Педагогическая антропология
А.Н. Орлов
В современной концепции образования исходя из представлений, что преподаватель – это не только профессия суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждение Человека в человеке, цель системы педагогического образования представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие педагога нового типа, ориентированного на Человека.
В соответствии с этим, цель курса «Педагогическая антропология» – изучение человека в процессе его образования.
Изучение курса позволит будущему преподавателю:
– осмыслить особенности развития педагогической антропологии в контексте становления антропологических наук;
– обобщить и систематизировать знания о развивающемся Человеке, полученные при изучении отдельных учебных дисциплин;
– понять основные подходы к целостному постижению Человека, сложившиеся в истории культуры;
– развивать практические умения и навыки, необходимые в гуманно-ориентированной образовательной практике.
В основу программы положено интегративное знание о Человеке как био-психо-социо-культурной системе, представлены различные подходы к пониманию его целостной природы; процессов развития и воспитания.
В рамках предлагаемого курса уделяется внимание развитию умений и навыков самопознания, самовоспитания и самосовершенствования, а также способности понимания каждого конкретного человека и оказания помощи ему в утверждении в нем личности.
Курс рассчитан на 30 аудиторных часов, в том числе 10 часов – лекции, 10 часов – семинарские занятия, 10 часов – лабораторно-практические занятия. Форма итогового контроля – зачет.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание лекционного курса
Тема 1. Становление антропологии как интегрального
научного знания о Человеке (2 часа)
Человек как ценностная мера всего сущего.
Зарождение философии человека (Сократ, Платон, Аристотель). Идеи гуманизма в философии (Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци). Русская философская мысль о целях и задачах образования (М.В. Ломоносов, Н.Г. Чернышевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев).
Антропологический принцип философии (Л. Фейербах, М. Шелер). Философская антропология как фундамент постижения Человека и его бытия. Опыт философской антропологии.
Ограничения предмета изучения антропологии. Антропология как отрасль естествознания. Недостаточность анализа Человека в рамках антропологии как биологической дисциплины.
Региональные антропологии (культурологическая, социальная, психологическая, педагогическая и др.).
Тенденции к интегральному исследованию Человека. Противоречивые оценки возможности комплексного изучения Человека.
Тема 2. К.Д. Ушинский – основоположник
педагогической антропологии (1 час)
К.Д. Ушинский – отец русских учителей. Капитальный труд К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Предмет педагогической антропологии в трактовке К.Д. Ушинского. Основные понятия теории К.Д. Ушинского – тело, душа и дух как специфические человеческие образования. Обеспечение целостности развития ребенка в единстве формирования тела, души и духа. Педагогическое переосмысление данных физиология и психологии в выработке педагогических правил и рекомендации.
Педагогика как искусство. Педагогика в «обширном» и «тесном» смысле.
Требования К.Д. Ушинского к педагогу. Специфика подготовки народного учителя. Вклад К.Д. Ушинского в теорию воспитания и образования. Дальнейшее развитее идей К.Д. Ушинского о педагогической антропологии.
Тема 3. Педология как наука о ребенке (1 час)
Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Герберт – педагоги-гуманисты, предшественники педологов.
Конец XIX - начало XX веков – зарождение педологии как науки (С. Холл, Э. Мейман, Э. Торндайк).
Первые собственно педологические исследования в России (Н.Е. Румянцев, А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский и др.).
Развитие идей К.Д. Ушинского в педологическом направлении (М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский).
Предмет изучения педологии – человек как естественное целое. Педология – научный фундамент педагогики. Основные принципы и категории педологии. Научные методы педологии.
Характеристика детских возрастов и практические рекомендации П.П. Блонского.
Подготовка педагога в Академии социального воспитания (Академия коммунистического воспитания).
Культурно-исторические концепции Л.С. Выготского. Вклад Л.С. Выготского в развитие детской психологии. Проблемы развития психики. Достижения и слабости педологической науки.
Тема 4. Системный подход в изучении Человека (2 часа)
Феномен Человека. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Человек как природное явление и как душевно-духовное образование.
Человек в специальных науках. Идеальные модели человека в науке. Проблемы целостного постижения Человека.
Системный подход как методологическое направление. Понятия и характеристики системы. Особенности гуманитарных систем. Человек как био-психо-социо-культурная система.
Синергетика – наука о саморазвивающихся системах. Человек с позиции синергетики.
Преимущества системного подхода в изучении Человека.
Человек в разных сферах культуры: в философии, искусстве, религии. Отличие философского познания Человека от специально-научного. Особенности религиозного учения о Человеке. Достоинства познания Человека средствами искусства. Художественный образ как способ целостного представления Человека.
Тема 5. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность (2 часа)
Человек как природное существо. Понятие об индивидных свойствах человека. Тело как способ родового бытия сознания. Общее строение нервной системы человека. Функциональная организация работы мозга. Учение И.П. Павлова, П.К. Анохина, А.А. Ухтомского о физиологических основах психической деятельности.
Многомерность категории «деятельность». Человек: как субъект деятельности. Психологическое строение индивидуальной деятельности: потребности, мотивы, цели.
Психика как структурно-функциональная целостность. Три раздела душевной жизни в психологических учениях: желания (воля), чувства, разум.
Человек среди людей. Личность как социо-культурная реальность. Структура личности и ее целостность.
Сознание как основной инструмент личности. Понятие о сознании в философии и психологии. Психологическая структура сознания. Сознание как целое.
Человеческая индивидуальность. Свобода и ответственность. Самореализация и творчество.
Тема 6. «Антропное движение» второй половины XX века (2 часа)
Потребность общественной практики в едином фундаментальном учении о Человеке. Особенности развитая научного знания о Человеке во второй половине XX века (проблема Человека – общая проблема для всей науки в целом; дифференциация, специализация отдельных наук; интеграция научного знания о Человеке).
Синтетическое человекознание Б.Г. Ананьева как психологическое направление постижения целостной природы человека. Интеграции общественных, естественных и технических наук в процессе изучения Человека.
Учение В.С. Мерлина об интегральной индивидуальности. Человек как большая иерархическая саморегулируемая система. Иерархические уровни этой системы. Однозначные и многозначные связи индивидуальных свойств человека.
Гомология как область синтетических знаний о многомерной сущности и многообразных сторонах существования человека.
Человековедение – новое течение, направленное на постижение его интегральной природы.
Антропологический и культурологический подходы – пути гуманизации системы образования.
Влияние педагогической антропологии на стратегию образования, процесс целеполагания, систематизацию содержания образования, воспитания и обучения.
Тенденция развития антропологического направления в науке как интегрального знания о Человеке.
Содержание семинарских и лабораторно-практических занятий
Семинарское занятие 1. Становление антропологии как интегшрального научного знания о Человеке.
Вопросы и задания:
-
Докажите, что Человек – это целостная мера всего сущего.
-
Дайте определение понятию «антропология».
-
Обоснуйте зарождение философии человека.
-
Дайте характеристику антропологического принципа философии.
-
В чем сущность философской антропологии?
-
В чем вы видите причины ограничения предмета изучения антропологии? В чем специфика антропологии как отрасли естествознания?
-
В каком соотношении находятся региональные антропологии?
-
Назовите ведущие тенденции к интегральному исследованию Человека.
Темы рефератов:
1. Этапы становления антропологии как интегральной гуманитарной дисциплины.
Семинарское занятие 2. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической антропологии
Вопросы и задания:
-
Раскройте смысл утверждения «К.Д. Ушинский – отец русских педагогов»
-
Дайте характеристику педагогике как искусству. В каком соотношении находятся педагогика «в обширном» и «тесном» смысле?
-
Дайте определение предмета педагогической антропологии.
-
Соотнесите понятия: «тело», «душа» и «дух» в трактовке К.Д. Ушинского.
-
В чем особенность целостности развития ребенка в единстве формирования тела, души и духа?
-
В чем специфика подготовки народного учителя?
-
Напишите микросочинение на тему: «Идеи К.Д. Ушинского в современном образовании», «Мой учитель К.Д. Ушинский» (на выбор).
Темы рефератов:
-
Педагогическое переосмысление данных физиологии и психологии в работе К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
-
Требования К.Д. Ушинского к воспитателю.
Семинарское занятие 3. Педология как наука о ребенке
Вопросы и задания:
-
Назовите факторы, способствующие зарождению педологии как науки.
-
Назовите ведущие тенденции и принципы педологического направления.
-
Дайте характеристику научным методам педологии.
-
В чем сущность ребенка как естественного целого?
-
Раскройте содержанке подготовки педагога в Академии социального
воспитания.
Темы рефератов:
1. Принцип природосообразности в педагогической мысли (Я.А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Пестолоцци, И. Гербарт).
Семинарское занятие 4. Системный подход в изучении Человека
Вопросы и задания:
-
Найдите и выпишите высказывания ученых, писателей, педагогов о Человеке как существе многостороннем, многомерном; сложноорганизованном.
-
Дайте характеристику системного подхода, как методологического направления.
-
Какими преимуществами обладает системный подход в сравнении с «предметным» рассмотрением Человека?
-
Обоснуете проблемы целостного познания Человека.
-
В чем сущность Человека как био-психо-социо-культурной системы?
-
Охарактеризуйте и проиллюстрируйте на примерах достоинства познания Человека средствами искусства.
Темы рефератов:
-
Человек как тайна в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.
-
Особенности целостного постижения Человека в мистике, мифологии и религии.
-
Специфика искусства как способа целостного постижения Человека.
Семинарское занятие 5. Индивид, личность, индивидуальность
Вопросы и задания:
-
Назовите иерархические уровни Человека как: целостной системы.
-
Соотнесите понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность», «человек».
-
Можно ли о Человеке в целом говорить как об особом функциональном органе или даже организме? Обоснуйте или опровергнете это положение.
-
Назовите основные признаки человека как субъекта деятельности.
-
Какова структура личности. Обоснуйте ее целостность.
-
В чем специфика человеческой индивидуальности.
-
Проанализируйте установку педагога на воспитание ученика как индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности, Человека.
Темы рефератов:
-
Различия в трактовке понятия «духовность» в психолого-педагогической периодике 90-х годов.
-
Смысл жизни как основа самодетерминации личности.
-
Свобода, ответственность и дисциплина в формировании личности.
Семинарское занятие 6. «Антропное движение» второй половины XX века
Вопросы и задания:
-
Представьте себе, что создан институт комплексного человекознания. Какие специалисты могли бы работать в этом институте? Как бы они сотрудничали друг с другом?
-
В чем вы видите причины выдвижения проблемы человека в центр современной науки?
-
Назовите ведущие тенденции антропологизации образования.
-
Дайте определение понятия «антропное движение».
-
В чем находит выражение «антропное движение» второй половины XX века?
-
Назовите антропологические принципы и покажите их применение в педагогике.
Темы рефератов:
-
Причины актуализации научного интереса к проблеме Человека.
-
Становление отечественной педагогической антропологии.
-
Образ человека в работах Б.Г. Ананьева.
-
В.С. Мерлин о Человеке как большой иерархической саморегулируемой системе.
Лабораторно-практическое занятие 7. Искусство взаимодействия
Лабораторно-практические занятия проектируются в соответствии с особенностями группы, делается: упор на тот или иной вид работы. Ниже представлен материал, который может быть использован на занятиях.
Этапы занятий
|
Вариативные техники, упражнения, игры
|
Игры и упражнения на сплочение группы
|
Знакомство. Свеча. Паровозик. Комплименты. Общение без слов. Психологическая скульптура. Испорченный телефон. Слепой и поводырь. Солнце и планеты
|
Аутотренинговые упражнения и релаксационные техники
|
Сеанс психофизической настройки. Приятный сон. Мобилизация. Релаксация по «Бенсону». Антистресссин. Гора с плеч. Внутренний луч. Руки. Голова. Настроение. Дыхание. Психоэнергетический зонтик
|
Игры и упражнения на развитие умений и навыков, необходимых в антропоориентированной образовательной практике
|
Отражение чувств. Эмпатия. Внутренний голос. Ассоциация. Перевоплощение Представление имени. Телепатия. Выбор. Таможня. Отгадай. Фотография. Телевизор. Первая фраза. Конфликты. Вербализация чувств
|
Рефлексия
|
- В начале занятия …, потом …, в конце …
- Чтобы Вы хотели использовать в своей работе?
- Я никогда не задумывался, что …
- … важно в работе с людьми потому что …
- Я теперь пожалуй научусь …
- Я наверное никогда не нарушу правило …
- Раньше я редко задумывался о своей позиции, а сегодняшнее занятие …
|
Достарыңызбен бөлісу: |