Тамбовский патерик
Содержание
Преподобный Матфей Черниевский.
Преподобный Иосиф Козловский.
Священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский.
Святитель Питирим, епископ Тамбовский.
Преподобный Феодор Санаксарский.
Преподобная Марфа (в монашестве Маргарита).
Преподобный Назарий.
Преподобный Марк Саровский (схимонах Марко).
Преподобный Серафим Саровский.
Блаженный Иларион, затворник Троекуровский.
Блаженный Иоанн, затворник Сезеновский.
Преподобная Дария, старица Сезеновская.
Преподобная Серафима (в схиме Евфимия), старица Сезеновская.
Преподобный Амвросий Оптинский.
Святитель Феофан, затворник Вышенский.
Священномученик Владимир, митрополит Киевский.
Священномученик Кирилл, митрополит Казанский.
Преподобный Силуан Афонский.
Старец Иосиф, основатель Тамбовского Казанского монастыря.
Святитель Феодосий, епископ Тамбовский и Пензенский.
Святитель Феофил, епископ Тамбовский и Пензенский.
Чтец Иоанн Богоявленский (подвизавшийся под именем Ильи немого).
Монахиня Миропия (Аденкова).
Старица Анна.
Святитель Николай, епископ Тамбовский и Шацкий.
Протоиерей Стефан Авраамович Березнеговский.
Иеромонах Августин.
Протоиерей Георгий Васильевич Хитров.
Андрей Михайлович Носов.
Праведная Александра Аристова, печальница Тамбовская.
Игумения Антония (Аносова).
Праведная Мария Чернова, страдалица Тамбовская.
Радуйся, славный граде Табове, ликуй, Церковь Русская, собори верных, веселитеся! Се бо, молитвенников ваших теплых память днесь наста. К ним же ныне возопиим: Радуйтеся, в иерарсех всечестнии; радуйтеся, в преподобных богомудрии; радуйтеся, в мучинецех пресветлии. Радуйтеся, вси святии Тамбовстии! Вас ни земля потаила есть, но Небо прият вы, и отверзошася вам райския двери, и древа животнаго ныне наслаждающеся, молите непрестанно о спасении душ наших.
(Из службы всем святым, в земле Тамбовской просиявшим, стихира на стиховне, глас 5-ый.)
Предисловие.
В этой книге размещены краткие жизнеописания канонизированных святых, чье рождение, место подвигов, кончина связаны с Тамбовщиной. Поставив перед собой задачу дать читателю возможность прикоснуться к тому, что называют Святой Русью, показать "земли Тамбовской благословенный лик", составители использовали современные издания и малодоступные публикации прошлого, архивные и др. материалы. Предлагаемые читателю страницы - электронный вариант книги – первой из серии "Православные святые и подвижники благочестия Тамбовского края".
Преподобный Матфей Черниевский
Где родился и откуда был родом преподобный Матфей неизвестно. Предание называло его Донцом (по одному из свидетельств, правда, местные жители звали его Черногорец). Связано ли это с его происхождением или какими-либо обстоятельствами жизни ныне сказать трудно. В правление Царя и Великого Князя Ивана Васильевича черный поп (т.е. иеромонах) Матфей на берегу реки Цны в Шацком уезде "по благословению владыки Леонида Рязанского, поставил церковь Николу чудотворца нову и опщинку монастырскую устроил, монастырь огородил и кельи поставил". И хотя имелось известие, что на месте появившейся обители "стояла церковь Никола чудотворец без петья ветха много лет" и, по местным рассказам, здесь некогда спасались три подвижника, пришедшие с юга, настоящая история Николаевского Черниева монастыря началась именно с прихода сюда старца Матфея в 1573 году.
Уже в первое время он "крестил мордвы 15 душ с женами и с детьми, а иная деи мордва – хотят креститися". Миссионерское дело продолжалось и позже. Причем в этом служении Черниевский настоятель действовал, как говорилось в старинных актах, "подговором и лебезно", т.е. проповедью и добрым отношением к местному языческому населению. "С того времени, – писал историк Тамбовского края И.И.Дубасов, – в глухой мордовско-мещерской стороне постепенно стали возникать, во славу Божию, многие сельские храмы – строенье причтов и прихожан. Те храмы все до одного были деревянные, из облого лесу, бедные облачением и всею утварью, но они нравственно богаты были, как средоточие местного зачинавшегося православия, славны были влиянием истинно-христианского света на окружавшую их былую тьму...".
Конечно, начинания старца Матфея не могли не встретить противодействия, которое нередко превращалось в разбои. В царских грамотах, посланных в ответ на челобитье старца, говорилось: "... а которая мордва не крещена, и они деи им чинят пакость великую и хотят церковь осквернити и монастырь разорити и их изогнати, лошади крадут и пчельник де у них со пчелами сожгли..."; "...татаровя... его старца Матвея с братью лают всякою неподобною лаею и служебников монастырских и крестьян бьют и похваляются всякими злыми делы и слугу монастырского Конанка Павлова хотят убить до смерти..." и повелевалось беречь обитель "от мордвы... и от сторонних людей", чтобы "монастырю б ни от кого ни в чем пакости не было".
Первоначальная скудость материального положения и трудности служения не могли испугать о. Матфея. Талантливый управитель, он продолжал укреплять обитель. По челобитьям пустыни были пожалованы необходимые земли, сенные покосы и рыбные ловли, что позволяло не только содержать монастырь и проводить необходимое строительство, но в голодные годы открыть монастырские житницы для многочисленных нуждающихся.
К сожалению, официальные документы ничего не говорят о внутренней духовной жизни обители. Последний раз старец Матфей упоминается в грамоте 20 января 1597 года. Из записи в монастырском синодике известно, что "первоначальник Матфей скончался Декабря 21; поживе лет 69; панихида по нем отправляется в Субботу пред Рождеством Христовым". Еще долгое время монастырь называли Матвеевой пустынью, что несомненно говорит о доброй памяти о первом его настоятеле у местных жителей.
Преподобный Иосиф Козловский
Известий о старце Иосифе сохранилось крайне мало. В 1627 году иеромонах Иосиф пришел "неизвестно откуда" и поселился в лесу, на берегу реки Лесной Воронеж во владениях оброчников князя Дмитрия Пожарского. Спасение души – главная цель, служению которой посвятил свою жизнь подвижник-пустынножитель. Духовному древу, насажденному старцем Иосифом, суждено было разрастаться. Сохранились имена первых трех сподвижников старца: Пафнутий, Агафоник и Нифонт. Уже в 1636 году архиепископ Рязанский Антоний благословил строительство Троицкого храма. Так появился Троицкий Козловский монастырь, оказавший впоследствии важное влияние на духовную жизнь Тамбовского края.
Священномученик Мисаил, арх. Рязанский
Родился Мисаил в начале XVII в. в селе Грузино Новгородского края, принадлежащем тогда Воскресенскому Деревяницкому монастырю. Уже в юном возрасте поступил он в число братии. Заметив высокую подвижническую жизнь Мисаила, будущий патриарх Никон, бывший тогда Новгородским митрополитом, приблизил его к себе и 13 апреля 1651 г. посвятил во епископа Рязанского. В городах и селениях, относящихся тогда к Рязанской кафедре, в том числе на территории современной Тамбовщины, господствовали суеверие, скоморошество, ворожба, пьянство, азартные игры и прочие проявления нравственной распущенности, храмов было мало.
Узнав о столь печальном состоянии своей паствы, архиепископ Мисаил разослал по всей епархии грамоту, направленную против всех замеченных беспорядков. Святитель вникал во все, даже самые малые нужды ввереной ему Богом паствы, постоянно заботился об искоренении остатков язычества, о просвещении людей, о церковном благочинии, об улучшении нравственности.
Огорчала архиепископа и нетрезвая жизнь духовенства окраин - Тамбовского, Шацкого, Темниковского уездов. Часто священники совершали богослужения без благоговения, пели и читали невнятно, безграмотно. Чтобы исправить нравы духовенства, владыка предписывал церковным старостам присылать ему для поставления во священники и диаконы "людей добрых и благочинных, наученных грамоте". В противном случае ставленники отсылались назад, не удостаиваясь благодати священства. Вдовые священнослужители, вступившие во второй брак, запрещались в богослужении, равно как и злоупотреблявшие спиртным. Достойных же архиепископ представлял к награде.
Много сделал святитель Мисаил и для упорядочения церковного богослужения. К тому времени распространился обычай многоголосия. Например, канон в храме читали одновременно три чтеца, ектеньи и возгласы произносились во время пения стихир и тропарей. Архипастырь всеми силами стремился искоренить этот беспорядок, строго предписывая духовенству "петь и говорить в церквах Божиих единогласно". По свидетельству современников, сам владыка Мисаил любил совершать богослужения пышно и торжественно. Строгий аскет в личной жизни, во время церковной службы он одевался в дорогие одежды, желая и внешним образом прославить Церковь. Архиерей пел хорошо сам и требовал, чтобы и певчие относились к своему делу старательно, умело и живо.
Для восстановления доброго порядка в народе на Великий пост и Светлую седмицу закрывались питейные дома и кабаки. Узнав, что целыми семьями многие люди по 30-40 лет не исповедывались и не причащались, святитель Мисаил старательно принялся за исправление такого упадка духовной жизни пасомых. Владыка постоянно обращался к народу Божьему с увещеваниями, призывая следовать христианским заповедям и возрастать духовно.
Когда в 1654-1655 годах наш край охватила жестокая эпидемия, уносящая тысячи человеческих жизней, владыка убеждал пасомых искать помощи в вере и Церкви, делал распоряжения о применении строгих мер предосторожности – ограждать зараженные места, жечь костры, пресекать сообщение между селами и т.п. Архипастырь лично оказывал нуждающимся материальную и моральную помощь.
Однако важнейшим подвигом Мисаила было распространение веры среди мордвы и татар. Всего за свою жизнь он крестил более четырех с половиной тысяч человек.
В 1656 г. архиепископ с благословения патриарха Никона и с дозволения царя Алексея Михайловича вновь пошел проповедовать Слово Божие, на этот раз – в Шацкий уезд. Несмотря на предупреждение о том, что его поджидают несколько сотен вооруженных язычников, святитель двинулся вперед, из села Конобеево в деревню Янбирную. Апостольская проповедь была заглушена грубой мордовской бранью, свистом пуль и стрел. Одна из стрел, выпущенная мордвином Горечишкой, пронзила левую руку и сердце святителя. Один из приближенных, боярский сын Бохолдин, сумел вынести проповедника из толпы. Мисаил немедленно исповедался и причастился Святых Тайн.
Уже потом, в избе священника, он велел поставить перед собой образ Спасителя и, глядя на Его лик, стал плакать и благодарить Бога за то, что Он сподобил его омыться кровью от грехов и немощей человеческих. Было это 1 апреля 1656 г., во вторник на Страстной неделе. В жестоких страданиях Мисаил прожил еще девять дней и скончался 10 апреля, спокойно, ясно и радостно.
Погребальное шествие отличалось особой торжественностью, за гробом шло множество духовенства и простого народа. 3 мая 1656 н. тело было предано земле в Переяславле Рязанском (современная Рязань), в Архангельском соборе. У гробницы долгое время хранилась его мантия, окропленная кровью священномученика. (Ныне мантия владыки Мисаила хранится в Иоанно-Богословском монастыре.) Погребенное спустя год после смерти тело архипастыря оказалось нетленным.
Святитель Питирим, епископ Тамбовский
Будущий святитель родился в 1644 году (по др. источникам – 1645) на Смоленщине, в городе Вязьме. Кем были его родители доподлинно неизвестно (одно из преданий связывает имена их с изображенными на Тамбовской иконе Богоматери предстоящими – преподобномученицей Евдокией и преподобным Алексием Человеком Божиим). Особое почитание святителем Питиримом Прокопия Декаполита дает твердое основание считать, что во Св.Крещении мальчика назвали Прокопием. По-видимому, юный Прокопий получил школьное или домашнее образование, и, помимо обычных предметов, изучил иконописание.
Характер, наклонности юноши и, вероятно, желание родителей определили его решение поступить в Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь. По утверждению одного из жизнеописателей, в возрасте 20 лет Прокопий принял постриг с именем Питирим. Молодой монах Питирим, снискавший уважение братии, в 1677 году был избран настоятелем монастыря. Новый игумен преуспел в деле благоустройства и улучшения внутренней жизни обители.
В 1682 году была учреждена Тамбовская епископская кафедра, на которую "Февраля в 15 день (1685г. – сост.), в день недельный, повелением государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержцев, великий господин святейший Иоаким, Патриарх Московский и всея России, поставил во епископы в Тамбов из Вязьмы Предтечева монастыря архимандрита Питирима в Соборной церкви Успения Богородицы (в Московском Кремле – сост.)".
Только в начале марта 1686 года епископ Питирим прибыл в главный город епархии – Тамбов. 17 век – время освоения Тамбовского края, поэтому прочной христианской традиции здесь не существовало.
Не по названию только явился епископ Питирим преемником апостолов: с ревностью "яже о Христе" взялся он возделывать духовную ниву. Умело, в мире и кротости, святитель врачевал "нехристианские злые прозяби" и раскол. Проповедь слова Божьего, научение основам веры - положили начало пастырским трудам. Истинный отец и добрый наставник, святитель Питирим сам терпеливо учил "четью и петью невегласов" в храме и вне его.
Опыт рачительного управителя, полученный в вяземском монастыре, пришелся как нельзя кстати. Епископу Питириму удалось получить земли, леса, рыбные ловли. Доходы с полученных угодий обеспечивали нужды епархии, что помогало осуществлению замыслов святителя и развитию благотворительности (напр., выкупу полонянников). Благодаря переводу тамбовским владыкой "на селитьбу" крестьян, появились села Большая Талинка, Малая Талинка, Керша, Казыванье.
Подлинными памятниками усердного служения святителя явились Иоанно-Предтеченский Трегуляевский, Вознесенский женский монастыри и Спасо-Преображенский кафедральный собор.
Согласно документального свидетельства, 15 сентября 1688 года "построил... Предтечев монастырь в Тамбовском Ценском лесу на усть Трегуляйского ржавца преосвященный Питирим епископ Тамбовский на келейные свои деньги и питал... игумена с братьею от себя...". В скором времени, при содействии основателя, пустыни удалось приобрести угодья, так что обитель смогла обустроиться и в 1691 году братия возвела деревянную церковь, освященную святителем. В монастыре находился выкопанный епископом Питиримом святой колодец.
Одновременно с мужской, святитель, оградив деревянной стеной несколько келий при устьях речек Студенца и Гаврюшки, в 1690 году закладывает женскую обитель. Первой настоятельницей предание указывает родную сестру святителя Питирима монахиню Екатерину.
В 1694 году, по благословению Патриарха Адриана, святитель Питирим начал возведение кафедрального собора. Работы велись под руководством и при участии самого святителя. Окончания же строительства тамбовскому епископу не суждено было видеть. Кончина святителя последовала 28 июля 1697 года (по др. источникам – 1698) в день празднования чтимой им Смоленской иконы Богоматери. По словам одной рукописи, "вся паства от высокородного до худородного, от богатого до бедного, от господина до раба долго, долго скорбела и плакала о святителе Питириме, как об отце родном". "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды", – эти слова апостола Павла (2 Тим. 4;7-8) мог бы сказать о себе великий тамбовский архипастырь, "честное и многотрудное тело" которого, согласно его воле, было погребено в южном приделе кафедрального собора.
Память о благочестивом тамбовском епископе жила в его пастве. Гробница святителя стала местом стечения богомольцев, приходивших на поклонение в кафедральный собор, чтобы отслужить панихиду об усопшем архипастыре. Случаи чудес по молитвам святителя Питирима передавались из уст в уста. С 30-х гг. 19 века в кафедральном соборе велась особая книга записи чудес, количество которых только согласно записям к началу 20 века простиралось до нескольких сотен.
Официальная канонизация святителя Питирима Тамбовского состоялась в 1914 году. Торжества проходили 25-29 июля и собрали тысячи паломников из разных мест Российской Империи. Дни торжеств отмечены множеством чудес. Участник событий описывает среди многих такое: "...слепец-мальчик подходит к гробу Святителя. Широко полагает на себя крестное знамение, усердно кланяется в землю, прикладывается к мощам Святителя с полной верой и надеждой на помощь и вдруг... мальчик на всю церковь закричал: "Деда, я вижу тебя!"
Ныне мощи святителя Питирима находятся в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова. Сюда, к украшенной резною сенью раке, как и прежде, припадает православный люд, ища молитвенного покрова и предстательства великого светильника Церкви Русской - святителя Питирима.
Преподобный Феодор Санаксарский
Иеромонах Феодор, в миру Иван Игнатьевич Ушаков, родился в 1718 г. и принадлежал к потомственному дворянскому роду Ушаковых. В молодости Иван Игнатьевич служил в Преображенском полку в Петербурге, но один случай заставил молодого сержанта сменить гвардейский мундир на убогую монашескую рясу. Однажды, когда Иоанн находился в веселой компании, один из товарищей неожиданно упал на пол и тотчас умер. Смерть юноши так сильно повлияла на Иоанна, что он тайно бежал из Петербурга. Три года он прожил на берегах Двины, потом, когда перешел в Площанскую пустынь Орловской губернии, был найден сыскной командой. В Петербурге на вопрос императрицы Елизаветы Петровны о причинах своего побега Иван Игнатьевич откровенно ответил, что спасение души предпочитает всем сокровищам мира сего. По его просьбе, он был уволен в монашеское звание. После трехлетнего пребывания в Александро-Невской Лавре, в 1747 г. был пострижен с именем Феодор.
В Лавре Феодор подвизался около десяти лет и был отмечен как истинный монах будущим Императором Петром III. Нашлось, однако, много завистников его славе, и в 1757 г. Феодор отправился давно желанную Саровскую пустынь Темниковского уезда Тамбовской губернии.
В то время Санаксарская обитель была бедной и полупустой. Феодор энергично взялся за благоустройство монастыря. В 1762 г. Тамбовский епископ Пахомий, зная о. Феодора, призвал его к себе, убеждая принять священство и стать настоятелем. По своему смирению старец долго отказывался, но все же был убежден епископом и рукоположен в иеромонахи с поручением нести обязанности настоятеля.
По уставу, положенному Феодором, богослужения в обители совершались по 10-12 часов. Каждый брат был обязан немедленно исповедовать любой помысел своему духовнику. На общей трапезе присутствовали все монахи, за исключением тяжело больных. Пища была простой и умеренной, без пирогов и белого хлеба, который не полагалось вкушать даже на Пасху. В кельях не полагалось иметь никаких запоров. Каждому брату для назидания выдавались из библиотеки одна-две книги. На общие монастырские труды – на покосы, ловлю рыбы – обязаны были ходить все. С братией выходил на работы и сам настоятель.
Для духовно-нравственного просвещения Феодор постоянно говорил общие поучения для братии – в храме, трапезе и в кельях, научая отсекать свою волю, внимать советам старцев и подвизаться тесным, скорбным путем. Не оставлял о. Феодор без наставлений и мирян, обращавшихся за утешением и вразумлением. Богатым советовал не прилепляться к богатству, уделяя из него бедным, бедняков призывал к неленостному труду и честному исполнению своих обязанностей.
Сама жизнь настоятеля была поучительной – старца отличали смиренномудрие, кротость, незлобие, прямодушие и одинаковая по отношению ко всем ласковость.
При такой благочестивой жизни Феодора имя его становилось все более известным, и к нему стремились многие люди. В 1765 г. по указу Императрицы Санаксарская пустынь стала именоваться Богородицким монастырем. С этого времени увеличилось число братии, и трудами о. Феодора на пожертвования благотворителей, в том числе Екатерины II, вместо деревянной церкви была выстроена каменная двухэтажная.
Когда Феодор оставил Александро-Невскую Лавру, за ним вместе отправились многие его ученики и ученицы из Петербурга. Учениц Феодор разместил в Николаевском женском монастыре в Арзамасе, затем они были переведены в Алексеевский девичий монастырь. Хотя община управлялась настоятельницей, благочестивые труженицы всегда обращались за советами к о. Феодору.
Со временем о. Феодору пришлось пережить тяжелое испытание. По доносу Темниковского воеводы, основанному на ложных обвинениях, старец в 1774 г. был сослан в Соловецкий монастырь. Для допросов о. Феодор был вызываем в Воронеж, а оттуда заезжал в Задонский монастырь к пребывающему там на покое святителю Тихону. Он принял о. Феодора с великой любовью. Ученики святителя говорили, что никому другому он не был так рад, как о. Феодору; три дня продолжалась между ними духовная беседа. При отъезде святитель Тихон провожал о. Феодора через весь монастырь, очень низко кланяясь напоследок. В Соловецком монастыре старцу пришлось прожить девять лет в строгом заключении, нуждаясь в самом необходимом и испытывая страдания от холода и сильного угара. Не раз о. Феодор был близок к смерти, и его едва живого выносили из кельи и оттирали снегом.
Но и в этом месте заключения братия Санаксарской обители и сестры Алексеевской общины не оставляли своего любимого наставника, оказывая материальную поддержку и испрашивая молитв к прохождению трудных путей монашества.
Наконец, по ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Гавриила и Высочайшему повелению Екатерины II о. Феодор получил полную свободу и возвратился в родную Санаксарскую обитель. С великой радостью монахи и монахини встречали своего любимого духовного отца, плача от радости, целуя ему руки и кланяясь до земли в ноги. Преподав пастырское благословение, он благодарил всех за память и любовь.
Водворившись в своей любимой обители, старец продолжал усердно работать Господу. После непродолжительной болезни о. Феодор скончался в ночь на 19-е февраля 1791 г. Тело его было погребено в обители, могила ограждена чугунной решеткой, а на могиле положена плита с надписью о времени кончины подвижника и восстановителя Санаксарской обители.
(Жизнеописание и наставления старца иеромонаха Феодора (Ушакова), восстановителя и настоятеля Санаксарской обители. Темников, 1992.)
Преподобная Марфа (в монашестве Маргарита)
Родилась Марфа Апарина в семье дворянина в городе Саранске. Когда умер отец, мать ее М.Г. Апарина с семейством переехала в Кирсанов ок.1780 г. В семействе вдовы Апариной, кроме Марфы, были еще два брата – Иван и Сергей, и сестра – Пелагея. Братья скоро были определены на службу: первый служил в городе Кирсанове и жил в одном доме с матерью и сестрами, последний – в губернском городе Тамбове.
Марфа, старшая из сестер, довольно рано обнаружила стремление к подвижнической жизни. С малых лет она перестала употреблять скоромную пищу, а в последствии не употребляла даже рыбы и постного масла. Еще ребенком, находясь под присмотром няни, Марфа часто среди ночи вставала со свой постели и начинала молиться перед иконами. Маленькая девочка уже знала, что такое молитва, так как этому научилась от своих родителей с самого раннего возраста. Однако всему должна быть своя мера, и когда няня, а затем мать, узнавшая о ее ночных бдениях, начинала бранить малютку, то Марфа со слезами рассказывала, что ночью "светлый юноша" являлся ей и побуждал молиться. К этим ранним подвигам поста и молитвы Марфа призывала и своих сверстниц, живших по соседству девочек одного с нею возраста. Выходя из дома, она собирала вокруг себя подруг и, вместо игр, которых чуждалась, рассказывала им, как умела, слышанное ею: о Царствии Небесном, о венцах за пост и молитву.
Достарыңызбен бөлісу: |