя политика выражает отношения с другими государствами.

К функциям политики относят:

выражение и защиту интересов господствующего социального слоя (класса);

поддержание целостности общественной системы, стабильности в обществе;

управление и руководство общественными процессами, разрешение возникающих противоречий;

социализацию личности, приобщение новых поколений к духовным ценностям и политическому строю данного общества.

Наиболее часто в литературе встречается определение политики как искусства. Поэтому сущность этого понятия требует некоторого пояснения.

Роль искусства в политике определяется вероятностным характером политического процесса, т.е. его определенной непредсказуемостью. Это может быть следствием неполной информации об его исходных условиях, расстановке политических сил и т.д. А поскольку политический процесс никогда не может быть полностью рациональным, а иррациональные, т.е. бесконтрольные, процессы в политике нежелательны, при оценке и организации любого политического действия или процесса возникает своего рода двойная задача. Во-первых, возместить недостаток несомненного, хотя и относительно неполного знания. Во-вторых, удержаться за пределами иррациональности, не допустить безотчетных решений и действия.

Решение первой задачи связано с дифференциацией самого политического знания на истины науки (они могут быть и неизвестны политику) и знание техники политических отношений, расстановки сил, знание людей и их интересов, логики и психологии поведения масс, групп и отдельных лиц. Такое знание должно определять политическую тактику, начиная с мудрости конкретных политических решений, верного политического расчета и кончая гибкостью политической интриги.

Встает вопрос о том, кто является субъектом политики?

Субъектом политики является личность, организация, общественная группа, которые способны «создать политику» или относительно самостоятельно участвовать в политической жизни в соответствии со своими интересами, влиять на положение других, вызывать существенные изменения в политических отношениях.

Субъекты политики не равнозначны. Интересы тех или иных социальных групп оказывают на власть либо определяющее, либо косвенное воздействие. Классы, этнические общности, социальные слои, региональные, демографические группы, религиозные общности играют в политике различную роль. Существуют сильные и слабые общественные группы, основные и неосновные классы, организации с большим или меньшим влиянием, лидеры с различной степенью авторитета. Поэтому среди субъектов политики выделяются первичные и вторичные.



Первичные субъекты – это большие общественные группы как организованные целостности, как объединенная совокупность интересов и устремлений (классы, социальные слои, этнические, территориальные, религиозные общности).

Почему первичные?

Во-первых, в обществе невозможна такая политика, которая, защищая интересы всех основных классов и групп, не отдавала бы предпочтения одному из классов, не была бы в зависимости от его поддержки. В политике всегда присутствует доминирующий интерес большой социальной группы.

Во-вторых, большие общественные группы являются первичными субъектами политики еще и потому, что создают предпосылки для появления политических организаций, общественных институтов, государственных органов.

В-третьих, именно их интересы создают потенциальное «поле политики», сферу борьбы и политического сотрудничества, определяют функции и границы власти.

В-четвертых, результативное функционирование политических партий, выработка ими стратегии, программ, выдвижение лидеров, возникновение тех или иных форм и методов их деятельности невозможно без затребования со стороны больших общественных групп. Подтверждением этой зависимости является судьба лишенных общественного доверия организаций и идеологов, «кризис доверия», когда приходится платить по политическим векселям, а платить нечем.

Первичные субъекты политики подразделяются не основные и неосновные.

Основные – это классы, порожденные данной общественно-экономической формацией.

Неосновные – это социальные слои, неосновные классы, реликтовые социальные группы, маргинальные группы.

Вторичные субъекты политики – это организации и социальные институты, а также малые группы и личности, реализующие волю больших общественных групп. Эти вторичные субъекты политики играют существенную роль в отношениях власти настолько, насколько способны служить классу, большой общественной группе и пользуются их поддержкой.

Вторичные субъекты политики являются производными от первичных как в генетическом смысле (они явились как реакция на потребности определенных больших общественных групп), так и в функциональном смысле (выполняют служебную и исполнительную роль в их отношении).

Среди первичных субъектов политики выделяют также посреднические и непосредственные.

Посреднические субъекты- различные организации и институты, действующие в масштабах всего общества (государственные органы, пропагандистские институты, церковь), а также политические партии и общественно-политические организации, имеющие массовый и внелокальный характер. Они выполняют функции посредничества, связи между классом, социальным слоем, этнической общностью с одной стороны, и личностью, коллективом – с другой. Через политические организации и институты личность и коллективы осознают свою связь, единство, сопричастность с большой социальной группой.

Как политические, так и общественно-политические организации и институты посредничают также во взаимоотношениях между данной большой группой и другими группами. Они являются необходимым инструментом класса, социального слоя не только в выражении их интересов, но и в создании союзов, налаживании компромиссов между классами и другими общественными группами в борьбе за власть.

Непосредственные субъекты политики – это микроструктуры общества: малые социальные группы, звенья и ячейки общественных организаций и институтов, отдельные личности. Именно малые группы, политические партии и личности являются непосредственными участниками событий и исполнителями конкретных действий. В определенных условиях именно они являются и непосредственными организаторами массовых выступлений.

Объект политики – народные массы, граждане государства. Следовательно, любой человек – это объект политики. И в этом смысле человек, ничего не сведущий в политике, не обладающий минимумом знаний о ней – благодатная почва для политиканов, рассчитывающих на обман масс в своих целях. Практически же, все политические деятели, особенно в периоды избирательных кампаний, стремятся завоевать доверие граждан любыми средствами: многообещающими посулами, пропагандистскими мероприятиями, бесплатными зрелищами и угощениями, подарками и даже денежными суммами. Таким образом, человек всегда оказывается в сфере политики.
2.
В качестве взаимосвязи человека и политики принято говорить о человеческом измерении политики.

Человеческое измерение политики – это, прежде всего, содержание, направленность и результат политики как общественного явления. Дело в том, что в политике всегда преобладает деятельность по регуляции отношений людей, граждан и государства относительно реализации их интересов, созданию для этого необходимых условий. А поскольку политика не может осуществляться вне людей и помимо людей, каждый отдельный человек одновременно выступает и в роли объекта, и в роли субъекта политики. В связи с этим эффективность политики, ее конечный результат напрямую зависят от того, сколько людей и насколько они активно участвуют в политической деятельности, каков уровень их общей и политической культуры.

Вот почему существующая в конкретном обществе политическая система через свои составные элементы и каналы целенаправленно вовлекает человека в политическую деятельность, формируя своих сторонников, регламентируя, что и как должен делать человек в этой сфере.

Но при каких условиях народ может быть действительным субъектом политики?

Отвечая на этот вопрос, необходимо иметь в виду проблему политической активности граждан, их политическую культуру, политическое сознание. Другим фактором приобщения широких масс граждан к политике являются условия, в которые они поставлены. Эти условия могут стимулировать, а могут и подавлять активность масс. Связано это с тем, насколько развиты в данном обществе принципы политической демократии. В частности, сама система выборов представительных органов власти может быть организована по-разному. Но ведь выборы – основной способ влияния граждан на власть.

Рассматривая вопрос о субъектах политики, необходимо держать в поле зрения не только государство, политические партии, но и отдельную личность. Дело в том, что отдельный гражданин по отношению к другому может быть рядовым и нерядовым. Скажем, рядовой чиновник из аппарата управления по отношению к своим коллегам и рядовым гражданам имеет разный статус. Но, вместе с тем, есть политические вопросы, которые в равной мере относятся и к чиновникам-управленцам и к рядовым гражданам – как граждане государства, избиратели, они участвуют в выборах на равных условиях.

К сожалению, в нашем современном обществе существует весьма распространенное мнение о том, что рядовой человек никак не может влиять на власть. Отсюда - политический конформизм, иными словами, пассивное приспособление к различным политическим обстоятельствам. Заблуждение таких людей в том, что они или не знают, или не понимают того, что если они не будут участвовать, заниматься политикой, политика все равно будет заниматься ими. Ибо выключиться из сферы политических отношений человеку просто невозможно.

Следовательно, рядовой гражданин может стать субъектом политики при наличии многих условий: уровень политических знаний, понимание неизбежности вовлечения в политику, наличие условий в обществе для активной деятельности в этой сфере. И, конечно же, необходимо общее знакомство граждан с «Всеобщей декларацией прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Принципы, изложенные в ней, воплощены в международных договорах, которые, в отличие от Декларации, имеют не рекомендательный, а обязательный характер. К числу таких договоров относится «Международный пакт о гражданских и политических правах» (принят в 1966 г.), к которому присоединилась и Россия. В нем, в частности, зафиксирована свобода политических, религиозных и иных убеждений, свобода совести, свобода слова и печати, митингов и собраний, свобода объединений. Государства-участники Пакта обязались содействовать осуществлению принципов демократии. В Пакте закреплено право каждого гражданина принимать участие в ведении государственных дел своей страны: голосовать и быть избранным на выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании – то есть в условиях свободного волеизъявления избирателей. Также на равных условиях каждый гражданин должен допускаться к службе в органах государственного управления.

Естественно возникает вопрос о том, что делает человека заинтересованным в личном участии в политике?

Многие исследователи отмечают, что участие в политике может удовлетворять одну из основных потребностей человека – потребность в общении. Причем в политике человек выходит на уровень общения с большими группами людей, получает возможность разделить их интересы, повлиять на их поведение, самому испытать их воздействие. Благодаря такому общению человек осознает себя членом общества, гражданином, несущим ответственность за положение в нем.

Довольно часто к участию в политике ведет неудовлетворенность человека в семейной жизни, в производственных делах. В этом случае политика становится дополнительным каналом самовыражения человека, средством компенсации его личных и творческих неудач.

В основе стремления человека к политике может лежать и потребность в большей свободе – возможности контролировать политический процесс, воздействовать на него, выразить интересы определенной социальной группы. В равной степени среди побуждающих мотивов к политической деятельности может присутствовать и стремление к господству (власти) по отношению к другим людям, получить некие привилегии за счет политики или приобрести широкую известность в обществе (тщеславие).

Иными словами, разные люди стремятся в политику по разным мотивам, что определяет возможность, по мнению австрийского политолога первой половины XX века Макса Вебера, жить политикой или жить за счет политики. Как видим, политика – та область деятельности, в которой человек получает дополнительные возможности для самореализации. Исходя из выявленной роли участия в политике для самореализации человека, можно утверждать, что это - одновременно и право, и обязанность человека. Право на участие в политике достаточно полно зафиксировано в уже рассмотренном нами Международном пакте о гражданских и политических правах. Но одновременно участие в политике – это и обязанность человека по отношению к обществу, ибо его участие позволяет контролировать государство, воздействовать на него в целях последовательного осуществления социальных интересов.

Каковы же виды участия человека в политике?

Политика для людей может быть случайным, эпизодическим или профессиональным занятием.

Примером эпизодического участия в политике является участие в избирательных кампаниях, т.е. гарантированный Конституцией минимум политической деятельности. В процессе выборов гражданин делегирует своему избраннику часть своих политических прав, наделяя его правом от своего имени участвовать в разработке законодательных актов. Естественно, для того, чтобы уменьшить ошибочность своего выбора, необходимо стремиться к анализу и оценке предвыборных программ разных кандидатов с точки зрения взглядов, убеждений, интересов конкретного избирателя.

Систематический характер участия в политике присущ тем, кто постоянно работает в сфере производства, науки, в духовной сфере и совмещает это с участием в политике в рамках той или иной политической партии, общественного движения. Участие в политике непрофессионалов позволяет полнее оценить ее с позиций конкретных социальных групп, привнести в нее знание насущных нужд и потребностей стоящих за ними людей.

И, наконец, непосредственное отношение к политике имеет профессиональная политическая деятельность руководителей государства, местных органов государственной власти, политических партий, общественных организаций, политических публицистов и идеологов. Среди них те, кто имеет прямое отношение к власти, и те, кто оказывает на власть определенное влияние. Чем выше положение политика, тем значимее к нему требования общества по части профессиональной компетентности и нравственности.

И мы подошли к необходимости выяснения такого понятия как «политическая деятельность». Политическая деятельность – это участие социальных групп, организаций и отдельных лиц в выработке, проведении в жизнь политики, реализации политических интересов. Это действия, направленные на изменение отношений власти (революция, контрреволюция, национально-освободительное движение); на изменение характера общественных отношений (реформы); на изменение форм участия индивида или группы в политическом процессе (демонстрации, митинги, забастовки, голодовки, марши протеста, петиции); на регулирование межгосударственных отношений (соглашения, переговоры, государственные визиты).

Не следует забывать, что демократическое общество сможет нормально функционировать только при условии, если каждый его гражданин будет выполнять свой гражданский долг и обязанности – поддерживать порядок и дисциплину, умножать силу и мощь своей страны. Права и свободы личности не должны ущемлять права и свободы других людей. Исходя из этого, в России, как и в большинстве стран мира, запрещена пропаганда и разжигание расовой, национальной, социальной, религиозной вражды и ненависти, а также насилия и войны.


3.
Жизнь общества включает в себя все многообразие общественных проявлений, т.е все многообразие общественных связей между людьми. Эти связи являются результатом общественно-политической деятельности людей, реализующих собственные потребности и интересы, вынужденных вступать друг с другом в необходимые контакты, взаимодействовать. В зависимости от особенностей этих связей общественная жизнь проявляется как политическая, экономическая, духовная.

Понятие «политическая жизнь» широко применяется как в повседневной речи, так и в официальных документах, в научной и публицистической литературе. Из различных определений ее можно остановиться на том, что изложено в наиболее доступном источнике, а именно, в Энциклопедическом политологическом словаре. Политическая жизнь рассматривается в нем как совокупность чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней. (См. Политология. Энциклопедический словарь. – М. – 1993. с. 260.).

Можно говорить о том, что политическая жизнь охватывает интересы больших социальных групп (классов), личностей, наций и всех социальных институтов. Это та сфера, в которой люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы путем выражения доверия или недоверия власть имущим. В этой сфере проявляется активность политических лидеров, оказывающих влияние на процессы развития общества, особенно во время разного рода избирательных кампаний. Политическая жизнь включает в себя также все оппозиционные данному политическому режиму элементы.

Политическая жизнь всегда выражает сложность социально-классовой структуры общества, а также характер общественных отношений, уровень борьбы за овладение государственной властью. И любая проблема в обществе приобретает политический характер, если ее решение задевает социальные интересы, которые могут быть реализованы через властные отношения. В подтверждение можно привести такие примеры. Осуществляемая нынешним правительством России жилищно-коммунальная реформа приобрела политический характер, поскольку ведет к ущемлению интересов огромной массы людей, а ее содержание и направленность могут быть изменены только через изменение властных отношений. То же самое и с невыплатами заработной платы, стипендий, детских пособий. Кажущаяся чисто экономической проблема все более становится политической, поскольку существующая власть оказывается неспособной ее разрешить.

Таким образом, к основным проявлениям политической жизни можно отнести прежде всего политические потребности, которые играют определяющую роль в направленной деятельности индивида, социальной группы, общества в целом. Они побуждают человека к активной деятельности. Для их удовлетворения необходима целенаправленная политика государства, обладающая и материальными средствами, и системой законов, и аппаратом управления и принуждения. При этом следует иметь в виду, что в любом современном обществе ведется острая борьба за контроль над средствами массовой информации, особенно электронными, которые всегда служат каналом официальной пропаганды, направленной на укрепление влияния власть имущих во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в политической жизни.

Динамику развития политической жизни общества отражает явление, именуемое «политическим процессом», т.е. совокупностью последовательных действий для достижения определенного результата в политической сфере. Его можно рассматривать как взаимодействие социальных субъектов, связанное с формированием и изменением политических отношений. Субъектами в данном случае выступают социальные группы (классы), представляющие их политические партии, отдельные индивиды, имеющие свои политические интересы. При этом отдельные индивиды могут участвовать в политическом процессе непосредственно или через общественно-политические организации. Следовательно, понятие «политический процесс» включает также характеристики того, кто и каким образом осуществляет политические действия, т.е. принимает политические решения, выбирая при этом одно из нескольких возможных политических действий. Участвуют в выборе решений и отдельные индивиды в качестве избирателей состава выборных органов власти.

Для понимания политического процесса в конкретном обществе необходимо выяснить – кто обладает политической властью, как эти люди используют власть, т.е. выяснить, какие субъекты в нем участвуют и какими ресурсами они обладают. Политическая практика выработала общие принципы политического процесса: способность государственной власти управлять и добиваться реальных перемен, разрешать конфликты и противоречия на основе признания ее (власти) правомочности; способность граждан общества контролировать деятельность власти и общественные процессы.

Условиями развития демократического политического процесса являются:

наличие в обществе реальных прав и свобод граждан;

политическая конкуренция политических партий, идей, взглядов;

разделение функций властей;

гласность в действиях государственных органов (парламента, правительства, госаппарата);

уровень политической культуры в обществе.
Основные понятия: политика, внутренняя политика, внешняя политика, виды участия человека в политике, политическая жизнь, политический процесс.
Вопросы для самоконтроля:
В чем отличие политики от других сфер общественной жизни?

Какова роль политики в жизни общества?

Известно, что политика – это наука и, в то же время, - искусство. В чем суть такой двойственности определения?

Что такое «субъект политики» и «объект политики»?

Назовите основные международные документы о правах и свободах человека. Насколько, по Вашему мнению, они реализованы в современной политической практике России?

Охарактеризуйте основные виды участия человека в политике.

Каковы основные мотивы участия человека в политике?

Попробуйте на основе Конституции Российской Федерации определить основные права и обязанности граждан России.





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет