Рабочая программа курса «история зарубежной литературы XVII-XVIII вв.»



Дата24.06.2016
өлшемі291.95 Kb.
#156278
түріСамостоятельная работа
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский национальный исследовательский

государственный университет» (НГУ)
Факультет журналистики

Кафедра теории и истории журналистики

УТВЕРЖДАЮ

Председатель Ученого совета

_О.Д. Журавель

«29__» августа 2014 г.

Направление подготовки

031300 «ЖУРНАЛИСТИКА»


Уровень подготовки

БАКАЛАВР



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса


«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВВ.»

Автор: ст. преп. Л.В. Буднева



Вид учебной работы

3 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

72 час.

Контактная работа, в том числе:

41 час

лекции

36

семинары




консультации

5 часа

Самостоятельная работа

30 часов

Промежуточный контроль

1

Зачетные единицы (кредиты)

2

Новосибирск

2014

ПРОГРАММА КУРСА

«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII–XVIII вв.»


  1. Цели и задачи курса

Курс «История зарубежных литератур XVII – XVIII веков» раскрывает основные особенности развития литератур стран центральной и западной Европы (Англии, Франции, Германии, Испании и Италии) в XVII – XVIII вв. Рассматривается национальное своеобразие литератур в историко-культурном контексте, литературные методы и стили, творчество известных писателей этого времени. Тексты изучаются в переводах.

Основная цель курса – выявление основных общих и частных закономерностей литературно-исторического развития английской, французской, немецкой, итальянской и испанской литератур в XVII – XVIII вв.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:

- ознакомить студентов с основными текстами западноевропейской литературы XVII – XVIII вв.;

- сформировать представление об историческом контексте возникновения и общих закономерностях развития литературного процесса в данную эпоху;

-изучить литературные направления и художественные системы в литературе европейских стран XVII – XVIII вв. (классицизм, барокко, рококо, сентиментализм).

- усвоить основные понятия и термины, связанные с пониманием литературы и культуры XVII – XVIII вв..



2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Курс «История зарубежной литературы XVII – XVIII веков» является частью дисциплины «История зарубежной литературы», которая входит в базовую часть профессионального цикла. Курс предназначен для бакалавров 2 курса факультета журналистики. Курс является продолжением аналогичного курса по истории зарубежной литературы (античная литература) и предшествует изучению истории зарубежной литературы более поздних периодов.

Освоение материала курса «История зарубежной литературы XVII – XVIII веков», предполагающее прочтение и анализ текстов мировой классики, является необходимой основой для формирования художественного вкуса, расширения общекультурного и профессионального кругозора будущих журналистов.



3. Требования к уровню освоения курса
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История зарубежной литературы XVII – XVIII веков».

Изучение дисциплины способствует формированию важнейших компетенций, необходимых специалисту в области журналистики.



а) общекультурные (ОК)

готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

инструментальными:

способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-19).



б) профессиональные (ПК):

общепрофессиональными:

знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы и журналистики, понимание значения их исторического и современного опыта для практики российских СМИ (ПК-6).


По окончании изучения указанной дисциплины студент должен

- иметь представление об основных особенностях развития европейских литератур XVII – XVIII вв., о ведущих художественных направлениях, методах и стилях;

- знать творчество писателей, предусмотренных программой;

- уметь анализировать произведения писателей XVII – XVIII вв., указанных в программе, в свете поставленных задач.


4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

1 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

72 часа

Контактная работа, в том числе:

41 час

лекции

36 часов

семинары




консультации

5 часа

Самостоятельная работа

30 часов

Промежуточный контроль

1

Зачетные единицы (кредиты)

2

4.2. Тематический план курса.




Наименование разделов и тем

Лекции

Самостоятельная

работа


Консультации

Контроль

1. XVII век в истории литератур

Западной Европы



2

2

1




2. Литература Испании в XVII в.

2

2







3. Литература Франции в XVII в.

4

3

1




4. Литература Англии в XVII в.

3

3







5. Литература Гер­мании в XVII в.

3

2







6. XVIII век – век Просвещения

2

2

1




7. Английская литература XVIII в.

8

6

1




8. Французская литература XVIII в.

8

6







9. Немецкая литература XVIII в.

4

2







10. Итальянская литература XVIII в.

(самостоятельное изучение)






2

1




Итого:

36

30

5

1



4.3. Содержание отдельных разделов и тем

2.3.1.Введение

XVII век как особая эпоха в культуре стран Европы. Историко-культурный контекст развития литературы. Основные направления в литературе этого периода. Судьба ренессансного наследия в новых исторических условия.

Развитие науки и влияние ее на общественную жизнь и культуру. Философские системы Декарта, Гассенди, Гоббса, Спинозы, Лейбница и их роль в формировании новых представлений о человеке и обществе.

Концепция мир и человека в искусстве барокко. Основные понятия поэтики барокко: остроумие, концепт, противоречие (контраст), «характер». Символ, метафора, аллегория в системе барокко. Теоретический трактат Э. Тезауро «Подзорная труба Аристотеля» и его значение для европейской литературы. Национальные формы барокко в литературе стран Европы.

Концепция мира и человека в литературе классицизма. Нормативность эстетики классицизма. Гражданственность классицистического искусства. Требования к жанрам. Трактат Никола Буало «Поэтическое искусство» как наиболее полная и развернутая декларация поэтики классицизма.

Роль поэта и поэзии в барочных и классицистических теориях.



2.3.2. Литература Испании в XVII в.

Экономический и политический кризис в Испании в XVII в. (обострение социальных противоречий, войны, потеря влияния в политической жизни Европы).

Барокко – ведущая художественная система в испанской литературе XVII в.

Культизм и консептизм – две ипостаси испанского барокко.

Художественные особенности любовной лирики Луиса де Гонгоры. «Темный стиль» (усложненные метафоры, неологизмы, инверсии, анафоры). Стилизация, мифологические образы-символы в поэзии Гонгоры. Влияние фольклора (романсы и летрильи). Бурлеск в сатирических стихотворениях. Школа культизма (гонгоризм), ее элитарная направленность.

Творчество Франсиско де Кеведо. Сатиры Кеведо.

Плутовской роман: ретроспектива жанра и новаторство «Истории жизни пройдохи по имени Паблос» (1626) Кеведо. Композиция романа. Пикаро – герой плутовского романа, его характеристика. Сюжет и хронотоп плутовского романа. Символика карнавальной культуры в романе, бурлеск, пародия.

2.3.3. Литература Германии в XVII в.

Культурно-исторические условия развития немецкой литературы в XVII в. Тридцатилетняя война (1618–1648), политическая раздробленность, отсутствие единого политического и культурного центра, культурный регионализм.

Религиозно-философские и этические искания немецких мыслителей. Философия Якоба Беме.

Проблемы формирования немецкого литературного языка в XVII в. Деятельность языковых «обществ» и «орденов».

Художественное своеобразие немецкого барокко. Формирование классицизма в «Книге о немецком стихотворстве» М. Опица, реформа немецкого стихосложения.

Поэзия первой половины XVII в. Мотивы лирики Анреаса Грифиуса. Идеи неостоицизма в лирике Грифиуса.

Роман Г. Гриммельсгаузена «Симплициус Симплициссимус»: синтез традиций народной книги, плутовского романа, риторики барокко. Образ главного героя в системе персонажей романа. Хронотоп барочного «низового» романа. Связь с карнавальной народной культурой.

2.3.4. Литература Франции в XVII в.

Исторические события, социальные отношения во Франции в XVII в. Укрепление абсолютизма. Политика кардинала Ришелье. Стремление выработать системы правил, определяющих все сферы жизни человека (этика, логическое мышление, творчество). Развитие литературной теории и критики. Создание Французской Академии (1634).

Литературный салон как центр прециозной литературы, его роль в литературной культуре Франции XVII в.

Формирование французского классицизма.

Теория и практика французского классицизма в трактате Никола Буало «Поэтическое искусство». Общественная и воспитательная роль поэзии. Проблема «образца» и «подражания» в поэтике классицизма. Классицизм и античность. Принципы типизации в системе классицизма. Понятия меры, гармонии, вкуса. Жанровая иерархия. Трактовка необходимости правила трех единств в драматургии. Требования к поэтическому языку. Место и роль поэта в обществе.

Драматургия. Поэтика и эстетика театра классицизма.

Творчество Пьера Корнеля. Трагикомедия «Сид» (1637). Основной конфликт. Чувство и долг – значение и смысл этих понятий. Система персонажей. Спор о «Сиде».

Творчество Жана Расина. Мировоззрение писателя (влияние янсенизма). Проблематика трагедии «Андромаха» (1667). Размышления автора о герое трагедии в «Предисловиях» к «Андромахе», «Федре». Актуализация нравственной проблематики античных источников. Конфликт в трагедии, источник трагического. Страсти и разум в трагедии, характер как воплощение страсти. Психология характера. Композиция трагедии. Время и пространство в трагедиях Расина. Художественный метод и новаторство Расина.

Классическая французская комедия. Творчество Жана-Батиста Мольера. Комедия нравов – новый этап в истории жанра комедии. «Смешные жеманницы» (1659): сатирическое изображение прециозности. Проблематика комедий «Урок мужьям» (1661) и «Урок женам» (1662). Социальная направленность комедий «Тартюф» (1664), «Мещанин во дворянстве» (1670). Методы типизации. Новый герой в комедии «Мизантроп» (1666). Интерпретация старинного испанского сюжета в комедии «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665). Эволюция художественного метода Мольера. Комическое и трагическое в драматургии Мольера.

Проза классицизма. Критика общественных пороков и литературных норм.

«Максимы» (1665) Ларошфуко. Афористический жанр и мастерство психологического анализа. «Характеры, или Нравы этого века» (1688) Жана Лабрюйе­ра. Художественные особенности философской прозы, социальный портрет.

Новый этап в эволюции романа – «Принцесса Клевская» (1678) Мадлен де Лафайет. Психология героев. Нравственная проблематика, драматургия конфликта. Принципы классицистической эстетики в романном жанре.

Творчество Жана де Лафонтена. Античные и средневековые сюжеты в баснях. Сатира на современные придворные нравы в баснях. «Сказки» Лафонтена.

Спор «древних» и «новых».



2.3.5. Литература Англии в XVII в.

Предпосылки буржуазной революции 1640-х гг. (конфликт королевской власти и палаты общин, социальные противоречия). Идеология пуританизма, требования социального и имущественного равенства. Гражданская война 1640-х гг., казнь короля и провозглашение Англии республикой. Подавление восстаний в Шотландии и Ирландии. Реставрация. Преследование пуритан. «Славная бескровная революция» 1689 г.

Барокко и классицизм в английской литературе XVII в. Трактат «Теория юморов» Бена Джонсона.

Творчество Джона Донна. Ренессансные традиции в ранней лирике Донна. Барочные приметы стиля в стихотворениях. «Метафизическая школа» в английской поэзии (Герберт, Крэшо, Воэн).

Формирование английского варианта классицизма в «Опыте о драматической поэзии» (1668), «Опыте о героических пьесах» (1672) Джона Драйдена (признание канонов классицизма и верность традициям Шекспира).

Творчество Д. Мильтона. Трактаты и публицистические сочинения в защиту революции («Иконоборец», «Защита английского народа»). Цитаты и реминисценции, метафоры и символы в публицистике. Пуританские идеи в публицистике Мильтона. «Потерянный рай» (1667). Трагедия «Самсон-борец».



      1. XVIII век – век Просвещения.

Просвещение как ведущая линия развития европейской культуры XVIII в. Философские основы Просвещения, сочинения Локка. Культ Разума и знания. Разум и Чувства. Проблемы воспитания. Судьба жанров.

      1. Английская литература XVIII в.

Философия раннего английского Просвещения. «Опыт о человеческом разуме» (1690), «Мысли о воспитании» (1693) Д. Локка. «Sensus communis: опыт о свободе остроумия и юмора» (1709), «Характеристики людей, нравов, мнений и времени» (1711) Шефтсбери. Шефтсбери о природе комического в искусстве, о роли комического в постижении истины. Добродетель и красота как основные понятия в эстетике Шефтсбери и Хатчесона. Периодизация английской литературы XVIII в.

Нравоописательная журналистика. Журналы Стила и Аддисона «Болтун» (1709-1711) и «Зритель» (1711–1712). Проблематика и темы эссе в журналах.

Творчество Д. Дефо. Публицистика Дефо. «Робинзон Крузо» (1719): многообразие смысловых уровней романа, жанровое своеобразие (использование приемов плутовского, авантюрного романа, мемуаров). Просветительская проблематика романа. Остров как социальный эксперимент. Интерпретация проблемы «естественного человека» в романе. Романы «Молль Флендерс» (1722) и «Роксана» (1724). Опыт плутовского, авантюрного романа, традиции духовной автобиографии в романах.

Творчество Д. Свифта. Критика Свифта оптимистических представлений философов-просветителей о человеке. Публицистика Свифта. Проблематика памфлета «Сказка о бочке» (1704), художественные приемы Свифта-публициста. «Путешествие Гулливера» (1726) – философско-аллегорический роман-эксперимент. Отражение актуальных политических и философских проблем в романе. Сатира Свифта, ее художественные и стилистические особенности. Фантастика и гротеск в романе.

Творчество С. Ричардсона. Вклад Ричардсона в создание эпистолярного социально-психологического романа. «Памела, или вознагражденная добродетель» (1740–1741). Новаторство Ричардсона. Роман «Кларисса» (1747–1748) – «драматическое повествование о частной жизни». Художественные возможности эпистолярного жанра и их реализация в романе. Пуританские идеи и просветительские представления о достоинстве человека, их роль в романах.

Творчество Г. Филдинга. Филдинг – писатель и драматург. Сатира и юмор Филдинга в романах «История Джонатана Уайльда Великого» (1743) и «Шамела» (1741). Фарс, травестия, пародия в творчестве Филдинга. Жанровая природа романа «Приключение Джозефа Эндруса и его друга Абрагама Адамса» (1742). Размышления автора о романе в предисловии (определение комической эпопеи, роль смешного и бурлеска в романе), о герое романа (пастор Адамс). «История Тома Джонса, найденыша» (1749). Автор о задачах литературы, о романе-«комической эпопее» во вводных главах романа.

Сентиментализм. «Чувствительность» в литературе сентиментализма. Проблема воспитания личности, идеи нравственного совершенствования, демократические идеалы. Иррациональное, таинственное в мире и природе человека. Предромантизм. Эстетика сентиментализма: предпочтение индивидуального в искусстве и критика нормативного. Поэзия Юнга, Томсона, Грея.

«Сентиментальное путешествие» (1768) Л. Стерна. Новаторство Стерна. Чувствительность, юмор, ирония в романах Стерна.

Модификация идиллического хронотопа в романе «Векфильдский священник» (1762) О. Голдсмита. Жанровое своеобразие романа.

«Путешествие Хамфри Клинкера» (1771) Т. Смоллета. Сюжет. Хронотоп дороги и эпистолярная форма романа. Сатира Смоллета.

Поэзия Роберта Бернса. Жанры и мотивы лирики Бернса.

«Школа злословия» (1777) Шеридана: жанровые особенности сатирической комедии.



      1. Французская литература XVIII в.

Французское Просвещение. Значение идей Локка в развитии французского Просвещения. Становление просветительской идеологии в первой половине XVIII в. Критическое отношение к религии в трудах французских философов.

Философский роман Монтескье «Персидские письма» (1721), трактат «О духе законов» (1748). Критика современного общества и абсолютизма.

Литературные направления французской литературы XVIII в. (рококо, классицизм, сентиментализм, реалистические тенденции). Периодизация французской литературы XVIII в.

Стиль рококо, его связь с салонной культурой. Художественные средства языка рококо. Жанры рококо. Концепция жизни как «галантного празднества» в «поэзии мимолетности».

Типология французского романа в XVIII в. Преемственность романа первой трети XVIII в. с романом XVII в. (Лафайет, Сорель, Фенелон), влияние английского романа (Дефо, Свифт) на формирование и развитие «нового» романа в первой половине XVIII в. Запрет на роман в 1737 г., причины и последствия. Критика и теория романа. Литературная позиция романистов в «предисловиях», «посвящениях», «предуведомлениях». Вклад драматических жанров в поэтику «нового» романа.

Роман А.-Р. Лесажа «Приключение Жиль Блаза из Сантильяны» (1715–1735): трансформация жанра плутовского романа. Эволюция героя плутовского романа. Новаторство Лесажа. Роман характеров.

Творчество П. Мариво. Романы «Жизнь Марианны» (1731–41), «Удачливый крестьянин» (1734-35). Новый герой романа Мариво, его отношение к окружающему миру. Композиция романов.

Роман А. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731) – социально-психологический роман рококо. Традиции плутовского, авантюрного и психологического романа в «Истории…». Композиция романа. Автор и герой в романе.

Роман «Заблуждение сердца и ума» (1736–1738) Кребийона-сына как роман рококо. Композиция романа. Герой романа и светское общество.

Творчество Вольтера. Философские взгляды и мировоззрение Вольтера. Отношение Вольтера к религии.

Поэтика рококо в «Орлеанской девственнице» (1755), пародия в поэме. Историческая основа поэмы, интерпретация канонов классической поэмы.

Драматургия Вольтера. Художественные особенности трагедии просветительского классицизма. «Заира» (1732), «Фанатизм, или пророк Магомет» (1740). Проблемы тирании, веры и морали. Аллегория и политические аллюзии «восточной» темы.

Философские повести Вольтера «Задиг, или судьба» (1748), «Микромегас» (1752), «Кандид» (1759), «Простодушный» (1767). Характерные признаки жанра философской повести: подчинение сюжета и образов основной философской идее, конфликт, обусловленный философским тезисом, полемическая направленность. Оценка просветительских социальных теорий, теории «естественного человека», просветительского оптимизма в философской повести. Скепсис Вольтера.

Философский роман Монтескье «Персидские письма» (1721), трактат «О духе законов» (1748). Критика современного общества и абсолютизма.

«Словарь, или Энциклопедия наук, искусств и ремесел» как выражение основных идей французского Просвещения. Отражение современных знаний, социальная направленность статей энциклопедии.

Творчество Д. Дидро. Эстетические взгляды Дидро. Теория драматургии. Новое понимание принципа «подражания природе», задач искусства. Дидро о мастерстве актера («Парадокс об актере» (1773)). Жанровые особенности серьез­ной драмы. Проза Дидро. Просветительские идеи в романе «Монахиня» (1760). Проблематика, образ главной героини.

Творчество Ж.-Ж. Руссо. Философские взгляды Руссо в трактатах «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), «Рассуждение о происхождении и основа­ниях неравенства среди людей» (1755), «Общественный договор» (1762). Проблема воспитания в романе-трактате «Эмиль» (1762), влияние педагогических идей Руссо на представление о воспитании в XVIII–XIX вв. Эпистолярный роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761). Философские идеи Руссо и их художественная интерпретация в образах романа. «Исповедь» (1766–1770).

Завершение и критика традиции галантного романа в романе Шодерло де Лакло «Опасные связи» (1782).

Драматургия П. Бомарше. «Женитьба Фигаро» Бомарше. Политические и философские идеи комедии.

2.3.9.Немецкая литература XVIII в.

Особенности политического, социально-экономического, культурного развития в Германии в XVIII в. (политическая раздробленность, преобладание феодальных отношений, отсутствие единого центра, культурный регионализм). Религиозные течения в немецкой культуре XVIII в.

Своеобразие немецкого Просвещения. Идеалистические концепции немецкой философии. Основные идеи философия Лейбница («Новые опыты о человеческом рассудке» (1694)), «Теодицея» (1710)). Объединительные тенденции немецкого Просвещения: стремление к созданию единого литературного языка, единой немецкого литературы.

Основные литературные направления немецкой литературы XVIII в.: барокко, рококо, классицизм, сентиментализм. Периодизация немецкой литературы XVIII в.

Формирование немецкого классицизма. Теоретическая программа Готшеда в «Опыте критической поэтики для немцев» (1730). Создание немецкого классицистического театра.

Эстетические взгляды Г. Лессинга: «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766). Создание национального театра и теория драмы. Полемика с классицизмом в «Гамбургской драматургии» (1767–1768). Эволюция Лессинга-драматурга (от мещанской драмы до философской трагедии).

Идеал античной красоты в эстетической теории И. Винкельмана. «История искусства древности» (1764). «Благородная простота и спокойное величие» эстетического идеала Винкельмана и «идеал действий» Лессинга.

И.Гердер – теоретик и историк культуры. Историзм Гердера. Значение философии Гердера в литературном движении «Буря и натиск».

Литература «Бури и натиска». Философские основы движения. Эстетика «эпохи литературного бунтарства». Новаторство штюрмеров.

Творчество Ф. Шиллера периода «Бури и натиска».

Драма «Разбойники» (1781). Значение эпиграфа. Конфликт, истоки образа главного героя. Образно-стилистическая система драмы. Драма «Коварство и любовь» (1783). Проблематика драмы. Конфликт. Система образов. Политическая тема в драме. Социальная обусловленность характеров персонажей.

Творчество Гете периода «Бури и натиска». «Страдание молодого Вертера» (1774) как роман немецкого сентиментализма. Эстетика «Бури и натиска» в романе. Главный герой романа и его отношение к окружающему миру. Конфликт, его мировоззренческая основа. Композиция романа.

«Веймарский классицизм». Трагедия «Фауст» Гете. История создания произведения, источники. Жанр произведения. Просветительские идеи и их интерпретация в образах трагедии. Образ Фауста.

2.3.10. Итальянская литература XVIII в.

Исторические особенности Просвещения в Италии. Роль театра в Италии XVIII в. К. Гольдони – реформатор итальянского театра. Психология характера в комедиях Гольдони «Слуга двух господ», «Трактирщица». Традиции народной сказки и комедии дель арте в комедиях К. Гоцци. Поэтика рококо во «фьябах» «Любовь к трем апельсинам» (1761), «Принцесса Турандот»(1762), «Король-олень» (1762). Роль импровизации в спектакле.

Традиции классической трагедии и предромантические тенденции в творчестве В. Альфьери. Проблемы тирании и свободы в трагедиях В. Альфьери, пути их разрешения.
5. Образовательные технологии
Семинарские занятия по курсу «История зарубежной литературы» учебным планом не предусмотрены, однако для наиболее полного усвоения студентами материала, а также для стимулирования их дальнейшей самостоятельной деятельности по изучению мировой художественной литературы в учебном процессе в рамках курса предлагаются интерактивные формы проведения занятий. Во время лекционных занятий по курсу работа происходит в формате «круглого стола» на заданную тему. В процессе обсуждения темы студенты приобретают навыки ведения публичной дискуссии.

В течение семестра проводятся самостоятельные работы, выполняются контрольные работы, которые являются обязательными для всех студентов.




  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Текущий контроль успеваемости осуществляется на основании оценки активности внимания студента во время лекционных занятий и степени его вовлеченности в процесс обсуждения материала лекции преподавателем и студентами в аудитории. В течение семестра проводятся самостоятельные работы, выполняются контрольные работы, которые являются обязательными для всех студентов, а результаты текущего контроля служат основанием для выставления оценок в ведомость контрольной недели на факультет. . При успешном выполнении промежуточных заданий и активной работе на семинарских занятиях возможно получение оценки за экзамен автоматом.

Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Промежуточная аттестация усвоения студентами содержания дисциплины осуществляется по результатам экзамена в конце семестра.

Самостоятельная работа студентов предполагает ознакомление и анализ текстов зарубежной художественной литературы в соответствии со списком рекомендованной литературы.





    1. Вопросы для самостоятельной работы.


1Что такое «новое время»? Каковы основные особенности исторической, общественной жизни Западной Европы в XVII веке и как они воздействуют на эволюцию художественного мироощущения человека этой эпохи?
2. Историческая основа барокко. Поэтика барокко. Трактат Э. Тезауро «Подзорная труба Аристотеля». Основные понятия поэтики барокко: остроумие, кончетто, противоречие (контраст), «характер».
3. Историческая основа классицизма. Поэтика классицизма. Трактат Никола Буало «Поэтическое искусство» как наиболее полная и развернутая декларация поэтики классицизма. Нормативная поэтика и ее основные принципы. «Подражание» и его значение в системе классицизма. 
4. Роль поэта и поэзии в барочных и классицистических теориях.
5. Культизм и консептизм в испанской литературе XVII в. (Л. де Гонгора и Ф. Кеведо).

6. Жанровые особенности испанского и немецкого романов (роман Г. Гриммельсгаузена «Симплициус Симплициссимус» и Кеведо "История жизни пройдохи по имени дон Паблос").

7. Связь барочного романа с карнавальной народной культурой (привести конкретные примеры).
8. Плутовской роман как зеркало современного общества

9.Возможности использования образов (образ плута прежде всего) романов в современной публицистике.

10. "Высокая комедия" Мольера. Новаторство. Проблематика.
11. Идеи комедий «Тартюф», «Мизантроп». 
12. Средства комического.
13. Актуальность тем и образов в наши дни.

"Манон Леско" Прево. Композиция романа. Автор и герой в романе. Психология и характеры героев.
15. «Заблуждения сердца и ума» Кребийона-сына». Художественное своеобразие стиля рококо.
16. Идеология Просвещения.
17. Интерпретация проблемы "естественного человека" в романе "Робинзон Крузо". Отношение просветителей к природе и его отражение в романе о Робинзоне.
18. Робинзонада как жанр.
19. Хронотоп плутовского, авантюрного романа, традиции духовной автобиографии в романе "Молль Флендерс".
20. Использование образов романов Дефо в современных СМИ.

21. Основные идеи Локка и его требования к литературе.
22. Журналы Аддисона и Стила.
23. Памфлеты Свифта "Скромное предложение", "Сказка о бочке" и "Битва книг". Своеобразие сатиры. Композиция. Мастерство мистификации.
24. Роман Филдинга "Приключения Джозефа Эндрюса и его друга Абрагама Адамса". "Предисловие автора" - основные идеи. Комическое и бурлеск. Особенность системы образов.

25. Вольтер. Жанр философской повести. "Кандид", "Простодушный".
Характерные признаки жанра философской повести: подчинение сюжета и образов основной философской идее, конфликт, полемическая направленность. 
26. Просветительских социальных теорий, теории "естественного человека.

6.2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ.



  1. Основные особенности исторической обстановки и общественной жизни Западной Европы в XVII в. и их воздействие на мироощущение и культурную жизнь эпохи.

  2. Основные литературные направления XVII века (барокко, классицизм). Теоретические трактаты Буало, Тезауро и Грасиана.

  3. Особенности барочного направления в литературе XVII века и своеобразие испанской литературы барокко. Поэзия Кеведо и Гонгоры.

  4. Жанровые особенности «плутовского романа» («История жизни пройдохи по имени Дон Паблос» Кеведо).

  5. Эволюция классицизма во Франции XVII в.: от Корнеля к спору древних и новых.

  6. Творчество Пьера Корнеля. Основные периоды. Специфика поэтики и жанра в трагикомедии «Сид». Критика «Сида».

  7. Творчество Жана Расина и его основные периоды. Особенности нравственно-психологического конфликта в «Федре».

  8. «Дон Жуан» Мольера и особенности «высокой комедии» классицизма.

  9. Басни Лафонтена, их проблематика и художественное своеобразие.

  10. Французская проза второй половины XVII в. Ларошфуко, Лабрюйер, де Лафайет.

  11. Литературный и исторический процесс в Германии XVII века. Особенности социокультурной обстановки. Поэзия Опица и Грифиуса.

  12. Идейно-художественное своеобразие романа Гриммельсгаузена «Симплициссимус».

  13. Взаимодействие политических, идеологических, философско-религиозных факторов английской жизни XVII в. в литературе эпохи.

  14. Поэты-метафизики и поэзия Джона Донна.

  15. Судьба английского театра XVII в. Драматургия Англии от Бена Джонсона до Драйдена.

  16. Творчество Д. Мильтона. Проблематика и поэтика поэмы «Потерянный рай».

  17. Обращение к античности во французской литературе 17 в.

  18. Поэтика трагедий Вольтера, их проблематика (на примере одной из трагедий).

  19. Философские повести Вольтера (основные жанровые характеристики, композиция и стиль философской повести «Кандид»).

  20. Д. Дидро - философ-просветитель, писатель. Идеи Просвещения в «Энциклопедии» и прозе Дидро (роман «Монахиня»).

  21. Характеристика жанровой разновидности «нового» романа («История кавалера де Грие и Манон Леско» Прево, «Удачливый крестьянин» Мариво, «Жиль Блаз» Лесажа, «Заблуждение сердца и ума» Кребийона-сына). Герой «нового» романа.

  22. Философские идеи Ж.-Ж. Руссо и их интерпретация в романе «Юлия, или Новая Элоиза». Руссоизм.

  23. Основные художественные особенности эстетики рококо («Заблуждение сердца и ума» Кребийона-сына).

  24. Философия раннего английского Просвещения и ее отражение в литературе.

  25. Сентиментализм в английской прозе и поэзии XVIII в. (основные принципы эстетики сентиментализма). Творчество Л. Стерна («Сентиментальное путешествие»).

  26. Отношение Д. Свифта к философии Просвещения, к социальным проблемам («Путешествие Гулливера»). Сатира Свифта.

  27. Просветительская концепция «природы» и ее интерпретация в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо». Художественное своеобразие романа «Молль Флендерс» Д. Дефо.

  28. Жанр «комической эпопеи» в творчестве Г. Филдинга («История и приключения Джозефа Эндруса и его друга Абрагама Адамса», «История Тома Джонса, найденыша»). Отношение автора к героям. Традиции Сервантеса.

  29. Жанровая эволюция английского романа XVIII в. (от Дефо к Стерну).

  30. Поэзия Р. Бернса. Жанры и мотивы лирики.

  31. Творчество Шеридана («Школа злословия») в контексте эпохи.

  32. Поэтика драм Шиллера "Разбойники", "Коварство и любовь".

  33. «Страдания молодого Вертера» Гете (композиция романа; идеи, эстетика «Бури и натиска» в романе).

  34. Трагедия Гете «Фауст». История создания трагедии, ее философский смысл. Проблематика, композиция первой части.



  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература:

  1. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года / / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/istoriya-zapadnoevropejskogo-teatra/index.htm

  2. История зарубежной литературы XVII века: учебное пособие для вузов / Н.Т. Пахсарьян, А.Н. Горбунов, Н.Р. Малиовская и др. – М., 2005.

  3. История зарубежной литературы / под ред. Н. А. Жирмунской, З.И. Плавскина / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/plavskin-uchebnik/index.htm

  4. История зарубежной литературы XVIII века: Учеб. для филол. Спец. Вузов / Л. В. Сидорченко, Е. М. Апенко, А. В. Белобратов и др.; Под ред. Л. В. Сидорченко. — 2-е изд., испр. и доп. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/sidorchenko-literatura-xviii-veka/index.htm



Источники. Художественные тексты

Кеведо Ф. История жизни пройдохи по имени дон Паблос.

Корнель П. Сид. Гораций.

Расин Ж. Андромаха, Федра, Береника.

Мольер. Смешные жеманницы. Тартюф. Мизантроп. Мещанин во дворянстве.

Буало Н. Поэтическое искусство.

Лафонтен. Басни.

Лафайет М. Принцесса Клевская.

Ларошфуко Ф. Максимы.

Лабрюйер Ж. Характеры, или нравы этого века.

Монтескье. Персидские письма.

Лесаж А. Приключение Жиль Бласа из Сантильяны.

Мариво П. Удачливый крестьянин.

Прево. История кавалера де Грие и Манон Леско.

Кребийон-сын. Заблуждение сердца и ума.

Вольтер. Орлеанская девственница. Заира. Магомет. Кандид.

Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо.

Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза. Исповедь.

Шодерло де Лакло. Опасные связи.

Бомарше. Женитьба Фигаро.

Донн Д. Стихотворения.

Мильтон Д. Потерянный рай.

Поуп А. Опыт о критике. Похищение локона

Дефо. Робинзон Крузо. Молль Флендерс. Роксана.


Свифт. Сказка о бочке. Скромное предложение. Путешествие Гулливера.
Филдинг Г. История и приключения Джозефа Эндруса и его друга Абрагама Адамса. История Тома Джонса, найденыша.

Смоллет Т. Путешествие Хамфри Клинкера.

Голдсмит О. Векфилдский священник.

Стерн Л. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии.

Бернс. Стихотворения.

Шеридан. Школа злословия.


.

Гриммельсгаузен Г. Симплициссимус.

Лессинг Г. Габургская драматургия.

Лессинг Г. Лаокоон или о границах живописи и поэзии.

Драмы «Эмилия Галотти», «Натан Мудрый».
Гете И. Страдания молодого Вертера. . Фауст.

Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь. Лирика.

Гольдони К. Трактирщица.

Гоцци К. Принцесса Турандот.



3.2. Научная и критическая литература, учебные пособия.

Дополнительная литература

Общие:

  1. XVIII век: литература в системе культуры. М., 1999.

  2. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.
    Бенишу П. На пути к светскому священнослужению // Новое литературное обозрение. 1995. № 13.

  3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

  4. Елистратова А. А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. М., 1972.

  5. Жирмунский В.М. Из истории западно-европейских литератур. Л., 1981.

  6. Кузнецов В. Н. Западно-европейская философия ХУШ века. М., 1986.
    Лотман Ю. М. Слово и язык в культуре Просвещения // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1.
    Соколянский М. Жанровые разновидности романа в зарубежной литературе ХУШ - XIX вв. Киев, Одесса, 1985.

  7. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

  8. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1977.

  9. Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.

  10. Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. М., 1983.

  11. Хейзинга Й. Рококо. Романтизм и сентиментализм // Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.
    Человек эпохи Просвещения. М., 1999.



  1. ХУII век в мировом литературном развитии. М., 1969.


Англия

  1. Алексеев М. П. Английская литература: Очерки и исследования. Л., 1991.

  2. Атарова К. Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие». М., 1988.
    Васильева Т. Александр Поп и его политические сатиры (поэмы 20-40-х гг. XVIII в.). Кишинев, 1979.

  3. Васильева Т. Английская сатира ХУШ в. (споры и решения). Кишинев, 1991

  4. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

  5. Павлова Т. Милтон. М., 1997.

  6. Путеводитель по английской литературе. М., 2003.

  7. Роджерс Пэт. Генри Филдинг. Биография. М., 1984.

  8. Соколянский М.Г. Творчество Генри Филдинга: Книга очерков. Киев, 1975.

  9. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер: Судьба двух литературных героев. М., 1973

  10. Чамеев А. Джон Мильтон и его поэма "Потерянный рай". М., 1973.


Испания

  1. Алексеев М. П. Очерки испано-русских литературных отношений XVI – XIX вв. Л., 1964.


Германия

  1. Гиривенко А. Н. Немецкая литература от древности до наших дней. Словарь-справочник. М., 2003.

  2. Жирмунский В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.
    Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989.
    Морозов А. "Симплициссимус" и его автор. Л., 1984.

  3. Тронская М.Л. Немецкий сентиментально-юмористический ро­ман эпохи Просвещения. Л., 1965.


Франция

  1. Барт Р. Из книги «О Расине» // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

  2. Баскин М. П. Монтескье. М., 1975.
    Бахмутский В. В. Спор о древних и новых. М., 1985.

  3. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.
    Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жан­ра высокой комедии. М., 1967.

  4. .Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976.

  5. Гачев Д. И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961.

  6. Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980.
    Дени Дидро и культура его эпохи. М., 1986.
    Жирмунская Н. А. От барокко к романтизму: Статьи о французской и немецкой литературах. СПб, 2001.

  7. Кагарлицкий Ю. И. Шекспир и Вольтер. М., 1980.

  8. Мориак Франсуа. Жизнь Жана Расина. М., 1988

  9. Манифесты французской литературы. М., 1981.

  10. Михайлов А. Д. Роман Кребийона-сына и литературные проблемы рококо // Кребийон-сын. Заблуждения сердца и ума. М., 1974.
    Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.
    Потемкина Л. Я. Пути развития французского романа в XVII веке. Днепропетровск, 1970.

  11. Разумовская М.В. Становление нового романа во Франции и запрет на роман 1730-х гг. М., 1981.

  12. Эстетика Дидро и современность. М., 1989



Италия

  1. Реизов Б. Г. Итальянская литература XVIII века. Л., 1966.




8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • Фонды научной библиотеки НГУ и ГПНТБ.

  • Мультимедийный комплекс с проектором и с подключением к Интернет.

Программа рассмотрена

на заседании кафедры теории и истории журналистики,

протокол № 3 от 28 августа 2014 г.

Зав. кафедрой

д.ф.н., доцент каф. теории и истории журналистики О.Д. Журавель









Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет