Программа Проектного семинара "Малые города России: искусство и пространство"



Дата24.07.2016
өлшемі119.5 Kb.
#219096
түріПрограмма



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа Проектного семинара "Малые города России: искусство и пространство" для направления 50.03.03 «История искусства» подготовки бакалавра





Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет гуманитарных наук

Школа исторических наук


Программа проектного семинара

"Малые города России: искусство и пространство. Ч.1"

для направления 50.03.03. «История искусства»

подготовки бакалавра

Разработчики программы:

Гусева Анна Валентиновна, PhD, доцент, aguseva@hse.ru

Масиель Санчес Лев Карлосович, к. иск., доцент, maciel@hse.ru

Одобрена на заседании школы исторических наук «___»____________ 2015 г.

Руководитель школы исторических наук профессор А.Б. Кменский ________[подпись]


Рекомендована Академическим советом образовательной программы

«___»____________ 2015 г., № протокола_________________


Утверждена «___»____________ 2015 г.

Академический руководитель образовательной программы

Шарнова Е.Б. _________________ [подпись]

Москва, 2015



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения подразделения-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 50.03.03 «История искусства», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «Всеобщая история искусства».

Программа разработана в соответствии с:

— стандартом НИУ ВШЭ;


    — образовательной программой 50.03.03 «История искусства», обучающихся по программе бакалавриата.

    — рабочим учебным планом обучающихся по программе бакалавриата по направлению 50.03.03 «История искусства», утвержденным в 2014 г.








  1. Цели освоения дисциплины

Целями проектного семинара "Малые города России: искусство и пространство. Ч.1" являются:


— знакомство студентов с памятниками архитектруы и монументальногог искусства в регионах, а также произведениями ИЗО в музейных собраниях;

— опыт полевых работ по обследованию памятников архитектруы;

— опыт работы с местными институциями и исследователями;

— навыки описания и анализа региональных памятников,

— формирование у студентов представлений о месте и роли русского регионального искусства;

— о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих регионам и городам;

— ознакомление студентов с историографией частных вопросв развития регионального искусства.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины проектного семинара "Малые города России: искусство и пространство. Ч.1" студент бакалавриата должен



Знать:

— иконографические и стилистические особенности регионального искусства в целом, а также специфические черты изобразительной деятельности, присущих отдельным регионам и городам;

— историографию по частным вопросам развития регионального искусства.

Уметь:

— фотофиксировать памятнеики и артефакты;

— анализировать памятники регионального искусства;

— атрибутировать произведения регионального искусства;

— создавать исследователские тексты об этих памятниках.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы — основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формированию и развитию компетенции



Системные

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач


СК- Б6

Владеет общепринятой периодизацией истории искусства Древнего мира, понимает возможности и ограничения ее изучения, может сопоставлять данные о произведениях искусства.

Лекции, семинарские занятия, тесты





Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества


СК-Б7


Умеет осуществить постановку проблемы, выделить цели и задачи исследования, проанализировать источниковую базу работы и оценить ее результаты


Подготовка докладов


Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

СК-Б9


Умение слышать высказанные точки зрения, аргументировать свою позицию, вести дискуссию

Семинарские занятия

профессиональные

Способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач



ПК-9

Может вычленить основное содержание текста, отделить главное от второстепенного, выявить авторскую позицию. Способен соотнести во времени произведения искусства Древнего мира, созданные в разных регионах.

Лекции, семинарские занятия, подготовка докладов



социально-личностные

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе



СЛК-Б6


Способен подходить к истории искусства Древнего мира с ценностных позиций. Обладает представлениями о «качестве» произведений искусства.



Семинарские занятия, подготовка докладов




  1. Тематический план проектного семинара "Малые города России: искусство и пространство. Ч.1" (114 часов: 56 часа практических занятий и 58 часов самостоятельной работы; второй год обучения в бакалавриате, 1–3 модули)






Название раздела

Всего часов

Практикум

Самостоятельная работа

1.

Экспедиция

36

18

18

2.

Анализ памятников

38

18

20

3.

Анализ историографии

40

20

20




Итого


114

56

58



  1. Формы контроля знаний студентов




Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)



эссе

х










письменная работа по тематике выездного семинара Объем 4 тыс.слов. внеаудиторную подготовку 18 ч.

Реферат




х







Письменная работа, содержащая развернутую рецензию на монографию из списка обязательной литературы. Объем 8-10 тыс. слов; время на внеауд. подготовку: 20 час

Итоговый

Экзамен







х




Эссе - письменная работа по тематике семинара, сделанная на основе одного из 3 устных докладов. Объем 8-10 тыс.слов. время на внеауд. подготовку: 20 час



Критерии оценки знаний, навыков

При оценивании знаний студентов по отдельным элементам текущего контроля преимущественно применяется десятибалльная система оценивания.

При оценке работы учитывается: знание памятников и умение их анализировать, знание художественого контектса и аналогий из дргуих регионов, ПОЛНОТА БИБИЛИГРАФИИ, логика аргументации, обоснованность и новизна выводов, качество подобранных изображений и правильность подписей. Работа является самостоятельным научным исследованием, выполненным на основе анализа визуального источника, и оформляется в соответствии с правилами оформления научных публикаций.
Эссе (письменной работе объёмом до 4 тыс. слов) нацелено на разработку навыков описания и овладения научной терминологией искусствоведческого анализа. В качестве тем для эссе предлагаются отдельные памятники и их сопоставление, или стилистические или типологические элементы, а также художественные техники или жанры. Оценивается точность описания, умение оперировать терминологией и логика изложения.

При подготовке доклада (устное выступление с прилагаемым текстом 6-8 тыс.слов), студент должен показать способность самостоятельно анализировать памятники, понимание контекста и условий его создания, уделить внимание датировке, состоянию сохранности и технике, а также пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ. При оценке результатов семинаров, посвященных живописи и скульптуре, учитывается знание коллекций отечественных музеев, что предполагает как обращение к музейным сайтам и электронным базам данных, так и знакомство с подлинниками в экспозиции музеев и выставок. В докладе, сопровождаемом показом слайдов в формате Power Point (или его аналоге), студент должен показать владение логикой презентации, умение делать подписи к иллюстративному материалу, в том числе указывать ссылки на источники (в том числе и изобразительные); находить нужные изображения. При оценке доклада учитывается: качество презентации: логика, качество изображений и правильность подписей. Доклад сопровождается дискуссией, в которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов. В итоговой оценке за доклад учитываются: качество презентации, способность отвечать на вопросы в ходе дискуссии, и качество письменной работы. Доклад является самостоятельным научным исследованием, выполненным на основе анализа визуального источника, в письменном виде доклад оформляется в соответствии с правилами оформления научных публикаций (СК-М2; СК-М6; СЛК-М2; СЛК-М3.И; СЛК- М8.И; ИК-М 1.1.ПД; 1.1.НИД; ИК —М2.2/3.1/2_3.1 (И) история; ИК-М2.5.2_3.1_3.2).

В реферате (письменной работе объемом 2-3 тыс. слов) студент дает оценку содержания монографии или серии статей из списка основной литературы, представляет цели и задачи автора (авторов) научного труда, дает оценку выводам и результатам исследования в контексте изучения истории фотографии (СК-М4; СК-М8, ИК —М2.1/3_3.1(И) ИК-М2.5.2_3.1_3.2).

В устных выступлениях на семинарах студент должен продемонстрировать знание основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции (СК-М-7, СК-М1; ИК-М2.1_2.2._2.4.1; ИК —М2.1/3_3.1(И); ИК-М2.5.2_3.1_3.2).


Порядок формирования оценок по дисциплине.
Оценка за текущий контроль (Отекущтй) является результирующей оценок за контрольные работы, реферат и домашние задания и формируется по формуле:
Отекущтй = 0.3*Оэссе + 0.7*Ореферат

Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.


Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за текущий период определяется перед промежуточным или итоговым контролем.

Способ округления накопленной оценки к ближайшему целому.


Итоговая оценка по дисциплине вычисляется по следующей формуле,

Оитоговая = 0,5*Онакопленная + 0,5*Оэкзамен
Способ округления результирующего (итогового) контроля к ближайшему целому.
В диплом ставится итоговая оценка.

  1. Содержание дисциплины

Раздел 1. Экспедиция (18 а/ч)

Экспедиция провидится в первую неделю сентября. Примерный план работы с памятнками:

1-й день. Вологда

Софийский собор 1568–1570 и колокольня 1654–1659, 1869–1870 В. Н. Шильдкнехт

Дом свечной лавки 1770-е

Ц. Иоанна Златоуста / Жен-Мироносиц ок.1700



Дом адмирала Барша 1780-е

Дом культуры 1953–1956

Ночлежный дом 1777

Ц. Сретения на Набережной 1731–1735

Спасо-Прилуцкий монастырь, архитектурный комплекс XVI в.

Семёнково: Архитектурно-этнографический Музей

Кубенское. Ильинская ц. 1745, Троицкая ц. 1760, Димитрия ц. 1813–1816

Кулемесово. Ц. Василия Великого на Едке. 1721

2-й день. Вологодская областная картинная галерея (и Воскресенский собор, 1772–1776). Вологодский гос. Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (также Симоновский корпус с ц. Рождества Христова 1667–1670 и Палаты Иосифа Золотого 1764–1769).

Ц. Ильи Пророка 1698 и Варлаама Хутынского 1777–1780

Ц. Николы Золотые Кресты ок.1700

Ц. Успения 1692–1699 и Алексия надвратная 1709–1714 Горнего монастыря

Ц. Лазаря Четверодневного на Горбачевском кладбище 1882–1887 В. Н. Шильдкнехт

Ц. Иоанна Богослова 1744

Ц. Константина и Елены ок.1690

Сретенская ц. Владимирского прихода 1759–1764

Ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи в Рощенье 1710–1717

3-й день. Тотьма.

Спасо-Суморин монастырь.

Краеведческий музей

Успения ц. 1749–1755, 1790-е и Воскресения ц. 1744–1749 (сохр. част.)

Богоявленский собор 1816–1822

Троицы в Зеленой Рыбачьей слободе ц. 1768–1772, 1780–1788

Церковь Входа в Иерусалим 1774–1794 и Иоанна Предтечи ц. 1738–1740 (сохр. част.)

Рождества Христова ц. 1746–1748, 1786–1793

Варницы: Воскресения ц. 1743–1750, 1772–1775 + Рассолоподъёмные трубы

4-й день. От Тоьмы до Вологды.

Царёва. Воскресенская ц. 1779–1811

Вожбал (Мишуково). Благовещения ц. 1736

Усть-Печенга (Устье). Покрова ц. 1781

Большедворье (Нутренское). Михаила Архангела ц. 1796

Ильинский погост. Ильи Пророка ц. 1776

Замошье. Покрова ц. до 1804



Разделы 2 и 3. Работы с памятниками и литературой. Примерные темы и характер исследования:

1) ДЕРЕВЯННАЯ ЗАСТРОЙКА

1.1 Деревянная жилая архитектура Вологды. Рассмотреть контекст деревянной архитектуры других регионов и каменной архитектуры; сравнительный анализ вологодских памятников. Виды работы:

— Сбор фото- и документальных материалов

— систематизация фото- и документальных материалов

— систематизация и описание типов орнаментов и др. декора

1.2 Жилая застройка Тотьмы

Исследование: сравнительный анализ тотемских памятников, включение в контекст

Виды работы:

• систематизация фото- и документальных материалов

• типы орнаментов и др. декора

1.3 Как поставить памятник архитектуры на охрану

Исследование: процесс и его особенности в России (на примере Вологды или Тотьмы), понятие о памятнике

— особенности охранного законодательства и его применения

— особенности постановки жилого здания на охрану

2) СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА

2.1 Архитектура конструктивизма и сталинская (немного)

Исследование: анализ отдельных зданий, включение в контекстуальную линию развития архитектуры

Виды работы:

• систематизация фото- и документальных материалов

• фотофиксация памятника, обмеры, описание

• интервью

• работа с архивными, архитектурными документами

2.2 Здания модернизма 1970-х–1980-х в Вологде

Исследование: анализ отдельных зданий, включение в контекст развития модернизма в архитектур СССР и мира

Виды работы:

— систематизация фото- и документальных материалов

— фотофиксация памятника, обмеры, описание

— интервью с архитекторами

— фотографирование/описание материалов из личных архивов

— работа с архивными, архитектурными документами

2.3 Типовые здания советского времени и городская среда

Исследование: анализ отдельных зданий, включение в контекст развития модернизма в архитектур СССР и мира; исследование бытования и видоизменения городской среды

Виды работы:

— сбор материалов по зданиям и кварталам

— систематизация фото- и документальных материалов

— фотофиксация памятника, обмеры, описание

— интервью с архитекторами; с жителями

— фотографирование/описание материалов из личных архивов

— работа с архивными, архитектурными документами

3) ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА

3.1 Архитектура храмов Вологды XVII–XVIII вв.:

Исследование:

• архитектурный анализ

• включение в общерусский контекст

Виды работы:

— поиск документов и материалов по храмам города

— поиск документов и материалов по храмам окрестностей

— поиск документов и материалов по исчезнувшим памятникам

3.2 Архитектура храмов Тотьмы XVII–XVIII вв.:

Исследование:

• архитектурный анализ

• включение в общерусский контекст

виды работы:

— поиск документов и материалов по храмам города

— поиск документов и материалов по храмам окрестностей

— поиск документов и материалов по исчезнувшим памятникам

4) ЦЕРКОВНЫЕ ИСКУССТВА

4.1 Монументальная живопись:

a) церкви Покрова а Козлёне 1713–1720

b) Иоанна Предтечи в Рощенье 1717

c) Димитрия Прилуцкого на Наволоке 1721

Исследование:

• контекст иконографии и стиля

• анализ иконографии отдельных сюжетов

виды работы:

• поиск документов и материалов по памятникам

• описание, фотографирование

4.2 Деревянная церковная скульптура и иконостасы в Вологде и Тотьме:

Исследование:

• анализ и включение в общерусский контекст

• систематизация сведений о сохранившихся образцах

виды работы:

— поиск документов и материалов по исчезнувшим памятникам

— описание, фотографирование

4.3 Иконопись из собрания ВГИАХМЗ

Исследование: анализ отдельных памятников иконописи; включение в круг иконопись XVIII–XIX вв.

виды работы:

— поиск исторических документов и материалов

— описание, фотографирование

— анализ реставрационных данных (интервью ил ипубликации)

) ЖИВОПИСЬ

5.1 Отдельные произведения живописи XVIII–XX вв. из собрания ВОКГ (Эриксен, Боровиковский, Куинджи, Левитан, Врубель, Серов, Фальк и др.).

Исследование: — атрибуция (?)

— тема, связанная с произведением

5.2 «Вологодская графика» 1960-х – 1980-х:

Николай и Генриетта Бурмагины, Валентин Едемский, Леонид Щетнев, Владислав Сергеев, Анатолий Наговицын

Исследования: включение в контекст искусства ХХ века

Виды работы:

—сбор документальных материалов, фотографирование, интервью

5.3 Современные вологодские художники

Исследование: включение в контекст современного искусства

Виды работы:

— сбор материалов, интервью, фотографирование…

6) МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО, КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ

6.1 Тотемское музейное объединение:

Исследование история формирования собрания, особенности состава коллекции, перспективы развития

Вид работы

— изучение документов по формированию коллекции, интервью с хранителями, коллекционерами, музейными работниками

— анализ коллекции

6.2 История дореволюционного краеведения

Исследование анализ подходов и интересов в области искусства; история вологодского краеведенья (люди, предметы, публикации)

Вид работы:

— изучение документов, архивов, публикаций

— анализ коллекций

— отношение к памятникам старины

6.3 Материалы этнографических коллекций АЭМВО и ТМО

Исследование:

• изучение собраний

• феномен изучения народного искусства

• народное искусство и живопись русского авангарда

• народное искусство и современное искусство




8. Образовательные технологии
Проектный семинар преподается в форме праткических и семинарских занятий. Семинарские занятия, напротив, строятся по принципу case studies. На них обсуждаются отдельные произведения искусства, которые в ходе докладов представляют сами студенты. В процессе занятий студенты знакомятся с произведениями искусства, навыками их описания, умением изучать их в историческом контексте их возникновения и ситуациях их дальнейшего бытования. Предварительные изыскания учат студентов находить информации о провенансе, местонахождении, материале, размере и датировке произведений искусства. Кроме того, студенты заранее читают литературу, касающуюся темы семинара, и затеем используют ее в обсуждении чужих докладов.
9. Оценочные средства контроля студента

Литература для подготовки работы выбирается студентом из предложенного в разделе 10 настоящей программы смписка, а также самостоятельно, в целом в объеме не менее 300 стр. Тематика и источниковая база письменной работы каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. В случае успешной реализации доклада его тема письменной работы может стать темой курсовой работы.


10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

        1. Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., Искусство, 1979

        2. Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. Л., Искусство, 1983

Дополнительная литература

1. Выголов В. П. Архитектура барокко в Тотьме // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Под ред. В.П. Выголова. М., 1980. С. 103–125

2. Добровольская Э.Д., Гнедовский Б.В. Ярославль. Тутаев. М., 1981

3. Иконы Вологды XIV—XVI веков. — М.: Северный паломник, 2007

4. История русской архитектуры: Учебник для вузов.— М.: Архитектура-С, 2003.

5. Каптиков А. Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки, Урала XVIII в. Проблема региональных школ. Свердловск, 1990

6. Комашко Н. И. Русская икона XVIII в.: столичная икона, провинциальная икона, народная икона. М.: Agey Tomesh, 2006. 337 с

7. Плужников В. И. Соотношение объемных форм в русском культовом зодчестве начала XVIII в. // Русское искусство первой четверти XVIII в. М., 1974. С. 81–108

8. Раппопорт П. Я. Древнерусская архитектура. Л., 1982

9. Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII—XX века. Л., 1980

10. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., ПСТГУ, 2007

11. Седов Вл. В. Аннинское барокко в Москве // «Проект Классика». № V (2002). C. 123–129

12. Седов Вл. В. Екатерининское барокко, или Барочетто в Москве // «Проект Классика». № VI (2003). С. 145–151

13. Седов Вл. В. Елизаветинское барокко в Москве, или В тени Растрелли // «Проект Классика». № VIII (2003). С. 155–161

14. Седов Вл. В. Стиль Великого посольства // «Проект Классика». № I. (2001). С. 144–151

15. Седов Вл. В. Стиль Вечного мира, или Польский ренессанс в Москве // «Проект Классика». № XII (2004). С. 140147



16. Чекмарев А. В. Нарышкинский стиль [2011]: эл. ресурс. arch-heritage.livejournal.com/1099797.html

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины:


Для реализации программы дисциплины «Малые города России: искусство и пространство. Ч.1» необходимы ПК и компьютерный проектор — для демонстрации визуального ряда. Требования к аудиториям – затемненные, специально оборудованные для демонстрации визуального ряда, сопровождающего чтение лекционного материала и семинарские занятия.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет