«Согласовано»
Руководитель МО
___________Темукуев А.М.
Протокол № от г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ №1с.В. Балкария
_____________ Циканова Р.А.
г.
|
«Утверждено»
Директор МОУ СОШ№1с.В.Балкария
_____________ Карчаева Х.Ж..
Приказ № от г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
НА 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
102 часа (3 часа в неделю)
Учитель: Ульбашев Алим Мухарбиевич
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № от г
2010 - 2011 учебный год
Календарно-тематическое планирование
Уроков Русской литературы
(предмет)
Классы:_____9 класс___________________________________________________
Учитель:___________Ульбашев Алим Мухарбиевич____________________
Кол-во часов за год:
Всего _____102___________________
В неделю ____3 часа_________
Плановых контрольных работ: ___________, самостоятельных и практических работ: _____ ________, тестов:____ ____
Планирование составлено на основе ______ «Программы по русской литературе» под редакцией К.М.Нартова. Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия. Сост. К.М.Нартов, Н.Н.Вербовая, Л.В.Тодоров. – СПб.: Просвещение , 2001, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ
Учебник__ К.М.Нартов. и др., Литература. 9 класс. СПб.: Просвещение, 2001.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией К.М.Нартова (СПб. «Просвещение», 2001 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – К.М.Нартов и др. - СПб.: «Просвещение», 2001г.).
На изучение курса отводится 102 часов из расчета 3 часа в неделю.
При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся. Учащиеся приходят в школу с очень слабой подготовкой.
Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.
В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им в последствии существенную помощь.
Дети данного класса характеризуются ослабленным интеллектуальным и речевым развитием, у них недостаточно развиты навыки чтения, письма, основных форм мышления – сравнения, обобщения, классификации явлений, они с трудом воспринимают переносное значение слова, затрудняются объяснить смысл пословиц, поговорок, определить главную мысль. Поэтому главное внимание следует уделять развитию основных видов речевой деятельности, систематическому проведению творческих небольших работ, составлению предложений, улучшению техники чтения, работе по осмыслению прочитанного.
Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
2. Календарно – тематическое планирование уроков литературы
в 9 классе (102 часа)
№ урока
|
Дата
|
Тема урока
|
Основные виды деятельности учителя и
учащихся
|
1
|
|
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся
|
Беседа. Тестирование
|
2
|
|
Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник литературы Древней Руси. Периодизация, темы, жанры, язык древнерусской литературы. История рукописи произведения
|
Лекция. Беседа
|
3
|
|
«Золотое слово» Святослава. Идейное значение в произведении художественного образа праведного и мудрого правителя. Игорь и дружина. Символический смысл затмения
|
Практикум
|
4
|
|
Плач Ярославны как выражение личного и народного горя. Фольклорные мотивы в произведении. Приемы создания образа страдающей Русской земли и его художественное значение. Художественный образ автора повествования о «полку Игореве»
|
Практикум
|
5
|
|
Р.р. Обучающее сочинение по произведению «Слово о полку Игореве»
|
Беседа. Обучение написанию сочинения
|
6
|
|
Общая характеристика литературы VIII века. Темы и идеи поэзии М.В. Ломоносова. Идейно-художественное своеобразие «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», «Вечерних размышлений…»
|
Лекция, практикум
|
7
|
|
Обличительное звучание произведения Г.Р. Державина «Властителям и судиям». Авторский идеал в стихотворении «Памятник»
|
Урок внеклассного чтения
|
8
|
|
Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основные темы произведения. Г-жа Простакова и Скотинин
|
Урок внеклассного чтения
|
9
|
|
Недоросль Митрофан и его окружение
|
Практикум
|
10
|
|
Художественная роль Правдина и Стародума в произведении. Актуальность комедии Д.И.Фонвизина. Домашнее сочинение по произведению Д.И. Фонвизина (характеристика героя)
|
Практикум
|
11
|
|
Гражданская позиция А.Н. Радищева в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» (выборочное чтение и осмысление глав по выбору)
|
Рассказ учителя, беседа
|
12
|
|
Сентиментализм как литературное направление 70-х годов VIII века. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма (конфликт, сюжет, герои, стиль)
|
Лекция
|
13
|
|
Романтизм как литературное направление. Новаторство и традиции в поэзии XIX века. (Обзор произведений В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, К.Н. Батюшкова, П.Я. Вяземского, Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского)
|
Лекция
|
14
|
|
Особенности поэтического языка Жуковского. Поэмы «Людмила», «Светлана»
|
Беседа, практикум
|
15
|
|
Судьба А.С. Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». Драма как род литературы. Прозаическая и стихотворная речь
|
Лекция
|
16
|
|
«Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом!» (Дом Фамусова. 1 действие.)
|
Беседа
|
17
|
|
Фамусов и Чацкий: столкновение «мнения» и «суждения» как выражение социального конфликта в комедии. (Опыт сравнительной характеристики персонажей. 2 действие.)
|
Беседа
|
18
|
|
Любовная драма Чацкого. Чацкий и Молчалин как люди одного поколения с разными жизненными ценностями
|
Беседа
|
19
|
|
Фамусовская Москва. Сцена бала в доме Фамусова как способ создания собирательного образа московского барства. Обучение анализу эпизода драматического произведения
|
Беседа
|
20
|
|
Женские образы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
|
Беседа
|
21
|
|
Романтические и реалистические тенденции в комедии «Горе от ума». А.С. Пушкин и И.А. Гончаров о комедии. Домашнее сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
|
Урок развития речи
|
22
|
|
Очерк жизни и творчества А.С. Пушкина
|
Лекция, беседа
|
23
|
|
Основные мотивы в лирике А.С. Пушкина. Патриотические вольнолюбивые стихи. Ода «Вольность»
|
Беседа
|
24
|
|
«Хочу воспеть свободу миру…» (Стихотворения «Деревня», «Анчар», « К Чаадаеву»)
|
Семинар
|
25
|
|
«Я гимны прежние пою» (анализ стихотворений «Арион», «В Сибирь»)
|
Практикум
|
26
|
|
Философская лирика А.С. Пушкина («Осень», «К морю», «Вновь я посетил» и др.)
|
Практикум
|
27
|
|
«Печаль моя полна тобою…» Лирика дружбы и любви
|
Практикум
|
28
|
|
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина («Памятник», «Пророк» и др.)
|
Практикум
|
29
|
|
Р.р. Лирика А.С. Пушкина в моём восприятии. Выступления учащихся с чтением и анализом любимых стихотворений поэта
|
Урок развития речи
|
30
|
|
История создания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Онегинская строфа
|
Лекция, практикум
|
31
|
|
“Онегин, добрый мой приятель...”. Образ автора и образ главного героя
|
Практикум
|
32
|
|
«Жизнь без смысла…» (Основные этапы жизни Евгения Онегина)
|
Практикум
|
33
|
|
«Они достойны друг друга. Они оба прекрасны». Г.А. Гуковский. (Две встречи Евгения Онегина и Татьяны Лариной)
|
Практикум
|
34
|
|
«Я так люблю Татьяну милую мою…» (Татьяна Ларина – любимая героиня А.С. Пушкина)
|
Практикум
|
35
|
|
Петербургское, поместное и московское дворянство в изображении А.С.Пушкина
|
Лекция
|
36
|
|
Р.р. Лирические отступления в романе. Изображение русской природы. Выразительное чтение отрывков, анализ содержания
|
Урок развития речи
|
37
|
|
Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” – «энциклопедия русской жизни». (В.Г. Белинский.)
|
Лекция
|
38
|
|
Р.р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина
|
Урок развития речи
|
39
|
|
|
|
40
|
|
Основные мотивы и образы лирики М.Ю. Лермонтова. Страницы биографии и судьбы
|
Лекция, беседа
|
41
|
|
«Люблю Отчизну я …» (тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова)
|
Практикум
|
42
|
|
Мятежный дух в поэзии М.Ю. Лермонтова
|
Практикум
|
43
|
|
Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Любовная лирика
|
Практикум
|
44
|
|
Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова
|
Семинар
|
45
|
|
Р.р. Читаем любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова (урок – конкурс)
|
Урок развития речи
|
46
|
|
Жанр и композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
|
Урок развития речи
|
47
|
|
Печорин глазами странствующего офицера и Максим Максимыча («Бэла», «Максим Максимыч»)
|
Практикум
|
48
|
|
Дневник как средство самохарактеристики героя. Печорин и контрабандисты («Тамань»). “Водяное общество” в восприятии Печорина («Княжна Мери»)
|
Практикум
|
49
|
|
Печорин и Грушницкий. Печорин и Вернер. (Сопоставительная характеристика персонажей романа)
|
Практикум
|
50
|
|
Воля человека и предначертанность судьбы в новелле «Фаталист»
|
Практикум
|
51
|
|
Психологизм как способ раскрытия внутреннего мира персонажа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
|
|
52
|
|
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в литературной критике. Подготовка к сочинению
|
Урок развития речи
|
53
|
|
Р.р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова
|
Урок развития речи
|
54
|
|
|
|
55
|
|
Очерк жизни и творчества Н.В. Гоголя
|
Лекция
|
56
|
|
К истории создания поэмы “Мертвые души”. Путешествие по России как сюжетообразующая основа произведения. Город NN и его обитатели (1 глава)
|
Семинар
|
57
|
|
Образы помещиков в поэме “Мертвые души” (Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич)
|
Практикум
|
58
|
|
Образы помещиков в поэме “Мертвые души” (Плюшкин)
|
Практикум
|
59
|
|
“Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своим надобностям”
|
Практикум
|
60
|
|
Народ в изображении Н.В. Гоголя. Чтение и анализ эпизодов
|
Практикум
|
61
|
|
Составление плана характеристики собирательного образа народа в изображении Н.В. Гоголя
|
Практикум
|
62
|
|
Русь-тройка как образ-символ (лирическое и эпическое начала в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»). Образ автора
|
Лекция
|
63
|
|
Р.р. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в литературной критике. Подготовка к домашнему сочинению. Домашнее сочинение
|
Урок развития речи
|
64
|
|
Бытовой анекдот и художественное произведение. История создания повести Н.В. Гоголя "Шинель". Выборочное чтение и анализ эпизодов повести
|
Лекция
|
65
|
|
Гуманистическое звучание повести Н.В. Гоголя "Шинель". Роль и значение финала повести в отражении авторской позиции
|
Семинар
|
66
|
|
Тематика поэзии Ф.И. Тютчева
|
Лекция
|
67
|
|
Художественный мир А.А. Фета
|
Практикум
|
68
|
|
А.Н. Островский - драматург. Сюжет и композиция комедии “Бедность – не порок”. (Выборочное выразительное чтение по ролям 1 и 2 действий комедии.)
|
Лекция
|
69
|
|
Любовная лирика Н.А. Некрасова
|
Практикум
|
70
|
|
И.С. Тургенев в воспоминаниях современников. Особенности композиции повести И.С. Тургенева “Первая любовь”. Две семьи
|
Лекция
|
71
|
|
Психологизм И.С. Тургенева. «Открытия» взрослеющего подростка
|
Практикум
|
72
|
|
Ф.М. Достоевский. Страницы жизни и творчества писателя. Роман «Белые ночи». (Комментированное чтение отрывка.). Тип «петербургского мечтателя»
|
Лекция
|
73
|
|
Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского
|
Семинар
|
74
|
|
Личность Л.Н. Толстого. Размышление над дневниковыми записями писателя и воспоминаниями о нем современников
|
Лекция
|
75
|
|
«Юность» - автобиографическая трилогия. «Диалектика души» как способ раскрытия внутреннего мира героя
|
Практикум
|
76
|
|
Слово о А.П. Чехове. Рассказ А.П. Чехова "Анна на шее". (Чтение и осмысление первой части рассказа на основе читательских впечатлений.)
|
Лекция
|
77
|
|
Нравственно-социальная проблематика рассказа А.П. Чехова "Тоска"
|
Лекция
|
78
|
|
Судьба И.А. Бунина. Размышление над рассказом “Темные аллеи”
|
Лекция
|
79
|
|
Роль пейзажа в рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи»
|
Практикум
|
80
|
|
А.М. Горький. Романтизация цыганского мира в рассказе «Макар Чудра»
|
Лекция
|
81
|
|
Р.р. Самостоятельная работа. Отзыв о рассказе (А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького по выбору)
|
Урок развития речи
|
82
|
|
Слово о А.А. Блоке. Мироощущение лирического героя в эпоху перемен. («Как тяжело ходить среди людей…» и др.)
|
Лекция
|
83
|
|
«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться...» (размышление над стихотворениями поэта о родине)
|
Семинар
|
84
|
|
Слово о С.А. Есенине. Единство человека и природы в лирике Есенина
|
Лекция
|
85
|
|
Сатира В.В. Маяковского
|
Лекция
|
86
|
|
Тема поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой. («Моим стихам, написанным так рано…», «Идёшь, на меня похожий…»)
|
Практикум
|
87
|
|
Любовная лирика Цветаевой («Мне нравится, что вы больны не мной…» и др., стихи о Москве)
|
Практикум
|
88
|
|
М.А. Булгаков. Личность. Судьба. Творчество (по страницам произведений). История создания и судьба повести «Собачье сердце»
|
Лекция
|
89
|
|
Социальная действительность и медицинский эксперимент профессора Преображенского
|
Семинар
|
90
|
|
Шариков и «шариковщина». Смысл названия произведения
|
Практикум
|
91
|
|
Размышление над стихотворениями Н. Заболоцкого
|
Лекция
|
92
|
|
А.А. Ахматова. Особенности поэтики
|
Лекция
|
93
|
|
Лирическая героиня А.А. Ахматовой
|
Практикум
|
94
|
|
М.А. Шолохов. Страницы биографии и творчества. Становление характера человека (характеристика Андрея Соколова)
|
Лекция
|
95
|
|
Б.Л.Пастернак. Особенности поэтики
|
Семинар
|
96
|
|
Основные темы лирики А.Т. Твардовского («Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом…».)
|
Лекция
|
97
|
|
«Не стоит земля без праведника» (анализ рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»)
|
Лекция
|
98
|
|
Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков
|
Семинар
|
99
|
|
Русская поэзия 2-ой половины XX века
(Б.Ш Окуджава, В.С. Высоцкий, Н.М. Рубцов)
|
Урок внеклассного чтения. Практикум
|
100
|
|
Ж.Б. Мольер. Эпоха расцвета классицизма. «Мещанин во дворянстве» – сатира на невежественных буржуа
|
Лекция
|
101
|
|
Гай Валерий Катулл, Квинт Гораций Флакк, Данте Алигьери, Шекспир, Иоганн Вольфганг Гете (доклады о творчестве авторов)
|
Доклады о творчестве авторов
|
102
|
|
Итоговый урок. Тестирование
|
Урок контроля
|
3. Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.
Учащиеся должны знать:
-
Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
-
Тексты художественных произведений.
-
Сюжет, особенности композиции.
-
Типическое значение характеров главных героев произведений.
-
Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
-
Изобразительно-выразительные средства языка.
-
Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
-
Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
-
Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
-
Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
-
Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
-
Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
-
Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
-
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
-
Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
-
Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
-
Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
-
Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
Пользоваться словарями различных типов и справочниками
Достарыңызбен бөлісу: |