Предисловие 2
Фарзам Арбаб 5
Введение 6
I 6
Изначальный импульс 6
В поисках объединяющих принципов 9
III 16
Обретение знаний: действие, сопровождаемое размышлением и обсуждением 16
IV 18
Уникальные особенности широкомасштабного расширения 18
V 19
Первый контакт и роль учителя Веры 19
VI 23
Содержание первого послания 23
VII 25
Вторая волна расширения: радости и печали 25
VIII 27
Переход от индивида к общине 27
IX 30
Назад к индивиду: буклеты по углублению 30
X 34
Элементы структуры Института Рухи 34
XI 39
Образовательные программы: пути служения 39
XII 40
Понимание Писаний Бахаи 40
XIII 43
Молитва 43
XIV 44
Жизнь и смерть 44
XV 46
Принципы образования бахаи 46
XVI 48
Детские классы 48
XVII 50
Отрывки из курса «Жизнь и Смерть» 50
XVIII 55
Дальнейшие шаги на пути «Базового углубления» 55
XIX 56
Первый особый путь служения: образование детей 56
XX 58
Второй особый путь служения: развитие общин 58
XXI 60
Путь служения «Общее образование» 60
XXII 61
Важные характерные особенности Института Рухи 61
XXIII 66
Представление института за пределами общины бахаи 66
XXIV 74
Утраченная скорость 74
XXV 79
Обязательства и интенсивность 79
XXVI 83
Выводы 83
Библиография 86
Предисловие
В октябре 1952 года возлюбленный Хранитель объявил всему миру бахаи о приближающемся начале «судьбоносного, воодушевляющего, всемирного десятилетнего Духовного Крестового Похода», цель которого — «быстрое расширение духовных владений Бахауллы, а также окончательное установление структуры Его административного порядка» во всех государствах и зависимых территориях по всей планете. Отклик последователей Бахауллы на призыв Хранителя во время Десятилетнего Крестового Похода и на последующие Планы Всемирного Дома Справедливости является славной главой в истории Веры, о которой грядущие поколения будут вспоминать с гордостью и изумлением. Только по прошествии нескольких десятилетий можно будет безоговорочно утверждать, что духовные владения Бахауллы действительно раскинулись по всему миру и установлена структура Его административного порядка.
В течение 150 лет рост Веры происходил в соответствии с различными моделями согласно требованиям времени и места. В Колыбели Веры в первые годы Героического Века этот рост был отмечен характеристиками, которые не имели аналогов в истории религии. Оживляющее и облагораживающее влияние Баба и Бахауллы распространялось по всей стране с невиданной скоростью, воспламеняя души, поднимая их на высочайшие вершины святости, вдохновляя их на героическое самопожертвование, и вызывая, в то же время, самое злобное и упорное сопротивление, с которым когда-либо приходилось сталкиваться последователям новой религии. Рост общины бахаи Ирана происходил в течение Героического Века, хотя его внешние проявления подавлялись безжалостными преследованиями. Необходимо было всё больше усилий сосредотачивать на духовном и светском образовании и на установлении активных общин бахаи, впоследствии принёсших известность иранским друзьям благодаря чистоте их жизни, высоконравственному поведению и милосердию, которое они проявляли даже по отношению к своим врагам. Десятилетний Крестовый Поход дал этим людям, подвергавшимся жестоким испытаниям, ещё одну возможность внести значительный вклад в расширение рядов Веры, на этот раз через пионерское служение. Тысячи из них поднялись и вместе со своими собратьями по Вере, в особенности из Северной Америки, провозгласили Послание Бахауллы по всей планете.
В последние годы Героического Века, по мере распространения Веры во многих странах, а более всего на Западе, вырисовалась отчётливая модель роста. То в одной местности, то в другой небольшую группу верующих углубляли в Вере, постепенно помогая им получить статус Местного Духовного Собрания, и этот институт готовили к тому, чтобы принять на себя ответственность за расширение и консолидацию растущей местной общины и за распространение Дела в соседних районах. Благодаря этому процессу в последующие эпохи Века Становления общины бахаи появились в тысячах крупных и небольших городов в каждом уголке планеты. Рост в соответствии с такой моделью несомненно будет приносить плоды и в грядущие десятилетия; он может быть медленным или быстрым в зависимости от восприимчивости людей и от того, насколько верующие уповают на духовные силы, всегда доступные для них. Недавний расцвет Веры в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза новое доказательство эффективности этой модели.
Однако признаки другой характерной модели роста, которая напоминает эпизоды обращения людей в Веру во время Героического Века, можно было различить уже в первые годы Десятилетнего Крестового Похода. Этот необыкновенный процесс, доставивший радость сердцу возлюбленного Хранителя, активизировался, когда друзья начали нести Веру жителям сельских районов Африки, осознав огромную восприимчивость этих людей к Посланию Бахауллы. Вскоре вступление в Веру отрядами стало происходить и в других частях света. Во многих странах значительно увеличились ряды последователей Бахауллы, их число возросло от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов. Но консолидация местных общин, при сохранении быстрых темпов расширения, оказалась тяжелым испытанием для всей общины бахаи. В некоторых странах процесс массового обучения был приостановлен из-за неспособности справиться с этой задачей; часто эта проблема приводила к опустошающим разногласиям по всем аспектам вопроса, связанного с обучением Вере. Несмотря на то, что в других странах верующие настойчиво продолжали свою деятельность и разрабатывали скоординированные подходы к расширению и консолидации, к концу 70-х годов скорость продвижения вперед была утрачена, и темпы роста значительно замедлились на всех континентах.
Послание Всемирного Дома Справедливости миру бахаи в Ризван 1988 года снова вызвало у верующих стремление возродить крупномасштабное расширение Веры. Однако на этот раз благодаря накопленному опыту появились более подходящие методы для устойчивого расширения, и, в особенности благодаря деятельности институтов по подготовке, найдены эффективные способы углубления большого количества друзей.
В брошюре «Обучаясь росту» описываются структура концепции Института Рухи и его программы, рассказывается история об усилиях одной национальной общины по поддержанию широкомасштабного расширения и проводится анализ полученных ею уроков. Любой читатель этой брошюры поймет, что здесь нет никаких притязаний на то, чтобы дать некую модель для подражания; ценность этого материала заключается в систематическом описании процесса, который так или иначе повторялся там, где бахаи прилагали все усилия для продвижения крупномасштабного роста Веры. Людям, конечно, необходимо обретать собственный опыт и действовать в соответствии с ним, по мере того как они учатся, углубляют свои знания и обретают мудрость. Тем не менее, чрезвычайно важно делиться накопленным опытом. Размышление над динамикой усилий других помогает осознать причины кризисов и побед в своих начинаниях. Этот документ представляет особую ценность для такого рода анализа, так как здесь нет двойственности природы успехов и неудач и прогресс рассматривается с точки зрения постоянного чередования кризисов и побед.
Пусть чтение этой краткой истории вдохновит других вдумчиво проанализировать свой опыт и поделиться сделанными выводами с бахаи всего мира, которые также заняты поисками эффективных подходов к крупномасштабному расширению и консолидации Веры.
Фарзам Арбаб