Поэтические тексты рок-исполнителей так же, как и бардов, воспринимаются в единстве словесного и музыкального выражения



Дата04.05.2023
өлшемі17.85 Kb.
#473229
Рок поэзии


Рок-поэзия близка авторской песне и активно развивается, начиная с 80-х годов. В отличие от бардов большинство исполнителей рок-музыки — профессиональные певцы и музыканты, участники музыкальных групп. Волна рок-музыки прокатилась по стране в период перестройки и в постперестроечные годы, принеся огромную популярность группам «Машина времени», «Кино», «Аквариум», «Наутилус Помпилиус», «ДДТ», «Звуки Му». Среди наиболее известных рок-исполнителей — А. Макаревич, Б. Гребеншиков, Ю. Шевчук, А. Башлачев, М. Науменко и др. Рок-поэзия во многом носила эпатажный характер, стремилась при помощи необычных громких способов самовыражения противостоять официальной политике в эстрадном искусстве. Поначалу многие группы («Машина времени», «Кино») выступали нелегально в клубах, на импровизированных сценах, шокировали публику необычной манерой исполнения, ритмами гремящей музыки, световыми эффектами. В конце 80-х — начале 90-х годов, когда рок-музыка была полностью легализована, стали выходить диски и альбомы рок-групп, тексты песен стали публиковаться в поэтических альманахах, сборниках и отдельных изданиях: «14»: Полный сборник текстов песен «Аквариума» и БГ (1993), Башлачев А. «Посошок» (1990), Цой В. «Стихи. Документы. Воспоминания» (1991) и др.
Поэтические тексты рок-исполнителей так же, как и бардов, воспринимаются в единстве словесного и музыкального выражения. Но здесь, кроме исполнительского мастерства, существенными оказываются еще ряд факторов — аранжировка, подбор инструментов, освещение сиены, костюмы. Исполнение песен рок-музыкантами превращается в своеобразное сценическое действо, обретает еще более синтетичный характер по сравнению с выступлениями бардов.
Вместе с тем рок-поэзия отлична от эстрадной песни именно своим акцентом на содержании, первостепенным значением поэтического текста. Авторы стихов отражают взгляды нового поколения, выросшего в эпоху «застоя» и разложения советского режима, крушения советской идеоло гии и государственности. Содержанием их песен стали самые разнообразные стороны бытия: болевые точки современности и размышления-исповеди о собственной душе, одиночество человека в жестоком мире, бездуховность и механизированный рационализм которого прекрасно переданы через ритмы и саму форму рок-музыки. Зачастую в песнях присутствует остраненный взгляд на действительность, из «иной реальности» и системы координат.
Наиболее талантливыми поэтами этого направления по праву признаны Борис Гребенщиков и Александр Башлачев. Их тексты отличаются философским взглядом на мир, оригинальностью поэтической образности и словесного выражения.
В песнях и музыкальных композициях Б. Гребенщикова (р. 1953) реальный мир зачастую отражен в шаржированном виде, в системе кривых зеркал («Электрический пес»). Социальная сатира, направленная против «советского образа жизни», нищенский быт современного служителя муз, втянутого, к тому же, в богемную жизнь и пьянство («Иванов»), сочетаются в его творчестве с поисками высшего, идеального миропорядка, грустью, исповедальностью («Когда пройдет боль», «Выстрелы с той стороны», «Комната, лишенная зеркал» и др.).
Особое место в его творчестве занимают «фантастические» («загадочные») песни — типа «Кад Годдо», полные неведомых существ, загадочных персонажей, знаков, отмеченные влиянием символистской образности, мотивов христианской и восточной мифологии. В целом же, большинство текстов написаны в рамках постмодернистской поэтики и отмечаются широкой цитатностью — от стихотворений Ломоносова, Блока, Аполлинера до стихотворений рок-поэтов.
Александр Башлачев (1960;1988) актуализирует в рок-поэзии мотивы жизни и смерти, одиночества и душевного тупика, творческой несвободы в советскую эпоху и поисков выхода из нее. Оригинальность его поэзии — в тесном соединении культуры «рока» с русским фольклором: «рок-н-ролл — славное язычество» — одна из формул, прозвучавших в его песнях. Формы и мотивы плачей, частушек, заговоров нашли отражение во многих его текстах. Один из ярких приемов поэтики Башлачева — обращенность к словотворчеству, основанному на фольклорных образах, постоянных эпитетах, метафорических средствах: «Когда злая стужа / снедужила душу / И люта метель отметелила тело», «шаг из межи… Вкривь да вкось/ обретается верная стежка-дорожка / Сено в стогу. / Вольный ветер на красных углях ворожит /Рождество» .
Поэты-исполнители рок-музыки во многом унаследовали и творчески развили традиции авангарда начала XX века — эстетику футуризма, творчество обэриутов. Рваные строки, напряженная звукопись, обилие повторов, возгласов, эксперименты с рифмой — все это свидетельствует об ориентации прежде всего на слуховое восприятие. Представители этого направления вносят в поэзию живую разговорную стихию, жаргон и молодежный сленг.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет