Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»



Дата17.07.2016
өлшемі336.83 Kb.
#204793
түріПрограмма дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности
[код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Отделение культурологии

Программа дисциплины

Культурология




для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавров


Автор программы:

И.В. Кукулин, кандидат филологических наук (ikukulin@yandex.ru)

Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «22»_10_ 2013 г

Зав. кафедрой В.А.Куренной
Рекомендована секцией УМС Философии и культурологии «23»_01_ 2014 г

Председатель Б.Н.Кашников


Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь И.В.Макарова ________________________ [подпись]

Москва, 2013 – 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080100.62 «Экономика», обучающихся по бакалаврской программе, изучающих дисциплину «Культурология».

Программа разработана в соответствии с:



  • ОС ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой по направлению подготовки бакалавра 080100.62 «Экономика»

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 080100.62 «Экономика».

1Цели освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины «Культурология» - способствовать выработке у студентов аналитического, рефлексивного взгляда на культурные явления и помочь им выработать критическое представление о том, что такое культура.

Предлагаемый курс разработан для студентов первого курса бакалавриата факультета экономики НИУ ВШЭ и призван решать одновременно общие и прикладные задачи. Общая задача курса – дать слушателям/слушательницам первоначальное представление о культуре как о системе, объединяющей очень разные нормы, традиции, практики и т.п., существующие в человеческом обществе. Прикладная задача – выявить те аспекты культуры, с которыми по роду своих занятий сталкиваются чаще всего именно экономисты: сфера культуры как источник социальных инноваций, культурная обусловленность экономического поведения и изменчивость культурных «констант», культурные истоки массмедийных феноменов, мифы современной культуры и методы их критики, история и современное значение национализма. Поэтому особое внимание в курсе уделено социальным аспектам культуры, которым посвящен третий, самый большой по объему, его раздел.

Еще одна прикладная задача – дать слушателям/слушательницам общие представления об истории и трансформациях значений терминов, вошедших в современный общегуманитарный лексикон: «цивилизация», «симулякр», «идеология», «религия» и т.п.

Мы сочли необходимым эксплицировать в курсе фундаментальное сопоставление, лежащее в основе культурологии как научной дисциплины – европейской культуры Нового времени и культур иных эпох и регионов. В силу практического и обзорного характера курса мы не стали включать в курс обзорные сведения об этих «других» культурах, однако считаем необходимым при рассмотрении отдельных вопросов предлагать слушателям/слушательницам экскурсы компаративного характера – например, это необходимо при рассказе об исследованиях К. Гирца в Индонезии. В целом мы полагаем особенно важным дать студентам некоторые первоначальные навыки самостоятельного сопоставления культурных явлений. Примеры такого рода сопоставлений предлагаются в большинстве запланированных лекций.

В рамках семинаров предполагается разбор теоретических и исторических текстов, наиболее важных для понимания курса. В некоторых случаях в семинары включен разбор произведений искусства, связанных с обсуждаемой проблематикой.


2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


иметь представление:

об основных понятиях культурологии и объектах ее изучения, о методах исследований культуры, о влиянии культурной сферы на экономику;



знать:

имена, названия произведений и важнейшие тексты авторов, обосновавших ключевые понятия современной культурологии;



понимать:

зачем нужно знание культурологии экономисту;



уметь:

читать и комментировать культурологические тексты общего характера, не рассчитанные на узких специалистов, использовать методы интерпретации культур для решения собственных учебных и (в перспективе) научных задач.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владение культурой мышления,

способностью к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.


ОК-1

Различает тезисы и аргументы, критически оценивает аргументы, применяет компаративистские методы анализа материала, оценивает релевантность применения метода к данному материалу.

Чтение оригинальных и комментаторских текстов, научные споры, диспуты.

Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и

экономических наук при решении социальных и профессиональных задач,

способность анализировать социально-

значимые проблемы и процессы.



ОК - 9

Распознает сильные и слабые стороны исторически значимых теорий культуры, умеет корректно применять их к современности.

Научные споры, диспуты.

Использует основные

гуманитарные методы

теоретического и экспериментального

исследования.





ОК-10

Применяет методы к новому материалу.

Семинары.

Способность использовать знание и понимание проблем человека в современном

мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного

диалога.


СЛК-5

Применяет знания к анализу современных проблем.

Диспуты.

Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно

и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности, владение

различными жанрами письменной речи.


ИК-1

Выбирает адекватный язык описания для имеющихся научных проблем.

Научные споры, написание письменных работ.

Понимает основные процессы и тенденции, протекающие в современной культуре,

умеет проанализировать культурные явления в широком социальном и историческом

контексте.


ПК-1

Воспроизводит основные тенденции современной культуры, представляет связи этих тенденций с исторической традицией.

Лекции, семинары.

Владеет фундаментально-теоретическими основами культурологии, категориями и

концепциями основных научных дисциплин и современных междисциплинарных

подходов, изучающих культурные формы, процессы и практики.


ПК-3

Воспроизводит основные современные научные парадигмы в изучении культуры.

Лекции.


3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специализации «Экономика» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • 1. Философия

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • ОНК-3 Способность приобретать новые научные знания, используя современные образовательные и информационные технологии.



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • 14. Креативное письмо

  • 17. академическое письмо





4Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа – 68 часов




108 часов



Лекции – 24 часа

Семинары – 16 часов

я

1

Определения культуры и методы ее исследования




7

5

20

2

Трансляция и трансформация культурных образцов и обоснований




7

5

20

3

Культура как институт трансформации общества




10

6

28

5Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа










5неделя

Письменная работа 60 минут

Домашнее задание










все




Итоговый

Экзамен











8неделя

Письменная работа – 80 минут

5.1Критерии оценки знаний, навыков


Контрольная работа

Студент должен продемонстрировать знание текста, способность к его анализу и интерпретации, понимание терминологии и ключевых тезисов автора. В случае соответствия работы всем указанным критериям выставляется отличная оценка (8-10), в случае простого пересказа – хорошая оценка (6-7), в случае переписывания текста непосредственно во время проведения пары без предварительной домашней работы над текстом – удовлетворительная оценка (4-5), в случае полной неготовности – неудовлетворительная оценка (1-3).



Домашнее задание (доклад)

Студент должен в лаконичной форме ясно и отчетливо изложить содержание доклада на хорошем литературном языке, не читать по бумажке, увлечь аудиторию яркими и неожиданными примерами и иллюстрациями, мочь ответить на вопросы аудитории. В случае соответствия работы всем указанным критериям выставляется отличная оценка (8-10), в случае зачтения по бумажке или неспособности ответить на вопросы – хорошая оценка (6-7), в случае неясного, запутанного, скучного изложения – удовлетворительная оценка (4-5), в случае полного несоответствия работы указанным критериям – неудовлетворительная оценка (1-3).



Устная работа на семинарах

Отличная оценка (8-10) ставится за блестящую (точные и глубокие ответы, умение приводить аргументы и контраргументы, умение корректно спорить) и регулярную работу на семинарах, хорошая оценка (6-7) – за адекватные ответы и нечастую работу, удовлетворительная оценка (4-5) – за редкие и неточные ответы, неудовлетворительная оценка (1-3) – за полное отсутствие ответов и неготовность к семинарам.



Письменный экзамен

Студент должен ясно и отчетливо ответить на поставленный вопрос, привести аргументы к своему ответу, владеть научной терминологией и излагать мысли на хорошем литературном языке. В случае соответствия ответа всем указанным критериям выставляется отличная оценка (8-10), в случае неполного ответа студента или неспособности студента отвечать с использованием исключительно научного языка или на хорошем литературном языке – хорошая оценка (6-7), в случае путаного, неадекватного ответа, на обыденном языке – удовлетворительная оценка (4-5), в случае полной неготовности студента – неудовлетворительная оценка (1-3).



6Содержание дисциплины


Тема 1: Определения культуры и методы ее исследования
Лекция 1

Основные интерпретации понятия «культура» в ХХ веке. Принципиальная многозначность этого понятия.

Концепции культуры как полилога несводимых языков и их связь с «философиями диалога». Концепции культуры М.М. Бахтина, Ю. Кристевой, позднего Ю.М. Лотмана.

Концепции культуры как деятельности по производству символов. Разные подходы к интерпретации символов. Марксистские концепции (Д. Лукач) и концепция К. Гирца.

Концепция культуры как трансформации или репрессии физиологических процессов. Психоаналитические концепции культуры как репрессии: от стоицизма З. Фрейда к революционаризму Г. Маркузе.


Лекция 2
Границы понятия «культура». «Другое» культуры.

Культура и природа. Социальное и природное в человеке. Точки зрения К. Лоренца и М. Фуко. Антинатуралистическая концепция М. Фуко и эволюционистская концепция К. Лоренца.

Культура и цивилизация. Различные трактовки соотношения культуры и цивилизации как «другого» культуры. Идеи О. Шпенглера, их аналоги в русской культуре (эссеистика А. Блока).

«Цивилизационный» подход (А. Тойнби, Л. Гумилёв) и его главный недостаток – эссенциализм. Новый извод «цивилизационного» подхода – концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона.

Другая точка зрения -- концепция цивилизации по Н. Элиасу.

Эссенциализм в исследовании этнических культур и методы его критики. Возможности не-эссенциалистского понимания культуры.


Лекция 3
Методы исследования культуры.

Концепция «насыщенного» описания в работах К. Гирца. Гирцевское понятие «культурной системы».

«Уликовая парадигма» по К. Гинзбургу. Метод рассмотрения культуры «по микрофрагментам». Микроистория как методология. Применимость методов и идей микроистории в исследованиях истории экономики.
Тема 2. Трансляция и трансформация культурных образцов и обоснований
Лекция 4
Мифология. Общее представление о мифе. Миф как форма трансляции культуры от поколения к поколению и от эпохи к эпохе. Исторические трансформации прагматики мифа (мифологические образы в новоевропейской культуре; открытия А. Варбурга) и радикальное переосмысление идеи мифа в ХХ веке. Фрейдовский миф об Эдипе. Концепция современной мифологии по Ролану Барту. Искусство как метод конструировать и деконструировать новые мифы (ср., например, Брехт и иные типы критического театра).
Лекция 5
Новое время как этап в развитии европейской и мировой культуры: главной функцией культуры становится производство различий. Новоевропейское представление об автономии культуры. Полемика Л. Баткина и З. Фрейда («Неуютность культуры» vs «Unbehagen in der Kultur») и ее смысл.

Персоналистическая перспектива в понимании культуры. Авторство, индивидуальное восприятие и индивидуальное пересоздание традиции как фундаментальный феномен культуры. «Скрытое» авторство в традиционном обществе (по Дж. Лорду). Исторические условия и прагматика утверждений Р. Барта о «смерти автора». Пример возвращения авторства в современной культуре – хэппенинги. Флэш-мобы как феномен коллективного авторства. «Возвращение ауры» в киберпространстве и новая нормативность эрративов как имитация творческого начала. Пересоздание субъекта (по М. Фуко) как важнейшая культурная практика.


Лекция 6
Воспроизводимость, оригинальность и творчество в культуре. Роль изобретения книгопечатания = тиражирования знаний – в истории человечества. Концепция воспроизводимости и «потери ауры» по В. Беньямину.

Медиа как продолжение человеческих способностей (по М. Маклюэну). «Горячие» (авторские, эмоциональные) и «холодные» (не авторские и не вызывающие сочувствия) медиа. Временное торжество «холодных» медиа в 1960—70-е годы и культура блогов 2000-х как реванш «горячих» медиа.

Симулякры как тип культурного клише. История человечества как история симулякров. Ограничения теории симулякров. Влияние Маклюэна на Бодрийяра. «Глобальная деревня» Маклюэна и мир симулякров Бодрийяра – сходства и различия.

Формульная литература и историчность ее клише.



Тема 3. Культура как институт трансформации общества
Лекция 7
Феномен идеологии, его возникновение в момент разрыва с традиционным обществом. Различные трактовки понятия «идеология». Идеология по А.Л.К. Дестюту де Траси. Идеология как ложное сознание, по К. Марксу и Ф. Энгельсу. Идеология и утопия, по К. Манхейму. Идеология как фантазм, по С. Жижеку. Взаимовлияние и взаиморазличение идеологии и религии в современном мире.

В каком смысле идеологии действенны? Теорема Томаса и концепция «самосбывающихся пророчеств» Р. Мёртона.

Поле идеологий, их полемика. Массмедиа как пространство идеологической полемики.

Публичная сфера в истории европейской культуры, ее особенности в России. Публичные интеллектуалы в истории европейской культуры. Возникновение и эволюция статуса публичного интеллектуала. Особенности статуса публичного интеллектуала в России.


Лекция 8
Национализм как закономерный этап в формировании автономной культуры. Ограничения национализма. Можно ли считать национализм идеологией? Этнос как культурное, сконструированное образование, «воображаемое сообщество», легитимированное изобретенными традициями.

Город как преодоление национализма и главная среда его развития.

Университет как выражение городского духа универсальной культуры и образования. Политика образования как поиск баланса между интересами национализма и универсализма. К чему приводит перекос в сторону национализма в образовании?
Лекция 9
Античные и возрожденческие идеалы городской жизни.

Особенности культурно-психологической организации современного города. Город XIX—XXI веков как особый эстетический феномен. Приватные и публичные пространства в современном (XIX—XXI века) городе.

Фобия уничтожения личного пространства властью и идеологически ангажированным обществом. Связь эстетики города с жанром антиутопии.

Новый («послегельдерлиновский») режим восприятия старых городов. Семиотическая концепция «города как текста». «Маргинальные города»: Венеция, Петербург, Лос-Анджелес.


Лекция 10
Утопия и фантастика (воображение возможных миров) как культурные феномены. Древние утопии: «Государство» Платона и тоталитарная утопия древнекитайского правителя Шан Яна. «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1515) Томаса Мора как феномен Нового времени (Н. Фёдоров: после возникновения гелиоцентрической концепции человек превратился в проект). Развитие традиции утопического письма: Ф. Бэкон, Т. Кампанелла. Утопия идеального города. Тоталитарный и эмансипаторный потенциал утопии. Утопия по К. Маннгейму.

Формирование жанра антиутопии. Смена парадигм антиутопии после II мировой войны: к антитоталитарным добавляются «антимедиократические» («Нулевой потенциал» У. Тэна (1951), «451° по Фаренгейту» Р. Брэдбери (1951)).

Зарождение идей фантастической литературы в древнем мире и ее развитие. Воображение возможных миров как важнейшая культурная функция. Сходства и различия утопической и фантастической литературы.

Роль воображения будущего и возможных миров в современной культурной ситуации. «Шок будущего» (Э. Тоффлер) и необходимость отыгрывать варианты развития общества. Теория множественных миров («мультиверсум») как современная модель физической Вселенной.


Лекция 11
Религия в традиционном и современном обществе. Виды религии: монотеизм и политеизм. Виды философской религиозности: пантеизм, деизм и т.п. Недостатки существующей классификации религий, ее «христианствоцентрический» характер. Религия в обществе Нового времени. Протестантская революция (психологизация и индивидуализация общения с Богом) и ее влияние на другие христианские конфессии и другие религии.

Религия как форма убеждений и как социальная организация. «Двусоставность» социальной структуры религиозных организаций (по Дж. Данну).

Сходства и различия религии и идеологии. Значение наказаний за «оскорбление религиозных чувств» и «кощунство» для управления обществом в XIX—XXI веках. Последствия психологизации религии и признания кощунства уголовным преступлением – «присвоение» религиозной идентичности наиболее фундаменталистскими группами (по К. Малику).

Возрастание клерикальных тенденций в современном обществе. Гипотеза о «постсекулярном обществе». О социально-психологических последствиях преподавания основ религиозной культуры в современной российской школе.



Лекция 12
Субъект как феномен культуры. «Постсуверенный», расколотый субъект как выражение современного этапа культурного развития. Современное общество как федерация меньшинств.

Культурная обусловленность половой принадлежности. Феминистская перспектива изучения современного человека. Феминизм как утопический и аналитический проект.

Феминистская и постколониальная личность как интерпретация теории Фуко.

Причины неукорененности феминизма в современной России.

Постколониальное сознание как диалогическое. Значение исследований постколониального сознания для европейских и постсоветских культур.
СЕМИНАРЫ
Семинар 1. Методы исследования культуры.
Насыщенное описание

6.1.11. Прочитайте работу Клиффорда Гирца (главу 15-ю из его книги «Интерпретация культур») «Глубокая игра: заметки о петушиных боях у балийцев» (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/girc/15.php). Выпишите незнакомые слова и узнайте их значение в Интернете. Ответьте на вопросы:


1.1. Как Гирц показывает важность петушиных боев для жителей Бали? Какое влияние культ петушиных боев оказывает на язык балийцев?

2.2. Какие смыслы жители Бали, которых исследовал Гирц, «вчитывали» в своих петухов?

2.3. Почему, с точки зрения Гирца, увлечение петушиными боями на Бали – это именно культурный, а не только социальный феномен?

2.4. Что такое «глубокая игра»?


Микроистория
2. Прочитайте статью: Гинзбург К. Широты, рабы и Библия: опыт микроистории / Пер. с итал. С. Козлова // Новое литературное обозрение. 2004. № 63 (http://magazines.russ.ru/nlo/2004/65/gin3.html). Выпишите незнакомые слова и найдите их значение по Интернету. Ответьте на вопросы:

2.1. Как герой статьи Гинзбурга, теоретик колонизации Жан-Пьер Пюрри, оправдывал рабовладение в колониях?

2.2. Как он сумел связать обоснование рабовладения с идеей равноправия всех людей перед Богом?

2.3. Как Пюрри спорил с методами колонизации Южной Америки, которую проводили испанские конкистадоры (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%80)? Каких недостатков конкистадоров он надеялся избежать?

2.4. Почему Гинзбург считает, что важно обсудить идеи Пюрри, который не занимал никаких руководящих должностей и не смог широко распространить свои предложения о колонизации?

2.5. Свидетельствует ли апология рабовладения, придуманная Пюрри, о том, что культурные представления влияют на экономические учения? Если влияют, то как?


Семинар 2. Мифологии современности


  1. Прочитайте книгу Р. Барта «Мифологии»; как максимум – всю, как минимум – вторую часть («Миф сегодня») и эссе «Римляне в кино», «Писатель на отдыхе», «Писательство и деторождение», «Бифштекс и картошка», «Мозг Эйнштейна», «Фото-шоки» и «Пужад и интеллектуалы». Ответьте на вопросы:

    1. По каким признакам Р. Барт в каждом из этих случаев определяет, что имеет дело с мифом?

    2. Как он анализирует мифы?

    3. Какой цели, по-Вашему, добивается Барт, анализируя современные мифы?

    4. В каких областях современной жизни, если судить по книге Барта, возникает наибольшее количество мифов?

  2. Прочитайте статью Клиффорда Гирца «Здравый смысл как культурная система» (Неприкосновенный запас. 2007. № 54. В Интернете: http://www.polit.ru/article/2008/01/17/geertz/). Ответьте на вопросы:

    1. Что Гирц называет здравым смыслом?

    2. Почему Гирц полагает, что здравый смысл является «культурной системой»?

    3. Могут ли размышления Гирца помочь нам точнее понять концепцию «мифа сегодня» Р. Барта?


Семинар 3. Идеология.


  1. Прочитайте статью: Гирц К. Идеология как культурная система / Пер. с англ. Г. Дашевского // Гирц К. Интерпретация культур  / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. Гл. 8. В Интернете: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/girc/08.php. Ответьте на вопросы:

1.1. В чем Гирц видит пользу идеологической борьбы в обществе?

1.2. Почему, по Гирцу, идеология – явление культуры, а не только политики или общественной жизни?

1.3. Как Гирц объясняет идеологию?
2. Прочитайте статью: Амальрик А. Идеология в советском обществе (1969) (curricula.iatp.by/ilib/Amalrik.rtf). Ответьте на вопросы:

2.1. С чем А. Амальрик связывает рост или падение влияния тех или иных идеологий?

2.2. В каком смысле советское общество не имело собственной идеологии?

2.3. Какие уровни существования идеологии выделяет Андрей Амальрик?

2.3. Что такое субидеологии, или идеологии-чувства?
3. Прочитайте последнюю главу в книге: Зорин А. Кормя двуглавого орла…: Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII—первой трети XIXвека. М., 2001. С. 337—375 (http://www.kodges.ru/96302-kormya-dvuglavogo-orla.html). Ответьте на вопросы:

3.1. Какую проблему стремился решить С.С. Уваров, разрабатывая концепцию «официальной народности»?

3.2. В чем состояли достоинства и недостатки предложенного им решения?
Семинар 4. Институты памяти: архивы, библиотеки, музеи


  1. Прочитайте статью М.О. Чудаковой «В защиту двойных стандартов»: Новое литературное обозрение. 2005. № 74 (http://magazines.russ.ru/nlo/2005/74/chu12.html). Ответьте на вопросы:

    1. Какие главные проблемы в понимании и интерпретации советского прошлого видит М.О. Чудакова в современном российском обществе?

    2. Каково, по ее мнению, происхождение проблем в работе институций общественной памяти?

    3. Какие рецепты борьбы с этими проблемами она предлагает?

    4. Как, по мнению М.О. Чудаковой, засекречивание архивных документов влияет на российскую культуру?

  2. Прочитайте статью: Даниэль Бюрен. Функция Музея // Художественный журнал. 2009. № 73—74 (http://xz.gif.ru/numbers/73-74/museum-function/). Ответьте на вопросы:

    1. За что Д. Бюрен критикует музеи?

    2. Ведется ли эта критика изнутри системы, в которой музеи признаются все же полезными, или Вы полагаете, что Бюрен предлагает вовсе ликвидировать музеи?

    3. Есть ли способы преодолеть недостатки музеев, о которых пишет Бюрен?

  3. Прочитайте статью: П. Джойс. Рождение публичных библиотек. Политика либерального архива / Пер. с англ. Н. Мовниной // Новое литературное обозрение. 2005. № 74 (http://magazines.russ.ru/nlo/2005/74/dz8.html). Ответьте на вопросы:

    1. Почему П. Джойс полагает, что публичная библиотека рождает не просто нового читателя, а нового политического субъекта?

    2. Как внутреннее устройство британских библиотек формировало личность их читателей?

    3. Как П. Джойс описывает связь между библиотекой и городом?

  4. Прочитайте статью: Р. Валлах. Out of the box: научные библиотеки в США / Пер. с англ. А. Нестерова // Новое литературное обозрение. 2005. № 74 (http://magazines.russ.ru/nlo/2005/74/va34.html). В чем Р. Валлах видит главнейшую задачу университетской библиотеки?


Семинар 5. Город.


  1. Прочитайте статью: Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс»-«Культура», 1995. С. 259—367 (http://philologos.narod.ru/ling/topor_piter.htm). Ответьте на вопросы:

1.1. Из чего состоит «петербургский текст»?

1.2. Как Вы полагаете, что в «петербургском тексте» уникально, а что похоже на литературное описание других городов? Для ответа на вопрос можете воспользоваться статьей Санны Туромы «Семиотика городского пространства Ю.М. Лотмана: опыт переосмысления» (см. в списке литературы к Теме 3, пункт 26).

1.3. Почему, по мнению В. Топорова, именно в Петербурге сложилось такое явление, как «петербургский текст»?

1.4. Когда начался «петербургский текст»? Завершен ли он?

2. Прочитайте статью: Сассен С. Города как пограничные зоны в формальной политике: http://2nd.moscowbiennale.ru/ru/sassen_doklad1/. Ответьте на вопросы:

2.1. Как изменяется сейчас представление о городе как о локальном пространстве?

2.2. Как Вы полагаете, какое влияние на культуру могут оказать сдвиги, описанные Саскией Сассен?

Семинар 6. Воображение будущего и возможные миры
1. Прочтите фрагменты книги: Аинса Ф. Реконструкция утопии: Эссе / Предисл. Федерико Майора; пер. с франц. Е. Гречаной, И. Стаф. М.: Наследие; Editions UNESCO, 1999 (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/ainsa/01.php; для дополнительного чтения --

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/ainsa/03.php). Ответьте на вопросы:


    1. Каковы, по Ф. Аинсе, главные особенности мира, который описывают утопические произведения?

    2. Как эволюционировала утопия по мере развития жанра?

    3. Какие модели общества представляют утопии XIX—XX веков?

    4. Какие наиболее значимые особенности представлений об идеальном будущем можно выделить в истории развития утопий?

  1. Посмотрите фильм Фрица Ланга «Метрополис» (1927) – одно из наиболее значимых произведений в жанре антиутопии, созданных в ХХ веке (http://www.youtube.com/watch?v=dqWa2N13lkA) (внимание: длительность 2 часа 26 минут! Качество изображения не очень хорошее – в оригинале оно существенно лучше -- но это единственная бесплатная копия почти полной версии фильма, остальные доступные в Интернете – сокращенные и перемонтированные прокатные варианты). Прочтите справку о фильме: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%81_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_1927). Ответьте на вопросы:

    1. Как Вам кажется, какие тенденции в развитии человечества в 1927 году авторы фильма Фриц Ланг и Теа фон Харбоу считали наиболее опасными?

    2. Что они предугадали, а что – нет?

    3. Какие средства использовал Ланг для визуального представления будущего человечества? Знаете ли Вы более поздние аналоги таких средств для изображения будущего в кинематографе?

    4. Выдвиньте гипотезу: что, по мнению Харбоу и Ланга, в будущем человечества и в самосознании человека останется неизменным -- таким же, как в их времена?


7Образовательные технологии


- Медленное чтение классических текстов (с комментариями, с применением герменевтических методов толкования и проч.)

- Разбор произведений художественной литературы, относящихся к изучаемым темам

- Просмотр кинофильмов, относящихся к изучаемым темам

7.1Методические рекомендации преподавателю


- Старайтесь давать студентам для подготовки к семинарским занятиям небольшие фрагменты текстов, чтобы студенты могли их медленно прочитать и тщательно продумать, сформулировать свои вопросы и критические замечания, записать возможные комментарии и возражения.

7.2Методические указания студентам


При подготовке к семинару старайтесь придерживаться следующих правил:

- Читайте текст медленно;

- Пользуйтесь классическим герменевтическим правилом: понимание целого из частей, и частей из целого;

- Перечитывайте текст несколько раз в случае трудностей с его пониманием;

- Пробуйте прояснять для себя «темные» фрагменты текста, исходя из ясных и понятных;

- Обращайтесь к различным словарям: толковым, иностранных слов и проч.;

- Пытайтесь разобраться в «архитектурном строении» текста, пытайтесь отличить тезисы от аргументов, посылки от выводов и т.д.;

- Обращайтесь к добротной комментаторской и интерпретативной литературе;

- Выписывайте или подчеркивайте непонятные места в тексте, пытайтесь сформулировать свое непонимание в виде вопросов к семинару.

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля

Темы семинаров:


Семинар 1. Методы исследования культуры: «насыщенное описание», «микроистория».
Семинар 2. Мифологии современности.
Семинар 3. Идеология.
Семинар 4. Институты памяти: архивы, библиотеки, музеи.
Семинар 5. Город.
Семинар 6. Воображение будущего и возможные миры.


8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. Основные интерпретации понятия «культура» (перечислить не менее трех).

  2. Концепция культуры как диалога по М. Бахтину

  3. Концепция культуры как взаимодействия языков по Ю. Лотману.

  4. Идея культуры как репрессии в работах З. Фрейда.

  5. Различные интерпретации оппозиции «культура--цивилизация» (перечислить не менее двух).

  6. Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона.

  7. Методы исследования культуры: концепция «насыщенного» описания в работах К. Гирца.

  8. Методы исследования культуры: что такое «уликовая парадигма» и кто был ее автором?

  9. Эссенциализм в исследовании этнических культур и методы его критики.

  10. Социальное и природное в человеке. Расскажите о разных точках зрения на их соотношение.

  11. Чем современные мифы, как их определил Ролан Барт, отличаются от древних мифов? Приведите 1—2 примера современного мифа.

  12. Чем отличается Эдип по Фрейду от Эдипа древнегреческого мифа?

  13. Из каких источников мы можем «вычленить» современные мифы?

  14. Каковы основные черты общества европейского Нового Времени (общества модерна)? Перечислите с краткими комментариями.

  15. Какую задачу, на Ваш взгляд, ставил перед собой Л. Баткин в статье «Неуютность культуры»? Важна ли эта задача сегодня?

  16. Публичная сфера в истории европейской культуры.

  17. Роль книгопечатания в истории европейской культуры.

  18. Значение массмедиа для европейской культуры.

  19. Тиражирование произведений искусства как новая фаза в развитии культуры. Кто первым проанализировал значение такого тиражирования?

  20. Симулякры как новый тип образов эпохи визуальных массмедиа.

  21. Рождение представлений об идеологии в XIX веке.

  22. Феномен идеологии по К. Манхейму и К. Гирцу.

  23. Идеология и религия в истории Европы Нового времени: сходства и различия.

  24. Виды религий.

  25. Изменения в статусе религии в современном мире.

  26. Значение утопий и антиутопий в истории культуры.

  27. Концепция «воображаемых сообществ». Роль воображения в становлении и трансформациях национализма.

  28. «Изобретение традиции» и значение этой концепции Э. Хобсбаума для понимания современной истории.

  29. Какие Вам известны трактовки национализма как культурного феномена?

  30. Изменения в культурном статусе современного города.

  31. Культурная обусловленность гендерной принадлежности. Феминистская перспектива изучения современного человека.

  32. Постколониальное сознание как диалогическое. Значение исследований постколониального сознания для европейских культур.



8.3Примеры заданий промежуточного /итогового контроля

К примеру, вопросы к семинару по теме «Город»:



  1. Прочитайте статью: Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс»-«Культура», 1995. С. 259—367 (http://philologos.narod.ru/ling/topor_piter.htm). Ответьте на вопросы:

1.1. Из чего состоит «петербургский текст»?

1.2. Как Вы полагаете, что в «петербургском тексте» уникально, а что похоже на литературное описание других городов? Для ответа на вопрос можете воспользоваться статьей Санны Туромы «Семиотика городского пространства Ю.М. Лотмана: опыт переосмысления» (см. в списке литературы к Теме 3, пункт 26).

1.3. Почему, по мнению В. Топорова, именно в Петербурге сложилось такое явление, как «петербургский текст»?

1.4. Когда начался «петербургский текст»? Завершен ли он?

2. Прочитайте статью: Сассен С. Города как пограничные зоны в формальной политике: http://2nd.moscowbiennale.ru/ru/sassen_doklad1/. Ответьте на вопросы:

2.1. Как изменяется сейчас представление о городе как о локальном пространстве?

2.2. Как Вы полагаете, какое влияние на культуру могут оказать сдвиги, описанные Саскией Сассен?
Задания к остальным семинарам можно найти в разделе «Содержание курса».

Порядок формирования оценок по дисциплине



Оаудиторная - включает в себя устную работу на семинарах, доклады на семинарах, результаты письменных работ на семинарах
Оконтрольная - включает в себя оценку за контрольную письменную работу

Оэкзамен - включает оценку за письменный зачет
Отекущий = 0,5·Оаудиторная + 0,5·Оконтрольная ;

Оитоговый = 0,5·Отекущая + 0,5·Описьменный экзамен ;

Орезультирующий = Оитоговый
Способ округления всех оценок – в пользу студента

9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовый учебник

Адекватных базовых учебников и ридеров по всему объему данного курса не существует. В качестве учебного пособия по курсу могут быть использованы вступительные главы книги: Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. (при участии И.А. Атраш, О.В. Осиповой и др.) Культурология: Учебное пособие. М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М, 2010. С. 4—28.




9.2Основная литература



Тема 1


  1. Баткин Л. Неуютность культуры // Литературный альманах «МетрОполь». М.: Текст, 1991. С. 590—598 (потом было еще несколько переизданий этого альманаха, но это, 1991 года – самое точное, так что по нему лучше составлять представление об альманахе в целом).

  2. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. Любое издание (издавалось много раз). Как минимум – введение и гл. 1—3. В Интернете: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/01/.

  3. Гинзбург К. Приметы: уликовая парадигма и ее корни // Гинзбург К. Мифы – эмблемы – приметы / Пер. с итал. С. Козлова. М.: Новое издательство, 2004.

  4. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. Гл. 1—6 и гл. 9. Книга целиком выложена в Интернете: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/girc/index.php.

  5. Гринцер Н. Эдип Фрейда и Эдип мифа // Новое литературное обозрение. 1998. № 31. В Интернете отсутствует.

  6. Кристева Ю. Разрушение поэтики; Слово, диалог и роман / Пер. с фр. Г.К. Косикова // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 5—30, 165—193.

  7. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

  8. Фрейд З. Недовольство культурой / Пер. с нем. А.М. Руткевича. http://www.krotov.info/lib_sec/21_f/fre/freud_04.html.

  9. Фуко М. О начале герменевтики себя; Технологии себя; Минималистское «Я» / Пер. с англ. А. Корбута // Логос. 2008. № 2 (весь номер в Интернете, статьи можно вызвать, кликнув на название: http://www.intelros.ru/readroom/3057-logos-2-65.html).


Тема 2


  1. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. С. Зенкина. М., 2008.

  2. Барт Р. Смерть автора / Пер. с фр. С.Н. Зенкина // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова М.: Прогресс, 1989. С. 384—391.

  3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / Пер. с нем. С. Ромашко // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Под. ред. Ю. А. Здорового. М.: Медиум, 1996. В Интернете есть здесь: http://wwh.nsys.by/klinamen/dunaev-ben4.html. -- но там очень неудобный для чтения вид, лучше найти на бумаге. На многих других сайтах это выложено в неполном виде, без примечаний автора, которые важны.

  4. Дмитриев И.С. Искушение святого Коперника: ненаучная структура научной революции // Новое литературное обозрение. 2003. № 64 (http://magazines.russ.ru/nlo/2003/64/dm2.html).

  5. Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул / Пер. с англ. Е.М. Лазаревой; вступ. статья А.И. Рейтблата // Новое литературное обозрение. 1997. № 22. С. 33—64. В Интернете отсутствует.

  6. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего / Пер. с англ. И. Тюриной. М., 2005. С. 48—173.

  7. Парщиков А. Возвращение ауры? // Новое литературное обозрение. 2006. № 82 (http://magazines.russ.ru/nlo/2006/82/pa30.html).

  8. Фуко М. Что такое автор / Пер. с фр. С. Табачниковой // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.


Тема 3



  1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В.Г. Николаева. М., 2001. С. 17--88.

  2. Беньямин В. Париж, столица XIX столетия // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996. С. 15—66.

  3. Бодлер Ш. Художник современной жизни // Бодлер Ш. Цветы зла; Обломки; Парижский сплин; Искусственный рай; Эссе, дневники; Статьи об искусстве. М., 1997.

  4. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991. Части I, V, VII, IX, X. Вся книга в Интернете: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/gelln/index.php.

  5. Гирц К. Идеология как культурная система / Пер. с англ. Г. Дашевского // Гирц К. Интерпретация культур (выходные данные см. выше). Гл. 8. В Интернете: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/girc/08.php.

  6. Гринфельд Л. Национализм: Пять путей к современности / Пер. с англ. Т. Грингольц, М. Вирозуб. М., 2008. С. 8—90.

  7. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № 3—4. http://magazines.russ.ru/logos/2002/3/zim.html.

  8. Зорин А. Кормя двуглавого орла…: Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII—первой трети XIX века. М., 2001. С. 7—30, 337—375.

  9. И.К. От редактора (Предисловие к подборке статей и эссе «Постсоветское сознание и postcolonoal studies») // Новое литературное обозрение. 2008. № 94 (http://magazines.russ.ru/nlo/2008/94/red13.html).

  10. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени / Пер. М.И. Левиной и др.; Ред.-сост. Я.М. Бергер и др. М., 1994. С. 7--260. В Интернете: http://www.krotov.info/libr_min/m/merkury/manheim0.html.

  11. Оуэнс К. Дискурс других: феминистки и постмодернизм // Гендерная теория и искусство. Антология: 1970—2000. М., 2005. С. 294—321.

  12. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) //  Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс»-«Культура», 1995. С. 259—367 (http://philologos.narod.ru/ling/topor_piter.htm).

  13. Фрисби Д. Разрушение города: Социальная теория, мегаполис и экспрессионизм / Пер. с англ. Ирины Мюрберг // Логос. 2002. № 3—4 (http://magazines.russ.ru/logos/2002/3/fris.html).

  14. Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. 2000. № 1 (8). С. 47–62.


9.3Дополнительная литература



Тема 1


  1. Гирц К. Путь и случай: жизнь в науке / Пер. с англ. А. Зорина // Новое литературное обозрение. 2004. № 70 (http://magazines.russ.ru/nlo/2004/70/gi3.html).

  2. Копосов Н.Е. Культура как категория современной мысли // Копосов Н.Е. Хватит убивать кошек: Критика социальных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 65—84.

  3. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала // Лоренц К. Так называемое зло / Пер. с нем. А. Гладкого и А. Фёдорова. М.: Культурная революция, 2008. С. 490—562.

  4. Тойнби А. Постижение истории / Пер. с англ. М., 1991. С. 14--180.

  5. *Феррис П. Зигмунд Фрейд. Минск, 2001 (http://bookz.ru/authors/ferris-pol/freid.html).

  6. Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования: В 2 т. Т. 1. М.; СПб., 2001. С. 63—66, 92—120 обязательно; желательно и во многих отношениях полезно: с. 120—197.


Тема 2


    1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Пер. с фр. С. Зенкина. 2-е изд. М., 2006.

    2. *Делез Ж. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение. 1993. № 5. С. 57—64 (в Интернете есть другие переводы этой статьи, -- например, http://www.philosophy.ru/library/intent/07deleuze.html -- но эта, которая есть только на бумаге, переведена наиболее удобочитаемым слогом).

    3. Зонтаг С. Хэппенинги: искусство безоглядных сопоставлений / Пер. с англ. Б. Дубина // Зонтаг С. Мысль как страсть. М., 1997. С. 37—47.

    4. Компаньон А. Демон теории: Литература и здравый смысл / Пер. с фр. С.Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001. С. 55—112.

    5. Михайлин В. Миф архаический и миф гуманитарный // Поэтика мифа: современные аспекты. М.: Изд-во РГГУ, 2008. C. 43–55.


Тема 3



  1. Аинса Э. Реконструкция утопии

  2. *Альтшулер Б. «Не надо ставить такие опыты на детях» // Сайт «Полит.ру». 2009. 29 сентября (http://polit.ru/article/2009/09/29/school/).

  3. Бобровников В. Археология строительства исламских традиций в дагестанском колхозе // Ab Imperio. 2004. № 3. В Интернете: http://www.tsumada.ru/pdf/histor/abimperio_3_4.pdf.

  4. Витенберг Б. Путешествия в мир утопий // Новое литературное обозрение. 2008. № 93 (http://magazines.russ.ru/nlo/2008/93/vi33-pr.html).

  5. Джеймисон Ф. Прогресс versus утопия, или Можем ли мы вообразить будущее? / Пер. с англ. А. Горных // Фантастическое кино. Эпизод первый / Под ред. Н. Самутиной. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 32—49.

  6. Забужко О. Женщина-автор в колониальной культуре; Бхабха Х. Местонахождение культуры // Перекрестки (журнал). 2005. № 3—4 (http://bel.ehu.lt/webroot/delivery/files/CrossRoad_3-4_2005.pdf). С. 35—65, 161—191.

  7. Кристева Ю. Время женщин / Пер. с фр. // Гендерная теория и искусство. Антология: 1970—2000. М., 2005. С. 122—145.

  8. Малик К. Богохульство и меняющаяся природа сакрального / Пер. с англ. А. Маркова // Русский журнал. 2012. 16 февраля (http://russ.ru/Mirovaya-povestka/Bogohul-stvo-i-menyayuschayasya-priroda-sakral-nogo).

  9. Митрохин Н. Клерикализация образования и реакция современного российского общества // Пределы светскости: общественная дискуссия о принципе светскости государства и о путях реализации свободы совести / Сост. А. Верховский. М.: Центр «Сова», 2003. С. 122—136 (http://libelli.ru/works/n_mitr.htm).

  10. Сассен С. Города как как пограничные зоны в формальной политике: http://2nd.moscowbiennale.ru/ru/sassen_doklad1/.\

  11. *Тоффлер Э. Шок будущего / Пер с англ. Е. Рудневой, Л. Бурмистровой, К. Бурмистрова и др. под общ. ред. П.С. Гуревича. М.: АСТ, 2002 (http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/toffler_shok/toffler_shok.htm).

12. Турома С. Семиотика городского пространства Ю.М. Лотмана: опыт переосмысления / Пер. с англ. Н. Мовниной // Новое литературное обозрение. 2009. № 98 (http://magazines.russ.ru/nlo/2009/98/tu8.html).

  1. Хальбертсма М. Феминистское искусство. Введение // Гендерная теория и искусство. Антология: 1970—2000. М., 2005. C. 175—179.

  2. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. / Пер. с англ. А.А. Васильева. СПб., 1998 (В Интернете: http://aleksandr-kommari.narod.ru/hobsbaum_nacii.html).

  3. *Шишкина С.Г. Истоки и трансформации жанра литературной антиутопии в XX веке. Иваново: Ивановский гос. хим.-технол. ун-т, 2009 (http://www.fedy-diary.ru/html/052011/13052011-04a.html).

  4. Ямпольский М.Б. Ткач и визионер: Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М., 2007. С. 231—320.

9.4 Справочники, словари, энциклопедии


Студенты могут пользоваться электронными словарями (например, «Яндекс»), если им встречаются незнакомые слова в текстах.

9.5Программные средства


Для освоения курса достаточно умения пользоваться электронными источниками.

9.6Дистанционная поддержка дисциплины


Студент в любой момент может написать преподавателю письмо по электронной почте с уточняющими вопросами по курсу.

10Материально-техническое обеспечение дисциплины


Используются тексты художественных произведений, живописные альбомы и диски с фильмами.
Авторы: И.В.Кукулин

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет