МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«БАКЧАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИСКУССТВО ТЕАТРА»
2012
«Одобрено» «Утверждаю»
Педагогическим советом Директор Ларикова Ольга Николаевна
МКОУДОД «Бакчарская ДШИ» _____________
__________________ _____________
Разработчик: преподаватель МКОУДОД «Бакчарская ДШИ»
Трофимова Ирина Сергеевна
Рецензент:
ведущий специалист Отдела образования Администрации Бакчарского района Томской области
Зелинская Елена Александровна
Рецензент: преподаватель МКОУДОД «Бакчарская ДШИ»
Ларикова Ольга Николаевна
Пояснительная записка
Необходимость составления программы по курсу «История театра» исходит из требований, обусловленных федеральным компонентом подготовки по учебному плану с учетом объема часов по указанной дисциплине. Программа позволяет систематизировать получение знаний по дисциплине «История театра», в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Цель курса: овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира посредством изучения курса.
Задачи:
Образовательные:
-
составить картину последовательного развития мирового театра от античности до наших времен,
-
представить этапы развития мировой драматургии с учетом общественно-политического и эстетического развития общества,
-
проследить эволюцию организации спектакля от простого представления драматургического материала до художественной реализации авторского и режиссерского замысла,
-
сформировать у учащихся четкое представление о роли театра в истории общества,
-
научить определять театральный стиль эпохи, соотносить с современностью особенности сценического искусства (актерское мастерство, сценография, музыкальное оформление исторических эпох).
Развивающие:
-
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
-
развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество;
-
развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
Воспитательные:
-
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
-
воспитание художественного вкуса;
-
воспитание культуры восприятия произведений музыки, изобразительного искусства, архитектуры и дизайна, и др.
Содержание материала по курсу «История театра» излагается на основе общепринятой периодизации этапов развития зарубежного и российского театра от истоков до конца XX века.
Возраст учащихся – 9-17 лет.
По разделу «Современный театр» предлагается система рефератов, докладов и презентаций, которые представляются учащимися по окончании изучения темы в устном и письменном виде. Усвоение материала путем самостоятельного поиска информации и возможность сделать самостоятельные выводы на основе театральных процессов, современниками которых являются сами учащиеся, представляется наиболее плодотворным.
Для контроля освоения содержания программы по курсу «История театра» в соответствии с учебным планом проводятся зачеты и экзамены. Промежуточный контроль осуществляется посредством тестовой технологии.
Критерии оценки:
Зачет – верный ответ по 2-м вопросам из З-х.
Экзамен – «отлично» за полный, исчерпывающий ответ по 2-м экзаменационным
вопросам из 2-х;
– «хорошо» за верный ответ без дополнительной информации по 2-м
экзаменационным вопросам из 2-х;
– «удовлетворительно» за 1 верный ответ и 1неполный ответ по 2-м
экзаменационным вопросам из 2-х;
– «неудовлетворительно» за неверные ответы на вопросы или за отказ
от ответа на экзаменационные вопросы.
К программе прилагаются библиографические списки литературы по курсу, темы самостоятельных занятий, темы контрольных работ, примерные контрольные вопросы для зачетов, экзаменов и самоподготовки учащихся.
Изучение данного курса тесно связано с такими учебными дисциплинами как «Мировая художественная культура», «История», «Философия», «Литература» и др.
Особое значение в организации работы с учащимися приобретают информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
Результатом освоения программы «Искусство театра» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
-
первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства;
-
знания основных средств выразительности театрального искусства;
-
первичные знания об истории возникновения жанров театрального искусства;
-
знание основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства;
-
знание основных этапов развития театрального искусства;
-
знание основных исторических периодов развития отечественного и зарубежного театрального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительным, музыкальным, хореографическим);
-
знание истории возникновения и развития жанров театрального искусства;
-
знание особенностей национальных традиций театрального искусства;
-
знание театральной терминологии;
-
знание классического и современного театрального репертуара;
-
умение анализировать произведения театрального искусства с учетом их жанровых и стилистических особенностей.
Учебно-тематический план
№№
|
Наименование раздела, темы
|
Общий объем времени (в часах)
|
Максимальная учебная нагрузка
|
Самостоятельная работа
|
Аудиторныезанятия
|
1 год обучения
|
1
|
АНТИЧНЫЙ ТЕАТР
|
6
|
2
|
4
|
|
1.1.Введение. Классический театр древней Греции, его истоки. Устройство театра, характер театральных
Представлений.
|
4
|
2
|
2
|
|
1.2.Творческая работа «Представления в античном театре».
|
2
|
2
|
-
|
2
|
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР
|
6
|
2
|
4
|
|
2.1.Характеристика эпохи, развитие театра. Жанры средневекового театра. Организация спектаклей.
|
4
|
2
|
2
|
|
2.2.Творческая работа «Средневековая пьеса».
|
2
|
2
|
-
|
3
|
ТЕАТР эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ и Нового времени (XV–XVII века)
|
6
|
2
|
4
|
|
3. 1. Характеристика и периодизация эпохи Возрождения. Итальянский театр, условия развития. Драматургия. Жанры.
|
1
|
-
|
1
|
|
3.2. Театрально-декорационное искусство. Комедия дель арте
|
1
|
|
1
|
|
3.3. Английский театр. Исторические условия развития, бытование театра, организация спектаклей. Драматургия У. Шекспира.
|
1
|
-
|
1
|
|
3.4. Французский театр. Условия развития. Каноны эстетики классицизма в драматургии и сценическом искусстве. Сценическое искусство, театры Франции. Мольеровская и расиновская актерские школы. Создание театра Комеди Франсез.
|
1
|
-
|
1
|
|
3.5. Творческая работа «Театр эпохи Возрождения».
|
2
|
2
|
-
|
4
|
ТЕАТР эпохи Просвещения
|
4
|
2
|
2
|
|
4.1. Французский театр. Драматургия Ф-М. Вольтера, П. Бомарше. Театральные воззрения Д. Дидро. Актерское искусство.
|
1
|
-
|
1
|
|
4.2. Немецкий театр. Драматургия Г. Лессинга, Й.-В. Гете, Ф. Шиллера.
|
1
|
-
|
1
|
|
4.3. Самостоятельная работа «Театр эпохи Просвещения».
|
2
|
2
|
-
|
5
|
ТЕАТР конца XVIII века – 70-х годов XIX века
|
4
|
2
|
2
|
|
5.1.Французский театр. Влияние французской революции на сценическое искусство. Драматургия В. Гюго и французский романтизм.
|
1
|
-
|
1
|
|
5.2.Драматургия английских романтиков Дж. Г. Байрона, П-Б. Шелли.
|
1
|
-
|
1
|
|
5.3. Творческая работа «Романтический герой»
|
2
|
2
|
-
|
6
|
ТЕАТР XX – XXI веков
|
6
|
4
|
2
|
|
6.1. Французский театральный авангард начала XX века. Сюрреализм. Интеллектуальная драма.
|
2
|
1
|
1
|
|
6.2. Современный зарубежный театр (90-е годы XX века – начало XXI века). Экспрессионизм в театре. Театр и драматургия абсурда. Эпический театр Б. Брехта.
|
2
|
1
|
1
|
|
6.3. Творческая работа «Современный театр».
|
2
|
2
|
-
|
|
Резервное занятие
|
2
|
|
|
|
Всего
|
33
|
|
|
2 год обучения
|
7
|
ИСТОКИ РУССКОГО ТЕАТРА
|
6
|
4
|
2
|
|
7.1. Ведение в курс. Истоки театра, скоморошьи игры, создание придворного театра. Театр при Петре I.
|
2
|
2
|
-
|
|
7.2. Классицизм в России. Сумароков А.П., Ломоносов М.В. Театры охочих комедиантов. Ф.Г. Волков.
|
2
|
|
2
|
|
7.3.Творческая работа «Истоки русского театра».
|
2
|
2
|
-
|
8
|
РУССКИЙ ТЕАТР XVIII в.
|
14
|
8
|
6
|
|
8.1.Школьные театры. Театральное образование в Шляхетном корпусе. Создание первого публичного театра в Петербурге в 1756 г. Первые актеры: И. Дмитревский, Т. Троепольская, А. Мусина-Пушкина.
|
4
|
2
|
2
|
|
8.2. Театр эпохи Екатерины Великой. Драматургия Я.Б. Княжнина. Жанр комической оперы. А. Аблесимов, М. Попов, Н. Николев.
|
2
|
1
|
1
|
|
8.3. Сатирическая комедия: Д. Фонвизин, В. Капнист. Драматургия А.С. Грибоедова.
|
2
|
1
|
1
|
|
8.4. Создание первого публичного театра в Москве в 1765г. Актеры: Я. Шушерин, П. Плавильщиков, М. Синявская.
|
2
|
1
|
1
|
|
8.5. Крепостные театры России. Театр Шереметева, Воронцова, Юсупова. Актриса П. Жемчугова.
|
2
|
1
|
1
|
|
8.6. Творческая работа «Русский театр XVIII в.»
|
2
|
2
|
-
|
9
|
ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.
|
12
|
7
|
5
|
|
9.1. Характеристика исторического периода. Состояние театрального дела. Репертуар театров.
|
4
|
2
|
2
|
|
9.2. Сатирическая и благородная комедия. Пьесы И. Крылова, М. Загоскина, Н. Хмельницкого, А. Шаховского.
|
2
|
1
|
1
|
|
9.3.Актерское искусство: П. Плавильщиков, А. Яковлев, Е. Семенова, А. Колосова.
|
2
|
1
|
1
|
|
9.4.Русский водевиль. Особенности эстетики и сценической культуры. Ленский, Д, Ф. Кони, П. Каратыгин.
|
2
|
1
|
1
|
|
9.5.Творческая работа «Русский водевиль».
|
2
|
2
|
-
|
|
Резервное занятие
|
1
|
|
|
|
Всего
|
33
|
|
|
3 год обучения
|
10
|
ТЕАТР ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.
|
7
|
2
|
5
|
|
10.1. Характеристика эстетических течений периода. Развитие романтического и реалистического направлений. Создание императорских драматических театров (Малый театр 1824, Александринский театр. Драматурги «консервативного романтизма» Н. Кукольник, Н. Полевой.
|
2
|
1
|
1
|
|
10.2.Актерское искусство московских театров: П.С. Мочалов, М.С. Щепкин. Актерское искусство петербургских театров: В. Каратыгин, И. Сосницкий, В. Асенкова, Н. Дюр.
|
2
|
1
|
1
|
|
10.3. Драматургия А.С. Пушкина.
|
1
|
-
|
1
|
|
10.4. Драматургия М.Ю. Лермонтова.
|
1
|
-
|
1
|
|
10.5. Драматургия Н.В. Гоголя.
|
1
|
-
|
1
|
11
|
ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ 50-70-Х г. XIX в.
|
4
|
2
|
2
|
|
11.1. Драматургия А.Н. Островского.
|
2
|
1
|
1
|
|
11.2.Репртуар и актеры Малого театра: Л. Никулина-Косицкая, П.М. Садовский, С. Шумский, С. Васильев. Актерское искусство Александринского театра: В. Самойлов, А. Мартынов.
|
2
|
1
|
1
|
12
|
ТЕАТР КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в.
|
8
|
1
|
7
|
|
12.1. Сценическое искусство Малого театра: актеры – Г. Федотова, М. Ермолова, А. Ленский, М. Садовский, О. Садовская, А. Южин.
|
2
|
1
|
1
|
|
12.2. К.С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. Создание Художественного театра.
|
1
|
-
|
1
|
|
12.3. Драматургия А.П. Чехова.
|
1
|
-
|
1
|
|
12.4. Драматургия М.Горького.
|
1
|
-
|
1
|
|
12.5. В.Э. Мейерхольд - великий режиссер –новатор.
|
1
|
-
|
1
|
|
12.6. А.Я. Таиров: Свободный и Камерный театр.
|
1
|
-
|
1
|
|
12.7. Театр и революция. Театрализованные действа. Движение «Театральный Октябрь». Академические театры в период 1917 – 20-х годов.
|
1
|
-
|
1
|
13
|
СОВЕТСКИЙ ТЕАТР
|
6
|
3
|
3
|
|
13.1. Советский театр 20-30-х годов. Драматургия театрального авангарда – Группа ОБЭРИУ (Д. Хармс, А. Введенский). Авангардистские поиски режиссеров Вс. Мейерхольда, Е. Вахтангова, А. Таирова.
|
2
|
1
|
1
|
|
13.2. Театр 60-х. Драматургия - А. Арбузов, В. Розов, режиссура - Ю.Л. Любимов, А.А. Гончаров, Г.А. Товстоногов, О.Н. Ефремов, А. Эфрос.
|
2
|
1
|
1
|
|
13.3. Советская драматургия 30-60 годов. Режиссура А.М. Лобанова, А.Д. Попова, Н.П. Охлопкова, Н.П. Акимова.
|
2
|
1
|
1
|
14
|
СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ТЕАТР
|
7
|
|
|
|
14.1.Театр 70-80-х годов. Драматургия «новой волны»: Л. Петрушевская, С. Злотников, В. Арро, А. Гельман, А. Галин,
Режиссура М. Захарова А. В.В. Фокина, Р.Г. Виктюка, А. Васильева, Э. Някрошюса.
|
2
|
1
|
1
|
|
14.2. Режиссура нового века.
|
2
|
1
|
1
|
|
14.3. Актеры российского театра начала XXI века.
|
1
|
-
|
1
|
|
14.4. Современные театры в России.
|
2
|
1
|
1
|
|
Резервное занятие
|
1
|
|
|
|
Всего
|
33
|
|
|
Содержание курса
Первый год обучения
Введение в предмет «История зарубежного театра»
Театр – важнейшая художественная практика, восходящая к древнейшей истории человечества. История театра утверждает непрерывность процесса взаимодействия данной культурной практики с наиболее современными формами искусства и эстетики.
Достарыңызбен бөлісу: |