Аттестационная работа



бет1/3
Дата23.07.2016
өлшемі158.5 Kb.
#217935
  1   2   3
Аттестационная работа

Автор: учитель русского языка и литературы Кашникова Е. В.


Оглавление


  1. Место творчества В. Набокова в программных курсах

современной школы стр. 3

2. Творчество В. Набокова в методическом освещении стр. 5

3. Методическая разработка уроков по творчеству В. Набокова стр. 19

4. Список литературы стр. 26



Глава 1. Место творчества Набокова в программных курсах современной школы.
Необходимость обновления литературного образования обусловлена как современными требованиями к преподаванию литературы, так и потребностью учителя, осознающего актуальность проблемы. Новизна подхода состоит в усилении внимания к нравственно-этическому и культурно-эстетическому аспектам при изучении художественных произведений.

Есть две сферы: духовный логос культуры и повседневность. Учитель – посредник между этими мирами. Он стоит на границе культуры и повседневности. Педагогическая стратегия должна быть направлена на то, чтобы помочь ученику войти в духовную культуру и научиться в ней жить.

Необходимо создание технологической модели преподавания словесности, где важнейшим является формирование у учащихся единой, полноценной, многоуровневой картины мира. Картина эта имеет национально-культурное своеобразие, отражающее особенности исторического пути того или иного народа. В то же время картина мира несёт в себе отпечаток эпохи. Но культура не есть склад информации, творения художников имеют персоналистскую природу, поэтому необходимо ученику открыть живую личность. И насколько учителю удаётся открыть своим ученикам личностный смысл духовных ценностей культуры, настолько ему и удаётся ввести их в реальное пространство культуры.

«Временно отведённый в сторону поток общерусской литературы, который – придёт время – вольётся в общее русло этой литературы», – так обосновал литературу русского зарубежья Г. П. Струве, русский литературовед. Изучение в общешкольном курсе творчества не только «хрестоматийных» авторов, но и представителей русской эмиграции позволяет внести некую упорядоченность в изучение русской литературы, русской духовной культуры начала века, той её половины, которая вплоть до конца ХХ века тщательно скрывалась от нас.

Наша работа посвящена изучению творчества В. В. Набокова. В ней мы попробуем рассмотреть методику преподавания творчества В. Набокова в средних и старших классах школы, выявить перечень произведений, предлагаемых методистами для анализа, дать свою методическую разработку урока.

На сегодняшний день в Пермской области основными программами по литературе являются программы Коровиной, Курдюмовой, Снежневской, Кутузова и Маранцмана. Как же представлено русское зарубежье в среднем звене? В учебнике за 5 класс Курдюмовой в разделе «Литературные сказки» представлено произведение В. В. Набокова «Аня в стране чудес», являющееся переводом известной сказки Кэрролла, но в последующих классах автор никак не представлен. Отсутствуют произведения В. Набокова и в «линии» Коровиной (хотя русское зарубежье здесь представлено фамилиями Осоргина и Дон-Аминадо), и в программах Снежневской, Кутузова. В произведениях, предложенных новым стандартом среднему звену, также не упоминается имя Набокова. Но есть одна «линия», где творчеству писателя уделяется должное внимание. Это «линия» Маранцмана. В 5 классе автор учебника предлагает знакомство со стихотворением «Лестница», в 6 – с рассказом «Обида», в 8 – с рассказом «Пильграм».

Как обстоят дела со старшим звеном? Здесь Набоков представлен во всех программах. Кутузов и Кузнецов в своих учебниках предлагают обзорное изучение творчества Набокова. В. В. Агеносов обращается к рассказу «Облако, озеро, башня», Баранников – к роману «Другие берега». Сборник «Русское зарубежье» включает в себя несколько стихов Набокова и рассказ «Лебеда». Но большинство создателей учебников склоняются к тому, что в 11 классе необходимо изучать роман «Машенька». Это Беленький, Лыссый, Журавлёв и Маранцман. В новом же стандарте творчество В. Набокова представлено 1 произведением по выбору.

Глава 2.Творчество В. В. Набокова в методическом освещении.
Как же методически представлены произведения в учебниках?

Т. Ф. Курдюмова ставит своей целью воспитание образованного и вдумчивого читателя, в 5 классе обращено внимание на истоки литературного процесса – мифологию и фольклор - и знакомство с основами литературоведческих понятий. «Аня в Стране чудес» (представленная в двух отрывках из 1 и 2 глав) предваряется эскизом к портретам Набокова и Кэрролла. По окончании текста дано 10 вопросов. Четыре из них связаны с отработкой понятий «эпитет», «гипербола», «литота», «парадокс» ( значения слов даны в словаре в конце учебника), три направлены на развитие речи (рассказ, пересказ), остальные развивают логику и аналитическое мышление ( «Как вы объясните, почему считают, что эта сказка необходима людям любого возраста, которые любят размышлять?» И другие вопросы) Единственный аспект, не представленный в вопросах, - это связь с мифологией и фольклором, хотя данные отрывки дают такую возможность: образы животных, система двоемирия и т. д.

Учебный курс Маранцмана ориентирован на «развитие творческих способностей учеников с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе, выделение основных эпох развития литературы и других видов искусства, что способствует формированию целостного мировоззрения, системного взгляда на мир, учёта социальных потребностей времени». Авторами учебника «разработаны сквозные линии углубления духовных и нравственных проблем, творчество великих писателей осваивается постепенно, по восходящим кругам».

«Основа курса литературы в 5-6 классах, его стержень – проблема «писатель и действительность». Читатель-школьник этого возраста видит в искусстве копию жизни. Поэтому в обучении важно делать акцент на освещении событий, характеров, пластов действительности разными художниками, на несходстве их позиций, мироощущений, стиля». Таковы цели авторов учебника, поставленные в программе.

Стихотворение В. Набокова «Лестница» (5 класс) помещено в разделе «Эпохи жизни», в подразделе «Портрет литературного героя». Ему предшествует не традиционная биографическая справка, а своего рода задание найти в произведении детали, помогающие услышать «шаги» времени. По окончании текста даны 14 вопросов, отвечая на которые, ученик увидит прошлое лирического героя, его настоящее, ощутит интонацию стихотворения. Несколько заданий помогают соотнести литературу и другие виды искусства: музыку, живопись и др. («Какие музыкальные инструменты могли бы озвучить это стихотворение? Спорят между собой эти инструменты или звучат согласно?») Кроме того, заслуживают внимания последние 3 вопроса, направленные на сопоставление стихотворения В. Набокова и произведения Н. Некрасова «Родина», работа с которыми помогает выявить различия в теме, идее и подчеркнуть сходство в ритме текстов. Не обойдены вниманием и художественные средства: автор учебника даёт задания по нахождению эпитетов, метафор.

В 6 классе Маранцман предлагает поработать уже с прозаическим произведением В. Набокова – рассказом «Обида». В учебнике дан уже более подробный биографический очерк писателя и намечена тема рассказа – детство. Наряду с этим даётся задание «Услышать цвет набоковского рассказа». Какие же задания предлагает автор в конце? Они направлены на работу с текстом: композицией рассказа, портретом и др. Два вопроса предполагают работу с эпизодом, что весьма актуально с учётом современных требований. Но, в отличие от заданий 5 класса, которые идеально подчинены задачам курса, вопросы 6 класса не позволяют соотнести литературу и другие виды искусства, не создают представления об индивидуальности художника, не акцентируют внимания на изобразительных средствах рассказа, поэтому учителю предстоит большая переработка вопросов с учётом основного курса данной учебной «линии».

Задачей 8 класса, по Маранцману, является осознание особенностей лирических, эпических и драматургических жанров, развитие способностей к литературному творчеству. Автор ставит своей целью «показать смену эпох общественного развития, познакомить с характерными для каждой из них типами литературных героев. Этические проблемы получают социальное и историческое своеобразие, что позволяет усилить внимание к позиции писателя. Выделение проблемы «герой и время» в качестве доминирующей помогает проследить развитие русской литературы от 18 века до наших дней в этически и социально наиболее важном аспекте. Возможность сопоставления в пределах одного жанра разных писательских позиций, художественных индивидуальностей подготавливает школьников к самостоятельной оценке литературных явлений».

Рассмотрим теперь материал по творчеству В. Набокова, предложенный в 8 классе. Прежде всего, это биографическая справка, сопровождающаяся цитатами из автобиографии писателя. К сожалению, непосредственно к рассказу будет иметь отношение только упоминание о коллекционировании Набоковым бабочек, т. к. главный герой рассказа «Пильграм» тоже увлечён энтомологией. Стиль писателя, основные темы его творчества, особенности его произведений не будут представлены ни в очерке о писателе, ни в последующей статье о рассказе непосредственно, хотя вряд ли можно надеяться, что эти заметки и 7 вопросов по поводу главного героя помогут ученикам понять достаточно сложный рассказ, а уж тем более выполнить те суперзадачи, которые ставит перед ними Маранцман. Единственная задача, которую помогают решить авторы учебника, - это осознание особенностей жанра новеллы. По окончании текста дана небольшая статья о признаках новеллы, вопросы помогают применить эту информацию к тексту. А дальше, на наш взгляд, авторы делают грубейшую методическую ошибку: они сами отвечают на вопросы, заданные после текста, и даже обозначают тему и идею произведения! Ни о каком сопоставительном анализе в пределах жанра (или хотя бы темы!) нет и речи, хотя в мировой литературе множество аналогий (Бальзак «Гобсек», Чехов «Крыжовник» и др.), тем более что одной из особенностей творчества В. Набокова является литературное ассоциирование.

В начале и середине 90-х годов программа по литературе претерпевала серьёзные изменения, литературоведы пытались создать новый учебник, где, в соответствии с требованиями времени, немалое место заняла эмигрантская литература. В учебном пособии «Русская литература 20 века» под редакцией Ф. Ф. Кузнецова (1994 год) этот раздел представлен обзорными статьями и главами, посвящёнными творчеству И. Бунина, А. Куприна, И. Шмелёва, Б. Зайцева, Б. Поплавского и В. Набокова. Очерк о жизни и литературной деятельности Набокова кажется достаточно полным. В статье представлено 2 противоположных взгляда на произведения писателя: высказывания Куприна, Зайцева, Бунина и др. Отмечено, что «Набоков и по сию пору остаётся феноменом,..неким солнцем на литературном небосклоне нашего столетия. Не от того ли неправдоподобно широк спектр оценок набоковского наследия – от безоговорочного восхищения до полного отрицания? Во всяком случае Набоков – безусловное явление, причём явление сразу двух культур». Авторы дают не только биографические сведения о писателе, но и знакомят учеников с основными особенностями его творчества: сочетание реальности и иллюзорности, феномен языка, а не идей, предметная описательность, «хитроумное сюжетостроительство, заданность тонкой шахматной композиции». Его метод в очерке назван «мистификацией, игрой, мнимой галлюцинацией, пародией». Уделено в статье внимание и особенностям героев Набокова, отмечены «их максимальный эгоизм, нежелание считаться с другими, безысходное, трагическое столкновение героя-одиночки, наделённого одновременно душевной странностью и неким возвышенным даром, с толпой, обывателями, грубым и тоскливо-примитивным «среднечеловеческим» миром, столкновение, от которого нет защиты». Не осталась без внимания и тема России в творчестве Набокова, решённая как сновидение, миф, несбывшееся воспоминание. В очерке говорится о некоторых произведениях автора: романах «Машенька», «Дар», «Другие берега», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», рассказе «Круг», стихах.

В целом очерк является неплохим подспорьем для обзорного изучения творчества В. Набокова, хотя информация «разбросана» по тексту, нет вопросов ни к самой статье, ни к произведениям писателя, отсутствует подробная аналитическая информация о каком-нибудь романе.

Примерно в это же время (1993 год) вышла хрестоматия «Русская литература ХХ века», составленная А. Баранниковым, Т. Калгановой, Л. Рыбченковой. В разделе «Литература русского зарубежья» представлены В. Ходасевич, В. Набоков и Тэффи. Авторы сопроводили отрывки из романа «Другие берега» краткой биографией. Кроме того, статья о жизни писателя даёт ученику возможность выделить основные особенности произведения. Авторы отмечают: «В набоковской прозе конфликт строится на контрасте исключительного и обыденного, подлинного и неподлинного. Его герой – это незаурядный человек, творческая личность, выделяющаяся своей непохожестью на других. Он мучительно воспринимает жестокую бесчеловечность и абсурдность окружающего мира, тщетно пытается противостоять ему. В романах Набокова прослеживается единая тема: поиски героем «потерянного рая», под которым он понимает прежде всего утрату родины и любви, тема изгнанничества в его творчестве имеет обобщающий характер, является метафорой разобщения людей, одиночества человека в жестоком и страшном мире».

Нам кажется, что, соединив эти два издания для изучения, можно построить как урок-обзор, так и урок-анализ творчества Набокова, но систематизировать, «выстраивать» материал учителю придётся самому.

В 2002 году группа авторов, создавшая учебник 1994 года, статью о Набокове из которого мы рассмотрели чуть выше, издала новый учебник, уже под редакцией В. П. Журавлёва. За основу взят тот же очерк жизни и творчества писателя, написанный О. Н. Михайловым, но создатели пособия учли свои ошибки: материал поделён на разделы «Россия Набокова», «Набоков и классическая традиция», «Алгебра великолепной техники», «Одиночка и толпа». Небольшой раздел (менее страницы), посвящённый роману «Машенька», носит поверхностный характер. Кроме того, в конце материала авторы предлагают 8 вопросов. Все они носят обобщённый характер: предлагается сравнить прозу Бунина, Кафки и Набокова, соотнести его творчество с русской классической традицией, определить, в какой степени творчество писателя принадлежит постмодернизму (хотя само это понятие в учебнике отсутствует), «каким образом эмигрантское существование отразилось на творчестве второго поколения – поколения сыновей, которое в отличие от отцов сформировалось вне России».

В 1998 году под редакцией Ю. И. Лыссого вышло уникальное для того времени учебное пособие – учебник-практикум для общеобразовательных учреждений «Русская литература ХХ века». Авторы рекомендуют ученикам обращаться к пособию после самостоятельного чтения произведения, когда сложится собственное впечатление, появятся свои оценки и отношение к героям, возникнут вопросы. Как же построена книга? «Она содержит задания для самостоятельной работы над произведением. А самое главное – разнообразные материалы (фрагменты из критических статей и литературоведческих работ, из статей и писем самих писателей, из мемуаров и т. д.)». Авторы считают, что чтение – это диалог с писателем, «в этом диалоге будут участвовать критики и учёные-литературоведы, их взгляды подчас в чём-то не сходны между собой, а иногда открыто полемичны по отношению друг к другу. В вводной части ( в одних разделах – в большей, в других – в меньшей мере) говорится об основных отличительных чертах творчества данного писателя, об особенностях его миропонимания. Основная часть каждого раздела посвящена разбору и оценке произведения. Система заданий обращена главным образом к тексту произведения, к особенностям его языка и композиции, к нарисованным в нём характерам героев. Она поможет осознать нравственную, философскую, социальную проблематику произведения. Многие вопросы сопровождаются возможными вариантами ответов на них, представленными в суждениях критиков и учёных-литературоведов».

Обратимся теперь непосредственно к главе, посвящённой творчеству Набокова. Во вводной части, исходя из предложенных цитат, можно выделить 3 «основных черты творчества писателя»: трагичность темы творчества, «непредсказуемость» и оторванность его художественного мира от реальности.

Далее авторы предлагают остановиться для изучения на романе «Машенька». В первых 3 заданиях предполагается сравнить героя романа Ганина с «лишними людьми» литературы Х1Х века, выделить основные темы романа, в том числе и тему России. Следующие 12 заданий объединяет заголовок «Перечитаем роман». Вопросы ориентированы на конкретные главы, эпизоды, описания. Отвечая на них, ученик сможет сопоставить роман с произведениями Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Аксакова, Фета, Маяковского и др., охарактеризовать Ганина, Подтягина, Клару, Алфёрова и др., поразмышлять о роли запахов, звуков, чисел и имён в романе. Задания 18 и 19 вновь носят обобщённый характер: предлагается выбрать наиболее близкий взгляд на творчество писателя из цитат Г. Адамовича, В. Ходасевича, г. Иванова и О. Дарка. Далее даются 2 отрывка из статьи самого Набокова «Писатели, цензура и читатели в России» (1958), посвящённой русской литературе, и ученикам предстоит показать, что из сказанного художником нашло отражение в его художественном творчестве, в частности в романе «Машенька».

В целом разработка вопросов кажется нам достаточно профессиональной, она может быть ориентирована на сжатое изучение романа в простых классах (2 часа) и на глубокое его изучение в классах гуманитарного профиля (4 часа). Но хотелось бы отметить некоторые недочёты учебника. Во-первых, система заданий однотипна: вопросы и отрывки из критических работ постоянно сопровождают друг друга. Конечно, авторы объяснили свою концепцию преподавания как диалоговую, но вряд ли подобное однообразие может вызывать долгий интерес у учащихся, тем более что по этой системе им придётся работать весь год. Кроме того, следует отметить, что некоторые задания «раздроблены», «рассыпаны» по подборке. Например, в 4-ом задании предлагается найти основные тематические пласты романа, выделены темы изгнанничества, «потусторонности», 5-е задание посвящено теме России, и лишь в 9-ом говорится о теме пошлости; в 8 задании предлагается определить, какую роль играют запахи в раскрытии внутреннего мира персонажей, однако всё 14-е задание будет посвящено этому вопросу; вопросы на сопоставление романа «Машенька» с русской классикой рассыпаны по 3, 5, 7,8,11,14,16 заданиям, причём чаще они не носят индивидуального характера. В начале учебника была заявка на то, что варианты ответов будут даваться в цитатах из критических статей, но авторы пошли дальше: они сами отвечают на свои вопросы. Примером множество. Вот как звучит одно из заданий: «Обратите внимание на то, как меняется Ганин в процессе перехода к новому состоянию: от безволия и опустошённости к полноте внутренней жизни и творческой активности». Вот ещё одно задание: «Прочитайте высказывания 2 литературоведов, расходящихся в своей оценке творчества Набокова. Один из них считает мир Набокова «бездуховным», эгоцентричным. Другой оправдывает его эгоцентризм, полагая, что избранные герои Набокова живут наиболее полно и счастливо лишь в собственном мире. Какое из рассуждений кажется вам более справедливым? Почему?» Есть ли смысл ребёнку анализировать изменения в Ганине, «копаться в тексте»? Есть ли смысл читать критическую литературу, если она уже пересказана?

И последнее. Конечно, хочется поприветствовать желание авторов учебника научить ребят работать с критической литературой, но она должна быть адаптирована для «среднего» ученика. В статьях много не только терминов, большинство из которых, безусловно, должен знать выпускник школы, но и непонятных ребёнку слов и выражений : «канонический ствол нашей литературы», «мотивная структура», «семантический текст», «рефлектирующий «я», «солипсизм», «метафизическая и религиозная глубина», «мнимая случайность своей мнимой духовной жизни», «синтез гегелевской триады» и др. В предисловии к учебнику авторы заявили: «Обращаясь к материалам книги, обязательно проверьте по толковому словарю русского языка, правильно ли вы понимаете значение ключевых слов». Однако вызывает сомнение возможность найти многие приведённые выше понятия в толковом словаре, как, впрочем, и в другой справочной литературе.

Одним из самых интересных учебников последних лет считается «Русская литература ХХ века» под общей редакцией В. В. Агеносова. «Структура учебника довольно проста. Обзорные статьи представляют информацию о литературном процессе определённых периодов истории литературы. В индивидуальных статьях сначала приводится краткая биография писателя, затем характеристика его художественного мира в целом. И наконец, на примере одного-двух произведений авторы доказывают, что эта характеристика соответствует действительности. После этого учащимся предлагается самостоятельно убедиться в справедливости выводов авторов учебника. Для тех же, кто заинтересуется литературой в более широком объёме, в конце каждой главы даётся аннотированный список литературы, в котором приведены основные работы отечественных и зарубежных литературоведов по той или иной проблеме. Для самостоятельной работы мысли каждая глава завершается заданиями и вопросами. Кроме того, предлагаются темы сочинений. В конце учебника помещён краткий перечень основных терминов, которые используются авторами».

Обратимся теперь непосредственно к главе, посвящённой творчеству В. Набокова. Перед нами предстаёт краткая биография писателя, весьма традиционная. Интерес вызывает подглава «Художественный мир писателя». В ней рассмотрены следующие вопросы: во-первых, что такое реальность для Набокова? Авторы утверждают, что «в мире Набокова нет реальности вообще, а есть множество субъективных образов реальности, художественная реальность – всегда иллюзия, искусство не может быть условным, но условность – сила искусства», и приводят убедительный пример из лекции писателя. Во-вторых, какова тематика его произведений? « Историки литературы выделяют три ведущих универсальных проблемно-тематических компонента в творчестве Набокова – тему «утраченного» детства, тему драматических отношений между иллюзией и действительностью и, наконец, тему «потусторонности». В-третьих, кто является героем набоковских произведений? Авторы считают, что «герои набоковской прозы различаются между собой не столько по социально-бытовым и психологическим характеристикам, сколько по способности видеть мир», и выделяют два типа: «талантливые» пошляки и люди, «наделённые счастливой способностью к творчеству и одарённые моментами вдохновенных прозрений». Бесспорно, такая «подача материала» внесёт ясность в понимание учениками набоковского творчества. Но, пожалуй, самым положительным является в статье то, что она как бы инструктирует юных читателей: «Приступая к чтению набоковского произведения, нужно быть готовым к удвоению, а иногда даже утроению персонажей; то, что герой-рассказчик считает очевидным и в чём он пытается убедить читателя, на поверку может оказаться его персональным миражом; подлинное содержание набоковского произведения откроется лишь при многократном перечитывании, знакомство с сюжетом, ясное представление о композиции персонажей и о пространственно-временных координатах – обязательное условие для его понимания, но оно не обеспечивает проникновения в набоковский мир». Предостерегают авторы учебника и от «ловушек» Набокова: авторского ироничного подтрунивания над читателем, появления внутри текста одного или нескольких интерпретаторов этого самого текста, переклички с литературной классикой. Не может ученик не выделить основные приёмы писателя: пародию, иронию, аллюзию. Положительным нам кажется и тот факт, что термины, встречающиеся в тексте (гносеологический, метаконструкция, аллюзия, инстанция автора, метонимия), достаточно сложные, но не перегруженные, объясняются тут же, в скобках ( хотя некоторые продублированы в словарике в конце учебника), что облегчает ученику процесс ознакомления с материалом.

Знакомство с творчеством Набокова б большей степени, чем любая другая тема курса, требует серьёзной литературной подготовки, поэтому учитель должен строить работу, исходя из знаний учащихся о предшествующей литературе. Учитывая эти факторы, авторы учебника предлагают посвятить этой теме не 2 (как все другие), а 4 учебных часа. На первом уроке преподаватель читает лекцию о личности и художественном мире писателя, даёт понятие о субъективном образе реальности в эстетике модернизма. Следующие 2 часа посвящаются изучению романа «Приглашение на казнь», а последний – рассказу «Облако, озеро, башня». Рассмотрение романа может быть как в форме лекции с элементами беседы (2 часа), так и соединением лекции (1 час) и семинарского занятия (1 час). Какие же вопросы предлагают разобрать авторы? Материал, характеризующий роман, чётко поделён на части: «Из истории романа», «Сюжет романа», «Система персонажей и предметный мир романа», «Металитературные аспекты романа», «Языковая ткань романа», «Интерпретация романа». В главе представлен очень глубокий анализ сюжета произведения, описаны особенности композиции, рассмотрены «хронометрические» подробности. Затем предлагается найти в тексте упоминания о способах исчисления времени», причём, давая задания, авторы чётко ориентируют читателей на конкретные эпизоды, главы, абзацы. Как и в других учебниках, ученикам предлагается обнаружить аллюзии в тексте, традиции Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, М. Лермонтова и других. Но нам кажется интересным то, что авторы пошли дальше: своими вопросами они «подталкивают» учеников к параллельному чтению классики. Здесь и обращение к стихотворению М. Лермонтова «Соседка», и авторские комментарии к «Евгению Онегину», и «Балаганчик», «Незнакомка» А. Блока, которые только при прочтении всего текста, а не его цитировании дают богатую пищу для анализа, помогают вскрыть аналогии, углубить представление о стиле писателя.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет