Из нашей фонотеки:
Вокально-инструментальный ансамбль «Орэра»
Руководитель Народный артист Грузии
Роберт Бардзимашвили
Тбилиси. Государственная Грузинская филармония
С 1961 г. начинали как вокальный квартет
Год основания — 1969
«ОРЭРА» — ЛЕГЕНДА В ПЕСНЯХ НА ВСЕ ВРЕМЕНА!
Музыкальные традиции Грузии славятся богатым многоголосным пением, которое возникло еще в древние времена. Замечательные молодые певцы сорок лет назад создали музыкальный ансамбль, в котором унаследовали это вокальное своеобразие и преподнесли слушателям на современном уровне. Они стали первым в Грузии молодежным эстрадным коллективом. Его создатель и руководитель — талантливый музыкант Роберт Бардзимашвили. Вслед за «Орэрой» в республике появился в 1962 г. другой талантливый ансамбль «Диэло», созданный братьями Эрамом и Амираном Эбралидзе. Их называли грузинскими «Битлз». Они стали лауреатами конкурса артистов эстрады в 1970 г. вместе с «Песнярами» и выпустили много грампластинок на фирме «Мелодия». Затем последовали короли мюзиклов — ВИА «Иверия» композитора и руководителя Александра Басилая и детский ВИА «Мзиури». И, конечно же, целая армия грузинских ансамблей «Цицинатела», «ВИА-75» Роберта Бардзимашвили, девушки «Аиси», «Далдери», «Ориони», «Ингури» с певцом и руководителем Гиви Габуния. В Грузинской филармонии также прекрасно работали греческие ансамбли «Бузуки» и «Эллада».
Музыкальный ансамбль «Орэра» стал в далекие шестидесятые годы для миллионов наших людей некоторым эталоном английских «Битлз» в СССР. Начинали вчетвером, как вокальный квартет. Правда, по музыке ребята были ближе к джазу, в отличие от битловского рок-н-рольного звучания. Но это было свое, родное, «союзное». Гармоничные, трогательные, с многоголосным вокалом, хорошие песни. Как прекрасно они пели «Тополя» и «Васильки», любимые песни генералиссимуса Сталина «Сулико» и «Лалеби», в которой любовь дана в награду за сердца упорные.
Впрочем, золотой фонд «Орэры» представляет собой песни на двадцати двух языках народов мира. С ними ансамбль побывал в разных странах, где музыкантов полюбили и всегда с уважением вспоминают. Дискография грампластинок насчитывает в первую очередь около двенадцати дисков-гигантов и двадцать маленьких формата «миньон». Все они были выпущены миллионным тиражом, учитывая, что тогда в Союзе было несколько заводов грампластинок в Москве, Ленинграде, Риге, Тбилиси и Ташкенте. А сегодня история легендарного ансамбля «Орэра» продолжается также достойно нового века и времени, по-прежнему в своих славных многоголосных традициях.
МЕЛОДИЯ ДРУЖБЫ И СУДЬБЫ НАТРИ ГОЛОСА
История известного вокально-инструментального ансамбля «Орэра» начиналась в 1958 г. Двадцатилетний студент Тбилисского государственного института иностранных языков Роберт Бардзимашвили решил создать музыкальный ансамбль. На разных факультетах вуза он нашел друзей-единомышленников и сверстников — Зураба Яшвили и Теймураза Давятая. На базе художественной самодеятельности института молодые ребята удачно спелись и стали выступать вокальным трио. Еще без названия, их полюбили в студенческом кругу. В репертуаре звучали грузинские народные песни, а также песни на иностранных языках. Зарубежные произведения получались один к одному, как будто бы их пели настоящие французы, англичане. Отличное знание языков определяло интенсивное обучение на инязе. Роберт учился на факультете французского языка, Зураб на факультете испанского, а Теймураз на факультете английского. Репетиции и выступления приходилось чередовать с учебой. Ребята и не думали о профессиональной работе. В планах была работа лингвистами за границей. На одном из конкурсов самодеятельности ребята стали лучшими и их удостоили поездки в Таллин. Это было в рамках культурного обмена между двумя тогда еще советскими республиками. В Тбилиси их показали по телевидению, что сразу же сделало их знаменитыми и любимыми ис полнителями. Трое юношей под акустические гитары пели божественными голосами и трогали души слушателей своей необыкновенной проникновенностью. Любовь к песне взяла верх. Буквально перед окончанием института молодых музыкантов пригласили в государственную филармонию. Роберт решил однозначно твердо и уверенно: «Буду музыкантом!». Зураб также сказал «да», а вот Теймураз долго думал — чему же отдать предпочтение? Его ребята называли полиглотом. Он умудрился получить образование не только на инязе. Теймураз окончил хореографическое училище по танцам и футбольную школу. Но музыка соединила сердца трех певцов, и их жизнь круто повернула в жанр советской эстрады 60-х.
ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ — «ОРЭРА»?!
В 1961 г. начинается профессиональный период биографии «Орэры». Роберт Бардзимашвили — душа и сердце коллектива — сам придумал название для ансам-
бля. На грузинском языке это непереводимое слово от корней народной песни. «Орэра», прежде всего, означает припев, под который еще в древности люди сеяли, выращивали и собирали урожай. Сами музыканты про это название рассказывают многозначительно. Например, это восход солнца над необыкновенно чарующими по красоте высокими кавказскими горами, перекликающийся со старинными грузинскими легендами и мелодиями. В филармонической деятельности трио вначале выступало в сопровождении большого оркестра. Иногда пели а-капелла.
И вот в Тбилиси приехали важные гости из Москвы посмотреть и послушать грузинскую эстраду. Среди них были мастера советской песни — композиторы Тихон Хренников, Юрий Саульский и Александр Цфасман. Они намеревались послушать и выбрать кого-то из молодых лучших вокалистов Грузии для работы на всесоюзной эстраде. Когда услышали пение «Орэры», были просто очарованы. Так ребят приняли в штат московского мюзик-холла. Их включили в большую эстрадно-развлекательную программу «Когда зажигаются звезды», в которой таюке выступали певец и киноактер Марк Бернес, певица Тамара Миансарова и братья Русаковы. Перед выступлением в Москве ребята из «Орэры», несмотря на уже достаточный опыт профессиональной работы немного волновались. Как примет их столичная публика и не перепутают ли их ансамбль с названием уже известного грузинского эстрадно-джазового оркестра «Рэро»? Волнения музыкантов оказались напрасными. «Орэру» встретили громкими аплодисментами, запомнили и полюбили в Москве. Первое выступление «Орэры» прошло с большим успехом в столичном саду «Эрмитаж», что на Большом Каретном.
В мае 1961 г. ансамбль «Орэра» впервые побывал в городе на Неве. Там уже был очень известный и популярный ленинградский ансамбль «Дружба» под руководством замечательного музыканта, композитора Александра Броневицко-го. Знакомство с Ленинградом, городом исторических традиций, старинной архитектуры и посещение музея музыки пришлось по душе ребятам. В будущем у них сложится настоящая дружба с ленинградскими музыкантами, композиторами и поэтами.
«ОРЭРА» ВМЕСТЕ С ГЕНО, НАМИ И БУБОИ СТАЛИ ВИА
Из вокального трио «Орэра» однажды стали квартетом. Песня на четыре голоса стала более звонкой и гармоничной. В 1964 г. в состав коллектива пришел басист и солист Гено Надирашвили. Надо сказать, что в Азербайджане уже работал известный вокальный квартет «Гая». Так что и в «Орэре» появился четвертый певец. Творческая биография Гено начиналась в 1958 г., когда известный музыкант, пианист Георгий Габисгерия организовал первый джазовый оркестр в Грузии. Он приехал из Маньчжурии. Молодого музыканта взяли в качестве контрабасиста. В I960 г. работа в оркестре «Рэро» у дирижера и руководителя Леонида Певзне-ра. Затем работа в ансамбле «Джанг» у молодого пианиста, советского Оскара Питерсона — Бориса Рычкова (в будущем известного джазмена и композитора,
сочинившего для Аллы Пугачевой «Все могут короли» на слова Леонида Дербенева). В 1961 г. Гено Надирашвили опять же в составе джаз трио «Кавказ» под руководством Бориса Рычкова гастролируют в одной программе с ансамблем «Орэ-ра». Трио было довольно знаменитым. Когда их выступление в Таллине услышал ведущий джазовой программы «Голоса Америки» Уиллис Канновер, то высказал восхищение и прокрутил их записи по радио.
Собственно говоря, с «Орэрой» Гено уже был хорошо знаком. Они еще с Теймуразом Давитая вместе учились в футбольной школе. А во время гастролей в уральском городке Прокопьевске, музыканты устроили «капустник». Тогда еще молодой азербайджанский пианист Вагиф Мустафа-Заде (он тоже работал два года в «Орэре») вдруг взял и сыграл песню из репертуара известного американского певца и миллионера Фрэнка Синатры. А Гено вышел и спел вокал — так здорово и красиво. Его тембр голоса четко совпадал с тембром Фрэнка Синатры. В 1964 г. музыкант окончил музыкальное училище по классу контрабаса. И вот однажды на гастролях в ленинградском саду отдыха сам руководитель Роберт Бардзимашвили пригласил Гено в «Орэру». Попасть в коллектив было большой честью. Так с приходом Гено Надирашвили трио стало квартетом. А поскольку новый музыкант еще играл на басе, «Орэровцы» решили: «А почему бы нам не стать не только поющими, но и одновременно себе аккомпанирующими!» Пригласили еще барабанщика и певца.
Пятым в «Орэру» пришел музыкант, барабанщик Вахтанг Буба Кикабидзе. До этого он пел и играл на барабанах в ансамбле «Диэло», а также успел поработать в кино. Его первый и тогда единственный фильм «Встреча в горах» не оправдал его надежды на карьеру киноактера. Про Бубу певец рассказывает в своих интервью так. Начать с того, что в Сванетии (Грузия) есть высокая гора Буба, а еще в раннем детстве его так называла мама, солистка первого в Грузии джаз-оркестра. В переводе со сванского так называют самого младшего главным в доме. В «Орэру» певец и барабанщик пришел в 1966 г. Вначале он играл на барабане и литаврах. Сам Буба — Вахтанг Кикабидзе — произнес: «Давайте будем не только петь, а еще и играть на музыкальных инструментах». Так на сцене музыканты пели под собственный аккомпанемент двух акустических гитар, рояля, саксофона и барабанов.
Певица Нани Брегвадзе появилась в «Орэра» в 1966 г. После консерватории по классу фортепиано в планах была аспирантура. Мечтала стать пианисткой, только вот любовь к песне стала на первом плане. Всесоюзный дебют молодой певицы состоялся на У1 Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957 год). Выступала на сцене Театра советской армии с единственной «Песней о свече». Было волнение, про которое сегодня царица грузинской песни часто вспоминает. Ее профессиональная карьера певицы начиналась в 1956 г. Три года она работала солисткой известного государственного оркестра Грузии «Рэ-ро». В ансамбле «Орэра» Нани Брегвадзе пела и аккомпанировала на рояле. Как трепетно и благородно она исполняла в концертных программах коллектива прекрасный старинный русский романс «Калитка»! Можно сказать, и произведение получило второе рождение. Запомнилась и другая песня — «Живет моя отрада», также звучавшая под аккомпанемент рояля в концертах «Орэры».
В состав ансамбля приходят замечательные талантливые музыканты, например, Теймураз Мегвинетухуцеси, с высшим музыкальным образованием, поющий и играющий на рояле, ионике. В концертных программах музыканты «Орэры» было много шуток, из которых получались импровизированные шоу. Пианиста Теймураза представляли так, что как будто бы его фамилия в переводе с грузинского означает министр виноделия. Из художественной самодеятельности в ряды «Орэры» пришел альт-саксофонист Александр Манджгалад-зе. Запомнились его соло с выразительными импровизациями. Вот в таком составе в 1969 г. «Орэра» стали настоящим вокально-инструментальным ансамблем. Грузинская филармония достала для музыкантов «Орэры» современные электрогитары, электроорганы, колонки и усилители. За короткое время ребята освоили инструменты и аппаратуру. Теперь это были не только поющие в один микрофон певцы — это был настоящий электронный вокально-инструментальный ансамбль «Орэра». Роберт стал играть на электрогитаре и акустической эстрадной гитаре. Зураб на ионике и гармонике. Гено на трубе и контрабасе, а Теймураз Давитая на бас-гитаре. В состав «Орэры» из знаменитой ленинградской «Дружбы» в 1969 г. пришел пианист Теймураз Кухалев. В ансамбле он поставил голос на высоком уровне, что до сих пор сохранилось.
«ОРЭРА» С ПЕСНЕЙ НА ВСЕХ ШИРОТАХ
Высокие профессиональные творческие показатели ансамбля «Орэра» сделали его образцом на советской эстраде среди музыкальных коллективов. В репертуаре музыкантов прекрасно звучали песни на разных языках мира. Вот здесь и пригодилось знание лингвистики и правильное произношение слов. Поэтому «Орэре» не запрещали исполнять зарубежные песни. Правда, в прессе иногда проскальзывало про то, что талантливый грузинский ансамбль слишком увлекается зарубежными новинками. Музыкальные обозреватели советовали петь только грузинские песни. Одному из солистов ансамбля, Гено Надирашви-ли, тембр голоса которого очень похож на тембр голоса известного американского певца Фрэнка Синатра, — здорово доставалось от критиков. Да, пел много песен из его репертуара. Но исполнял достаточно чисто и красиво.
В министерстве культуры решили, что «Орэра» наряду с «Дружбой» и «Гая» имеют право представлять Советский Союз за рубежом. Как посланники мира, со своими песнями музыканты побывали в разных странах и на разных материках, кроме разве что Антарктиды. По линии «Госконцерта» ансамбль «Орэра» выступал на зарубежных гастрольных поездках в больших концертных залах и на огромных стадионах, собирая при этом огромное количество зрителей. В практике коллектива было правило — вести программу на языке той страны, где выступали. К 70-м музыканты побывали уже в восьмидесяти странах. Именно в то время вышла их вторая большая пластинка формата «гигант» с песнями народов мира. Грузинская «Сулико» и русская «Не жалею» из поэзии Сергея Есенина, итальянская «Анжелло» Джанни Моранди, американская «Колыбельная» великого Джорджа Гершвина, а также
другие известные произведения. «Как появляются в вашем репертуаре зарубежные песни?» — спрашивали обычно у руководителя ансамбля Роберта Бардзимашвили. Он рассказывал, как практически из каждой страны привозили разные мелодии. Потом песня, полюбившаяся слушателям, оставалась надолго в репертуаре.
Прежде всего, «Орэра» исполняли грузинские песни, в которых сохранялась традиция богатого многоголосия. Про кругосветное путешествие ансамбля в гостелерадиофонде хранится интересный музыкальный фильм «Орэра», полный вперед!» (1968). Много раз в семидесятые его показывали по телевидению, а фрагменты повторяли в телепередаче Элеоноры Беляевой, а затем композитора Валентина Левашова «Музыкальный киоск». Сюжет разворачивается на корабле, который отправился с музыкантами из Одессы. Путешествуя по странам вплоть до Австралии, «Орэра» исполняют в фильме песни на разных языках. Кинокартина была популярной.
Приятные впечатления сохранились у музыкантов ансамбля от гастролей. Более семисот песен на двадцати двух языках народов мира до сих пор хранятся в золотом фонде «Орэры». А некоторые, полюбившиеся слушателями, спустя сорок лет продолжают звучать сегодня в исполнении ансамбля. В архиве грузинской филармонии бережно хранятся командировочные листы гастрольных туров. На карте мира отмечены путешествия ансамбля «Орэра» в ГДР, Болгарию, Польшу, Чехословакию, Румынию, Югославию, Чехословакию, Венгрию, на Кубу, в Канаду, Англию, США, Францию, Мексику, Австралию, Сингапур, Финдляндию, Индию, Никарагуа, Иран, Афганистан, Турцию, Йемен, Сенегал, Мали, Зимбабве и многие другие страны.
ПОСЛАНИЕ «ОРЭРЕ» ОТ «БИТЛЗ», «КРИМАНЧУЛИ» И НИКАРАГУА
В 1966 г. «Орэра» в Лондоне выступали на сцене знаменитых «Альберт-холла» и «Палладиума». Их показывали по лондонскому телевидению. Их импресарио, занимавшийся гастролями, договорился о встрече «Орэры» с «Битлз». Она должна была произойти в одном из джазовых клубов. К сожалению, дело не удалось, по причине участия битлов в работе над фильмом. От них из Ливерпуля приехал человек, который принес извинения от «Битлз» за то, что в это время они не смогут приехать в Лондон. В своем послании известные английские музыканты передали, что смогут через неделю приехать и тогда будет возможность познакомиться поближе. Но в это время «Орэра» направлялись в другую страну, поскольку были подчинены «Госконцерту» и тоже выполняли свою работу. В репертуаре ансамбля по-своему самобытно, в «орэровской» манере все же звучали битловские хиты «Любовь нельзя купить» и «Девушка». В Лондоне музыканты побывали в редакции известной коммунистической газеты «Мор-нинг стар». И там их спрашивали: «За что у вас в стране ругают «Битлз»? Они ежегодно платят профсоюзам десять процентов от своего дохода!». И «Орэра» ответили им, что ругают и запрещают те, кто не понимает и не хочет воспринимать прекрасное.
Знаменательное выступление «Орэры» состоялось в Монреале (Канада) на международном фестивале «Экспо-67». Буба Кикабидзе стал там лучшим барабанщиком. Четыре тысячи зрителей на стадионе в Ванкувере стоя аплодировали «Орэре». Из воспоминаний музыкантов ансамбля им запомнилось исполнение старинной грузинской песни-вокализа «Криманчули». По мнению «орэровцев», это трудноисполнимый номер, который они сделали в 1969 г. с джазовым оркестром. Когда на одном из концертов в Кремле, еще в 1930-х годах, прозвучала эта старинная грузинская песня, — Анастас Микоян вдруг услышал какие-то непроизвольные ноты «Йа, уа, уа...» в голосе одного из солистов грузинского хора. Он сказал Сталину, что этот певец портит произведение. И тогда великий отец народов ответил, что без этого голоса песни не получилось бы. На самом деле именно на нем все было и построено. На международном музыкальном фестивале эстрадной песни в Сопоте (Польша, 1972 г.) она удостоилась лавров. Там вызывали на «бис» несколько раз. А вот по «Би-би-си» в 2000 г. «Криманчули» в исполнении «Орэры» заняла четвертое место. На первом месте в этой двадцатке лучших хитов из прошлого всем известный Джо Кокер. Об этом рассказал ветеран ансамбля Теймураз Давитая, который и спустя сорок лет снова на сцене в составе «Орэры».
Приходилось ансамблю бывать и в горячих точках планеты. В Никарагуа музыканты попали под обстрел. Но во время концерта солист Теймураз Давитая говорил по-испански на протяжении всей программы. Зрители кричали: «Вива, Никарагуа!». Солдаты маршировали перед «Орэрой». Концерт превратился в митинг. Вспоминается Северный Йемен, где по краям сцены в качестве охраны стояли автоматчики. Трижды исполняли арабскую народную песню «Биледи — билади».
В Мехико выступали на знаменитой «Ацтекке» перед двадцатью тысячами зрителей. Первой исполнили свою родную грузинскую народную «Сулико». Пели а-капелла, без сопровождения инструментов. Люди снимали костюмы и рубашки, входили в экстаз. Настоящий восторг на лицах зрителей можно было увидеть во время исполнения попурри латиноамериканских песен. Это был целый блок известных, зажигательных, красочных и ритмичных песен.
Вспоминается Израиль, 1986 год, после 15-летнего перерыва в дипломатических отношений с Советским Союзом. Прилетели туда из Лондона с задержкой рейса. Было приятно видеть, как «Орэру» встречали бывшие земляки. Они привезли четыреста ковров.
Когда в 1977 г. отправились вСША вместе с «Песнярами» и танцевальным ансамблем «Сувенир», это был тур по большим городам. Потом по этому поводу фирма «Мелодия» выпустила большой диск, где на одной стороне пели «Орэ-ра», а на другой «Песняры». Они дружили с Владимиром Мулявиным и его ребятами. А лидер и руководитель популярного ансамбля всегда ставил своим «Орэру» в пример и говорил, что вот так надо петь!
Как правило, перед зарубежными поездками «Орэра» заходили на Пятницкую улицу в Дом Радио, где ребятам показывали песни той или иной страны, куда они отправлялись. И там музыканты в качестве сюрприза исполняли эти и другие мелодии, понравившиеся на пяти континентах.
РУССКАЯ ПЕСНЯ В ДУШЕ «ОРЭРЫ»
Русские песни всегда звучат искренне и проникновенно в исполнении известного грузинского ансамбля. Надо отметить, что «Орэра» первыми стали исполнять песни на стихи Сергея Есенина. В то время творчество поэта не очень-то одобрялось властями. Запомнились «Отговорила роща золотая» и «Не жалею, не зову, не плачу» на музыку Григория Пономаренко, «Березка» на музыку Евгения Мартынова, «Над окошком месяц» на музыку композитора и баяниста Анатолия Акименко и др.
Большая творческая дружба связывала ансамбль с композитором Георгием Пономаренко, народным артистом. Сочинял он свои песни под баян. Среди них наиболее известная — «Оренбургский пуховый платок». За свою большую жизнь создал много песен, музыки для кино и театра.
Была одна интересная история самого начала их знакомства. Руководителю «Орзры» как-то позвонил сам композитор и сказал, что написал «А где мне взять такую песню?». Роберт Бардзимашвили, не совсем расслышав и поняв, ответил автору: «Откуда я знаю, где ее взять». Так состоялось первое знакомство ансамбля с автором. Задушевные песни Григория Пономаренко стали украшением репертуара «Орэры». Потом пели про «Тополя» и «Ивушку». Они были настоящими друзьями. Известие о смерти композитора в 90-х потрясло участников ансамбля, и они все вместе прилетели в Краснодар, чтобы проводить в последний путь своего любимого композитора. Многие считали песни автора народными, поскольку исполнение было настолько искренним и проникновенным. И вообще, ансамбль с уважением и любовью относился к русской песне.
КАК ВАХТАНГ КИКАБИДЗЕ ИЗ ШОУ «ОРЭРЫ» СТАЛ КИНОЗВЕЗДОЙ
Развлекательные концертные программы ансамбля «Орэра» проходили всегда с большим успехом. Сами музыканты прекрасно, с чувством юмора, вели свои концерты. Ребята играли на сцене как настоящие киноактеры. История с конферансье в самом начале творческой биографии коллектива, до сих пор сегодня хранится в воспоминаниях. Это случилось перед вылетом на концерт в Ригу. Их конферансье опаздал на самолет. Буквально за полчаса перед концертом в гостинице ребята распределили роли. Получилось здорово и зрителям понравилось. Так в ансамбле «Орэра» появились первые элементы шоу, в котором музыканты удачно развлекали своих слушателей.
В дальнейшем актерская игра на сцене «Орэры» стала постоянным явлением. Вспоминается, как ребята шутили и одновременно пели, играли на музыкальных инструментах. Был такой интересный момент, когда Буба и Гено решили слегка пошутить во время исполнения Нани Брегвадзе русского романса «Живет моя отрада». В тот момент, когда луч света направили на Нани, сидящую за роялем, Буба и Гено решили поменяться инструментами. Так вот, Гено сел за ударные, а Буба не разглядел в темноте контрабас и оказался под роялем. Когда в зале включили свет, зал разразился хохотом — минут на пять.
Однажды на концерт в московский театр эстрады пришел журналист из газеты «Советская культура». Он записал беседу с участниками ансамбля и добавил потом в своей публикации «Поем и дружим» от себя фразу, которая сделала карьеру в кино одному из солистов — Вахтангу Кикабидзе. Пусть, дескать, придет кинорежиссер и посмотрит на молодого симпатичного солиста, с великолепной мимикой киноактера. И на один из концертов в июле 1968 г. пришел известный Георгий Данелия. Он пригласил Вахтанга сыграть одну из главных ролей в кинокомедии «Не горюй» на киностудии «Грузия-фильм». Когда вместе с «Орэрой» Кикабидзе отправился на сьемки музыкального фильма «Вокруг света», на Босфоре его догнала телеграмма. В ней Данелия сообщал, что утвердил его на роль. Так из одного фильма Буба отправился в другой. И пришлось эпизоды с Бубой снимать уже в Батуми. Фильм получил множество премий, в том числе и международную. Вахтангу Кикабидзе достался главный приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале в Колумбии (1970). Потом были разные роли в фильмах «Мелодии Верейского квартала», «Я — следователь», «Совсем пропащий», «Мимино» и многие другие. Но Буба не расставался с «Орэрой», продолжал выступать в составе ансамбля и сниматься в кино. В 1975 г. музыкант и киноактер стал художественным руководителем «Орэры».
Затем сольная карьера Вахтанга Кикабидзе подарила нам много хороших песен, в том числе, «Мои года — мое богатство» Георгия Мовсесяна, другие хорошие песни — Бориса Емельянова, Александра Морозова. Певец записал несколько больших дисков, а его песни стали лауреатами телефестиваля «Песня года».
РОБЕРТ БАРДЗИМАШВИЛИ ИЗ «ОРЭРЫ» В «ВИА-75»
Основатель ансамбля, певец, гитарист, заслуженный артист Грузии Роберт Бардзимашвили всегда был идейным вдохновителем коллектива. Ему было по душе все новое в современной музыке. Для многих его уход из своего детища был непонятным и неожиданным. Сам музыкант говорил про это по-своему. Он обьяснял, что надо было менять стиль. В современной музыке все быстротечно и чтобы было интересно слушателям, надо жить завтрашним днем. Он предлагал в «Орэре» многое изменить, только музыканты, верные своим давним традициям, не захотели этого делать. Роберт Бардзимашвили ушел сам и сделал новый «ВИА-75». Ансамбль был создан из выпускников Тбилисской консерватории. Средний возраст ребят был двадцать два года. Не смотря на молодость, музыканты обладали высоким профессионализмом.
Дебют на всесоюзной сцене состоялся в телевизионном конкурсе «С песней по жизни», где также выступили ансамбли «Сябры», «Верные друзья», «Верасы», «Оризонт» и др. В репертуаре ансамбля песни молодых грузинских авторов и песни зарубежных мастеров, в том числе прославленного гитариста Джимми Хэндрикса. Необычайно интересно звучал молодой вокально-инструментальный ансамбль, в аранжировке которого по очереди солировали бас- и соло-гитары, флейта, рояль, а ударные подчеркивали ритм и вокал на восемь голосов.
Часто записывались на фирме «Мелодия». Четыре диска-гиганта, включая «Звездопад» были современными по музыке и настроению. Солисты ансамбля Беси Канделаки, Коба Бейшиташвили, Теймураз Ревазишвили пели просто удивительно. Ансамбль много гастролировал за рубежом: ФРГ, Польша, Чехословакия, ГДР, Конго. В «Госконцерте» музыканты были одним из самых лучших молодых коллективов. Всесоюзные хит-парады в газетах и журналах ставили «ВИА-75» в двадцатку. Это продолжалось с 1976 по 1979 год. Звездный путь коллектива продолжался, а великолепный музыкант, воспитатель, вдохновитель Роберт Бардзимашвили создал центр современной музыки в Тбилиси. Много одаренных детей определили свой путь в музыке у него в колледже. К сожалению, в 2004 г. Роберта Бардзимашвили не стало. Память о талантливом музыканте, основателе «Орэры», надолго сохранится в памяти всех, кто слушал его выступления.
«ОРЭРА» СОРОК ЛЕТ СПУСТЯ, СНОВА В ПУТИ
Встреча с популярным ансамблем «Орэра» состоялась в Москве осенью 2001 г. Перед своими юбилейными концертами в театре «Новая опера» того самого «Эрмитажа», где впервые выступили сорок лет назад, ребята дали интервью журналистам. Встреча состоялась в пресс-центре «Мира новостей» на Петровке. И вот «люди из легенды» снова в Москве, лучшем городе земли, про который сочинил когда-то песню Арно Бабаджанян.
На вопрос, поют ли «Орэра» под «модные» фонограммы, певцы ответили шуткой. Не хватает-де на это денег. А если серьезно, то художественный руководитель Гено Надирашвили сказал: «Мы никогда не признавали эти так называемые фонограммы, потому что теряется вся динамика солиста, там нет никакого движения и на лице не видно переживания в песне, которая исполняется». После долгого перерыва в Москву «Орэра» прибыли в составе вокального квартета. Это старожилы ансамбля — Гено Надирашвили и Теймураз Давитая, солист Coco Жвания, долгое время проработавший в «Орэре» и молодой талантливый Нодар Читадзе. Художественный руководитель Георгий Мзиури. Три дня при полных аншлагах «Орэра» представляли в своем шоу, посвященном сорокалетнему юбилею, — как старые близкие и знакомые сердцу, так и новые песни. Известные артисты эстрады поздравляли коллектив с «днем рождения»: Иосиф Кобзон, Нани Брегвадзе, Эммануил Виторган, Coco Павлиашвили, «Новый Ариэль», «Поющие сердца», «Самоцветы» Юрия Маликова...
Организовал эти концерты генеральный директор «Орэры» Артур Цомая. Особый вклад в организацию концертов сделал продюсер Валерий Щёлкин. Именно благодаря ему мы имеем возможность увидеть и услышать другие замечательные концертные программы, которые он делает. К юбилею был приурочен выпуск компакт-диска «Золотые песни «Орэры».
За пройденный многолетний богатый творческий путь многое изменилось в жизни музыкантов. В памяти со старых фотографий интернетовских сайтов
на нас смотрят те самые молодые ребята, только что вышедшие на сцену. К сожалению, в мир иной ушли основатель и бессменный руководитель Роберт Бардзимашвили, первый тенор ансамбля Зураб Яшвили, одаренный музыкант и карикатурист Вахтанг Куция.
Певец Валерий Ломсадзе в 1982 г. уехал в Америку, где в настоящее время живет в Нью-Йорке. По-разному сложились судьбы музыкантов «Орэры». И то, что они сделали для музыкальной культуры Союза, Грузии, заслуживает уважения и любви. Следующей страницей продолжения истории стала академия «Орэры», созданная на базе ансамбля в Тбилиси. Сами музыканты ежегодно проводят набор одаренных детей и учат их на тех самых традициях прекрасного грузинского вокала, прославившегося на протяжении многих веков. Так что жизнь продолжается и в серии «Гранд коллекшен» компании «Квадро» на этот раз выходит новый альбом ансамбля «Орэра».
А мы от всей страны пожелаем им успехов и молодого задора и кавказского долголетия. Так держать, ребята!
ДИСКОГРАФИЯ
ГРАМПЛАСТИНКИ (ВИНИЛ)
-
1969 г. «Мелодия». ВИА «Орэра». Руководитель Роберт Бардзимашвили.
(гранд). 1. «Ты мне веришь или нет?» (Г. Цабадзе — М. Потсхишвили, рус
ский текст Б. Брянского) 2. «Баллада о матери» (О. Тевдорадзе — Н. Аре-
шидзе, русский текст А. Глезера) 3. «Серенада любви» (Г. Цабадзе — Саят-
Нова, грузинский текст П. Грузинского, русский текст А. Дмоховского)
4. «Путники в ночи» (Б. Кемпферт — Ч. Сингелтон) 5. «Хвастун» (тироль
ская песня, русский текст Ю. Мосешвили) 6. «Лалеби» (грузинская песня,
русский текст А. Дмоховского) 7. «Осетинская сюита» (А. Ованов — Н. Аре-
шидзе) 8. «Только один поцелуй» (мексиканская народная песня) 9. «Кара-
чогели» (Г. Цабадзе-Т Эристави) 10. «ЭКСПО-67» (С. Вене).
-
1969 г. «Мелодия». ВИА «Орэра». Руководитель Роберт Бардзимашвили.
(гибкая). 1. «Я пьян от любви» (Жур — А. Борли, на турецком яз.) 2. «Сказ
ка» (М. Мерабишвили — Ю. Мосешвили) 3. «Помирись» (турецкая народ
ная песня, на турецком яз.), 4. «Криманчули» (Д. Кахидзе) — Вахтанг Кика
бидзе (1), Теймураз Давитая (2).
-
1969 г. «Мелодия». ВИА «Орэра». Руководитель Роберт Бардзимашвили.
(гигант). 1. «Песня о весне» (В. Дурглишвили — В. Гоголашвили), 2. «Кри
манчули» (Д. Кахидзе), 3. «Снежные хлопья» (Г. Цабадзе — М. Потсхишви
ли), 4. «Девушка из Колхиды» (грузинская народная песня), 5. «Мухамбази»
(Г. Цабадзе — М. Тархнишвили), 6. Мексиканские напевы (народные),
7. «Мне снился сон» (А. Бояджиев — Б. Гусев), 8. «Страна цветов» (грузин
ская народная песня), 9. «Я пьян от любви» (М. Жур — А. Борли), 10. «А где
мне взять такую песню» (Г. Пономаренко — М. Агашкина) 10. «Кавказские
напевы» (Н. Брегвадзе, Р. Бардзимашвили). На грузинском (1-5,10).
На испанском (6). На болгарском (7), Вахтанг Кикабидзе (9) — на турецком языке, Зураб Лишили {10) — на русском.
4. 1970 г. «Мелодия». ВИА «Орэра». Руководитель Роберт Бардзимашвили.
л «Песни народов Мира». 1. «Сулико» (грузинская народная песня), 2. «Снова
и снова» (Б. Кемпферт) — солист Гено Надирашвили. 3. «Девушка из Гуантанамо» (кубинская народная мелодия, X. Марти) — солист Роберт Бардзимашвили. 4. «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» (Дж. Гершвин) — со-лист Вахтанг Кикабидзе. 5. «Я люблю Париж» (К. Портер), 6. «Черные глаза» (афганская народная песня), 7. «Возьми мою любовь» (Донида) — солист Роберт Бардзимашвили. 8. «Не жалею, не зову, не плачу» {Г. Понома-ренко — С. Есенин) — солист Зураб Яшвили. 9. «Помирись» (турецкая народная песня) — солист Роберт Бардзимашвили. 10. «Прощальный вальс» (Л. Рид) — солист Гено Надирашвили. 11. «На берегу моря» (иранская народная песня) — солист Роберт Бардзимашвили. 12. «Анжела» (Дж. Моранди) — солист Вахтанг Кикабидзе. 13. «Моя песня» (Ч. Чаплин) — солистка Нани Брегвадзе. 14. «День за днем» (английская песня).
-
1973 г, «Мелодия». Песни Павла Аедоницкого. «Васильки» (Я. Халецкий).
Ансамбль «Орэра».
-
1973 г. «Мелодия». Песни Григория Пономаренко. «Отговорила роща золо
тая» (С. Есенин) — ансамбль «Орэра».
-
1973 г. «Мелодия». Нани Брегвадзе, ВИА «Орэра». Художественный руково
дитель Роберт Бардзимашвили. 1. «День и ночь» (О. Тевдорадзе — И. Рез
ник) 2. «Сисатура» (грузинская народная песня, обработка С. Жвания)
3. «Сумерки» (Н. Вацадзе — М. Поцхишвили) 4. «Дождь» (В. Азарашвиди-
М. Поцхишвили) на русском (1), на грузинском (2-4).
-
1974 г. «Мелодия». ВИА «Орэра». Руководитель Роберт Бардзимашвили.
«Нам 10 лет». 1. «Песня о Тбилиси» (Р. Лагидзе — П. Грузинский, русский
текст М. Квалиашвили), 2. «Хуанита» (мексиканская народная песня, рус
ский текст И. Шаферана), 3. «Любовь прекрасна» (С. Фаин — П. Ф. Веб
стер), 4. «Маленькая булочница» (Дель Пюрко-Бигазе — П. Деланэ), 5. «Тебе
одной» (Г. Канчели — П. Грузинский, русский текст П. Дмоховского),
6. «Грузинская шуточная» (В. Дурглишвили — М. Поцхишвили, русский
текст Б. рянского), 7. «Родная земля» (Г. Цабадзе — М. Какителашвили),
8. «Дождик капает» (Б. Бакарах), 9. «Серенада» (Л. Эдилашвили — Н. Аре-
шидзе), 10. «Арале» (В. Дурглишвили — М. Поцхилашвили), 11. «Мария-Иза-
бель» (чилийская народная песня), 12. «Орэра» вокализ (С. Жвания). Соли
сты: Р. Бардзимашвили (4, 7, 9, 11), Нани Брегвадзе и Роберт
Бардзимашвили (1, 6), Гено Надирашвили (5).
-
1974 г. «Мелодия». ВИА «Орэра». Руководитель Роберт Бардзимашвили.
«Орэра — сегодня». 1. «Горская» (Ш. Милорава —Важа-Пшавела), 2. «Песня
о матери» (А. РакВИАшвили-М. Поцхишвили), 3. «Над окошком месяц»
(А. Акименко-С. Есенин), 4. «Урмули» (В. Дурглишвили-М. Поцхишвили),
5. «Горы, горы» (В. Азарашвили — М. Поцхишвили), 6. «Скажи, что лю
бишь» (Н. Рота), 7. «Сисатура» (грузинская народная песня, обр. С. Жва
ния), 8. «Моя дорога» (Ж. Рево — П. Анка), 9. «Снежный Тбилиси»
(М. Лордкипанидзе — М. Поцхишвили), 10. «Кукла» (марокканская народная песня), 11. «История любви» (Ф. Лей), 12. «Будь что будет» (Мильячи — Фонтана). Солисты: Давид Абдуладзе (10), Роберт Бардзимашвили (4, 12), Роберт Бардзимашвили и Гено Надирашвили (2), Нани Брегвадзе (7), Теймураз Давитая (11), Гено Надирашвили (8), Зураб Яшвили (9).
-
1974 г. «Мелодия». ВИА «Орэра». Руководитель Роберт Бардзимашвили.
1. «Мария — Изабель» (чилийская народная песня}, 2. «Скажи, что любишь»
(Н. Рота), 3. «История любви» (Ф. Лей) — солист Теймураз Давитая, 4. «Будь
что будет» (Мильячи — Фонтана) — солист Роберт Бардзимашвили.
-
Песни на стихи Михаила Агашина. «Мелодия» 1975г. «А где мне взять такую
песню?» (Г. Пономаренко) — ансамбль «Орэра».
-
1976 г. «Мелодия». ВИА «Орэра». Художественный руководитель Вахтанг
Кикабидзе, музыкальный руководитель Т. Мегвинет-Ухуцесси. 1. «Ветер»
(В. Дурглишвилли — М. Поцхишвилли), 2. «Поднимись, мой брат» (В. Аза-
рашвили — X. Берулава), 3. «Старый мотив» (Дж. Сепиашвили — Б. Пурга-
лин), 4. «Разлука» (музыка и слова Дэмиса Руссоса, русский текст Б. Пурга-
лина), 5. «Не шути со мной» (музыка и слова Дэмиса Руссоса, русский текст
В. Петровского), 6. «Выбирай, что хочешь» (Г. Цабадзе — Ю. Мосешвили,
перевод Б. Пургалина), 7. «Возвращение» (автор неизвестен), 8. «Кто ска
зал, что розы быстро отцветают?» (Г. Цабадзе — Ю. Мосешвили, русский
текст М. Пляцковского), 9. «Грузинское небо» (Г. Цабадзе —П. Грузинский),
10. «Березка» (Е. Мартынов — С. Есенин), 11. «Любите русскую природу»
(А. Журбин — М. Рябинин). Солисты: Валерий Ломсадзе (5, 11), Нани Брег
вадзе (2, 9), Вахтанг Кикабидзе (4,6), Гено Надирашвили (7).
-
1978 г. «Мелодия». Песни на стихи Сергея Есенина. «Отговорила роща зо
лотая» (Г. Пономаренко) — ансамбль «Орэра».
-
1979 г. «Мелодия». ВИА «ПЕСНЯРЫ», ВИА «Орэра».
-
1979 г. «Мелодия». ВАХТАНГ КИКАБИДЗЕ и ВИА «Орэра». «Пока сердце
поет». Солист и художественный руководитель Вахтанг Кикабидзе.
-
1979 г. «Мелодия». ВИА «Орэра». Художественный руководитель Вахтанг
Кикабидзе, музыкальный руководитель Теймураз Мегвинет-Уцухесси.
«В старом Тбилиси». 1. «Кто поймет мою песню» (музыка народная, обр.
И. Кечакмадзе, ел. Иетим-Гурджи), 2- «Песня рыбака» (Г. Канчели — П. Гру
зинский), 3. «Пиросмани» (Н. Гигаури — Л. Асатиани), 4. «Лучше бы мы не
встретились с тобой» (музыка народная, обр. Иетим-Гурджи), 5, «Песня
о Метехи» (В. Азарашвили — П. Грузинский), 6. «Кура уносит мою любовь»
(В. Дурглишвили-М. Поцхишвили), 7. «Ветер» (В. Азарашвили-Д. Гвишиа-
ни), 8-9 «Кекел джан», «Брожу по улицам с тоской» (грузинские народные
песни, обр. И. Кечакмадзе), 10. «Напевы старого квартала» (Г. Цабадзе —
Д. Гвишиани), 11. «Память о героях» (В. Дурглишвили — Г. Леонид-
зе,М. Поцхишвили). Солисты: Нани Брегвадзе (5,10,11), Вахтанг Кикабид
зе (2, 7). На грузинском языке.
-
1980 г. «Мелодия». ВИА «Орэра»: художественный руководитель Вахтанг
Кикабидзе. 1. «Греми и Гелати» (Т. Кухалев — И. Нонешвили), 2. «Орта-
чальская красавица» (В. Азарашвили — П. Грузинский), 3. «Саят-Нова»
(Д. Туриашвили Саят-Нова), 4. «Во всех красавиц я влюблен» {Г. Цабадзе — П. Грузинский). Солисты: Нани Брегвадзе (2), Валерий Ломсадзе (3), Вах-танг Кикабидзе (4). На грузинском языке.
-
1987г. «Мелодия». ВИА«Орэра» 25 лет. (Первая пластинка). 1. «Страна цве
тов» (Г. Васадзе — Б. Перадзе), 2. «Песня о весне» (В. Дурглишвили — В. Го-
голашвили), 3. «Луна Мтацминда» (Г. Цабадзе — Г. Хухашвили), 4. «Орэра»
вокализ (народная музыка), 5. «Песня о Тбилиси» (Р. Лагидзе — П. Грузин
ский), 6. «Ты мне веришь или нет?» (Г. Цабадзе — М. Поцхишвили, русский
текст Б. Брянского), 7. «Криманчули» (грузинская народная песня), 8. «Над
окошком месяц» (А. Акименко — С. Есенин), 9. «Латиноамериканские напе
вы» 10. «Родная земля» (Г. Цабадзе — М. Какителашвили). Солистка — Нани
Брегвадзе (5, 8).
-
1987 г. «Мелодия». ВИА «Орэра» 25 лет. (Вторая пластинка). 1. «Город мой
родной» (Г. Цабадзе — М. Поцхишвили), 2. «Четыре характера» (импрови
зация на темы грузинских народных песен), 3. «Возраст любви» (А. Адже-
мян — Г. Бандурян, перевод В. Гоголашвили). 4. «Славянский танец №10» во
кализ (А. Дворжак, обр. Дж. Ласта), 5. «Праздничная» (В. Азарашвили -
М. Поцхилашвили), 6. «Здесь моя Грузия» (Г. Цабадзе — К. Каладзе), 7. «Ке-
кел джан» (грузинская народная песня), 8. «Цвет небесный» (Т. Цирекид-
зе — П. Грузинский), 9. «Воспоминание» (В. Дурглишвили — М. Поцхилаш
вили), 10. «Кто услышит мою песню?» (музыка народная, Иетим-Гурджи).
Солистка — Нани Брегвадзе (10).
КОМПАКТ-ДИСКИ
-
«Орэра». «Золотын песни». 1961-2001. «Пролог мыозик>
-
«Орэра». «Grand Collection». 2005. «Квадро-диск».
-
«Орэра». «45 лет». 2005. «Квадро-диск».