О. моренец николай Бестужев и его дети Возьмите книгу известного бу­рятского писателя Д. Батожабая «Похищенное счастье»



Дата17.06.2016
өлшемі31 Kb.
#143634
О. МОРЕНЕЦ
Николай Бестужев и его дети
Возьмите книгу известного бу­рятского писателя Д. Батожабая «Похищенное счастье». Во втором томе ее описана встреча именитых людей в Агинске. Среди них тянь-цзинский купец; А. Д. Старцев с красавицей-дочерью. Старцев Алексей Дмитриевич. Кто же он такой? Почему же я решила оста­новить внимание читателя на нем.

Свою первую и крепкую любовь двадцатидвухлетний Николай Бес­тужев познал в Кронштадте после морского кадетского корпуса. Слу­жа во флоте и готовясь к плаванию по открытию северного мор­ского пути, он сблизился с семьей директора штурманского учили­ща. Там он познакомился с Любовею Ивановной Степовой, мо­лодой женой директора. Глубокое чувство к ней он пронес через всю жизнь. Оно выразилось в письмах к Л. И. Степовой и в более позд­них воспоминаниях декабриста.

Правда, была еще одна попыт­ка составить семью. Когда оп жил на поселении в Селенгинске, Ни­колая Александровича пригласили в Иркутск, где он пробыл около года. Там, в доме Трубецких, Бес­тужев встретился с гувернанткой-француженкой Луизой Антуан. Как писал впоследствии брат Ми­хаил, «Николай готов был соче­таться браком». Однако этому вос­противился взрослый сын Антуан.

Не лучшим образом сложилась его личная жизнь на поселении в Селенгинске. Дружба Николая Бестужева с миловидной и сердечной буряткой Сабилой не могла быть оформлена законным браком в силу многих обстоятельств, а родившиеся дети: сын Алексей и дочь Екатерина были отданы на воспитание другу декабристов селенгинскому купцу Дмитрию Дмитриевичу Старцеву.

Старцев усыновил детей Н. А. Бестужева, и они воспитывались вместе с его детьми. В ранние годы обучением детей Старцевых занимались братья и сестры Бесту­жевы. Уже после смерти своего родного отца Алексей, достигнув юношеского возраста, стал помощ­ником своего приемного отца в коммерческих делах. Вначале он был приказчиком у Старцева, за­тем работал в Кяхте у Лушниковых, впоследствии принял самостоятельность в делах и уехал на постоянную работу в Пекин. Оттуда он уже не возвращался в род­ные места.

Народоволец И. И. Попов, лич­но знавший А. Д. Старцева, отзы­вается о нем, как об умном, боль­шой культуры человеке. Интерес­ны воспоминания Е. Н. Сидневой —племянницы жены Алексея Стар­цева (Бестужева): «Он был умный и благородный человек, необыкновенной доброты, талантливый са­мородок. Близкие и окружающие его не знали о том, что он сын декабриста Н. А. Бестужева; сам А. Д. Старцев об этом никогда не говорил. И только после его смер­ти в шкатулке, ему принадлежа­вшей, были обнаружены бумаги, свидетельствующие о том, что он является сыном декабриста и бу­рятки».

Будучи коммерции советником, А. Д. Старцев, когда ему предло­жили вступить в.дворянское сословие, категорически отказался. Последние годы сын Н. Бестужева провел на острове Путятине, что в заливе Петра великого вблизи Владивостока. Там он и скончал­ся в 1900 году.

В 1853 году 10 мая в письме к декабристу Д. И. Завалишину Ни­колай Бестужев по-родительски нежно и заботливо пишет о своей дочери: «Ожидая тщетно шестой день приезда моих барынь (сестер) и не имея никаких известий из Читы, я решился послать нароч­ного с письмами к вам. Покорнейше прошу не отказать мне в величайшем одолжении — известить меня немедля с тем посланным об особах (сестрах), которых вы при­няли под свое попечение... Я бы сам вернулся, чтобы устроить их, но болезнь дочери моей не позво­ляет мне бросить ее в глуши».

Позднее его дочь Екатерина Дмитриевна Старцева. вышла за­муж за чиновника-бурята Найдана Гомбоева и всю жизнь провела в Китае. От этого брака были два сына и дочери. Сын Алексей жил и умер также в Китае, а сын Николай вернулся на родину, жил в Селенгинском уезде и погиб в бою с белогвардейцами во время граж­данской войны.

У Алексея Дмитриевича Старцева (Бестужева) также были дети. Однако третьими поколениями прямых потомков Н. Бестужева всерьез никто не занимался. Так, например, известно, что от сына Алексея есть два правнука Николая Бестужева. Это Александр Александрович и Дмитрий Алек­сандрович Старцевы. В грозном 1941 году они выехали из Каширы, на Дальний Восток. Судьба ос­тальных представителей потомства Н. Бестужева мало кому известна.



Богатое литературное наслед­ство Бестужевых в большинстве своем находится в частных архи­вах. При полним изучении писем и воспоминаний можно было бы бо­лее подробно осветить личную жизнь декабристов в Селенгинске. Однако и на этом пути есть свое­образная трудность. В своих пись­мах и записках Михаил, младший из братьев Бестужевых, живших здесь на поселении, и сестры Бес­тужевы тщательно обходят личную жизнь старшего брата Николая. Здесь не обошлось без влияния сохранившихся дворянских сос­ловных предрассудков.

Лишь Николай Александрович Бестужев, один из самых ярких представителей первых русских революционеров-декабристов, как характеризовал его Герцен, был настоящим гуманистом. Он яростно восставал против угнетения ма­лых народов, против расистского к ним отношения. Он с большой любовью отзывался о бурятах, был близок с ними, делал всевозмож­ное, чтобы помочь им выйти на большую дорогу самостоятельной жизни.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет