После двадцати лет комплексной посткоммунистической трансформации Россия значительно изменилась, однако траектория ее развития оказалась более сложной, чем казалось многим реформаторам и экспертам, и вышла за рамки демократического транзита. Политическая система современной России является демократической по форме, но не по содержанию – в действительности возможности влияния граждан на власть ограничены. При этом обращает на себя внимание ряд парадоксов политического сознания и политической жизни россиян: высокий уровень поддержки политических лидеров при отсутствии доверия к исполнительной, законодательной и судебной власти в целом2; недовольство неэффективностью деятельности государственных институтов при конформном отношении к коррупционным практикам; выражение протеста на словах (в частных разговорах, в Интернете) при разрозненности протестных акций.
Такое состояние общества не может быть исчерпывающим образом описано с помощью концепций абсентеизма, апатии или посткоммунистической травмы. Явка на федеральных выборах обычно довольно высока (50-70%), общее бездействие все-таки не является чертой российской политической жизни, а со времени крушения коммунистической системы прошло довольно много времени, и политически активны стали люди, воспитывавшиеся уже в другой период. В связи с этим актуальным является поиск новых аналитических подходов, например, использование концепции политической аномии.
Аномия – это ситуация ослабления и рассогласования норм, распространения нормативной неопределенности, ощущения людьми разочарования и бессилия относительно действующих правил. Наибольший вклад в развитие концепции аномии внесли Эмиль Дюркгейм и Роберт Мертон, изучавшие социальные девиации во Франции и США. Так, Дюркгейм объяснял рост социального пессимизма и распространенность апатии переходом от агарного общественного строя к индустриальному, в процессе которого прежние нормы перестали действовать, а новые еще не сформировались. Мертон же, анализируя причины высокого уровня преступности в США, указывал на невозможность достижения богатства и власти исключительно законными и моральными способами и готовность американцев нарушать общественные нормы ради идеалов, распространяемых массовой культурой. Проблемы социальной и политической аномии в США также исследовали Лео Сроул, Чарльз Фаррис, Ликвин Сяо и др.3, а в России – Ю. Левада, Б. Дубин, Л. Гудков, В. Кривошеев и др.
Изучение аномии в России представляет особый интерес, потому что после распада СССР страна оказалась в кризисной ситуации, описанной как Дюркгеймом, так и Мертоном, и переживала масштабную нормативную трансформацию одновременно с утверждением «американских» материальных идеалов. Несбалансированным было политическое развитие России. Если в 1990-е годы федеральная власть была ослаблена, и различные политические группы обладали свободой действий и независимостью, то в 2000-е годы главной тенденцией стало усиление государства, установление авторитарного режима. В обществе распространился политический конформизм, выгодный политической элите для упрочения своего положения, а гражданам – для удовлетворения своих потребительских потребностей, не обременного вовлечением в политику.
Политическая жизнь современной России – это симбиоз политической элиты и общества, при котором обе стороны осознают негативные эффекты такого «соседства», однако не готовы к изменениям. Такое положение «ненормально» – и может быть охарактеризовано как ситуация аномии, регулирующаяся неформальными правилами и принципами «по ту сторону» официальных норм. Ее устойчивость же обусловливается существованием ряда различных системных факторов: исторически доминирующей ролью органов государственной власти в России, успокоением общества после бурного периода реформ конца XX века, рациональной стратегией «обмена» между обществом и властью политических прав на экономические и социальные гарантии, отвлечением усилий на необходимость адаптации к современной информационной и технологической среде. Как результат, российское общество находится в парадоксальном состоянии затянувшегося распада коммунистической системы и утверждения новой социальной структуры. В массовом политическом сознании сосуществуют ориентация на патернализм и ощущение атомизации общества, поддержка демократических ценностей и оправдание авторитарных методов управления, желание перемен и боязнь его артикуляции.
Исследование политической аномии должно включать в себя изложение и уточнение концепции политической аномии и обзор теоретических и эмпирических работ по данной теме, фиксирование с помощью историко-описательного подхода и статистических данных ключевых характеристик общественной жизни современной России, а также их анализ через призму социально-психологического, неоинституционального и постмодернистского подходов. Итогом работы должна стать концептуализация понятия «политическая аномия» в российской среде, предложение новой аналитической рамки для изучения проблем политического развития России, установление ключевых узлов противоречий в политической жизни и политическом сознании россиян. Все это должно способствовать вытеснению транзитологической парадигмы анализа посткоммунистической России другими концепциями, являющимися более адекватными нынешней ситуации, а в перспективе – проведению мер по гражданскому просвещению населения России.
Достарыңызбен бөлісу: |