1. На литературу 1 половины 20 века повлияли такие исторические события, как Первая Мировая война 1914 и Октябрьская революция 1917. Кроме того, в 30-е годы в Европе произошёл экономический кризис. В этот период в Италии, а затем и в Германии начал зарождаться фашистский режим.
Это время на пороге Второй мировой войны.
Как чувствовал себя человек начала 20 века?
Существовала точка зрения, что всё в мире можно объяснить либо религией, либо наукой.
С точки зрения науки, всё материально, но настолько тонко организовано, что создать это мог только бог. Но, в то же время, Бог воспринимался как химера, как олицетворение старых взглядов о чётко установленных законах мира(влияние работ Ницше).
Писателей, учёных и философов того времени волновали вопросы поиска истины, законов устройства мира, существования границ познания.
В психологии господствовали идеи Эмиля Золя(влияние среды на человека), Фрейда(теория сознательного и подсознательного), и Карла Юнга(теория архетипов и коллективного бессознательного).
технический прогресс: развитие авиации, кинематографа, автомобилестроения.
Человек рассматривается как часть созданного цивилизацией механизма: отсюда стереотипность, штамповость восприятия общества и мира.
Это время перехода от декаданства к модернизму. В то же время, господствовали просветительские идеи. Гуманизм считался порождением возрожденческой культуры..
Выдающиеся философы того времени: Шпенглер, Бердяев, Ортега-и-Гассет.
Кризис гуманизма. Кончается эпоха человека-личности. Провалились идеи на построение идеального общества, новой цивилизации, где духовное и материальное, личностное и общественное сосуществовали бы в гармонии.
В этот период в искусстве сосуществовали два подхода: традиционный(подражание природе- по Аристотелю) и модернистский.
Появляется множество авангардистских школ, дадаизма, футуризма, ультраизма. Их девиз – совершенно новое искусство. Искусство интересуется вещами, объектами- в мире без Бога стоит обращаться к земному.
Популярны идеи экзистенциализма – понятия абсурдности, отчуждённости, свободы.
Модернизм понимался как идеи искусства, адекватные идее абсурдного мира, мира, покинутого Богом, утрачивающего смысл (Франц Кафка). Модернизм – способ интерпретации реальности, познания сути бытия. В советскую эпоху модернизм воспринимался негативно, из-за господствующего идейного направления – социалистического реализма, основные идеи которого – пафос действия, совершенствование мира в интересах большинства народа, эпоха, динамично изменяющаяся в своём революционном развитии. Также на основные понятия социал-реализма влияли коммунистические идеи марскизма.
Сравним основные принципы реализма и модернизма:
Реализм- объективное отражение объективной действительности, для него характерны типизация и историзм, реализм верит в познаваемость мира.
Модернизм – это субъективное восприятие жизни. Модернизм создаёт миф вместо истории, обращает внимание на форму, а не содержание. Модернизм исходит из непознаваемости мира, ведь весь мир воспринимается как хаос.
2. Творчество М. Пруста.
Марсель Пруст (1871 – 1922) является знаковой фигурой для литературы 20 века, вместе с Кафкой и Джойсом. В детстве заболел астмой, когда поступил в лицей, часто пропускал занятия, не мог вести очень активную светскую жизнь. Пруст писал светские хроники в газеты, критические статьи, переводы Джона Рёскина. После смерти найдено было его неопубликованное произведение – «Жан Сантей» - огромного объёма.
Цикл «В поисках утраченного времени»:
1 том- «В сторону Свана» - не был одобрен критикой.
2 – «Под сенью девушек в цвету» - за это произведение был удостоен Гонкуровской премии.
3 – «Сторона германтов»
4 – «Содом и Гоморра»
5 – «Пленница»
6 – «Беглянка»
7 – «Найденное время»
Хронотоп романа огромен – проблема любви, проблема воспитания, мотивы дружбы. Упоминаются исторические события: Первая МВ, Октябрьская революция. Тема искусства и писательского призвания. В романе множество персонажей.
Почему его произведение считалось новаторским?
Книга смутила самых доброжелательно настроенных читателей и критиков, так как на первый взгляд это был неудачный автобиографический роман, весьма запутанный хронологически, с событиями, которые никак не выстраивались в общую картину. Но роман был задуман автором как способ познать себя, своё сознание, свою психику на материале личных впечатлений и переживаний, но не в линейном построении, а по случайным всплескам эмоций и проявлений памяти. Это коллекция жизненных впечатлений, причём в том порядке, в котором они всплывают в памяти.
Мир представлен в книге по-другому. Общественная жизнь погружена во внутренний мир героя и представлена через его субъективность. Весь роман – отражение переживания жизни.
Рассказчик анализирует свои впечатления и воспоминания, размышляет о том, откуда они берутся. экзистенциальные идеи: что есть человек по своей природе? В чём смысл его жизни? Герой через фрагменты восприятия, обрывки воспоминаний, пытается понять смысл бытия.
Люди представлены как существа дуальные: с одной стороны, мы существуем в социальной среде и подчиняемся законам этой среды, с другой стороны – обладаем внутренним «я». Наше существование прежде всего – осознание нашего внутреннего «Я», того, как мы воспринимаем и переживаем внешнюю жизнь (похожие идеи были и у философа Андрея Бергсона).
Основные понятия произведения:
жизнь – это длительность, которая может менять форму. Жизнь воспринимается как поток, течение – даже вся эта история словно вытекает из носика чайника, когда герой пьёт чай, эти воспоминания предстают перед его взором. Человек изобрёл науку, чтобы овладеть основными законами существования, но вычлененные из потока жизни, эти законы не могут быть изучены. Зато длительность жизни можно ухватить с помощью интуиции, через искусство. Так есть ли жизнь сама по себе? Может ли она быть изучена?
Главная задача писателя- воспроизведение жизни внутреннего «Я».
У Пруста нет границ между объектом и субъектом повествования: он пишет о себе, о своём внутреннем «я» так, как оно в каждый момент себя проявляет.
Основной принцип организации романа – воспроизведение внутреннего опыта во всём его богатстве. «Я» человека – это цепь умирающих и рождающихся «Я». В мире Пруста всё переменчиво, всё изменяется с течением времени. Роман построен по принципу «непроизвольной памяти» - прошлое снова превращается в настоящее, ведь он снова вспоминает его.
В романе нет позиции «всезнающего автора», который находится словно над повествованием, – автор переживает свои ощущения вместе с читателем.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Время ускользает в краткий миг между сном и пробуждением. В течение нескольких секунд повествователю Марселю кажется, будто он превратился в то, о чем прочитал накануне. Разум силится определить местонахождение спальной комнаты. Неужели это дом дедушки в Комбре, и Марсель заснул, не дождавшись, когда мама придет с ним проститься? Или же это имение госпожи де Сен-Лу в Тансонвиле? Значит, Марсель слишком долго спал после дневной прогулки: одиннадцатый час — все отужинали! Затем в свои права вступает привычка и с искусной медлительностью начинает заполнять обжитое пространство. Но память уже пробудилась: этой ночью Марселю не заснуть — он будет вспоминать Комбре, Бальбек, Париж, Донсьер и Венецию.
В Комбре маленького Марселя отсылали спать сразу после ужина, И мама заходила на минутку, чтобы поцеловать его на ночь. Но когда приходили гости, мама не поднималась в спальню. Обычно к ним заходил Шарль Сван — сын дедушкиного друга. Родные Марселя не догадывались, что «молодой» Сван ведет блестящую светскую жизнь, ведь его отец был всего лишь биржевым маклером. Тогдашние обыватели по своим воззрениям не слишком отличались от индусов: каждому следовало вращаться в своем кругу, и переход в высшую касту считался даже неприличным. Лишь случайно бабушка Марселя узнала об аристократических знакомствах Свана от подруги по пансиону — маркизы де Вильпаризи, с которой не желала поддерживать дружеских отношений из-за твердой веры в благую незыблемость каст.
После неудачной женитьбы на женщине из дурного общества Сван бывал в Комбре все реже и реже, однако каждый его приход был мукой для мальчика, ибо прощальный мамин поцелуй приходилось уносить с собой из столовой в спальню. Величайшее событие в жизни Марселя произошло, когда его отослали спать еще раньше, чем всегда. Он не успел попрощаться с мамой и попытался вызвать её запиской, переданной через кухарку Франсуазу, но этот маневр не удался. Решив добиться поцелуя любой ценой, Марсель дождался ухода Свана и вышел в ночной рубашке на лестницу. Это было неслыханным нарушением заведенного порядка, однако отец, которого раздражали «сантименты», внезапно понял состояние сына. Мама провела в комнате рыдающего Марселя всю ночь. Когда мальчик немного успокоился, она стала читать ему роман Жорж Санд, любовно выбранный для внука бабушкой. Эта победа оказалась горькой: мама словно бы отреклась от своей благотворной твердости.
На протяжении долгого времени Марсель, просыпаясь по ночам, вспоминал прошлое отрывочно: он видел только декорацию своего ухода спать — лестницу, по которой так тяжко было подниматься, и спальню со стеклянной дверью в коридорчик, откуда появлялась мама. В сущности, весь остальной Комбре умер для него, ибо как ни усиливается желание воскресить прошлое, оно всегда ускользает. Но когда Марсель ощутил вкус размоченного в липовом чае бисквита, из чашки вдруг выплыли цветы в саду, боярышник в парке Свана, кувшинки Вивоны, добрые жители Комбре и колокольня церкви Святого Илария.
Этим бисквитом угощала Марселя тетя Леония в те времена, когда семья проводила пасхальные и летние каникулы в Комбре. Тетушка внушила себе, что неизлечимо больна: после смерти мужа она не поднималась с постели, стоявшей у окна. Любимым её занятием было следить за прохожими и обсуждать события местной жизни с кухаркой Франсуазой — женщиной добрейшей души, которая вместе с тем умела хладнокровно свернуть шею цыпленку и выжить из дома неугодную ей посудомойку.
Марсель обожал летние прогулки по окрестностям Комбре. У семьи было два излюбленных маршрута: один назывался «направлением к Мезеглизу» (или «к Свану», поскольку дорога проходила мимо его имения), а второй — «направлением Германтов», потомков прославленной Женевьевы Брабантской. Детские впечатления остались в душе навсегда: много раз Марсель убеждался, что по-настоящему его радуют лишь те люди и те предметы, с которыми он столкнулся в Комбре. Направление к Мезеглизу с его сиренью, боярышником и васильками, направление в Германт с рекой, кувшинками и лютиками создали вечный образ страны сказочного блаженства. Несомненно, это послужило причиной многих ошибок и разочарований: порой Марсель мечтал увидеться с кем-нибудь только потому, что этот человек напоминал ему цветущий куст боярышника в парке Свана.
Вся дальнейшая жизнь Марселя была связана с тем, что он узнал или увидел в Комбре. Общение с инженером Легранденом дало мальчику первое понятие о снобизме: этот приятный, любезный человек не желал здороваться с родными Марселя на людях, поскольку породнился с аристократами. Учитель музыки Вентейль перестал бывать в доме, чтобы не встречаться со Сваном, которого презирал за женитьбу на кокотке. Вентейль не чаял души в своей единственной дочери. Когда к этой несколько мужеподобной на вид девушке приехала подруга, в Комбре открыто заговорили об их странных отношениях. Вентейль несказанно страдал — возможно, дурная репутация дочери до срока свела его в могилу. Осенью того года, когда наконец умерла тетя Леония, Марсель стал свидетелем отвратительной сцены в Монжувене: подруга мадемуазель Вентейль плюнула в фотографию покойного музыканта. Год ознаменовался еще одним важным событием: Франсуаза, поначалу рассерженная «бездушием» родных Марселя, согласилась перейти к ним на службу.
Из всех школьных товарищей Марсель отдавал предпочтение Блоку, которого в доме принимали радушно, невзирая на явную претенциозность манер. Правда, дедушка посмеивался над симпатией внука к евреям. Блок рекомендовал Марселю прочесть Бергота, и этот писатель произвел на мальчика такое впечатление, что его заветной мечтой стало познакомиться с ним. Когда Сван сообщил, что Бергот дружен с его дочерью, у Марселя замерло сердце — только необыкновенная девочка могла заслужить подобное счастье. При первой встрече в тансонвильском парке Жильберта посмотрела на Марселя невидящим взглядом — очевидно, это было совершенно недоступное создание. Родные же мальчика обратили внимание лишь на то, что госпожа Сван в отсутствие мужа бесстыдно принимает барона де Шарлю.
Но величайшее потрясение испытал Марсель в комбрейской церкви в тот день, когда герцогиня Германтская соизволила посетить богослужение. Внешне эта дама с большим носом и голубыми глазами почти не отличалась от других женщин, но её окружал мифический ореол — перед Марселем предстала одна из легендарных Германтов. Страстно влюбившись в герцогиню, мальчик размышлял о том, как завоевать её благосклонность. Именно тогда и родились мечты о литературном поприще.
Лишь спустя много лет после своего расставания с Комбре Марсель узнал про любовь Свана. Одетта де Креси была единственной женщиной в салоне Вердюренов, куда принимались только «верные» — те, кто считал доктора Котара светочем премудрости и восторгался игрой пианиста, которому в данный момент оказывала покровительство госпожа Вердюрен. Художника по прозвищу «маэстро Биш» полагалось жалеть за грубый и вульгарный стиль письма. Сван считался завзятым сердцеедом, но Одетта была совсем не в его вкусе. Однако ему приятно было думать, что она влюблена в него. Одетта ввела его в «кланчик» Вердюренов, и постепенно он привык видеть её каждый день. Однажды ему почудилось в ней сходство с картиной Боттичелли, а при звуках сонаты Вентейля вспыхнула настоящая страсть. Забросив свои прежние занятия (в частности, эссе о Вермеере), Сван перестал бывать в свете — теперь все его мысли поглощала Одетта. Первая близость наступила после того, как он поправил орхидею на её корсаже — с этого момента у них появилось выражение «орхидеиться». Камертоном их любви стала дивная музыкальная фраза Вентейля, которая, по мнению Свана, никак не могла принадлежать «старому дураку» из Комбре. Вскоре Сван начал безумно ревновать Одетту. Влюбленный в нее граф де Форшвиль упомянул об аристократических знакомствах Свана, и это переполнило чашу терпения госпожи Вердюрен, всегда подозревавшей, что Сван готов «дернуть» из её салона. После своей «опалы» Сван лишился возможности видеться с Одеттой у Вердюренов. Он ревновал её ко всем мужчинам и успокаивался лишь тогда, когда она находилась в обществе барона де Шарлю. Услышав вновь сонату Вентейля, Сван с трудом сдержал крик боли: не вернуть уже того прекрасного времени, когда Одетта безумно его любила. Наваждение проходило постепенно. Прекрасное лицо маркизы де Говожо, урожденной Легранден, напомнило Свану о спасительном Комбре, и он вдруг увидел Одетту такой, как она есть — не похожей на картину Боттичелли. Как могло случиться, что он убил несколько лет жизни на женщину, которая ему, в сущности, даже и не нравилась?
Марсель никогда не поехал бы в Бальбек, если бы Сван не расхвалил ему тамошнюю церковь в «персидском» стиле. А в Париже Сван стал для мальчика «отцом Жильберты». Франсуаза водила своего питомца гулять на Елисейские поля, где играла девичья «стайка» во главе с Жильбертой. Марселя приняли в компанию, и он полюбил Жильберту еще сильнее. Его восхищала красота госпожи Сван, а ходившие о ней толки пробуждали любопытство. Когда-то эту женщину звали Одетта де Креси.
№3 Творчество Экзюпери
Граф Антуан-Мари-Роже де Сент-Экзюпери родился в июне 1900 года в замке Ла Молль во французском городе Лионе.
Все книги Экзюпери объединяются общей темой: проблема существования. Экзюпери интересует идея Ницше – человека независимого от толпы (который вырывается из массы). У писателя можно выделить в творчестве слово – человек – как общая субстанция (понятие «бога» - то, что всех нас объединяет. Основная задача человека – сохранить общечеловеческую субстанцию.
Он начал с повестей “Южный почтовый” и “Ночной полет” - о жизни и труде крылатых людей. В 1935 году он побывал в Советском Союзе и написал вдумчивые и доброжелательные очерки о Москве. Во время гражданской войны в Испании он с тревогой пишет о судьбах Европы, о будущем, которому угрожает фашизм. Подлинной, деятельной любовью к людям дышит лучшая его повесть - “Планета людей” (1939). Когда началась война, он уже был признан негодным для службы в авиации, но вернулся на самолет и воевал до того дня, пока Францию захватил враг.
“Южный почтовый” - это самая романтическая книга Сент-Экзюпери. Главный герой - летчик Жак Бернис, пилот компании “Аэропосталь», ищущий свой путь в жизни, истину жизни, своё призвание – в любви, в вере, в работе.
“Ночной полет” относится к южноамериканскому периоду жизни Сент-Экзюпери. Это повесть о жизни лётчиков, перевозящих по ночам письма над горными хребтами.
“Планета людей” - это прекрасный сборник эссе. Рассказ о первом полете над Пиренеями, о том, как старые, опытные летчики приобщают к ремеслу новичков. О том, как во время полета происходит борьба с “тремя изначальными божествами - с горами, морем и бурей”. Портреты товарищей автора - Мермоза, исчезнувшего в океане, Гийоме, который спасся в Андах, благодаря своему мужеству и упорству. Эссе о “самолете и планете”, небесные пейзажи, оазисы, посадки в пустыне, в самом стане мавров (первобытное племя, жившее в пустыне), и рассказ о том, как затерявшись в ливийских песках, сам автор чуть не умер от изнурительной жажды.
Наконец, “Военный летчик”. Во время немецкого наступления во Франции капитан де Сент-Экзюпери и экипаж его самолета получают от своего начальника, майора Алиаса, приказ совершить разведывательный полет над Аррасом. Вполне возможно, что во время этого полета их встретит смерть, смерть бесполезная, так как им поручено собрать сведения, которые они уже никому не смогут передать - дороги будут безнадежно забиты, телефонная связь прервана, генеральный штаб переместится в другое место. Отдавая приказ, майор Алиас и сам знает, что этот приказ бессмыслен. Но что тут можно сказать? Никому и в голову не приходит сетовать. Подчиненный отвечает: “Слушаюсь, господин майор... Так точно, господин майор...”, но ведь дисциплина прежде всего. Книга состоит из возвышенных размышлений летчика во время полета к Аррасу, а затем во время его возвращения посреди рвущихся вокруг снарядов и висящих над ним вражеских истребителей.
Незадолго до своей гибели Сент-Экзюпери написал еще одну небольшую, совсем не похожую на другие, книжку - сказку “Маленький принц” и сам ее иллюстрировал. С одной стороны, это сказка, с другой – притча.
Сказка, как и притча, - древнейший жанр устного народного творчества, она учит человека жить, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. То, что “Маленький принц” — сказка, мы определяют по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза).
Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия.
“Прообразом” литературной сказки “Маленький принц” можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы. Сент-Экзюпери берёт этот сюжет за основу, но по-своему его переосмысливает. За внешне простым сюжетом скрывается философская сказка: Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.
Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой – он выбирает телесную смерть.
В сказке сильны романтические традиции. Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра – сказки. Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор – это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.
-
Тема зла. Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки.
Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы, грозившие разорвать планету на части, – это персонифицированный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом.
-
Конфликт между миром взрослых и детей. Неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет (“странными взрослыми”). Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью.
-
Тема труда. Планета фонарщика – фонарщик то зажигает, то гасит фонарь. Главный герой считает это прекрасным занятием – он говорит о внутренней стороне прекрасного, а не о внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл, а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно.
-
Эфемерность прекрасного.В разговоре с географом затрагивается еще одна важная эстетическая тема – эфемерность прекрасного. “Красота недолговечна”, - горестно замечает главный герой. Поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
5. Тема формы и содержания.Но самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.
6.Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе.
Символы: Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.
Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.
6. Экспрессионизм в ис-ве и л-ре (эстетика, жанры, тематика).
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (фр. еxpressionismе, от лат. expressio – выражение, выразительность) – направление в искусстве и литературе первых десятилетий 20 в., особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии; а также тенденция, периодически возникающая в изобразительном искусстве, литературе и кино, характеризующаяся стремлением к деформации или стилизации форм, динамизму, экзальтации и гротеску ради создания мощной выразительности художественного образа и отражения мировоззрения автора.
Достарыңызбен бөлісу: |