Уроки 54 -55
Уроки 54. Буддизм – основа мировоззрения ряда народов Востока
Текст к уроку.
Дхаммапада. Избранные сутры. Перевод с пали В.Топорова.
|
«Да стану я Буддой на благо всех живых».
«Неделание зла, достижение добра, очищение своего ума – вот учение просветленных».
Дхаммапада.с.183
У. Понимание классической иранской поэзии потребовало от вас знакомства с Кораном. Почему?
Д. Чтобы понимать иранские стихотворения, надо иметь представление о мировосприятии поэтов, сочинявших эти произведения. А иранские поэты – мусульмане. Вот поэтому и нужно было познакомиться с Кораном, ведь Коран – основа мировосприятия иранцев.
У. А теперь вам предстоит познакомиться с японской классической поэзией. Для этого надо понять мировоззрение японских поэтов. И хотя японцы – тоже один из народов Востока, но в основе их мировосприятия лежит не мусульманство, а другая религия – буддизм.
Краткая справка об этой религии дана в учебнике. Прочитайте.
Дети читают статью и сноски к ней. Учитель помогает детям.
БУДДИЗМ - ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ РЯДА НАРОДОВ ВОСТОКА
Буддизм1 – религия, зародившаяся в Древней Индии в VI-V вв. до н. э. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, именуемый Буддой Шакьямуни2. Затем буддизм распространился среди других народов Востока и стал мировой религией, самой древней из мировых религий (наряду с христианством и исламом).
Первоначально в Индии существовала ведийская религия. Известна она главным образом по четырем ведам3 - священным текстам, оформленным на рубеже II-I тысячелетий до н. э. Характерная черта этой религии – обожествление природы. Высшие божества этой религии - Индра4 и Праджапати5. Священнослужителями этой религии были брахманы6. Особо почитаемы были аскеты - религиозные подвижники, отшельники, умерщвляющие свою плоть путем всевозможных лишений - аскезы7. Аскетам приписывалась чудодейственная сила и власть над миром богов.
Из ведийской религии развился брахманизм. Жрецы-брахманы на протяжении веков составляли пояснения к ведам. В этих пояснениях речь шла об основных проблемах бытия. В первую очередь – о проблеме жизни и смерти. Центральное пояснение касалось сансары1, вечного безначального круговорота жизни. С моментом смерти жизнь не обрывается. За смертью следует новая форма, в которой возрождается некогда покинувшая тело душа. Какую конкретную форму обретет душа, зависит от кармы2 - совокупности совершенных в данной жизни поступков (физических, словесных или мыслимых). Карма определяет форму последующего рождения. Хорошая карма гарантирует удачное возрождение в новой жизни (брахманом или князем), а скверная карма ведет к тому, что ты возродишься рабом или неприкасаемым, а то и животным, червяком, жалкой мошкой. Причина твоих страданий в твоем нынешнем рождении – твои грехи в прошлых рождениях. Идея кармы определяла высокие моральные нормы, заботливое и благожелательное отношение ко всему вокруг (в каждом существе мог оказаться переродившийся человек, твой друг или родственник). Она побуждала людей к стремлению улучшать свою карму. Закону кармы подчинены все, кроме аскетов-отшельников, ступивших на путь богов.
В дальнейшем брахманизм сменили новые религиозные системы - джайнизм3 и буддизм.
Основатель буддизма принц Сиддхартха Гаутама родился в VI в. до н. э. С детства принц отличался необычайным умом и способностями. Окруженный роскошью и весельем, он знал только радости жизни. Принц вырос, женился, у него родился сын. Ничто не омрачало его счастья. Но однажды принц выехал за пределы дворца и увидел покрытого язвами изможденного больного, потом согбенного годами убого старика, затем похоронную процессию и, наконец, погруженного в нелегкие раздумья аскета. Эти четыре встречи коренным образом изменили беспечного принца. Он понял, что в мире господствуют страдания, старость, болезни и смерть, а путь мудрости и аскезы – единственный способ постичь истину. Он ушел из дома и стал странствующим нищим аскетом. Шесть лет принц предавал себя самоистязанию, а затем осознал бесплодность крайностей аскезы.
Однажды, предаваясь глубокому созерцанию, он обрел «просветление». В момент просветления Сиддхартхе Гаутаме открылись «четыре благородные истины – основные положения вероучения. Первая благородная истина – жизнь есть страдание. Вторая благородная истина – причиной страдания является желание и влечение в самом широком смысле слова. Третья благородная истина является истиной о прекращении страдания. Четвертая благородная истина является истиной о пути, ведущем к прекращению страданий.
Путь, ведущий к прекращению страданий, - это Благородный Восьмеричный Путь. Этот путь состоит из трех этапов и восьми ступеней.
Первый этап – этап мудрости. Он содержит две ступени: правильное видение – понимание реальности с позиций буддизма и правильная решимость идти путем Будды.
Второй этап – этап нравственности, или соблюдения обетов. Он содержит такие ступени, как правильная речь (воздержание от лжи, грубости и т.п.); правильное поведение (прежде всего отказ от насилия); правильный образ жизни в соответствии с нормами буддийской морали.
Третий этап – этап созерцательного сосредоточения. Ступенями этого этапа являются правильное усердие (в занятиях созерцательной практикой), правильная память и правильное сосредоточение в соответствии с принятыми в буддизме формами духовного делания.
Буддизм сильно отличается от других мировых религий. Главное отличие состоит в том, что буддизм не является единобожием. В буддизме нет единого Бога-творца. Богов множество4, и живут они в бесконечном количестве миров.
Познав истину и путь, ведущий к ней, Гаутама стал Буддой.1 После этого он еще 45 лет проповедовал свое учение. В возрасте 80 лет он умер или, согласно буддийскому учению, отошел в нирвану2 – наивысшее состояние покоя и отсутствия страданий.
После ухода из жизни Будды буддизм продолжал и продолжает сохранять основные положения его учения. Но по мере того, как буддизм получал все более широкое распространение, в нем выделились три ведущие направления - Хинаяна3, Махаяна4 и Ваджраяна5.
Хинаяна– южный путь, оформилась в 80-е годы до н. э. Это монашеская форма буддизма. Идеальной личностью считается святой монах, достигший собственными усилиями нирваны и навсегда покинувший мир. Миряне могут лишь улучшать свою карму. Сегодня распространена одна из школ южного пути Тхеравада6.
Махаяна, также называемая «северный буддизм», начала формироваться как самостоятельное направление – I в. до н. э. – I в. н. э., когда появляются первые махаянские сутры7. Главным в Махаяне является идеал бодхисаттвы8. Бодхисаттва – это человек, который принял решение стать Буддой, чтобы получить возможность помогать другим. Эта цель выражалась формулой: «Да стану я Буддой на благо всех живых». Этот путь прошли бывшие будды, Будда Шакьямуни и пройдет будда будущего мирового порядка – Майтрея9.
Ваджраяна или «тантрический10 буддизм» как самостоятельное течение оформилось позже других - в середине I-го тыс. н. э. Это самое тайное направление буддизма. Оно зародилось в буддизме Махаяны. Главное отличие в том, что ее метод позволяет человеку стать Буддой в течение одной жизни.
Расцвет буддизма в Индии – V в. до н. э. – нач. 1 тыс. н. э. В VIII в. мусульманские завоеватели приносят в Индию ислам. К XIII в. в Индии на основе брахманизма развивается индуизм11. А на основе слияния индуистской и мусульманской традиций рождается еще одна национальная религия Индии – сикхизм12. В результате буддизм утерял ведущие позиции на своей родине, но зато распространился на обширных территориях за ее пределами.
Достарыңызбен бөлісу: |