Балтийский федеральный университет им. И Канта
Институт рекреации, туризма и физической культуры
Основные требования и программа
вступительных экзаменов
по направлению подготовки 52.03.01 «Хореографическое искусство»
Квалификация (степень): бакалавр
Калининград, 2015
Программу составили:
Заведующая кафедрой хореографии Санкт-Петербургского Государственннго института культуры и искусств, доцент, хореограф З.Д. Лянгольф;
Заслуженный работник культуры РФ, хореограф О.П. Янке;
Почетный работник общего образования РФ, хореограф Л.А. Афанасьева;
Почетный работник общего образования РФ, хореограф А.М. Афанасьев.
Программа утверждена учебно-методическим советом Института рекреации, туризма и физической культуры БФУ им. И Канта.
Пояснительная записка.
Программа составлена с учетом рекомендаций проведения вступительных испытаний учебно-методического объединения в области хореографии. Программа включает в себя оптимальный объем танцевального материала, необходимый для поступления на направление «Хореографическое искусство».
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.
Программа вступительных экзаменов по направлению подготовки «Хореографическое искусство» включает в себя три вступительных испытания:
- русский язык (единый государственный экзамен);
- литература (единый государственный экзамен);
- профессиональное (практическое) испытание.
Организация и проведение вступительных испытаний.
Результаты единого государственного экзамена по русскому языку и литературе предоставляются в приемную комиссию при сдаче документов.
Профессиональное (практическое) испытание проводится в два тура (в два дня):
- первый тур: «Классический танец».
- второй тур: «Танцевальная композиция», сочинение и постановка хореографического номера.
Профессиональное испытание проводится в следующем порядке:
-
Перед испытанием проводится три консультации (по два академических часа) в три дня.
-
Первый день профессионального испытания – 1 тур «Классический танец».
-
Второй день профессионального испытания – 2 тур «Танцевальная композиция», состоит из двух этапов.
Абитуриент должен быть опрятно одет в соответствующую форму для сдачи предметов «Классический танец» и «Танцевальная композиция».
Первый тур – «Классический танец» проводится с целью выявления профессиональной грамотности абитуриентов, понимания метроритмической структуры танца, способности к методическому анализу движений и композиций, способности к методически и стилистически грамотному показу (манера и т.п.). Включает в себя исполнение заданных педагогом комбинаций экзерсиса у станка и на середине (адажио, аллегро – маленькие и средние прыжки, различные виды вращений и танцевальных комбинаций).
По предмету «Классический танец» абитуриент должен показать следующие знания и навыки:
1. Принцип построения урока классического танца: экзерсис у станка и на середине зала, группа движений allegro, формы port de bras.
2. Порядок движений у станка и на середине зала, знания терминологии классического танца.
3. Показать на практике в уроке классического танца: выворотность, осанку, апломб, гибкость, танцевальный шаг, которые являются основой успешного освоения предмета «Классический танец».
По классическому танцу консультации и экзамен включают в себя:
1. Экзерсис у станка.
2. Экзерсис на середине зала.
3. Аллегро.
1. Экзерсис у станка.
1. Demi et grand-pliés (полуприседание и полное – глубокое приседание) – исполняется по I, II, IV, V позициям. В комбинацию могут войти demi и grand pliés по всем указанным позициям в сочетании со всевозможными видами port de bras.
2. Battements tendus (натянутые движения) – исполняется из V позиции во всех направлениях (вперед, в сторону, назад, en face и epaulement).
В комбинацию могут быть включены следующие движения:
а) demi-pliés по I, II, V позициям, а так же по IV, без перехода с опорной ноги и с переходом;
б) pour le pied с опусканием пятки во II-ю позицию;
в) passé par terre;
Движения могут усложняться работой и переводом рук из позиции в позицию и в различные положения.
3. Battements tendus jetés (натянутые движения с броском). Исполняется из V позиции во всех направлениях. Сочетается в комбинации со следующими движениями:
а) battements tendus jetés piqués;
б) battements tendus jetés с demi-pliés по V позиции;
в) balancoir.
Движения могут усложняться различными переводами рук, с использованием epaulement, а также изменением ритмической и музыкальной структуры.
4. Rond de jambe par terre (круг ногой по полу) en dehors (наружу) et en dedans (внутрь). Preparation к данному движению исполняется из I позиции. В комбинации Rond de jambe par terre могут быть использованы следующие элементы:
а) rond de jambe par terre с demi-plié (обводка на plié);
б) demi et grand rond de jambe на 45° и 90° en dehors et en dedans;
в) различные виды port de bras.
5. Battements fondus (тающие, текучие батманы). Движение исполняется на всей стопе и на полупальцах, на 45° во всех направлениях. Кроме основного движения в комбинацию могут входить такие движения, как:
а) balancoir;
б) demi et grand rond de jambe на 45°;
в) pas tombé;
г) pliés relevés;
д) battements double fondues;
Комбинация может быть предложена с различным использованием поз и положений рук.
6. Battements frappés (ударный батман). Исполняется на всей стопе, на полупальцах во всех направлениях и epoulements.
Сочетается со следующими движениями:
а) doublle battements frappés;
б) pas tombé et pas coupé;
Кроме того, в комбинацию включаются полуповороты и полные повороты en dehors et en dedans. Возможно использование pirouettes из V позиции.
7. Adajio – движение медленного характера.
В комбинацию могут включаться:
а) battements developpés в разных направлениях с использованием больших поз классического танца;
б) battements developpés passé со всех направлений;
в) battements developpés с demi et grand rond de jambe en dehors et en dedans;
г) battements relevés lents;
д) battements soutenu на 90°.
В комбинацию могут войти различные полуповороты и повороты, pirouettes, а также port de bras.
8. Rond de jambe en Ì air (круг ногой в воздухе) en dehors et en dedans. Комбинация выполняется на всей стопе и на полупальцах, на 45°.
Может сочетаться со следующими движениями:
а) pas tombé;
б) pas coupé;
в) petit battements sur le cou-de-pied;
г) petit temps relevés en dehors и en dedans;
д) полуповороты, повороты и pirouettes.
9. Grands battements jetés (большие броски). Данное движение может сочетаться в комбинации со следующими элементами:
а) battements tendus;
б) grands battements jetés pointé;
в) grands battements jetés passé par terre;
г) grands battements jetés passé.
Исполняется из V позиции во всех направлениях и больших позах.
10. Различные виды port de bras; растяжки.
2. Экзерсис на середине зала.
1. Adajio. В эту комбинацию могут входить следующие движения:
а) battements relevés lents во всех направлениях, в позах croisée, efface, ecartée, I, II, III, IV arabesque;
б) battements developpés во всех выше перечисленных позах;
в) grand plié.
В adajio также включаются связующие движения, такие как: pas degagé, pas de bourrée simple, pas de bourrée dessus-dessous. Могут быть использованы pirouettes из V, II и IV позиции.
Adajio на середине зала может быть заменено одной из форм temps lié:
а) temps lié par terre;
б) temps lié par terre с перегибом корпуса;
в) temps lié par terre на 90°.
2. Battements tendus. В этой комбинации могут быть использованы следующие движения:
а) battements tendu в маленьких и больших позах;
б) demi-pliés в V-ю позицию, во II и IV позицию без перехода с опорной ноги и с переходом;
в) passé par terre;
г) pour le pied.
Как связующие элементы могут быть использованы движения: glissade, pas de bourrée simple, движения могут завершаться pirouettes из V, II и IV позиций.
Battements tendus может соединяться в комбинации с battements tendus jetés и со всеми его видами.
3. Grands battements jetés. Исполняется во всех направлениях и больших позах классического танца.
Сочетается с такими движениями, как:
а) grands battements jetés pointé;
б) grands battements jetés passé par terre;
в) grands battements jetés passé.
Могут включаться в комбинацию движения более сложные, как по координации, так и по технике исполнения.
3. Аллегро.
1-й прыжок
В комбинацию 1-го прыжка входят:
а) petit pas echappé во II и IV позицию;
б) petit pas echappé во II и IV позицию с окончанием на одну ногу.
2-й прыжок
В основе второго прыжка лежит pas assemblé. В комбинации это движение исполняется во всех направлениях в сочетании со следующими элементами:
а) double pas assemblé;
б) pas glissade с продвижением в сторону.
Часто два прыжка, в основе которых лежат pas echappé и assemblé, объединяются в один прыжок.
3-й прыжок
В основе прыжка лежит pas jetés. Комбинация может исполняться на месте, с продвижением, в сочетании с pas glissade, temps levé sauté, sisson simple, pas coupé-assemblé и другими движениями.
4-й прыжок
В этот прыжок входят движения, группы средних прыжков:
а) sissonne fermé на 45°;
б) sissonne ouverte на 45°;
в) sissonne tombé в позах;
г) pas chassé с окончанием на pas assemblé.
В прыжке могут быть использованы следующие движения: pas de basque, pas balancé и движения группы вращений.
По заданию преподавателя в урок могут быть включены большие прыжки, а также вращения на месте или по диагонали.
В конце урока: port de bras – комбинация может быть предложена преподавателем в произвольной форме, или задана одна из 6 форм port de bras.
Второй тур «Танцевальная композиция» включает два этапа:
Первый этап. Показ готового хореографического номера (метраж не должен превышать 1,5 – 2,0 мин.). Абитуриент заранее готовит хореографическую композицию, без ограничения выбора жанра и музыкального материала. Абитуриент не может задействовать в своей постановке других поступающих или других приглашенных исполнителей.
Музыкальный материал абитуриент самостоятельно представляет в приемную комиссию на СD-диске непосредственно в день вступительного испытания. Диск должен быть подписан (ФИО абитуриента). На диске должна быть только одна запись, необходимая для показа номера.
Цель первого этапа – проверить умения поступающих применять, имеющиеся двигательные навыки в свободном сочетании и придавать им соответствующую эмоционально-жанровую окраску.
Второй этап. Сочинение хореографического фрагмента на заданный приемной комиссией музыкальный материал от 1 до 1,5 мин. Для подготовки абитуриенту отводится 40-50 минут. Абитуриент должен прослушать, проанализировать музыку, сочинить и исполнить танцевальный фрагмент, не привлекая других абитуриентов. В этом фрагменте абитуриент должен отразить характер музыкального материала, найти образное решение и соответствующие ему выразительные средства.
Цель данного задания – определить образное мышление, навыки сочинительской и исполнительской деятельности.
Требования к хореографическим постановкам
-
Создать образ-персонаж, соответствующий музыкальному тексту.
-
Осознать, какими движениями, какой пластикой этот образ будет раскрываться.
-
Выявить все фазы построения хореографического образа (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, финал).
-
Показать себя не только как постановщика, но и как исполнителя своих собственных сочинений.
-
Абитуриент может использовать любой вид (жанр) хореографического искусства в своих постановках.
-
Если для создания хореографического образа требуется «предмет», абитуриент самостоятельно его находит и привлекает в постановку.
-
Костюмировать поставленные номера не обязательно.
Критерии оценки.
Критерием оценки абитуриентов, поступающих на направление подготовки 071200 «Хореографическое искусство», является профессиональная подготовка, включающая в себя знания, умения и навыки по классическому танцу, народному, современному и т.д., способность к сочинению танцевальных композиций, а также профессиональный уровень исполнительского мастерства.
Первый тур «Классический танец» оценивается из 30 баллов, из которых:
экзерсис у станка – из 10 баллов;
экзерсис на середине зала – из 10 баллов;
аллегро – из 10 баллов.
Второй тур «Танцевальная композиция» оценивается из 70 баллов, которые распределяются следующим образом.
Первый этап - из 30 баллов. На этом этапе оцениваются:
- композиция танца – из 10 балов;
- соответствие музыкального материала композиционному решению – из 10 баллов;
- исполнительское мастерство – из 10 баллов.
Второй этап – из 40 баллов. Оценивается:
- импровизация – из 10 баллов;
- структура композиции – из 10 баллов;
- лексика – из 10 баллов;
- работа с музыкальным материалом – из 10 баллов.
Итоговая оценка за профессиональный экзамен выставляется после второго тура и оценивается из 100 баллов.
Достарыңызбен бөлісу: |