Лекция 2 Публичное пространство полис –политическая сфера, в центре которой находится образ свободных граждан, собирающихся вместе для коллективного принятия решений. Hannah Arendt The Human Condition, The University of Chicago Press, Chicago, 1958
Публичное пространство Ханна Арендт пространство частного и публичного существовало всегда обязательно для человеческой деятельности и человеческих действий действие возможно лишь «в присутствии современников» Публичное пространство
слово + действие = поступок, ответственность, новизна, инициатива В основе – взаимоотношения слова (речи) и действия. Это модусы, в которых человек раскрывает себя и свою уникальность («выступает в явленность») Связаны с поступком, ответственностью и начинанием нового (инициативой) «ускользают от всякой обозримости и вычислимости» Речь требуется действию (поступку, новому) для ответа на вопрос «кто ты?» (ср. понятие позиций или позиционирования) «поверх слова и поступка говорящий и действующий тоже выступает в явленность» Агент публичного пространства тройственный агент публичного пространства: сам говорящий и действующий его действие его речь Входящий-в-явленное как говорящий и действующий входит туда не для сообщения о себе, а для того, чтобы вступить во взаимодействие с другими (ср. Я и Другие). Публичность как возможность выделиться «Полис, а стало быть само публичное пространство, было местом сильнейшего и ожесточённейшего спора, в котором каждый должен был убедительно отличить себя от всех других, выдающимся деянием, словом и достижением, доказав, что именно он живёт как один из лучших. Другими словами, открытое, публичное пространство было отведено именно для непосредственного, для индивидуальности; это было единственное место, где каждый должен был уметь показать, чем он выбивается из посредственности, чем он на деле в своей в своей незаменимости является». Публичное пространство как среда и условие развития «Всё, совершаемое публично, может поэтому достичь совершенства, никогда не присущего никакой деятельности внутри приватного: превосходство характеризуется тем, что другие тут же налицо, и их присутствие требует специально для этой цели конституированного пространства, наряду с некой пространственно обставленной, создающей дистанцию формальностью; семейственно-свойское окружение людей, принадлежащих к нашим, не только никогда не смогло бы убедительно подтвердить превосходство, но оказалось бы прямо-таки подорвано стремлением выделиться из всех» Публичность: создание общей реальности и придание миру реальности «Что нечто общее является и может быть воспринято и другими и нами самими как таковое, означает внутри человеческого мира принадлежность к действительности. В сравнении в реальностью, образующейся когда тебя видят и слышат, даже самые мощные силы нашей внутренней жизни – сердечные страсти, задушевные мысли, чувственные наслаждения – ведут какое-то неуверенное, тенеобразное существование, разве что, изменившись, как бы де-приватизируются и де-индивидуализируются и так преображаются, что находят для публичной явленности форму. … Предстояние других, которые видят, что мы видим, и слышат, что мы слышим, удостоверяет нам реальность мира и нас самих» «Общий мир» отличается от нашей приватной сферы «Мир тут скорее создание человеческих рук и собирательное понятие для всего того, что разыгрывается между людьми, что осязаемо выступает на передний план в созданном мире…. Публичное пространство… собирает людей и одновременно препятствует тому, чтобы мы так сказать спотыкались друг о друга» Разнородность представлений, единство отношений Эта действительность разнородна, она «возникает из одновременного присутствия бесчисленных аспектов и перспектив, в которых предстаёт общее и для которого никогда не может существовать усреднённого масштаба или знаменателя. Ибо хотя общий мир представляет общее для всех место собрания, однако все сходящиеся в нём каждый раз занимают тут разные позиции и местоположение одного так же не может совпасть с местоположением другого, как и местоположение двух предметов» единство публичного пространства – это не столько единство представлений, сколько единство отношений, возможность которых как раз и задаётся разностью представлений Публичность
и рассказывание историй Вход в публичное пространство как уже занятое кем-то Подконтрольность публичного пространства – в смысле участия и действия в истории. «Поскольку эта ткань межчеловеческих связей с её бесчисленными сталкивающимися намерениями и целями, дающими о себе знать, всегда уже существовала прежде, чем действие вообще тронулось с места, деятель практически никогда не может в чистоте осуществить цели, первоначально манившие его; но лишь поэтому – потому что действие сводится к вплетению собственной нити в ткань, которую не сам ты создал – оно может с такой, же естественностью выстраивать истории, с какой изготовление производит вещи и предметы» само публичное пространство существует не только как открытые действия людей и описания (самоописания) этих действий, но и рассказанные о складывающихся историях в результате межчеловеческих связей. Публичная сфера
Юрген Хабермас «Структурная трансформация публичной сферы» 1962 развитие демократической публичной сферы в 17 и 18 веках, расцвет 1800-1850 и упадок в 20м веке «Проект Просвещения», где мог бы преобладать разум, но не инструментальный разум большинства современных практик, а критический разум, который представляет лучшее в демократической традиции публичная сфера как область ненасильственного диалога, ориентированного навстречу прагматическому согласию Что такое «публичное» и «публика», какой властью обладает публика в представительной демократии? Как «общественное мнение» "public opinion" оформляет политическую власть и политику? Как система политической власти поддерживается в демократии? виртуальное или воображаемое сообщество, которое не обязательно существует в некоем обозримом пространстве. Структурная трансформация публичной сферы В ее идеальной форме публичная сфера «создана частными людьми, которые собираются вместе как общественность и артикулируют проблемы общества с государством» Посредством собраний и диалога публичная сфера производит мнения и установки, которые позволяют подтвердить или усомниться - следовательно, вести – дела государства. В идеальном смысле это источник общественного мнения, необходимый для «легитимации власти в любой функционирующей демократии» Система и жизненный мир Публичная сфера – это расширение жизненного мира во многих смыслах Система относится к рыночной экономике и государственному аппарату Жизненный мир – это непосредственное мильё индивидуального социального актора Нельзя игнорировать взаимозависимость жизненного мира и системы в соглашении с политической властью Цель демократических обществ состоит в том, чтобы «поднять демократическую дамбу против колонизирующего вторжения системных императивов в области жизненного мира» (Further Reflections). Публичная сфера и жизненный мир Публичная сфера – неформальная сеть для обмена информацией и точками зрения Подобно жизненному миру в целом, публичная сфера воспроизводится через коммуникативное действие, для которого достаточно владения родным языком. Публичная сфера происходит из жизненного мира как «резервуара простых взаимодействий» Повседневное использование языка для коммуникации создает социальное пространство Публичная сфера связана с жизненным миром как отражение социального пространства. Сильная и слабая публика
Ю. Хабермас «сильная» - институциональная, организованная, формальная, наделена прерогативами принятия и достижения решений «слабая» - неформальная, неорганизованная, открытая, спонтанная, плюрализм Какая из этих публик ближе к публичной сфере? "публичная сфера", формирующая общественное мнение, распознавая новые проблемы, которые нуждаются в широком рассмотрении людьми, свободными от бремени принятия решений. Открытая сеть пересекающихся «субкультурных публик» с подвижными границами Плюралистическая, спонтанно развивающаяся сфера Участники публичной сферы -- Ю. Хабермас «извне» - из организованных и формально структурированных контекстом – в поисках влияния. Публичная сфера инструментально используется членами политических партий, правительством «изнутри», ратуя за те или иные общественные интересы, реформы, права, отстаивая коллективные идентичности Различия между концепциями – 1
АРЕНДТ
| ХАБЕРМАС
| публика как группа людей, видящих друг друга (как на греческой агоре)
в описании публики важны пространственные метафоры: "пространство появления", "город и его стены"
| Публика как люди, слышащие друг друга благодаря росту книгопечатания и складыванию массовой коммуникации.
Публика – виртуальная общность, идентичность которой складывается с ростом печатных изданий и образована общностью тех, кто читает, пишет и интерпретирует
| упадок публичной сферы в условиях модерности | возникновение в ходе Просвещения новой формы публичности – частных индивидов, вместе обсуждающих общественные проблемы, опираясь на текст печатно высказавшегося автора | публичное пространство есть арена действий людей, совершаемых ими перед лицом друг друга публичность связана с прямым взаимодействием индивидов, разделяющих ту или иную систему ценностей, что составляет залог того, что они правильно интерпретируют действия друг друга | публичная сфера как принципиально внеличностный феномен, в котором не столько осуществляются действия, сколько происходит коммуникация, обмен информацией, мнениями публичная сфера внеличностна |
Успех публичной сферы Публичная сфера начала появляться в 18 в. благодаря распространению кофеен, литературных и других обществ, добровольческих ассоциаций и развитию прессы Успех публичной сферы зависит от: степени доступности степени автономии (свобода от принуждения) отрицания иерархии (равное участие) власти закона (субординация государству) качества участия (общая приверженность рационально-критическому дискурсу, власть аргументации) Деформация публичной сферы Развитие публичной сферы взаимосвязано с смягчением неравенства развитием социального обеспечения ростом культуриндустрии эволюцией крупных частных интересов Пресса как агент манипуляции, «ворота, через которые привилегированные частные интересы вторглись в публичную сферу» Поддержание публичной сферы публичная сфера может наиболее эффективно конституироваться и поддерживаться посредством диалога, дебата и дискуссии публичные дебаты могут оживляться «формирующими мнение объединениями» - добровольными ассоциациями, общественными организациями, церковью, спортивными клубами, группами обеспокоенных каким-либо вопросом граждан, движениями grassroots, профсоюзами – чтобы противостоять или преобразовать сообщения властей Манипулятивная публичность Неверное использование публичности (паблисити) подтачивает публичную сферу. «Даже споры (аргументы) транслируются в символы, на которые можно отреагировать, лишь идентифицируясь с ними» (Хабермас) Такая пропаганда управляет взглядами, культивирует политический театр и передает «официально принятые мнения». Визуальный дисплей – иллюзорная публичность -- «показная» и «инсценированная» -- используются властями, чтобы утвердить доминирование и причитающиеся им права Пропаганда интеграции Жак Эллюль, 1962 Двусмысленные новости, встроенные во власть журналисты, неверная информация, политическое образование – подгонка индивида под нужды социальной системы (интеграция). Пропаганда необходима демократии, даже если она может создавать одномерных граждан: «Пропаганда нужна, чтобы массы были готовы участвовать в политических делах» (Эллюль) «Голос команды» Герберт Маркузе Стиль обращения, заимствованный из рекламы, обладает гипнотическим эффектом используется менеджерами, педагогами, экспертами и политиками. Синтаксис укорачивается и конденсируется, придавая языку большую прямоту и убедительность; используется эмпатическая конкретика, постоянное использование «ты» и «твое», и бесконечное повторение образов, чтобы закрепить их в человеческих умах Этот стиль риторики создает «одномерного» гражданина, неспособного к протесту или отказу. Реклама и паблисити как фактор деформации публичной сферы Имидж-менеджмент (и замена имиджами) сочетается со стилем авторитарного дискурса «Публичная сфера остается местом производства общественного мнения, оформляемого в конкретные формы опросами и пулами, которые … формируют это мнение посредством процесса, задавая определенные вопросы (и не спрашивая другие). … Масс медиа делает двойное сальто как движитель соревновательных зрелищ и как источник новостей, другой тип дискурса, монолог, зараженный вездесущностью публичности» Пол Рутерфорд, 2000 После Хабермаса: Лиотар эмансипаторного потенциала модели консенсуса, достижимого посредством рациональных дебатов идеала автономного рационального субъекта Просвещения как универсальной основы демократии Критика гендерной слепоты теории Хабермаса: Нэнси Фрезер Приватность сейчас ограничивается пространством дома в том же смысле, что и в античной Греции, хотя семейная структура и сильно изменилась с тех пор. «публичная» сфера противоположна «приватной» сфере в том смысле, что это локус «разговора», «пространство, в котором граждане обсуждают свои общие дела», существенный для демократии. есть серьезные проблемы в использовании термина «публичное» в связи с политикой эмансипации. Оппозиционная публичная сфера: Оскар Негт и Александр Клюге Понятие публичной сферы – от идеализаций Просвещения к плюрализму дискурсов Великая идеологическая фикция либерализма состоит в том, чтобы уменьшить публичную сферу, свести ее к существующим институтам демократии. Негг и Клюге: децентрализация и мультиплицирование публичной сферы, открыть дорогу критике и новой политике Синтез перспектив: Рита Фельски синтез идей Негта-Клюге и феминистского гендерного аализа с поструктуралистской критикой автономного суцбъекта понятие публичной сферы должно строиться на «опыте» политического протеста, признавать и усиливать множественность субъекта и учитывать гендерные различия Контр-публика «В отличие от буржуазной публичной сферы, феминистская публичная сфера не требует репрезентативной универсальности, но предлагает критику культурных ценностей с точки зрения женщин как маргинализированных субъектов в обществе. В этом смысле она конституирует контр-публичную сферу. Но все же поскольку это публичная сфера, ее аргументы будут также направлены вовне, на диссеминацию феминистских идей и ценностей всего общества в целом» Фельски, 1989 Публичная сфера без патриархального капитализма и логоцентризма (Фельски) Феминистский поструктурализм – отрицание любой объединяющей идентичности – как репрессивной функции в пользу абсолютного различия Но: призывы к коллективной идентичности и солидарности как необходимое условие возникновения и эффективности движения оппозиции; Целеориентированная политическая борьба, основанная на коллективных интересах Кибер-демократия Марк Спенсер, 2000 Публичное – разговоры на «агоре», встречи лицом-к-лицу Приватное – изолированные, ненаблюдаемые, не записываемые или проверяемые речи и действия Как отличить публичный дискурс в электронных коммуникациях от «приватного»? Интернет как сфера политики Публичная сфера – гомогенное пространство воплощенных субъектов в симметричных отношениях, достигающих консенсус через критику аргументов лицом-к-лицу Хабермасова эра публичной сферы как разговоров лицом-к-лицу завершилась. Новые вопросы: Каковы условия демократического высказывания в тех или иных модусах информации? Какой тип «субъекта» говорит или пишет или коммуницирует в этих условиях? Какова его связь с техникой? Какие комплексы субъектов, тел и машин требуются для демократического обмена и эмансипаторной акции? Дилеммы электронных коммуникаций Границы дискуссии в виртуальном сообществе Угроза приватности и публичности или новые «интерактивности», строительные кирпичики политических формаций и группировок.
Достарыңызбен бөлісу: |