Методические указания к лабораторным работам
1-2 семестр
Тема 1.1 Лад и его элементы. Мажорный и минорный лады. Виды мажора и минора.
Устные и практические задания:
-
Пение мажорных и минорных тетрахордов и гамм.
-
Пение всех ступеней мажора и минора вразбивку.
-
Мажорный и минорный лады.
-
Пение мажорных и минорных тетрахордов и гамм.
-
Пение всех ступеней мажора и минора вразбивку.
-
Одноголосие. Сольфеджирование диатонических мелодий, мелодий в мажоре и миноре.
Литература:
-
Агажанов А.П. Курс сольфеджио (одноголосие) № 1-94.
Тема 1.2 Метр. Ритм. Темп.
Устные и практические задания:
-
Одноголосие. Сольфеджирование диатонических мелодий, мелодий в мажоре и миноре, а также в одноименном и параллельном мажоре в размерах: 2/4; 3/4; 4/4; 6/8; 3/8.
-
Ритмические группы шестнадцатых и простейших синкоп и триолей.
Литература:
-
Агажанов А.П. Курс сольфеджио (одноголосие) № 1-94.
-
Е. Брусиловский «Сәлем»
-
А. Затаевич «1000», № 358
-
А. Затаевич «1000», № 972
Письменные задания:
-
Письменный 2-х тактовый диктант (запись после трёх проигрываний) с ритмическими трудностями, усвоенными в сольфеджировании в размерах 2/4; 3/4; 4/4;
-
письменный восьмитактовый диктант различного строения: ААВВ, АВАВ, ABBA, ABAC и их разновидности в размерах: 2/4: 3/4; 4/4: 6/8 (одноголосный восьмитактовый диктант в одноименном и параллельном мажоро-миноре).
Литература:
-
Долматов Н .А. Музыкальный диктант. № 284-463: 464-567
Тема 1.3 Интервалы. Диатонические интервалы в тональности и от звука.
Устные и практические задания:
-
Определение ступеневой и тоновой величины интервалов.
-
Обращение интервалов.
-
Пение интервалов с разрешением.
Письменные задания:
-
Письменный 2-х тактовый диктант (запись после трёх проигрываний) с ритмическими трудностями, усвоенными в сольфеджировании в размерах 2/4; 3/4; 4/4;
-
письменный восьмитактовый диктант различного строения: ААВВ, АВАВ, ABBA, ABAC и их разновидности в размерах: 2/4: 3/4; 4/4: 6/8 (одноголосный восьмитактовый диктант в одноименном и параллельном мажоро-миноре).
Литература:
-
Долматов Н .А. Музыкальный диктант. № 284-463: 464-567
Тема 1.4 Характерные интервалы.
Устные и практические задания:
-
Построение пение характерных интервалов в тональности и от звука. Интервальные последовательности: характерные интервалы с разрешением, противоположное движение голосов.
-
Сольфеджирование. Двухголосие.
-
Параллельное движение терциями и секстами, кварты, квинты, унисоны, октавы.
-
Секунды, септимы; косвенное и противоположное движение.
Литература:
-
Калмыков Б. В., Фридкин Г., А. Сольфеджио. Ч. II. (двухголосие). 1—7, 11, 20, 21, 23, 27, 32, 33. 35-—37, 42, 46, 51, 56, 61, 64, 65, 71-74, 79, 82, 85-89.
-
Затаевич А. «Айжан қыз»
-
Кұрманғазы «Түрмеден қашқан»
-
Дәулеткерей «Қосалқа»
Письменные задания:
-
Двухголосный диктант - движение параллельными терциями и секстами.
Литература:
-
Долматов Н .А. Музыкальный диктант. № 284-463: 464-567
Тема 1.5 Аккорды. Типы трезвучий. Основной аккорд и его обращения.
Устные и практические задания:
-
Пение аккордов от звука вверх и вниз.
-
Пение аккордовых последовательностей в 4-х голосном «хоровом» изложении.
Письменные задания:
-
Письменный восьмитактовый диктант различного строения: ААВВ, АВАВ, ABBA, ABAC и их разновидности в размерах: 2/4: 3/4; 4/4: 6/8 (одноголосный восьмитактовый диктант в одноименном и параллельном мажоро-миноре).
-
Двухголосный диктант - движение параллельными терциями и секстами.
Литература:
Долматов Н .А. Музыкальный диктант. № 284-463: 464-567
Тема 1.6 Лады народной музыки.
Устные и практические задания:
Пение гамм ладов народной музыки
(миксолидийский, дорийский, фригийский, лидийский, пентатоника).
Сольфеджирование.
Миксолидиский лад
-
Байқадамов Б. «Досыма»
-
Байқадамов Б. «Ақ бидай»
-
Затаевич А. «500», № 420
Дорийский лад
-
Затаевич А. «1000», №219
-
Затаевич А. «1000», № 50
-
Затаевич А. «500», № 50
-
Қуатбаев К. «Той бастар»
Фригийский лад
-
Затаевич А. «1000», № 244
-
Затаевич А. «1000», № 38
-
Затаевич А. «1000», № 19
Лидийский лад
-
Затаевич А. «1000», № 544
-
Затаевич А. «1000», № 2
-
Затаевич А. «1000», № 546
Пентатоника
-
Халық әні «Гүлдерайым»
-
Халық әні «Агигай-ау»
Письменные задания:
Письменный одноголосный диктант (8 тактов) с синкопами и триолями в размерах : 2/4; 3/4; 4/4; 3/8; 6/8.
Литература:
Долматов Н. А. Музыкальный диктант. № 568-621; 647-719.
3-4 семестр
Тема 2.1 Лад и его элементы. Вспомогательные и проходящие хроматические звуки.
Устные и практические задания:
-
Интонационные и ритмические упражнения.
-
Вспомогательные и проходящие хроматические звуки,
-
II пониженная и IV повышенная ступени одноименного мажоро-минора, вспомогательные и проходящие хроматизмы,
-
I, II и V повышенные ступени мажорного лада.
-
Одноголосие. Сольфеджирование мелодий с альтерацией звуков, прилегающих к устойчивым ступеням лада,
-
сольфеджирование мелодий с вспомогательными и проходящими хроматизмами и с модуляциями в тональности диатонического родства.
Письменные задания:
Письменный одноголосный диктант (8 тактов) с синкопами и триолями в размерах : 2/4; 3/4; 4/4; 3/8; 6/8.
Литература:
Долматов Н. А. Музыкальный диктант. № 568-621; 647-719.
Тема 2.2 Хроматическая гамма.
Устные и практические задания:
-
Построение и пение хроматических гамм.
-
Пение интервальных последовательностей.
-
Двухголосие.Сольфеджирование гармонического имитационного двухголосия с хроматизмами и модуляциями в тональности диатонического родства (с игрой одного из голосов на инструменте).
-
Устный диктант: определение модулирующих одноголосных построений, отдельных интервалов, аккордов и также, интервальных и аккордовых построении, усвоенных в интонационных упражнениях.
Литература:
-
Кұрманғазы «Ақсақ кіик»
-
Кұрманғазы «Балқаймақ»
-
Затаевич А. «1000», № 788
-
Затаевич А. «500», № 17
Тема 2.3 Интервалы. Составные интервалы
Устные и практические задания:
Пение интервальных последовательностей.
Тема 2.4 Хроматические интервалы.
Устные и практические задания:
-
Пение интервальных последовательностей (ум.З, ув.6, секунды и септимы на разных ступенях, косвенное движение с участием вспомогательных и проходящих хроматических звуков).
-
Двухголосие.Сольфеджирование гармонического имитационного двухголосия с хроматизмами и модуляциями в тональности диатонического родства (с игрой одного из голосов на инструменте).
Тема 2.5 Аккорды. Двойная доминанта в аккордовых последовательностях.
Устные и практические задания:
Пение аккордовых последовательностей с модуляциями в тональности диатонического родства в 4-голосном «хоровом» изложении с использованием аккордов ДД внутри построений (альтерация аккордов Д группы).
Устный диктант: определение модулирующих одноголосных построений, отдельных интервалов, аккордов и также, интервальных и аккордовых построении, усвоенных в интонационных упражнениях.
5-6 семестр
Тема 3.1 Лад и его элементы. Модуляция. Альтерация аккордов Д группы.
Устные и практические задания:
-
Интонационные и ритмические упражнении.
-
Пение модуляций в тональностях диатонического родства с плавным движением в басу,
-
в тональностях недиатонического родства через одну промежуточную.
-
Пение альтерированных аккордов Д группы от звука и в тональности с разрешением,
-
пение побочных септаккордов в тональности с разрешением (и от звука), пение модулирующих построений, включающих эти аккорды (побочные септаккорды).
-
Одноголосие. Сольфеджирование мелодий с хроматизмами и модуляциями в тональности недиатонического родства.
-
Пение мелодий с текстом в постоянных и переменных размерах.
Устный диктант: определение модулирующих одноголосных построений, отдельных интервалов, аккордов и также, интервальных и аккордовых построении, усвоенных в интонационных упражнениях.
Литература:
-
Агажанов А.П. Курс сольфеджио. Вып. 2. № 252-277.
-
Мацуцин Д. «Бесік жыры»
-
Ерзакович Б. «Жаңымыз біздін қанатты»
-
Хамиди Л. «Жайлау әні»
-
Брусиловский Е. «Жеңеше»
Тема 3.2 Альтерация аккордов S группы.
Устные и практические задания:
Пение альтерированных аккордов S группы от звука и в тональности с разрешением.
Одноголосие. Сольфеджирование мелодий с хроматизмами и модуляциями в тональности недиатонического родства.
Пение мелодий с текстом в постоянных и переменных размерах.
Литература:
Агажанов А.П. Курс сольфеджио. Вып. 2. № 252-277.
Затаевич А. «1000», № 627
Затаевич А. «1000», № 373
Керімбаев С. «Инженер қыз»
Брусиловский Е. «Жастар жыры»
Многоголосие. Сольфеджирование гармонического и имитационного 3,4-голосия в вокальном ансамбле (с игрой двух или трех голосов на инструменте).
Письменные задания:
Письменный диктант. Хроматические звуки, взятые скачком, аккорды неаполитанской субдоминанты. Периоды неквадратного строения, произвольное деление длительностей (переменный размер).
Письменный двухголосный диктант.
Литература:
Долматов Н. А. Музыкальный диктат. № 720-744.
Тема 3.3 Метр. Ритм. Темп. Особые виды ритмического деления.
Устные и практические задания:
Размеры: 5/4; 5/8; 7/4.
Особые виды ритмического деления.
Исполнение остинатных фигур с дуолями и триолями на фоне сольфеджирования.
Письменные задания:
Письменный диктант. Периоды неквадратного строения, произвольное деление длительностей (переменный размер). Письменный двухголосный диктант.
Литература:
Долматов Н. А. Музыкальный диктат. № 720-744.
Тема 3.4 Интервалы.
Устные и практические задания:
-
Тритоны, интервальные построения с модуляцией через тритон (в доминантном и субдоминантном значении в тональности недиатонического родства.)
-
Одноголосие. Сольфеджирование мелодий с хроматизмами и модуляциями в тональности недиатонического родства. Пение мелодий с текстом в постоянных и переменных размерах.
Литература:
Агажанов А.П. Курс сольфеджио. Вып. 2. № 252-277.
Устные и практические задания:
Многоголосие. Сольфеджирование гармонического и имитационного 3,4-голосия в вокальном ансамбле (с игрой двух или трех голосов на инструменте).
Литература:
-
Бах И.С. ХТК. т.1 — прелюдии си минор, соль минор, фуга ре минор;
т. II — фуга ми-бемоль мажор.
-
Трехголосные инвенции.
Достарыңызбен бөлісу: |