Саратовский государственный технический университет
Технологический институт
Кафедра «Технологии и конструирования швейных изделий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине СД03 __________Архитектоника объемных форм _
(наименование дисциплины)
для специальности 260902 Конструирование швейных изделий_____
дневной формы обучения
для направления 260900_Технология и конструирование изделий_
легкой промышленности
(код и наим. направления)
Курс _ 2_______ Всего часов ___55___(час)
Семестр ___3 ____ Лекции ___17__(час)
Часов в неделю ___2 ____
Курс.работа ____нет____ Прак.занятия ____17__(час)
(семестр)
СРС 21______(час)
Курс.проект ____нет ______
(семестр)
Расчетно-графическая работа ___нет_____
(семестр)
Контрольная работа ___нет_____
(семестр)
Экзамен _ 3_______
(семестр)
Зачет _ 5_______
(семестр)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры “____”___________200__г. протокол №_________
Зав.кафедрой __________________Момот Т.В.
(подпись)
Рабочая программа утверждена на заседании УМКС/УМКН “____”______________200__г. протокол №_________
Председатель УМКС/УМКН ___________________Момот Т.В.
(подпись)
Саратов 2003г.
1 Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
1.1. Цель преподавания дисциплины
Целью преподавания дисциплины “Архитектоника” является развитие образного объемно- пространственного мышления студента, учет функционально- конструктивных предпосылок формообразования. Процесс формообразования предполагает выявление основополагающих, функциональных и конструктивно- технических моментов.
1.2. Задачи изучения дисциплины.
В решении задачи повышения качества промышленных изделий важное место занимает художественно- техническое творчество и использование его результатов для создания новых, и совершенствования выпускаемых изделий.
Основным моментом в художественном проектировании промышленных изделий является вопрос формообразования изделия в зависимости от его функции, конструкции, материала и технологии изготовления.
задачей изучения дисциплины ставится научить студента основным законам формообразования, развить способность к формированию эстетических качеств, учитываемых при художественном проектировании.
1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых студентам необходимо для усвоения данной дисциплины: рисунок, художественно- графическая композиция, инженерная графика.
2. Требования к знаниям и умениям студентов по дисциплине:
Студент должен знать: Виды и разновидности архитектонического творчества. Дизайн. Знаковая функция объектов дизайна. Информативность форм, свойства форм. Форма костюма. Закономерности и средства композиции. Основные принципы художественного проектирования.
Студенты должны уметь: Работать с бумагой. Создавать композиции по законам архитектоники и композиции.
3. Распределение трудоемкости (час) дисциплины по темам и видам занятий.
№ модуля
|
№ недели
|
№ темы
|
Наименование темы
|
часы
|
всего
|
лекций
|
лаб. раб.
|
прак.
раб.
|
СРС
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
1
|
1
|
Введение. Классификация искусств. Виды архитектонического творчества.
|
2
|
2
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
3
|
2
|
Предпосылки возникновения дизайна, как вида профессиональной деятельности.
|
6
|
2
|
|
2
|
2
|
2
|
5
|
2
|
Дизайн, основные понятия.
|
6
|
2
|
|
2
|
2
|
3
|
7
|
3
|
Образ, функция формы. Информативность формы. Форма костюма.
|
6
|
2
|
|
2
|
2
|
3
|
9
|
3
|
Архитектоника и ее функции.
|
6
|
2
|
|
2
|
2
|
3
|
11
|
3
|
Комбинаторика формообразования.
|
6
|
2
|
|
2
|
2
|
4
|
13
|
4
|
Закономерности и средства композиции.
|
7
|
2
|
|
2
|
3
|
4
|
15
|
4
|
Средства преведения свойств форм к композиционному единству.
|
8
|
2
|
|
2
|
4
|
5
|
17
|
5
|
Основные принципы художественного проектирования.
|
8
|
1
|
|
3
|
4
|
итого
|
|
|
|
55
|
17
|
|
17
|
21
|
4. Содержание лекционного курса.
№ темы
|
Всего часов
|
№ лекции
|
Тема лекции. Вопросы обрабатываемые на лекции
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
2
|
1
|
Введение. Классификация искусств. Виды и разновидности архитектонического творчества. 3 класса искусства. Объекты деятельности художника прикладного искусства. Бифункциональность архитектонических искусств.
|
2
|
2
|
2
|
Предпосылки возникновения дизайна. Художественное проектирование и качество изделий промышленного производства. Дизайн-вид деятельности по проектированию предметного мира.
|
2
|
2
|
3
|
Дизайн, основные понятия. Знаковые функции объектов дизайна. Стилизация формы. Особенности знака - обобщенность и условность в изображении предметных форм.
|
3
|
2
|
4
|
Образ, функция, форма. Информативность формы. Костюм как форма дизайниской деятельности. Форма костюма. 3 аспекта формы. Свойства формы. Качество формы. Основные факторы формообразования.
|
3
|
2
|
5
|
Архитектоника и ее функции. Использование бионических принципов формообразования. Архитектоничность бионичных форм.
|
3
|
2
|
6
|
Комбинаторика формообразования. Применение принципов комбинаторики в современных объектах дизайна.
|
4
|
2
|
7
|
Закономерности и средства композиции в художественном проектировании. Свойства пространственных форм.
|
4
|
2
|
8
|
Средства преведения свойств форм к композиционному единству.
|
5
|
1
|
9
|
Основные принципы художественного проектирования. Метаморфический язык дизайна.
|
итого
|
17
|
|
|
5. Перечень практических занятий.
№ темы
|
Всего часов
|
№ занятия
|
Тема практического занятия, вопросы, отрабатываемые на практическом занятии.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3
|
2
|
2
|
Знакомство с техническими приемами бумаго- пластики. Изготовление геометрических форм (куба, цилиндра, конуса, пирамиды)
|
3
|
2
|
4
|
Архитектоника плоского листа и плоской ленты. Упражнение по организации поверхности. Создание композиции на прямых линиях.
|
4
|
2
|
6
|
Создание плоской композиции на кривых линиях.
|
4
|
3
|
8
|
Создание композиции на образе развития формы: нарастание, убывание, пульсация и т. д. в плоскостных структурах.
|
4
|
3
|
10
|
Создание различных видов кинетических структур: активных, пассивных, смешанных.
|
4
|
3
|
12
|
Метроритмическая организация структур костюма цветоритмическая организация структур костюма.
|
5
|
2
|
14
|
Визуальная трансформация объема под влиянием цвета и орнамента.
|
итого
|
17
|
|
|
6. Задания для самостоятельной работы студентов.
№ темы
|
Всего часов.
|
Вопросы для самостоятельного изучения (задания).
|
Литература.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2
|
2
|
Костюм - как вид архитектонического искусства
|
“Дизайн костюма” Бердник Т.О., Неклюдова Т. П., Ростов Н/Д. Издательство “Реникс” 2000
|
2
|
2
|
Знаковая функция объектов дизайна
|
“Архитектоника и комбинаторика формообразования” учебник для ВУЗов/
Ю.Г. Ботко. Киев, Высшая школа, 1991.
|
3
|
2
|
Коммуникативная функция костюма, как вида дизайнерской деятельности.
|
Архитектоника объемных форм. Часть 2. Конспект лекций. Л. Б. Рытвинская М. МТИ 1980
|
3
|
2
|
Использование бионических принципов формообразования
|
Художественное осмысление объектов дизайна. Тердеев Е. В.; М; издательство АУТОПАН. 1993 г.
|
3
|
2
|
Применение принципов комбинаторики в костюме
|
|
4
|
2
|
Анализ свойств и средств композиции в костюме
|
“Основы теории проектирования костюма” учебное пособие для ВУЗов/ под редакцией Козловой Т. В.- М. Легпромбытиздат. 1998
|
4
|
4
|
Анализ формы костюма
|
Эстетические ценности предметно- пространственной среды. Иконников А. В.
Коган М. С. Пилипенко В.Р.
|
5
|
4
|
Принципы художественного мышления в проектировании объектов дизайна
|
|
Экзаменационные вопросы.
-
Цели и задачи дисциплины “Архитектоника объемных форм”.
-
Место и сфера деятельности архитектонического творчества.
-
Основные цели и задачи формообразования.
-
Дать определение понятия “форма одежды”.
-
Дать определение понятия “форма костюма”, три аспекта формы.
-
Перечислить основные свойства формы.
-
Перечислить основные характеристики геометрического вида формы.
-
Дать определение понятию “силуэт”.
-
Перечислить факторы, от которых зависит качество архитектонической вещи.
-
Дать характеристику периодов моды с учетом изменения внешней формы
-
Дать определение понятия “стиль”, “базовая форма”.
-
Дать определение понятия “величина”.
-
Дать определение понятия “положение формы в пространстве”.
-
Дать определение “зрительного восприятия массы”.
-
Перечислить условия, от которых зависит степень массивности формы.
-
Дать определение понятия “фактура”.
-
Перечислить факторы, от которых зависит восприятие фактуры.
-
Дать определение понятия “текстура”.
-
Дать определение понятия “цвет”.
-
Перечислить основные цветовые характеристики.
-
Дать определение понятия “пропорция”
-
Характеристика двух методов построения пропорций.
-
Дать определение понятия “контраст”.
-
Дать определение понятия “нюанс”.
-
Дать определение понятия “масштабность”.
-
Перечислить факторы, от которых зависит масштабная выразительность.
-
Дать определение понятия “ритм”.
-
Составляющие ритмичной композиции.
-
Дать определение понятия “модуль”.
-
Дать определение понятия “симметрия”.
-
Выполнить эскиз простой метрической композиции.
-
Выполнить эскиз сложной метрической композиции.
-
Выполнить эскиз динамической композиции.
-
Выполнить эскиз простой динамической композиции.
-
Выполнить эскиз композиции с изменением величины метрического ряда.
Список литературы.
Основная:
-
“Архитектоника и комбинаторика формообразования” учебник для ВУЗов/ Ю.Г. Ботко. Киев, Высшая школа, 1991.
-
Архитектоника объемных форм. Часть 2. Конспект лекций. Л. Б. Рытвинская М. МТИ 1980
-
Дизайн и искусство (Актуальные проблемы технической эстетики). Аромов В.Р.- М.: Знание.- 1984.
Дополнительная:
-
Эстетические ценности предметно- пространственной среды. Иконников А. В., Коган М. С., Пилипенко В.Р.
-
“Основы теории проектирования костюма” учебное пособие для ВУЗов/ под редакцией Козловой Т. В.- М. Легпромбытиздат. 1998
Достарыңызбен бөлісу: |