Воплощение образа кармен в искусстве



Дата24.02.2016
өлшемі53.5 Kb.
#13840


Автор: КУЗНЕЦОВА КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА

Россия, г. Москва, ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 1551, 7 «а» класс

Научный Руководитель: ВОЛОСАТОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА,

учитель музыки, заместитель директора по инновационной работе

ГБОУ гимназии №1551, методист ГБОУ ЦПМ г. Москвы, к. п. н.
ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗА КАРМЕН В ИСКУССТВЕ

Каждый вид искусства отличается своей специфической системой изобразительных, выразительных средств и имеет преимущества перед другими видами искусства в передаче тех или иных жизненных явлений. Однако полная художественная картина мира может быть воссоздана лишь при комплексном воздействии на человека различных видов искусств. При этом смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.

Исключением не стал и художественный образ Кармен, отраженный во многих видах и жанрах искусства.

Попытка ответить на вопрос: почему Кармен у Ж. Бизе и Р. Щедрина – противоположные художественные образы при внешнем сходстве музыкальных интонаций, чем притягивает до сих пор этот образ современников, обусловила выбор темы исследования «Воплощение образа Кармен в искусстве».

Кроме того, оперу «Кармен» Ж. Бизе и балет «Кармен-сюита» Р. Щедрина мы изучали на уроке музыки в прошлом учебном году. Такая яркая музыка не может не запомниться! Интерес к данной теме возрос на занятиях в хореографическом коллективе ДК «Салют» при разучивании испанских танцев.

Проблема воплощения художественного образа в различных видах искусства не нова. Это и образы Ромео и Джульетты в одноименной повести В. Шекспира, балете С. С. Прокофьева, увертюре-фантазии П. И. Чайковского и даже рок-опере В. Калле, образ Германа в «Пиковой Даме» в повести у А. С. Пушкина, опере П. И. Чайковского и балете «Тройка, семерка, Дама» и др.

К образу Кармен обращались литераторы (П. Мериме) и поэты (А. Блок, М. Цветаева и др.), музыканты (Ж. Бизе и Р. Щедрин) и хореографы (Р. Пети, А. Алонсо, В. Елизарьев), художники (М. Врубель, С. Дали и др.) и дизайнеры одежды (Т. Кольцова, И. Алсанова и др.). При всей собирательности этого образа в каждом искусстве он воплощен индивидуально неповторимо. Однако следует признать, что в настоящее время у молодежи снижен уровень потребности в общении с искусством и наблюдается игнорирование образного осмысления мира.

Следовательно, выявляется противоречие между способностью искусства «стимулировать индивидуальность освоения мира, придавая ей художественность», (В. П. Иванов), и недостаточным накоплением опыта восприятия образов высокохудожественных произведений искусства.

Стремление найти пути разрешения указанного выше противоречия и определило проблему нашего исследования: в чем выражается потребность воплощать образ Кармен в различных видах искусства и моде и чем обусловлена готовность современников его воспринимать?

Объект исследования: художественный образ Кармен.

Предмет исследования: процесс трансформации образа Кармен в различных видах искусства и моде.

Цель исследования: систематизация представлений о целостности художественного образа Кармен в искусстве и моде.

Гипотеза.

Исследование образа Кармен в искусстве и моде позволяет понять феномен и культурный смысл художественного общения с миром искусства, дающего возможности для поиска личностных идеалов.



Задачи исследования:

  1. раскрыть понятие художественного образа в искусстве и моде;

  2. выработать критерии оценок образа Кармен в искусстве и моде и дать их характеристику;

  3. проанализировать художественный образ Кармен в новелле, опере, балете, поэзии, изобразительном искусстве и моде;

  4. проделать опытно-экспериментальную работу по выявлению цветового ассоциативного ряда образа Кармен в искусстве и моде учащимися 6 «а» класса.

Результаты исследования и их новизна:

- проведен сравнительный анализ цветовых представлений художественного образа Кармен в различных видах искусства и моде;

- обоснован процесс трансформации образа Кармен от новеллы П. Мериме до балета Р. Щедрина и современных коллекций модной одежды.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе вскрыты механизмы восприятия художественного образа Кармен средствами литературы, поэзии, музыки, изобразительного искусства, хореографии, моды.

Художественный образ - любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Наука определяет художественный образ как всеобщую категорию художественного творчества, форму истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественный образ создается на основе одного из средств вида искусства или комбинации нескольких. Под художественным образом в искусстве мы понимаем совокупность средств и приемов, с помощью которых создается представление о герое, явлении художественного произведения.

В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды. Смысл, внутреннее строение, чёткость художественного образа в музыке во многом определяется акустическими качествами музыкального звука. В изобразительном искусстве (в том числе фото-и киноискусстве) он создается на основе отображения визуальных характеристик. В хореографии – через выражение мысли и чувства средствами условных движений – жестов и поз (танца) во взаимодействии с музыкой и ритмом. «Модный» образ становится на место художественного образа в культуре и формирует мир красоты культуры. Образность моды позволяет понять культурные смыслы данного феномена.

К художественному образу Кармен обращались литераторы, поэты, композиторы, хореографы, дизайнеры одежды, критики, сценаристы и. т. д. Поэтому представления о нем имеют определенный «штамп» в сознании людей многих поколений, являясь собирательным. Мы рассмотрели образ Кармен в литературе (отдельно выделив поэзию), музыке, хореографии, изобразительном искусстве, моде.



Ход исследования.

  1. Разработка основных критериев для исследования образа Кармен в одноименной новелле П. Мериме: внешний вид, черты характера, отношение к людям, отношение к себе, мировоззрение, сюжетная линия и дана характеристика образа по тексту новеллы. Вывод: Кармен в литературном первоисточнике предстает свободолюбивой, жестокой, неверной девушкой со вспыльчивым характером, для которой обман и хитрость являются частью жизни.

  2. Разработка основных критериев для исследования образа Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе: интонации, ритм, характер, динамика, темп, мелодия, лад, фактура, отличительные черты образа, его синквейн. Вывод: Кармен у Бизе предстает также свободолюбивой, жестокой, независимой, но уже не склонной к воровству и хитрости.

  3. Анализ поэтического образа Кармен в лирическом цикле Александра Блока и стихотворении Марины Цветаевой по разработанным критериям: какие чувства выражены в стихотворении, стихотворный ритм, рифмы, тропы, противопоставления, приемы усиления фонетической привлекательности, синтаксис, мировоззрение, особенности образа, синквейн. Вывод: восприятие Кармен у Марины Цветаевой более человеческое, женственное и страстное. Возможно, это связано с большей музыкальностью стихосложения поэтессы и индивидуальными ассоциациями авторов. Образ Кармен у Блока наделен божественными чертами, поднимающими ее на уровень идеала.

  4. Исследование образа Кармен с точки зрения хореографии в балете А. Алонсо на музыку Р. Щедрина «Кармен-сюита» по разработанным критериям: пластика, жесты, отношение к музыке, па-де-де, образ, созданный хореографией, сюжетная линия, синквейн образа. Вывод: анализ образа главной героини в «Кармен-Сюите» Р. Щедрина позволяет увидеть, что Кармен в балете - прекрасная девушка, ищущая настоящую любовь. Она стремится к взаимопониманию с людьми, но окружающие ее люди относятся к ней враждебно.

  5. Исследование образа Кармен в изобразительном искусстве потребовало разработки следующих критериев: художественный жанр, взгляд, краски, цвета, тени, впечатление от образа, синквейн. Образ Кармен волновал художников с момента написания знаменитой новеллы П. Мериме. Это и изображения портретов всемирно известных живописцев: Э. Мане, М. Врубеля, Ф. Гойя, С. Дали, и современных мастеров кисти: В. Симонова, Т. Берестовой, Е. Воронцовой. Вывод: хотя каждый художник «видит» Кармен по-своему, но ни на одном портрете она не выглядит «злодейкой». Художники писали Кармен с грустным, немного усталым взглядом, цвета ее одежды не кричащие, но притягивающие взгляд. Ее образ в изобразительном искусстве вызывает сочувствие, но не отторжение.

  6. Исследование образа Кармен в моде по трем коллекциям платьев и по коллекции одежды для дома. Разработка следующих критериев: силуэт, сочетание цветов, построение моделей, синквейн образа. Вывод: во всех трех коллекциях выходной одежды раскрываются такие черты Кармен, как независимость, искренность в проявлении чувств, свободолюбие, в то время как в коллекции домашней одежды выявляется ее женственность, обворожительность, способность вызывать безграничную любовь.

Таким образом, проанализировав выявленные черты образа Кармен в различных видах искусства и моды, можно констатировать, что данный художественный образ представлен в них по-разному. Это зависит как от выразительных средств конкретного вида искусства, так и от субъективного взгляда автора (писателя, поэта, композитора, хореографа, художника, модельера). Представление образа Кармен, его разнообразие в видах искусства выражено в стремлении улучшить и возвысить его. Исследование показало, что это не просто женский персонаж в одном из литературных произведений, но и один из мировых образов человеческой культуры, таких, как Гамлет, Дон Кихот.

Следующее направление исследовательской работы - опытно-экспериментальная работа по изучению цветовых ассоциаций образа Кармен, которая проводилась на базе ГБОУ гимназии №1551 в три этапа: констатирующий, формирующий и заключительный. В процессе опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы:



  • анкетирование;

  • метод цветовых выборов С. Л. Собчика;

  • математические методы (вычисление средних значений).

Ход эксперимента.

  1. На констатирующем этапе эксперимента были определены его участники – учащиеся 6 «а» класса в количестве 19 человек.

  2. На формирующем этапе нашей экспериментальной работы мы исследовали цветовые ассоциации образа Кармен в разных видах искусства. Для этого на уроке музыки вместе с учителем было проведено анкетирование. В ходе анкетирования учащимся были розданы анкеты с отрывками новеллы П. Мериме, стихотворений А. Блока и М. Цветаевой. После прочтения соответствующих отрывков учащимся предлагалось из прилагаемой таблицы цветов, которая была представлена на слайде, выбрать три цвета, наиболее подходящих, по их мнению, к образу Кармен, создаваемому прочитанным текстом. Затем участникам эксперимента было предложено прослушать музыкальный отрывок из оперы Ж. Бизе «Кармен» и просмотреть два эпизода балета Р. Щедрина «Кармен-сюита». Аналогично учащимся предлагалось выбрать три цвета. Затем демонстрировались изображения живописных портретов Кармен и моделей модной одежды. Вновь предлагалось выбрать три цвета, с которым ассоциировался образ Кармен.

  3. На заключительном этапе был проведен подробный анализ полученных данных. По результатам опытно-экспериментальной работы по выявлению цветового ассоциативного ряда образа Кармен в различных видах искусства сделаны следующие выводы:

- ассоциативный ряд цветов образа Кармен становится все более светлым по мере удаления от новеллы П. Мериме;

- самый светлый ассоциативный ряд характерен для поэзии А. Блока и хореографического фрагмента «Па-де-де Хозе и Кармен» Р. Щедрина; именно в этих видах искусства образ Кармен становится возвышенным;

- у девочек цветовые ассоциации более широкие, в то время как у мальчиков отмечается приверженность к традиционным цветам: красному и черному.

Отражение образа Кармен в искусстве представлено нами графически.

График 1

Отражение образа Кармен в искусстве и моде
Из графика видно, что динамика «возвышения образа Кармен к идеалу» в наибольшей степени прослеживается в поэзии А. Блока и «Кармен-сюите» Р. Щедрина. Мы считаем, что Р. Щедрин специально идеализировал Кармен, так как постановка была создана для его любимой жены – Майи Плисецкой, а А. Блок возвышает данный образ до уровня божества интуитивно, на уровне подсознания, причем немаловажную роль играет талант, «почерк» поэта и сам жанр поэзии, способный приблизить образ Кармен к совершенству.

Таким образом, анализ образа Кармен в «Кармен-Сюите» Р. Щедрина и в одноименном лирическом цикле А. Блока позволяет отметить их несомненное сходство: Кармен - не просто женщина, привлекающая мужчин. Она - богиня любви, красоты и свободы. Необходимо отметить совпадение внешнего облика поэтического образа Кармен у Марины Цветаевой с формой силуэта коллекции платьев: «...Как стороны пирамиды от пояса мчат бока...» (М. Цветаева) с чётким, почти графическим "X"-силуэтом.

Облагораживание образа Кармен в каждом из рассмотренных произведений по сравнению с первообразом в новелле П. Мериме проявляется в опере Ж. Бизе в устранении наиболее отрицательных черт: хитрости, воровской деловитости. То, как художники (В. Симонов, Т. Берестова, Е. Воронцова, С. Дали, Э. Мане, М. Врубель, Ф. Гойя) изображали цыганку в живописи, приводит к пониманию, что ее образ становится более возвышенным по сравнению с ее образами в новелле и опере. В поэзии и хореографии образ Кармен даже возвышается до уровня идеала.

Результативность опытно-экспериментальной работы по выявлению цветового ассоциативного ряда образа Кармен в искусстве и моде



  • Анализ работ учащихся 6 «а» класса показал зависимость цветовых представлений образа Кармен от его воплощения в конкретном виде искусства и моде, позволил констатировать гендерную разницу цветовых представлений данного образа и стремление его возвысить и даже идеализировать по мере «удаления» от первоисточника.

  • Ассоциативный ряд цветов образа Кармен становится все более светлым и иногда «пестрым» с каждой последующей трансформацией его в определенный вид искусства и жанр.

Современная система искусств отличается такими существенными особенностями, которые еще в недалеком прошлом не были столь характерны для развития художественной культуры. С наибольшей силой дают о себе знать две тенденции: первая состоит в тяготении к синтезу, вторая – в сохранении суверенности каждого отдельного искусства.

Искусство не устраняет, а стимулирует индивидуальность освоения мира, придавая ей особое качество – художественность (В. П. Иванов). Помочь приблизиться к пониманию содержания художественного – литературного образа может язык музыки, поэзии, хореографии, изобразительного искусства, моды.

Выполненное исследование проблемы воплощения художественного образа в различных видах искусства вносит определенный вклад в систематизацию представлений о целостности художественного образа Кармен в искусстве и моде. Вместе с тем, исследование выявляет ряд аспектов, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это проблема развития потребности образного осмысления мира посредством общения с историко-культурным воплощением исторической личности и художественного образа Князя Игоря.
Список литературы и источники


  1. Выготский, Л.С. Психология искусства. [Текст].- М., 1986.

  2. Лозинский, М «Проспер Мериме. Новеллы» (перев.с фр.) [Текст].- М., Художественная литература, 1978, 371 с.

  3. Русская литература: научно-популярное издание для детей. [Текст].- М.:ЗАО «РОСМЕН – Пресс»,2007. - Р89 416С - Современная школьная энциклопедия.

  4. Бизе, Ж. Опера «Кармен» Постановка Марьинского театра. [Видео].- ООО «Юниверсал Мьюзик», 2008, г. Москва, ул. 4-я Магистральная, д.5, стр.5, лицензия ВАФ №77-216. Прокатн. удостоверен. №226072008 от 12.05.2008 г.

  5. Щедрин, Р.К. Балет «Кармен-сюита». [Видео].- ООО «Вестком». 191185. г. Санкт-Петербург. - Коношенная пл., д.2, лит. Д. Лицензия МПТР России ВАФ №77-40.

  6. Басин, Е.Я. Портрет в изобразительном искусстве. [Сайт].-http://ru.wikipedia.org/wiki/

  7. Блок, А. Цикл «Кармен». [Сайт].- http://er3ed.qrz.ru/index.htm?blok-carmen.htm

  8. Иллюстрации портретов Кармен. [Сайт].- http://arts-all.ru/otechestvennye-xudozhniki/vrubel-otechestvennye-xudozhniki/portret-t-s-lyubatovich-v-roli-karmen.html

  9. Цветаева, М. Стихи о любви. Библиотека поэзии. [Сайт].-http://cvetaeva.ouc.ru/karmen.html

Адрес электронной почты для связи: VolosatovaIU@yandex.ru





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет