Зональная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Научно-исследовательская работа
учащихся 9А класса средней общеобразовательной школы №3
г. Полярные Зори
Артёмова Ивана Сергеевича
и
Ешану Вероники Александровны
Тема: Антитеза как художественный приём в романе С.Лукьяненко «Ночной дозор»
Руководитель:
Кустова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории,
СОШ №3
г.Полярные Зори
2006 год
СОДЕРЖАНИЕ
-
Роль антитезы в художественном произведении…………………………..………..3
-
Контрастные образы и понятия в романе С.Лукьяненко……………………………4
-
Антитеза как художественный приём в романе С.Лукьяненко «Ночной дозор». (Исследовательская работа)………………………………………………………..….6
-
Размышления и выводы после прочтения романа…………………...….…………..10
-
Список литературы…………………………………………………...….…...………..12
-
Приложения…………………………………………………………………………….13
Роль антитезы в художественном произведении.
Антитеза (греч. antithesis – противоположение) – сопоставление контрастных или противоположных образов. В более широком смысле под антитезой понимают любое сопоставление противоположных понятий, ситуаций или любых других элементов в литературном произведении. Таковы противопоставления Дон Кихота и Санчо Пансы в романе М.Сервантеса, Ужа и Сокола в «Песне о Соколе» М.Горького, Ольги и Татьяны в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. Для понимания идеи произведения авторы используют антитезу как композиционный (Л.Толстой «После бала») или как лексический
приём («Черный вечер, белый снег...» А.Блок). Лексического противопоставление основано на антонимах и оксюморонах.
С.Лукьяненко написал свой роман «Ночной дозор», как всегда, необычно, захватывающе, интересно, хотя, как говорил он сам, «не стремился таким образом высказать своё представление о мире». Писатель недаром выиграл конкурс европейской фантастики. За его спиной стояла русская литература с её «мировыми» вопросами, на которые нет «мировых» ответов.
В романе противопоставлены ситуации, герои. Чтобы понять его, как и всю трилогию С.Лукьяненко, нужно быть очень внимательным читателем. Я решил попробовать быть таковым и взял на себя смелость выдвинуть гипотезу.
Гипотеза:
- доказать, что благодаря антитезе как композиционному и как художественному приёму приходишь к пониманию идеи романа.
Цель:
- Провести лингвистическое исследование романа «Ночной дозор».
- Найти примеры антитезы в тексте и сделать выводы.
- Сформулировать идею произведения.
Задачи:
- Рассмотрев основные сцены с участием главных героев, пейзажные зарисовки в романе Ночной дозор», найти примеры антитезы для понимания темы, идеи.
- Сделать выводы на основе собственных наблюдений, исследований.
Контрастные образы и понятия в романе С.Лукьяненко.
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его…
Суд состоит в том, что свет пришёл в мир; но
люди более возлюбили Тьму, нежели свет,
потому что дела их были злы».
(Ин. 1,5; 3,19)
Этот роман об Иных. В нём С.Лукьяненко опирается на философию Бромберга о том, что человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру. Герои Лукьяненко тоже поделены на две части: Иные и не Иные, т.е. обыкновенные. Иные – это те, кто наделён сверхъестественными способностями. Внешне они – обыкновенные люди, и лишь в Сумраке видна их мистическая сущность.
Не Иные – это обыкновенные люди, это корни и пища для Иных, т. е. это те, ради кого живут Иные и кем они когда-то были; их большинство.
В романе «Ночной дозор» Иные, в свою очередь, поделены автором на две категории: Тёмные и Светлые. Тёмные – это Иные, использующие силу Тьмы. Они могут питаться негативными эмоциями людей. Светлые – это Иные, использующие силу Света. Они же, в свою очередь, питаются положительными эмоциями людей. Между ними существует договор, и он вечен, как вечны добро и зло, любовь и ненависть. И существует он с далёких незапамятных времён. И нарушить его не имеют права ни силы Тьмы, ни силы Света...
Кадр из фильма Т.Бекмамбетова «Ночной дозор» - начало (2 мин.): «С незапамятных времён рыцари, называющие себя воинами Света, уводили ведьм и колдунов, истязающих род человеческий... Но однажды на пути воинов Света встали воины Тьмы, и никто не хотел уступить. И начался бой, кровавый и беспощадный. И когда битва дошла до небес, Великий Гесер увидел, что силы равны и что, если не остановить бой, погибнут все. И он остановил бой. И заключили силы Света и силы Тьмы договор о перемирии. И было сказано: «И будет Дневной Дозор, чтобы следить за силами Света. И будет Ночной дозор, чтобы следить за силами тьмы».
Прошли тысячелетия... Но вечны силы Тьмы и силы Света, как вечно Добро и Зло. И существует между ними договор – поддержка некого баланса: «каждое действие Добра – соизволение проявить активность Злу». Поскольку ни одна из сторон победить не сможет, Тёмные и Светлые заключили договор о правилах игры. Над всеми царит Инквизиция, наблюдающая за соблюдением Договора и карающая нарушителей. Своим произведением Лукьяненко хочет напомнить читателю, что мир Иных существует, нужно быть очень внимательным, чтобы увидеть его...
Все знают, что на ночных улицах опасно. Но в данном случае речь идёт не о преступниках и маньяках. Когда наступает ночь и силы зла властвуют беспредельно, там действуют те, с кем не встретишься днём, - тёмные маги, вампиры и прочая нечисть. Их сила велика, и с ними нельзя справиться обычным оружием. Но по следу ночных охотников идут те, кто веками сражается с порождениями сумрака и побеждает их. Имя им – Ночной Дозор. Но при этом они неукоснительно соблюдают договор, заключённый тысячелетия тому назад между Тёмными и Светлыми.... «Наша цель – поддержание баланса. Тёмные исчезнут лишь тогда, когда люди победят в себе Зло. Или мы исчезнем, если людям Тьма понравится больше, чем Свет».
«Ночной – дневной», «свет – тьма» - эти антонимы, звучащие и в названии романов трилогии, и многократно на страницах произведений несут большую идейную нагрузку, как бы сразу объясняют читателям, что мир трилогии С. Лукьяненко, а в частности романа «Ночной дозор», противоречив, что в нём сталкиваются противоположные силы. Постигая противоречивый мир Дозоров, необходимо обратить внимание на язык автора: обилие антонимов и оксюморонов, создающих оригинальные антитезы в лексике. Вот характеристика некоторых героев романа, сюжет и примеры антитезы для более глубокого понимания образов и идеи произведения.
Антитеза как художественный приём в романе
С.Лукьяненко «Ночной дозор».
(Исследовательская работа).
Антон, главный герой романа, - сотрудник Ночного Дозора. Попал он в Дозор в результате тренировки по нахождению Иных. Работал сначала в информационном отделе в лаборатории, но потом был переведён на оперативную работу. Антон служит силам Света, признан Дозором как эксперт по вампирам. Роман начинается с того, как Антон спасает мальчика, потенциального Иного.
Появление в романе двенадцатилетнего мальчика, Егора, начинается с антитезы. Он поднимался по эскалатору, который «полз вверх медленно, натужно», а ветер, в свою очередь, «гулял вовсю – трепал волосы, оттягивал капюшон, толкал вниз... Ветер просил остаться». Всё окружающее предостерегало, просило вернуться. Он не понимал, не знал, что по пути к дому его будет подстерегать смертельная ловушка, что вампиры уже начали охоту на него. Красивая, чудесная музыка очарует его, и он как заворожённый пойдёт в логово тех, в кого никогда не верил – вампиров. Чтобы показать те противоречия, которые творятся в душе ребёнка, и то, что выбор всегда есть, С. Лукьяненко представляет ряд антонимов: холодный, тревожный, безумный, адский ветер и спокойная красивая райская музыка. Эта музыка зовёт в страшный мир – мир вампиров. А ветер просит остаться... (Приложение 1).
Цвет, краски тоже играют определённую роль. «Егора окружало переливчатое, полупрозрачное сияние. Временами окрашивающееся красным, порой наливающееся густой зеленью, иногда вспыхивающее тёмно-синим цветом». Красный и зелёный цвета считаются в живописи цветами-антонимами по энергии: сильная, бьющая энергетика и спокойствие; по температуре: огненно-горячий и холодный; по настроению: радость – грусть. Почему эти контрастные цвета, цвета-антонимы выбирает автор для описания ауры ребёнка?
Сергей Лукьяненко сам объясняет этот выбор так: «Мальчик может вырасти большим мерзавцем, может стать добрым и справедливым человеком, а может оказаться никем – пустышкой, каких на самом деле большинство в мире». Вампиры зовут Егора к себе очаровательной музыкой. Антон спасает мальчика и объясняет ему, кто такие Иные:
- Почти полвека назад был подписан договор, Великий договор между Добром и Злом, Тьмой и Светом. Сейчас я прочту его тебе, Егор, - в официальном переводе на русский язык. Ты уже вправе знать... « Мы – Иные. Мы служим разным силам... Мы заключили Великий договор о перемирии...»
Судьбы Антона и Егора пересекутся, вступят в противостояние. Егор и окажется тем великим Иным, который сначала встанет на сторону тёмных сил.
Также пересекутся судьбы Антона и Светланы, хотя встретились они случайно. Дело в том, что Иные способны входить в сумрак. При вхождении в сумрак они видят иной мир, противоположный нашему по цвету, краскам, темпу и ритму жизни. Вот как говорит об этом Антон: «Я вызвал сумрак. Мир вздохнул, расступаясь... Краски мира стали тусклее, а машины на проспекте будто замедлились, завязли». И – «...я вышел из сумрака. Мир расцвёл». «Мир вздохнул, краски стали тусклее – мир расцвёл». В данном случае эти контекстуальные антонимы говорят о том, как страшно умение видеть сумрак, как тяжело человеку, обладающему таким умением. Иные способны видеть то, что не видно обыкновенным людям. В сумраке можно увидеть чувства: любовь, ненависть, страх.
«Сквозь сумрак это было красиво. На крыше нелепого дома горели разноцветные блики. Единственное, что здесь имеет цвет, - наши эмоции. Их было предостаточно. А самым ярким был дырявящий небо столб багрового пламени – страх и ярость вампирши». Этот цвет эмоций увидел Антон, когда вампирша, потеряв своего друга, захватила мальчика – Егора. (Приложение 2). Зло, проклятие Иные обычно видят как чёрный вихрь, воронку над головой человека. Такую воронку, причём необыкновенной силы и мощи, увидел Антон над головой девушки, ехавшей в электричке. Тогда он ещё и не предполагал, что эта девушка, Светлана, – его судьба, что она Великая Иная. Он просто хотел её спасти, попытался уменьшить воронку над её головой. «Эффект был совершенно неожиданным. Слабые проклятия, висевшие над другими людьми смело начисто. Но чёрный вихрь остался над головой жертвы».
В жизни и судьбе Светланы много противоречий, и встреча её с Антоном принесёт не только радость. Антон предчувствует это, предчувствие дано в ярком художественном приёме – антитезе: «Стараясь не смотреть в её сторону, я нащупал амулет... Мне показалось, что я сжимаю уголёк, покрытый холодным пеплом, но раскалённый в сердцевине». Антонимы «холодный – раскалённый», возможно, показывают всю абсурдность, противоречивость судьбы Светланы: добрая, умная, ласковая, но над ней – воронка, в которую могут быть затянуты люди. Воронка над головой девушки разрастается до таких размеров, что на кону не только её жизнь, а жизнь тысяч её сограждан. Вот самолёт, летящий над Москвой... Ещё немного – и неведомая сила затянет его в воронку, и погибнут сотни пассажиров. Задача сил Света – убрать эту воронку, которая чёрным вихрем кружится над головой Светланы. Кто же её так возненавидел, что готов спалить пол-Москвы, чтобы её убить?
«Девчонка обречена, но на неё не свалится кирпич с крыши. Скорее взорвётся дом, начнётся эпидемия, на Москву случайно сбросят атомную бомбу. Вот в чём главная беда». Задание убрать воронку Гессер (начальник московского Ночного дозора) поручает Антону: «У нас есть в запасе сутки... может быть двое. Я всегда считал, что непродуманные, но благие поступки приносят пользы больше, чем продуманные, но жестокие». (Приложение 1). Это своеобразное использование антонимов хорошо характеризует действие. Светлых сил – часто на интуиции, на эмоциях. Именно интуиция помогла Антону сначала вызвать доверие Светланы, а потом помочь ей. Их встреча тоже построена на антитезе. До этого с девушкой встречался Игнат, тоже работник Ночного Дозора. «Игнат работал согласно общей схеме. Комплименты, интерес, обожание, влюблённость. Это ей нравилось, но вызвало рост воронки. Антон, ты идёшь другим путём – сочувствие, причём сочувствие бездеятельное». Почему ухаживания влюблённого Игната вызвали рост воронки, а «бездеятельное сочувствие» Антона – её уменьшение? Вероятно, здесь читатель должен прийти к такой мысли: в душе каждого из нас много Света, и надо суметь отдавать его людям, чтобы рядом с тобой им было тепло и светло. Антон, узнав о том, что девушка сама себя прокляла (Светлана не решилась на пересадку своей почки больной матери), разглядел «боль, спрятанную под спокойным лицом». Вот это искреннее сочувствие, свет и сумели значительно уменьшить воронку над головой девушки, а потом убрать её совсем. Светлана была врачом, человеком, проклявшем себя, а в дальнейшем стала Великой Светлой. Именно благодаря ей Егор принимает сторону Светлых, а Антон спасает мир от страшной катастрофы.
Вот такой уникальный мир создаёт Сергей Лукьяненко. В мире Дозоров нет сомнений. Здесь всё ясно: либо ты Светлый, либо Тёмный. Принадлежащие Тьме превозносят себя. Каждый должен добиваться своей цели любыми средствами.
Принадлежащие Свету превозносят окружающих. Но тоже добиваются своей цели любыми средствами. Тёмные и Светлые противоположны по мировоззрению, часто сходны по действиям, противоречивы внутри себя. Язык автора подчёркивает эту противоречивость, делает более глубоким понимание образов, идеи, авторского отношения. Этому способствуют не только антонимы, но и оксюмороны: вампир Костя – «живой мертвец» и Светлана, добрая, обречённая девушка с «искренней вымученной улыбкой». (Приложение 1). И читатель, вслед за автором, полюбил героев Ночного Дозора, они для него стали «нашими», а работники Дневного Дозора – чужими, враждебными.
Внимательное прочтение романа помогло мне обобщить главные мысли:
- Между Светом и Тьмой нет бескомпромиссной борьбы: между ними Договор.
- Благая цель иногда достижима через зло.
- В мире тёмных сил тоже есть добро: любовь, верность.
Идея романа:
Как идёт противостояние, борьба между Дозорами, так и в человеке борются светлые и тёмные силы. Писатель хочет объяснить читателям и всему миру, что везде нужна гармония: и в жизни всех людей, и в душе каждого человека.
Размышления и выводы после прочтения романа.
Описанное Лукьяненко противостояние отражается и в нашем мире. Те же противоречия, та же антитеза.
Посмотрим на принципы Тьмы: стремление к собственной выгоде, устранение конкурентов, объединение для достижения общих целей. Не напоминают ли эти описания рыночные отношения?
Рассмотрим позицию Света: всё для блага окружающих. Достигли они этого блага?
История ответила: нет. Недаром в романе С. Лукьяненко «Сумеречный дозор» объяснено, что события 1917 года есть следствие грандиозного эксперимента Светлых.
А договор? Разве не существует некого негласного соглашения между теми, кто считает себя Светлыми и теми, кто Тёмный? Таких примеров из жизни можно привести много.
Моим мыслям оказались созвучны слова В. Новодворской (ж. «Новое Время», 2004):
- Русский классик Сергей Лукьяненко забывает о том, что он фантаст, и предаётся традиционной рефлексии на тему: всегда ли прав Свет? Всегда ли виновата Тьма? Нужно ли с порога гробить Зло или от этого сумма зла только увеличится? Сидят на кухнях, в офисах, в сумраке ведьмы, вурдалаки, оборотни, тёмные маги и рассуждают о вечном, и пытаются решить те же вопросы, что и Светлые маги и волшебники на своих кухнях и в своих офисах. Свет не просто сосуществует с Тьмой, он с ней сотрудничает. И оказывается, что нацистский проект и проект коммунистический задумали Светлые, ибо очень хотели спасти человечество….
К каким выводам помогло мне прийти исследование романа?
1. Жизнь – борьба Света и Тьмы, и не только внутри разных групп, но и внутри человека.
2. Не может быть добро без зла. Эта же мысль есть в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита», когда Воланд произносит такие слова: «Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?»
3. Миру не нужны Иные, мир устал от экспериментов и потрясений.
К этим выводам я пришёл, глубоко исследовав роман «Ночной дозор», найдя примеры антитезы не только в названии романов трилогии, но и в развитии сюжета, в характеристике героев. Это помогло глубже понять идею романа. «За спиной С.Лукьяненко незримо стоят Чехов, Достоевский, … Булгаков, Набоков. Поэтому он и выиграл конкурс. Как представитель русской классической традиции. Когда можно мыслить и страдать, но ничего нельзя изменить».
В чём я вижу актуальность проблемы?
1. Раздумья над романом помогают понять противоречия в жизни, в себе самом. Я понял, что во мне тоже живут Свет и Тьма, и если я долго не могу найти верного решения – это значит идёт борьба между ними.
2. Произведения С.Лукьяненко ещё не исследованы, можно сделать много открытий.
Пусть изображённый мир писателя поможет каждому заглянуть в свою душу и не просто сказать: «Я тёмный» или «Я светлый», но и понять наш мир.
Список литературы:
-
Интервью с Сергеем Лукьяненко// Журнал «Огонёк», 2006, №2.
-
В. Новодворская «Нечистая сила» // Журнал «Новое время», 2004 г., №3.
-
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», Москва, «Просвещение», 1996.
-
Сергей Лукьяненко Трилогия «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Сумеречный дозор». Москва, «Издательство АСТ», 2002 г.
-
Словарь литературоведческих терминов. Москва, «Просвещение», 1992 г.
-
Фильм Т. Бекмамбетова «Ночной дозор»,2003г.
Приложение 1
Антитеза ( ) в лексике
(лингвистический анализ текста).
Приложение 2
Достарыңызбен бөлісу: |