ПРОЕКТ АКТА НС 8 августа 2015 г. в экспедиции ФАР на пик Победы по маршруту 5Б к. сл. с руководителем группы, МС, Ишутиным М.В.
Экспедиция ФАР на пик Победы в рамках проекта «Победа. Память. Мир» стартовала 10 июля. Руководитель экспедиции Захаров Н. Н., МСМК, инструктор 2 кат. Ответственный за безопасность: Пятницин А. А., МС, инструктор 1 кат.
Экспедиция включала в себя несколько групп, куда входили альпинисты из разных городов России. Одна из групп (Ростов-на-Дону) планировала совершить восхождение по классическому маршруту через п. Важа Пшавела (Победа Западная), вторая группа (Красноярск-Иркутск) собиралась сделать первопрохождение по к/ф северной стены, третья группа (Северодвинск - Архангельск) планировала пройти траверс Неру - Победа. Была еще четвертая – сборная группа, - но, в итоге, она не совершала восхождений.
Так же в эти же сроки на Победу шли альпинисты экспедиции Украины.
Участники экспедиции самостоятельно тренировались и проходили акклиматизацию перед восхождением. Руководство экспедиции ставило условием акклиматизацию с ночевкой уровня 6500 м., и основная часть участников получила ее, предварительно поднимаясь на п. Ленина или Хан-Тенгри.
Однако группа Северодвинска-Архангельска (рук. М. Ишутин, - опытный высотник, прежде дважды поднимавшийся на п. Победы) проходила акклиматизацию в р-не Ала-Арчи, где, совершила по 2-3 восхождения до высоты 4500 м. Прибыв в базовый лагерь под п. Победы, группа совершила акклиматизационный выход на п. Неру, однако выше 5000 м не поднялась, да и то не всем составом. После этого группа поднималась к Западной Победе – до «6200» - и две ночи провела на 5800 м.
После трех дней наблюдений от плана траверса Неру-Победа группа отказалась из-за плохого состояния маршрута, и было принято решение совершить подъем через в. Важа Пшавела.
Руководитель экспедиции обсудил планы группы с ее руководителем, и высказал сомнения в готовности группы, но М. Ишутин был настроен по-боевому и смог убедить Н. Захарова с тем, что группа готова к восхождению.
К этому моменту
Всего на штурм вершины из 22 участников экспедиции стартовали 11 человек.
2 августа с ледника Звездочка вышли группа Украины и группа Ростова (рук. А. Яковенко). Группа Ишутина планировала выйти на сутки позже, чтобы по пути становиться на освобождающиеся ночевки, но в связи с непогодой задержалась еще на день. И, в итоге, вышла двумя днями позже, однако по следам впереди идущих двигалась достаточно энергично, догнала вышедших ранее украинцев и ростовчан, и вместе с ними организовала ночевку в пещерах на п. В. Пшавела (Победа Западная, 6918 м.). От перевала Дикий до Пшавелы группы продвигались 5 дней и вечером 6 августа все собрались на ночевках (вырыли пещеры) под Важа Пшавела.
Восхождение было решено совершать от этих ночевок, но 7 августа штормовой ветер не дал выйти и только ночью несколько успокоился.
Утром 8 августа в 04:00 вышли с бивака на штурм вершины. В состав группы Ишутина входили Носенко М. А. 1974 г.р., МС, г. Северодвинск; Вещагин М. А., 1979 г.р., МС, г. Северодвинск; Букинич А. Р., 1981 г.р., КМС, г. Сочи.
Кондрашов В. В. 1978 г.р., МС, г. Челябинск по самочувствию остался на ночевке. Так же по самочувствию остался на ночевках член группы Яковенко Осипов и один из участников украинской команды.
За 4 часа по глубокому снегу в сопровождении сильного ветра в 8:00 участники дошли до скального жандарма «Обелиск». Далее условия стали несколько лучше, и с 11:40 до 13:10 на главную вершину поднялись 5 человек из команды Украины и 9 – из российских групп. В числе последних был М. Ишутин.
Так же в 12:50 на вершину поднялась связка «Ak-Sai Travel», вышедшая от ночевок у В. Пшавелы в 05:50.
С вершины первой начали спускаться украинцы, за ними - группа Яковенко и часть группы Ишутина. Ишутин и два человека из его группы спускались последними. В районе 14 часов альпинисты подошли к верхней части «ножа» (7300 м), где Ишутин, по словам следовавших с ним Букинича и Носенко, почувствовал боли в ноге и вел себя неадекватно (снял очки, не давал рацию, совершал неестественные движения).
Об этом в 14:35 Букинич по рации сообщил на базу и попросил консультацию врача. В это время Ишутин лег на снег, кожные покровы посинели, прекратилось дыхание, пульс на сонной артерии не прощупывался, зрачки на свет не реагировали. Меры оказания первой помощи - искусственное дыхание «рот в рот» и непрямой массаж сердца - предпринятые Букиничем, результата не дали, и в 14:50 от Букинича поступило сообщение о смерти Ишутина.
По распоряжению руководителя экспедиции, Букинич и Носенко закрепили тело в мульде под скалой в центральной части снежного «ножа» и начали спуск. В это время стала ухудшаться погода: усилился ветер, упала видимость.
О случившемся по радиосвязи было сообщено группе Яковенко (5 человек + 2 члена группы Ишутина), которая в это время находилась в районе жандарма «Обелиск», и так же предписано ждать участников гр. Ишутина для совместного спуска. После сбора всех участников в районе «Обелиска», обе группы в районе 21-22 часов спустились к снежным пещерам в мульде под В. Пшавела. Итого альпинисты отработали в течение суток порядка 17-18 часов. Из них 8-9 - на подъем, 7-8 - на спуск и 2 часа ушло на фиксацию смерти, реанимационные мероприятия, фиксацию тела, воссоединение групп у Обелиска для совместного спуска.
На следующий день обе группы продолжили спуск. На гребне в районе «5800» с карнизом сорвалась связка Букинич-Носенко, но связочная веревка зацепилась за уступ, и инцидент закончился благополучно. Навстречу спускающимся альпинистам руководство для подстраховки направило двойку красноярцев, которая встретилась со спускающимися, не доходя отметки 6000 м.
Комиссия не смогла установить график работы групп, условия выпуска, контрольные сроки, визирование врача – на протяжении всего срока работы экспедиции - т.к. по сообщению ОБ А. Пятницина вся спортивная документация экспедиции (книга выходов, журнал радиосвязи) была передана (изъята?) в прокуратуру г. Бишкека. Обращаем внимание альпинистской общественности на этот факт, поскольку ранее ничего подобного не происходило, и прокуратуре хватало объяснительной записки.
Вывод:
Причиной смерти Ишутина Михаила Васильевича, 1957 г.р., МС, «Снежный барс», инструктор 1 кат., г. Северодвинск, стала – по предположению врача экспедиции - смерть в результате тромбоэндомии легочной артерии.
Обстоятельства, способствовавшие НС:
-
Недостаточная и слабая акклиматизация группы Ишутина.
-
Погодные обстоятельства и условия рельефа (ураганный ветер, глубокий снег, низкие – до 25 градусов – температуры)
-
Возраст погибшего – 58 лет.
-
Авантюрная – в сложившихся обстоятельствах - тактика финишного броска от в. Важа Пшавелы. Фактически для группы Ишутина это было положение цугцванга: что ночевка далее по гребню под Обелиском, что три ночевки под В. Пшавелой только ухудшали положение и состояние участников.
-
Слабый врачебный контроль. Частичное нарушение Правил проведения АМ, в которых указано, что «врач альпмероприятия: осуществляет допуск участника к АМ, на основании справки о состоянии здоровья, предоставленной участником; следит за состоянием здоровья участников АМ; разрешает выход участников учебно-тренировочных отделений и спортивных групп на маршруты, о чем делается запись в Маршрутном листе или Книге регистрации выходов в высокогорную зону; проверяет комплектование аптечек групп, выходящих на маршрут или в высокогорную зону; оказывает первую помощь участникам АМ при заболеваниях, травмах, обморожениях и т.д.
Контроль состояния участников практически не осуществлялся и ограничивался формой «заболеешь – обращайся». Даже перед решающим выходом на вершину медосмотр и проверка состояния участников не проводились.
Спуск тела:
В данных погодных условиях, транспортировочные работы были признаны невозможными, в связи с большой высотой, погодными условиями и усталостью восходителей, что вкупе составляло угрозу жизни другим участниками восхождения.
К работе комиссии были привлечены эксперты-консультанты, имеющие большой высотный опыт и, в частности, опыт восхождений на п. Победы – ЗМС Н. Тотмянин, МС В. Коваль, МС В. Шатаев, - чьи знания, опыт и мнения были учтены при составлении данного акта.
Достарыңызбен бөлісу: |