Программа дисциплины Человек в древнерусской культуре для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра



Дата12.06.2016
өлшемі163.47 Kb.
#129253
түріСамостоятельная работа
Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет философии, кафедра истории философии

Программа дисциплины


Человек в древнерусской культуре
для направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра

Автор Зарецкий Ю.П.

yzaretsky@hse.ru


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________



« ____» ___________________200 г.
Москва

Тематический план учебной дисциплины





Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Сем. и практ. занятия



1.

Задачи курса и организация работы.

3

3







2.

Человек и личность в историческом знании.

4

4







3.

Важнейшие исторические документы изучения личности.

2

2







4.

Изучение автобиографических свидетельств и изучение истории европейской личности.

4

4







5.

Основные подходы к изучению автобиографических свидетельств в современной историографии.

4

4







6.

Древнерусские автобиографические свидетельства: обзор текстов.

4

4







7.

Основные направления изучения древнерусских автобиографических свидетельств.

4

4







7.

Владимир Мономах и его «Поучение».

2




2




9.

Рассказ о своем детстве Ивана IV.

2




2




10.

Свидетельства о себе основателей монастырей: Мартирий Зеленецкий и Елеазар Анзерский.

4




4




11.

Две «автобиографии» Епифания Соловецкого.

2




2




12.

«Житие» протопопа Аввакума.

2




2




13.

Обсуждение синопсисов эссе.

2




2







Итого:

39

25

14





Базовый ридер
История субъективности: Древняя Русь / Сост.; предисл.; вступит. статья Ю.П. Зарецкого (эл. версия книги на почтовом ящике drevnerussk@yandex.ru, пароль drevne).

Формы контроля:
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из:

  • Посещение занятий (20%)

  • Работы на семинарских занятиях (участие в дискуссии, анализ текстов, представление синопсиса эссе) (30%)

  • Домашнее итоговое эссе (50%)

Объем синопсиса от 2-х до 4-х машинописных страниц; объем эссе – не менее 10 машинописных страниц.

Содержание программы
Человек в культуре Древней Руси
Курс адресован студентам старших курсов, обучающихся по специальности «Философия», и в значительной степени ориентирован на их самостоятельную творческую работу.

Важнейшая цель курса – познакомить студентов с современной научной проблематикой изучения древнерусских текстов личностного характера и выработать у них навыки самостоятельного их анализа с использованием знаний и навыков, полученных ранее в процессе изучения других гуманитарных дисциплин.

Обращение к теме курса непосредственно связано, во-первых, с тем пристальным вниманием к отдельному человеку и его внутреннему миру, которое наблюдается сегодня в нашем обществе и которое наиболее отчетливо проявляется в огромной популярности биографической и мемуарно-автобиографической литературы. Во-вторых, с малоизученностью личностной проблематики в истории древнерусской культуры и имеющимися в этой области широкими исследовательскими перспективами. Наконец, в-третьих, с мощным импульсом к изучению темы «человек в истории», полученном отечественными гуманитарными науками в 1990-е – начале 2000-х гг. благодаря публикациям в ежегодниках «Одиссей» и «Казус», а также благодаря циклу исследований по истории западноевропейского индивида Средних веков и Возрождения А.Я. Гуревича и Л.М. Баткина. Главный вопрос, на который предстоит искать ответы: что мы можем узнать о человеке Древней Руси исходя из автобиографических текстов XII-XVII вв.?

Курс состоит из двух частей. Первая, лекционная, включает обзор текстов древнерусских личных свидетельств, важнейших направлений их изучения и теоретических подходов, на которых они основаны, а также библиографии по теме. Вторая, семинарская, предполагает обсуждение в аудитории конкретных древнерусских сочинений. Основные тексты для анализа – наиболее известные автобиографические сочинения русского Средневековья: «Поучение» Владимира Мономаха, Первое послание Ивана Грозного Андрею Курбскому (фрагмент), «Повесть о житии» Мартирия Зеленецкого, «Сказание об Анзерском ските» Елеазара Анзерского, «Записка» и «Житие» Епифания Соловецкого, «Житие» Аввакума.

В ходе работы каждый студент а) участвует в дискуссиях, анализирует тексты на семинарских занятиях; б) формулирует тему, план и основные положения своего экзаменационного эссе; в) оформляет его синопсис и представляет его для обсуждения в группе; г) представляет преподавателю экзаменационное эссе, которое рассматривается как главный итог проделанной работы. Экзамен проходит в форме индивидуального обсуждения эссе с каждым студентом.

Курс направлен на выработку следующих специальных компетенций:



  • Способности читать исторические документы и исторические исследования на родном языке; истолковывать, резюмировать и соответствующим образом фиксировать историческую информацию.

  • Умения писать на родном языке, корректно используя различные виды исторических сочинений.

  • Понимания различий историографических подходов и их зависимости от эпох и контекстов.

  • Критического понимания связи между событиями и процессами, происходящими сегодня, и прошлым.

  • Понимания спорных вопросов и тем дискуссий в современной историографии по теме.

  • Умения вести устную беседу на родном языке, используя терминологию и приемы, общепринятые у профессиональных историков.

  • Умения организовать сложную историческую информацию в логически связанную форму.

  • Умения придать результатам исследования форму нарратива, соответствующего канонами дисциплины.

  • Понимания бесконечности исторических исследований и дискуссий.


Тема: Человек и личность в историческом знании.

  • Содержание темы

Тема «личность в истории» в историческом знании. «Обращение к человеку» в историографии XX в. Историческая антропология. Микроистория. Важнейшие работы историков: Д.С. Лихачев, Б.А. Романов, А.Я. Гуревич, Л.М. Баткин, К. Гинзбург, Н. Земон-Дэвис. Теоретические основания анализа проблем личности историками и их изменения. Основные темы дискуссий.

  • Основная литература

  • Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси (любое изд.)

  • Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси (Историко-бытовые очерки XI-XIII вв.)
    Л.: Наука, 1966.

  • Индивидуальность и личность в истории: Дискуссия // Одиссей 1990. М.: Наука, 1990.

  • Дополнительная литература

  • Гуревич А.Я. Человеческая личность в средневековой Европе: реальная или ложная проблема? // Развитие личности. 2003. № 1-2.

  • Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989.

  • Зарецкий Ю.П. История европейского индивида: От Мишле и Буркхардта до Фуко и Гринблатта. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.


Тема: Важнейшие исторические документы изучения личности.

  • Содержание темы

Произведения изобразительного искусства. Литературные тексты. Автобиографические свидетельства. Споры о значимости автобиографических свидетельств и возможностях их интерпретации.

  • Основная литература

  • Дильтей В. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1: Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изучения общества и истории. М., 2000. С. 333 и др.

  • Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси (любое изд.)

  • Дополнительная литература

  • Зарецкий Ю.П. Теория литературных жанров и некоторые вопросы исторического изучения автобиографических текстов // Новый образ исторической науки в век глобализации и информатизации. М.: ИВИ РАН, 2005.

  • История субъективности: Средневековая Европа / Сост.; предисл.; вступит. статья Ю.П. Зарецкого. М.: Академический проект, 2009. С. 10-23.


Тема: Изучение автобиографических свидетельств и изучение истории европейской личности.

  • Содержание темы

«Истории автобиографии»: от Георга Миша до наших дней. Исследования автобиографических сочинений Средних веков и раннего Нового времени российских историков. Дискуссия о личности в истории А.Я. Гуревича и Л.М. Баткина. Возможности компаративистики.

  • Основная литература

  • Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М.: РОССПЭН, 2005.

  • Дополнительная литература

  • Баткин Л.М. Европейский индивид наедине с собой. М.: РГГУ, 2000.

  • Зарецкий Ю.П. Автобиографические «Я» от Августина до Аввакума: Очерки истории самосознания европейского индивида. М.: ИВИ РАН, 2002.


Тема: Основные подходы к изучению автобиографических свидетельств в современной историографии.

  • Содержание темы

Модель «открытия индивида» Я. Буркхардта. Лингвистический, культурный, антропологический «повороты»: новые перспективы анализа свидетельств о себе. «Смерть автора» и исторические реконструкции личности. Автобиографические тексты как социальные конструкты.

  • Основная литература

  • Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М.: РОССПЭН, 2005.

  • Дополнительная литература

  • Зарецкий Ю.П. Свидетельства о себе: новые исследования голландских историков // Социальная история. Ежегодник. 2008 / Отв. Ред. Н.Л.Пушкарева. СПб.: Алетейя, 2008. С. 329-340.


Тема: Древнерусские автобиографические свидетельства: обзор текстов.

  • Содержание темы

Автобиографизм в древнерусских текстах. «Поучение» Владимира Мономаха (1053-1125); «Первое послание Андрею Курбскому» Ивана IV (1530-1584); «Повесть о житии» Мартирия Зеленецкого (?-1603); «Сказание об Анзерском ските» Елеазара Анзерского (? – 1656); «Записка» и «Житие» Епифания Соловецкого (? – 1682); «Житие» Аввакума (1620 или 1621-1682).

  • Основная литература

  • Ридер, с. 4-31.

  • Дополнительная литература

  • Ранчин А.М. Автобиографические повествования в русской литературе второй половины XVI – XVII вв. (Повесть Мартирия Зеленецкого, Записка Елеазара Анзерского, Жития Аввакума и Епифания): Проблема жанра // Он же. Статьи о древнерусской литературе. М.: Диалог-МГУ, 1999. С. 158–177.


Тема: Основные направления изучения древнерусских автобиографических свидетельств.

  • Содержание темы

Публикации рукописей. Переводы. Литературоведческий подход: проблема жанровых дефиниций, определение художественных особенностей и авторского замысла сочинений. Историко-культурный подход: реконструкция исторических событий, реконструкция личности автора.

  • Основная литература

  • Ридер, с. 4-31.

  • Дополнительная литература

  • Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. СПб.: Наука, 1996.


Тема: Владимир Мономах и его «Поучение».

  • Содержание темы

Владимир Мономах как историческая фигура. «Поучение» Мономаха (ок. 1117 г.): текст, структура, основное содержание. Личность Мономаха в историографии. Адресаты «Поучения». Личность автора в «Поучении». Интерпретации «Поучения» как личностного документа (Д.С. Лихачев).

  • Основная литература

  • Ридер, с. 32-41.

  • Дополнительная литература

  • Лихачёв Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М.: Современник, 1975. С. 111-131.

  • Карпов А.Ю. Великий князь Владимир Мономах. М.: Русскiй мiръ, 2006 (Предисловие).


Тема: Рассказ о своем детстве Ивана IV.

  • Содержание темы

Иван IV в российской истории. Споры историков вокруг личности Ивана. Обстоятельства написания «Первого послания к Андрею Курбскому» (5 июля 1564 г.) и особенности документа. Автобиографический фрагмент письма: возможные походы к интерпретации.

  • Основная литература

  • Ридер, с. 42-52.

  • Дополнительная литература

  • Платонов С.Ф., Виппер Р.Ю. Иван Грозный. М.: УРАО, 1998.

  • Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.: АСТ, 2001.


Тема: Свидетельства о себе основателей монастырей: Мартирий Зеленецкий и Елеазар Анзерский.

  • Содержание темы

Свидетельства о себе основателей монастырей. Автобиографическая «Повесть» Мартирия (между 1570 и 1595 гг.): содержание, структура, основные темы. «Сказание» Елеазара (кон. 30-х гг. XVII в): основные сюжеты, организация нарратива, стиль. Общее и особенное двух автобиографических рассказов.

  • Основная литература

  • Ридер, с. 53-68.

  • Дополнительная литература

  • Севастьянова С.К. Житие Елеазара Анзерского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб.: Наука, 1992. Вып.3: XVIIв. Ч.1. С.346-347.

  • Крушельницкая Е.В. Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий монастырь. СПб.: Алетейя, 1998.


Тема: Две «автобиографии» Епифания Соловецкого.

  • Содержание темы

Церковный раскол середины XVII в. в русской истории. Епифаний Соловецкий: основные биографические сведения. История написания автобиографической «Записки» (ок. 1665-1666). История написания «Жития». (ок. 1675-1676). Особенности построения автобиографического нарратива. Общее и особенное в двух «автобиографиях» монаха.

  • Основная литература

  • Ридер, с. 69-107.

  • Дополнительная литература

  • Робинсон А.Н Автобиография Епифания // Исследования и материалы по древнерусской литературе. М.: Изд-во АН СССР, 1961. С.101-132.

  • Плюханова М.Б. Предисловие // Пустозерская проза. М.: Московский рабочий, 1989. С. 7-36.


Тема: «Житие» протопопа Аввакума.

  • Содержание темы

Аввакум Петрович – выдающийся религиозный деятель, лидер русского старообрядчества, выдающийся писатель XVII в. Обстоятельства написания «Жития». Особенности автобиографического нарратива. Личность автора в «Житии»: возможности и границы реконструкции.

  • Основная литература

  • Ридер, с. 108-167.

  • Дополнительная литература

  • Плюханова М.Б. Предисловие // Пустозерская проза. М.: Московский рабочий, 1989. С. 7-36.

  • Робинсон А.Н. Аввакум (личность и творчество) // Житие Аввакума и другие его сочинения. М.: Советская Россия, 1991. С.5-26.

  • Живов. В.М. Религиозная реформа и индивидуальное начало в русской литературе XVII века // Из истории русской культуры. Т. III (XVII – начало XVIII века). М.: Языки русской культуры, 1996. С. 460-485.


Общий список литературы

Основная литература

  • Дильтей В. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1: Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изучения общества и истории. М., 2000.

  • Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси (Историко-бытовые очерки XI-XIII вв.)
    Л.: Наука, 1966.

  • Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси (любое изд.)

  • Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. СПб.: Наука, 1996.

  • Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М.: РОССПЭН, 2005.

  • Индивидуальность и личность в истории: Дискуссия // Одиссей 1990. М.: Наука, 1990.


Дополнительная литература

  • Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989.

  • Баткин Л.М. Европейский индивид наедине с собой. М.: РГГУ, 2000.

  • Гуревич А.Я. Человеческая личность в средневековой Европе: реальная или ложная проблема? // Развитие личности. 2003. № 1-2.

  • Живов. В.М. Религиозная реформа и индивидуальное начало в русской литературе XVII века // Из истории русской культуры. Т. III (XVII - начало XVIII века). М.: Языки русской культуры, 1996. С. 460-485.

  • Зарецкий Ю.П. История европейского индивида: От Мишле и Буркхардта до Фуко и Гринблатта. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

  • Зарецкий Ю.П. Свидетельства о себе: новые исследования голландских историков // Социальная история. Ежегодник. 2008 / Отв. Ред. Н.Л.Пушкарева. СПб.: Алетейя, 2008. С. 329-340.

  • Зарецкий Ю.П. Автобиографические «Я» от Августина до Аввакума: Очерки истории самосознания европейского индивида. М.: ИВИ РАН, 2002.

  • Зарецкий Ю.П. Теория литературных жанров и некоторые вопросы исторического изучения автобиографических текстов // Новый образ исторической науки в век глобализации и информатизации. М.: ИВИ РАН, 2005.

  • История субъективности: Средневековая Европа / Сост.; предисл.; вступит. статья Ю.П. Зарецкого. М.: Академический проект, 2009.

  • Карпов А.Ю. Великий князь Владимир Мономах. М.: Русскiй мiръ, 2006.

  • Крушельницкая Е.В. Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий монастырь. СПб.: Алетейя, 1998.

  • Лихачёв Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М.: Современник, 1975.

  • Платонов С.Ф., Виппер Р.Ю. Иван Грозный. М.: УРАО, 1998.

  • Плюханова М.Б. Предисловие // Пустозерская проза. М.: Московский рабочий, 1989. С. 7-36.

  • Ранчин А.М. Автобиографические повествования в русской литературе второй половины XVI – XVII вв. (Повесть Мартирия Зеленецкого, Записка Елеазара Анзерского, Жития Аввакума и Епифания): Проблема жанра // Он же. Статьи о древнерусской литературе. М.: Диалог-МГУ, 1999. С. 158–177.

  • Робинсон А.Н Автобиография Епифания // Исследования и материалы по древнерусской литературе. М.: Изд-во АН СССР, 1961. С.101-132.

  • Робинсон А.Н. Аввакум (личность и творчество) // Житие Аввакума и другие его сочинения. М.: Советская Россия, 1991. С.5-26.

  • Севастьянова С.К. Житие Елеазара Анзерского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб.: Наука, 1992. Вып.3: XVIIв. Ч.1. С.346-347.

  • Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.: АСТ, 2001.


Примерные темы эссе

  • Рассказ Ивана IV о своем детстве – ключ к пониманию его личности?

  • «Поучение» Владимира Мономаха – христианская риторика или личные чувства?

  • Рассказ о себе как средство пропаганды: протопоп Аввакум.

  • «Телесная» личность Епифания.

  • Свидетельства о своей жизни основателей монастырей: Социальная обусловленность или личная потребность?



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  • Чем похожи и чем непохожи древнерусские «автобиографии» на современные?

  • Выберите из известных вам древнерусских автобиографических свидетельств два наиболее похожих и два наиболее непохожих и объясните свой выбор.

  • Приведите пример/примеры, когда рассказ о себе древнерусского человека был порожден социальными обстоятельствами.

  • Свидетельствуют ли «автобиографии» XII – XVII вв. об эволюции личностного начала в древнерусской культуре?

  • Какие понятия вы считаете наиболее подходящими для обозначения фигуры автора древнерусского автобиографического текста: «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект», «протагонист» или…?

  • Чем сегодня обусловлен повышенный интерес к отдельному человеку в истории и других гуманитарных науках?

  • Как объяснить различия в подходах исследователей к анализу древнерусских личных свидетельств?

  • Какие из существующих в истории культуры подходов к изучению темы «человек в истории» вы считаете наиболее перспективными?



Материалы к курсу:

Почтовый ящик: drevnerussk@yandex.ru

Пароль: drevne

Автор программы: _____________________________/ Зарецкий Ю.П../



Подпись обязательна.






Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет