Образ Наполеона Бонапарта в поэзии М. Ю. Лермотова 哈尔滨工业大学 张骁 摘要



Дата28.06.2016
өлшемі200.23 Kb.
#163174
Образ Наполеона Бонапарта в поэзии М. Ю. Лермотова

哈尔滨工业大学 张骁



摘要

拿破仑·波拿巴是世界著名的军事家、政治家。他是法兰西第一共和国执政官,是19世纪最著名的法兰西第一帝国的缔造者。一直以来, 关于拿破仑的主题备受关注, 可谓是各界人士眼中的焦点。1812年拿破仑率军入侵俄国更是令其成为俄罗斯作家笔下不可缺或的人物形象。通过纵向历史现实分析和横向对文学中形象解析,不仅能够立体而完整地呈现拿破仑形象,使我们能够进一步认识其对俄国历史的影响,也能够更好地诠释俄罗斯人对其不同的评价和观点。本文运用文本细读方法详细分析拿破仑在莱蒙托夫诗歌创作中的形象,阐释作家对拿破仑这一历史人物的哲学思考。



关键词:拿破仑;艺术形象;莱蒙托夫
1. Краткая биография Наполеона

Наполеон Бонапарт — французский император, великий полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства. Наполеон Бонапарт начал службу в войсках в чине младшего лейтенанта артиллерии; выдвинулся в период Великой французской революции. В ноябре 1799 года совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточившим в своих руках с течением времени всю полноту власти; в 1804 году провозглашен императором. Благодаря победоносным войнам значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы.

Наполеон Бонапарт происходил из небогатой корсиканской дворянской семьи. Учился в королевской военной школе в Бриенне и в Парижской военной школе, которую окончил в чине лейтенанта. После термидорианского переворота Бонапарт отличился при разгоне роялистского мятежа в Париже, а затем получил назначение командующим Итальянской армией. В итальянском походе во всем блеске проявился полководческий гений Наполеона. Австрийский генералитет ничего не смог противопоставить молниеносным маневрам французской армии, нищей, плохо экипированной, но воодушевленной революционными идеями и предводительствуемой Бонапартом. Она одерживала одну победу за другой: Монтенотто, Лоди, Милан, Кастильоне, Арколе, Риволи. Итальянцы восторженно встречали армию, несущую идеалы свободы, равенства, избавлявшую от австрийского владычества. Австрия потеряла все свои земли в Северной Италии, где была создана союзная с Францией Цизальпинская республика. Имя Бонапарта гремело по всей Европе. После первых же побед Наполеон стал претендовать на самостоятельную роль. Правительство Директории не без удовольствия отослало его в египетскую экспедицию. Идея её была связана со стремлением французской буржуазии конкурировать с английской, активно утверждавшей свое влияние в Азии и в Северной Африке. Однако закрепиться здесь не удалось: воюя с турками, французская армия не нашла поддержки у местного населения.

Кризис власти в Париже тем временем достиг своего апогея. Коррумпированная Директория была не способна обеспечить завоевания Революции. В Италии русско-австрийские войска под командованием Александра Суворова ликвидировали все приобретения Наполеона и даже возникла угроза вторжения во Францию. В этих условиях возвратившийся популярный генерал, опираясь на верную ему армию, разогнал представительные органы и Директорию и провозгласил режим консульства. Согласно новой конституции, законодательная власть делилась между Государственным Советом, Трибунатом, Законодательным корпусом и Сенатом, что делало её беспомощной и неповоротливой. Исполнительная власть, напротив, собиралась в один кулак первого консула, т. е. Бонапарта. Второй и третий консулы имели лишь совещательные голоса. Конституция была одобрена народом на плебисците. Позже Наполеон провёл через сенат декрет о пожизненности своих полномочий, а затем провозгласил себя императором французов в 1804 году.

Внутренняя политика Наполеона состояла в укреплении его личной власти как гарантии сохранения результатов революции: гражданских прав, прав собственности на землю крестьян, а также тех, кто купил во время революции национальные имущества, т. е. конфискованные земли эмигрантов и церкви. Обеспечить все эти завоевания должен был Гражданский кодекс (1804), вошедший в историю как кодекс Наполеона. Наполеон провел административную реформу, учредив институт подотчетных правительству префектов департаментов и супрефектов округов (1800). В города и деревни назначались мэры. Был учрежден государственный Французский банк для хранения золотого запаса и эмиссии бумажных денег (1800), нейтрализована система сбора налогов.

Административные и правовые нововведения Наполеона заложили основу современного государства, многие из них действуют и по сей день. Именно тогда была создана система средних школ — лицеев и высшие учебные заведения — Нормальная и Политехническая школы, до сих пор остающиеся самыми престижными во Франции. Прекрасно сознавая важность воздействия на общественное мнение, Наполеон закрыл 160 из 173 парижских газет, а остальные поставил под контроль правительства. Была создана мощная полиция и разветвленная тайная служба. Наполеон заключил конкордат с папой Римским (1801). Рим признавал новую французскую власть, а католицизм объявлялся религией большинства французов. При этом свобода вероисповедания сохранялась. Назначение епископов и деятельность церкви ставились в зависимость от правительства.

Политика Наполеона в первые годы его правления пользовалась поддержкой населения — не только собственников, но и малоимущих (рабочих, батраков). Дело в том, что оживление в экономике вызвало рост зарплаты, чему способствовали и постоянные наборы в армию. Наполеон выглядел спасителем отечества, войны вызывали национальный подъем, а победы — чувство гордости. Ведь Наполеон Бонапарт был человеком революции, а окружающие его маршалы, блестящие военачальники, происходили подчас из самых низов. Но постепенно народ начинал уставать от войны, длившейся уже около 20 лет.

Наборы в армию стали вызывать недовольство. К тому же вновь разразился экономический кризис (1810). Войны на просторах Европы теряли смысл, затраты на них стали раздражать. Безопасности Франции давно ничто не угрожало, а во внешней политике все большую роль играло стремление императора распространить свою власть, обеспечить интересы династии. Союзники Наполеона, принявшие континентальную блокаду вопреки своим интересам, не стремились строго её соблюдать. Росла напряженность между ними и Францией. Все более очевидными становились противоречия между Францией и Россией. Патриотические движения ширились в Германии, в Испании не угасала герилья. Разорвав отношения с Александром I, Наполеон решился на вторжение в Россию. Отечественная война 1812 стала началом конца Империи Наполеона. Огромная разноплеменная армия Наполеона не несла в себе прежнего революционного духа, вдали от родины на полях России она быстро таяла и, наконец, перестала существовать. Против наспех собранной новой французской армии в «битве народов» под Лейпцигом выступили русские, австрийские, прусские и шведские войска. Наполеон потерпел поражение и после вступления союзников в Париж отрекся от престола. Он получил во владение маленький островок Эльба в Средиземном море (1814).

В обозе иноземных войск во Францию вернулись Бурбоны и эмигранты, предвкушавшие возврат своих имуществ и привилегий. Это вызвало недовольство и страх во французском обществе и в армии. Воспользовавшись этим, Наполеон бежал с Эльбы и, встречаемый восторженными криками толпы, возвратился в Париж. Война возобновилась, но Франция уже не в силах была нести ее бремя. «Сто дней» завершились окончательным поражением Наполеона около бельгийской деревни Ватерлоо (18 июня 1815). Он стал пленником англичан и был отправлен на далекий островок Святой Елены в Атлантическом океане. Там Наполеон провёл последние шесть лет жизни, угасая от тяжелой болезни и мелочных издевательств своих тюремщиков.

Наполеон обладал феноменальной памятью и работоспособностью, острым умом, военным и государственным гением, даром дипломата, артиста, обаянием, позволявшим ему легко располагать к себе людей. Этот человек в неизменном сером сюртуке и треуголке занял прочное место в истории, дав своё имя целой эпохе.


2. Интерпретация образа французского полководца в лирике А.С.Пушкина

Известный историк войны 1812 года А.И. Михайловский - Данилевский отмечал, что имя Бонапарта "было известно каждому и заключало в себе какое- то безотчётное понятие о силе без всяких границ". А.С.Пушкин не мог в своём творчестве обойти вниманием его яркую личность и великие свершения. Вопрос о том, как воспринимал А.С.Пушкин Наполеона Бонапарта представляет интерес в двух аспектах: Во-первых, это позволяет охарактеризовать эволюцию политических взлядов поэта, во-вторых, необходимо обратиться к вопросу, как образ Наполеона влиял на развитие литературных предпочтений поэта.

А.С.Пушкин посвятил Наполеону большое количество произведений в разные периоды своего творчества, в данном параграфе будут рассмотрены только те произведения, в которых ярче всего отражено отношение А.С.Пушкина к Наполеону Бонапарту.

Первое упоминание о Наполеоне в творчестве А.С.Пушкина мы находим в стихотворении 1814 года — "Воспоминания в Царском Селе". В произведении есть не только описание всех красот Царского Села, но и размышление об Отечественной войне 1812 года:

И быстрым понеслись потоком

Враги на русские поля.

Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,

Дымится кровию земля;

И сёла мирные, и грады в мгле пылают…

…Сразились. Русский-победитель!

И вспять бежит надменный галл;

Но сильного в боях небесный вседержитель

Лучом последним увенчал.

В данном отрывке наблюдаются черты классицистической оды: возвышенный стиль, употребление слов высокого стиля и общий патриоти- ческий подъём произведения.

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем зажжены.

Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!

В произведении дана классицистическая трактовка образа Наполеона. Наполеон - тиран, завоеватель.

Блеснул кровавый меч в неукротимой длани

Коварством, дерзостью венчанного царя;

Восстал вселенной бич…

В произведении А.С.Пушкин однозначно выражает своё негативное отношение к Наполеону как к захватчику.

В мае 1821 года Наполеон Бонапарт умер. В связи с этим А.С. Пушкин пишет оду "Наполеон" (1821).

В произведении поэт осуждает захватнические походы Наполеона. Но уже появляется чувство сострадания к изгнаннику. А.С.Пушкин описывает место заточенья Наполеона - остров Св. Елены.

Чудесный жребий совершился:

Угас великий человек.

В неволе мрачной закатился

Наполеона грозный век

Исчез властитель осуждённый,

Могучий баловень побед.

В оде прослеживается противопоставление индивидуализма Наполеона и самоотверженности русского народа.

Поэт высказывает мысль, что Наполеон был игрушкой в руках истории.

Надменный! Кто тебя подвигнул

Кто обуял твой дивный ум?

Как сердца русских не постигнул

Ты с высоты отважных дум?

В оде французский полководец сталкивается с Немезидой, богиней, карающей за высокомерие.

И длань народной Немезиды

Подъяту видит великан

И до последней все обиды

Поэт использует старославянизмы и мифические образы (и длань народной Немезиды), эпитеты (сон могильный), метафоры (помчал к боям их ополченья, их цепи лаврами обвил).

Таким образом, можно сделать вывод, что трактовка образа Наполеона несколько меняется. Появляется сочувствие как к изгнаннику, хотя поэт продолжает осуждать французского полководца.

А.С.Пушкин отказывается от романтического изображения в произведении "Герой" (1830). Само произведение является насмешкой гения-реалиста над всякого рода идеалами романтиков. Произведение построено в виде диалога поэта и его друга. Поэт, размышляя, когда ему всего ближе Наполеон (его имени в произведении прямо не упоминают) восклицает:

Нет, не счастия на лоне

Его я вижу не в бою,

Не зятем кесаря на троне

Одров я вижу длинный строй,

Лежит на каждом труп живой,

Клеймённый мощною чумою,

Царицею болезней…он,

Не бранной смертью окружён,

Нахмурясь ходит меж одрами,

И хладно руку жмёт чуме,

И в погибающем уме

Рождает бодрость…

Можно сделать вывод, что трактовка образа меняется: поэт восхищается не ратными подвигами Наполеона, а его мужеством и великодушием, когда он посещает умирающих от чумы. Поэт не верит мемуарам генерала Бурьена.

Да будет проклят правды свет,

Когда посредственности хладной,

Завистливой, к соблазну жадной,

Он угождает праздно! — Нет!

Тьмы низких истин мне дороже

Нас возвышающий обман…

Оставь герою сердце… что же

Он будет без него? Тиран…

Проанализировав обзорно творчество А.С. Пушкина, можно сделать вывод, что образ Наполеона в лирических произведениях динамичен. В ранних элегиях образ французского полководца представлен в традиционной классицистической трактовке. Наполеон — тиран, жестокий завоеватель, губитель Европы. А.С.Пушкин использует классицистическую типизацию, приём контраста, инвективу, эпитеты, оксюморон, гиперболу. В романтической оде "Наполеон" (1821) имя Бонапарта вызывает сочувствие поэта. В произведении "Герой" (1830) утверждается, что поэт приобщает его к романтическому герою.

Образ Наполеона остаётся предметом творчества А.С.Пушкина на протяжении всего его литературной деятельности.


3.1 Отношение Лермонтова к Наполеону

Необыкновенная судьба Наполеона притягивала воображение Лермонтова на всём протяжении жизни. Стихотворный цикл о Наполеоне — «герое дивном», «муже рока», «императоре» — занимает своеобразное место в лирике Лермонтова. Это обстоятельство имеет свои причины, обусловленные внутренним миром поэта, строем его мышления и политическими взглядами, эпохой, в условиях которой созревала и крепла творческая личность Лермонтова. Естественно, принципы воплощения наполеоновской темы в связи с идейным и творческим развитием поэта изменялись. Так, возвращение Лермонтова к теме Наполеона, в отличие от юношеских стихов, в произведениях последних лет происходит в русле гражданской поэзии. Но образ самого Наполеона, созвучный героическим традициям и идеалам юности, сохранил для Лермонтова историческое значение.

Однако внимание Лермонтова к Наполеону не было интересом только исторического характера. Судьба французского императора явилась для Лермонтова поводом и причиной противоречивых размышлений о назначении человека, о «влиянии эпохи на человека и о противодействии человека эпохе» (Д. Максимов), разрешении нравственного конфликта между героем и толпой. Образ Наполеона в сознании Лермонтова ассоциировался с борьбой человеческого «я» с традициями, трагической гибелью в поединке «гения» и «рока», он был для поэта выражением идеи личности, идеи протеста, связывался им с поисками действенных жизненных начал. В то же время он напоминал о великой силе народа, сокрушившего Бонапарта.

Большая часть произведений на наполеоновскую тему относится к раннему творчеству Лермонтова. В лирике зрелого Лермонтова лишь два стихотворения — баллада «Воздушный корабль» (1840) и «Последнее новоселье» (1841) — связаны с воплощением непосредственно образа Наполеона. Наполеоновский цикл в лермонтовской лирике открывается стихотворением 1829 года «Наполеон» («Где бьёт волна о брег высокой...»). Хронологически же тема Наполеона обрывается в «Последнем новоселье».

Но «Воздушный корабль» и «Последнее новоселье» — это только одна идейно-тематическая линия развития и завершения наполеоновской темы у Лермонтова. Другая связана с «Бородином», в котором воспоминания о героических событиях 1812 года сплелись с размышлениями поэта о судьбах поколения 30-х годов. Какие же обстоятельства послужили толчком к постоянному, на протяжении более десятка лет, обращению нашего поэта к личности французского императора?

Причин тому много, и охватывают они большой спектр взаимоотношений Лермонтова с миром. Здесь и рано развившийся интерес у Лермонтова- подростка не только к отечественной, но и всемирной истории, к биографиям знаменитых людей. Увлеченность маленького Мишеля личностью и необыкновенной судьбой Наполеона Бонапарта исходила, в частности, от гувернера Капэ, обучавшего Лермонтова французскому языку, который некогда служил сержантом в наполеоновской армии. Он охотно делился со своим воспитанником воспоминаниями о военных походах Наполеона, о Бородине, о пожаре Москвы, рассказывал о гибели в снегах армии французов. Поэт любил его за «рассказы о Наполеоне, культ которого сохранял Капэ и после разгрома наполеоновской империи». Но, когда дело доходило до рассказов о Бородине, которые особенно трогали мальчика, то он в этом случае «не внимал своему наставнику, а всецело склонялся на сторону русских рассказчиков, коих было немало».

Здесь и размышления Лермонтова-юноши о значений и результатах Великой французской буржуазной революции, и тот революционный пожар, который охватил Францию в 1830 году, и та реакция, которая наступила во Франции после 1830 года. Здесь, наконец, отчетливое осознание Лермонтовым исторического значения Наполеона, победа над которым укрепила национальное достоинство России. «...В десять лет, — пишет Лермонтов в «Вадиме», — он подвигнул нас целым веком вперёд». Роль, которую сыграл Наполеон в жизни современной Европы и России, убеждала Лермонтова в значении выдающихся личностей в ходе истории.

До наполеоновского вторжения Россия вряд ли осознавала истинный размер своих сил, вряд ли подозревала, где у нее эта сила таилась. Для России настал тот великий момент её истории, когда она дала полное доказательство того, что сила — в народе, в сердцах массы. «Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу,— утверждал А. А. Бестужев-Марлинский; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной». «Русский народ помнит только о Пугачеве и 1812 годе», — свидетельствовал Герцен спустя почти сорок лет после сражения при Бородине.

Сам Лермонтов устами студента Заруцкого в драме «Странный человек» так оценивал эту героическую страницу русской истории: «А разве мы не доказали в 12 году, что мы русские? Такого примера не было от начала мира! Мы современники и вполне не понимаем великого пожара Москвы; мы не можем удивляться этому поступку; эта мысль, это чувство родилось вместе с русскими; мы должны гордиться, а оставить удивление потомкам и чужестранцам...». В. Г. Белинский, родившийся всего тремя годами раньше Лермонтова, признавался: «Мы, юноши нынешнего века, мы, бывши младенцами, слышали от матерей наших... об двенадцатом годе, о Бородинской битве, о сожжении Москвы, о взятии Парижа».
3.2 Романтический герой с трагической судьбой

Лермонтов остался верен романтическому мифу о Наполеоне. Его увлечение наполеоновской темой сказывается с первых лет его творчества. Обращение к этой теме закономерно для поэта, хотя иногда оно диктовалось внешними факторами. Например, десятилетие со дня смерти Наполеона, перенос его праха с острова Святой Елены во Францию. На основе опытов в разработке темы В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, Лермонтов создал собственный художественный образ Наполеона Бонапарта. В данной работе будут проанализированы произведения, где наиболее ярко изображён Наполеон Бонапарт.

Первое стихотворение, которое Лермонтов посвятил Бонапарту, — "Наполеон". Оно было написано в 1829 году. В нём тень Наполеона предстает перед "певцом возвышенным" и запрещает восхвалять себя.

Я презираю песнопенья громки

Я выше и похвал, и славы, и людей!

Кроме сюжетной линии, в стихотворении есть размышления Лермонтова о судьбе Бонапарта, попытки разобраться в его поступках и действиях:

Зачем он так за славою гонялся?

Для чести счастье презирал?

С невинными народами сражался?

И скипетром стальным короны разбивал?

Зачем шутил граждан спокойных кровью,

Презрел и дружбой и любовью

И пред творцом не трепетал?..

Лермонтову принадлежит цикл стихотворений о Наполеоне: этот образ появляется в стихотворениях "Св. Елена", "Два великана", "Воздушный корабль" и др.

Однако в стихотворении "Два великана", написанном в связи с 20-летием отечественной войны 1812 г., образ Наполеона переосмыслен. Само стихотворение проникнуто патриотическим пафосом. Сюжет его в сказочно-аллегорической форме изображает Наполеона и русского императора Александра I. Различные текстовые варианты проясняют эту аллегорию ещё больше: злобный Наполеон противопоставлен проникнутому презрением Александру. В сказочно-аллегорической форме Лермонтов изображает сражение Бонапарта, "трёхнедельного удальца", с "русским великаном" — Россией. Стихотворение написано в духе народных солдатских песен:

В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далёких чуждых стран...

... И пришёл с грозой военной

Трёхнедельный удалец

И рукою дерзновенной

Хвать за вражеский венец.

Стихотворение "Воздушный корабль" является свободным переложением баллады австрийского поэта-романтика "Корабль призраков". Лермонтов значительно сократил подлинник и внёс в текст сюжетные изменения. В этом стихотворении Наполеон, как и во многих предыдущих, — призрак. И он садится на воздушный корабль и едет во Францию, где зовёт своих маршалов, сына, но не получает ответа:

Зовёт он любезного сына,

Опору в превратной судьбе;

Ему обещает полмира,

А Францию только себе.

Но в цвете надежды и силы

Угас его царственный сын.

Стоит император один...

...И капают горькие слезы

Из глаз на холодный песок.

Здесь Наполеон — типичный романтический герой, одинокий человек, которого все покинули.

В этом произведении тайна истории расшифрована как необратимость, однонаправленность времени: возвращение императора французов на родину показано как призрачное, мнимое, исторически немыслимое. "Воздушный корабль" выделяет среди других стихотворений наполеоновского цикла авторское противостояние стереотипам наполеоновского мифа, стремление разглядеть за романтическим обликом Наполеона живое, пронзенное одиночеством человеческое сердце. Начало баллады рисует традиционный, почти лубочный образ императора. В канонах романтической трактовки — изображение духовного мира Наполеона, где иерархия ценностей окрашена любовью героя к "славе" и власти (даже сын для него — в первую очередь — наследник престола). Первые слова полководца, вернувшегося на родину, обращены не к сыну:

Соратников громко он кличет;

И маршалов грозно зовет.

Безответность этого призыва, обреченность возвращения в прошлое показаны Лермонтовым не только как результат духовного перерождения, низости и предательства: император, одержимый жаждой власти, принесший ей в жертву миллионы человеческих жизней, сам повинен в своем горьком одиночестве. Динамика внутреннего действия, которое в лермонтовском переводе потеснило и подчинило своей логике действие внешнее, зиждется в балладе на переоценке ценностей, ведущей к позднему и горькому прозрению. Единственное, что несомненно в пустынном, зыбком, призрачном мире, — родная душа, тепло естественной человеческой привязанности. И вместо "наследника-сына" император теперь зовет "любезного сына, / Опору в превратной судьбе". "Муж рока" трансформируется в заключительных строфах баллады в жертву "превратной судьбы", в глубоко страдающего человека, жаждущего тепла и сочувствия. Стандартная, хрестоматийная фигура, возникшая в первых строфах, оживает в непосредственных жестах безнадежности и отчаяния. Глубокое постижение духовной драмы героя преобразует легендарный романтический силуэт императора французов в объёмное, психологически многомерное изображение трагической судьбы одного из "героев начала века".

12 января 1816 года был издан указ о вечном изгнании Наполеона Бонапарта из Франции. Его с семьей сослали на остров Святой Елены. Наполеон был человеком, который привык работать по восемнадцать часов в день, и ничегонеделанье на острове убивало его. 17 марта 1821 года Наполеон Бонапарт серьезно заболел, начали усиливаться боли в желудке, и стало понятно, что он болен той же болезнью, от которой скончался его отец, — раком. Врачи пытались бороться с недугом, но задолго до кончины полководца они понимали, что все их усилия бесполезны, кроме того, сам Наполеон всячески препятствовал своему исцелению: он отказывался принимать порошки и проходить необходимые процедуры, пытаясь ускорить момент своей кончины. 5 мая император скончался.

В стихотворении "Св. Елена", которое названо так потому, что именно на этот остров был сослан Наполеон, где он и умер, Наполеон показан как одинокий человек, никем не понятый. В общем, в стихотворении "Св. Елена" Наполеон больше соответствует образу романтического героя, чем в предыдущих стихах Лермонтова:

Изгнанник мрачный, жертва вероломства

И рока прихоти слепой,

Погиб как жил — без предков и потомства

Хоть побежденный, но герой!

Здесь же Лермонтов осуждает Францию. Говорит, что она не достойна того, чтобы здесь был похоронен Наполеон:

Порочная страна не заслужила...

Жизнь Наполеона на острове св. Елены особенно привлекала внимание Лермонтова. Взволнованно описывает он страдания узника, всеми покинутого, но не согнувшегося под ударами судьбы. Воображению поэта рисовался образ страдальца, стоящего на берегу моря, со скрещенными на груди руками и погруженного в мучительные думы о далекой Франции. Живо представлялось поэту само лицо Наполеона:

О! Как в лице его еще видны

Следы забот и внутренней войны,

И быстрый взор, дивящий слабый ум,

Ход чужд страстей, но полон прежних дум;

Сей взор как трепет в сердце проникал

И тайные желанья узнавал,

Он тот же все; и той же шляпой он,

Сопутницею жизни, осенен.

Романтический аспект повествования не позволяет выявить связи демонического героя с обществом и жизненной средой. Правда, размышления поэта о судьбе Наполеона, о бренности славы и «тайных желаньях» этого человека, мимолетное упоминание о его «друзьях», внешний рисунок образа («острый взгляд», «возвышенное чело», «руки, сложенные крестом», знаменитая «шляпа») — всё это, осложненное здесь романтическим пафосом, во многом конкретизируется в произведениях зрелого периода, когда характер демонического героя в силу известных обстоятельств приобретает не только нравственную, но и социально-психологическую определенность. Здесь же субъективная патетика автора, гиперболичность и эмоциональные эпитеты, используемые для портретных зарисовок Наполеона, заменяют конкретность изображения. Образ одинокого Наполеона, возникающий в воображении Лермонтова и полный демонических страстей, романтически выделен из среды.

Мы видим Наполеона (вернее, тень его) то на «островке уединенном», то у «нагробного креста», то на скале, в море и т. д. Образ Наполеона в ранних стихотворениях статичен. Поза героя с «нахмуренным челом» и скрещенными на груди руками однообразна. Наполеон показан в одном и том же состоянии, переживании.

Окружающая Наполеона природа — голые камни, грозовое море, ревущие волны, свинцовая полночь, пустынный берег, дикие скалы — ещё более «изолирует» внутренний мир лермонтовского героя, где «все было ад иль небо». Время и пространство, в которых совершается действие, чужды географической и исторической определенности и совершенно условны. Поэтизация одинокой демонической личности происходит здесь не на какой-то реальной основе, а за счёт повышенного авторского лиризма.

Меж тем как Франция, среди рукоплесканий

И кликов радостных, встречает хладный прах

Погибшего давно среди немых страданий

В изгнанье мрачном и в цепях;

Меж тем как мир услужливой хвалою

Венчает позднего раскаянья порыв

И вздорная толпа, довольная собою,

Гордится, прошлое забыв,

Негодованию и чувству дав свободу,

Поняв тщеславие сих праздничных забот,

Мне хочется сказать великому народу:

Ты жалкий и пустой народ!



Такими словами Лермонтов начинает стихотворение «Последнее новоселье», написанное им в связи с перенесением останков Наполеона с острова св. Елены в Париж, состоявшемся 15 декабря 1840 года. Примечательно, что Лермонтов не ограничивается здесь только живописанием фактов, как это случилось у его современников-поэтов, откликнувшихся на это событие, а придает образным деталям обобщающее значение, характер своеобразных лирико-философских формулировок. Связав историческую тему Наполеона с личной темой, Лермонтов не только конкретизирует, но и типизирует общественные явления, дает лирическое освещение и историческое раскрытие центрального образа стихотворения. Энергия выражения, острота анализа и неповторимое художественное своеобразие — все эти черты зрелого Лермонтова в полной мере проявились в «Последнем новоселье».

Действительность, как её воспринимает поэт, ничтожна. Вокруг не видно ничего, кроме смеющейся толпы, упивающейся своим довольством. И по контрасту с ничтожностью современной жизни, мелочной суетностью, отсутствием возвышенного в людях и их делах, в стихотворении возникает полный драматизм образа Наполеона.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет