Материалы о священниках служащих в Казахстане
для чтения во время богослужений
- 1-
Братья и сестры,
19 июня 2009 г. Папа Бенедикт XVI объявил о начале Года священства на вечерне торжества Святейшего Сердца Иисуса. Год завершится 19 июня 2010 г., когда Папа примет участие во Всемирной священнической встрече на площади св. Петра. Мы в течении этого месяца будем размышлять о этом таинстве, вспомним священников, которые жили, страдали, служили Церкви, умерли на нашей земле, земле Казахстана.
Один из самых распространенных вопросов о священстве: зачем нужен посредник между Богом и человеком? Ведь Церковь говорит, что человек может и должен сам встретить Христа, и Христос должен жить в его сердце. Как это объяснить?
Если в обычной повседневной жизни человеку нужны отец и мать, если на его интеллектуальном пути нужен наставник и учитель, то тем более для общения с Богом, для продвижения по духовному пути, для вхождения в духовный мир, неведомый и таинственный, нужен помощник, проводник, поводырь. На таком пути, в такой области сердечного знания, духовного опыта, наставник и учитель обязателен.
Как свечка зажигается от свечки, так обычно и сердце человека зажигается верой и любовью к Богу от другого сердца. Каждый, кому довелось в жизни встретить духовного учителя, знает, как это важно. Это жизненно необходимо - найти человека, сердце которого горит верой и любовью. Такая встреча может означать духовный переворот, духовное рождение. Почему о священнике говорят «духовный отец»? Потому что он, подобно отцу физическому, рождает человека для новой духовной жизни. Как говорил апостол Павел: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». Родить для духовной жизни, для жизни с Богом, привести ко Христу - вот основная задача священника, задача посредника. И в ней нет - и не должно быть - ничего, мешающего общению с Богом. Наоборот; такой посредник - это не лишнее звено, а необходимое, без которого встреча может и не произойти. Даже перед приходом Христа бый посредник - Иоанн Креститель, предтеча, который готовил народ израильский к встрече со Христом. Почему же сегодня мы должны думать, что нам такие посредники не нужны? У Христа, жившего среди людей и общавшегося с ними непосредственно, были ученики - апостолы. Разве современный человек более готов ко встрече с Богом, чем две тысячи лет назад?
- 2-
Сегодня мы ближе познакомимся с жизнью Отца Алексия Зарицкого, блаженного Казахстана.
Он родился 17-го октября 1912 года в селе Бильче Мединского района Львовской области. Его отец, Василий Зарицкий, был псаломщиком (дьяком) при приходской церкви; мать его звалась Марией, урожденная Исих. Кроме Алексия в семье было ещё пятеро детей. После окончания гимназии Алексий поступил в Львовскую Богословскую Академию, где он учился до 1934 года. 7-го июня 1936 года Митрополит Шептицский уделил ему таинство священства в соборе св. Юрия во Львове. Люди любили и уважали о. Зарицкого за его смирение, искреннюю набожность, скромность, кроткий характер. Два года перед арестом (1946-1947) он был настоятелем села Рясна Руська близ Львова и также обслуживал приход Рясна Польска. В 1946 году на Украине настал великий голод. Отец Алексий относился с большой заботой и с милосердием ко всем, кто приходил к нему, и даже если не мог помочь, то всегда принимал их с добротой. Видя нищету людей, он сразу давал милостыню. Чтобы получить помощь, люди шли чаще всего к священнику. Хотя хозяйка и говорила, что было нечего дать, о. Алексий велел: “Дайте, дайте, что есть”. Отец никогда никем не пренебрегал, но умел говорить с людьми и уважать обездоленных. Однажды он пришел в церковь и сказал, что, наверно, больше не будет служить литургию, потому что его принуждают перейти в православие, и дали срок для подписи соответствующих бумаг. Отец Алексий также сообщил людям, что сразу отказался подписываться и не будет изменять Иисусу Христу. Отца Зарицкого все любили и очень уважали. Последнее наставление отца, сильно запечатлевшееся в памяти прихожан, было: “Не изменяйте вере отцов ваших”.
- 3 -
Очень многие священники, за верность Христу приняли великие скорби. Это исполнилось также в жизни о. Зарицкого. Как и всех греко-католических священников, не соглашавшихся перейти в православие, арестовали и о. Зарицкого. Шесть месяцев его держали в Золочивской тюрьме. Тут о. Алексий продолжил свое душепастырское служение: ежедневно служил Вечерню, порой – Молебен, утром, в обед и вечером молился с другими заключенными, рассказывал им об истории Церкви, поддерживал дух всех заключенных, так как они думали, что настает их последний час. После этого о. Алексий провел некоторое время во Львовской тюрьме. Здесь над ним сильно издевались, морили голодом. Сам о. Зарицкий признавался своим знакомым, что главной причиной его ареста был отказ перейти в православие, но коммунистическая власть “пришила” ему 54-ю политическую статью. 29-го мая 1948г. “Особым Совещанием при МВД СССР” о. Алексий был осужден на 8 лет заключения и исправительно-трудовых работ. Вначале о. Зарицкий был в лагерях Иркутской области, где работал в тайге. Потом его перевели в особый лагерь для политических заключенных в Мордовии. Из-за уважения к его священническому сану другие заключенные предлагали ему более легкие работы, однако о. Алексий желал быть, как все. Большую часть заключения отец провел в лагерях Кемеровской, Омской и Карагандинской областей. Несмотря на чрезвычайно трудные обстоятельства заключения о. Алексий не пренебрегал ни одной из своих священнических обязанностей: он тайно исповедовал людей, служил Литургию и молебны. 31-го декабря 1954 года о. Зарицкого освободили, но не позволили вернуться на родину, сослав его в Караганду.
В 1955-1956 гг. в Казахстане из лагерей освобождали людей, депортированных в 1947 году из Западной Украины. Так, 10-го мая 1956г. освободили и о. Зарицкого. Но он остался в Караганде, где продолжал служить Литургию в частных домах. Отец Алексий организовал здесь церковную жизнь, особенно заботясь о молодежи. Литургия, на которой присутствовало около 60-70 человек, служилась каждое воскресенье и по праздникам.
- 4 -
Священник несет в себе образ Христа. Поэтому служение священника есть служение Христово. А служение Христа было служением священника, царя и пророка-пастыря.
Это есть именно служение священническое, посредническое, связующее человека и Бога, небо и землю. В отличие от ветхозаветных священнослужителей, приносивших Богу жертвы, Христос, дабы связать человека и Бога, Сам принес Себя в Жертву. И священник, будучи образом Христа, в своем служении становится жертвой, должен всегда приносить себя в жертву. В этом глубоком смысле священство свершилось в жизни о. Алексия. Отец Алексий служил Литургию также и латинского обряда (для немцев и поляков). Очень добрую память о нем хранят особенно немецкие католики. Часто случалось так, что отец Зарицкий целый день не ел, не отдыхал, а только служил духовно людям: исповедовал, крестил, венчал. Его характерной чертой была любовь доброго пастыря к ближним и понимание их проблем и слабостей. 26-го октября 1957г. о. Алексий Зарицкий был реабилитирован Трибуналом Прикарпатского Военного Округа из-за отсутствия состава преступления. Начался последний период его миссионерской деятельности на территориях Самары, Урала, Оренбурга и Казахстана. Несколько раз о. Алексий менял место проживания. В 1960 году он был прописан в Орске Оренбургской области. Однажды после возвращения домой из короткого миссионерского путешествия он узнал, что милиция его выписала. Отец Алексий не обратился по этому поводу к властям, а стал добровольным “скитальцем Христовым”. Нигде не прописанный, имея при себе лишь паспорт, он продолжал миссионерскую деятельность, несмотря на то, что знал, что это закончится не чем иным, как заключением. Таким бездомным скитальцем о. Алексий был целых два года.
- 5 -
Каждый священник должен быть, прежде всего, священнослужителем, то есть - совершителем Таинств. Через него подается благодать Святого Духа для этого мира. Даже Христос крестился в Иордане не Сам, а с помощью Иоанна Крестителя. Так человеку нужен священник для совершения Таинств.
В апреле 1962 года о. Зарицкий снова вернулся в Караганду. Его здоровье значительно ухудшилось. Но он не обращал внимания на самого себя и хотел окончить душепастырскую деятельность среди украинцев, а потом поехать в Таджикистан. Но он не смог осуществить это намерение. 9-го мая того же года о. Алексия арестовали в Караганде близ 17-ой шахты, где находилась украинская церковь, которой он управлял. 30-го июня 1962 года о. Алексия осудили за “волокитство“, а на самом деле - за активную религиозную деятельность, на два года лишения свободы в лагере Долинка Карагандинской области. Здесь он работал портным. Хотя работа не была тяжелой, здоровье его ухудшалось день ото дня. Выжить в таких условиях было практически невозможно. Ежедневно в лагере умирало около 30-40 человек, зимой их не закапывали, а просто кидали во рвы, куда ночью сбегались волки в поисках пищи.
Свою миссию на земле “Апостол Сибири и Казахстана” завершил 30-го октября 1963 года в больнице лагеря Долинка Карагандинской области. Его похоронили на лагерном кладбище в Долинке. Позже его перехоронили на Карагандинском городском кладбище. В 1990 году бывшие прихожане о. Алексия перевезли его мощи на кладбище села Рясна Руська близ Львова, где воздвигли ему красивый памятник. Как во время его жизни люди почитали о. Алексия за святого, так и после его смерти они почитают его таковым. Верующие на Украине, в Казахстане, в Германии и в других местах просят его о заступничестве в своих молитвах.
- 6 -
Служение священника есть служение царское. Подобно Христу, Который вел народ, священник является вождем своей паствы. Конечно, вождем в жизни духовной, а не общественно-политической. Священник должен вести народ к Богу, к добру, как власть имущий. И это было служением отца Зарицкого.
По инициативе Епископа Карагандинского Яна Павла Ленги, 12 мая 2001 года в Караганде была основана специальная Комиссия по редактированию литургических текстов Святой Мессы и Литургии Часов в честь блаженного Алексия Зарицкого. В состав этой Комиссии под председательством самого Епископа вошли о. Атаназий Шнайдер ORC, консультант процесса беатификации, и священник Грегор Приходко, секретарь Литургической Комиссии. Комиссией был также проведен опрос местных епархиальных священников касательно установления 30 октября как дня официальной литургической памяти нового блаженного на территории Карагандинской Епархии, что было воспринято духовенством с большим энтузиазмом.
29 июня 2001 года Епископ Ян Павел Ленга направил прошение Кардиналу Хорхе Медина Эстевесу, префекту Конгрегации Божественного Культа и Дисциплины Таинств с просьбой утвердить разработанные литургические тексты и позволить внести официальное литургическое празднование Блаженного Алексия в Епархиальный календарь. 27 июля Священная Конгрегация Божественного Культа от имени Святого Престола издала два Декрета, в которых просьба Епископа Карагандинского удовлетворяется с большой радостью.
Блаженный Алексий, священномученик Карагандинский, молись о нас!
- 7 -
В нашей памяти живы еще слова, сказанные Папой Иоанном Павлом ІІ во время молитвы «Ангел Господень» после памятной св. Мессы на площади Матери-Родины в Астане 23 сентября 2001 г.: «С большой радостью я смотрю на вас и благодарю Бога за то, что мне дано быть среди вас. Я всегда живо интересовался вашей судьбой. Мне многое рассказывал о вас незабвенный о. Владислав Буковинский, с которым я многократно встречался и всегда восхищался его священнической верностью и апостольским горением...».
о. Владислав Буковинский родился 4 января 1905 г. Его отец Киприан Иосиф Буковинский был управляющим поместий на Украине и директором сахарного завода. Мать, Ядвига Шипио дель Кампо, была родом из итальянской семьи, поселившейся в Польше в XVI веке.
В 1920 году вся семья Буковинских переехала в Польшу. Пройдя экстерном курсы и сдав экзамены, Владислав поступил на юридический факультет Ягеллонского университета. В 1926 году он поступил на теологический факультет того же университета. 28 июня 1931 года о. епископ Адам Стефан Сапега рукоположил его в священники. С 1931 по 1936 годы он работал в Краковской архиепархии в Росбцах и в Сухей, с августа 1936 г. по своей настоятельной просьбе, чувствуя личное призвание к служению на Востоке, уехал в Луцк. Там же он преподавал в Луцкой Духовной Семинарии и возглавлял Диоцезиальный Католический Институт. В ноябре 1939 года - после начала войны - был назначен настоятелем кафедрального прихода в Луцке. Несмотря на опасность, о. Владислав продолжал активную деятельность: готовил детей к первому причастию, искал жилище и пропитание для многочисленных беженцев и нуждающихся, готовил прихожан к ожидаемым трудностям.
- 8 -
Служение священника есть служение пророческое. Это служение проповеди, свидетельства Истины. И здесь Священник тоже уподобляется Христу - он должен быть пастырем, то есть являть любовь, заботу, проповедовать слово Божие. Он должен и обличать, и научать.
Весной 1940 г. о. Владислав Буковинский и несколько других священников были арестованы и заключены в тюрьму в Луцке. Чудесно уцелев во время массового расстрела заключенных накануне входа в город немецкой армии, в июне 1941 года он вышел на свободу и продолжил свое душепастырское служение в приходе. Кроме того он помогал еврейским детям и голодающим советским военнопленным.
В ночь с 3 на 4 января 1945 г. о. Владислава вместе с епископом Адольфом Петром Шеленжеком вновь арестовали и повезли в тюрьму в Киев. Он счел это событие поворотным пунктом в своей жизни - как выезд на Восток, где он видел свое призвание. Его приговорили к 10-ти годам трудовых лагерей. 1946-50 г.г. прошли в челябинских лагерях, где помимо тяжелой работы о. Владислав вел тайное душепастырское служение. Следующие 4 года он провел на медном руднике в Жезказгане. Несмотря на тяжелую работу - свыше 300 м. под землей, при постоянной влажности и температуре около 4-х градусов, - он не оставил свое служение. О. Владислав собирал вокруг себя заключенных различных национальностей и вероисповеданий, провозглашая им Слово Божье. Его с удовольствием слушали даже офицеры, как человека с глубокими знаниями по истории, философии и литературе. Он провел в подлинно экуменическом духе встречу представителей разных вероисповеданий, принимал участие в мусульманском празднике Рамадан.
10 августа 1954 г. о. Владислав вышел на свободу. Его принудительно выслали в Караганду, обязав работать и ежемесячно являться перед властями, с запретом уезжать из города. Он стал работать ночным сторожем. В свободно время ходил молиться на кладбище, надеясь встретить там католиков. Всего 15 дней спустя он уже служил первую Св. Мессу.
- 9 -
Священник в своем служении сам становится жертвой. Это неизбежная закономерность нормального священнического служения. Это может произойти явным образом - во времена гонений на Церковь, или просто в повседневной жизни, когда священник полностью всего себя отдает людям. Это закон жизни. Мир так устроен, что без жертвы ничто доброе не совершается.
Будучи ослабленным и истощенным после тюремного заключения, о. Владислав Буковинский все же предался пастырскому служению, называя его потом «самым интенсивным за всю свою жизнь». Он работал по утрам и вечерам, уделяя таинства (зачастую всей семье сразу), готовя детей к первому причастию. Мало отдыхал и спал, порой всю ночь исповедуя, чтобы на рассвете отслужить Св. Мессу. 30 июня 1955 г., в день записи поляков для возвращения на Родину, о. Владислав сознательно и добровольно принял советское гражданство, решив остаться в Казахстане. Это был второй поворотный пункт в его жизни. Он поселился в польской семье Мадеров, продолжая свое служение среди католиков разных национальностей.
В майе 1956 г. власти отменили прежние обязательства и выдали о. Владиславу паспорт. Таким образом он получил право свободно передвигаться по всему СССР. Он ушел с работы ночного сторожа, чтобы предаться лишь пастырской работе, проводимой тайно - по ночам. Вскоре он предпринял первые миссионерские путешествия, посетив часовни в Тайыншы и Зеленом Гае на севере республики. 1957-58 г.г. являлись «пиком» его миссионерской работы по объему и охвату. Он совершил 5 путешествий: в Алма-Ату и близлежащие города и деревни, в Таджикистан и Туркменистан, в Актюбинск и Семипалатинск. О. Владислав вполне осознавал, какие опасности и трудности его ожидают. Но в письме к другу он писал: «Я не мог отказать. Я думаю, что поступил правильно».
В этих городах и республиках его ожидали масса работы и огромное количество людей, которые бросали все, чтобы после 40 лет увидеть священника. Итак, о. Владислав принимал исповеди за всю жизнь, крестил целые семьи, совершал таинства венчания и миропомазания. Он служил на 4-х языках -немецким, польском, русском и украинском.
- 10 -
Священник не должен бояться смерти. Он должен всегда быть готовым пожертвовать собой, потому что он носит в себе образ Христа.
3 декабря 1958 г. о. Владислава арестовали как «шпиона Ватикана». Благодаря своей защитной речи, которая произвела огромное впечатление на судей Карагандинской коллегии, его приговорили «всего лишь» к 3 годам тюремного заключения в трудовом лагере г. Иркутска. 1961 год он провел в тюрьме Мордовской Республики и спустя ровно 3 года вернулся в Караганду. В общей сложности о. Владислав провел в тюрьмах и лагерях 13 лет. Однако он всегда рассказывал об этом спокойно. Каждый раз, когда ему запрещали продолжать его пастырскую работу, он решительно отвечал: «Я же священник!»
Возвратившись в Караганду, о. Владислав поменял свое место жительство и поселился в доме немецкой семьи Хаак. Он продолжал свое пастырское служение, работая день и ночь, каждый раз на новом месте. Выезжал на Украину, где включался в работу местных священников, в Актюбинск, Таджикистан. Часто посещал Сарань и Темиртау. Власти запрещали богослужения. О. Буковинский, подобно другим священникам, был своего рода «обходчиком» домов. Он приходил в какой-либо дом обычно пополудни, устанавливал алтарь, исповедовал. Св. Мессу служил поздним вечером, а затем вновь исповедовал всю ночь напролет...
В Караганде после каждой торжественной Св. Мессы его вызывали в милицию
- 11-
Горе священнику, если он забудет о своем призвании, о том, что он вступил на путь служения Богу, и начнет здесь собирать себе богатство или искать власти, станет уподобляться людям, которые не знают духовной жизни, не знают духовного мира. Тогда горе ему - напрасно он воспринял дар священства. Дар, конечно, трудный и ко многому обязывающий, но в то же время приносящий столько радости и утешения, столько любви Божией и людской, что настоящий священник никогда не пожалеет о выборе своего пути.
Лето 1965 года о. Владислав провел в Польше, где вел интенсивную жизнь, встречаясь с родными, многочисленными друзьями, прихожанами и священниками из Луцка, товарищами из тюрем. Часто он навещал кардинала Кароля Войтылу.
Зимой 1967-68г.г. он предпринял поездку в Таджикистан, где работы «вовсе не меньше, а наоборот, все больше». Он интенсивно работал, ободрял, давал надежду. Между тем состояние здоровья ухудшалось (проблемы с сердцем, незаживающие раны на ногах). Это было его последнее миссионерское путешествие. В своих «Воспоминаниях о Казахстане» о. Владислав написал: «Я никогда не упрекал себя в том, что слишком надрываюсь или рискую, а порой я - наоборот - серьезно сомневался, не был ли в отдельных ситуациях излишне выгодным или осторожным, недостаточно уповая на покровительство Божьего Провидения… Мы ведь священники Иисуса Христа!… Мы рукоположены не для того, чтобы беречь себя, но для того, чтобы - если надо - отдавать свои души за овец Христовых».
Сентябрь - декабрь 1969 г. о. Владислав опять провел в Польше, но думая о своих прихожанах, оставленных в Караганде, он отказался остаться на Рождество на Родине и праздновал его «среди своих».
- 12 -
Конечно, любой священник будучи человеком порой испытывает немощь, бессилие. Иногда в отчаянии взывает, как взывал к Богу пророк Моисей: «Разве я родил этот народ, разве могу носить его? Зачем Ты на меня возлагаешь такое бремя, которое я понести не могу?». Священник тоже, чувствуя свою немощь, очень часто взывает к Богу о помощи и говорит: «Я не могу совершить то, что должен. Господи, помоги мне». И эта помощь всегда приходит.
Так как у о. Буковинского не было своего дома, он почти все время снимал комнату. Работал он, в основном, по ночам: крестил, венчал, служил св. Мессу, уделял все свв. таинства верующим католикам по частным домам. Когда власти запретили ему служить по домам, тогда верующие католики, потребовали дать им разрешение построить церковь или молитвенный дом. Облисполком им ответил: «Молитесь дома сколько хотите, но людей не собирайте; и чтобы без попа». Верующие говорили, что у них такой обряд, св. Месса, которую может служить только католический священник, а о. Буковинский к ним приходит только тогда, когда его приглашают, чтобы служить св. Мессу за упокой души умерших или за здоровье живых и по большим праздникам. Ведь пастырь, как служитель Божий, не может отказать, а к умирающему, если нужно, идет и ночью. Ходили к уполномоченному облисполкома и каждый месяц требовали разрешения на открытие молитвенного дома или постройку церкви, и, конечно же, под руководством о. Буковинского. Он всегда говорил верующим, что не нужно очень сильно настаивать, но и прекращать ходить и требовать нельзя. Так они ходили ок. 15-и лет. Над ними смеялись из-за их веры, выгоняли и пугали, как могли, но они продолжали собираться по частным домам вместе с о. Буковинским.
- 13 -
Любой искренний священник может свидетельствовать, что как бы ни был он немощен, как бы ни было ему тяжело и одиноко, если он помолится от всего сердца во время литургии Богу, то обязательно получает помощь и силу для дальнейшего служения.
Однажды на праздник Пасхи на мелькомбинате по улице Гудермесской у одного хозяина собралось много друзей. Служба началась утром в 5 часов. Только началась св. Месса, пришла участковая милиция и директор школы. Вызвали хозяина и стали расспрашивать, что это за «сборище». Хозяин ответил: «У нас сегодня большой праздник - Пасха, и я пригласил людей помолиться вместе». Они составили акт и спросили, кто тут старший, и зашли в комнату, где служилась св. Месса. Увидели о. Буковинского и попросили его выйти поговорить с ними. Отец, конечно, сильно испугался: знал, что его ожидает. Но он вел себя очень спокойно и, вообще, был очень вежлив. О. Владислав им сказал: «Я служу св. Мессу, прерывать нельзя. Как закончу, приду». Все очень волновались, но милиционеры спокойно слушали, как красиво католики молятся и поют. Когда кончилась св. Месса, о. Буковинский вышел к ним. Они спросили, кто разрешил ему работать по частным домам? Заставили подписать акт и приказали завтра явиться в милицию. Там о. Буковинскому предложили уехать из Казахстана домой в Польшу, откуда он и приехал. Он им ответил: «В Польше есть католические священники, а здесь некому служить верующим католикам». Они подумали немного и сказали: «Ну, иди и больше по ночам людей не собирай». И воспитанный о. Буковинский им ответил: «Спасибо. До свидания».
- 14 -
Хороший священник - это тот, кто совершает свое священническое служение с любовью, для кого его служение Богу, людям - это задача его жизни. Служение священника, пастырское служение - это, прежде всего, любовь, милосердие, смирение, кротость. Христос говорил: «Научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем». Прежде всего, священники должны научиться этому. Это хорошие пастыри, добрые. Это всегда видно: если батюшку ждет народ, то это о многом говорит. Бывают, конечно, случаи, когда настоящее пастырство подменяется сектантством, псевдостарчеством. Но все-таки обычно человек сердцем чувствует, где добрый пастырь.
Еще один пример: опять на Пасху в районе Мелькомбината на ул. Нерченская. Месса началась в 5 часов утра. Людей было много – взрослые, дети и молодежь. Наблюдатели из КГБ заметили, в какой дом идут бабушки в черных платках и бегут так рано дети. Пошли за ними и увидели о. Буковинского. «Кто ты такой? И что ты здесь делаешь? – спросили они его. - Зачем так рано собираешь людей и беспокоишь детей?» Отец им на это ответил: «Я - католический священник. Меня сюда пригласили на праздник». Ему сказали: «Вы не имеете права собирать людей на молитву в частных домах». Потом они стали расспрашивать детей: «Кто вас так рано разбудил на молитву?», а в ответ услышали: «Мы сами пришли на праздник Пасхи». Отцу приказали придти на следующий день в милицию. Тот как всегда с улыбкой ответил: «Хорошо». Но как отец Владислав пережил ту ночь, знает один только Бог. А сколько у него было таких ночей! Когда отец с чемоданчиком явился в милицию, его там спросили: «А чего ты пришел с чемоданчиком?», а потом добавили: «Иди домой и больше не собирай людей по ночам». Но отец как работал, так и продолжал работать, хотя ему было уже очень трудно. Так о. Буковинский и проработал в Караганде почти 20 лет.
Когда о. Буковинский служил св. Мессу, то расставлял людей так, чтобы всех видеть и чтобы каждый видел алтарь. Чтобы поставить всех по росту и по возрасту, необходимо было время, и некоторые выказывали недовольство. А он им отвечал: «Кто торопится, может сам идти служить св. Мессу. Нельзя торопиться и делать все кое-как». Так отец ценил св. Мессу и хотел, чтобы все католики поняли ее значение и значение свв. таинств.
- 15 -
О священнике нельзя сказать -хороший, потому что у него, скажем, красивый голос, и поэтому он хорошо служит в храме. Ведь если в сердце нет любви и верности, то пастырское служение исполнять хорошо невозможно. Народ очень чутко относится к священнику, обмануть людей трудно. Да и зачем обманывать?
13 лет о. Буковинский провел в заключении. Трудно представить, сколько этот человек выстрадал и пережил за эти годы. Он рассказывал, что пока его охраняли до суда в тюрьме, он спокойно сидел на табуретке и молился. Охранники хотели ему запретить: «Чего сидишь там и шепчешь?» А он спокойно ответил: «Я молюсь. … Хорошо, я буду молиться тихо, чтобы вам не мешать». Из тюрьмы отец Буковинский вернулся очень больным, проповеди говорил 20-30 минут, но сидя. На ногах были раны. Своей машины у него не было, и, если ему нужно было далеко ехать к людям, то он нанимал за свой счет шофера, а если не так далеко, то ходил пешком, прося всегда кого-нибудь пойти с ним и понести сумки с необходимыми принадлежностями для св. Мессы. Однажды с ним пошла Флора Штивих и видела, как он мучается: каждые 5 минут он останавливался, опирался на забор и отдыхал. Как-то он сказал: «Будешь свидетелем, когда я умру, Флора».
- 16 -
Таинства церковные совершает Сам Бог, и священник есть лишь проводник благодати, проводник этих таинств, то его недолжное нравственное состояние не обязательно препятствует совершению таинств. Но на восприятие, отношение людей дурное поведение священника влияет очень сильно, авторитету Церкви наносится тяжкий урон.
С хозяевами своего дома о. Буковинский жил очень дружно; они его любили, и он всегда был доволен. Когда те надумали переехать в Германию, то попросили отца подыскать себе другое жилье. Но для священника это было не так уж легко. И все же нашлись хорошие люди, которые его приютили. Хозяйку его нового дома по ул. Нерченской звали Тереза Битц. Она к тому времени была уже старушкой, у нее была дочь-инвалидка. Они хорошо относились к о. Буковинскому. Но он прожил у них не долго, так как был очень слаб. Но как бы не было ему трудно, он никого не отпускал без исповеди или других таинств. Люди приезжали к нему из самых отдаленных уголков Казахстана, чтобы исповедоваться или венчаться. Отец всегда заботился о приезжих, чтобы у них был ночлег и еда, и просил местных верующих, у которых были большие дома, приютить у себя приехавших. В Караганду приезжали даже из Коми АССР, так как там было много католиков, а католического священника где-нибудь ближе не было. Отец всегда принимал исповедь сидя, потому что задавал много вопросов и каждому человеку старался дать совет. У него была хорошая память: запоминал навсегда, с кем и о чем он говорил.
Он всегда говорил, что не надо бояться безбожников, но всегда нужно быть осторожным.
Если бы о. Буковинский не был таким, он не смог бы так долго проработать в нашей тогда безбожной стране. А сейчас мы - жители Казахстана - пожинаем плоды трудов наших мучеников, как говорил Святой Отец Иоанн Павел II, когда посещал Казахстан 23-25 сентября 2001 г. Отец Буковинский всегда обращался к людям с улыбкой, всегда говорил «мои возлюбленные во Христе», почти после каждого слова, и никогда не торопился в молитве. Он говорил: «Молитва - это беседа с Богом, нужно говорить точно и ясно».
- 17 -
Священническое служение требует сверхчеловеческих сил, превосходит все человеческое. Поэтому священство не есть результат заслуг человека, но благодатный дар. Поэтому нужна благодатная помощь Божья для того, чтобы это служение исполнять.
Декабрь 1972 - апрель 1973 - время третьего, последнего визита в Польшу. Из-за ухудшающегося здоровья о. Владиславу пришлось 2 месяца провести в больнице в Кракове. На этот раз Рождество он провел вместе с родными - первый и последний раз с тех пор, как уехал из Польши. Его опухшие ноги были покрыты ранами, из-за которых он не был в состоянии работать. Тем не менее, он решительно отказался остаться в стране, потому что «больной священник, и даже гроб будут евангелизировать». На Пасху о. Владислав возвратился в Караганду. С тех пор Св. Мессы он служил сидя. Состояние здоровья, несмотря на лечение в Кракове, было настолько неважным, что хозяева искали новых опекунов, помоложе. Вскоре он выехал на Украину к своему другу Иосифу Кучинскому, где набирался сил. Когда ему предложили остаться на Подолье, он ответил «Нет. Я хочу быть вместе с моими прихожанами. И раз я уже ничего не в состоянии делать, это единственное, что я могу для них сделать. И если я умру, то умру среди них. И тогда я буду с неба помогать им». Его состояние все ухудшалось. Из ног постоянно сочилась вода. О. Владислав уже не вставал, но все еще служил Мессы. «Я хочу еще послужить вам, хотя не очень-то могу», - говорил он. 25 ноября, совершив последнюю Св. Мессу и приняв из рук своего друга, епископа Александра Хиры, таинство последнего Елеопомазания, он был отвезен в больницу. 2 декабря его навестило несколько прихожанок. Прощаясь с ними, о. Владислав попросил розарий, лежащий на его столике. По нему он молился до самого конца. В 5 часов утра 3 декабря, из-за кровотечения из уст и носа наступила смерть.
В похоронах о. Владислава участвовали сотни людей, несколько священников, в т.ч с Украины, а также священники других вероисповеданий. Все хотели проводить в последний путь Апостола Караганды, как его называли. Отца Владислава похоронили на общем кладбище. Позднее его могилу поместили возле церкви св. Иосифа, которая была открыта через три года после его смерти. Еще позднее, мощи отца Владислава Буковинского, как и мощи епископа Александра Хиры были перенесены внутрь церкви св. Иосифа, которая является сейчас кафедральным собором.
- 18 -
«…Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. … Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (ср. Лк 6, 27-36).
Прощение. Из воспоминаний отца Буковинского:
«Это случилось зимой 1947-1948 гг. в большом лагере в Уральских горах. В этом лагере было несколько тысяч заключенных. Ночью двери в бараки оставлялись открытыми. Было строго запрещено ходить из одного барака в другой. Всю ночь по лагерю курсировали патрули. Когда такой патруль ловил ночью неудачливого гуляку, то сразу же отводил его в карцер, где нужно было провести, как минимум, трое суток. А это, особенно зимой, не доставляло большого удовольствия. Если говорить об исповеди, то летом с ней не было никаких трудностей. А вот зимой это можно было делать только ночью. Не раз мне удавались ночные прогулки, пока однажды… На протяжении нескольких ночей я готовил к первой исповеди одного нашего соотечественника. Это был приятный и неглупый паренек ок. 25-и лет от роду. После нескольких ночных занятий Болеслав прекрасно исповедался со всей своей жизни. мы поболтали еще немного. Было уже заполночь, когда я возвращался в свой барак, который располагался на краю лагеря. И вдруг, луч фонарика и голос: «Стой! Кто идет?!» Я наткнулся на патруль. Далее все пошло очень быстро. «А, это поп. Чего ты тут шляешься ночью по лагерю?», - сказал старший из них, подошел ко мне и ударил в правую щеку так, что искры из глаз посыпались. «Ну, давай, проваливай!» Я не стал, согласно Евангелию, подставлять другую щеку и крайне возмущенный вернулся в барак: какое он имеет право так меня унижать?! Но спустя несколько минут мне пришла в голову одна мысль. Ведь патруль обязан был тут же упаковать меня в карцер. А эти надзиратели ограничились лишь маленьким нравоучением. С их стороны это было проявлением своеобразной гуманности. Разве они не оказали мне своего рода милосердия и симпатии? Разве та пощечина не только не была преднамеренным унижением, а скорее в таких обстоятельствах чем-то вроде «покровительственного похлопывания по плечу»? Разве честно было бы представлять палачами людей, которые, несмотря ни на что, отнеслись ко мне с добрым сердцем?»
- 19 -
«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф 7, 24-25).
«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин 3, 19-21).
Совесть. Из воспоминаний отца Буковинского:
«Во время одной из моих миссионерских поездок я приезжаю в один городок и объявляю, что буду готовить супружеские пары к венчанию. Одна супружеская пара сразу же обратила на себя мое внимание своим интеллигентным видом. Оказалось, что молодой супруг Станислав - инженер. Ему тогда было 27 лет. Его супруга была еще моложе и имела полное среднее образование. Они жили вместе с матерью Станислава, не старой еще, простой, но очень мудрой и искренне религиозной женщиной. Меня очень обрадовало, что они оба верующие и практикующие католики. Однажды я спросил Станислава: «Обучение в советских вузах не доставляло тебе проблем в том, что касается веры в Бога?» - на что Станислав ответил: «Может, Вы удивитесь, но я получил среднее и высшее образование в Советском Союзе, изучал материалистическую философию и сдавал по ней экзамен, но никогда в жизни у меня не было никаких сомнений в вере. Вы знаете мою мать. Она женщина простая, но не глупая. Она все мне так растолковала, что мне этого было достаточно. И в школе, и в институте много болтали против веры в Бога, но это не производило на меня никакого впечатления. Я всегда понимал, что все эти разговоры не имеют ничего общего с наукой и являются просто обыкновенной агитацией»».
- 20 -
«…Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф 13, 3-9).
«…Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин 6, 68-69).
Слово Божье. Из воспоминаний отца Буковинского:
«Это происходило в Караганде в январе 1959 г. во время следствия. Следователь устроил мне очную ставку с одной женщиной, которую я назвал Аудация («отважная»). Это была 30-летняя немка, которая приняла католичество под влиянием своей набожной подруги, а я ее крестил. Не знаю, зачем нужна была эта очная ставка. Наверное, они надеялись вытянуть из нее признание, что я вынудил ее креститься. Аудация вошла с высокоподнятой головой. Сразу же было видно, что она ничего не боится. Беседа с Аудацией выглядела следующим образом. Следователь, записав сначала личные данные, спросил ее:
- Ты знакома с Буковинским?
- Да, очень даже знакома, - громко и вызывающе ответила Аудация.
- В каких ты была с ним отношениях? Можно ли их назвать хорошими, или же между вами существовали недоразумения и, если да, то какие?
Аудация ответила еще громче и резче:
- Да, наши отношения всегда были хорошими и даже очень хорошими. Иначе и быть не могло, потому что он очень добрый и спокойный человек. Но у меня самой есть к вам вопрос: зачем вы арестовываете такого хорошего человека? Тут в Караганде женщина не может спокойно перейти улицу. Вокруг полным-полно хулиганов, которые срывают пальто, а вы их не арестовываете. Зато арестовываете такого человека, как Буковинский. Этого я уже не в силах понять!
В таком духе отвечала Аудация. Очная ставка закончилась ничем. Женщина ушла, как пришла – с высокоподнятой головой. Следователь резюмировал:
- Видите, что это за женщина. это настоящая фанатичка, с которой даже нельзя спокойно поговорить. Да, да, Буковинский, ты много народу испортил».
- 21 -
О. Буковинский без передышки провозглашал слово Божье, встречаясь с людьми или подготавливая к таинствам, а Бог наделил его особенным даром – феноменальной памятью, благодаря которой он мог так успешно передавать слово.
Из воспоминаний отца Буковинского:
«В деле воспитания я кладу особый натиск на катехизацию, а не на проповедь. На каждой св. Мессе в Караганде, не говоря уже о миссионерских поездках, у меня преобладают новые люди. О циклах проповедей не приходится и думать. Чаще всего и произношу проповедь, связанную с Евангелием или чтением. Проповеди должны быть короткими, особенно когда в помещении слишком жарко, но содержательные, поучающие, не витающие в облаках, до которых большинство слушателей и так не взлетит. Трудность заключается в том, что рядом с полными невеждами в вопросах религии на св. Мессе бывают и люди, совсем неплохо знающие веру и при этом вообще достаточно образованные. Редко, правда, среди них попадаются люди с высшим образованием, но зато значительно чаще люди на уровне среднего общего или профессионального образования. Школьники чаще всего приходят на Мессу во время каникул, и намного реже – слишком мало – во время учебного года».
«Я всегда даю матерям три совета:
1) вновь и вновь напоминайте ребенку, что он принял в св. причастии Господа Иисуса, так как иначе ребенок забудет об этом;
2) изо дня в день следите за тем, чтобы все дети в семье систематически молились утром и вечером, а в Караганде, по крайней мере, раз в год исповедовались и причащались; очень рекомендую ежевечернюю семейную молитву;
3) помогать ребенку исправиться, не ругать, не бить, но уметь говорить к совести, когда нужно, пристыдить, а когда можно, похвалить и даже поблагодарить…; при каждой возможности восхваляю перед матерями достоинство «домохозяйки», которая не работает вне дома, но полностью посвящает себя семье, мужу, хорошему христианскому воспитанию детей».
- 22 –
«Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22, 40-44).
Молитва. Из воспоминаний отца Буковинского:
«Два года тому назад умерла старушка Фелиция, много лет прожившая во вдовстве. Она воспитала без мужа троих детей. Перед смертью долго и тяжело болела. И всегда повторяла одно и то же: «Как я благодарна Богу за то, что моя семья осталась польской и католической». В свое время она сильно жалела, что у ее детей только неполное среднее образование. Но теперь она сама понимала, что это не так уж и важно. Фелиции было чему радоваться. Ее вдовствующая дочь состояла с умершим мужем в церковном браке. Все ее трое детей молятся, исповедуются и приступают к св. причастию. Старший внук Фелиции уже женился на милой польской девушке. И молодые также венчались в церкви. Оба сына Фелиции взяли в жены добрых и набожных полек. Их дети получают хорошее религиозное воспитание, а вся семья с большой охотой и регулярно ходит на св. Мессу. Как Фелиция добилась таких результатов воспитания, которые можно назвать изумительными в глубинах атеистического государства? Ведь Фелиция воспитала своих детей без церкви, без священника, без св. Мессы, без исповеди и св. причастия. Фелиция была мудрой и набожной. В ее семье на первом месте стояла молитва. Она ежедневно молилась вслух вместе с детьми. Очень важную воспитательную роль сыграло в этой семье религиозное пение. По сегодняшний день ее сын и дочь принадлежат к числу лучших певцов среди карагандинских поляков. Фелиция могла умереть спокойно, потому что заслужила этого всей своей жизнью. Она всегда вела своих детей к Богу, а Бог благословил благочестивые начинания этой прекрасной матери».
- 23 –
Благодать. Из воспоминаний отца Буковинского:
«Одна старушка обратилась как-то ко мне с просьбой окрестить ее внучку. У них была польская семья. Внучка София, которую я по сей день в глаза не видел, не согласилась на крещение, объясняя это тем, что об этом могут узнать в институте и выбросить ее из него. Поэтому София боялась со мной встретиться и поговорить, и, уступив настояниям старушки, я написал, в конце концов, ей письмо, которое бабушка ей и передала. Я предложил Софии встретиться в таком месте и в такое время, чтобы избежать лишних свидетелей. При этом я подчеркнул, что хочу лишь объяснить смысл крещения, к которому я даже не могу принудить ее вопреки ее воле. Кроме того, я предложил ей побеседовать на философские темы. Не сомневаясь в том, что это ее заинтересует, несмотря на ее познания в материалистической философии, я выразил предположение, что она не откажется от возможности ознакомиться также с нашей христианской философией. София ответила мне через бабушку уже на другой день. Что касается крещения, писала она, она не может на него согласиться, так как не верит в Бога. А креститься только ради того, чтобы сделать приятное бабушке, было бы, по ее мнению, нечестным. Что касается христианской философии, то она ее совсем не знает. Однако, бубнила София далее, что ей уже годами вбивают в голову хорошо мне знакомую чушь, так что она убедилась в превосходстве материалистической философии. Так как диалектический материализм – это единственное верная и подлинно научная философия. Но я не сразу оставил бедную Софию в покое. Написал ей во второй и последний раз. «Если говорить о крещении, писал я ей, - то ты абсолютно права. Нельзя принимать крещение без веры в Бога. Но если речь идет о философии, то ты сама признаешься, что совершенно незнакома с христианской философией. Как же ты можешь говорить о превосходстве материалистической философии, если не знаешь ни одной другой философской системы? Я был бы рад, если бы ты задумалась над этим». Задумалась ли она, я не знаю. К сожалению, она по сей день не крещена. Только бы все не осталось так до самой смерти. Можно было бы сказать, что нет смысла тратить время и писать письма людям типа нашей Софии, которые просто не хотят в своей жизни увидеть собственными глазами хотя бы одного священника. Но ведь нужно сеять евангельское семя и в такую почву. Возможно, доброе зерно взойдет через долгие годы. Может, София, крестится уже после смерти того священника, которого она не хотела видеть, но который, несмотря ни на что, пожелал в письме передать ей несколько слов истины».
- 24 -
«В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лк 10, 21).
«…Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16, 15-16).
«…Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15, 5-6).
Из воспоминаний отца Буковинского:
Антирелигиозные преследования не являются главной опасностью. Намного опаснее отчуждение детей и молодежи, которые никогда не имели возможности познать Бога. Правда, благодать божья непостижимыми для нас, людей, путями достигает и самых различных индивидуумов, но все же Сам Сын Человеческий Иисус Христос взывает к нам: «жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою».
МОЛИТВА О БЕАТИФИКАЦИИ СЛУГИ БОЖЬЕГО
О. ВЛАДИСЛАВА БУКОВИНСКОГО
Боже Отче, поручивший Своему слуге о. Владиславу душепастырское служение так же в тюрьмах и лагерях, одаряя его глубокой верой, отвагой и всепрощающей любовью, удели и мне тех же даров, столь необходимых для жизни Евангелием в сегодняшнем мире. Ради своего слуги услышь мою молитву и одари меня благодатью, в которой я очень нуждаюсь. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
- 25 -
Епископ Александр Хира родился 17-го января 1897 г. в деревне Вульхивци, в греко-католической семье. Его отец, преподобный Корнелиус Хира (+ 1943г.) был тогда духовником в деревне. Александр был старшим из семи детей. Начальное образование он получил в родной деревне. Среднюю школу он закончил с отличием в 1915 г. в Мараморош Сиготе ( в настоящее время Сигетул), Румыния.
19 декабря 1920г., в день празднования Св. Николая, он был посвящен в сан священника и определен помощником в резиденцию епископа.
Хиру назначают администратором /куратором / его же родной деревни Вульхивци. Сначала в качестве администратора, а затем и в качестве ассистента священника соседнего Терновского прихода в 1923-1924 гг. он сумел противостоять насильственной пропаганде православия. Благодаря своему красноречию и неустанным усилиям, он более всего преуспел в вопросе защиты своей паствы.
В 1931 г. к Монсиньору Хире обратились с просьбой занять должность ректора Семинарии в Ужгороде. Будучи уже заместителем ректора и духовным директором Семинарии (с 1924 года), он получил возможность проведения радикальных реформ, как, например, продление курса обучения в семинарии до пяти лет.
После занятия венграми Подкарпатской Руси в марте 1939 года Монсиньор Хира отказался от сотрудничества с венгерскими властями против интересов русинского населения. Венгерские власти незамедлительно взяли его под домашний арест и заставили епископа Стойку (1932-1943гг.) освободить отца Хиру от ректорской должности. Ему было разрешено продолжать обучение лишь при условии, что он освободит семинарское жилье и уедет из здания и земельных угодий семинарии. Он поселился в одном из епархиальных зданий, которые бронировались для проживания каноников.
Апостольский престол был хорошо информирован о неправомерных действиях венгерских властей по отношению к Монсиньору Хире. По рекомендации епископа Стойки в 1943 году Папа Пий XII удостоил его отличительной наградой - саном Прелата. В 1949 году, после посвящения отца Хиры в епископский сан, епископ Ромжа тут же определяет его в должность своего первого заместителя.
- 26 –
10-го февраля 1949 г., еще до ликвидации Мукачевской епархии, епископ Александр Хира, за отказ предать свои католические убеждения и принять православие, был заключен советскими властями в тюрьму и приговорен к 25 годам тюремного заключения и тяжелым работам в лагерях советского Гулага. В 1962 г. после освобождения из тюремного заключения ему был предъявлен запрет возвращаться на Родину. Именно по этой причине он поселился в городе Караганде, в Центральной Азии, где он и провел оставшиеся пять лет заключения, работая в угольных шахтах.
После освобождения из лагеря епископ Хира остается объектом постоянного надзора со стороны местной тайной полиции (КГБ). Ему было строго запрещено проводить какую-либо священническую деятельность. Однако под покровом ночи он умудрялся избегать наблюдательных глаз КГБ и продолжал выполнять свой пастырский долг. В Караганде он организовал католическую общину численностью примерно 1500 душ, большинство из них составляли ссыльные немцы. В результате упорных усилий ему в конце концов удалось добиться официальной регистрации общины и в 1977 г. получить разрешение на строительство храма. И лишь после всего этого ему было позволено свободно отправлять богослужение.
- 27 -
Работая в угольных шахтах, епископ Александр Хира продолжал свою пастырскую деятельность, в этот раз среди заключенных в Караганде и ее окрестностях немцев. Прослышав о том, что в Караганде живет католический священник, многие католики немецкой национальности останавливали свой выбор относительно места жительства в пользу этого быстрорастущего шахтерского города в Центральной Азии. Длительное время никому в Караганде не было известно, кто в самом деле есть отец Александр. В Советском Союзе не принято было называть фамилию священника, действовавшего в подполье. Один из поселенцев, после возвращения в Западную Германию, писал: «Будучи католиком, я познакомился с отцом Александром в 1958 г. в Караганде. Находясь под постоянным наблюдением местной секретной полиции (НКВД), он жил в крайне трудных условиях. Ему строго воспрещалась пастырская деятельность. По этой причине функции священника: исповеди, отправление богослужений, крещение детей, благословение молодых супружеских пар, уход за больными и т.д. он выполнял на дому под покровом ночи. Ведомые исключительно одной целью - получить священное причастие из его рук, - люди приезжали издалека, преодолевая расстояния в сотни километров. Агенты НКВД часто вызывали его на слушания и часами мучили допросами. Но он не сдавался.
После освобождения из трудового лагеря он решил обосноваться в Караганде и, пусть подпольно, но продолжать свою деятельность в качестве священника. По мере того, как католическая община в Караганде умножалась, он стал стучаться в двери кабинетов местного правления и ходатайствовать об официальной регистрации советскими властями его прихода. В 1977 г. наряду с разрешением строительства храма, было получено и разрешение на официальную регистрацию прихода. Здесь опять-таки епископ Хира остается в тени, так как по его просьбе официально зарегистрированным священником церкви становится литовский иезуит отец Альбинас Думбляускас, а сам епископ Хира остается ассистирующим ему пастырем.
- 28 -
Боясь, что советские власти могут отменить разрешение на строительство католической церкви в Караганде, прихожане воздвигли храм в рекордно короткий срок. В Рождественскую ночь 1978 г. епископ Александр Хира освятил храм. По этому случаю он впервые публично надел епископскую митру. Госсекретарь кардинал Джон Виллот писал в своей поздравительной телеграмме: «Святой Отец с большой радостью принял известие о создании и освящении нового храма в городе Караганде. Его Преосвященство призывает всех проживающих в Казахстане верующих проявить преданность своей вере и стать живым примером милосердия Христова. Святой Отец передает Вам свои уверения в том, что он продолжает постоянно, упоминать Вас в своих молитвах и посылает свое постоянное Апостольское благословение всему духовенству и верующим жителям республики. Вместе с этим он желает всем Вам мирного и духовно радостного Нового года».
По этому поводу епископ Хира писал: «Когда во время всенощной службы я зачитывал телеграмму его Преосвященства, все прихожане плакали слезами радости. Я же плакал вместе с ними!».
В Караганде начался расцвет религиозной жизни. Одна прихожанка писала: «По субботам и праздникам наш костел заполнен полностью. Даже в будние дни его посещает такое большое количество прихожан, что многие диву даются. Более того, даже люди, прежде не желавшие иметь что-либо общее с религией, удостоенные Божьей милости, стали вновь приходить в костел». Сам епископ Хира с радостью сознавался: «Я не чувствую своих 85 лет. Энтузиазм моих людей, сравнимый по интенсивности лишь с энтузиазмом христиан первых столетий, заставляет меня забыть о том, что течению моей жизни постепенно настает конец».
По поводу иного случая он выразился таким образом: «Чем могу я вознаградить своих верующих за их огромную любовь и преданность мне?» Я боюсь, что в день Страшного Суда наш Всевышний скажет мне: «Ты уже получил свое вознаграждение от верующих Караганды, которые великодушно окружали тебя с уважением и глубокой преданностью в ответ на твои деяния!».
- 29 -
По случаю приближавшегося 85-летнего юбилея епископа Александра Хиры, через посредничество Государственного секретаря Казароли архиепископ Сильвестрини послал о. Хире длинную телеграмму, от которой его сердце наполнилось огромной радостью и счастьем. Телеграмма была датирована 15 января 1982 года и написана на латыни. Она гласила: ” По случаю 85-летия со дня Вашего рождения. Его Преосвященство присоединяется к Вашим благодарностям Всевышнему за предоставление Вам столь длительного жизненного пути и героическое бесчисленное свидетельствование Вашей преданности вере в самых разных условиях.
Его Святость выражает Вам свои наилучшие пожелания во всех добрых делах, он особо желает Вам крепкого здоровья, в своих молитвах просит Всевышнего своим Божьим утешением приумножить Ваши силы и духовную радость. В знак памяти Его Преосвященство возлагает на Вас; на всех священников и верующих Казахстана свое Апостольское благословение, с любовью упоминая постоянно всех Вас в своих молитвах”.
“К этим добрым словам Его Преосвященства я присоединяю и свои поздравления и наилучшие пожелания”. Кардинал Казароли
В ответном благодарении за отцовскую заботу епископ Хира выразил благодарность Святейшему Отцу за столь признательное отличие и вновь уверил его в “неуемной любви и неустрашимой преданности Его Преосвященству”. 85-летний юбилей дня рождения епископа Хиры стал выдающимся днем его жизни, днем, когда он получил “несчетное количество поздравлений со всех уголков земного шара”.
- 30 -
К концу 1982, под бременем прожитых лет, здоровье епископа Александра Хиры стало давать сбои. Его хрупкий организм с трудом противостоял суровым зимам Казахстана. После Нового 1983 года он простыл, и эта простуда впоследствии перешла в пневмонию. После выписки из больницы у него началось кровохарканье. Рентген выявил, что одно и второе легкое покрыто кровоточащими открытыми кавернами.
Одно из последних писем епископа Александра Хиры:
«Мой дорогой друг. Я снова из больницы пишу Тебе это письмо. С 18-го апреля я не перестаю сплевывать кровь, а врачи не в состоянии остановить внутреннее кровотечение. Словом, закат моей жизни на расстоянии руки, и вечер мой приближается.
История моей жизни - длинная. В общем, она насчитывает восемьдесят семь глав. Каждая из этих глав состоит из 365 страниц Божьего писания, испорченных лишь моими ничего не значащими исправлениями. Мурашки бегают по спине, лишь только подумаю о дне моей расплаты. Что смогу я, несчастный муж, сказать; к кому смогу я воззвать за помощью? Протягивая руку, как утопающий за соломинкой, я умоляю: “Я Твой, о Спаситель, спаси меня!” (Пс 119,94). Надеюсь, Спаситель не скажет мне того, что сказал пятерым глупым девам:
“Говорю вам, что я не знаю вас!” (Мт 25,12). Я всегда старался убедить других в существовании Божьего милосердия, неужели Оно откажет мне сейчас в своей милости?
… А теперь слова: помни, человече, ты есть прах, и в прах ты превратишься! (Быт. 3,19) - относятся ко мне. Поэтому на случай, если это письмо окажется моим последним письмом, Ты должен помнить, что я чрезвычайно благодарен любимому мною Спасителю за несчетные дары, щедро им дарованные мне на протяжении моего жизненного пути, начатого в деревне Вульхивцы и через Сибирь завершающегося здесь, в Караганде».
- 31 -
Епископ Александр Хира был похоронен в Караганде у костела, воздвигнутого с его помощью. На его могиле люди благородных сердец воздвигли величественное надгробие с надписью на древне-славянском, немецком и латинском языках. Оно гласило:
+ АЛЕКСАНДР ХИРА
Епископ Папский прелат
Ректор ужгородской духовной семинарии 17 января 1897-26 мая 1983
Мир его праху.
Надпись была подготовлена самим епископом Хирой заблаговременно. Лишь после смерти смог он открыто признать свою причастность к сану освященного епископа. Поскольку ему не разрешалось написать, что он католик, то он добавил “Папский прелат”, что однозначно свидетельствовало о том, что он является католическим епископом, подчиняющимся Папе Римскому. Но более всего он хотел, чтоб его помнили как ректора ужгородской духовной семинарии: Ужгород, как столичный город его родины, Подкарпатской Руси, а духовную семинарию - как семинарию Византийского культового ритуала. Он действительно умер так, как и обещал - Греко-Католиком!
Благословение памятника состоялось 30 августа 1985 года и происходило очень торжественно.
МОЛИТВА О КАНОНИЗАЦИИ
О милостивый Боже, в Твоей безграничной мудрости Ты хотел дать нашей Византийской Католической Церкви, воздвигнутой Тобою на скале Св.Петра, мужественного свидетеля святости и единства. Ты назвал преданного Тебе слугу, Александра Хиру, который в ужасающих условиях заключения, в лагерях принудительных работ и долгосрочном изгнании боролся за правое дело, завершил свой путь и сохранил свою веру. Мы смиренно просим Тебя превознести его в число Твоих Святых, как превозносил он Твое возвышенное имя. И посредством его ходатайства, даруй (произнесите свою просьбу), ибо Ты милостив и милосерден. Боже, мы поем восхваление Тебе, Отцу, Святому Духу ныне и во веки веков. Аминь.
Достарыңызбен бөлісу: |