Медиаэкологическая тема в современной коммуникативистике



бет1/3
Дата25.07.2016
өлшемі410.66 Kb.
#220631
  1   2   3
Секция 1. Журналистика США

Координаторы: Проф. Я.Н. Засурский, кфн М.И.Макеенко (МГУ, факультет журналистики, Россия)
1.Л.М. Землянова

МГУ, факультет журналистики, Россия



Медиаэкологическая тема в современной коммуникативистике
Исследования роли информационно-коммуникационных средств связи в сохранении окружающей человека природной среды ведутся сегодня в разных странах многополярного мира – развитых и развивающихся, имеющих теоретическую подготовку и практический опыт эффективного прогнозирования и ликвидации экологических угроз и пытающихся обрести такую подготовку и опыт. В докладе фиксируется внимание на коммуникативистике как науке, изучающей гуманитарные аспекты процессов совершенствования информационно-коммуникационных технологий и вносящих свой приоритетный вклад в понимание воспитательно-просветительской деятельности медиа для социально-культурного прогрессы человечества, для многогранных связей с достижениями в области новейших электронных технологий и их адекватного использования на благо людям.
2. Роб Леви

Сент Луис, США



Песня Бинга Кросби «Поделишься мелочью?» как гимн Великой Депрессии
3. А.В. Раскин

МГУ, факультет журналистики, Россия



Коммуникационная стратегия президента США Барака Обамы при решении экологических проблем (на примере преодоления катастрофы в Мексиканском заливе 2010 года)
4. Николай Зыков

Факультет журналистики МГУ, Россия



Жанр путевых заметок в рамках новой мультимедийной культуры «Голоса Америки»

Путевые очерки давно присутствуют среди материалов русской службы «Голоса Америки». Но в новом формате они – при переходе к аудиовизуальным средствам Интернета – приобрели привлекательные для пользователей свойства. Возможности визуальной информации позволяют сочетать качества журнальных фотоиллюстраций с печатным текстом, представлять видеоряд с закадровым текстом. Среди недавних тем – путешествие по Йеллоустонскому национальному парку, Калифорнии. Сочетание традиций, современных технических средств и авторского колорита – таковы путевые очерки в своём новом виде.


5. Н.В. Голованова

Национальный совет по телевидению и радиовещанию Украины



Оуэн Джонсон и новейшая американская журналистика. Бесплатные новости и естественная тяга знать
За 10 лет тиражи американских газет сократились в среднем на 20 %. Каждый пятый журналист потерял работу, многие издания закрылись. Есть разные модели выживания прессы, в разных странах существуют программы государственной поддержки газет. Но в связи с тем, что производство новостей в целом, независимо от вида СМИ, все больше становится общественным и неприбыльным делом, а спрос на них не уменьшается, американские журналисты активно ищут способы все же производить качественные новости и сохранять качество журналистики. Об этом хорошо знает профессор Школы журналистики университета штата Индиана США Оуэн Джонсон, который в декабре 2009 года выступал на факультете журналистики МГУ, а потом наше общение продолжилось и вылилось в ряд интервью.
6. Светлана Орехова Тиббитс

Академия МНЕПУ, Москва, Россия; Исторический Тиббитс фонд, США



Информационная капсула американца, природо- и культуро- пользователя
Налоги и рынок структурируют американского потребителя, развивая вкус в культуре иопределяя его взаимоотношения с природой. Прагматизм вынуждает американцев быть в некоей информационной капсуле, формируемой насущными экономическими потребностями, без передозировки информации. Примером может служить семья Тиббитс (см. каталоги Библиотеки Конгресса, Архива штата Нью Йорк, Ренселье Исторического общества в Трое, шт. Нью Йорк, Исторический Тиббитс Фонд): XVIII в. - художник Вилльям Джон Бэджер; XIX в. - Конгрессмен Джордж Тиббитс, генерал Вилльям Тиббитс; XX в. - Тиббитс кадеты, Вилльям Бэджер Джон Тиббитс ст.,Пентагон; XXI в. - Майкл Льюис, Уолл Стрит, Тиббитс Ньюс Сервис)… Чтобы избежать в 1953 г. налогов семья Тиббитс подарила 883 акров земли, которой владела 150 лет, штату Нью Йорк, и имя Тиббитс украшает название этого леса.
Секция 2. Природа в культуре США XIX века

(Концепция природы, ее эволюция от романтизма к натурализму; отражение

натурфилософских идей в литературе и искусстве)

Координаторы: дфн Э.Ф.Осипова (СПбГУ, Россия) и дин Т.В. Алентьева (Курский ГУ, Россия)
1. М.А. Филимонова

Курский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета, Россия



Природное и социальное в образе Америки конца XVIII века

Изначально образ Америки в европейском сознании включает концепты «золотого века», «естественного состояния». Для европейцев, равно как и для американцев конца XVIII в. характерно противопоставление Америки и Европы как воплощений естественного и социального. Если для Америки считаются характерными невинность, простодушие, равенство, то Европе свойственны развращенность и роскошь. Революции конца XVIII в. придают проблеме новое измерение. Американская революция в восприятии современников становится гармоническим продолжением мотивов «золотого века», Французская же воспринимается как смелый и рискованный эксперимент по возвращению «старой», «развращенной» страны к идеалу естественности.


2. А.Л. Савченко

Воронежский государственный университет, Россия



Человек и цивилизация в поэзии Г.У. Лонгфелло
3. Т.Ю. Боровкова

Воронежский государственный университет, Россия

Nature is what we know”: Природа в поэзии Эмили Дикинсон
4. А.А. Станкевич

Владимирский государственный гуманитарный университет, Владимир,

Россия

Тема природы в поэзии Эмили Дикинсон
В отечественной науке широко распространена точка зрения, согласно которой способы изображения природы в поэзии Эмили Дикинсон определяются влиянием трансцендентализма, объявившего поэзию универсальным способом познания мира, в основе которого – метафизическая концепция природы. Однако, сопрягая разные сферы человеческого опыта, метафорическое «познающее» мышление Дикинсон синтезирует воображение и интеллектуальное усилие в духе европейской барочной поэзии. В зависимости от установки на принцип видимости или медитативность выделяются и характерные стиховые приемы. Но во всех случаях миры людей и природы автономны, что является следствием религиозной направленности поэтической мысли автора. Обращение к изображению природы в поэзии Дикинсон не позволяет говорить о ней как о поэте-романтике и обнаруживает ее родство с европейской религиозной поэзией 17 века.
5. Осипова Э.Ф.

С.Петербургский университет, Россия



Образы природы в творчестве М.Фуллер, Г.Торо и Э.По

Книга Торо «Неделя на Конкорде и Мерримаке» (1848), его ранние эссе, книга путевых заметок М.Фуллер «Лето на озерах в 1843 году» (1844), а также пейзажные новеллы Э.По 1840-х годов свидетельствуют о столкновении двух концепций природы – романтической и откровенно «анти-романтической». Если образы природы в произведениях Торо и Фуллер созданы в рамках романтической эстетики, то «ландшафтные» новеллы По свидетельствуют о его отходе от канонов романтизма.


6. М.М.Сиротинская

Институт всеобщей истории РАН,

Молодые американцы в городской жанровой живописи США (середина XIX в.)
Анализируется представление в жанровой живописи США середины XIX в.(Г. Инман, Ф. Эдмондз, У. Маунт, Р.К. Вудвилл, Д. Блайт) молодых американцев - детей и подростков на улицах города, в частности продавцов газет, спичек, чистильщиков обуви, молодых людей с газетой. Расширение культурной сферы, представления о том, что должно быть предметом искусства обсуждается на примере анализа данного направления живописи.
7. Марина Переверзева

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Москва, Россия



Песни настоящих мужчин, или музыка в жизни ковбоев
Ковбойский фольклор сохранил реальный опыт нелегкого пастушеского труда и запечатлел исторические события освоения фронтира. Самобытная и увлекательная, ковбойская песня повествует о жизни покорителей Дикого Запада — небольшая «горстка» которых сделала огромный вклад в музыкальный фольклор Америки. Она была распространена во второй половине XIX века преимущественно в юго-западных штатах. Народная песня звучала вплоть до середины прошлого столетия, послужив основой для стиля кантри и продолжив свое развитие в условиях этой культуры. В выступлении рассматриваются основные жанрово-стилистические черты ковбойской песни конца XIX — начала ХХ века, обусловленные формой ее бытования в среде американских ковбоев.

Секция 3. Американская драма

Координатор: дфн М.М.Коренева (ИМЛИ, Россия)
Галина Коваленко

Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства



Цивилизация убивает природу

(«Коза, или Кто такая Сильвия?» Эдварда Олби)


Пьеса (2002) – притча о потерях, которые несет человеку цивилизация, комментарий частной жизни, выводящий на общечеловеческий уровень. Истребление природы ведет к разрушению вечных духовных ценностей. Центральная метафора - одухотворенная любовь мужчины к козе – абсурдна. Она знаменует не скотоложство, но крах супружеской любви, как результат социального давления на природу чувств
В.В. Котлярова

Челябинск, Россия



Природа в философско-художественном мышлении Эдварда Олби
Природа в драматическом искусстве Э. Олби обладает не столько земным, сколько космологическим характером. Каждая из его пьес – стремление к расширению художественного хронотопа, создание оригинальных философско-эстетических моделей бытия. В докладе особое внимание сосредоточено на абстрактно-фантасмагорических драмах – «Крошка Алиса» (1964), «Морской пейзаж» (1974), «Человек с тремя руками» (1983), «Три высокие женщины» (1992), «Коза, или Кто такая Сильвия?» (2001). Полистилистика этих пьес открывает природу драматического искусства Э. Олби как экспериментального современного писателя. Космос его художественного мышления включает обсуждение проблем добра и зла, плоти и духа, жизни и смерти, временного и вечного. Так интеллектуальный театр Э. Олби – феномен искусства будущего.

Секция 4. Культура в союзе с природой: мультикультурная перспектива

Координатор дфн А.В. Ващенко (МГУ)
1. Т.В. Алентьева

Курский государственный университет, Россия



Стереотипы индейцев в XIX веке и «индейская политика» президента Эндрю Джексона
С начала европейского заселения Северной Америки складываются устойчивые негативные стереотипы восприятия индейцев белыми поселенцами. Европейское представление о «добром дикаре», живущем в гармонии с природой, в американской культурной интерпретации XIX века приняло форму историко-культурного спора о цивилизации и дикости. В дихотомии свой/чужой это было проецированием глубоких этнокультурных и расовых различий между Старым и Новым Светом. Хотя в американской культуре предпринимается попытка создать образ “благородного дикаря” (в произведениях Ф. Купера, Г. Лонгфелло, У.Г. Симмса, в картинах художников «школы Гудзонова залива»), именно негативный стереотип индейца, как существа дикого, необразованного, невежественного язычника, обманчивого, лживого и коварного оказался более востребованным американским обществом. Даже попытки некоторых индейских племен (чероки) принять европейскую цивилизацию: коммерциализированное сельское хозяйство, рабство чернокожих, государственное устройство по типу американской конституции, европейское образование и культуру, христианскую религию не стали для них возможностью вхождения в американское этнокультурное пространство. Именно опора на негативные стереотипы помогла президенту Эндрю Джексону в реализации жестокой политики «выдворения» индейских племен за Миссисипи. Эта политика была лишь одним из этапов экспансии белых поселенцев на Запад, продвижения фронтира, окончательного покорения и истребления индейских племен, захвата их земель, происходящего вплоть до конца XIX века под лозунгом «Manifest destiny».
2. Лииза Стайнбю

Университет Турку, Финляндия



Эмпирическое и мифологическое свидание с Природой: «Церемония» Лесли Мармон Силко и «Следы» Луизы Эрдрич
В романах Силко и Эрдрич западный (евро-американский) вариант встречи с природой, как и с другими людьми, противопоставляется взгляду коренных американцев на природу и место человека в ней. В «Церемонии» Силко протагонист ищет в древних мифах и обрядах разрядки напряжению, возникающему как результат западного образа мыслей и действий, но в конечном счете это не помогает ему сохранить свою целостность. В романе «Следы» Эрдрич западный рационально-эмпирический способ мышления изображается как противоречащий и западной религии, т.е. христианству, и мифам и религиозным представлениям коренных американцев. Тем не менее, в обоих романах описание событий как таковых выполняет законы за «нормальной» реалистической репрезентации, что соответствует своременной европейской и американской эмпирико-рациональной картине мира. Мифологические элементы возникают только как часть мировоззрения некоторых персонажей романа и четко отделены от точки зрения повествователя. Несмотря на то, что миф и волшебство являются неотъемлемой тематической областью обоих романов, мир предстает не мифологизированным и волшебным, как в латиноамериканском магическом реализме, но описывается «этнографически», как специфическое мировоззрение, представленное исключительно отдельными индивидами или группами.
3. О.Е. Данчевская

Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия



Концепция души у североамериканских индейцев
Душа – пожалуй, самое важное понятие в любой религии, хотя представления о ней сильно варьируются. Концепция души, принятая у определённого народа, помогает понять его мировоззрение, охватывая сразу несколько культурных пластов. Наибольшее внимание обычно уделяется процессам, происходящим с душой после смерти, однако особенности её прижизненного существования не менее интересны. Именно они и стали центральной темой исследования в настоящей статье на примере различных племён североамериканских индейцев.
4. Ирвин Уайл

Северозападный университет, Эванстон, США



Ковбои и кактусы
В докладе будет рассмотрена деятельность общественной организации граждан и политиков по сохранению культуры фронтира The Wilderness Alliance" в штате Нью-Мексико.

5. И.М.Удлер

Челябинский государственный университет, Россия

Специфика трактовки и функций природы в афро-американских "невольничьих повествованиях"
 В докладе рассматриваются описания природы в «невольничьих повествованиях» XVIII–XIX вв., их смысл, эволюция и функции. На смену красочности и изобилию африканской природы как символу прекрасной исторической Родины в «невольничьих повествованиях» XIX в. приходит изображение американского леса как реальной опасности для беглеца, как почти непреодолимой преграды на пути к свободе. Авторы «невольничьих повествований» отвергают романтический образ природы как символ свободы и противопоставляют ему пространство города, пробуждающее надежду на свободу. 
6. Елизавета Маслова

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, Саранск,

Россия

Магия природы в романе Т. Моррисон «Сула»
Доклад посвящен анализу описаний природы и их функции в романе «Сула» (1973). Образ природы в романе неоднозначен. Обращение писательницы к мифологической символике раскрывает мистическую взаимосвязь природы и веры как неотъемлемого элемента афро-американского самосознания.
7. Н.А.Высоцкая

Киевский национальный лингвистический университет, Украина



Оппозиция «природа-цивилизация» в романе Т.Моррисон «Жалость»
В докладе анализируются различные текстуальные уровни, на которых оппозиция «природа-цивилизация» функционирует в последнем по времени написания романе Тони Моррисон «Жалость» (2008) (русский перевод – «Иностранная литература», 2009, № 8). Поместив действие романа в Америку последних десятилетий ХVII века, известная писательница тем самым открыла себе путь к созданию романа-притчи о путях становления американской цивилизации. В его смыслообразующих стратегиях существенная роль отведена распространенному в западной культуре Нового Времени противопоставлению природы и цивилизации, обретшему в американском дискурсе оригинальное воплощение. Данный топос реализуется на сюжетном, характерологическом, нарративно-композиционном и стилистическом уровнях текста. При этом категория «природного/естественного» соотносится не только с девственными (с точки зрения европейца) просторами нового континента, но и с образами «примитивных» Других – афро-американки Флоренс («цветущая») и индианки Лины, а также с внутренней «природой» персонажей.

8. Б.В. Пеньков

Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Россия

Образовательный дискурс: мультикультурализм
9. Марина Переверзева

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Москва, Россия



Композитор, который имитировал природу

Джон Кейдж: созерцать и имитировать природу
Для Джона Кейджа источником эстетически-прекрасного в искусстве служила природа. Под влиянием восточной философии и религии, а также идей американских мыслителей и поэтов Кейдж занимал позицию композитора созерцающего, а не действующего. Предназначение искусства Кейдж видел в том, чтобы очищать ум, даруя ему способность воспринимать божественные истины, художник же, по его мнению, должен имитировать природу, используя выработанный ею арсенал средств и методов. Отсюда — принципы ненамеренности, случайности, всеизменчивости, индетерминизма, вариабельности, всеединства, одновременной множественности, взаимопроникновения искусства и жизни, художественному воплощению которых в творчестве Кейджа и посвящен доклад.
10. Ю.В. Стулов

Минский государственный лингвистический университет, Беларусь



В поисках дороги к реке Иордан: страдания юного Джордана
В докладе предполагается рассмотреть роман известного афроамериканского писателя и литературоведа Мелвина Диксона “Trouble the Water”, в котором важное место отводится образу реки. Вызывая ассоциации с библейской рекой Иордан, река Пи Ди в романе Диксона приобретает метафорическое значение, соединяя прошлое и настоящее, преодоление себя и очищение.
11. М.К. Бронич

Нижегородский государственный лингвистический университет, Россия



Природа и город в творчестве Сола Беллоу
В прозе Беллоу не только доминируют урбанистические мотивы и пейзажи, но постоянно идет скрытая и открытая полемика с руссоистской концепцией природы, как высшего блага и единственно возможной среды обитания человека. Герои Беллоу, как правило, осознают, что жизнь в любых проявлениях – цивилизованная или примитивная – есть сложное взаимодействие порядка и беспорядка и что порядок и беспорядок существуют как два аспекта одного целого. Мысль о том, что естественной средой, где возможно пробуждение души, может быть только «свой» мир, будь то природный или урбанистический, «проигрывается» в каждом романе писателя.
12. Елена Макарова

Владимирский государственный гуманитарный университет, Россия



Изображение природы в книге рассказов Ш. Андерсона «Уайнсбург.Огайо»
Художественное пространство книги «Уайнсбург.Огайо» (1919 г.)

организовано вокруг двух образов, архетипических для Среднего Запада. Это маленький провинциальный городок и кукурузные поля, окружающие его. Природа изображается в ярком импрессионистическом стиле по контрасту с серым городом. Мифологизация природы находит свое отражение в образной системе книги рассказов. Герои в момент душевных терзаний вырываются из замкнутого пространства Уайнсбурга к открытым, свободным пространствам полей. «Взрывы» отчаяния провоцируются погодными явлениями (дождь, метель) и происходят на их фоне.


13. С. Белогурова

ФИЯР МГУ, Россия



Возврат к природному началу как аксиологическая установка в североамериканской анималистической литературе (на примере творчества Э. Сетона-Томпсона и Ч. Робертса)
Презентация
Яна Сорокина

МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва



«Цветы и пустыни» Джорджии О` Киф.
Тема природы занимает центральное место в творчестве американской художницы Джорджии О`Киф. В докладе анализируются важнейшие образы и сюжеты живописи «гранд-дамы американского модернизма».

Секция 5. Гендерное измерение культуры
Координаторы кфн Л.Г.Михайлова (МГУ, Россия) и дин Н.А.Шведова (ИСКРАН, Россия)
1. Л.Г. Михайлова

МГУ, факультет журналистики, Россия



Президентская кампания Виктории Вудхалл 1872 года – подготовка почвы для гендерной революции

Малоизвестный исторический факт баллотирования Виктории Вудхалл в президенты США от Партии равных прав имел огромное значение для укрепления политического самосознания суфражисток США последней четверти XIX века, чья работа, направленная на расширение базы американской демократии, привела к принятию поправки о равном избирательном праве для женщин в 1920 году. В докладе рассматривается платформа Вудхалл и её представление о гендерном равновесии.


2. Л.В. Байбакова

МГУ, исторический факультет, Россия



«Библия» для эмансипированных американок: Роль Э.К. Стэнтон в

формировании феминистской идеологии в США
В докладе речь идет о взглядах Элизабет Кэди Стэнтон, которую в настоящее время называют «матерью феминизма». Будучи одним из лидеров движения за гражданские права, она стала автором многих программных документов феминизма, основные положения которых сохраняют свою актуальность и поныне.
3. Н.А.Шведова

Институт США и Канады РАН, Москва, Россия



Промежуточные выборы 2010 года в США: гендерный взгляд
2 ноября 2010 г. американцы проголосовали за новый состав Палаты представителей и треть Сената. Избирательной кампании в Конгресс США 2010 были характерны следующие черты: заметная интенсивность, дороговизна, недовольство избирателей нынешними политиками – представителями от обеих партий, существенная включенность женщин-кандидаток, особенно республиканок. (Республиканцы потеряли контроль над обеими палатами Конгресса в результате промежуточных выборов 2006 года). Среди республиканцев-кандидатов достаточно значительное число женщин, которые добивались избрания в Конгресс и на губернаторские посты. Они в центре внимания СМИ. А в центре внимания избирательной кампании – улучшение экономической ситуации.
4. Д.В.Шведова

Институт США и Канады РАН, Москва, Россия



Изменения в традиционной американской семье на рубеже веков
Среди американцев заключается самое большое число браков по сравнению с другими промышленными странами. За последние 40 лет в этом отношении произошли огромные изменения. Начиная с 1960-х годов, внезапное и стремительное изменение ситуации в США в отношении семьи и детей заставило ученых разных идеологических направлений рассматривать этот факт как важный и глубокий. В настоящий момент существуют несколько точек зрения на дальнейшее развитие института семьи в США. Огромное влияние на изменение традиционного института американской семьи оказал ряд причин: резкое развитие цивилизации, занятость женщин в трудовой деятельности, технологический прогресс, смена гендерных ролей в семье, смена ценностных ориентаций в сторону индивидуализма. В докладе анализируются причины изменений функций и структуры семьи, рассматриваются социальные последствия, разбираются складывающиеся ценностные ориентации в американском обществе.
5. Людмила Тарасенко

Институт США и Канады РАН, Москва, Россия



Портрет республиканок в выборах США в 2010 году
В докладе рассматривается участие женщин – представителей Республиканской партии США в прошедших выборах. Рекордное число женщин-республиканок баллотировалось в Сенат и Палату представителей в ноябре 2010 г. Кроме того, женщины республиканки также активно участвовали в губернаторских и других выборах на уровне штатов. Предположительно, увеличению количества баллотирующихся женщин из Республиканской партии способствовала крайне энергичная кампания Сары Пейлин в 2008 году. Несмотря на то, что 2010 год не стал «годом республиканской женщины» в связи с проигрышем большого количества женщин на первичных выборах, можно с утверждением заявлять, что «мамы гризли» подали заявку на участие в политической жизни США в качестве влиятельной политической силы в дальнейшем.
6. Т.Е. Комаровская

Минский государственный педагогический университет, Беларусь




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет