Примерная программа по междисциплинарному курсу «мдк. 01. 03. Оркестровый класс, изучение оркестровых партий»



Дата18.07.2016
өлшемі185.46 Kb.
#206539
түріПримерная программа
Название учебного заведения

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

«МДК.01.03. ОРКЕСТРОВЫЙ КЛАСС, ИЗУЧЕНИЕ ОРКЕСТРОВЫХ ПАРТИЙ»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 073101 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (ПО ВИДАМ ИНСТРУМЕНТОВ «ОРКЕСТРОВЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»)

Утверждаю

Директор_____________

« »________2011г.

Черкесск 2011г.


Автор – составитель:

Программа составлена с использованием материалов примерной программы для музыкальных училищ и училищ искусств выпуска 1987 г. (составитель — преподаватель А.Р. Паулавичус)
Рецензенты:
Введение
Примерная программа по междисциплинарному курсу «МДК.01.03. Оркестровый класс, изучение оркестровых партий» (далее – курс) профессионального модуля «ПМ.01. Исполнительская деятельность» по видам инструментов «Оркестровые струнные инструменты» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)».

Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы междисциплинарного курса:

максимальная учебная нагрузка обучающегося – 240 часов, включая:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 160 часов,

самостоятельная работа обучающегося – 80 часов.

учебная практика – 540 часов


Время изучения: 1-8 семестры.

Результатом освоения курса является овладение навыками игры на инструменте в объеме, необходимом для ведения выпускником исполнительской деятельности (репетиционно-концертная деятельность в качестве артиста оркестра, ансамбля, солиста на различных сценических площадках), педагогической деятельности в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО, в том числе овладение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.

ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
Курс включает два раздела:

Оркестровый класс;

Изучение оркестровых партий.
В промежуточной аттестации выставляется единая оценка по междисциплинарному курсу.


Цель и задачи курса
Целью курса является:

воспитание квалифицированных исполнителей для работы в составе оркестра.


Задачами курса являются:

формирование навыков работы в оркестровых коллективах

(симфоническом оркестре, камерном оркестре);

формирование навыков чтения с листа оркестровых партий;

ознакомление с оркестровым репертуаром;

развитие умения слышать своих партнеров по группе и оркестру в целом, а также точно выполнять дирижерские указания;

овладение обучающимися техникой исполнения произведений различных жанров и стилей;

ознакомление со спецификой групповых и общих репетиции, концертных выступлений;


Требования к уровню освоения содержания курса
В ходе освоения курса обучающийся должен:

иметь практический опыт:

чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм;

репетиционно-концертной работы в качестве оркестранта в симфоническом и камерном оркестрах;

исполнения партий в оркестре;



уметь:

читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями;

использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;

психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;

использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;

работать в составе различных видов оркестров: симфонического оркестра, камерного оркестра



знать:

базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;

профессиональную терминологию;

особенности работы в качестве артиста оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций.



Виды учебной работы и отчетности
Виды учебной работы
Оркестровый класс:

групповые и сводные репетиции;

занятия по развитию навыка чтения с листа;

самостоятельная работа;

концертные выступления.
Изучение оркестровых партий:

изучение оркестровых партий;

изучение оркестровых сложностей;

самостоятельная работа.


Формы и методы контроля и оценки
Все формы и методы контроля и оценки результатов изучения МДК направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования общих и профессиональных компетенций в процессе работы.

Могут быть использованы формы и методы контроля: внутриурочные, открытые концертные, семестровые. Рекомендуемые формы контроля:

внутриурочная: – контрольные уроки по текущему репертуару

– сдача оркестровых сложностей;

открытая концертная — выступление в концерте;

семестровая – зачет 2, 4 семестры.


Содержание курса и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум).
Обязательное количество выступлений обучающегося в составе оркестра – два – четыре выступлений.

Контроль за развитием навыков чтения с листа и изучением оркестровых партий осуществляется систематически (с 1-го по 8-й семестры).


Годовой план-минимум

Годовой план-минимум предполагает подготовку в течение семестра развернутой концертной программы в двух отделениях.

1 – 2 курсе— камерный оркестр;

3 – 4 курс — симфонический оркестр


Примерный репертуарный список произведений
Для камерного оркестра
Александров А. Ария из «Классической сюиты»

Альбинони Т. Концерт №7 ре минор

Аренский А. Вариации на тему П.И. Чайковского

Барбер С. Адажио

Барток Б. Детям: 10 пьес из цикла «Венгерские народные песни и танцы» (переложение для камерного оркестра Г. Дарваша)

Бизе Ж. Дуэт из сюиты «Детские игры»

Бизе Ж. Адажиетто из первой сюиты «Арлезианка»

Бородин А. Хор из оперы «Князь Игорь» «Улетай на крыльях ветра» (обр. З. Финкельштейна)

Вивальди А. Концерты, Маленькие симфонии

Гайдн Й. Симфонии, дивертисменты.

Гайдн Й. Инструментальные концерты

Гендель Г. Кончерто гроссо

Глазунов А. Тема с вариациями

Григ Э. Хольберг сюита

Григ Э. Лирическая сюита «Маленький пастух»

Григ Э. «Пер Гюнт»: Смерть Озе, Танец Анитры

Григ Э. Весна (переложение для женского или детского хора)

Джеминиани Ф. Кончерти гросси

Корелли А. Кончерто гроссо

Леденев Р. Детская симфония

Лядов А. Колыбельная

Лядов А. Протяжная

Моцарт В.А. Маленькая ночная серенада

Моцарт В.А. Адажио и фуга до минор из квартета № 27

Перголези Дж. Stabat mater

Перселл Г. Музыка из оперы «Королева фей»

Перселл Г. Павана и Чакона

Прокофьев С. Гавот из Классической симфонии (переложение Н. Соколова)

Раков Н. Маленькая симфония

Раков Н. Симфониетта

Раков Н. Пять пьес: Летним днем

Рахманинов С. Романс и скерцо из 1-го неоконченного квартета

Римский-Корсаков Н. Вступление и хоровод из оперы «Снегурочка» для женского или детского хора и оркестра

Ряэтс Я. Концерт для камерного оркестра

Свенсен И.С. Две исландские мелодии

Скрябин А. Анданте, Скерцо (переложение и редакция Г. Киркора)

Сухонь Э. Колыбельная

Тактакишвили О. Юмореска

Чайковский П. Струнная серенада

Чайковский П. Андантино квази

Чайковский П. Аллегро из музыки к «Весенней сказке» А. Островского

Чайковский П. Элегия

Шуберт Ф. Менуэты

Штраус И. Полька-пиццикато


Для симфонического оркестра
Бетховен Л. Симфонии: №№ 1, 2, 4,7,8

Бетховен Л. Увертюры: «Прометей», «Эгмонт», Леонора №3

Бетховен Л. Концерты для фортепиано с оркестром: №№ 1, 2,3,4

Бизе Ж. Сюиты «Арлезианка» (№1и 2)

Бизе Ж. Увертюра к опере «Кармен»

Бородин А. Симфонии: №№ 1, 2

Бородин А. Увертюра, Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь»

Брамс И. Симфония № 1

Брамс И. Венгерские танцы

Бриттен Б. Вариации и фуга на тему Г. Перселла

Бриттен Б. Простая симфония (струнная группа)

Бриттен Б. Марш для хора и оркестра

Гайдн Й. Симфонии

Гайдн Й. Инструментальные концерты

Галынин К. Концерт для фортепиано с оркестром

Гедике А. Концерт для тубы с оркестром

Гершвин Дж. Концерт для фортепиано с оркестром

Глазунов А. Фрагменты из балета «Раймонда»

Глазунов А. «Эй, ухнем» (обработка русской народной песни)

Глинка М. Вальс-фантазия

Глинка М. Ночь в Мадриде, Камаринская

Глинка М. Танцы из опер «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин»

Григ Э. «Пер Гюнт». Сюиты №№ 1, 2

Григ Э. Концерт для фортепиано с оркестром

Дворжак А. Симфонии №№ 5-9

Дворжак А. Концерт для виолончели

Калинников В. Симфония

Караев К. Фрагменты из балетных сюит: «Семь красавиц», «Лейли и Межднуи»

Лист Ф. Симфоническая поэма «Прелюды»

Лист Ф. Концерт для фортепиано с оркестром № 1

Лядов А. Торжественный полонез , 8 русских народных песен, Волшебное озеро, Баба-Яга, Кикимора.

Мендельсон Ф. Симфонии: №№ 3, 4

Мендельсон Ф. Увертюра «Рюи Блаз»

Мендельсон Ф. Инструментальные концерты

Моцарт В.А. Симфонии

Моцарт В.А. Увертюры к операм

Моцарт В.А. Инструментальные концерты

Моцарт В.А. Реквием

Мусоргский М. Вступление и танцы персидок из оперы «Хованщина»

Мусоргский М. Скерцо

Мусоргский М. Интермеццо, Вступление и Гопак из «Сорочинской ярмарки»

Прокофьев С. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Прокофьев С. Концерт для фортепиано с оркестром № 1,2

Прокофьев С. Концерт для скрипки с оркестром № 1,2

Прокофьев С. Кантата «Александр Невский» (фрагменты)

Прокофьев фрагменты из балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка»

Рахманинов С. Интродукция и танцы из оперы «Алеко», Скерцо.

Рахманинов С. Концерты для фортепиано с оркестром: №№ 1, 2

Россини Дж. Увертюры

Римский-Корсаков Н. Сюиты «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане»

Римский-Корсаков Н. «Дубинушка» (обработка русской-народной песни для симфонического оркестра и хора)

Римский-Корсаков Н. Сеча при Керженце из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»

Сибелиус Я. Романс, Грустный вальс.

Сен-Санс К. Оркестровые сюиты, Рондо каприччиозо, Концерт для виолончели ля минор.

Сен-Санс К. Концерт для фортепиано с оркестром № 2

Сметана Б. Фрагменты из симфонического цикла «Моя родина»

Франк Ц. Симфония ре минор

Хачатурян А. Сюита «Маскарад»

Хачатурян А. Фрагменты из сюит «Гаянэ», «Спартак»

Чайковский П. Симфонии: №№ 1, 2, 3, 4, 5 (чч. 1, 2)

Чайковский П. Концерт для фортепиано с оркестром № 1

Чайковский П. Вариации на тему «Рококо»

Чайковский П. Сюиты из балетов

Чайковский П. Арии и хоры из опер

Чайковский П. Кантата «Москва»

Шостакович Д. Симфонии №№ 1, 9

Шостакович Д. Концерт для фортепиано № 1,2.

Шостакович Д. Праздничная увертюра

Шуберт Ф. Симфонии №№ 4, 5, Неоконченная

Шуберт Ф. Увертюра «Розамунда», Симфонии

Штраус И. Увертюры

Штраус И. Польки, марши.

Штраус И. Вечное движение (скерцо)

Штраус И. Вальсы

Щедрин Р. Фрагменты из сюит: «Не только любовь», «Конек-Горбунок», Кармен-сюита

Эшпай А. Концерт для оркестра



Изучение оркестровых партий

Перечень оркестровых партий из симфонической, оперной и балетной литературы

Скрипка:

Асафьев Б. «Кавказский пленник»

Бах И.С. Сюиты

Берлиоз Г. «Осуждение Фауста»

Брамс И. Симфония № 1

Глинка М. «Руслан и Людмила»

Лист Ф. Симфония «Фауст»

Рахманинов С. Симфонии

Римский-Корсаков Н. «Майская ночь»

«Снегурочка»

«Садко»

«Сказка о царе Салтане»



«Шехерезада»

Испанское каприччио

Скрябин А. Симфонии

Спендиаров А. «Алмаст»

Хачатурян А. «Гаянэ»

Чайковский П. «Лебединое озеро»

«Спящая красавица»

Сюита № 3

Моцартиана
Шостакович Д. Симфонии №№ 1, 5, 9, 10

Штраус Р. «Тиль Уленшпигель»

«Дон Жуан»

«Дон Кихот»

Шуман Р. «Симфония» № 4
Альт

Адан А. «Жизель»

Арендс А. «Саламбо»

Асафьев Б. «Пламя Парижа», «Кавказский пленник»

Бах И.С. Кантаты

Оратории


«Страсти по Иоанну» (сопровождение виоль д’амур)

«Страсти по Матфею»

Берлиоз Г. «Гарольд в Италии»

«Фантастическая симфония»

Бетховен Л. Симфонии №№ 1,5,7

Брамс И. Симфонии

Верди Дж. «Отелло»

Вивальди А. Симфонии

Гайдн Й. Симфонии

Гендель Г. «Музыка на воде»

Кончерти Гросси с органом

Калинников В. Симфония № 1

Малер Г. Симфонии

Мейербер Дж. «Гугеноты»

Моцарт В.А. «Ночная серенада»

Симфонии №№ 40, 41

Мусоргский М. «Картинки с выставки»

«Борис Годунов»

Прокофьев С. Симфония № 1

фортепианные концерты

«Война и мир»

Пуччини Дж. «Чио-Чио-сан»

Равель М. «Болеро»

Рахманинов С. «Фантастические танцы»

Симфония № 2

Римский-Корсаков Н. «Снегурочка»

Рубинштейн А. «Демон»

Скрябин А. Симфония № 3

Стравинский И. «Петрушка»

«Весна Священная»

Танеев С. Иоанн Дамаскин

Хачатурян «Гаянэ»

Чайковский П. Симфонии №№ 1,5, 4, 6,

«Манфред»

«Пиковая дама»

«Черевички»

«Лебединое озеро»;

«Спящая красавица»;

«Щелкунчик»

Шостакович Д. Симфонии №№ 1,5,7

Штраус Р. «Дон Жуан»

«Дон Кихот»

«Тиль Уленшпигель»

Виолончель

Бернстайн Л. Серенада для скрипки с оркестром

Бетховен Л. Симфония № 9

Брамс И. Концерт для фортепиано № 2

Увертюра к драме Г. Коллина «Кориолан»

Брукнер А. Симфония № 7

Вебер К. «Приглашение к танцам»

Римский-Корсаков Н. «Испанское каприччио»

«Шехерезада»

«Майская ночь»

«Царская невеста»

Россини Дж. «Вильгельм Телль»

Стравинский И. «Петрушка»

«Весна Священная»

Чайковский П. «Ромео и Джульетта»

Симфония №№ 4, 5, 6

Манфред

Франческа да Римини



«Лебединое озеро»

«Спящая красавица»;

«Щелкунчик»

Контрабас

Верди Дж. «Риголетто»

«Золушка»

Малер Г. Симфония № 1

Прокофьев С. «Ромео и Джульетта»

«Золушка»

Музыка к фильму «Поручик Киже»

Равель М. «Дитя и волшебство»

Римский-Корсаков Н. «Ночь перед Рождеством»

«Млада»


Стравинский И. «Соловей»

Щедрин Р. «Озорные частушки»

Эшпай А. Концерт для оркестра
Арфа

Бородин А. Симфония № 2

Балакирев М. Симфоническая поэма «Тамара»

Фантазия «Исламей»

Глинка М. Арагонская хота

Калинников В. Симфония № 1

Мусоргский М. «Картинки с выставки»

Рахманинов С. Симфония № 3

Кантата «Весна»

Фантазия «Утес»

Три русские песни для хора и симфонического оркестра

Поэма «Колокола»

Скрябин А. Симфония № 3 (Божественная поэма)

Поэма экстаза


Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
В перечень учебно-методических документов, обеспечивающих освоение курса, входят:

примерная программа по междисциплинарному курсу «МДК.01.03. Оркестровый класс. Изучение оркестровых партий»;

программа учебного заведения по междисциплинарному курсу «МДК.01.03. Оркестровый класс. Изучение оркестровых партий»;

репертуарный план оркестровых составов на текущий учебный год.

Информационное обеспечение – это рекомендуемая литература (основная и дополнительная), интернет-ресурсы.

Рекомендуемые интернет-ресурсы:



  • http://www.mosconsv.ru/

  • http://www.rsl.ru/

  • http://www.domgogolya.ru/

  • http://www.amkmgk.ru/

  • http://www.libfl.ru/

  • http://www.mkrf.ru/


Перечень основной методической и нотной литературы

Скрипка:

Оркестровые трудности для скрипки. Вып. III /Сост. З. Кожарский. – Киев, 1973

Оркестровые трудности для скрипки. Т. 16. (Р. Вагнер), – Лейпциг, 1984
Альт:

Бруни А. Школа для альта: Оркестровые трудности из оперной и симфонической литературы./Ред. В. Борисовского.-М.-Л, 1946

Избранные оркестровые трудности из произведений русских композиторов /Сост. Ф. Андропов, А. Чернышев. – М, 1983

Оркестровые трудности для альта: Отрывки из симфонических произведений П. Чайковского/Сост. Е. Страхов. – М., 1954

Оркестровые трудности для альта и 14 подготовительных каприсов к ним /Сост. И автор каприсов Б. Пашков. – Киев, 1969
Виолончель

Оркестровые трудности для виолончели из опер и балетов П.И. Чайковского /Сост. А. Власов. – М., 1957


Контрабас

Оркестровые выписки для контрабаса. Сост. А. Милушкин. М., 1938

Оркестровые трудности для контрабаса. Вып. I. Сост. И. Гертович М., 1953, Вып. II М., 1964

Оркестровые трудности для контрабаса из произведений Штрауса. Сост. Е. Маденский, Лейпциг, 1957

Оркестровые трудности для контрабаса из симфонических произведений П. Чайковского. Сост. И ред. В. Хоменко. М., 1956

Оркестровые трудности из симфонических произведений русских композиторов. Сост. В. Хоменко. М., 1971


Арфа

Оркестровые трудности для арфы /Сост. Е. Синицина — М., 1957. Отрывки из симфонических произведений А. Глазунова

Оркестровые трудности для арфы /Сост. Е. Синицина — М., 1958. Отрывки из произведений Н. Римского-Корсакова

Оркестровые трудности для арфы /Сост. Л. Гордзевич. — М., 1961. Отрывки из опер русских композиторов-классиков

Оркестровые трудности для арфы /Сост. Л. Гордзевич. — М., 1962. П. Чайковский. Отрывки из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

Материально-техническое обеспечение курса.
Освоение междисциплинарного курса «МДК.01.03. Оркестровый класс. Изучение оркестровых партий» по условиям стандарта требует наличия в образовательном учреждении инструментов симфонического оркестра (в соответствии с партитурой) в личном пользовании обучающихся и резервных инструментов, находящихся на балансе учебного заведения, так как это является необходимым условием для обеспечения полноценной реализации образовательной программы.

Образовательное учреждение должно обеспечивать подготовку специалистов на базе камерного (струнного) и/или симфонического оркестров, сформированных из обучающихся по данной образовательной программе.




Методические рекомендации преподавателям
«Оркестровый класс» является составной частью профессиональной подготовки обучающихся и предусматривает:

  • формирование у обучающихся устойчивых навыков игры в симфоническом оркестре, чтения с листа и быстрой ориентировки в нотном тексте.

  • развитие умения слышать своих партнеров по группе и оркестру в целом, а также точно выполнять дирижерские указания.

  • овладение обучающимися техникой исполнения произведений различных жанров и стилей.

Успех работы оркестрового класса во многом зависит от подбора репертуара. С учетом уровня подготовленности обучающихся и возможностей по формированию оркестровых составов следует включать в репертуар камерные и симфонические произведения, фрагменты из опер и балетов, аккомпанементы, инструментальные концерты, произведения для хора и солистов с оркестром. Наряду с классическими произведениями, необходимо знакомить обучающихся с лучшими произведениями современной музыки.

Наиболее целесообразная форма организации работы оркестрового класса предполагает создание камерного и симфонического оркестров: в камерном оркестре заняты обучающиеся I и II курсов, в симфоническом — III и IV курсов. На занятиях в камерном оркестре создаются необходимые предпосылки (ограниченное количество голосов, более простая музыкальная фактура исполнения произведений, возможность контроля дирижером работы каждого обучающегося в процессе исполнения) для более качественного и быстрого овладения обучающимися младших курсов начальными навыками оркестрового исполнительства.

Занятия камерного и симфонического оркестра проводятся 3 раза в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 3 часа.

Для более широкого овладения оркестровым репертуаром на основе воспитания профессиональных навыков обучающихся проводится учебная практика — занятия камерного и/или симфонического оркестра.

Концертные выступления — важнейшая часть учебной практики в оркестровом классе. Здесь воспитываются артистичность, чувство ответственности, происходит накопление творческого потенциала.

Формы проведения занятий в оркестровом классе — групповые и сводные репетиции. Групповые занятия оркестра следует проводить, исходя из традиционного распределения на 4 группы (струнные, деревянные духовые, медные и ударные инструменты), камерного оркестра — по партиям. При изучении некоторых партитур с учетом их особенностей необходимо предусмотреть проведение занятий с различными сочетаниями отдельных групп.

На групповых репетициях дирижер имеет возможность тщательно работать над строем, штрихами, агогикой, аппликатурой, техническими трудностями, уделять максимум внимания каждой партии. В отдельных случаях, требующих преодоления серьезных технических или интонационных трудностей, рекомендуется проходить партии с преподавателем по специальности.

Необходима самостоятельная систематическая домашняя работа обучающихся над оркестровыми партиями.

Дирижер должен уже к первой репетиции детально продумать и выписать штрихи и аппликатуру в каждой оркестровой партии. При этом он может прибегнуть к помощи концертмейстера группы. Каждую репетицию необходимо начинать с настройки инструментов по гобою, хорошо настроенному роялю или камертону («ля» первой октавы должно равняться 440-442 колебаниям в секунду).

Струнную группу следует настраивать по партиям: I и II скрипки, альты, виолончели и отдельно контрабасы. Строй следует контролировать на протяжении всей репетиции.



Залогом успешной репетиционной работы является правильное распределение времени для решения различных задач. На каждой репетиции должно быть уделено внимание работе по развитию навыка чтения нот с листа и ознакомлению с несложными произведениями разных жанров для расширения музыкального кругозора и воспитания художественного вкуса обучающихся.

Важной задачей является формирование у обучающихся необходимых производственных навыков. Работа в оркестре должна быть максимально приближена к будущей деятельности обучающихся в профессиональных коллективах, в особенности это касается неукоснительного выполнения всех требований общепринятой оркестровой дисциплины.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет