Пташко Иван Исаакович
История села Ивангород Давлекановского района
Республики Башкортостан
Давлеканово
2002г.
0б авторе.
Пташко Иван Исаакович родился 10 октября 1925 года в деревне Ивангород Давлекановского района Башкирской АССР, в семье крестьянина-середняка. В возрасте восьми лет потерял мать. Отец, Пташко Исаак Афанасьевич крестьянами деревни Ивангород на сходе был избран председателем Ивангородского сельского Совета, где и проработал до 1935 года. Потом был избран председателем правления колхоза «Октябрь» (ныне СПК «Урал»). Доверие земляков отец с честью оправдал, колхоз стал одним из передовых в районе, жизнь колхозников стала постепенно налаживаться.
В декабре 1937 года отец был арестован по ложному доносу, сослан на Беломорканал, где и погиб. А в 1959 году отец был реабилитирован.
Старшие брат и сестра заменили родителей. В 1940 году
И. И. Пташко окончил Ивангородскую семилетку и стал работать
в родном колхозе учетчиком, затем, после начала войны конюхом.
В октябре 1942 года мобилизован в ФЗО г. Свердловска, учился и работал на оборонном предприятии.
В феврале 1943 года был призван в Красную армию и до марта 1944 года проходил обучение в кавалерийских учебных частях (сначала под Уфой, затем в Туймазах). В начале апреля 1944 года прямо на марше влились пополнением на 2-ом Украинском фронте в состав 5-го Гвардейского Донского Казачьего Краснознаменного Кавалерийского Будапештского корпуса, 12-ой Гвардейской Краснознаменной Корсунь-Шевченской дивизии в 47-ом кавалерийском полку, во 2-ом эскадроне в должности казака-сабельника. Освобождали Молдавию, вступили на территорию Румынии, участвовали в окружении Яско-Кишиневской группировки фашистов, вели ожесточенные бои за рекой Молдова, потом двинулись вглубь Карпатских гор. Затем Чехословакия, Трансильваний, снова Румыния, Участвовал в окружении врага в Клужско-Сигетском котле.
Незадолго до окончания войны, после ранения, служил делопроизводителем и писарем в Передвижных военных командатурах городов Седеркень, Веменд, Варошлед и Дьер.
Домой, в родной Ивангород, приезжает в январе 1946 года инвалидом 2-ой группы. И, не теряя времени, вновь задело. Организует в деревне из числа фронтовиков комсомольскую ячейку, мобилизует комсомольцев на ударный труд сам, показывая личный пример. Приняв колхозную пасеку, в которой едва насчитывалось 5 пчелосемей, за 13 лет увеличил их число до 120! Стал передовиком-пчеловодом района, а с 1952 года - и Башкирии. В 1956 году принимал участие на Выставке Достижений Народного Хозяйства в Москве!
В сентябре 1960 года перешел работать учителем труда, черчения и рисования в Ивангородскую школу. Богатейший жизненный опыт, по прежнему молодое и беспокойное сердце Ивана Исааковича помогают ему воспитывать потомков тех переселенцев из далекой Украины. В школе закипает работа по сбору и систематизации материала об истории родного края, ребята собирают экспонаты для будущего краеведческого музея...
В 1993 году перестало биться сердце нашего талантливого земляка, Ивана Исааковича Пташко.
Но дело, начатое им, живет. В Ивангородской средней школе работает музей, с материалами и экспонатами которого знакомятся дети тех, кого учил и воспитывал этот мудрый педагог, замечательный человек, который через всю свою жизнь пронес любовь к истории своей родины, к своим корням.
Богата, земля Ивангородская талантливыми и трудолюбивыми людьми, однако не будь Ивана Исааковича, и история славного прошлого наших предков, их трудные судьбы - все бы осталось в забвении.
Иванко Ю. А.
... Слухи о том, что государство бесплатно предоставляет землю всем желающим переселиться на Восток, давно не давали покоя малоземельным крестьянам сёл и деревень Гайсинского уезда Каменец-Подольской губернии. Да, и как было не верить этим слухам, если надежды выбиться из нужды здесь, в Украине, давно уже не было. Особенно безысходным было положение многодетных семей. Поэтому желающих изменить свою жизнь к лучшему оказалось немало.
Царское правительство, решая проблему заселения Урала, Сибири и Дальнего Востока, поощряло переселение крестьян из густонаселённых губерний Российской империи в малообжитые. Переселенцы бесплатно наделялись землёй из расчёта:
5 десятин (1,09 га из «Сов. Энциклопедического словаря», М, изд-во «Сов. Энциклопедия»,1987 год, стр.379.) на каждую душу мужского пола. Только на Дальний
Восток, например, с 1901 по 1915 годы переехало около 300
тыс. человек (Из книги «Дальний Восток», изд., «Мысль», М., 1966 год).
... После долгих прикидок, разузнав что - к чему, несколько семей из ближних сёл решились, наконец, действовать: составили прошение о переселении, выбрали ходоков, снабдили их провизией, деньгами и - с Богом! Труды просителей увенчались успехом: было получено разрешение властей на переселение в Уфимскую губернию на свободные казённые земли крестьянских семей из сёл Гайсинского уезда: Михайловки, Ивангорода,и Гунчи.
В 1983 году, будучи уже глубоким стариком, М.В. Добрян-ский вспоминал это «великое переселение».
«... бричка, запряжённая парой лошадей, нагружена доверху всяким домашним скарбом: стол, скрыня, подушки, одежда, иконы, множество разных узлов. Была и другая подвода, нагруженная огромными дубовыми кадками, ткацким станком, столярным и иным инструментом и прочими хозяйственными предметами. Я сижу на первой бричке, кто-то из взрослых поднимает ко мне, восьмилетнему мальчику, моего лучшего дружка, товарища моих детских игр Васю Малюту:
- Михалко, попрощайся с Васильком. - Я целуюсь с ним, не понимая ещё, что вижу его в последний раз.
- Но - о - о! - брички трогаются, навсегда увозя меня из моей родной Михайловки.
... На подводах мы доехали до станции Монастырище и здесь разгрузились. Целый день мама и я с братьями и сестрами, сидя на узлах, ждали, когда отец закончит дорожные хлопоты. Наконец, к вечеру того же дня всё было готово к отправке. Нам предоставили товарный вагон-теплушку с чугунной печкой и нарами. На одной половине вагона, на нарах и на полу расположилась наша семья с пожитками, на другой половине сложили всё наше громоздкое имущество. Ночью поезд тронулся. В пути наш вагон иногда отцепляли, потом снова прицепляли. Эти операции сопровождались внезапными толчками, громыханьем, лязганьем буферов. Бывали длительные остановки, когда наша теплушка сиротливо стояла в каком - нибудь тупике. Тогда отец, беспокоясь, отправлялся выяснять причину задержки! В моей памяти осталось несколько названий тех станций, через которые нам пришлось проезжать: Харьков, Воронеж, Грязи, Пенза, Сызрань, Самара».
Более драматично описывал переселение Артём Демьянович Бойко, в то время уже взрослый человек:
«... Ехали в товарных вагонах по чугунке семьями, с домашним скарбом, плужками, кое-кто со своими лошадьми (у кого они были). Ехали больше двух месяцев, в дороге голодали, не мылись, вши заедали. Многие заболевали различными болезнями: скарлатиной, дизентерией, тифом. Лечить было некому и нечем, поэтому бывало в пути и умирали, особенно дети, У меня двое деточек умерло. Хоронили умерших во время стоянок поезда, могилы рыли тут же у железной дороги».
...Землю переселенцы получили в Киргиз-Миякинской волости Белебеевского уезда возле башкирского села Туяш. Земля была - тучный чернозём, целина, никогда не знавшая плуга. Башкиры считали эту землю своей и переселенцев не признавали. Вскоре начались трения, а затем и открытая «война» между украинскими переселенцами и коренными жителями соседних башкирских деревень.
Правительство Николая 2 не обременяло себя заботой о соблюдении прав забитого нуждой и произволом царских чиновников и местных баев, башкирского населения. Обширные плодородные земли, на которых веками жили и вели своё хозяйство башкиры, захватывались или скупались за бесценок русскими помещиками. Отчуждая эти земли, правительство от
давало их переселенцам из западных густонаселенных губерний. Это вызывало глухое недовольство, вражду и открытую ненависть к пришельцам со стороны коренного населения. Переключение недовольства башкир на ни в чём не повинных переселенцев было на руку царскому правительству, проводившему
политику - «разделяй и властвуй»!
- рус, убирайся! Земля наша! - кричали башкиры. Случалось, одиноких переселенцев они ловили и секли кнутами. Украинцы стали ездить скопом по несколько подвод. Встречавшихся башкир тоже, в свою очередь, избивали. Те, в отместку стали угонять лошадей, скот, травить лосёвы. Дальше так продолжаться не могло. На сельском сходе было решено добиваться отселения, в другое, уже облюбованное место - Белебеевский уезд Казангуловской волости, около деревень Токмак, Шестаево, Царичанка.
В этих деревнях в основном жили такие же переселенцы, которые приехали сюда несколькими годами раньше. Фёкла Тка-
ченко (в1 замужестве - Плёхова) рассказывала, что жителями
деревни Токмак были переселенцы их Таврической губернии
Бердянского уезда, из местечка Большой Токмак. Жителями
Царичанки - выходцы из Полтавской губернии, а деревню Шестаево основали частью такие же украинцы, а частью - бывшие
жители Орловской губернии.
…Это был обширный, никем не занятый массив плодороднейшей ковыльной целины. В благоухающем её разнотравье
порхало и неумолимо стрекотало бесчисленное множество раз
личных насекомых, в небе заливались жаворонки, а в прозрачной глубине небольших озёр и речушек, скрытых от глаз густыми зарослями лозины, в которых сновала непуганая дичь, безмолвными тенями скользили стаи рыбы. Удивительным покоем
дышала эта бескрайняя башкирская степь на заре прошлого
века...
…Снова пришлось выбирать ходоков. Выбрали троих, старшим над ними назначили Алексея Капкана из Михайловки. Это
был средних лет представительный и рассудительный крестьянин. Отец его был псаломщиком, и сам он умел читать и писать.
Ходоки отправились в Белебей, затем в Уфу и хлопоты их дали
плоды: переселенцам выделили землю там, где они просили.
Через некоторое время состоялся переезд.
Селиться стали по обеим сторонам довольно глубокого оврага: михайловцы - с одной его стороны, переселенцы из Гунчи и Ивангорода - с другой. Участки под усадьбы распределялись по жребию. Когда немного обосновались на новом месте, сам собой возник вопрос: как назвать новую деревню? Капкан настаивал на том, чтобы назвали Алексеевкой – в его честь, - утверждая, что если бы не он, то переселения из Киргиз - Миякинской волости в Казангуловскую не состоялось бы. Земляки поддержали Капкана. Однако Пташки из Гунчи воспротивились: слишком много чести для Капкана. После долгих и бурных дебатов, охрипнув от споров, пришли к «соломонову» решению: назвали новую деревню Ивангородом ( «ни нашим, ни вашим»).
Первую зиму пришлось пережить в землянках, а с весны следующего года стали строить избы. Зимы в Уфимской губернии были суровее, чем в Украине, поэтому стены приходилось сооружать толще - до 13-14 вершков (русская мера длины – 4,5 см.-из «Сов. Энциклопедии Т. Словаря». М.,1987.,стр.213.) из самана, по примеру жителей Токмака и Царичанки.
Немногие из приезжих имели своих лошадей. Поэтому приходилось ездить за ними в соседнюю Оренбургскую губернию, в Челябу, а то и в Екатеринбургскую губернию (ныне Свердловская область. – И. Пташко.), где у башкир были многочисленные табуны приземистых, сравнительно недорогих лошадей. Башкиры и сами наезжали в Царичанку, Токмак, Ивангород и другие деревни. На санях, а летом на бричках, они привозили на продажу местному населению алебастр, лыко, ошкуренные брёвна, колотые дрова, рыбу, дёготь, различные корзины, туески, дуги, оглобли, веники и многое другое. Алебастр после обжига использовался для побелки хат, лыко шло на изготовление верёвок, рогож, иногда лаптей. Лес шёл на строительные нужды. По дворам зажиточных крестьян, в чапанах и меховых шапках, ходили и «пешие» башкиры.
- Арума, знаком! - говорили они, заходя в хату и с порога
выкладывая, зачем пришли.
- Давай семянками делиться.
Своего хлеба башкирам хватало едва до середины зимы. Чтобы как-то продержаться до нового урожая, они и занимались продажей своих незамысловатых товаров русским и украинским поселенцам. По той же причине башкирские парни нанимались в работники к богатым крестьянам или немецким колонистам.
В Южном Приуралье, на землях нынешней Башкирии,
колонии немецких фермеров появились в конце 18 века после
того, как в результате благоприятного для России исхода русско-турецких войн и исчезновения угрозы вторжения турок, Екатерина 2 своими манифестами от 4 декабря 1762 года и 22 июля
1763 года положила начало массовому притоку немецких колонистов в Россию.
Колонисты пользовались свободой вероисповедания, имели внутреннее самоуправление, освобождались от
налогов на определённый срок, от рекрутских наборов, имели
кредиты на обзаведение, располагали большими земельными
наделами и т.д. И хотя указанные льготы в начале 19 века не
сколько урезаны, за потомками первых колонистов остались высокие земельные наделы (из ст. «Немецкое население в России в 18 – начале 19в.», В.М. Карбузан, журн. «Вопросы истории», №12, 1989 г., стр. 22.).
Вокруг Царичанки, Шестаево, Ивангорода, Токмака и других деревень было немало земель, принадлежавших немецким фермерам. Жили они отдельными хуторами, которые располагались на обширном пространстве от реки Ермакей до лесов у Давлеканово и которые назывались по фамилиям своих хозяев: Блантера, Арона, Герцена, Мумбера, Дайстера, Лайбы, Зиберта и др. Немцы имели в своём владении усадьбы от 100 - 150 десятин и более. У Романа Петровича Эппа, например, было что-то около 900 десятин пахотной земли, большой благоустроенный дом, хозяйственные постройки, большие стада крупного рогатого скота и много лошадей.
Из русских первыми поселенцами в здешних краях были
крепостные крестьяне князя Волконского. Сам князь здесь не
жил, он обирал своих крепостных через управляющего. Теперь,
на месте бывшего княжеского имения располагается посёлок
Рассвет Давлекановского зерносовхоза. А о самом сиятельном
вельможе осталась лишь одна память - название леса, когда-то
принадлежавшего ему. Его и теперь иногда называют ещё Волковским лесом.
Среди местных российских толстосумов особенно выделялись Паршин, Гарькавый, Алифанов, Герасимов, Пахомов, Золотухин и др.
Анисья Ф. Мирошниченко вспоминала:
« ... Мы жили с Пахомовыми почти рядом. Они очень здорово работали, возле них кормились и люди бедные. Анютка Сульдина из очень бедной семьи работала у Пахомовых нянькой. Они её очень хорошо кормили и одевали. Мы ей даже завидовали: домой приходила всегда чистенькая, одетая по - городскому. Кое-что и домой приносила...»
Другая бывшая батрачка Евфросинья Романовна Лищенко рассказывала:
«... Девки и парни шли на лето в батраки к богатеям, потому что нужда гнала. Парням нужно было жениться, а девкам — выходить замуж. Для этого, к осени нужно было справить одежонку и обувку, заработать на свадьбу. Сундук у каждой невесты должен был быть полон добра, а каждый жених должен был иметь лошадь и корову. В конце сезона многие девки приводили домой на верёвочке тёлку, а парни - жеребёнка или лошадь.
Ещё больше девок ходило на подённые работы, полоть и убирать урожай - к Паршину. Он за каждый день работы платил по 15- 20 копеек. На эти деньги, в его же лавке, мы покупали за 3-5 копеек ситцевые платки, а также кофточки, юбки и т. п. товары и были довольны».
С большим трудом распахивали целину. Немногие переселенцы имели своих лошадей, плуги, букари1. А целина была крепкой, попробуй-ка, распаши её - семь потов прошибёт крестьянина и его лошадь, пока они разрыхлят и подготовят землю к севу. А земля была как масло: чернозём залегал на глубину до метра. Это радовало крестьянскую душу, придавало больше сил и старания и вселяло надежду на лучшую, более сытную жизнь.
Боронили в основном деревянными боронами, сеяли из лукошка, как деды, и прадеды, жали серпами или косили ручными косами, молотили тоже, кто как мог: мяли зерно копытами лошадей и коров, били цепями, топтали ногами, катали по нему каменные катки. Веяли на ветру, подбрасывая зерно вверх деревянными лопатами. Лишь с годами кое-кто из ивангородцев стал приобретать плужки-двухлемешки, букари, сеялки, лобогрейки2, молотилки и привода для вращения молотилок, веялки,
клейтонки (веялка с большим числом решет.) и даже триера (приспособление для сортировки).
С каждым годом деревня хорошела. Ивангородцы стали есть хлеба вволю, лишь у лодырей да пьяниц не ладилось хозяйство. У крестьян был неписаный закон: в будни крепко трудились, а в праздники и воскресные дни весело отдыхали. Строго соблюдались религиозные праздники, аккуратно посещали церковь. Летом, к празднику троицы хозяйки белили алебастром хаты, что придавало праздничный вид всей деревне. На улице нарядные парни и девки затевали танцы - краковяк, ойру, нареченьку, польку; дустеп, подгорную с припевками, а также лихие пляски - казачок, барыню, сербиянку, русский перепляс. На всю деревню разносились громкие, звучные, душу захватывающие украинские песни и частушки. Сергей Колесник, Пётр Пташко и многие другие искусно играли на гармошках и выбивали дробь на бубнах. Виртуозно играть на балалайках умели и многие девки и женщины.
Постепенно приобрёл злободневность вопрос об обучении детей грамоте. Денег, на постройку школы пока не было, поэтому занятия, для детей стали проводить в хате более зажиточного крестьянина Платона Лищенко. Учил детей старичок Бунин, приехавший в 1909 году с одного из хуторов Белебеевского уезда. Однако не все дети учились: одни из-за нужды - не во что было одеться и обуться, не было денег на учебники, тетради, карандаши и др. школьные принадлежности; других по темноте своей не пускали учиться родители; которые считали, что
пахать, сеять, убирать урожай и ухаживать за скотиной можно и, не зная грамоты.
После Бунина учить детей стал Михаил Васильевич, Эделев, приехавший в Ивангород из Белебея, однако вскоре его сменил брат - Василий Васильевич Эделев. Он проводил занятия уже в хате Нестора Коваленко, имевшего ветряную мельницу. Программа обучения была рассчитана на три класса, преподавались лишь основные предметы: арифметика, письмо, чтение, география, некоторые начатки истории и Закон Божий.
Василий Васильевич разделил всех учеников на 3 группы: младшую (1 класс), в которой учились Павлик Лищенко, Афанасий Лемешко и др., среднюю (2 класс), учениками которой стали Стёпа Бондарчук, Ваня Хитрук, Миша и Петя Добрянские, Терентий Салий и др. и старшую (3 класс), где занималось всего двое учащихся - Федя Кривой и Федора Коржеченко.
В процессе обучения Василий Васильевич не стеснялся пользоваться методами физического воздействия в отношении нерадивых учеников, драчунов. Провинившихся ставил на колени и какой-нибудь «нагрузкой» (например, Евангелием или какой-либо другой тяжёлой книгой), награждал учеников подзатыльниками, тянул за ухо, бил «квадратиком» (деревянная линейка квадратного сечения(15-15) – И.П.) по ладоням и т.п.
К примеру, был такой случай. На одной из перемен подрались двое учеников старшей группы: Иван Хитрук, отличавшийся задиристым нравом, ударил по скуле старшего из братьев Добрянских - Михаила. Тот света белого, невзвидев от боли, хотел дать сдачи обидчику, но не успел: открылась дверь и в класс вошёл Василий Васильевич. Он услышал шум драки из своей комнаты, располагавшейся тут же рядом и не разбирая, кто прав, кто виноват, поставил обоих драчунов на колени.
Другой случай.
Однажды Василий Васильевич вызвал к доске Степана Бондарчука и велел ему рассказать правило о сложении двух чисел. Стёпа, которому уже стукнуло 13 лет, как ни пыхтел, не смог этого сделать. Долго бился Василий Васильевич, втолковывая ученику смысл действия сложения. И чем дольше он это делал, тем сильнее распалялся, видя, что труды его не достигают цели. Степан же, напуганный гневом учителя и предвидя наказание, совсем отупел и утратил способность что-либо воспринимать. Наконец, доведённый до белого каления, Василий Васильевич, с криком - «Дубина», отвесил Степану звонкую оплеуху и с тем отправил его на место.
Были, впрочем, и исключения. Так, например, братья Добрянские, старшему из которых к моменту поступления в школу было 13 лет, а младшему - 11, ещё дома, с помощью своего старшего брата Григория, научились читать и были определены Василием Васильевичем сразу во второй класс. За успехи в решении арифметических задач, письме, чтении и Законе Божьем, в середине зимы они были переведены в 3-й последний класс.
Здесь они также показали отменные успехи и весной 1914 года, на выпускных экзаменах, которые, кроме В.В. Эделёва, принимали учитель Шестаевской школы и священник церкви Николая Угодника, получили награду - по Евангелию каждый.
Несмотря на нужду переселенцы, будучи людьми, глубоко верующими, сразу же стали собирать деньги на постройку церкви. Строить её было решено в соседнем селе Шестаево. Основные расходы взял на себя Иван Харитонович Золотухин, проживавший в Шестаево на хуторе «Сахарове»1(назван по фамилии зажиточного крестьянина Сахарова, первым поселившемся здесь. Позже здесь проживали И. Золотухин, Герасимов и др. – И.П.). В 1909 году церковь была построена и получила имя Николая Угодника.
Она была огорожена изгородью и обсажена тополями. Возле неё построили Дом из самана, но с крышей, покрытой жестью. В одной половине жил поп с семьёй, а другая предназначалась для тех из прихожан, кто приходил в церковь на ночь для помощи и участия в службах.
Внутри церковь была расписана библейскими сюжетами («Страшный суд», «Ангелы» и др.) и украшена большим количеством икон - Божьей Матери, Спасителя, Иисуса Христа, распятого на кресте, Сорока Святых, Иоанна Крестителя и т.п., а также иконостасом. В церкви имелась плащаница, отделанная позолотой.
Торжественно, с песнопениями и при большом стечении народа проводились различные религиозные обряды, в частности обряды, крещения, венчания и особенно отпевания усопших. В Ивангороде для церемонии похорон имелись т. н. Херувимы - три позолоченных креста, один из которых олицетворял собой солнце с золотыми лучами, а также –льняные полотенца, сотканные вручную, с помощью которых несли на кладбище гроб с телом усопшего. Все эти и другие обрядовые принадлежности хранились в доме Акима Колесника.
Первым псаломщиком в церкви Николая Угодника, стал Ефрем Коржов, а певчими - Нонна Румянцева; Иван и Ульяна Пахомовы, Фаина Золотухина и др. Когда над округой разносился колокольный звон, все знали: это звонарь Емельян Трунов возвещает прихожанам о венчании молодых, отпевании усопшего или о начале религиозного праздника. Священнослужителей было много, но больше всех запомнились людям Веселое и Магаев. Зимой, после Крещения, а также весной после Пасхи поп с монашкой и псаломщиком обходили своих прихожан по деревням и причащали взрослых и детей; кропили святой водой в хатах, поздравляли хозяев с праздником, читая молитву перед иконой и желали добра и благополучия. Нам, малышам, нравилось причастие и иные из нас ухитрялись причаститься по два раза, съедая каждый раз по кусочку просвирки, подаваемой монашкой и, запивая их чайной ложечкой сладкого церковного вина. В ответ хозяева одаривали гостей кто, чем мог: деньгами, крашеными пасхальными яйцами, кусочком «пасхи»1 или лотком муки. Тем, кто ничем не мог отблагодарить священнослужителей, батюшка всё равно служил, как и остальным.
Главным органом управления в Ивангороде был сельский сход, который решал все хозяйственные вопросы, касавшиеся деревни в целом. Староста был обязан подчиняться решениям схода. А общественных забот было немало: строительство мостов, содержание в порядке деревенского кладбища, сбор средств на постройку школы, той же церкви и много других. Так, например, в 1928 году на средства, собранные по самообложению, были приобретены материалы для постройки четырёх мостов и двух школ - в Токмаке и Ивангороде.
Достарыңызбен бөлісу: |