Проблема познаваемости мира, философский скептицизм и агностицизм.
Сущность познавательной деятельности. Знание как результат познания.
Вопрос проблемы познаваемости мира является основным вопросом эпистемологии. Эпистемология имеет дело с научным познанием.
Эпистемология – это часть философии, которая изучает то, что человек получает в результате научного познания; исследует основания и границы научного знания и его достоверность. Включает также знания о способах, методах и приемах научного исследования. Пытается ответить на вопрос:
- что такое научное знание в системе научного познания
- в чем его особенность
- исторические и социальные аспекты развития науки; методы развития науки
- и другие вопросы потребовали введения особой философской науки
Основанием философии науки служат базисные предпосылки общей эпистемологии.
Познавательное отношение человека
к миру.
Среди всех видов деятельности базисным является:
-
содержания предметно - практическая – вещественная материальная, с помощью которой человек преобразует, изменяет окружающий мир; создает условия своего существования сам;
-
ценностно – ориентировочная – это духовная, дает знание о ценностях, т. е. о том как значимы какие-либо вещи в плане потребности;
-
познавательная – это духовная. Сама по себе не изменяет мир, не преобразует его, природу или общество, но дает информацию о сущностях, закономерностях внутреннего явлений.
Что такое познание?
Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных, конкретно образных и политических образах, т.е. деятельность по систематизации и использованию информации в практических целях.
Познание – интеллектуальный процесс информационного контроля за окружающей средой с целью увеличения приспособленности людей к деятельности и выживанию. Познание является фундаментальным.
Это познавательное отношение конкретизируется с помощью понятий "субъект" и "объект". Они противостоят друг другу, т. е. познаваемое и непознаваемое. Субъект познаваем, а объект познавателен. Он более чем субъект познания, т.е. обладает бытием в себе. Это означает, что на ряду с познаваемым, в объекте остается непознанный остаток.
Отсюда возникают трудноразрешимые процессы познания:
- как возможно познание, если материальное и идеальное противрположно?
- соотношение чувственного и рационального
- конечное и бесконечное
- соотношение единичного и общего
Сложности в процессе познания, как в прошлом, так и в настоящем, вызывают у некоторых мыслителей определенный скептис.
Скептицизм – это философское познание, сторонники которого не отрицают возможность познания мира, но сомневаются в возможности истинного познания. (представители Перо, С.Эпирс).
Скептики провозглашая безмятежное спокойствие, невозмутимость в теории познания, считают, что наше знание – это субъективное состояние (точно мы ничего не знаем, поэтому ничего нельзя отрицать или утверждать).
Крайней формой скептицизма является агностицизм.
Агностицизм – это учение, представители которого отрицают полностью или частично возможность познания мира, выявление его законов и достижение истины (представители: Юм).
Агностицизм выдвигает аргументы, которые доказывают возможность познания.
-
предмет, который мы познаем преломляется через наши органы чувств и мышления. Коков он на самом деле мы не знаем. Предмет лежит в не сферы нашего"я";
-
в процессе познания встречаются общие неточности;
-
гносеологический релятивизм – преувеличение изменчивости, текучести явлений. Считается, что абсолютная истина невозможна, ее нет вовсе;
-
познание невозможно без вмешательства в объект ряда превращений естественного в искусственное. Само естественное не познаваемо.
В истории философской мысли скептицизм имел определенное положительное значение. Он выдвинул принцип сомнения, который необходим в научном познании. Именно сомнение позволяет отказаться от старых догм и авторитетов.
Однако большинство философов пыталось создать модели познания, которые гарантировали бы получение истинного знания.
Теория истечения Демокрита.
Он различает темное и светлое познание. К темному он относит органы чувств. Светлое познание – это знание о сущности вещей, которое открывает нам мышление.
Познание происходит следующим образом.
С поверхности каждого предмета оделяется тонкая пленочка – образ, который совпадает с самим предметом, пустая внутри и недоступная другим органам знания. В воздухе образы составляют тысячи отпечатков изображений. На встречу им из важной части глаз движутся изображения – лучи. По этим лучам образы предметов уменьшаются, по закону перспективы продвигаются в глаз. И мы ощущаем эти образы. Из теории истечения следовало, что мысли об объекте имеют свой реальный предмет заблуждения. Демокрит объясняет, что образы могут перепутаться. Ложное от истины отличается разумом.
Теория припоминания Платона.
Платон впервые обнаружил существования мира идеальных сущностей, т.е. что на ряду с материальными процессами существуют процессы духовные, идеальные. Мир идей первичен.
Платон считает, что не чувство предшествует мышлению, а на оборот, т.к. душа в мире идей находилась и созерцала понятия, следовательно, душа содержит знание в себе самой, но это знание надо припомнить, т.к. сойдя с неба, душа все позабыла. Платон подметил, что понятия не могут происходить из чувственного опыта, знание должно быть объективно, не должно зависеть от личных качеств познающего. Источником истинного знания является царство идей.
В античности нет разграничения на субъект и объект познания. Объект просто дан познающему.
Принципиально иной подход к познанию был в 17-18 веках (новое время). Создается множество моделей: эмпиризм (Бекон – эксперимент); сенсуализм (Локк – истина в чувственных данных, первичные и вторичные качества); рационализм (Декарт – истинное знание возможно с помощью мышления).
Особый интерес представлял Декарт. Он считал, что существует две субстанции: материальное ( обладает протяженностью) и духовное ( нет протяженности). Наука должна начинаться с переоценки ценностей. Декарт выдвигает принцип универсального сомнения. Декарт считает, что сомневаться можно во всем, кроме"я мыслю, следовательно я существую. Несомненно истиной является тождество"я – есть я." По Декарту: тождество составляет познание "я". Его заслуга в том, что он впервые разграничил субъект и объект познания. Указал на отличие, несхожесть этих отношений. Но если субъект и объект отличаются друг от друга, то как возможно истинное знание.
Эту проблему по - своему решает Кант. Кант считает, что объект и субъект взаимодействуют в процессе познания. Свою задачу Кант видит в том как субъект входит в объект. В исследовании познавательных способностей человека, Кант считает что любое познание начинается с чувственных восприятий. Но органы чувств позволяют иметь дело с предметами, но не с сущностью процесса. Кант называет объекты вещью в себе. Он выделяет следующие способности человека:
- чувственность
- рассудок
- разум
Чувственность имеет дело с явлениями. Данные субъективны. Чувственные данные – опыт. Рассудок обладает априорными формами. Он знает порядок. Разум выполняет роль руководителя. Дает указания рассудку.
Наше знание выражается в опытах и знания. Кант выдвигает принципиально иное положение. Объект должен соответствовать знанию. Мир вещей в себе не воспринимаемый органами чувств, может быть осмыслен нами, созданием интеллектуального конструирования. Мы познаем то, что сами конструируем.
Амприорные знания, продуктивное творческое познание позволяют субъекту конструировать объект. Субъект как вместилище всего исторического опыта, как общая система познания, которая воспроизводится в конкретного индивида.
Теория познания как теория отражения была выдвинута в новое время, но развита в марксистской философии. Отражение – это свойство одной системы в процессе взаимодействия воспроизводить особенности другой системы. При этом отражение является копией, следом.
Сущность теории отражения:
-
отражение рассматривается как свойство всей материи. В неживой природе отражение элементарно (например, физико – механические процессы). В живой природе возникают раздражение, психика. Высшей формой отражения является сознание и самосознание человека. Таким образом удается объяснить феномены сознания.
-
Марксизм утверждает мир до человека и не зависит от него. Образы познания вторичны по отношению к действительности (копии реальности).
-
Выдвигается роль практики в процессе познания. Практика создает цель познания. Служит критерием истины. Субъект познания произволен от практики.
В марксизме субъект – человек, включенный в социальную жизнь, использующий средства познания (язык, категория логики). С точки зрения современной науки теория отражения не имеет решающее значение в процессе познания.
Познание осуществляется неотражательными операциями. В познании человек реализует гепотетический приближенный подход. Наука в своем развитии опирается не только на практику, но и принятие теорий. В классической науке существует разграничение субъекта и объекта. Наука рассматривается как результат получения знания. Сама деятельность ученого выносима за пределы рационального сознания. Личностные качества ученого, его интересы, мотивы оказывают влияние на полученный результат.
Цель познания получение знания (научного знания), отличающегося рациональность и систематизированностью.
Знание – форма социальной идеальной памяти, свернутая сфера деятельности, результат осмысления объекта. Знание человека - это способ представления мира в идеальном плане.
Знание – это информация. Она не связана с конкретной личностью. Одинаково доступна всем.
Знание – личное достояние знающего, оно выступает как виток познавательного процесса.
Незнание пассивная форма, область, которую переводят в знание. Знание выделено через символы, суждения, понятия, образы. Незнание – это вопрос, противоречие, проблема. Роль незнания в том, что здесь содержится познавательная потребность, которая способствует дальнейшему процессу познания.
Достарыңызбен бөлісу: |