Платон + физика = витализм или феноменология в которой ни праведные материалистические, ни проникновенные идеалистические подходы не работают



Дата23.07.2016
өлшемі454 Kb.
#217056

Журнал ЖРФМ.

Научный журнал Русского Физического Общества. ISSN 0869-2653.



ПЛАТОН + ФИЗИКА = ВИТАЛИЗМ

или

феноменология в которой ни праведные материалистические, ни проникновенные идеалистические подходы не работают
(метафизическое исследование с дополнениями 2014 г.)
В.Ю. Филиппов, В.М. Сергеев, Ю.П. Кулаков
Далее, если Демиург любой вещи взирает на неизменно сущее и берёт его в качестве первообраза при создании идеи и свойств данной вещи, всё необходимо выйдет прекрасным; если же он взирает на нечто возникшее и пользуется им как первообразом, произведение его выйдет дурным. Платон

Космос, космогония (греч. kosmos – «украшение, наряд, честь, слава, порядок, благо»)

Красота спасёт мир. Достоевский

1. Введение.


Из многочисленных определений и подходов витализма возьмём наиболее ёмкий и точный подход Дидро: «… материя должна быть чувствительной. Даже камень обладает чувствительностью в том смысле, что молекулы, из которых он состоит, активно ищут одни комбинации и избегают других, проявляя тем самым свои «симпатии» и «антипатии». Но в таком случае чувствительность целого организма есть просто сумма чувствительностей его частей…». (Другие определения витализма типа «жизненной силы» или «живительной энергии» слишком абстрактны и не отражают доминанты живого – чувствования).

В данной работе мы найдём основания, указывающие на реальность продекларированной Дидро чувствительности, как на силу или субстанцию, сущность, необходимо присутствующую на микроуровне, - в атомах или по Дидро – в молекулах или в общем виде - «в фундаменте самого здания материи» (Ленин). Про необходимость наделения атомов чувствительностью писал Циолковский.

Пожалуй, в подходе Дидро следует сделать полезное уточнение, - на микроуровне атомы и молекулы обладают чувствительностью, а на макроуровне (в организме) появляются уже полноценные чувства.

Выбор сопоставляемых объектов, - коль скоро мы обозначили микро и макро уровни в виталистском подходе Дидро, то напрашивается рассмотрение и физических, не живых объектов на этих уровнях (с целью нахождения тенденции, общей для всей природы, включая живую). Мы можем также отметить, что живая природа и особенно человек с его чувствами и мыслями является безусловным шедевром природы (макро-шедевром), а значит и среди физических объектов нужно рассматривать макро-шедевры (далее по тексту просто шедевры): молнии, полярное сияние, солнечная планетарная система, солнце. Очевидно, что природные шедевры возникают далеко не везде и не всегда, при этом инертная масса, движение в различных видах и излучение есть везде и всегда и участвуют в создании шедевров.
2. Таблица природных шедевров и связь их доминант с основными силами или взаимодействиями (сущностями) на микроуровне. Выявление пятой редукции.





Микроуровень.

Основные силы или взаимодействия



Макроуровень.

Природные шедевры и их доминанты



Картинки

шедевров


1

Электрическое поле электрона (протона)




Молния с доминантой электрического поля



2

Магнитный момент атома

Полярное сияние с доминантой магнитного поля Земли



3

Гравитация на микроуровне

Солнечная планетарная система с доминантой гравитации



4

Ядерные силы

Солнце с доминантой термоядерных реакций, протекающих вследствие действия ядерных сил



5

Чувствительность атома или просто чувствительность на микроуровне или «в самом фундаменте материи»

Человек и животные с доминантой чувства



Пояснения к таблице.

Каждый шедевр имеет указанную в таблице доминанту. Для каждой доминантной силы первых четырёх граф обнаруживается сродство с силой на микроуровне. Процедура выявления сродства путём упрощения свойств или редукции, обозначена сплошной стрелкой. В пятой графе редукционная стрелка выполнена пунктиром, так как она проведена по аналогии с первыми четырьмя. Следует отметить, что и первые четыре редукции взаимно аналогичны.

Обещанным основанием для введения чувствительности на микроуровне (или пятой редукционной стрелки) является выявленная взаимная аналогия редукций доминантных сил для сугубо физических примеров.

Выявленная по аналогии с четырьмя физическими редукциями пятая редукция доминанты чувства человека к чувствительности на микроуровне и есть главный пункт настоящей работы.



Для подкрепления обоснованности принятого приёма редукции по аналогии, как универсального принципа, укажем на то, что природа в своей игре задействует относительно небольшое количество принципов, по сравнению с неограниченным количеством создаваемых объектов, форм, видов и.т.д., так например периодическая система элементов, при ограниченном количестве принципов своего построения, содержит существенно больше самих элементов (не говоря о соединениях).

Формулу Платона (в эпиграфе) в упрощённом виде можно записать как - неизменно сущее порождает прекрасное (или шедевр, вопрос Демиурга оставим открытым). И как потом (спустя 2500 лет) выяснилось, неизменно сущими у нас оказались основные физические силы, атомы и элементарные частицы, описываемые физическими константами (элементарный заряд, квантовые числа, постоянная Планка и другие). Очевидно, что философская категория «неизменно сущего» включает в себя понятие физической константы. Поразительна проницательность Платона! Мы можем изменить порядок сопоставления объектов у Платона на обратный и получим - прекрасное рождается из неизменно сущего, что соответствует порядку редукций по стрелкам в таблице, включая виталистскую редукцию. Очевидно, что порядок формулы Платона обратим.

Необходимо сделать уточнение, включающее относительность в её наиболее общем смысле, – шедевры образуются и существуют на относительно стабильном материале или силах, действующих во время и месте существования шедевра. В этом смысле платоновская категория «неизменно сущего» или относительно неизменно сущего не теряет своего смысла в привязке к «прекрасному» и в современном физическом контексте распадающихся и относительно стабильных частиц.

Дополнительным сходством шедевров, дающим основания для пятой редукции, является невидимость их доминант. Ни электрическое, ни магнитное, ни гравитационное поле, ни поле ядерных сил термоядерных реакций, равно как чувства и мысли человека непосредственно не наблюдаются.

Для выявления основных сил нужны шедевры природы, - так наблюдатель, оказавшись в газовой космической туманности (будучи окружён вездесущими инертной массой, движением, излучением) не сможет выявить основных сил, зашитых в каждом из окружающих его атомов водорода.


3. Конструкции шедевров.
Общим у всех шедевров является наличие у них инертной массы, движения, излучения.

Шедевры существуют в виде сочетания специфической конструкции инертной массы с одной из доминантных сил, при поддержке других сил.

Конструкцию инертной массы можно называть природной организацией, организмом или телом (в виталистком случае) или вещественным шлейфом.

3.1. Молния с доминантой электрического поля.

Конструкция молнии - это Земля, атмосфера, облака и доминанта – электрическое поле между Землёй и тучами. Само электрическое поле не наблюдается, наблюдается свечение каналов электрических разрядов. Сродство доминанты данного шедевра, - электрического поля, с электроном (протоном) и его электрическим полем очевидно. Редукция к микроуровню оправдана.

3.2. Полярное сияние с доминантой магнитного поля Земли.

Конструкция полярного сияния - это Земля, атмосфера, солнечная плазма и доминанта – магнитное поле Земли. Само магнитное поле не наблюдается, наблюдается свечение потоков плазмы. Сродство доминанты данного шедевра, - магнитного поля, с магнитным моментом атома очевидно. Редукция к микроуровню оправдана.

3.3. Солнечная планетарная система с доминантой гравитации.

Конструкция солнечной планетарной системы - это солнце, планеты и астероидные пояса, с доминантой гравитации. Само гравитационное поле не наблюдается, наблюдаются орбиты планет и астероидных поясов. Сродство доминанты данного шедевра, - гравитации, с гравитирующим атомом очевидно. Редукция к микроуровню оправдана.

3.4. Солнце с доминантой термоядерных реакций.

Конструкция солнца – это собственно солнце, с доминантой термоядерных реакций, протекающих вследствие действия ядерных сил. Сами ядерные силы не наблюдается, наблюдается излучение солнца. Сродство доминанты данного шедевра, - термоядерных реакций, протекающих вследствие действия ядерных сил с ядерными силами очевидно. Редукция к микроуровню оправдана.

3.5. Человек и животные с доминантой чувства.

Конструкция или организм человека – это его многофункциональное тело и доминанта – чувства.

(Про сознание человека в данной виталистской работе можно ограничиться указанием на то, что оно являются высшей, производной формой чувствования, хотя бы потому, что сознание не требует специального органа, - и чувства и сознание сопряжены с нервной системой и головным мозгом).

Сами чувства не наблюдаются, наблюдается мимика, жесты, звуки, упорядоченное поведение. Сродство доминанты данного шедевра, - чувств с чувствительностью на микроуровне вводим редукцией по аналогии. Основанием для такого введения является выявленные, практически универсальные редукции в первых четырёх примерах.
Как это работает у гениев?

В Джоконде, Леонардо «вынимает» иронично-игривое чувство женщины с помощью тонких особенностей мимики (вещественного шлейфа). В Сикстинской мадонне Рафаэль «вынимает» чувство тревоги Богоматери за судьбу Сына-Христа с помощью выражения лица и позы Богоматери (вещественного шлейфа).

Усиление чувствительности до полноценного чувства, скорее всего можно представить по аналогии с проявлением магнетизма. Макро-магнитные свойства возникают тогда, когда разнонаправленные микро-магнитные моменты атомов становятся однонаправленными. Так и чувствительность атомов, будучи разупорядоченной, разнонаправленной не даёт чувств, но при организации в спиральные молекулы ДНК (и скорее всего по механизму Дидро: молекулы…активно ищут одни комбинации и избегают других, проявляя тем самым свои «симпатии» и «антипатии») возникает усиление чувствительности, а в сочетании с нервной системой и мозгом происходит лавинообразное нарастание чувствительности до появления полноценного чувства.

«Симпатии» и «антипатии» Дидро могут быть виталистким ключом к разрешению проблемы гомохирального строения в биологии.

Чувствительность, по аналогии с основными известными силами, должна (в силу универсальности) существовать в полевой (или в том числе в полевой) форме, привязанной или к инертной массе или к известным основным силам или в какой-то комбинации из перечисленного. Автора не пугает то, что в такой форме чувствительность близка к тому, что называется святым духом, энтелехией, праной, пневмой. Почему нет? Но тогда и сознание, как высшая форма чувствования, имеющего полевую форму, локализовано не только в голове.

4. Обсуждение и заключение


4.1. Тупики механистического подхода.

Как относятся к чувству в разных научных дисциплинах?

Например, биофизик Иваницкий Г.Р. в своей замечательной работе «XXI век: что такое жизнь с точки зрения физики» указывает, что «дать содержательное определение живой материи трудно», но чувства вообще не рассматривает.

Физик Менский М.Б. в своей работе «Квантовая механика: новые эксперименты, новые приложения и новые формулировки старых вопросов» чувства не рассматривает, обращаясь сразу к сознанию: «функция сознания состоит в том, чтобы выбрать один из альтернативных результатов квантового измерения».

Психологи рассматривают психологические состояния и психику объективно, не объясняя непосредственно переживаемый человеком феномен чувства. При этом нельзя сказать, что психологи избегают вопросов чувствительности в общем, переносном смысле, исследуя например «чувствительность» общества.

Биологи, в своем большинстве проводят механистический подход и буквально отождествляют сложную физхимию и реакции в структурах мозга с мыслью или чувством, при том, что физхимия заведомо лишена у них субстанции чувствительности.

4.2. Подход с позиций объективной реальности.

Как ни странно классики диамата исповедовали другой, не механистический подход.

Ленин В.И. в «Материализме и эмпириокритицизме»:

«…ибо на деле остается еще исследовать и исследовать, каким образом связывается материя, якобы не ощущающая вовсе, с материей, из тех же атомов (или электронов) составленной и в то же время обладающей ясно выраженной способностью ощущения. Материализм ясно ставит нерешённый еще вопрос и тем толкает к его разрешению, толкает к дальнейшим экспериментальным исследованиям.»;

«в фундаменте самого здания материя» можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением.»;

«Не в том состоят эти взгляды, чтобы выводить ощущение из движения материи или сводить к движению материи, а в том, что ощущение признается одним из свойств движущейся материи. Энгельс в этом вопросе стоял на точке зрения Дидро.»

Дополним ещё из Дидро, с которым были солидарны Ленин и Энгельс:



«Атомы являются носителями ощущений, из которых возникает мышление. Из соприкосновений этих атомов возникает единое сознание человечества и вселенной.»;

«…простое предположение, которое объясняет всё, именно - что способность ощущения есть всеобщее свойство материи или продукт ее организованности».

Взгляды Дидро, Энгельса и Ленина позволяют исследовать иную феноменологию, несводимую к физхимии. И это устраняет пропасть между религиозной верой в святой дух, энтелехию, прану, пневму, нирвану и.т.д. и наукой, исследующей psi-фактор (Дин Радин) или морфогенные поля (Руперт Шелдрейк), а также биологическое дальнодействие в работах Клифа Бакстера, Влаиля Казначеева и Петра Гаряева.



Особняком стоят результаты Нинель Кулагиной, в том смысле, что демонстрируемые ею, например феномены телекинеза предметов и термического воздействия на человека не обнаруживают какого-нибудь известного физического механизма этих феноменов.

Удивителен также эксперимент, описанный Дином Радином [16], в котором психические переживания больших масс людей оказывают статистически достоверное изменение случайного характера генерации случайных чисел генератором, работающим на принципе случайности радиоактивного распада. При этом механизм радиоактивного распада устойчив к воздействию на него известных внешних сил, следовательно, психическое воздействие имеют иную, не сводимую к известным силам природу.

Поразительны и опыты Клифа Бакстера [20], свидетельствующие о наличия у растений первичной перцепции. «Опыты Бакстера вызвали противоречивую реакцию в ученом мире. Ведь из полученных результатов следовал невероятный вывод: растение, довольно простой организм, не имеющий нервной системы, способно воспринимать сигналы более сложного организма. Большинство ученых считало подобную гипотезу ненаучной. Меньшинство считало, что взаимный обмен энергетической или психической информацией между любыми видами живых существ вполне вероятен. Точку над «i» поставили эксперименты Института общей и педагогической психологии, проведенные профессором Пушкиным. Они доказали, что этот процесс действительно происходит, но на совершенно неизвестном еще нам уровне.» http://lithops.narod.ru/baxter_cont.html
Особенность чувств и сознания состоит в том, что они объективны и субъективны одновременно.

Попробуем оценить, что представляют из себя непосредственно испытываемым нами чувства, например чувство тепла. Если мы может свести это чувство к сложным физико-химическим процессам в организме, происходящими с заведомо бесчувственным молекулами, атомами и электронами, то мы обязаны будем приписать такое же чувство сложной автоматической системе термостатирования, состоящей из утюга, микропроцессорной системы управления, блока питания, и как-бы совершающей чудесный скачок от абсолютно бесчувственных элементов к чувству, только за счёт усложнения системы. Для такой метаморфозы мало что даёт рассмотрение категорий количества, качества и перехода первоначального качества в иное при изменении количества, например гравитация любым своим количеством не может породить молнию.

Наиболее распространённый пример перехода первоначального качества в иное при изменении количества - это изменение агрегатных состояний вещества, например воды, а именно переход газообразной воды в собственно воду и затем в лёд. Очевидно, что молекула воды в составе газообразной фазы имеет те же основные свойства, что и в составе других фаз. Можно сказать, что электромагнитные свойства молекулы воды в составе газа просто реализуются в составе воды и льда. Следовательно, потенциал или зачатки нового качества содержаться в исходном или предыдущем качестве. (В виталистком случае хаотическая чувствительность на микроукровне усиливается, развивается при количественных и организационных (конструктивных) изменениях и переходит в качество полноценного чувства. А если взять искусственный аналог шедевра – компьютер, то он создаётся на базе полупроводниковых микроуровневых свойствах обычного песка.)

Метафизический и философский подходы имеют положительные результаты в истории познания, например в учении Демокрита, пришедшего к атомистической структуре вещества посредством философских и метафизических рассуждений.

Современный философский подход сделан Панариным Александром Сергеевичем: «Сегодня экологизированный тип научного восприятия воплощён в выводах следующего типа: планета в целом ведёт себя как живое целостное существо, космос (как свидетельствует гипотеза первоначального взрыва) эволюционирует, расширяя свой «ареал», подобно тому как ведут себя биологические виды. Но творческому сообществу предстоит пойти (от стартовых позиций механизма) дальше, не останавливаясь на «биоподобии космоса». Уникальность каждого явления космоса взывает к православному платонизму. К признанию «духоподобия» или «пневматичности» космоса. Уже виталистическая гипотеза, уподобляющая космос живой природе или живому виду, способна аффицировать наше моральное сознание – признанием особых прав природы, что и стало основой разновидностей этики экологической, биоэтики».

С интуитивистско-мистических позиций согласно учению толтеков (Морис Терез), и применительно к нашей виталисткой теме можно сказать, что если мир - Целое и имеет единый Источник (пусть даже Большой взрыв), то просто нужно понять, что ЭПР-парадокс «работает» на всех уровнях целостности, т.е. чувствительность была изначально и будет всегда. Потом, как говорят, Бог на кусочки не делится. И если всё состоит из него или из Божественных энергий, то любой, даже самый малый «кусочек» Целого потенциально является всем Целым. Соответственно составные части любого уровня организации (целостности) потенциально превосходят сам этот уровень.

Можно также увидеть, что наш подход вполне вписывается в универсальный принцип структурности реальности, заключающийся в том, что реальность это сочетание объектов и среды или в более развёрнутом виде – сочетание относительно локализованных и относительно распределённых объектов, например камень и атмосфера, при этом атмосфера представляется объектом при взгляде извне, а камень имеет межатомную среду. Этот универсальный принцип кстати объясняет почему математика так востребована, ибо независимо от сущности явлений и объектов они счётны арифметикой (объекты) и высшей математикой (среда). Универсальность (начиная от бозона Хиггса и поля Хиггса) для нашего случая даёт мысли в понятиях (объекты) и чувства (среда).

Таким образом мы рассмотрели наш предмет практически со всех возможных точек зрения: с метафизической, философской, интуитивистско-мистической, религиозной и естественно-научной, - и везде нашли феноменологию чувственно-виталисткого, не сводимую к известным физическим силам.

Про философию идеализма можно сказать, что это совокупность мыслей, являющихся, как мы выяснили наряду с другими мыслями, высшей формой чувствования (или чувством чувств) по конкретной теме идеального, также как например мысли по теме приготовлении пищи, записанные в кулинарной книге. И то и другое может быть так или иначе важно, но не более.

Современный запрос общества состоит в необходимости большей связи между наукой, искусством и религией. Обратимся опять к Дидро, видевшим «божество в законах природы и во всем истинном, прекрасном и добром – понятиях, обозначающих, в сущности, одно и то же». Здесь связь в цепочке истина - прекрасное - добро тождественна связи в цепочке наука – искусство - религия.

Данная работа, как представляется, указывает на такую связь.

Плохо то, что как пишет Дин Радин, финансирование таких исследований уменьшается. Результаты таких исследований могут по настоящему объединять людей в действительно высоких знаниях или духовности, тогда как современная парадигма нацелена на потребление.



Таким образом, метафизически выявленные универсальные редукции свойств доминант природных шедевров к их сродству на микроуровне, и с учётом огромного числа экспериментов Кулагиной, Шелдрейка, Радина, Бакстера, Казначеева, Гаряева и других, - обнаруживают иную феноменологию, называемую по-разному: psi-фактором, морфогенным полем, полем чувствительности, святым духом, энтелехией, нирваной и.т.д., - и не сводимую к известным физическим силам.

Следовательно, мы можем вполне обоснованно считать реальностью пятую редукцию и соответственно преобразовать пунктирную стрелку в сплошную:



5

Чувствительность атома или просто чувствительность на микроуровне или «в самом фундаменте материи»

Человек и животные с доминантой чувства


ИСТОЧНИКИ


1. Платон. Диалоги Платона, Тимей, 28, b, http://psylib.org.ua/books/plato01/27timei.htm .

2. Демокрит

3. Дидро Дени

4. Энгельс Фридрих

5. Ленин Владимир Ильич. Материализм и эмпириокритицизм.

6. Достоевский Фёдор Михайлович

7. Циолковский Константин Эдуардович

8. Бехтерева Наталья Петровна

9. Казначеев Влаиль Петрович

10. Гаряев Пётр Петрович. Лингвистико-волновой геном.

11. Панарин Александр Сергеевич. Возможна ли новая сакрализация мира?

12. Дриш Ханс


13. Фритьоф Капра. Дао физики.


14. Нинель Кулагина

15. Руперт Шелдрейк. Семь экспериментов, которые изменят мир. http://www.klex.ru/wu


16. Дин Радин. Сознательная Вселенная. http://ezobookslibrary.ru/news/din_radin_soznatelnaja_vselennaja_doc/2011-03-21-712

17. Илья Пригожин, Изабелла Стенгерс. ПОРЯДОК ИЗ ХАОСА Новый диалог человека с природой.

18. Менский М.Б. Квантовая механика: новые эксперименты, новые приложения и новые формулировки старых вопросов. Успехи физических наук, июнь 2000 г., том 170, № 6.

19. Иваницкий Г.Р. XXI век: что такое жизнь с точки зрения физики. Успехи физических наук, апрель 2010 г., том 180, № 4.


20. Клиф Бакстер [Cleve Backster] Свидетельство наличия у растений первичной перцепции. 17.09.05. Переводится из американского журнала «The International Journal of Parapsychology», номер 10 за 1968 г., стр. 330-348. http://lebendige-ethik.net/4-Backster-Journal.html


21. Морис Терез.

22. Собеседники: reqissi2, kosmonaft, Aleksandr, Person, RusMoroz, Владимир Вершинин, Биглов, Виктория, по форуму ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА http://metaphisic.fmbb.ru/viewtopic.php?t=34, давшие полезные замечания, советы и предложения.

Москва, Санкт Петербург, Караганда

2014.
ruslabor@yandex.ru







2014 г. Платон + физика = витализм


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет