Майя Михайловна Художественная структура



бет1/4
Дата18.07.2016
өлшемі480 Kb.
#207967
түріАвтореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи
Кузнецова

Майя Михайловна


Художественная структура

авторского женского костюма

в проектной культуре

последней трети XX – начала XXI вв.

17.00.06 – техническая эстетика и дизайн



Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург

2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский



государственный университет технологии и дизайна»

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент

Ванькович Светлана Михайловна
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

Некрасова-Каратеева Ольга Леонидовна


доктор технических наук, доцент

Семенова Виктория Викторовна


Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная

художественно-промышленная

академия им. А. Л. Штиглица

Защита состоится 20 сентября 2010 года в 12 часов

на заседании диссертационного совета Д 212.236.04

при Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна по адресу: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18,

Инновационный центр.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СПГУТД.
Автореферат разослан 18 августа 2010 года.


Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования


Специфика сферы производства и потребления одежды такова, что творчество авторов современного костюма становится фактом истории уже при наступлении следующего сезона. Однако опыт художественного проектирования, накопленный в профессиональной среде в течение последних пятидесяти лет, остается не до конца осмысленным и не используется в практике дизайна в полной мере. На фоне падения общего уровня культуры одежды, спровоцированного бурным развитием сектора массового производства, возникает необходимость обращения к теоретическим исследованиям по выявлению и анализу профессиональных приемов и методов художественной организации костюма. В этом плане особый интерес для теоретиков и практиков представляет авторский костюм, поскольку именно он выступает в качестве эстетического эталона современности. Тот факт, что многие образцы таких моделей являются объектами прикладного искусства, позволяет обратиться к общим принципам организации художественных систем и рассмотреть их применительно к костюму.

В сферах авторского проектирования Haute couture (Высокое шитье) и Pret-a-porter (Готовая авторская одежда) формируются конструктивные и цветовые решения моделей, разрабатываются их объемы, пропорции, декор, предлагаются приемы технологической обработки изделий. В результате творческой работы художников и дизайнеров, развивающих новые стилевые направления, возникают композиционно-стилевые структуры современного костюма, наделенные художественной ценностью. Эти формы организации образцов становятся отправной точкой для творчества авторов следующих поколений и развития дизайна одежды. Как и произведения искусства, такие модели обладают силой психоэмоционального и эстетического воздействия, которое применительно к костюму не изучено и не описано в полной мере.

На фоне общего культурологического освещения роли художников-модельеров и дизайнеров в формировании модных тенденций возникает потребность в исследованиях, характеризующих особенности художественного языка современного костюма: варианты авторских композиций и способы использования выразительных средств, связанные с материалом и представляющие собой узкопрофессиональную область знаний. Изучение механизмов художественной коммуникации и систематизация составляющих структуры авторского костюма необходимы на современном этапе развития проектной культуры, нацеленной на формирование эстетических предпочтений и расширение диапазона культурных потребностей. Научное осмысление творческих методов художников и дизайнеров последней трети XX – начала XXI вв. с возможностью дальнейшего использования этого опыта в дизайне одежды, составляет актуальность данного исследования.

Степень теоретической изученности темы

На фоне научных исследований, посвященных историческому костюму, современный авторский костюм остается недостаточно изученным в отечественной и зарубежной научной литературе. Творчество авторов современного костюма отражено в иллюстрированных энциклопедических изданиях на русском и иностранных языках, среди которых – «История моды с XVIII по ХХ век (коллекция Института костюма Киото)», «Мода. Век модельеров. 1900 - 1999» Ш. Зелинг, «Мода и стиль. Современная энциклопедия» (под научной редакцией А. Черновой), «История моды в ХХ веке» И. Десландрекс, Ф. Мюллер («Histoire de la mode au XX-e siècle» Y. Deslandrex, Fl. Muller), «100 современных дизайнеров костюма», под редакцией Т. Джонса («100 contemporary fashion designers», T. Jones). Иллюстративное представление работ современных дизайнеров, художников-модельеров и стилистов постоянно пополняется публикациями в периодических профессиональных и популярных изданиях. Однако научные труды, основанные на этом материале, немногочисленны как в России, так и за рубежом. Значимыми аналитическими работами на русском языке являются исследования Р. В. Захаржевской, Л. М. Горбачевой, Д. Ю. Ермиловой, Ф. М. Пармона, Е. А. Косаревой. В монографиях этих авторов применительно к современному костюму отражены такие положения, как диалектика формы и содержания, выражение в композиционном решении стилевых идеалов эпохи.

В этих исследованиях намечены основные принципы изучения творчества современных авторов костюма: рассмотрение моделирования костюма в общекультурном контексте; анализ применения в этом виде дизайна приемов и достижений изобразительного и декоративно-прикладного искусств. Вместе с тем, авторы перечисленных работ не уделяют достаточного внимания многообразию художественных методов и авторских приемов, механизму реализации художественной функции костюма.

В зарубежной научной литературе современный костюм изучается в контексте других видов искусств. Вышедшая в 2003 году книга Б. Куина (B. Quinn) «Мода в мире архитектуры» (The Fashion of Architecture) подробно осветила внутренние связи архитектуры, искусства, дизайна предметной среды и костюма. Автор не только продемонстрировал стилистические заимствования в этих областях, но показал общие принципы, которыми руководствуются архитекторы и дизайнеры одежды при решении проектных задач, а также взаимодействие перечисленных сфер на уровне методов применения материалов. Работы Ф.Мюллер (Fl. Müller) «Искусство и мода» (Art et Mode) и Н. Дж. Трой (N. J. Troy) «Культура Кутюра: исследование современного искусства и моды» (Couture Culture: A Study in Modern Art and Fashion) посвящены обзору и анализу взаимовлияний современного искусства и костюма. Творчество отдельных художников-модельеров и дизайнеров освещено в монографиях и научных статьях. Но за рамками этих работ остается комплексное описание профессионального инструментария художника-модельера, определение своеобразия творческой манеры. В связи с этим особый интерес представляют немногочисленные заметки и интервью художников и дизайнеров костюма, освещающие методы и приемы их творчества. К ним относится книга лекций Дж.Ферре (G. Ferre) «Уроки моды» (Lessons in Fashion), изданная под редакцией М. Л. Фриза (M. L. Frisa), в которой разносторонне рассмотрены процессы создания костюма: от эскизного наброска до реализации в материале и представления на подиуме. Таким образом, на фоне работ, отражающих специфику творчества отдельных авторов, отсутствуют исследования, систематизирующие художественные основы проектирования современного костюма Haute couture и Pret-a-porter и вводящие этот опыт в научный методологический контекст.

Художественная функция костюма осуществляется при визуальном восприятии. Согласно Ю. Б. Бореву, цель процесса художественного творчества лежит за его пределами и заключается в воздействии на человека. Эта цель посредством обратной связи влияет на весь творческий процесс, на процесс создания произведения. Механизм эмоционального отклика, порождаемого искусством и связанного с пробуждением глубинных уровней сознания человека при помощи сенсорного воздействия, описан в психофизиологии, психологии восприятия, общей теории искусств и дизайна. В науке о костюме визуальное восприятие проанализировано С. Н. Беляевой-Экземплярской в ряде работ, посвященных цвету и материалу, моделированию пространственных форм одежды.

В ее статьях и монографии, опубликованных в 30-е годы ХХ века и основанных на современных для того периода данных оптики, намечено направление в изучении методов проектирования костюма с ориентацией на фигуру, освещение, пространственные и поверхностные свойства цветных материалов. В то же время, в этих исследованиях не освещены вопросы художественного творчества и эстетического восприятия костюма. Среди современных работ, близких к данной тематике – диссертация Е. Н. Цховребадзе (МГУДТ, 2005), посвященная исследованию механизмов визуализации знаковых структур моды, создающих определенный стилистический образ.

Методологические основы изучения современного костюма заложены в работах Ф. М. Пармона, посвященных формообразованию и декору в проектной практике одежды. Исследование Е. А. Косаревой «Мода. ХХ век. Развитие модных форм костюма», основанное на материалах зарубежной и отечественной моды, раскрывает проблему согласованности формы и содержания модели для достижения максимальной выразительности и образности. В работах Р. В. Захаржевской «Классификация одежды, конструкция и образ костюма» и «Эволюция формы в рамках стиля» представлена типология костюма по способам взаимодействия формы одежды и тела, описаны практические моменты взаимовлияния цвета и формы, обозначено стилеобразующее значение материала в костюме. Но, к сожалению, ее исследование заканчивается 70-ми годами ХХ века, поэтому в нем не отражены особенности проектирования костюма следующего периода.

Близко подходя к проблеме художественной ценности современного костюма, исследователи не освещают в полной мере этот вопрос, который тесно связан с механизмом реализации художественной функции. Искусствоведческий анализ лучших образцов современного костюма и разработка критериев эстетической и художественной оценки не утрачивают актуальности и практической значимости в связи с ролью одежды в жизни общества и необходимостью обновления методологической базы преподавания дизайна, теории костюма и моды.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет