Ольховская Ольга Владимировна Партия «Центр» в Германии 70-х годов XIX века: организация, идеология, политическая практика



Дата14.07.2016
өлшемі355.1 Kb.
#197823
түріАвтореферат


Н

а правах рукописи




Ольховская Ольга Владимировна

Партия «Центр» в Германии 70-х годов XIX века: организация, идеология, политическая практика

Специальность 07.00.03 – всеобщая история

(новая и новейшая история Западной Европы и Америки)


Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата исторических наук
Брянск 2014

Работа выполнена на кафедре всеобщей истории ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»


Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

Блуменау Семён Фёдорович
Официальные оппоненты: Айрапетов Арутюн Гургенович доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Свечникова Светлана Владимировна

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»



Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Тульский

государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого»


Защита диссертации состоится 30 мая 2014 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.020.02 при ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского» по адресу: 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14, ауд. 320 факультета истории и международных отношений.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (http://istsovet-brgu.ru)
Автореферат разослан «___» __________ 20___ г.
Учёный секретарь диссертационного совета,

кандидат исторических наук, доцент А.В. Федин



Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. В современном мире с его стремительными переменами особый интерес вызывают долговечные политические организации. В Германии к таковым относится партия «Центр», самораспустившаяся с приходом Гитлера к власти. Ориентированный на христианские идеалы «Центр» стал подлинно политической партией, небезуспешно стремившейся уловить чаяния широких категорий населения, в том числе рабочего класса. В какой-то мере партия «Центр» явилась прообразом блока ХДС-ХСС, наиболее влиятельной политической силы ФРГ.

Данное исследование – попытка ответить на вопрос, как организация, казалось бы, конфессионального меньшинства смогла определить нужды различных общественных групп населения, отразить их в условиях жесткой партийной конкуренции и стать политическим тяжеловесом.

Изучение деятельности «Центра» в 70-е гг. XIX в. способно помочь в понимании особенностей функционирования политической системы и в выявлении роли «культуркампфа» в исторических судьбах Германии.

Объект исследования: внутриполитическая жизнь Германии 70-х гг. XIX в.

Предмет исследования: организационная структура, идейная платформа и политическая практика партии «Центр» в 70-ые гг. девятнадцатого столетия.

Хронологические рамки исследования охватывают 1870 - 1879 гг. В этот период «Центр» прошел путь от оппозиции к сотрудничеству с правительством, превратившись в самую влиятельную политическую партию в рейхстаге. Нижний порог связан с основанием партии «Центр». Но при рассмотрении причин и предпосылок возникновения партии пришлось выйти за очерченные границы и затронуть более раннее время. Верхний временной порог связан со сворачиванием «культуркампфа» и переходом «Центра» к сотрудничеству с правительством Бисмарка.

Степень изученности проблемы.

Активность партии «Центр» в 70-е гг. XIX в. привлекала внимание немецких историков. В немецкоязычной историографии вопроса можно выделить несколько этапов. Один включал в себя время Второй империи (1871-1918 гг.). На этом этапе шла активная полемика между различными направлениями в историографии: от пангерманистов до социал-демократов. Нередко историки рассматривали общественную жизнь страны сквозь призму деятельности Бисмарка1. Известный социал-демократ Ф. Меринг отрицательно и пристрастно отозвался и о католической партии, и о ее гонителях2.

Наряду с общими трудами по истории Германии и о ее партийной системе выходили работы о «Центре» и очерки о «культуркампфе». С консервативных позиций освещал ход и предпосылки «борьбы за культуру» Г. Робольски, взявший псевдоним Вирман3. Он считал «Центр» виновником в развязывании «культуркампфа». Противоположную оценку давал католический священник и депутат П. Майюнке, резко осуждавший правительство за преследование церкви4. Бывший католик-иезуит П. Хоенсброе, обратившийся в лютеранство, с пылкой критикой обрушивался на «Центр»5. Историк церкви Й. Кисслинг, напротив, полагал, что религиозный конфликт вызвали либералы6. Об идейной платформе католической партии писали профессор права Г. Рем и член «Центра» Г. Роерен7.

На первом этапе наибольший интерес вызывал не столько «Центр», сколько противостояние, возникшее в связи с «культуркампфом», в котором разные авторы обвиняли католиков, Бисмарка, либералов. Практически во всех случаях партия характеризовалась как сугубо католическая.

Следующий этап в немецкой историографии вобрал в себя время Веймарской республики. Известный историк Л. Бергштрессер, характеризуя «Центр», подчеркивал, что это мировоззренческая партия, открытая и для избирателей других конфессий, прежде всего протестантов8. Леволиберальный ученый И. Цикурш, отмечая авторитарный характер Германской империи, считал, что борьба с пруссачеством и защита собственных интересов, подталкивала католиков к политической мобилизации9. Социал-демократ П. Масловски выявлял причины успеха «Центра», связывая их с поддержкой католического клира и поразительной гибкостью партии10. Многотомная история «Центра» написана его видным деятелем К. Бахемом в духе традиционного немецкого историзма11. Автор идеализировал «Центр», а главными причинами поворота в его политике считал усталость от «культуркампфа» противоборствующих сторон и экономический кризис. Уже в период нацизма известный исследователь А. Брюгман видел в поддержке католического духовенства залог эффективности агитационной кампании «Центра»12. Особенности организационной структуры партии, ее тактическая гибкость и апелляция к общехристианским ценностям рассматривались историками как причины успехов «Центра».

Третий этап изучения избранной нами темы охватывал в Германии 50-80-е гг. XX в., когда крах нацизма заставил вновь обратиться к изучению и переосмыслению политической истории Второй империи. Выдающийся знаток немецкого парламентаризма Ф. Хартунг13 писал, что Бисмарка пугала линия новой партии, тем более, что он видел, как во Франции поднималось ультрамонтанское движение, проповедовавшее реваншистскую войну против Германии. По мнению Г. Франца, религиозный конфликт в Германии спровоцировал сам «Центр», тогда как канцлер целил не в церковь, а в партию католиков, что несла «угрозу национальному государству»14. Та же тенденция продолжилась в книге Э. Шмидт-Фолькмара. Автор давал понять, что курс «Центра» шел вразрез с программой Бисмарка по созданию мощного унитарного государства и что партия стала «резервуаром для враждебных империи сил»15.

Шире трактовал проблему автор «Истории христианских партий в Германии», член ХДС К. Буххайм16. Развивая мысль Л. Бергштрессера, он доказывал, что «Центр» был не только защитником интересов католиков, а мировоззренческой партией, стремившейся к устройству государства и общества на христианских принципах.

На рубеже 50-60-х гг. сильные позиции в германской историографии обрело неолиберальное направление с его интересом к социально-экономической проблематике17. Во главу угла ряда трудов поставлены взаимоотношения католиков и социал-демократов, сравнительный анализ структуры обеих партий, политических и экономических установок. В монографии В. Пака показано, что в ущерб политической выгоде «Центр» последовательно защищал права и свободы граждан18. У. Миттман связывала успехи католиков с пропагандой христианско-консервативного мировоззрения и умелой тактикой, позволявшей им удерживать в своих рядах рабочих данной конфессии и представителей других слоев населения19.

Известный мюнхенский исследователь социальной истории Г.-А. Риттер20 также сравнивал католиков и социал-демократов. Он отмечал, что «несмотря на значительные общие черты в социальной политике, коалиция «Центра» и социал-демократической партии была невозможна из-за принципиально различного отношения к церкви и религии, а также отличающихся экономических интересов»21.

С конца 60-х гг. в Билефельдском университете сложилась «социально-критическая школа», представители которой с позиций рационально-гуманного общества расценивали партию «Центр» как «ретроградную» силу, тормозящую приход нового. Так, Г.-У. Велер22 отводил «конституционной партии «Центр» место справа от национал-либералов. Эта партия представала у него как явление архаическое: ««Центр» ссылался как на авторитет церковного учения, так и на сословную социальную философию, которые в то время были направлены против «враждебного» развития общества: от промышленного капитализма до социализма, от урбанизации до научно-технологической цивилизации»23.

У. Шмидт, рассматривавшая «Центр» как предшественника ХДС, писала о гибкости партии, чему способствовала ее гетерогенная классовая структура. Но и она давала однозначное политическое определение: «Центр» всегда был консервативной партией»24.

Особое место в немецкой историографии занимал крупный исследователь, писавший в духе неоисторизма - Т. Ниппердей - автор целого ряда обобщающих трудов25. Он размышлял о своеобразной позиции немецких католиков, выступавших за объединение страны под главенством Австрии. При этом автор считал, что государство само загнало католическую церковь в лагерь оппозиции.

50-80-е гг. – время отхода от традиционного историзма и движения к новой структурной истории. Отсюда разнообразие толкований политики «Центра»: традиционных и новаторских, простых и сложных. Но сущностно партию обычно трактовали как консервативную политическую организацию.

Четвертый этап немецкой историографии вобрал в себя рубеж XX-XXI вв. Существенное внимание уделялось в последние десятилетия лидеру партии - Виндтхорсту26. В части работ обращено внимание на истоки «культуркампфа». Это характерно и для сводного труда по истории Германии, и для новых публикаций Р. Морзея27. Последний писал, что принятие догмы о непогрешимости папы и боязнь создания «католической коалиции реванша» сыграли свою роль в развязывании «культуркампфа». Но антицерковная политика лишь сплотила католиков в «антипрусской обиде» и внесла раздор в лагерь самих «бойцов за культуру». Профессор Эссенского университета В. Лот выводил «культуркампф» из политических причин, а, точнее, связывал с борьбой за власть28.

Внимание ученых на рубеже тысячелетий привлекли взаимоотношения двух наиболее влиятельных сил: либералов и католиков. Известный представитель «социально-критической школы» Ю. Винклер заметил, что образование католической партии стало ответной реакцией на «грубое вмешательство либеральной знати в те сферы, которые традиционно считались прерогативой церкви»29. Х.-П. Голдберг установил, что по политической идеологии «Центр» был либеральной партией30. В 2010 г. вышел труд М. Борутта со сравнительным обзором антикатолической политики, проводившейся в разные годы в Германии и Италии. Автор полагал, что «приставка к названию - «конституционная партия» и отказ от конфессионального самонаименования обнаруживали, что «Центр» не хотел быть партией антисистемы, и в некоторой степени разделял идеи либералов»31.

Современный этап германской историографии партии «Центр» интересен определенными изменениями как тематического, так и интерпретационного толка. Усложнились характеристики самого «Центра». Историки отказывались рассматривать его как сугубо консервативную силу. Но далеко не в полной мере оценивались своеобразная социальная программа партии, ее интерес к рабочему вопросу и место христианского социализма в идеологии «Центра».

Партийно-политическая борьба в бисмарковскую эпоху привлекала внимание отечественных ученых. Российскую историографию рассматриваемой нами темы правомерно разделить на три этапа, охватывающих соответственно: конец XIX – начало XX вв., советский период, постсоветское двадцатилетие.

Первый этап знаменовался интересом не столько к партии «Центр», сколько к антикатолическим законам Бисмарка. Одним из первых исследований «культуркампфа» стала работа А.Д. Градовского32. С позиций либерализма он поддерживал строительство светского государства и отвергал притязания церкви. В очерке, касавшемся взаимоотношений последней и государства в Германии, профессор Казанского университета В.К. Соколов, близкий к социалистическим воззрениям, обвинял канцлера и церковь в сговоре33. Позже эта мысль нашла свое продолжение в трудах советских историков.

В досоветской историографии деятельность партии рассматривалась, в основном, в контексте властных отношений в империи, центральной фигурой которых выступал Бисмарк34. При этом либеральные авторы, в основном, поддерживали канцлера как борца за светское государство против сил старого порядка35, а приверженцы социалистических идей36 негативно относились к обеим сторонам конфликта.

В советское время о партии «Центр» чаще писали в общих трудах по немецкой истории. Конечно, эту тему не могли обойти и в работах о судьбах католицизма в Германии. Политика Бисмарка, направленная против католических сил, трактовалась как обман, а, точнее, своеобразный отвлекающий маневр. Деятельность «Центра» преподносилась в социально-классовом истолковании, нередко с позиций вульгаризированного марксизма. «Центр» характеризовался как реакционная партия37.

В вышедшем в 1959 г., во время «оттепели», кратком очерке истории Германии сохранялся классовый подход, но разоблачительная риторика смягчалась. Католиков рассматривали как «буржуазную партию», которая объединяла «антипрусские элементы буржуазии». Отмечалось, что для «привлечения масс партия «Центра» выступала в защиту мелкого землевладения, за уменьшение рабочего дня и охрану труда, за уважение прав поляков и жителей Эльзаса и Лотарингии»38. И все же «культуркампф» историки связывали со стремлением отвлечь трудящихся от классовой борьбы, а «Центр» продолжали считать орудием реакции39.

Своеобразна и интересна позиция Л.Д. Ходорковского, полагавшего, что католическая элита «хотела иметь респектабельную, умеренно консервативную католическую партию, которая бы отстаивала их интересы и в своей социальной политике не выходила за пределы, диктуемые потребностью сохранить массовую поддержку в католических районах»40. Отсюда – первоначальная умеренность социальной части программы партии, радикализировавшаяся позднее под влиянием рабочего электората.

В первой в нашей науке политической биографии рейхсканцлера, созданной В.В. Чубинским в 1988 г., антицерковное законодательство трактовалось достаточно реалистично41. Причины «борьбы за культуру» автор считал сугубо политическими. Таким образом, советская историография за долгое время своего существования эволюционировала от вульгаризированного марксизма к довольно взвешенным характеристикам и партии «Центр», и политики «культуркампфа».

Современный этап отечественной историографии темы отличается разнообразием оценок. По мнению С.В. Оболенской, создание империи под главенством Пруссии стало решающим фактором консолидации католиков42. Несколько неожиданно интерпретировал результаты «борьбы за культуру» исследователь из Башкирии Б.Н. Лаптев: «В ходе «культуркампфа» Бисмарк дал серьезный урок партии «Центра», после которого лидеры этой влиятельной партии всегда знали границу своей оппозиционности, дальше которой и носа не совали»43.

Значительный вклад в изучение истории Германии внес профессор МГУ А.И. Патрушев44. Историк характеризовал «Центр» как партию «антипрусского политического католицизма». «Культуркампф» трактовался как попытка государства ликвидировать социально-политическую самостоятельность католицизма.

Упрощенными представляются оценки, данные Г.Г. Супрыгиной45, которая однозначно определяла «Центр» как силу регресса, а его программу как «установки, противоречащие духу времени». Любопытно исследование Ю.Н. Устиновой, опубликованное в 2013 г. Размышляя о причинах гонений на церковь, автор предположила, что развязывание антицерковной политики делалось также и в угоду национал-либеральной партии46.

В последние четверть века историки освободились от прежних идеологических штампов. Расширилась источниковая база трудов. Однако, специальных исследований по организации, идейной платформе и политической практике «Центра» в 70-е гг. XIX в. так и не последовало.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить идейную платформу партии «Центр» в 70-е гг. XIX в., охарактеризовать содержание ее практической политической деятельности.

Задачи исследования:

а) раскрыть организационную структуру партии;

б) выявить ее идейные представления;

в) определить связь между партией «Центр» и различными общественными группами;

г) установить особенности политической практики «Центра» и причины его электоральных успехов.

Решить эти задачи позволило обращение к комплексу источников.



Источниковая база исследования. В работе использованы разнообразные источники, которые можно подразделить на несколько групп.

Документы и материалы органов государственной власти. Это, прежде всего, стенографические отчеты рейхстага с 1871 по 1879 гг.47 Они дают подробнейшую картину хода парламентских прений, что позволяет проследить позицию «Центра» по ключевым вопросам, соотнести идеологию партии с ее политической практикой. Несомненным преимуществом стенографических отчетов рейхстага как источника является то, что в качестве приложений к дебатам опубликованы тексты законопроектов и принятых законов, материалы комиссий, вносимые поправки.

Важное значение имеют сборники материалов исполнительной власти, разнообразные бумаги ведомств, их переписка48. Воссоздать и детализировать картину внутренней политики Второй империи позволяют тематические сборники документов, посвященные истории «культуркампфа», эволюции социального вопроса в Германии49.

В статистических сборниках50 представлены результаты выборов в рейхстаг, а также сведения по важнейшим экономическим показателями.

Анализ партийных программ и предвыборных материалов помогает увидеть ход политической мобилизации католиков; выявить особенности организационной связи с избирателями; понять, на какие социальные категории и группы ориентировалась партия. Сборник документов, изданный под редакцией Х. Леппера51, является на сегодняшний день наиболее полным собранием партийных документов «Центра», в том числе учредительных бумаг и предвыборных обращений к электорату с периода возникновения до самороспуска партии. В работе также использованы сборники партийных программ, изданные под редакцией Ф. Саломона и В. Тройе52, в которых представлены учредительные документы других партий Второй империи, что позволяет сравнить их идейную платформу с установками «Центра», выявить схожесть и принципиальные отличия.



Сочинения идеологов партии проливают свет на воззрения «Центра», что облегчает понимание политической практики партии. Труды выдающегося теоретика христианского социализма епископа Майнца фон Кеттелера53 внесли большой вклад в формулирование платформы партии. Ценными и интересными представляются размышления о «культуркампфе» и возможности мирного сосуществовании церкви и государства одного из основоположников «Центра» П. Райхеншпергера54. Отчет о деятельности своей фракции в первом немецком рейхстаге, а также обзор дальнейших политических планов католиков издал Р. Баумштарк, на тот момент член партии «Центр»55.

Документы личного характера – мемуары и другие материалы. Воспоминания Бисмарка56, его переписка частного и официального характера57 позволили взглянуть на события, развернувшиеся в 70-х гг. в Германии, с другой стороны - глазами властей, а не «гонимых» католиков. Политическую оценку «Центру» дал в своих мемуарах кайзер Вильгельм II58.

Пресса сделала возможным проследить позицию партии по злободневным вопросам, а также разобраться в отношениях «Центра» с электоратом. Рупором католической общественности стали «Germania»59 и «Kölnische Volkszeitung»60. В работе задействовалась и русская печать того времени61, в которой публиковались и новости других государств, в частности, Германии.

Интересным представляется путевой дневник В.Тиссо62, в котором содержатся любопытные детали из жизни Германии периода «культуркампфа».



Методологическую основу исследования составили принципы историзма, объективности, научности. В работе применен системный подход. Использовались различные методы исследования: конкретно-исторический, историко-генетический, историко-сравнительный. Материал изложен в проблемно-хронологическом плане.

Научная новизна исследования состоит, в частности, в обращении к христианскому социализму – органичной части идеологии партии. Установлена связь идей христианского социализма с зарождавшейся реформаторской практикой «Центра».

В работе предпринята попытка продемонстрировать взаимодействие между структурными элементами организации: фракцией в парламенте, ежегодными собраниями католиков, католической прессой, духовенством. Обозначена роль руководства партии, ее лидеров и идеологов.

Проделан всесторонний анализ причин электоральных и иных успехов «Центра». Выявлены различные факторы, приведшие к этим достижениям: организационные, идеологические, политические, психологические.

В результате удалось избежать упрощенной интерпретации «Центра» как клерикальной партии. То была организация, нацеленная на соблюдение гражданских свобод, озабоченная благополучием разных социальных групп, решением рабочего вопроса.



Положения выносимые на защиту:

  1. «Центр» отличался необычайностью организационной структуры. Он широко опирался на католических священников, которые были своеобразным приводным ремнем партии, связавшим ее с избирателями.

  2. Партия являлась защитником интересов и чаяний католического меньшинства Империи. В период «культуркампфа» за нее голосовало до 80% католиков.

  3. Гонения на католиков, организованные властью и ее союзниками, только укрепляли авторитет «Центра». При этом сама партия последовательно отстаивала юридические нормы и осуждала нарушения гражданских свобод, даже допущенные в отношении политических конкурентов. Это снискало «Центру» дополнительную поддержку населения.

  4. Массовому, народному характеру партии во многом способствовали идеи христианского социализма, положенные в основу ее программы. К концу рассматриваемого периода «Центр» стал и практически отстаивать интересы рабочих и их семей. Можно говорить о началах социального реформаторства в политике партии.

  5. Партия живо реагировала на злободневные социальные и экономические проблемы. При этом она была чужда догматизму и проявляла политическую гибкость.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы и выводы могут быть использованы в дальнейших изысканиях по истории Германии последней трети XIX в., а также для разработки общего курса по истории Нового времени и страноведческого курса.

Апробация результатов исследования. Основное содержание и выводы работы нашли отражение в 7 научных статьях общим объемом в 3,4 печатных листа. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры всеобщей истории Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав (девяти параграфов), заключения и библиографии.
Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы, обозначаются цель и задачи исследования, его объект, предмет и хронологические рамки, характеризуются источниковая база и историография проблемы, определяются научная новизна и практическая значимость диссертации.



В первой главе «Становление партии» выявляются предпосылки создания католического «Центра», раскрываются особенности организационной структуры партии, рассматриваются ее лидеры и основные направления программы.

В первом параграфе «Возникновение партии «Центр» на политической арене Германии» дан анализ общественной жизни накануне и в первые годы объединения немецких земель, продемонстрированы условия рождения организации.

13 декабря 1870 г. в прусской палате депутатов 48 парламентариев достигли договоренности по созданию новой фракции, что фактически означало появление партии «Центр». Ее возникновение на политической арене Германии последней трети XIX в. было закономерным. Курс Бисмарка, добивавшегося жесткой и скорой централизации власти в объединенной Германии, заставил католиков сплотиться для защиты своих интересов. Положение усугублялось неприязнью населения Западной и Южной Германии, значительную часть которою составляли католики, к Пруссии, стремившейся взять под контроль эти земли. Католики оказались в положении конфессионального меньшинства в «евангелической империи».

«Центр» объединил на конфессиональной основе представителей порой противоположных по интересам социальных групп. Молодую партию поддержали также поляки, баварцы, вельфы, которые выступали за сохранение широкой автономии членов федерации. Это придавало новому политическому образованию оттенок партикуляризма и оппозиционности официальной власти. Однако, несмотря на обилие «партикуляристских элементов», «Центр» заявлял о безоговорочном принятии факта создания империи, но при условии сохранения и дальнейшего расширения конституционных прав и свобод.

Второй параграф «Организационная структура партии, ее лидеры» раскрывает принципы организации «Центра», дает представление о ведущих членах католической фракции, во многом определявших лицо партии.

Особенность «Центра» - это его опора на католическое духовенство. Десятки тысяч католических священников сумели донести индивидуально до каждого прихожанина предвыборную программу партии, усиливая внимание на различных ее частях в зависимости от социального статуса, достатка, профессии верующего. Внутреннее единство во многом достигалось и благодаря общим конфессиональным интересам.

Пространственно структура партии имела федералистский характер: действовали провинциальные союзы или земельные организации со своими комитетами, которые отдельно проводили региональные съезды. Фракция опиралась на широкую поддержку партийной массы и имела постоянную и хордентивную связь с населением, избирателями. Контакт «Центра» с его электоратом реализовывался в самых разнообразных формах: католические союзы, газеты, листовки, ежегодные съезды католиков с участием представителей от партии и т. д.

Успехам «Центра» во многом способствовал и политический авторитет Л.Виндтхорста, братьев Райхеншпергеров, Г. фон Маллинкродта, Ф. Э. фон Кеттелера, которые являлись ключевыми фигурами фракции. В их лице она обрела опытных политиков, искусных парламентариев, пользовавшихся популярностью среди немецкого электората.



В третьем параграфе «Политическая философия «Центра» и его программные документы» на основе анализа идеологии партии и учредительных актов представлены ее сущностные характеристики.

В идеологии католической партии ясно прослеживалось стремление осуществлять заповеди христианства, в частности принцип справедливости в государстве и обществе, в экономике и культуре. Во главу угла ставился нравственный образ человека. Большая роль отводилась семье, которая составляла основу общества, а также школьному воспитанию. «Центр», отказываясь от государственной школьной монополии, допускал участие государства в воспитании молодежи и выступал за ведущую роль церкви в религиозно-нравственном ориентировании граждан. По логике партийных теоретиков, государство и церковь преследовали одинаковую цель - достижение народного благосостояния; следовательно, они должны взаимодействовать друг с другом, но при этом не нарушать обоюдной самостоятельности.

Анализируя программные постулаты, «Центр» можно характеризовать и как «народную партию». Здесь не выпячивались интересы отдельного класса, наоборот, классовые различия как бы стирались. Программа партии не была ориентирована на какой-то конкретный слой, она привлекала представителей всех социальных категорий идеями человеколюбия, мирного и взаимовыгодного сосуществования.

При всем этом особое внимание уделялось «слабым» звеньям общества. Предусматривалась защита государством мелких собственников – крестьян, ремесленников, торговцев. Оговаривалась необходимость помощи нетрудоспособным людям. «Христианский социализм», принятый партией на вооружение, отвергал крайности капиталистического рыночного хозяйства. Подчеркивалась взаимозависимость предпринимателей и рабочих, желательность сбалансированных отношений между ними. Одним из средств обеспечения социального благополучия широких народных слоев партия считала производственную кооперацию.



Во второй главе «Противостояние католической партии и власти» рассматривается один из самых драматических этапов внутриполитической жизни Германии 70-х гг. XIX в. «Культуркампф» стал серьезным испытанием, с которым пришлось столкнуться немецким католикам и «Центру».

В первом параграфе «Фракция католиков в первом рейхстаге: истоки и причины конфликта» охарактеризована позиция «Центра» по вопросам сохранения светской власти римского понтифика, а также переноса в имперский Основной закон ранее закрепленных в Прусской конституции прав и свобод, показаны отправные моменты будущей антицерковной политики Бисмарка.

На первом же заседании немецкого рейхстага «Центр» заявил о себе, как о партии с собственным, отличным от мнения большинства, видением будущей политики объединенной Германии. Соратники Виндтхорста настаивали на включении в имперскую конституцию ряда статей прусской конституции. Речь шла о сохранении внутренней автономии церкви. Фактически депутаты «Центра» пытались добиться законодательного закрепления статус-кво во взаимоотношениях церкви и государства, но уже рамках новой империи. Большинством голосов в рейхстаге проект был отклонен.

Инициативе католических парламентариев предшествовала попытка депутатов «Центра» склонить рейхстаг к оказанию помощи римскому папе в деле восстановления его светской власти, что крайне негативно отразилось на имидже партии. Она стала олицетворением чужеродной антинациональной силы, стремившейся расколоть с трудом достигнутое единство, навязать иноземные порядки. Общественность готова была принять радикальные меры, оправдывая их соображениями государственной безопасности.

Во втором параграфе «Первые мероприятия властей по подчинению церкви» речь идёт о попытках правительства объединенной Германии обеспечить диктат светской власти.

Первые же парламентские дебаты показали Бисмарку, что «Центр» сделался препятствием для осуществления задуманной им политической линии. С целью сломить внутреннюю оппозицию своей власти «железный канцлер» встал на путь антицерковного законодательства. Вокруг канцлера сложился фронт партий против «Центра»: национал-либералы и прогрессисты видели в католиках, в церкви помеху для светского модернизированного развития, консерваторы были протестантами, то есть представителями конкурирующей конфессии.

Первоначально политика по созданию сильного светского государства, держащего церковные структуры под контролем, все же шла на пользу империи и отвечала веяниям времени. Стремление подчинить церковь государству было общеевропейской тенденцией.

Поворотным моментом в ходе «борьбы за культуру» явился имперский закон относительно «Общества Иисуса» от 1872 г., формулировки которого оставляли широкую возможность для полицейского произвола. Как чрезвычайный закон, который пренебрегал гарантированной конституцией свободой перемещения, он вызвал широкий резонанс: население империи отказало Бисмарку в поддержке, общественность встала на сторону гонимых. Более того, в самом лагере «борцов за культуру» наметился раскол. И, наоборот, политическая популярность партии неумолимо росла. Первая волна «культуркампфа» разбилась о твердость «Центра» и объединившихся вокруг него католиков.



В третьем параграфе «Антицерковное законодательство и причины его сворачивания» освещаются принятые в 1873-1874 гг. законы, ставшие апогеем гонений. Речь также идет о заключительной серии мер «борьбы за культуру» и ее результатах, выделен поворотный момент курса внутренней политики.

Вторая половина законодательства «культуркампфа» знаменовалась подавлением свобод. Основным содержанием «борьбы за культуру» стали государственный произвол и репрессии. Однако, несмотря на жесткие меры, антицерковная политика лишь укрепила авторитет партии - в 1874 году 83 % католического населения, имевших право голоса, выбрали «Центр».

В стране на фоне ухудшавшейся экономической ситуации и возраставшей популярности идей социализма усиливалось недовольство, как среди католиков, так и протестантов. Обнаружилось, что политика «культуркампфа» не только не оправдывала себя, но и мешала становлению Германии как сильной и внутренне единой империи. Бисмарк, являясь реалистом в политике,­ не мог не замечать бесперспективности дальнейшей борьбы, все возраставшего отчуждения католической части населения от прусского государства, от Германской империи.

Единственной опорой и двигателем антицерковного законодательства оставалась национал-либеральная партия. Постепенно Бисмарк стал тяготиться такой зависимостью, тем более что дальнейшее видение им экономической политики шло вразрез с принципами свободы рынка. «Новый курс» ориентировал канцлера на союз с консерваторами и «Центром». К тому же Бисмарк рассматривал католическую фракцию как возможного союзника в борьбе против социалистов.

С 1876 г. законодательство «культуркампфа» перестало пополняться новыми актами, враждующие стороны стали искать пути для компромисса.

В третьей главе «Отношение партии к проблемам социально-экономической жизни Германии» внимание сконцентрировано на отношении католиков к рабочему вопросу, к принятию «исключительного закона против социалистов» и к новой таможенной политике империи.



В первом параграфе «Партия «Центр» и рабочий вопрос» раскрывается позиция «Центра» и идеологов «христианского социализма» по решению одной из самых актуальных проблем той эпохи, анализируются социальная доктрина и практика изучаемой политической организации.

Решение рабочего вопроса виделось исключительно мирным. Основным условием преодоления социальной неустроенности объявлялось возвращение к христианскому социальному порядку. В программных заявлениях делался акцент на сохранении и развитии религиозности и нравственности населения. Особое значение придавалось взаимоотношениям пролетариев и предпринимателей. Подчеркивалась связь между интересами тех и других: эффективный труд рабочего увеличивал прибыль промышленника, а рентабельность предприятия влияла на уровень заработной платы работника.

До 1877 г. партийные лидеры не проявляли инициативы в сфере социального законодательства. Это можно объяснить гонениями, которым подверглась партия в годы «культуркампфа». Однако отсутствие практических действий для решения рабочего вопроса на фоне роста численности пролетариев среди электората «Центра» поставило партию под угрозу раскола. Сторонники партии из числа рабочих требовали превращения программных документов католиков в реально проводимую политику. Заявление графа Галена стало первым в череде социальных инициатив «Центра». Хотя оно и не получило поддержку в парламенте, были озвучены наиболее острые социальные вопросы. Фракция католиков заставила правительство обратить внимание на необходимость принятия скорейших мер по улучшению жизни рабочего класса. Первым успешным шагом партийных деятелей по расширению социального законодательства стало продвижение закона от 1878 г., согласно которому вводились дополнения к промышленному уставу от 1869 г., ограничивавшие труд подростков и женщин. В дальнейшем политика партии в социальной сфере отличалась стремлением к постепенным преобразованиям.

Во втором параграфе «Центр» против исключительного закона о социалистах» охарактеризована позиция партии по поводу чрезвычайных мер в отношении СДПГ. Показана последовательность «Центра», который даже в ущерб собственной политической выгоде отвергал нарушения конституционных прав и свобод граждан.

21 октября 1878 г. «Закон против общественно опасных стремлений социал-демократов» вступил в силу. Большой неожиданностью для канцлера стал отказ католиков поддержать закон, направленный против социалистов. Во время обсуждения закона «Центр» умело преподносил возросшую популярность идей социализма как последствие гонений на церковь. По мнению ведущих парламентариев фракции, против социализма бессильны государство, юстиция, полиция и даже армия, так как «это зло» имеет духовную природу, следовательно, оздоровление возможно только через христианство. Фактически «Центр» подводил депутатов рейхстага и всю общественность к мысли о пагубности антицерковной политики Бисмарка. В ходе дебатов его представители дали понять, что готовы на сотрудничество с правительством при условии отмены законов «культуркампфа».

Своим отказом поддержать закон против социалистов партия Виндтхорста продемонстрировала, что национальные интересы, которые она видела в защите гражданских прав и свобод, для нее выше интересов Рима. Позиция «Центра», отказавшегося от исключительного законодательства в отношении своих политических конкурентов в борьбе за избирателей, оказалась более либеральной, чем линия самих национал-либералов. В то же время поддержка национал-либералами «исключительного закона против социалистов» скомпрометировала либеральную партию, которая, таким образом, действовала вопреки собственной доктрине.

После выборов 1878 г. парламентское влияние католиков усилилось: «Центр» в зависимости от решаемого вопроса мог образовывать большинство или с правыми, или с левыми. Бисмарк понимал, что для проведения задуманной им новой экономической политики, отличной от идеалов национал-либералов, ему не обойтись без содействия со стороны католической фракции.



В третьем параграфе «Отношение к новой таможенной политике и сближение «Центра» с Бисмарком» проанализирован курс партии по хозяйственно-экономическим проблемам.

Знаковым для закрепления парламентского влияния «Центра» стал 1879 г., когда правительство выступило с инициативой принятия нового таможенного и налогового законодательства.

Последовавший после эпохи грюндерства тяжелейший экономический кризис заставил партии и правительство пересмотреть свои взгляды на экономическую систему. Политика фритреда перестала оправдывать себя. В отличие от национал-либералов, которые не спешили отказываться от экономической свободы, «Центр» изменил свою линию, как только беспошлинная торговля обернулась против промышленников и аграриев Германии. Новая политика вполне соответствовала духу времени: весь цивилизованный мир перешел к протекционизму и защите собственной экономики, началась иная эра – империалистическая, время передела рынков и сфер влияния. Можно увидеть в деятельности партии и заботу об улучшении материального благосостояния ряда социальных слоев. Ее лидеры внесли в законопроект таможенной и финансовой реформы поправки, которые сохраняли федеративный характер империи и ограничивали стремление имперской власти к унификации.

В заключении подведены итоги исследования, сформулированы его основные выводы.

После объединения немецких земель под главенством Пруссии «Центр» фактически превратился в рупор католической общественности, которая оказалась в положении конфессионального меньшинства. Залогом успеха партии стал постоянный контакт с избирателями. Большим политическим преимуществом стала поддержка духовенства.

Лидеры фракции приняли факт объединения Германии под главенством Пруссии, однако стремились избежать развития в империи прусского милитаризма и авторитаризма. Идеологи партии стремились построить в Германской империи общество социальной справедливости. Немалую роль в достижении этой цели они отводили государству, которое должно гарантировать сохранение и дальнейшее расширение конституционных прав и свобод. Правительство должно было провести серию постепенных социальных и экономических преобразований, отвечающим запросам времени и направленным на благо каждого гражданина империи. При этом общественные институты и, прежде всего церковь, с точки зрения членов «Центра», не должны оставаться в стороне, так как фундаментом справедливого общества является нравственность. Большое внимание партийные деятели уделяли укреплению института семьи, ограничению женского и детского труда, а также религиозному воспитанию в школе.

Начатый Бисмарком с целью усиления светской власти «культуркампф» сыграл свою роль в германской истории 70-х гг. XIX в. Развязывание антицерковной политики стало возможным благодаря поддержке парламента и общественности, в глазах которой партия «Центр» действовала по указке Римского престола, стремившегося удержать свои позиции.

Хотя некоторые законы «борцов за культуру» были действительно разумными и даже передовыми с позиций того времени, – гражданский брак, отделение школы от церкви, борьба с иезуитами, - их реализация сопровождалась полицейским произволом, массовыми репрессиями. Притеснения со стороны государства испытывали не только церковь и «Центр», но и рядовые граждане-католики: преследованиям подверглась значительная часть населения империи. Правительство Бисмарка попирало права и свободы, произвольно меняло законы, вносило поправки и в саму Конституцию. Именно политика репрессий способствовала изменению общественного мнения: католики из «врагов империи» превратились в гонимых «борцов за свободу».

К концу 70-ых гг. стало ясно, что антицерковная политика терпит неудачу. Гонения еще больше сплотили католиков вокруг «Центра» - окрепла организационная структура партии и внутренняя сплоченность ее членов. Возрастающая популярность социал-демократов, общественная напряженность, вылившаяся в попытки покушения на жизнь императора, подтолкнули канцлера к мысли, что в стране не в полной мере используется ресурс религии. Бисмарк стал склоняться к диалогу с «Центром» и к отказу от линии «культуркампфа». Необходимость смены экономического курса от фритреда к протекционизму лишь усилила это намерение. Поддержка партией в 1879 г. новой таможенной политики канцлера ознаменовала собой фактическое завершение противостояния власти и католиков.

К концу первого десятилетия существования империи в политической практике партии появились социально-реформаторские элементы, которые в последующие годы получили дальнейшее развитие.


Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией министерства образования и науки Российской Федерации:

  1. Ольховская О.В. «Исключительный закон о социалистах» 1878 года и партия «Центр» // Вестник Брянского государственного университета. 2010, № 2: История. Литературоведение. Право. Философия. Языкознание. - Брянск, 2010, с. 35 – 38. 0,45 п.л.

  2. Ольховская О.В. Появление партии «Центр» на политической арене Германии // Вестник Брянского государственного университета. 2011, № 2: История. Литературоведение. Право. Философия. Языкознание. - Брянск, 2011, с. 77 – 81. 0,5 п.л.

  3. Ольховская О.В. Организационная структура немецкой католической партии «Центр» и ее руководство // Вестник Брянского государственного университета. 2012, № 2: История. Литературоведение. Языкознание. - Брянск, 2012, с. 148-152. 0,5 п.л.

  4. Ольховская О.В. Политическая философия «Центра» и его программные документы // Вестник Брянского государственного университета. 2012, № 2 (2): История. Литературоведение. Языкознание. Право. - Брянск, 2012, с. 69-73. 0,5 п.л.

  5. Ольховская О.В. Гражданские права и свободы в политической практике партии «Центр» в 1871 году // Вестник Брянского государственного университета. 2013, № 2: История и политология. Право. Литературоведение. Языкознание. - Брянск, 2013, с. 66-68. 0,4 п.л.


в других изданиях:

  1. Ольховская О.В. Социальная политика в 70-е гг. XIX в. и партия «Центр»: заявление графа Галена // Вестник Брянского государственного университета. 2009, № 2: История. Литературоведение. Право. Философия. Языкознание. - Брянск, 2009, с. 41-44. 0,45 п.л.

  2. Ольховская О.В. Новая таможенная политика германской власти и ослабление ее противоречий с католиками // Всеобщая история: современные исследования: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 19-й. – Брянск, 2010, с. 89-98. 0,6 п.л.


1 Partificus R. Deutschlands politische Parteien und das Ministerium Bismarck. - B., 1878; Еллинек Г. Правительство и парламент в Германии: история развития их отношений. - М., 1910.

2 Меринг Ф. История Германии с конца средних веков. - М., 1924.

3 Wiermann H. (Robolsky H.) Geschichte des Kulturkampfes. Ursprung, Verlauf und heutiger Stand. - Leipzig, 1885.

4 Majunke P. Geschichte des «Kulturkampfes» in Preussen-Deutschland. - Paderborn, 1902.

5 Hoensbroech P. Rom und das Zentrum, zugleich eine Darstellung der politischen Machtanspruche der drei letzen papste Pius IX, Leos XIII, Pius X und der Anerkennung dieser Anspruche durch das Zentrum. - Leipzig, 1907.

6 Kißling J.B. Geschichte des Kulturkampfes im Deutschen Reiche. Bd. 2.: Die Kulturkampfgesetzgebung 1871-1874. - Freiburg, 1913.

7 Rehm H. Deutschlands politische Partein. Ein Grundriss der Parteienlehre und der Wahlsysteme. - Jena, 1912; Roeren H. Zentrum und Kölner Richtung. - Trier, 1913; idem. Veränderte Lage des Zentrumsstreits: Entgegnung auf die Kritik meiner Schrift Zentrum und Kölner Richtung. - Trier, 1914.

8 Bergsträsser L. Geschichte der politischen Parteien in Deutschland. - Mannheim, 1921.

9 Ziekursch J. Politische Geschichte des neues Deutschen Kaiserreiches. - F.-a.-M., 1925.

10 Maslowski P. Was ist deutsche Zentrumspartei? Klerikalismus und Proletariat. - B., 1925

11 Bachem K. Vorgeschichte, Geschichte und Politik der Deutschen Zentrumpartei. Bd. I – IX. - B., 1927-1932.

12 Brügmann A. Roms Kampf um den Menschen Grundlagen katholischer Politik im ausgehenden 19. Jahrhundert. - München, 1939.

13 Hartung F. Deutsche Geschichte 1871-1919. - Stuttgart, 1952.

14 Franz G. Kulturkampf: Staat und katholische Kirche in Mitteleuropa von der Säkularisation bis zum Abschluss des preußischen Kulturkampfes. - München, 1954. – S. 225.

15 Schmidt-Volkmar E. Der Kulturkampf in Deutschland 1871-1890. - B., Frankfurt, 1962. - S. 26.

16 Buchheim K. Geschichte der christlichen der Parteien in Deutschland. - München, 1953.

17 Filthaut O.P. Deutsche Katholischentage 1848-1958 und Soziale Frage. - Essen, 1960; Baldeer H.A. Das Problem der Sozialpolitik und Sozialreform auf den Deutschen Katholikentagen von 1848 bis 1891. Ein Beitrag zur Geschichte der katholisch-sozialen Bewegung. - Bonn, 1972; Wattler T. Sozialpolitik der Zentrumfraktion zwischen 1877 und 1889 unter besonderer Berücksichtigung interner Auseinandersetzungen und Entwicklungsprozesse. - Köln, 1978.

18 Pack W. Das parlamentarische Ringen um das Sozialistengesetz Bismarks 1878-1890. - Düsseldorf, 1961.

19 Mittmann U. Fraktion und Partei: Ein Vergleich von Zentrum und Sozialdemokratie im Kaiserreich. - Düsseldorf, 1976.

20 Ritter G.-А. Arbeiterbewegung, Parteien und Parlamentarismus: Aufsätze für deutsche Sozial- und Verfassungsgeschichte des XIX. und XX. Jahrhunderts. - Göttingen, 1976; idem. Die deutschen Parteien 1830-1914: Parteien und Gesellschaft im konstitutionellen Regierungssystem. - Göttingen, 1985; idem. Regierung, Bürokratie und Parlament in Preußen und Deutschland von 1848 bis zur Gegenwart. - Düsseldorf, 1983; idem. The Sozial Basis of the German Political Parties, 1867-1920 // Elections, Parties and Political Traditions. Sozial Foundations of German Parties and Party Systems, 1867-1986. - N.-Y., 1990.

21 Idem. The Sozial Basis… – P. 35.

22 Wehler H.-U. Geschichte als historische Sozialwissenschaft. – F.-a.-M., 1973; idem. Krisenherde des Kaiserreich: 1871-1918. Studie zur deutsche Sozial- und Verfassungsgeschichte. – Göttingen, 1979; idem. Das Deutsche Kaiserreich. 1871-1918. - Göttingen, 1979.

23 Idem. Das Deutsche Kaiserreich... – S. 83.

24 Schmidt U. Zentrum oder CDU: Politischer Katholizismus zwischen Tradition und Anpassung. - Opladen, 1987. – S. 74.

25 Nipperdey T. Die Organisation der deutschen Parteien vor 1918. – Düsseldorf, 1961; idem. Religion im Umbruch: Deutschland 1870-1918. - München. 1988; idem. Deutsche Geschichte in 2 Bde. Bd. II. Machtstaat vor der Demokratie. 1866-1918. - München, 1998.

26 Heinen E. Windthorst und die Gründung der preußischen Zentrumsfraktion (1870) // Historisches Jahrbuch. Jg. 111, Hbd. 2. - Freiburg, München, 1991; Morsey R. Die ungleiche Dauerfehde: Bismarck und Windthorst // Neue Gesellschaft. Frankfurter Hefte. Jg. 45, № 5. - Bonn, 1998.

27 Idem. Bismarck und das Zentrum // Otto von Bismarck und die Parteien. – Paderborn, München, 2001; idem. Bismarck und die deutschen Katholiken. Friedrichsruher Beitrage. Bd. 8. - Friedrichsruh, 2002.

28 Loth W. Das Kaiserreich. Obrigkeitsstaat und politische Mobilisierung. - B., 1997.

29 Winkler J. Sozialstruktur, politische Traditionen und Liberalismus: eine empirische Langsschnittstudie zur Wahlentwicklung in Deutschland 1871 – 1933. - Opladen, 1995. – S. 161.

30 Goldberg H.-P. Bismarck und seine Gegner. Die politische Rhetorik im kaiserlichen Reichstag. - Düsseldorf, 1998. – S. 269.

31 Borutta M. Antikatholizismus: Deutschland und Italien Zeitalter der europäischen Kulturkampfe. - Göttingen, 2010. – S. 293.

32 Градовский А.Д. Государство и церковь в Пруссии. Пятнадцать лет «культуркампфа», 1870-1886 гг. // Вестник Европы. - СПб., 1887. – С. 192-193.

33 Соколов В.К. Католическая церковь и государство в Германии во второй половине XIX столетия (историко-критический очерк немецкого культуркампфа). - Казань, 1912.– С. 250.

34 Ренненкампф В. Н. Конституционные начала и политические воззрения князя Бисмарка. - Киев, 1890.

35 Дживелегов А.К. История современной Германии. Часть II. (1862-1910). - СПб., 1910.

36 Новгородцев Л.В. Германия и ее политическая жизнь. - СПб., 1904.

37 Андреев А.А. Социальный вопрос в «культуркампфе» в Германии (1871-1878 гг.) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - М., 1951; Ротштейн Ф.А. Две прусские войны. - М. – Л., 1945; Галкин И.С. Германия 1870-1914 гг. Стенограмма лекций, прочитанных в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б). - М., 1949; его же. Рабочее движение в Германии 1871-1914. - М., 1957; Петряев К.Д. Курс лекций по истории Франции, Германии, Англии, Ирландии и США. 1871-1914. Ч.I: 1871-1900. - Киев, 1958.

38 Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 г. / И.М. Кривогуз, М.А. Коган, Р.С. Мнухина, И.В. Ковалев. - М., 1959. – С. 237.

39 Германская история в новое и новейшее время. В 2-х т. Т. 1. - М., 1970; Цфасман А.Б. Католическая партия Центра и рабочий класс накануне первой мировой войны // Ежегодник германской истории. 1973. - М., 1974.

40 Ходорковский Л.Д. Католицизм и рабочий класс Германии 1871-1933. - М., 1978. – С. 72.

41 Чубинский В.В. Бисмарк: Биография. - СПб., 1988.

42 Оболенская С.В. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в к. 70-х гг. XIX в. - М., 1992.

43 Лаптев Б.Н. Германский консерватизм эпохи Бисмарка. От партии власти к парламентской оппозиции. - Уфа, 1998. – С. 11.

44 Патрушев А.И. Германская история. - М., 2003; его же. Германская история: через тернии двух тысячелетий. – М., 2007.

45 История Германии. Т. 1-3 / Под ред. Б. Бонвеча, Ю.В. Галактионовой. - М., 2008.

46 Устинова Ю.Н. Национал-либеральная партия: 1871-1878 гг. - Брянск, 2013. – С. 91.

47 Stenographische Berichte über Verhandlungen des Reichstags (Далее - S.B.R.). Bd. 19-56. - B., 1871-1879.

48 Das Deutsche Kaiserreich 1871-1914. Ein historisches Lesebuch / Hrsg. G.A. Ritter. - Göttingen. 1975; Dokumente der deutschen Politik und Geschichte von 1848 bis zur Gegenwart. Bd. I: Die Reichsgründung und das Zeitalter Bismarcks 1848-1890 / Hrsg. J. Hohlfel. - B., 1951.

49 Aktenstücke zur Geschichte der kirchenpolitischen und kirchlichen Kampfe der siebenziger Jahre / Gesammelt und mit Bemerkungen begleitet von A. Keller. - Aarau, 1883; Die Vorgeschichte des Kulturkampfes. Quellenveröffentlichung aus dem Deutschen Zentralarchiv. - B., 1956; Schraepler E. Quellen zur Geschichte der sozialen Frage in Deutschland. Bd.2: 1871 bis zur Gegenwart. - Göttingen, 1957.

50 Specht F. Die Reichstags Wahlen von 1867 bis 1897. Eine Statistik der Reichstagswahlen nebst den Programmen den Parteien u. dem verzeichniß der gewählten Kandidaten. - B., 1898; Mommsen W.J. Imperialismus und wirtschaftlichen Grundlagen. Ein Quellen- und Arbeitsbuch. - Hamburg, 1977.

51 Lepper H. Volk, Kirche und Vaterland. Wahlaufrufe, Satzungen und Statuten des Zentrums 1870-1933. Eine Quellensammlung zur Geschichte insbesondere der Rheinischen und Westfälischen Zentrumspartei. - Düsseldorf, 1998.

52 Salomon F. Die deutschen Parteiprogramme vom Erwachen des politischen Lebens in Deutschland bis zur Gegenwart. Heft 2. Im deutschen Kaiserreich 1871-1918. Dritte Auflage. - Leipzig, 1924; Treue W. Deutschen Parteiprogramme 1861-1956. - Göttingen, 1956.

53 Ketteler W.E. Freiheit, Autorität und Kirche. Erörterungen über die großen Probleme der Gegenwart. - Mainz, 1862; Idem. Die Arbeiterfrage und das Christentum. - Mainz, 1864; Idem. Die Centrums-Fraction auf dem ersten Deutschen Reichstage. - Mainz, 1872; Idem. Die Anschauungen des Cultusministers Herrn Dr. Falk über katholische Kirche. Nach dessen Rede von 10. Dezember 1873. - Mainz, 1874.

54 Reichensperger P. Kulturkampf oder Friede in Staat und Kirche. - B., 1876.

55 Baumstark R. Der erste Deutsche Reichstag und die Interessen der katholischen Kirche. - Freiburg im Breisgau. 1871.

56 Бисмарк О. Мысли и воспоминания. Т. 2. - М., 1940.

57 Bismarck Briefe / Ausgewählt und eingeleitet von H. Rothfels. - Göttingen, 1995.

58 Вильгельм, Гогенцоллерн. Мемуары. – Птг., 1923.

59 Germania. - B., 1871-1879.

60 Kölnische Volkszeitung. - Köln, 1870-1871.

61 Вестник Европы. - СПб., 1871-1879; Московские ведомости. - М., 1878.

62 Тиссо В. Пруссаки в Германии. - СПб., 1876.



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет