Н. В. Шамардина История создания Академии художеств в Кенигсберге связана с целым рядом неординарных личностей, увлеченных перспективой превратить город в центр искусства. Преподаватели и выпускники Академии внесли з



Дата12.07.2016
өлшемі95.66 Kb.
#194050

УДК 37:7

Кенигсбергская Академия художеств: страницы истории

Н.В. Шамардина

История создания Академии художеств в Кенигсберге связана с целым рядом неординарных личностей, увлеченных перспективой превратить город в центр искусства. Преподаватели и выпускники Академии внесли значительный вклад в художественную жизнь города.


художественное образование, художественное наследие, принципы художественной педагогики

С перенесением королевского двора в Берлин Кенигсберг, бывшая столица Восточной Пруссии, получил статус провинциального города. Центрами притяжения для художников стали берлинский королевский двор и Академии художеств в Берлине и Дюссельдорфе. Так, получивший мировое признание уроженец Кенигсберга живописец К.В. Хюбнер (1814-1879), почетный член Амстердамской Академии и Американской Пенсильванской Академии Изящных искусств в Филадельфии, вынужден был связать свою жизнь с Дюссельдорфом.

Бургомистр Кенигсберга Теодор фон Гиппель, друживший с Т. Гофманом и И. Кантом, веривший в воспитательную силу высокого искусства, не мог не отозваться на духовные запросы городского сообщества и его стремление в «высшие сферы». В 1790 г. по его инициативе в городе открылась «Школа искусств и цехов», переименованная впоследствии в Школу искусств и ремесел, пристанище которой на многие годы дал в собственном доме профессор физики Кёнигсбергского университета Карл Готфрид Хаген, любитель и знаток классического искусства. Его сын Эрнст Август Хаген (1797-1880), основоположник искусствознания в Кенигсберге, основатель художественной галереи, активно способствовал открытию Академии художеств.

Возглавлявший администрацию города Теодор фон Шён, с именем которого связаны самые разнообразные культурные начинания в Восточной Пруссии, в 1833 г. обратился к королю с просьбой о создании в Кенигсберге заведения, «в котором могло бы быть объединено всё, что относится к искусству». С не провинциальным размахом он предложил возведение четырехэтажного здания с конференц-залами, библиотекой, классами, мастерскими и выставочными залами. В мае 1841 г. за новым зданием был узаконен статус музея и художественной школы. Коллекция музея сформировалась из произведений живописи, специально доставленных из Берлина, а также из подаренного школе художественного собрания Т. фон Гиппеля. Отметим, что современники Теодора фон Шёна высоко оценили его деятельность, уже при жизни установив памятный обелиск напротив здания Академии художеств.

Идея художественного образования находила в Германии самую благодатную почву: кроме Берлинской высшей художественной школы, были созданы академии в Бреслау (Вроцлаве), Мюнхене. Горячих почитателей искусства в Кенигсберге 40-х гг. XIX в. вдохновляло существование Академии художеств в Дюссельдорфе.

Ответом на очередное предложение Т. фон Шёна и А. Хагена, к тому времени уже профессора истории искусств Кенигсбергского университета, автора ряда статей и книг о классическом искусстве, стал в 1842 г. ордер короля Фридриха Вильгельма IV об открытии в новом здании музея и школы Кенигсбергской Академии художеств.

Деятельность Академии началась 1 сентября 1845 г. С учетом периода сильно подорвавших академическую традицию реформ нацистского режима существование ее продолжалось 100 лет: до января 1945 г.

Основной функций Академии всегда было профессиональное обучение и воспитание высококлассных художников. В подборе преподавателей попечители руководствовались самыми высокими критериями. В 1845 г. Академию возглавил приглашенный из Берлина известный живописец, писавший на исторические темы – Людвиг Розенфельдер. В дальнейшем избрание директором Академии авторитетного художника и педагога стало традиционным. В разное время это были Карл Штеффек – анималист и портретист, пейзажист Макс Шмидт, а с началом ХХ в. – Людвиг Деттманн, Генрих Вольфф, Карл Альбрехт, Фридрих Ларс и Станислав Кауэр, оставившие заметный след в городском ландшафте и духовном строе кенигсбержцев. Преподавателями были в основном выпускники Берлинской академии, такие как наиболее значительный живописец в Кенигсберге того времени Максимилиан Антоний Пиотровский, многие годы руководивший классом гипсов, и Роберт Троссин, заведовавший гравировальным классом.

В первом осеннем семестре 1845 г. в Академии учились три студента. В 1930 г., накануне последних реформ, в стенах Академии занималось 83 молодых художника.

Как и в других европейских академиях искусств, начиная с основанной в середине XVII в. в Париже Шарлем Лебреном, педагогические принципы Кенигсбергской Академии художеств в XIX в. были порождены классицизмом и способ­ствовали его утверждению. Это нашло отражение в организации учебного процесса, основанного, прежде всего, на обучении мастерству рисунка. Учебный план Академии предусматривал в его преподавании строгую последовательность: от рисования с «оригиналов», т.е. рисунков и гравюр признанных мастеров, «гипсов» – слепков с античной скульптуры, к изучению «натуры».

В Кенигсбергской Академии планировались восемь подготовительных «классов»: элементарный; класс рисование гипсовых фигур; рисование с натуры; изображение обнаженных фигур; анатомия; перспектива; пейзаж; рисование одежды. Каждый подготовительный класс завершался экзаменом. Потом начинались занятия в художественных «классах»: фигурной живописи (портрет, картины с историческим сюжетом, жанровые сцены), пейзажа, а позже (с 1881 г.) и скульптуры. Лекции по истории искусства в Кенигсбергской Академии читали наиболее известные специалисты. Кроме Августа Хагена, первого заведующего кафедрой истории искусства, это были Георг Дехио, выдающийся систематизатор немецкой культуры, один из самых значительных искусствоведов Европы, выдающийся представитель восточно-прусского искусствоведения Антон Ульбрих, признанный специалист в области европейской графики Герберт Штраубе.

В целом система обучения в Кенигсберге была близка сложившейся в XVIII в. в Академии художеств Санкт-Петербурга. Правда, в отличие от Императорской Российской Академии Художеств, в Италию Кенигсбергская Академия своих выдающихся учеников отправлять на стажировку не могла.

За исключением последнего периода, когда дух времени требовал введения прикладных дисциплин, а в учебный план были введены сценическое искусство и ткацкое ремесло, Кёнигсбергская Академия художеств оставалась учебным заведением, ориентированным на изобразительное искусство с его высокими задачами воспитания и просвещения.

Уже первое поколение преподавателей и учеников Академии активно включились в художественно-оформительские и реставрационные акции в городе и за его пределами. Тематическими росписями и витражами работы профессоров Академии, посвященными основным факультетам, украсился Университет «Альбертина» (Л. Розенфельдер, М. Пиотровский). Среди этих композиций: «Святой Павел, проповедующий в Афинах», «Гиппократ на одре болезни», «Смерть Сократа», «Архимед во время осады Сиракуз», «Геродот из Галикарнаса», «Птолемей наблюдает звездный небосвод в своей обсерватории в Александрии». Сотрудничество Кенигсбергской Академии художеств с Университетом носило постоянный характер. Так, творческая деятельность Л. Розенфельдера была отмечена присвоением звания почетного доктора философии, позже почетными докторами Альбертины стали Макс Шмидт и Ловис Кортинт.

Произведения преподавателей и выпускников Кенигсбергской Академии художеств экспонировались на выставках в Кенигсберге, Берлине, Кракове, Вроцлаве, Познани, а также в Париже и других городах. Они обсуждались в периодических изданиях, им посвящались монографии.

Не ограничиваясь педагогической работой, преподаватели и профессора Академии и в дальнейшем вносили заметный творческий вклад в художественную жизнь Кенигсберга. С конца 1880-х гг. много внимания в городе уделялось декоративной скульптуре. Работы, созданные такими известными скульпторами, как И.Ф. Ройш, С. Кауэр, В. Розенберг, П. Кимритц, заняли значительное место в ряду скульптурных памятников, обогативших городской ландшафт. Творческое наследие Станислава Кауэра (1867-1943), который с 1907 г. возглавил класс скульптуры Академии и создал многочисленную школу скульпторов ((Герман Дюбоа, Вильгельм Думп, Вальтер Хемпель, Оскар Ягер и др.), поистине огромно: насчитывают не менее 96 произведений, украшавших улицы и дома Кенигсберга. Наиболее известен отлитый в бронзе памятник Ф. Шиллеру (1910). Одна из самых знаменитых работ С. Кауэра – мраморная скульптура «Купальщица» (теперь в Калининградской художественной галерее). Барельеф «Геркулес» (1912) украшает шлюзовый домик над ручьевым каскадом близ нынешнего стадиона «Пионер». Напротив башни Врангеля у Верхнего озера стояла скульптура «Мать и дитя», а в центре фонтана перед Королевскими воротами – скульптура девочки Евы.



Генрих Вольфф, выдающийся восточно-прусский мастер начала ХХ столетия, сумел сделать графику, преимущественно портретную, популярной среди кенигсбергской просвещенной буржуазии и оставил более ста портретов персон из высших слоёв общества, а также культурной элиты Кёнигсберга. О его популярности свидетельствует посвященная ему монография, написанная Агнес Мигель в 1933 г.

Иоганн Хайдек был в 1869-900 гг. профессором Кёнигсбергской академии художеств. Совместно с М. Шмидтом и Э. Нейде И. Хайдек выполнил цикл живописных произведений на сюжеты «Одиссеи» Гомера для актового зала инстербургской гимназии (Черняховск).

Фридрих Ларс (1880-1964), выдающийся архитектор, с 1911 г. профессор кафедры архитектуры Академии, причастен к созданию в Кенигсберге целого ряда зданий и сооружений: Зал искусств у Башни Врангеля (1913), Выставочный зал на ул. Валльринг (1913), Провинциальное финансовое управление (1928 г., сейчас здание областной администрации), надгробный памятник Канту у Кафедрального собора (1924), несколько вилл в районе Амалиенау (1911-35). К 1919 г. по его проекту и под его руководством было завершено новое здание Академии художеств в Ратсхофе, районе с красивейшим природным ландшафтом. Комплекс состоял из основного здания (сейчас – школа №21), вход которого украшают парящие фигуры гениев работы С. Кауэра, корпуса класса графики с экспериментальной типографией (ныне жилой дом во дворе 21-й школы) и класса скульптуры (теперь – здание Музыкального театра на Бассейной). Для профессоров Академии планировалось   возвести жилые дома с собственными мастерскими. В творческом наследии Ф. Ларса заметное место занимает вышедшая в 1956 г. книга «Кенигсбергский замок», в которой отражены результаты его деятельности по руководству раскопками Кенигсбергского замка, остающаяся ценнейшим трудом в этой области.

Эдуард Бишофф (1890-1974) признается самым значительным представителем восточно-прусской живописи XX в. Еще в 1920-е гг. он был известен как портретист. Но его разносторонние художественные дарования проявлялись также в графике, скульптуре, мозаике, витражах. Как мастер монументальной живописи, победив в конкурсе в 1934 г., выполнил художественное оформление актового зала Высшей торговой школы «Максимус»; занимался росписью в Доме грузчиков кенигсбергского порта. В Инстербурге по мотивам местной истории выполнил росписи концертного зала. В 1936 г. он стал профессором живописи Академии художеств в Кенигсберге.

Людвиг Деттманн (1865-1944), ведущий представитель искусства сецессии в Германии, был директором Кенигсбергской Академии в 1900-1915 гг. и добился ее небывалого расцвета. При нем в 1902 г. был создан женский класс на Кёнигштрассе, до этого женщины, в том числе и Кете Кольвиц, получали лишь частные уроки. С именем Людвига Деттманна связан расцвет колонии художников-пейзажистов в Ниде – живописнейшем местечке на Куршской косе, где гостевой домик любителя искусства и мецената Германа Блоде был преобразован в светлые художественные ателье и уютные салоны для диспутов об искусстве.

Альфред Партикель (1888-1945), с 1929 г. профессор Кенигсбергской Академии художеств по классу пейзажа, считается самым значительным восточно-прусским пейзажистом XX в. и остается одним из самых востребованных коллекционерами немецким художником.

Особую главу истории Академии составляет творческое наследие ее учеников. Так, одним из выдающихся немецких скульпторов второй половины XIX в. стал выпускник Кенигсбергской Академии Рудольф Семеринг (1835-1905), автор памятника «Гайдн, Моцарт, Бетховен». На рубеже веков и в первой половине ХХ столетия самыми известными, получившими признание не только в Германии, но и за ее пределами, стали Ловис Коринт (1858-1925; в АХ Кенигсберга учился в 1876-1880) – один из наиболее выдаю­щихся мастеров Германии на рубеже XIX и XX вв.; Кете Кольвиц, урожденная Шмидт (1867-1945; занятия с преподавателями Кенигсбергской Академии 1881, 1887); Артур Дегнер (1888 - 1972; в АХ Кенигсберга учился в 1906-1909); Эрнст Молленгауэр (1892-1963; учеба в Академии с перерывом на войну 1913-1920). Весьма популярным в первой половине ХХ в. было творчество Хелене Нойманн (1874-1942; учеба в Кенигсбергской Академии в 1902). Пейзажи Х. Нойманн, которые, по словам поэтессы Агнесс Мигель, «самым интимным образом запечатлели нежное волшебство природы побережья», были любимы во всей Германии: их репродукции широко распространялись в календарях и сериях почтовых открыток.

Судьбы выпускников Академии последних лет ее существования сложились по большей части непросто, даже притом, что многие из них (Г. Эйзенблеттер, А. Кольде; Р. Гофман-Залпия, Э. Берент, Э. Фон Занден,  Г. Лербс-Бернеккер, Г. Фишер, И. Вагнер-Андерссон, Э. Грюнт, К. Гуттман) после 1945 г. в Германии стали успешными мастерами своей профессии. Макс Малитц (1885 -?) родился в Берлине, учился в Ке­нигсбергской Академии художеств. В годы Первой мировой войны попал в русский плен. В Сибири работал как оформитель революционных изданий. В Иркутском областном художественном музее хранятся работы М. Малитца на библейские сюжеты, а также пейзажи Иркутска и его окрестностей.

Особым образом сложилась жизнь и творческая биография воспитанника Кенигсбергской Академии художеств Юргиса Прейсса (1904-1984; настоящее имя Ганс Рихард). В 1933 г. он эмигрировал из Германии, и вторая половина его жизни прошла в СССР. С началом войны он был выслан из Москвы в Сибирь. Дальнейшая его творческая судьба связана с Томском (1943-1956) и Кемерово (1956-1984). Художественное наследие Юргиса Прейсса хранится в Музее изобразительного искусства в Ом­ске, в Кемеровской картинной галерее, а также в Художественной гале­рее Калининграда.

В настоящее время произведения художников Кенигсбергской Академии художеств по большей части находятся в Музее города Кенигсберга в Дуйсбурге и в частных собраниях. В Калининградской Художественной галерее искусство художников Академии представлено произведениями Г. Вольффа, Х. Нойманн, Н. Долециха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Восточная Пруссия. История. Культура. Искусство.– Калининград, 2003.–72с.

  2. Академия художеств Кенигсберга //Каталог выставки.– Калининград, 2005.–68с.

The story of Koenigsberg Arts Academy


N.V. Shamardina
The article briefly reveals the major stages of Arts Academy's 100 years existance within Koenigsberg and notes the creative contribution of its teachers and apprentices into the artistic life of region.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет