Наскальные изображения Казахстана как исторический источник 07. 00. 06 археология



бет1/5
Дата04.03.2016
өлшемі359.5 Kb.
#37601
түріАвтореферат
  1   2   3   4   5


УДК 903.2:902 (574) На правах рукописи

САМАШЕВ ЗАЙНОЛЛА

Наскальные изображения Казахстана как исторический источник

07.00.06 – археология


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Республика Казахстан

Алматы, 2010

Работа выполнена в отделе по изучению памятников раннего железного века и древнего искусства Института археологии им. А.Х. Маргулана Комитета науки Министерства науки и образования Республики Казахстан.





Официальные оппоненты:

доктор исторических наук,

профессор В.Ф. Зайберт







доктор исторических наук,

профессор В.В. Евдокимов






доктор исторических наук,

профессор А.И. Мартынов




Ведущая организация:

Институт археологии и этнографии Сибирского отделения

Российской академии наук



Защита состоится «____» ____________ 2010 г. в 14.00 час. на заседании диссертационного совета ОД 53.33.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) исторических наук при Институте истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан по адресу: 050100, г. Алматы, ул. Курмангазы, 29.


С диссертацией можно ознакомиться в рукописном фонде Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Автореферат разослан «____» ____________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор исторических наук А.Т. Капаева

ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика работы. Наскальные изображения - наиболее универсальный источник по истории духовной и материальной культуры человеческих сообществ, зафиксированный практически на всех континентах. Это особое явление в сфере развития духовного потенциала человека на протяжении многих тысячелетий начиная с древнекаменного века. Изобразительные памятники фиксировали события, окружающую действительность, накопленные опыт и знания, мировоззренческие ориентиры в образах, метафорах, символах и передавали аккумулированную особым способом информацию последующим поколениям, выполняя специфическую функцию знаково-коммуникативной системы.

В последнее время в мире наблюдается всплеск интереса к проблемам изучения наскальных изображений - основного компонента древних изобразительных памятников, вследствие чего происходит колоссальное расширение источниковой базы научных исследований этого феномена культурного наследия. Продолжается процесс совершенствования приемов фиксации, документирования, а при определении хронологии используются последние достижения естественнотехнических наук. Вырабатываются новые подходы к методологическим принципам интерпретации содержания петроглифов как у отдельных исследователей, так и у различных научных школ и центров. Казахстан как важнейший очаг центральноазиатской провинции наскального искусства Старого Света изначально был интегрирован в этот процесс. В Южном Казахстане и Жетысу, расположенных на северной периферии Тянь-Шаньской горной системы, издревле существовали благоприятные условия для жизнедеятельности и реализации духовного потенциала человека, о чем свидетельствуют такие яркие петроглифические комплексы, как Ешкиолмес, Баян Журек, Тамгалы, Кулжабасы, Сауыскандык, Арпаузен, Каскабулак, Тосбулак, Кызылшын, Тектурмас и другие «культурно-исторические ландшафты», сформировавшиеся еще в бронзовом веке, а возможно, и раньше, и функционировавшие вплоть до этнографического времени. В северных и западных регионах Казахстана специфика литологических условий предопределила иные пути развития изобразительной деятельности человека, связанные с формированием механизмов адаптации к природно-экологическим условиям, а потому местные памятники наскального искусства малоизвестны.

Самые древние петроглифы в Казахстане исследованы нами в предгорьях Мугоджар, в верховьях р. Жем (Эмба) (грот Толеубулак), в прибрежной зоне Каспийского моря, неподалеку от г. Актау (стоянки Коскудык I, II) и на р. Оленты в Центральном Казахстане.

Особое внимание уделяется прокламативному искусству средневековых тюрков, что объясняется исключительной важностью происходивших в то время событий и самой эпохи для современной истории Казахстана, тем более что сегодня в обществе наблюдается огромный интерес к истокам национальной культуры и государственности, а также к другим ценностям, связанным с изучением древнетюркского культурного комплекса.

Самые поздние рисунки относятся к этнографическому времени. Казахские гравюры представляют интерес, прежде всего в контексте изучения проблем преемственности в изобразительном искусстве.

Актуальность темы. C 1970-х гг. по настоящее время казахстанскими археологами накоплен колоссальный материал по наскальным изображениям, который предполагает переход от регионального экстенсивного развития к детальному источниковедческому анализу с учетом наметившихся в последние годы тенденций по классификации и типологии источников для последующих теоретических реконструкций.

Несмотря на системную разработку различных аспектов петроглифоведения и общепризнанные достижения в решении ряда узловых проблем, актуальными остаются вопросы хронологической атрибуции памятников наскального изобразительного искусства. По некоторым местонахождениям петроглифов Казахстана имеются радиоуглеродные даты, которые еще предстоит соотнести с существующими представлениями о периодизации и хронологии памятников наскального изобразительного искусства и осмыслить их значение в контексте развития древнего монументального искусства. Другая наиболее дискуссионная проблема – это интерпретация внутреннего содержания изобразительных памятников. Данная задача также предполагает выявление в рамках определенной парадигматики науки неких архетипических структур и кодифицированных явлений, составлявших особые изобразительные тексты, принципы построения, язык и утраченные ныне дешифровочные ключи. Для решения этой сложной задачи представители различных научных школ используют ряд образных систем, моделей и методов анализа, например, сравнительно-исторический с широким привлечением данных по этнографии, шаманизму, фольклору, мифологии аборигенных, индоевропейских, индоиранских, тюрко-монгольских народов. В последние годы стали обращать больше внимания на анализ и структурно-семиотический подход к изобразительному и культурному контексту петроглифов. Традиционный сравнительно-исторический подход и новации со смещением акцентов на философско-методологические принципы, заимствованные в большей степени у семиотики и структурализма, имеют различные достоинства и недостатки и будут совершенствоваться по мере появления других ориентиров постижения истины.

При всех впечатляющих достижениях науки о петроглифах есть проблема, крайне обострившаяся в последние годы, – это интенсивное разрушение наскальных рисунков во многих регионах вследствие невежества и вандализма, а также деструкции скальной поверхности под воздействием естественных и техногенных факторов. Также актуальны проблемы реставрации, консервации и музеефикации наиболее выразительных комплексов с петроглифами.

Организация охраны памятников древнего искусства, создание базы данных, разработка принципов новой концепции во многом зависят от действий ответственных за это национальных учреждений и политики государства в области культуры в целом.

Наскальные изображения Казахстана входят в обширную провинцию центральноазиатского наскального изобразительного искусства, созданного творческим гением многих поколений художников-монументалистов. Они охватывают время от неолит-энеолита до позднего средневековья, хотя некоторые факты указывают на более ранний период появления наскального изобразительного искусства на территории современного Казахстана. Особую категорию составляют казахские этнографические рисунки в северо-восточном Прикаспии, выполненные на податливом для обработки материале - известняке.

Основные проблемы, связанные с изучением наскальных изображений Казахстана, обретают еще большую актуальность в свете наметившихся в науке тенденций. Однако в исследовании наскальных изображений необходимо определить общее направление развития казахстанской петроглифики в контексте современной научной интеграции.

Актуальными остаются также проблемы фиксации, учета и документации, которые эмпирическим путем прошли эволюцию от составления первых простых визуальных графических планов местонахождений петроглифов до разработки особо точных способов картографирования памятников с использованием лазерных, космических и иных доступных в современных условиях достижений, включая ГИС-технологии.

Степень изученности проблемы. В казахстанском петроглифоведении до недавнего времени преобладал региональный подход. В период, когда работы проводились в едином русле методико-методологического развития советской археологической науки, в Казахстане усилиями исследователей старшего поколения - А.Х. Маргулана, С.С. Черникова, А.Г. Максимовой, Х. Алпысбаева, М.К. Кадырбаева, А.Г. Медоева, А.Н. Марьяшева и А.С. Аманжолова – были открыты и изучены разновременные местонахождения петроглифов. В настоящее время различными аспектами петроглифоведения успешно занимаются С. Мургабаев, В.А. Новоженов, И.В. Швец, Ж.М. Жетыбаев, С.А. Потапов, А.Е. Рогожинский и А.А. Горячев.

В западных регионах Казахстана открыты новые очаги распространения древнейших памятников наскального искусства, непосредственно связанные с ближайшими поселенческими и погребально-поминальными комплексами. Это многократно увеличивает их научно-информационную ценность, так как синхронизация разных категорий археологических памятников, расположенных рядом, позволяет на широкой источниковой базе объективно реконструировать исторические события минувших веков. Такие памятники оказались важными и в вычленении допалеометаллических пластов наскальных изображений, до сих пор остающихся нерешенной проблемой.

Региональные открытия объективно диктуют необходимость перехода к историческим обобщениям и изучению памятников наскального изобразительного искусства всего Казахстана под единым углом зрения, в контексте глобальных этнических, хозяйственно-культурных, технологических, этнополитических и иных изменений, которые происходили в Центральной Азии на протяжении тысячелетий. Таких опытов с привлечением сугубо казахстанских памятников мало. Я.А. Шер в книге о петроглифах Средней и Центральной Азии использует данные нескольких местонахождений Жетысу и Восточного Казахстана. В.А. Новоженов, разрабатывая проблемы миграции и мифоритуальных комплексов древнего населения степной Евразии, выборочно привлекает материалы по наскальным изображениям Казахстана. Поэтому необходимость углубления этой тенденции с учетом использования новейших достижений естественнонаучных дисциплин, особенно для определения абсолютного возраста петроглифов и различных физических и химических изменений на поверхности скал с петроглифами и многих других факторов, очевидна. Продолжается процесс совершенствования методологических подходов к раскрытию смыслового содержания сюжетов или отдельных мотивов наскального изобразительного искусства, в числе которых принципы и возможности использования мифологического, этнографического материалов, исторический, искусствоведческий и иные подходы к изобразительным памятникам. Однако еще не преодолен элемент субъективизма в интерпретации семантики петроглифов, который вызывает время от времени острые научные дискуссии. Наконец, уровень использования информационных возможностей памятников наскального изобразительного искусства в культурно-исторических реконструкциях, несмотря на их универсальность как источника и наличие у них особых свойств прогнозирующего характера, крайне недостаточный.

Таким образом, обобщение накопленного в результате региональных исследований материала по наскальным изображениям в рамках всей территории Казахстана является насущной необходимостью для разработки ключевых проблем, связанных с этим видом исторического источника.



Объект исследования. Наскальные изображения Казахстана, выбитые каменными или металлическими орудиями, процарапанные, вырезанные, прошлифованные или нанесенные на поверхность скальной породы красной охрой и являющиеся полноценным источником по истории и культуре древних и средневековых народов, а также памятники, относящиеся к разряду изобразительных, составляют объект данного исследования.

Предмет исследования. Памятники наскального изобразительного искусства связаны, прежде всего, с духовной сферой жизнедеятельности древних народов, их мировоззрением и мифоритуальным комплексом, со сложными представлениями человека об окружающем мире и о себе; отражают динамику развития его материальной культуры, изменения хозяйственного уклада, этносоциокультурной ситуации, образа жизни и жизнеобеспечения и другие ситуации в исторической диахронии.

Цель исследования: использовать наскальные изображения Казахстана как источник для реконструкции наиболее важных культурно-исторических процессов, происходивших в казахских степях и в Центральной Азии в целом, раскрыть путем анализа и интерпретации их смысловое содержание, выявить общие закономерности развития системы мировоззренческих ценностей населения обозначенного региона в древности и средневековье.

Задачи:

- анализ проблем развития методологических и методических принципов становления казахстанского петроглифоведения, сформировавшихся в период советской, в том числе и казахстанской, археологии в 1930-1970 гг., с учетом новых тенденций, сложившихся в исторической науке в конце XX – начале XXI в.;

- характеристика, типология и классификация мотивов, образов и сюжетов наскального изобразительного искусства;

- исследование территориально-хронологического, сюжетно-стилисти-ческого и других аспектов проблемы;

- выявление общих закономерностей развития мировоззренческих основ наскального изобразительного искусства; выяснение значения петроглифов как особой знаковой системы в мифоритуальном комплексе древнего и средневекового населения;

- исследование некоторых проблем этнокультурной атрибуции петроглифов;

- определение места и значения казахстанских петроглифов в системе изобразительных памятников Центральной Азии.

Научная новизна. Данная диссертация - первая обобщающая в истории археологической науки Казахстана работа, где памятники наскального искусства всей территории страны, а не отдельно взятого региона, стали объектом сравнительного изучения; выделены характерные для изобразительных памятников конкретной исторической эпохи образы, мотивы и сюжеты - архетипы, на основе анализа которых были реализованы хронологическая и этнокультурная атрибуция, семантическая интерпретация и другие задачи научной процедуры.

Впервые в исторической науке Казахстана разработана теоретико-методологическая концепция использования наскальных изображений как источника для реконструкции культурно-исторических процессов и изучения идеологии и мировоззрения древних народов, которая базируется на всестороннем анализе эмпирически сложившихся начиная с 1920-х гг. в советской (и постсоветской) науке методико-методологических принципов изучения этого вида археологических памятников.

Впервые на материалах конкретных памятников обоснованно выделяется допалеометаллический пласт петроглифов на территории Казахстана.

Средневековые гравюры стали предметом специального комплексного исследования с привлечением письменных текстов и канонических словесных формул ранней тюркской поэзии. Обосновывается их прокламативный характер, обусловленный военно-политической сущностью степных государственных образований, на авансцене истории которых главенствующую роль играют военные вожди, дружины, конные рыцари. На основе анализа некоторых сюжетов впервые рассматриваются вопросы военного дела и вооружения, специфика костюма и некоторые другие стороны жизнедеятельности средневекового населения изучаемой территории.

Впервые проведена работа по классификации и составлению полного свода известных к настоящему времени изображений древнетюркских тамг, выделен ареал некоторых типов знаков, что позволило использовать их в контексте анализа этносоциокультурных и миграционных процессов в Центральной Азии в раннем средневековье.

Этнографические рисунки казахов, зафиксированные главным образом в западных регионах страны, стали предметом исследования и проанализированы в контексте разработки проблем преемственности. Выяснено, что ведущим образом народных рисунков казахов, как и древних тюрков, является конный воин, подвиги и различные деяния которого составляют основную канву этого до конца еще не осмысленного искусства.

Впервые для определения возраста памятников наскального искусства наряду с традиционными приемами были использованы методы естественных наук – геомикробиологический анализ физико-химической структуры и механизмов образования патины наскальных рисунков путем сканирования электронным микроскопом образцов и радиометрические исследования для получения прямых С14 дат, что открывает новые перспективы в петроглифоведении Казахстана.

Корреляция датировки наскальных изображений некоторых местонахождений с релятивной хронологией расположенных рядом с ними погребально-поминальных и поселенческих комплексов, причем имеющих серию калиброванных радиоуглеродных и других дат (например, ЭПР), проведена более фундированно.

Этнокультурная атрибуция и интерпретация семантики петроглифов, историко-культурные реконструкции реализованы на основе использования метода исторического познания, прежде всего сравнительно-исторического, а также с широким привлечением данных фольклора, этнографии, шаманизма, письменных и изобразительных текстов.

Введенный в научный оборот разноплановый новейший материал по наскальному искусству Казахстана позволил ставить и решать многие актуальные проблемы петроглифоведения на более широкой источниковедческой основе.



Положения, выносимые на защиту:

- петроглифоведение, зародившееся в недрах археологической науки, в современных условиях динамично развивается на междисциплинарном уровне (на стыке с палеоэтнологией, искусствознанием, структурной семиотикой, культурологией, мифологией, интегрируясь и с другими отраслями знаний), вырабатывая в процессе перехода на новую фазу становления собственные фундаментальные понятия, терминологическую базу, методико-методологические принципы анализа источников и научных построений;

- каждая археологическая эпоха характеризуется доминированием в изобразительном искусстве определенных мотивов, образов и сюжетов, организованных в многоуровневые композиции, запечатленные на разных плоскостях с определенной архитектоникой и взаимосвязью в пределах одного местонахождения. Их совокупность и последовательность нередко составляет изобразительный ряд – целостную повествовательную систему, базирующуюся на архаических мифопоэтических представлениях и архетипах. Типология, классификация и анализ составных элементов и целых блоков этой системы на фоне выделенных археологических культур позволяют на следующей стадии разработки определить наиболее значимые и кодифицированные элементы, на базе которых осуществляется расшифровка смыслового содержания изобразительных текстов;

- эмпирически сложившиеся принципы периодизации и хронологической атрибуции изобразительных памятников, дополненные новейшими естественнонаучными методами, открывают новые возможности в корректировке дат, особенно в выделении ранних пластов петроглифов на территории Казахстана, истоки которых, по нынешним представлениям, теряются в недрах каменного века;

- cимволические знаки, начиная с древнейших эпох и кончая прокламативными сюжетами древних тюрков и казахскими граффити, связаны с феноменом «знакового поведения». Образы наскального искусства – реалистические, ирреально-фантастические или предметные. Появление и развитие их в известной мере связано с психологическими факторами и особенностями мышления, но в большей степени – с жизненным опытом, уровнем познавательной практики отдельных индивидов и социокультурных сообществ в целом, а также с необходимостью обозначения (семиотическая функция), хранения и передачи накопленных в определенной среде знаний (коммуникативная функция). В таком контексте памятники наскального изобразительного искусства служат ценнейшим источником по истории и культуре, особенно дописьменных периодов.

Методология и методы исследования. Методологической основой работы является принцип историзма в познании прошлого как объективной реальности и в реконструкции культурно-исторических процессов. Наскальные изображения – специфический продукт изобразительной деятельности человека, обладающий повышенными информационными свойствами и использующийся в универсальных разработках по археологии, истории культуры, искусствознанию, семиотике, культурологии, языкознанию, этнологии. Базовые понятия, методологические принципы и методические подходы петроглифоведения складываются эмпирически, на стыке различных дисциплин, не исключая заимствований, на уровне трансляции идей, что признается в науковедении как закономерное и позитивное явление в археологии. Комплексный подход, реализованный в работе на источниковедческом и интерпретационном уровнях, предполагает также использование сравнительно-исторического анализа, традиционного типологического метода.

Географические рамки исследования охватывают горно-степные зоны нашей страны - от Казахского Алтая до восточного побережья Каспийского моря; от Мугоджарских гор до отрогов Западного Тянь-Шаня (Каратау, Кыргызский и Таласский хребты) и северного Притяньшанья, а также Жетысуского Алатау, между которыми простирается Казахский мелкосопочник. В работе также привлекаются изобразительные материалы из Монгольского и Российского Алтая, СУАР КНР, Кыргызстана и Узбекистана.

Хронологические рамки исследования. В представленной работе охвачены события многих тысячелетий - от неолит-энеолита до этнографической современности, т.е. до начала XX в. н.э.

Источники. Основным источником для написания диссертационной работы послужили вновь открытые и известные местонахождения наскальных изображений в Казахстане, научные исследования которых проводились под руководством автора.

С учетом специфики физико-географических условий мы выделяем несколько условных зон распространения наскального изобразительного искусства: I. Урало-Каспийский регион; II. Казахский мелкосопочник (Сарыарка); III. Казахский Алтай; IV. Жетысу; V. Южный Казахстан.



Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации отражены в 55 работах автора, в том числе в 14 статьях, вышедших в 6 журналах, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК, в 10 монографиях – из них 7 написаны в соавторстве. Результаты исследований докладывались на 10 научных конференциях международного, регионального и республиканского уровней.

Cтруктура диссертации определена в соответствии с общепринятыми принципами и логикой научного анализа археологических источников и состоит из двух частей. Первая часть включает структурированный текстовой материал, где представлены результаты собственных исследований, - введение, шесть разделов, заключение и список использованных источников. Вторая часть - приложения – содержит иллюстративный материал, подача которого сообразуется с последовательностью решения поставленных задач.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Во «Введении» дана общая характеристика работы, показана актуальность темы, определены цель и задачи, обозначены объект, предмет, методология и методы исследования, хронологические и территориальные рамки, указана источниковая база, отмечены научная новизна, значение работы для теории и практики, а также апробация результатов.

В первом разделе



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет