Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"»
Факультет философии
Программа научно-исследовательского семинара
«Философская антропология» 2 курс, 1 модуль
Тема семинара:
В поисках подлинного существования:
Николай Бердяев и Мартин Бубер
по направлению подготовки
47.04.01 «Философия»
Уровень подготовки:
Магистр
Автор программы:
Жукова О.А., доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор, профессор кафедры практической философии
logoscultura@yandex.ru
Одобрена на заседании кафедры Практической философии «___»__________ 20 14 г
Зав. кафедрой Филиппов А. Ф.
Рекомендована секцией УМС «Философия» «___»____________ 2014 г
Председатель Кашников Б.Н.
Утверждена УС
факультета философии «___»_____________2014 г.
Ученый секретарь ________________________
Москва, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
© О.А. Жукова, 2014
1. Цель научно-исследовательского семинара заключается:
- в углубленном изучении философского творчества Н.А. Бердяева и М. Бубера как двух версий религиозно-философского персонализма – экзистенциальной и диалогической.
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Студент-магистр осваивает следующие компетенции:
1. Системные компетенции
СК – 8. Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую, деятельность в международной среде.
2. Профессиональные компетенции
ПК – 1. Способен участвовать в экспертно-консультационной; научно-исследовательской деятельности в сфере философии, культурологии, религиоведения, осуществлять прогностические функции.
ПК – 10. Способен работать со специализированными базами данных на русском (государственном) языке и на иностранных языках для задач профессиональной и научной деятельности
ПК – 11. Способен описывать философские значимые проблемы и ситуации в смежных профессиональных областях в рамках социальных и гуманитарных наук.
3. Социально-личностные компетенции.
ПК – 13. Способен использовать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной научной, преподавательской, экспертной, редакционно-издательской деятельности.
|
3. Тематический план научно-исследовательского семинара «В поисках подлинного существования: Николай Бердяев и Мартин Бубер»
1 часть. Реальность духа и человека в перспективе философской антропологии: экзистенциальный манифест Николая Бердяева
Базовый текст: Н.А. Бердяев. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности.
Чистая, освобожденная духовность есть субъективация, т.е. переход в сферу чистого существования. Мир объективации может быть разрушен творческим усилием человека, но потому только, что в этом творческом усилии будет действовать и Бог.
Н. Бердяев
Вопросы для обсуждения
Глава 1. Реальность духа. Дух и бытие.
-
Критика материалистической интерпретации духа и духовной реальности Бердяевым.
-
Вопрос о бытии и Кант как метафизик, в интерпретации Бердяева.
-
Применимость категории бытия к духу.
-
Трехчленное понимание человека и высший порядок духовного существования.
-
Бердяевский вариант решения проблемы отношения мышления и бытия.
-
Проблема субъекта творчества
-
Ошибка отождествления общего и универсального.
-
Персоналистическое понимание духа.
-
Историко-философская реконструкция понятия духа и выводы Бердяева.
-
Различие библейского, евангельского, апостольского и греческого понимания Духа.
-
Дух в системе Гегеля, согласно Бердяеву.
-
Экзистенциальное преодоление онтологии.
Глава 2. Признаки духа.
-
Философский дискурс о Духе: тезис Бердяева.
-
Признаки (свойства) Духа. Творчество, свобода, богочеловечность.
-
Дух и духовность.
-
Разграничение духа и души.
-
Ложные интерпретации духа и души в истории мысли.
-
Невозможность гипостазировать объективный дух.
-
Объективный дух и объективация духа: онтологическое решение Бердяева
-
Дух и история.
-
Диалектика трансцендентного и имманентного в человеке.
Глава 3. Объективация духа. Символизация и реализация
-
Трагедия духа.
-
Объективация и социализация духа в истории и религии
-
Духовность истины.
-
Проблема актуализации духа в мире как духовная проблема творчества.
-
Дух и культура. Объективация духа в культуре.
-
Трагедия дуализма истины и полезности.
-
Символизация власти.
-
Историческая трагедия христианства, по Бердяеву.
-
Дух и техника.
Глава 4. Смысл аскезы
-
Аскеза как освобождение человека
-
Формальная сторона аскезы
-
Аскеза в истории, ее формы.
-
Метафизический принцип христианской аскезы.
-
Положительная и отрицательная аскеза, по Бердяеву.
-
Трансформации аскезы в христианстве.
-
Бесстрастие и человеколюбие: этический парадокс Бердяева.
-
Законнический характер аскезы в католической традиции.
-
Феофан Затворник и православная концепция аскезы.
-
Три формы аскезы, по Бердяеву
-
Проблема греха. Истинная и ложная аскеза
Глава 5. Зло и страдание как проблема духа
-
Критика материалистической трактовки духовности
-
Человек как страдающее существо
-
Смысл страданий Христа
-
Мировое зло и страдание: ответы дохристианской духовности
-
Возрастание сознания и возрастание духовности.
-
Божественная любовь и жертва как ответ на тайну свободы: онтологическая версия Бердяева
-
Зло в обличье добра. Критика буржуазной морали
-
Духовное преодоление буржуазности.
-
Формула духовности Бердяева – свобода, соединенная с любовью.
Глава 6. Мистика. Ее противоречия и достижения
-
Аскетический путь и мистическое познание: ступени духовного опыта
-
Мистика как преодоление душевности и тварности
-
Соотношение между мистикой и теологией
-
Мистичность апофатической теологии
-
Свобода как апофатика
-
Тенденции в интерпретации мистического познания: анализ Бердяева
-
Христианская и внехристианская мистика: типология Бердяева
-
Квиетизм в мистической традиции
-
Мистический опыт как водораздел Запада и Востока
Глава 7. Новая духовность. Реализация духа.
-
Историческое мышление о духе, в интерпретации Бердяева
-
Истоки проблемы новой духовности
-
Формула спасения, по Бердяеву. Спасение с ближним и другими.
-
Отрицание элиты спасающихся.
-
Социальный вектор преображения в духе.
-
Проблема творчества как основная проблема новой духовности
-
Созерцание как активность духа.
-
Отношение между духовной и социальной сферой.
-
Критика исторического христианства
-
Задача преодоления дуализма.
-
Повышение человеческого качества.
-
Граница между философией Духа и богословием Св. Духа.
-
Воплощение Св. Духа в целостной человечности.
-
Философская интерпретация новой духовности: тезис Бердяева.
-
Борьба между символизмом и реализмом в духовной жизни.
-
Искажения духовной жизни.
-
Освобожденная духовность как субъективация.
Анализ авторской библиографии книги (традиции, методология, онто-гносеологические основания).
Часть 2. Диалогический персонализм: религиозно-философская программа Мартина Бубера.
Базовый текст: М. Бубер. Я и Ты
Существование взаимности между Богом и человеком недоказуемо, как недоказуемо существование Бога. То же, кто все-таки отваживается говорить об этом, возвещает свидетельство и призывает свидетельство того, к кому он обращается, свидетельство настоящее или будущее.
М. Бубер
Вопросы для обсуждения
Часть первая
-
Причина двойственности мира для человека
-
Концепция основных слов
-
Полагание существования основными словами
-
Логика взаимосвязи Я-Ты, Я-Оно
-
Что значит «состоять в отношении к Ты»?
-
Опыт и Нечто
-
Три сферы мира отношений (природа, люди, духовные сущности)
-
Предстояние перед Ты
-
Предстоящий образ, творение как про-изведение
-
Жизнь как встреча
-
Неопосредованная форма отношения между Я и Ты
-
Отношение как Начало (категория сущности) и взаимность
-
Мир Оно и его отличие от мира Ты
Часть вторая
-
Оно – зазор между историей индивида и историей рода
-
Формы познания Оно
-
Явление Ты из тайны
-
Оно институтов
-
Диалектика общественной и личной жизни
-
Отрыв от сущности и подлинности как зло
-
Оно как мир причинности
-
Мир Ты как пространство свободы
-
Свобода и судьба, произвол и рок
-
Проявления основного слова Я-Ты
-
Проявления основного слова Я-Оно
-
Опасность превращения Я-Ты в Я
Часть третья
-
Модусы Ты, прозрение к Вечному Ты
-
Вечное Ты – это Бог
-
Как снять заклятие изолированности
-
Отношение к Богу – открытие первоначального
-
Молитва и жертва в общении с Вечным Ты
-
Трактовка Евангелия от Иоанна
-
В каком случае устанавливается подлинная действительность, по Буберу
-
Анализ доктрины погружения
-
Событие духа, совершающееся между человеком и Тем, что он не есть.
-
Что характеризует «религиозную» ситуацию человека?
-
Индивидуация как основа действительного отношения
-
Преимущества чистого отношения
-
Человек в мире людей, опыт одиночества и общения
-
Модус существования «религиозного» человека
-
Вечное Ты не может стать Оно
Послесловие
-
Толкование М. Бубера к своему тексту: проблема подлинного различия между существами и вещами
-
Вопрос о сфере Духа, обнаружение личности в слове
-
Проблема «ответа» Вечного Ты
-
Принесение Я-Ты отношений Вечному Ты.
Обобщающие вопросы семинара
1. Онтологические основания персонализма Н.А. Бердяева
2. Диалогическая концепция М. Бубера в контексте религиозной и философской традиций
3. Творчество Н. Бердяева и экзистенциальный модус философствования
4. Бердяев и Бубер: диалог во времени культуры
Основная литература
-
Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности //Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 364 – 462.
-
Бубер М. Я и Ты //Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. С. 15-92.
Достарыңызбен бөлісу: |