М. Ж. Сулейменова куляш байсеитова – выдающаяся оперная певица, драматическая актриса Караганда 2014



Дата10.06.2016
өлшемі181.51 Kb.
#126253
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный технический университет
НИИ патриотического воспитания

М.Ж. СУЛЕЙМЕНОВА

КУЛЯШ БАЙСЕИТОВА –

выдающаяся оперная певица, драматическая актриса


Караганда 2014прямоугольник 3прямоугольник 4прямоугольник 5прямоугольник 2







ПРЕДИСЛОВИЕ
Куляш (Гульбахрам) Жасыновна Байсеитова - советская певица (лирико-колоратурное сопрано). Народная артистка СССР. Депутат Верховного Совета Казахской ССР 1-3-го созывов. В 1925-28 гг. училась в педагогическом техникуме Института просвещения (Алма-Ата), активно участвовала в музыкальной самодеятельности. В 1930 году Куляш Байсеитова поступила в студию Казахского государственного академического театра драмы им. Мухтара Ауэзова, созданного в г. Кызыл-Орде в 1926 году и переведённого в Алма-Ату в 1929 году. Здесь Байсеитова играет роли Агафьи Тихоновны («Женитьба» Николая Гоголя), Клавдии («Подводная лодка» Марка Тригера), Пулиш («Фронт» Беимбета Майлина), Зауре («Зауре» Каныбека Байсеитова и Жумата Шанина), Еңлік («Еңлік – Кебек» Мухтара Ауэзова).

Одновременно занималась пением в учебной студии театра у К. А. Дианти и В.А. Смысловской. К. Байсеитова – одна из основоположников казахского оперного искусства. Обладала голосом мягкого своеобразного тембра, большим драматическим дарованием. Первая исполнительница партий: Кыз-Жибек, Хадиши, Акжунус, Айши, Сайры («Кыз-Жибек», «Жалбыр», «Ер-Таргын», «Золотое зерно», «Гвардия, вперёд!» композитора Е.Г. Брусиловского), Зере («Бекет» Н. Ручьёва), Ажар («Абай» Г.Жубановой и Хамиди), Сары («Биржан и Сара») М.Тулебаева.

Впервые на казахской оперной сцене К. Байсеитова исполнила партии классического репертуара: Татьяна, Тамара, Чио-Чио-сан. Выступала как концертная певица. Исполняла казахские и русские народные песни, произведения русских, советских и западно-европейских композиторов. Природный музыкальный талант Байсеитовой проявился рано. Она заучивала и исполняла песни, жыры и кысса, услышанные от отца - Жасына.

В 1933 г. К.Байсеитова вошла в состав труппы Музыкального театра (ныне Государственный академический театр оперы и балета им. Абая), где выступала до конца жизни. Музыкальный и сценический талант Байсеитовой ярко проявился в создании образа Айман в музыкальной комедии Ауэзова и И.В. Коцыка «Айман – Шолпан». Образ Шуги («Шуга» Майлина и Коцыка) свидетельствовал о возросшем мастерстве певицы, партия Жибек («Қыз Жібек» Евгения Брусиловского) позволила певице подняться к высотам классического оперного искусства, составив целую галерею характеров.
«Опера – это синтез музыки и драмы, и мы

должны раскрыть ее на сцене».

Куляш Байсеитова
Куляш Байсеитова родилась в 1912 г., в Карагандинской области, Актогайском районе, в небольшом ауле, на берегу речки Токрау. (По официальным данным в г. Верном (ныне Алматы). В 1928 году в новую столицу – Алма-Ату из Кызыл-Орды переезжает Казахский драматический театр. Куляш начинает в нем работать. В те годы театральный вечер составляли небольшие пьесы в первом отделении, а концерты с участием певцов, инструменталистов, танцоров из числа артистов театра – во втором. Куляш выступает и в спектаклях, и в концертах. Тогда она пела еще в соответствии с национальными традициями женского пения – низким голосом. Но очень скоро стало очевидно, что истинная природа голоса Куляш – высокое колоратурное сопрано.

Новые европейские жанры и формы - хоровое искусство, симфонический оркестр, наконец, опера, входили в жизнь кочевой степи не только с помощью композиторов и музыкантов из России, но и талантливых национальных исполнителей. И, пожалуй, негласным, но обязательным требованием к их исполнительскому искусству было создание того единственно возможного творческого синтеза, который мог быть воспринят музыкальным сознанием народа.

Выдающаяся казахская певица Куляш Байсеитова – личность поистине легендарная в Казахстане. Она прожила короткую жизнь – всего 45 лет, но жизнь эта была яркая, озаренная всеобщей народной любовью. Признание народом таланта и искусства Куляш Байсеитовой как бы «узаконивало» то новое, что появилось в музыкальной культуре в XX веке.

Профессиональные вокалисты Д. Дианти, З. Писаренко и другие работали над постановкой голоса Куляш. Начиная со спектакля «Шуга» по пьесе Б. Майлина, Куляш поет высоким голосом. Она сознательно сохранила близость к народной манере пения - открытым звуком. Удивительный талант Куляш позволил соединить в органичном синтезе традиции русской вокальной школы и национальные особенности пения.

Успех к певице пришел в 1933 году с первой же постановкой музыкальной комедии «Айман-Шолпан», где она выступила в роли главной героини на сцене Государственной музыкальной студии. Республика узнала новое имя – Куляш, и народ, опережая официальное признание, дает ей свое «звание» – казахский соловей!.. А вскоре, в 1934 году, певица получает и свое первое почетное звание – заслуженная артистка Казахской ССР [1, с. 281].

Поистине историческим событием казахской музыкальной культуры стала постановка первой казахской оперы «Кыз Жибек» Е.Г. Брусиловского, созданной именно для Куляш Байсеитовой. В программках указывали, что это – народная музыка в обработке Е. Брусиловского. Музыку первой казахской оперы (в нее вошло более 50 народных песен и кюев) подбирали ее первые исполнители. И среди них – Куляш. Благодаря именно этому образу, непревзойденной Кыз Жибек, Куляш покорила Москву в дни Декады казахского искусства в 1936 г. Композитор Е.Г. Брусиловский в своих мемуарах писал, как однажды они втроем – Куляш, ее муж Канабек Байсеитов и он на телеге, груженной сеном, – возвращались из аула, где давали концерт. Куляш, как всегда, что-то напевала. В какой-то момент завела было «га-а», и тут телега подпрыгнула на ухабе. Певица, едва не прикусив себе язык, выдохнула «к-ку-у». Брусиловский, мучившийся в это время над заключительной арией героини, мгновенно воспламенился. Так появилась знаменитая «Гакку» - песня-плач Жибек по погибшему Тулегену. Зритель, слушая ее, плакал, а Куляш признавалась, что каждый спектакль стоит ей года жизни.

У многих остался в памяти такой случай. Она пела партию Маро в грузинской опере «Даиси». Как вспоминали современники, невозможно было без душевного трепета слушать в последнем акте арию «Плач Маро» над телом своего возлюбленного. Этот плач, как похоронный марш Шопена, на долгие годы сделался потом символом прощания с человеком, оставившим след в истории республики.

А грузинские коллеги, прослышав об успехе «Даиси» в Казахстане, пригласили Куляш принять участие в спектакле, поставленном на родине оперы – в Тбилиси. Причем она пела свою партию на казахском, а партнеры отвечали ей на грузинском. После приезда из Грузии, она рассказывала своей матери, что когда выходила на сцену, дрожали руки и ноги, она боялась не попасть в такт, но после спектакля зрители вынесли ее из зала на руках.



Выдающаяся русская певица, народная артистка СССР, солистка Большого театра СССР В.Барсова писала, что не может назвать певицу, с которой можно было бы ее сравнить, до такой степени индивидуален и своеобразен ее высокий, легкий и прозрачный голос. Серебристый тембр действительно напоминает пение птицы, и Куляш Байсеитова заслуженно, без малейшей натяжки и преувеличения, получила название «казахского соловья».

Ошеломляющий успех певицы получил столь же ошеломляющее признание. Звание народной артистки СССР и Сталинскую премию Куляш Байсеитова получила, когда ей было всего 24 года. Это произошло после того, как Сталин, услышав на Первой декаде казахского искусства в Москве изумительное лирико-колоратурное сопрано Куляш, назвал ее «казахским соловьем».

Талант Куляш Байсеитовой многогранен. Она блистательная исполнительница музыкально-драматических спектаклей, первая казахская профессиональная оперная и первая концертная певица республики. Благодаря Куляш казахский народ познал мировую оперную классику и народную музыку разных стран. Вхождение в мировую культурную среду современники Куляш связывают именно с ней. Ее голос - чистый и звонкий, с ярко характерным национальным тембром, столь привычным для казахской степи, смог сделать музыку, чуждую и незнакомую, близкой и понятной казахскому народу.

Но главным в ее творчестве остается опера. У ее истоков стояла целая плеяда замечательных исполнителей – Курманбек Джандарбеков, Канабек Байсеитов, Гарифулла Курмангалиев, Манарбек Ержанов. Среди них первое место, несомненно, принадлежит выдающейся певице К.Байсеитовой. Она была не столько исполнительницей главных партий, сколько творцом оперных спектаклей, особенно национальных.

Память народная до сих пор хранит незабываемые образы Кыз-Жибек, Хадиши, Акжунус, Ажар, Сары, созданные Куляш. Через Куляш казахский народ впервые познакомился и с классическими оперными героинями, принял и полюбил их. Как признавалась сама певица, создавая роли гордой Кыз-Жибек, коварной обольстительницы Акжунус, благородной Хадиши или Маро в грузинской опере «Даиси», или трагической Баттерфляй в «Чио-Чио-сане», или гордой Татьяны («Евгений Онегин»), она всегда пела о человеке, его чувствах.

В газете "Правда" от 28 марта 1948 года было писаноотмечено, что сам факт постановки "Евгения Онегина" в Алматы глубоко знаменателен. Он говорит об огромном росте казахского музыкального и театрального искусства. И в этом есть львиная доля труда и таланта Куляш Байсеитовой. В опере «Евгений Онегин» Куляш-Татьяна писала письмо в постели, отвернувшись от оркестра и от зрителей. Ни разу не ошиблась и ни разу не споткнулась. Режиссер Ю. Завадский, увидев эту сцену, был удивлен и много раз повторял, что такой Татьяны он еще не слышал и не видел никогда! Куляш - талантливая певица, великая актриса», - с восхищением сказал он. Изучив жизнь и деятельность певицы, можно привести много таких фактов, свидетельствующих об ее одаренности и неповторимости.

Певица много гастролирует, выступая на самых престижных подмостках страны. В ее концертном репертуаре большое место занимают народные песни - казахские и песни народов мира. Эти выступления Куляш познакомили мир с богатейшим музыкальным искусством Казахстана. Благодаря Куляш казахский народ узнал мировую оперную классику и народную музыку разных стран. Ее голос с характерным национальным тембром, столь привычным для казахской степи, смог сделать незнакомую музыку зарубежных композиторов близкой и понятной казахскому народу.

Правительство высоко оценило заслуги Куляш Байсеитовой. Она была награждена Сталинской премией второй степени (1948 г.) – за концертно-исполнителькую деятельность, вновь Сталинской премией второй степени (1949 г.) – за исполнение главной партии в оперном спектакле «Биржан и Сара» М. Т. Тулебаева, Орденом Трудового Красного Знамени (1936г.), Орденом Ленина (1945 г.) [2, с. 3].

Куляш Байсеитова – дважды лауреат Государственной премии СССР (1948, 1949 гг.), неоднократно избиралась депутатом Верховного Совета Казахской ССР, была членом комитета по присуждению Государственных премий, являлась организатором и бессменным руководителем Казахского театрального общества, участвовала в работе II Всемирного Конгресса сторонников мира.

В 1950 году в Москве, открывая праздничный концерт, где выступали звезды всех республик, певец Козловский объявил, что кульминационный номер концерта доверяется Куляш Байсеитовой. Она исполняла песню Е. Брусиловского «Две ласточки».

Уровень грамотности, образованности, аккуратности и трепетного отношения к национальным особенностям народов проявлялся в том, что Куляш Байсеитова записывала казахские песни красивым почерком по - арабски, а русские песни - кириллицей. Она первая исполнительница песен на русском языке, первый создатель образов главных героев национальных и классических опер на сцене казахского театра. Казахстанцы зрелого возраста хорошо помнят эту хрупкую женщину, которая на сцене так вживалась в роль, искренне эмоционально передавала настроение своих героинь, заставляла зал смеяться и плакать, сочувствовать и переживать так ярко, что впечатлений после просмотра хватало ни на один месяц. Это потому, что на сцене она не играла — жила судьбой своих героинь, оставляя на театральных подмостках годы собственной жизни.

Благодаря Куляш Байсеитовой высокий жанр искусства — опера — стала доступна и простому народу. Восторженные зрители буквально выносили ее из зала на руках, а главы государств приглашали на приемы. Неудивительно, что уже в 22-летнем возрасте ей присвоено звание заслуженной артистки СССР, а через два года — звание народной артистки СССР. Также тепло, душевно она выступала перед фронтовиками в годы Великой Отечественной войны в составе концертной бригады. За высокое исполнительское мастерство в концертных программах, Куляш Байсеитова была удостоена Государственной премии СССР. Такой же доброй, открытой и искренней она была и в жизни. Будучи депутатом Верховного совета, она старалась помочь каждому, обратившемуся за помощью. Поэтому ходоки шли к ней не только со всей республики, но и из России. Молодые граждане Казахстана, зачарованно вслушиваясь в серебристые переливы голоса певицы, даже не подозревают, что именно такой манерой пения Куляш Байсеитова произвела истинную революцию. Испокон веков национальному женскому пению был присущ низкий тембр. Именно в этой манере и начинала петь юная Куляш, но очень скоро стало очевидно: истинная природа голоса «казахстанского соловья» — высокое колоратурное сопрано.

В настоящее время широко известны произведения, основанные на архивных записях Государственного Центрального архива кино-фотодокументов Республики Казахстан и Казахского радио, которые дают представление о многогранном таланте Куляш – как исполнительнице драматических спектаклей (музыка Л. Хамиди к спектаклю «Джамбул»), опер - казахских (Е. Брусиловский «Қыз-Жібек», «Ер-Тарғын», «Жалбыр», А. Жубанов, Л. Хамиди «Абай», М. Тулебаев «Биржан и Сара») и мировой классики (З. Палиашвили «Даиси»), и концертной певицы исполнительницы народных песен (казахских «Елигай», «Шили озен», русской «Колокольчик», польской «Шла девица», чешской «Пастушок», армянской «Ласточка»), произведений казахских композиторов, написанных специально для Куляш (Е. Брусиловский «Қос қарлығаш», Л. Хамиди «Бұл-бұл», «Сайра».

Казахстанцы чтили и чтят память о великой певице: была учреждена Государственная премия Казахской ССР имени К. Байсеитовой, одна из улиц Алматы носит ее имя, ежегодно в Казахстане проводится конкурс вокалистов имени К.Байсеитовой, открывшийся в 2008 г. в Астане оперный театр назван именем выдающейся казахской певицы. Для сохранения наследия Куляш Байсеитовой выпущены диски со всеми записями певицы, реставрированными и оцифрованными. В государственных музеях хранятся принадлежавшие ей вещи. В Алматы издан журнал, полностью посвященный певице и ее семье.

О великой казахской певице - Куляш Байсеитовой на киностудии «Казахфильм» режиссер М. Мусин в 2004 г. снял фильм «Аул Куляш». Чтобы разгадать загадку волшебного голоса Куляш Байсеитовой – редкостного тембра колоратурного сопрано, М. Мусин отправился на родину «казахского соловья», в Карагандинскую область, Актогайский район, в небольшой аул, расположенный вдоль речки Токырау. По мнению режиссера, это фильм не столько о самой певице, а стремление через Куляш Байсеитову показать музыкальность казахского народа, в данном случае – одаренных сограждан Куляш на ее родине. В Актогае чтут ее, любят и очень уважают. Певица служит ярким примером для того, чтобы многие девушки этих мест уже нескольких поколений, пытаясь подражать ей, становились певицами. В Актогайской степной манере исполнения народных песен есть какой-то особый способ - петь через горло. Это горловое пение сродни песнопениям алтайских, тувинских кайчи – сказителей. Но в отличие от них у актогайцев очень высокое пение. Режиссер М. Мусин считает, что на становление этих голосов, очень сильно влияет поддержание песенных традиций в этой сары-аркинской – степной – манере исполнения народных песен. Там есть не только много женских, но и мужских голосов.

А.И. Мухамбетова – музыковед, доктор наук искусствоведения, профессор считает, что в Актогайской степи в исполнении народных песен есть некий природный фактор: на формирование этих голосов с детства влияет состав воздуха и в большей степени состав воды, содержащей ионы меди. Поскольку населенные пункты расположены близ месторождения меди. Есть даже выражение «жес тандай» – «медное небо». Обладатели «жес тандай» поют такими высокими голосами. Это гипотеза.

В фильме М. Мусина Актогай предстает воистину райским уголком, где люди пасут тучные стада, занимаются ремеслами, старики нежатся на солнце, молодежь учится и трудится. И многие из них поют необыкновенными голосами, от звучания которых замирает душа. Куляш Байсеитова – одна из многих выходцев Актогая, уникального местечка, где доминируют голоса сопрано [3, с. 5].

Имя Куляш Байсеитовой присвоено Музыкальной школе-интернат в городе Алматы. 15 сентября 2011 г. в сквере музыкальной школы-интерната для одаренных детей имени К. Байсеитовой в преддверии 100-летия со дня рождения певицы в Алматы был установлен бронзовый памятник Куляш Байсеитовой. Открытие памятника прошло в рамках празднования 20-летия Независимости Республики Казахстан. С 1948 года в музыкальной школе получили образование более 20 тысяч выпускников, из них более тысячи являются лауреатами и дипломантами международных и республиканских конкурсов. Школа за эти годы выпустила таких известных музыкантов, как Нургиса Тлендиев, Айман Мусаходжаева, Жания Аубакирова, Марат Бисенгалиев, Базаргали Жаманбаев и других. Школа внесла огромный вклад в развитие музыкального искусства Казахстана. Это единственное элитное музыкальное учебное заведение республики, которое готовит музыкантов, исполнителей.

Есть у великой актрисы достойная наследница – Раушан Канабековна Байсеитова, народная артистка Казахстана, известная балерина, лауреат государственной премии, кавалер орденов «Дружба народов», «Құрмет», лауреат международных конкурсов, профессор. Она окончила Московское академическое хореографическое училище при Большом театре СССР, училась у легендарных А. Вагановой, Е. Жемчужной и С. Мессерер. В театре оперы и балета им. Абая Раушан вела главные партии в таких известных спектаклях, как «Бахчисарайский фонтан» - Мария, «Франческа де Рамини» - Франческа, «Лебединое озеро» - Одетта, в казахском балете «Аксак кулан» - Баршагуль. Солистка оперного театра им. Байсеитовой, дипломант Международного конкурса Роза Нуркей готова приехать в Балхаш и дать благотворительный концерт в память о К. Байсеитовой.

В год юбилея выдающейся певицы по всей республике прошли торжественные мероприятия. 11 апреля 2012 года в храме Национального архива Республики Казахстан в Астане состоялось торжественное мероприятие, посвященное 100-летию со дня рождения великой певицы Куляш Жасынкызы Байсеитовой под названием «Куляш - соловей века». Организовали это мероприятие Министерство культуры и информации РК, Национальный архив РК, Национальный театр оперы и балета имени К. Байсеитовой, РОО «Республиканский совет женщин города Астаны».

Гостей встречали девушки в национальных костюмах. Издалека виден был баннер, установленный на стене здания - портрет К. Байсеитовой на фоне гор Алатауа в роли Кыз Жибек. С участием почетных гостей из Алматы, Астаны, Караганды, Балхаша и Актогайского района, представителей общественности и СМИ состоялось торжественное открытие выставки о жизни и деятельности народной артистки СССР, лауреата Государственной премии Куляш Байсеитовой.

Вице-министр культуры и информации РК Арман Оразбаевич Кырыкбаев, депутаты Мажилиса Парламента РК Алдан Зейноллаулы Смайыл, Оналсын Исламович Жумабеков, аким Актогайского района Кайыржан Каримович Тлеубергенов, генеральный директор Национального архива РК Марат Оралбаевич Абсеметов приветствовали собравшихся, рассказывали о творческом пути певицы, поистине народной артистке, отдавшей все свои силы и весь свой бесценный талант благородному делу – становлению и расцвету музыкальной культуры Казахстана.

Экскурсию по документальной выставке грамотно и эмоционально проводили главный хранитель архива М. Есмуханова и начальник отдела архива И. Бабаев. Были выставлены оригиналы редких, ранее не опубликованных фотографий, наградные документы, рукопись Куляш Жасынкызы, ее личные вещи - золотое кольцо, тюбетейки, хрустальные вазы, подаренные ей видными деятелями культуры, её портрет 1948 года, статьи, опубликованные в разных газетах и журналах, книги. Организаторами был показан документальный фильм «Наша Куляш» из фонда Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей. По мнению участников данного мероприятия, без волнения невозможно было видеть красоту и слушать живой голос великой певицы в роли Кыз Жибек, великолепно исполненные ею арии Маро из оперы Захария Палиашвили «Даиси», знаменитый «Гакку» из оперы «Кыз Жибек», песню Л.Хамиди «Булбул», польскую песню «Шла девица».

С большим интересом гости слушали воспоминания корифеев казахского театра К. Жандарбекова и Серке Кожамкулова, фотографии великой певицы с Жамбылом и Диной Нурпеисовой, фрагменты из документальных фильмов о встрече казахских артистов в Москве в 1936, 1958 годах. В заключении торжественного мероприятия артисты театра оперы и балета им.К. Байсеитовой Б. Момбеков - заслуженный деятель РК, Р. Нуркей и Е. Низамутдинова –лауреаты Международных конкурсов, Г. Байгазинова исполнили арии и песни из репертуара Куляш Байсеитовой. Дана Махшонова и Айгерим Жакипбекова - певицы из Актогайского района поразили слушателей природными сильными голосами [4, c. 4 ].

Следующее торжество – музыкальный фестиваль, посвященный 100-летию народной артистки СССР, лауреата Государственной премии СССР Куляш Байсеитовой состоялось 12 октября 2012 г. на родине певицы, в городе Караганде, собравший гигантов оперной сцены из Казахстана, России, Азербайджана, поднял планку до уровня международного. Музыкальный фестиваль «Қазақ Гәккуі - Күләш», был проведен в концертном зале «Шалкыма». В нем приняли участие казахстанские исполнители, среди которых народная артистка Республики Казахстан, Лауреат Республиканского конкурса им. К. Байсеитовой Нуржамал Усенбаева, Дина Хамзина, Медет Чотабаев, Жупар Габдуллина и другие, а также Виктор Алешков из России и Илах Эфендиев из Азербайджана. Программу фестиваля вел заслуженный деятель искусств Казахстана, музыковед Юрий Аравин. Открывая торжественное мероприятие, он отметил, что Куляш Байсеитова является поистине народным достоянием страны, она олицетворяет собой целую эпоху в истории музыкального искусства Казахстана. И поэтому ее юбилей – безусловно, знаменательное событие для всей страны, в культурное развитие которой Куляш внесла неоценимый вклад, Мы отмечаем столетие певицы, так как на это есть причины, смысл и потребность делать это не только среди людей, непосредственно относящихся к культуре и искусству, но и тех, кто несет людям восприятие прекрасного.

В своем интервью журналистам, Нуржамал Усенбаева подчеркнула, что Куляш Байсеитова для нее не только пример для подражания и великая певица, но и актриса. Для оперной певицы очень важно создать образ на сцене, и она прекрасно с этим справлялась. Опера – это связь между музыкой и драмой, и мы должны не просто показать голос, но и образ. Участие в опере «Кыз Жибек» и сама Куляш - все это идет лейтмотивом в ее творчестве, и это большая честь для нее.

Праздничные торжества продлились на родине Куляш Байсеитовой в Актогайском районе, где состоялся вечер, посвященный юбилейной дате, и посещение школы, носящей ее имя [5, с. 2 ].

В юбилейном году о великой певице вспоминали не только в Казахстане. Изучением творчества Куляш Байсеитовой занимаются участники этнокультурной экспедиции TURKSOY. Памяти казахской оперной певицы Куляш Байсеитовой были посвящены Дни оперного искусства ТЮРКСОЙ. Первый музыкальный фестиваль среди тюркоязычных исполнителей, где звучали ее песни, состоялся в Турции на сцене исторического здания Оперы имени Сурейа Паши в Кадыкёе, в котором приняли участие 14 музыкантов из 8 стран. Казахстан на этом престижном международном мероприятии представили Амантай Ибраев, Балапан Жубаева, Нарул Тойкенов, Асель Тарабцева.


О жизни легендарной оперной певицы в Уральске и Москве в начале 2013 г. был снят еще один фильм - сериал известным продюсером и телеведущей Баян Есентаевой под названием «Куляш Байсеитова». Это новый проект Агентства «Хабар». Цели проекта, по признанию продюсеров, просветительские и воспитательные. Сегодня именно такие личности, как Куляш Байсеитова, могут стать примером для подрастающего поколения. Хотя часть молодежи даже не знает, кто она. Куляш Байсеитова была первой оперной певицей-казашкой, которая достигла невероятного успеха: в 24-летнем возрасте получила звание народной артистки СССР. Ее имя славилось не только на весь Советский Союз, но и далеко за его пределами.
Что может быть прекрасней песни, которая точно затрагивает лирические струны сердца. Певица с уникально-серебристым тембром, напоминающим пение птицы, неповторимым колоритом, своеобразным высоким, легким и прозрачным голосом – это «Казахский соловей» Куляш Байсеитова, умеющая донести песни до сердца слушателей. Когда говорят о Куляш Байсеитовой, то не обходятся без эпитета «первая». Она - первая казахская актриса, певшая под аккомпанемент фортепиано и в сопровождении симфонического оркестра, первая исполнительница главных ролей во всех спектаклях молодого музыкального казахского театра и классических опер на сценах казахского, московского, грузинского театров, таких как «Евгений Онегин», «Чио-Чио-Сан», «Абай», «Биржан и Сара», «Даиси» и др. Она первая исполнительница песен на русском языке и песен народов мира. Первая женщина Казахстана, ставшая известным общественным деятелем. Она – соловей Востока! Потому к ней обращался акын Жамбыл: желаю, чтоб чище ручьев прозвенели Куляш соловьиные нежные трели, чтоб вокальная песня нас к счастью вела. Чтоб дружба народов росла и цвела.

Такой высокий жанр искусства, как опера, в исполнении Куляш был доступен всем: и простому, не отягощенному знаниями чабану, и академику. Ее искренность была потрясающей: она не пропевала свою партию, а жила жизнью своих героинь и плакала на сцене настоящими слезами.

Список литературы

1. Жубанова Г.А. Казахский соловей. В кн.: Наши сестры. Алма-Ата, 1961. - 289 с.

2. Латиф Хамиди. Гордость казахской оперы // Казахстанская правда 12 сентября 1982 года, № 28.

3. Кино о Куляш Байсеитовой // Литер, 20 марта 2012 года, № 13.

4. Куляш – соловей века // Балхашский рабочий, 23 марта 2012 года, № 12 (13 265).

5. Юбилей Куляш Байсеитовой // Индустриальная Караганда, 13 октября 2012 года, №11.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет