ТЕМА 14. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА
В КОНЦЕ IV–I ВВ. ДО Н.Э.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
1. Распад империи Александра Великого. Складывание системы эллинистических
государств.
2. Царство Селевкидов.
3. Египет Птолемеев.
4. Государства Балканской Греции.
5. Развитие греческих полисов в III–I вв. до н.э. Политика царей в отношении полисов.
ИСТОЧНИКИ
Аппиан. Митридатовы войны. Сирийские дела / Пер. под ред. С.А. Жебелева, О.О. Крюгера // Аппиан. Римские войны. СПб., 1994.
Ливий, Тит. История Рима от основания города / Пер. под общей ред. Е.С. Голубцовой. Т. I–III. М., 1989–1993.
Полибий. Всеобщая история / Пер. Ф.Г. Мищенко. T. I–III. СПб., 1994–1995.
Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae Philippicae» / Пер. А.А. Деконского, М.И. Рижского под ред. М.Е. Грабарь-Пассек. Комментарии К.В. Вержбицкого, М.М. Холода. СПб., 2005.
Античный способ производства в источниках / Под ред. С.А. Жебелева и др. Л., 1933.
Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В.В. Струве. Т. II. М., 1951.
Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1986. Гл. 22–26.
История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, И.С. Свенцицкой, В.Д. Нероновой. Т. II. М., 1989. С. 303–352.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма / Пер. с нем. М., 1982.
Бикерман Э. Государство Селевкидов / Пер. с франц. М., 1985.
Габелко О.Л. История Вифинского царства. СПб., 2005.
Дройзен И.Г. История эллинизма / Пер. с франц. изд. Т. II–III. СПб., 1997.
Казаров С.С. История царя Пирра Эпирского. СПб., 2009.
Климов О.Ю. Пергамское царство. Проблемы политической истории и государственного устройства. СПб., 2010.
Кравчук А. Закат Птолемеев / Пер. с польск. М., 1973.
Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979.
Левек П. Эллинистический мир / Пер. с франц. М., 1989.
Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.; Л., 1950.
Сапрыкин С.Ю. Понтийское царство. Государство греков и варваров в Причерноморье. М., 1996.
Cизов С.К. Ахейский союз. История древнегреческого федеративного государства (281–221 гг. до н.э.). М., 1989.
Сизов С.К. Федеративное государство эллинистической Греции: Этолийский союз. Учебное пособие. Нижний Новгород, 1990.
Тарн В. Эллинистическая цивилизация / Пер. с англ. М.; Л., 1949.
Хабихт Х. Афины. История города в эллинистическую эпоху / Пер. с нем. М., 1999.
Шофман А.С. Распад империи Александра Македонского. Казань, 1984.
ЛЕММА
Эпоха от Александра Великого до завоевания возникших на развалинах его империи государств Римом (Греция и Македония — в 146 г. до н.э., Пергамское царство — в 129 г. до н.э., Сирия — в 64 г. до н.э., Египет — в 30 г. до н.э.) называется эллинистической. В науке с первой половины XIX в. до настоящего времени продолжаются дискуссии по поводу определения сущности данной эпохи. Многие ученые за рубежом и в России понимают ее как процесс сложного взаимодействия цивилизаций, которое в итоге привело к складыванию новой цивилизации, не только соединившей черты древнегреческого и восточного миров, но также породившей много новых черт в социальном устройстве, в хозяйственной жизни, в государственном строе и культуре. Приступая к изучению истории эллинизма, следует в самом общем виде разобраться в тех концепциях, которые были предложены учеными, определявшими сущность эллинизма.
Эпоха эллинизма представляет для изучения немалую сложность: трудны и запутаны политические события этого времени, в эллинистических государствах складывается сложная социально-экономическая система и своеобразное государственное устройство. Рассматривая процесс формирования системы эллинистических государств, следует обратить внимание на основные тенденции в борьбе преемников Александра Великого — стремление к сохранению единства империи и противоположное ей желание многих полководцев империю разделить между собой. В результате войн диадохов — преемников Александра империя была разделена на ряд новых государств, которые принято называть эллинистическими. Основателями новых династий явились полководцы Александра, боровшиеся между собой более сорока лет.
В эллинистических государствах сформировалась своеобразная экономическая модель, которая включала государственный сектор и значительную часть земельного фонда страны, а также сектор частно-общинный. В государственном секторе управление осуществляли царские должностные лица. О его особенностях красноречиво свидетельствуют документы из эллинистического Египта. Сектор частно-общинный получил особенно значительное развитие в полисах и восточных городах. Он был представлен свободными торговцами, ремесленниками, зажиточными землевладельцами. Социальная система эллинистического мира характеризуется распространением рабства в его развитой античной форме, а также формированием системы эксплуатации местного, прежде всего сельского населения. По своему государственному строю все эллинистические государства являлись монархиями. Особое место в этих государствах принадлежало полисам, храмовым общинам, отдельным племенам. Полисы — как старые, так и основанные эллинистическими династиями — обладали широкими правами самоуправления, но при этом находились, как правило, в зависимости от центральной власти.
В развитии Балканской Греции в эпоху эллинизма наблюдаются свои особенности. В Греции стали играть большую политическую роль государства федеративного типа — Ахейский и Этолийский союзы. Спарта пребывала в состоянии кризиса, который с помощью реформ пытались преодолеть и восстановить былую военную мощь цари Агис и Клеомен. История эллинистического мира завершилась подчинением Риму, который, используя начавшийся в эллинистических царствах внутренний кризис и их постоянные войны между собой, поочередно завоевал его и включил в состав собственного государства.
Распад империи Александра Великого.
Складывание системы эллинистических государств
Манифест Антигона по поводу мира 311 г. до н.э.
(OGIS, 5)
Надпись из Скепсиса 311 г. до н.э., содержит текст письма Антигона, в котором он излагает основные принципы своей политики в отношении греков. В письме упоминается о борьбе и переговорах, которые вели между собой диадохи, о соглашениях, которые они заключали.
... Мы заботились о свободе эллинов, ради которой делали немалые уступки и к тому же роздали деньги, и по этому поводу послали Эсхила с Демархом. Прежде чем достигнуто было соглашение на этот счет, мы участвовали во встрече на Геллеспонте, и если бы кое-кто не помешал, все было бы завершено тогда. Ныне же, когда Кассандр и Птолемей стали поговаривать о мире и к нам явились по этому поводу Препелай и Аристодем, то хотя мы видели, что некоторые из требований Кассандра слишком тягостны, но, поскольку дело шло о соглашении насчет греков, мы нашли небходимым не обратить внимания на это, чтобы возможно скорее уладить главное. Ведь мы считали важнее всего все устроить для эллинов, как мы хотели, а если бы все это затягивалось, при затяжке иногда случается много неожиданного, а нам желательно было, чтобы все касающееся эллинов было улажено при нашей жизни; мы поэтому полагали, что не следует из-за мелочей рисковать устройством дела в целом. А сколько мы приложили в этом деле старания, ясно будет, я думаю, и вам, и всем другим из самого содержания соглашения1. Когда мы уже завершили соглашение с Кассандром и Лисимахом, для чего они послали уполномоченного Препелая, к нам прислал послов Птолемей, прося заключить мир и с ним и вписать его в то же соглашение. Мы видели, что нам приходится немало поступиться своим честолюбием, ради которого мы перенесли немало забот и потратили много денег; к тому же тогда уже с Кассандрой и Лисимахом мы договорились, и дальнейшие переговоры были уже легче. Но понимая, что если наладить и с ним (т.е. с Птолемеем), то скорее будет покончено с Полиперхонтом, поскольку никого не останется в союзе с ним, а также принимая во внимание мое родство с ним2, вместе с тем видя, что вы и прочие союзники страдаете от военных действий и расходов, мы сочли правильным уступить и заключить мирный договор также с ним. Для заключения договора мы послали Аристодема, Эсхила и Гегесия; они вернулись, получив гарантии, а от Птолемея прибыло посольство во главе с Аристобулом, чтобы получить от нас. Итак, знайте, что соглашение достигнуто и наступил мир. Мы записали в соглашении, что все эллины принесут клятву, что взаимно будут охранять свободу друг друга и автономию, предполагая, что, пока мы живы, мы, поскольку это зависит от человеческих расчетов, будем это соблюдать, а на будущее время, если все эллины и стоящие у власти обяжутся клятвой, свобода эллинов останется более прочной.
Перевод А.Б. Рановича.
Присвоение диадохами царских титулов.
Окончательный распад державы Александра
Юстин «Филиппова история»
(XV, 1, 1–6; 2, 3–6; 10–14)
Марк Юниан Юстин составил во II–III вв. н.э. эпитому (сокращенное изложение) труда историка эпохи императора Августа (I в. до н.э. – I в. н.э.) Помпея Трога «Филиппова история». Юстин, сохранив композицию труда и последовательность изложения, выбрал лишь ту информацию, которая представлялась важной ему. В ряде случае в своем рассказе он допускал искажения и ошибки. Несмотря на это, составленный им труд является важным источником по истории эллинизма.
(1, 1) После того как были убиты Пердикка и его брат, Эвмен и Полиперхонт3, а также другие вожди противоположной партии4, казалось, что борьба между преемниками Александра Великого закончилась. Однако неожиданно возникли раздоры между самими победителями. (2) Ибо, когда Птолемей, Кассандр и Лисимах стали требовать, чтобы деньги из захваченной добычи, а также и провинции были распределены [между победителями], Антигон отказался разделить с союзниками выгоды, полученные от войны, все опасности которой он один принял на себя. (3) Чтобы казалось, будто он начинает справедливую войну против [бывших] своих союзников, Антигон повсюду распространяет слух, что хочет отомстить за смерть Олимпиады, убитой Кассандром, и освободить из амфиполитанского плена сына царя своего, Александра, и его мать5. (4) Когда Птолемей и Кассандр узнали об этом, они, заключив союз с Лисимахом и Селевком, стали ревностно готовиться к войне на суше и на море. (5) Птолемей владел Египтом с большей частью Африки, Кипром и Финикией. В подчинении у Кассандра были Македония с Грецией. (6) Азию и часть Востока захватил Антигон. В первой же военной схватке при Газе сын Антигона Деметрий терпит поражение от Птолемея...
(2, 3) … Кассандр, чтобы на царский престол Македонии не возвели из уважения к имени отца сына Александра Геркулеса6, которому было уже больше, четырнадцати лет, отдает приказание тайно убить его вместе с матерью Барсиной, а тела их забросать землей, чтобы совершение погребального обряда не вызвало подозрения в том, что они убиты. (4) И как будто ему мало уже совершенных преступлений — сперва по отношению к самому царю, вскоре затем к его матери Олимпиаде и его сыну Геркулесу — (5) он так же коварно убивает и второго сына с его матерью Роксаной, как будто он не мог достичь македонского царского престола, к которому он страстно стремился, иначе как преступлениями. (6) Между тем Птолемей вторично вступает в морской бой с Деметрием и, потеряв флот и уступив врагу победу, бежит в Египет... (10) Торжествуя по поводу этой победы, Антигон приказал, чтобы народ отныне называл его с сыном Деметрием царями. (11) Также и Птолемея, чтобы он мог пользоваться у своих не меньшим авторитетом, его войско провозглашает царем. (12) Услыхав об этом, Кассандр и Лисимах тоже присваивают себе царский титул. (13) Они воздерживались от присвоения себе внешних знаков этого достоинства, пока еще могли быть в живых сыновья их царя. (14) Так велико было у них уважение к памяти Александра, что, хотя они обладали царской властью, они из чувства справедливости обходились без царского титула, пока у Александра оставался законный наследник.
Перевод А.А. Деконского, М.И. Рижского.
Царство Селевкидов
История царства Селевкидов в III–I вв. до н.э.
Аппиан «Сирийские дела»
(55, 57, 65–70)
Аппиан — греческий историк I–II вв. н.э. На основе сочинений ряда греческих и римских авторов он составил обширный труд по истории Римского государства. Труд Аппиана является ценным источником по истории эллинизма.
(55) ...Он (Селевк) провел много войн и против македонян, и против варваров; из них две самые большие он провел против македонян: одну, более позднюю, — с Лизимахом, царем Фракии7, другую, раньше, — у Ипса во Фригии с Антигоном8, который сам командовал и сам лично сражался, хотя ему было за 80 лет. Когда Антигон пал в этой битве, то те цари, которые вместе с Селевком уничтожали Антигона, поделили между собой его землю. И тогда-то Селевк по жребию получил под свою власть Сирию, прилегающую к Евфрату и до самого моря, и внутреннюю Фригию. Постоянно устраивая ловушки соседним народам, способный и силой заставить их подчиниться, и уговорить убедительными речами, он захватил власть над Месопотамией, Арменией и Каппадокией, называемой Селевкидой, над Персией, Парфией и Бактрией, над арабами и тапирами, над Согдианой, Арахозией и Гирканией и над всеми другими соседними племенами до реки Инда, которые силой оружия были завоеваны Александром, так что границы его царства в Азии достигли наибольших после Александра размеров; ведь от Фригии вплоть до реки Инда все было под властью Селевка. Кроме того, перейдя реку Инд, он воевал с царем живущих по берегу этой реки индийцев Андрокоттом9, пока не заключил с ним дружбы и брачного союза. И часть этих деяний он совершил до смерти Антигона, другую — после его смерти. (57) ... По всему пространству своего огромного царства он выстроил много городов: так, в честь своего отца он выстроил 16 Антиохий, пять Лаодикей — в честь своей матери, девять — носящих его собственное имя, четыре — в честь своих жен: три Апамеи и одну Стратоникею. Из них самыми знаменитыми даже теперь являются Селевкии: одна — у моря, другая — на реке Тигре, Лаодикея в Финикии, Антиохия под горой Ливаном и Апамея в Сирии. Другим городам он дал имена или по именам городов Эллады и Македонии, или по каким-либо своим деяниям, или же в честь царя Александра. Поэтому в Сирии и у варваров за Сирией внутри материка есть много имен городов эллинских и македонских...
(65) Когда умер Селевк10, его преемниками — причем власть над Сирией переходила от отца к сыну — были следующие: первым был вышеназванный Антиох, влюбленный в свою мачеху; он получил прозвище Сотер (спаситель), так как изгнал галатов11, вторгнувшихся из Европы в Азию; за ним шел второй — Антиох, родившийся от этого брака, которому жителями Милета впервые было дано имя Теос (бог) за то, что он уничтожил у них тирана Тимарха. Но этого «бога» жена погубила ядом. Он имел жен Лаодику и Беренику ... дочь Птолемея Филадельфа. Лаодика убила его, а за ним и Беренику и ее маленького ребенка. Как мститель за это, Птолемей, сын Филадельфа, убил Лаодику, вторгся в Сирию и дошел до Вавилона12. И парфяне начали тогда свое отпадение, так как царский дом Селевков находился в таком неустройстве.
(66) После Теоса царем Сирии был Селевк, сын «бога» и Лаодики, которому было прозвище Каллиник. За Селевком следовали один за другим два его сына по старшинству лет — Селевк и Антиох. Селевк был больным, немощным и не умевшим держать в повиновении свое войско. Его приближенные устроили против него заговор и отравили его; царствовал он всего два года. Его брат — тот Антиох, который получил имя Великого... Он царствовал 37 лет13. О двух его сыновьях, царствовавших после него, Селевке и Антиохе, я уже говорил раньше. Селевк царствовал 12 лет бездеятельно и слабо вследствие несчастья с отцом. Антиох царствовал неполных 12 лет; за это время он взял в плен Артаксия, царя Армении, и ходил войной на шестого Птолемея, который, как сирота, со своим братом был под опекой. Когда он стоял лагерем под Александрией, к нему явился послом от римлян Попилий с письменным приказом, гласившим: «Антиох не должен воевать с Птолемеями». Когда он прочел приказ и сказал, что подумает, Попилий жезлом очертил круг вокруг него и сказал: «Думай здесь». Пораженный этим, царь снялся с лагеря. Он ограбил святилище Афродиты в Элимнах и умер от истощения, оставив 9-летнего сына, Антиоха Евпатора...
(67) Была раньше речь и об его преемнике, Деметрии, как он был заложником в Риме и, бежав из своего заложничества, стал царем. Он получил от сирийцев имя Сотер (Спаситель) вторым после сына Селевка Никатора. Против него поднял восстание некий Александр, ложно заявлявший, что он из рода Селевка. Птолемей14, царь Египта, из-за ненависти к Деметрию поддерживал его. Деметрий из-за Птолемея был лишен престола и умер; но Александра изгнал Деметрий, сын этого Деметрия Сотера, и за то, что он победил человека, незаконно претендовавшего на его род, он был назван сирийцами Никатором (Победителем); и он был вторым после Селевка, получившим это имя. По примеру того Селевка и он пошел войной на парфян, но был взят в плен, жил при дворе царя Фраата, и царь выдал за него замуж свою сестру Родогуну.
(68) При такой анархии в царском доме царский раб Диодот возвел на трон маленького Александра, сына Александра, незаконно выдававшего себя за Селевкида, и дочери Птолемея. Затем он убил этого ребенка и осмелился сам вступить на престол, переменив свое имя на Трифона. Но Антиох15, брат пленного Деметрия, узнав на Родосе о его пленении, вернувшись с великим трудом в родное царство, убивает Трифона. И он идет походом на Фраата, требуя возвращения брата. Фраат испугался его и отослал Деметрия. Несмотря на это, Антиох вторгся в Парфию, но, потерпев поражение, убил себя. Вернувшегося на престол Деметрия убила его жена Клеопатра, коварно лишив его жизни из-за ревности к его браку с Родогуной, из-за чего она уже раньше вышла замуж за Антиоха, брата Деметрия. У нее было два сына от Деметрия, Селевк и Антиох, которому было прозвище Грип, а от Антиоха — Антиох, которого называли Кизикским. Из них Грипа она уже заранее послала для воспитания в Афины, а Кизикского — в Кизик.
(69) Селевка, который тотчас же после отца своего Деметрия надел на себя царскую диадему, она убила, устроив против него заговор, боясь ли мести за коварное убийство его отца или вследствие безумной ненависти ко всем. После Селевка стал царем Грип; он заставил мать выпить то питье, которое она приготовила для него, подмешав яд. Таким образом, наконец она понесла заслуженное наказание. Но и Грип был достойным сыном своей матери: он стал злоумышлять против Кизикского, хотя и тот был его братом по матери. Последний, узнав об этом, пошел на него войной, изгнал его из царства и вместо него сам стал царем Сирии. Но и против него, хотя он и приходился ему дядей, пошел войной Селевк, сын Антиоха Грипа, и отнял у него престол. Будучи насильником и ведя себя как жестокий тиран, он был за это сожжен народом в гимнасии в Киликии, в городе Мопсуестии; его преемником был Антиох, сын Кизикского. Против него стал злоумышлять его родственник Селевк, но сирийцы считают, что он спасся благодаря своему благочестию, и поэтому дали ему прозвище Благочестивого... Тем не менее попущением божьим он был изгнан из своего царства Тиграном 16.
(70) У его сына17, который был у него от Селены, воспитанного в Азии и поэтому получившего прозвище Азиатский, Помпей отнял сирийское царство; он был 17-м, начиная с Селевка, царем сирийцев (я не считаю Александра и сына Александра, как лжецарей, а равно и их раба Диодота). Он царствовал, пока Помпей был занят в других местах, всего один год. Власть Селевкидов продолжалась 230 лет. Если кто хочет учесть время от Александра до захвата Сирии римлянами, надо к 230 годам прибавить еще 14 лет правления Тиграна.
Перевод С.П. Кондратьева.
Надпись 280–261 гг. до н.э. о раздаче царских земель
(OGIS, № 221)
Надпись представляет собой письма Антиоха I Сотера (281–261 гг. до н.э.) — второго царя династии Селевкидов должностному лицу. Найдена в Илионе.
1) Царь Антиох — Мелеагру18 привет. Пожаловали мы Аристодикиду Ассийскому19 2000 плефров годной для обработки земли, чтобы причислить к городу илионцев или скепсийцев; итак, ты распорядись отвести Аристодикиду по соседству с областями гергифской или скепсийской20, где тебе покажется удобнее, 2000 плефров земли, примежевав ее к земле илионцев или скепсийцев21. Будь здоров.
2) Царь Антиох— Мелеагру привет. Обратился к нам Аристодикид Ассийский с просьбой пожаловать ему в сатрапии на Геллеспонте город Петру, которым ранее владел Мелеагр22 , затем из Петрской области 1500 плефров удобной для обработки земли да еще 2000 плефров удобной земли из той, что прилегает к участку, отведенному ему ранее. И мы согласны пожаловать ему Петру, если она не отдана кому-либо ранее, равно как и землю поблизости от Петры, и еще 2000 плефров удобной земли за его дружеское к нам расположение и оказанные нам со всяческим благорасположением и усердием услуги. Рассмотри, и если не отдан просимый участок кому-либо ранее, то отведи его и прилегающую к нему землю Аристодикиду; из царской же земли, прилегающей к пожалованной Аристодикиду ранее, распорядись отмежевать и отвести ему 2000 плефров с дозволением приписать к какому угодно городу, принадлежащему к этой области и союзу. Что касается подданных царя, поселян той местности, где лежит Петра, то в случае их желания жить в Петре ради безопасности мы постановили, чтобы Аристодикид разрешил им жить там. Будь здоров.
3) Царь Антиох — Мелеагру привет. Обратился к нам Аристодикид с заявлением, что областью Петры и граничащей с ней землей, о которой мы ранее писали, когда жаловали ему, он и до сих пор еще не вступил во владение, так как она отведена афинянину, заведующему гаванью, и просил пожаловать ему вместо Петрской области другую равного размера, отвести и еще 2000 плефров с правом причислить их к какому будет ему угодно городу из состоящих с нами в союзе, как и раньше мы писали. Видя его благорасположение к нам и усердие к нашим интересам, мы желаем сделать уважение этому человеку и предоставили ему это. Он говорит, что из Петрской области ему уступлено 1500 плефров; распорядись отмежевать и отвести Аристодикиду удобной для обработки земли 2500 плефров и еще вместо земли у Петры 1500 плефров удобной для обработки земли из царских владений, пограничных с данными ему уже ранее, с дозволением Аристодикиду причислить эту область к какому угодно городу нашего союза, как мы об этом написали и в прежнем письме. Будь здоров.
Античный способ производства в источниках. № 305.
Достарыңызбен бөлісу: |