Рабочая учебная программа для студентов специальности 032001. 65 «Документоведение и документационное обеспечение управления»



Дата13.06.2016
өлшемі171.5 Kb.
#132169
түріРабочая учебная программа


Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменский государственный университет


Институт истории и политических наук

кафедра документоведения и документационного

обеспечения управления

С.В. Туров

ТЕКСТОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

для студентов специальности 032001.65

«Документоведение и документационное обеспечение управления»

Тюменский государственный университет

2008
С.В. Туров Текстология. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной форм обучения специальности «Документоведения и ДОУ». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008, 23 стр.

Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа содержит информацию о лекционных занятиях по темам курса, темах семинаров, темы рефератов, список литературы, контрольные вопросы для подготовки к экзамену. Программа предназначена для студентов 2 курса всех форм обучения.

Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ. Текстология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института истории и политических наук. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: С.П. Шилов, док. ист. наук, зав.

кафедрой документоведения и ДОУ


РЕЦЕНЗЕНТЫ: С.Н. Бурова, кандидат филологических наук,

доцент кафедры русской литературы



И.В. Скипина, док. ист. наук, профессор

кафедры документоведения и ДОУ


© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008.

С.В. Туров, 2008.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Текстология» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» Комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарт.

Учебно-методический комплекс включает в себя пояснительную записку, тематический план дисциплины, содержание лекционного курса, планы семинарских занятий, вопросы к зачету, темы контрольных работ, рекомендуемую литературу, краткий терминологический словарь.

Курс содержит материал с 1985г. до 2008г., основные базовые понятия и др.

Цель курса – представить текстологию как особую научную дисциплину и область практической деятельности.

Задачи:


1) познакомить с историей развития текстологии,

2) обозначить направления современной эдиционной практики,

Курс имеет прикладной характер, подготавливая студентов к будущей профессиональной деятельности в сфере документведения и секретарско-референтской деятельности

Требования к уровню освоения содержания курса

Сформировать разностороннее представление о текстологической деятельности, научить ориентироваться в современном потоке изданий массовых, научно-массовых, научных типов, уметь применять необходимый научный инструментарий для решения прикладных задач в ходе самостоятельной подготовки текстов.

В процессе изучения курса студенты получают практические навыки работы с исследовательской литературой, навыки самостоятельного анализа текстов.

Форма отчетности – зачёт


    Тематический план для заочного обучения



    Тема


    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Итого часов по теме

    Итого количество баллов

    Лекции*

    Семинарские (практические) занятия*

    Самостоятельная работа*



    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1.

    Советский государственный аппарат в период перестройки (1985-1991 гг.).

    1

    2

    6

    3

    0-6

    2.

    Советские органы управления, органы юстиции, суд, прокуратура в середине 80-х - начале 90-х гг. XX в.




    2

    10

    6

    0-10

    3.

    Государственные учреждения РСФСР в начале 90-х гг. 20 в.

    1

    1

    12

    10

    0-10

    4.

    Современная система органов государственного управления РФ. Высшие государственные учреждения.

    1







    4

    0-15

    5.

    Современная система высших органов государственного управления РФ.

    1

    2

    8

    10

    0-15

    6.

    Центральные учреждения РФ на современном этапе.

    1







    1

    0-10

    7.

    Административно-политические органы, органы юстиции, суд, прокуратура РФ.




    1

    14

    19

    0-10

    8.

    Органы местного управления и самоуправления в РФ.

    1

    2

    10

    13

    0-20




    Итого (часов, баллов):

    6

    10

    50

    66

    0 – 100

    Оценка работы студента в рейтинговых баллах.

    Перечень обязательных видов работы студента, оцениваемых в баллах.



    № п/п

    Вид контроля успеваемости

    Максимальное количество баллов

    1.

    Контроль за посещением лекций

    0-2

    2.

    Ответ на теоретический вопрос на семинаре

    0-6

    3.

    Дополнение к ответам и участие в обсуждении теоретических вопросов

    0-5

    4.

    Доклад на семинаре

    0-5

    5.

    Контрольная работа

    0-3

    6.

    Тестирование

    0-4

Шкала перевода баллов в оценки

Шкала перевода баллов в оценки представлена в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет», утверждённой Решением ученого совета ТюмГУ от 31.03.2008, а также на основании положения Института истории и политических наук ТюмГУ.

Для экзамена

Шкала баллов

ОЦЕНКА

60 и менее баллов

удовлетворительно

от 61 до 75 баллов

удовлетворительно

От 76 до 90 баллов

хорошо

От 91 до 100 баллов

отлично

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Текстология как область практической и филологической деятельности.

Текст как предмет филологического исследования. Предмет, объект и методы текстологии. Связь текстологии с литературоведением, библиографией, палеографией, источниковедением, герменевтикой, поэтикой, стилистикой Возникновение текстологии. Два направления текстологии: историко-литературное и эдиционное. Сравнительно-историческое и типологическое изучение произведений. Основные требования к текстологическому исследованию: историзм; прослеживание связи произведения с социально-исторической обстановкой, культурным и историко-литературным контекстом; изучение всех изменений текста данного произведения, учёт иных произведений того же автора, а также других авторов, работавших в сходных условиях; изучение интертекстуальных связей; рассмотрение произведения как целого; доказательное объяснение установленного текста как единственно верного. Сторонники эдиционного направления: П.В. Анненков, В.Е. Якушкин, Н.С. Тихонравов, Б.Я. Бухштаб, Е.И. Прохоров. Приверженцы историко-литературного (филологического) направления: Г.О.Винокур, Н.К. Пиксанов, Д.С. Лихачёв, А.Л. Гришунин, С.И. Тимина. Постановка научных проблем издания текстов. Издание художественных текстов. Выработка эдиционных принципов издания. Основные термины текстологии. Базовые текстологические обозначения. Текстология античной и средневековой литературы. Текстология литературы Нового времени.

Тема 2. Развитие отечественной текстологии.

Текстология древнерусских памятников. История текстологии новой русской литературы. Вторая половина XIX в. Период эмпирического накопления знаний. Появление первых «научных» изданий классиков (Ломоносов, Пушкин, Державин). Конец XIX в. Начало массового изучения и издания рукописного наследия классиков. Первые попытки последовательно отразить в научном издании историю изменений текста. Академическое собрание сочинений Пушкина под редакцией Л.Н. Майкова. Установившиеся методы публикации творческой рукописи. 1920-1930-е гг. Бурное развитие текстологии, связанное с программой Академии наук по изданию полных собраний сочинений русских классиков. Становление терминологии. Формулировка основных научных проблем. Проблема изменчивости текста и текстологическая дискуссия 1920-х гг. о «каноническом тексте» (М. Л. Гофман, Б. В. Томашевский, Г. О. Винокур). 1940-1980-е гг. Совещание по вопросам текстологии в ИМЛИ в мае 1954 г. Объявление текстологии служебной филологической дисциплиной, основная задача которой — установление единого окончательного текста произведения, подлежащего публикации во всех изданиях. Нач. 1990-х гг. – возрождение интереса к теоретическим аспектам текстологии в связи с расширением публикационной деятельности.



Тема 3. Теоретико-методологические проблемы текстологии.

Природа литературного текста. Представление о литературном тексте как динамической, изменчивой величине (литературный текст в противопоставлении историческому документу). Авторские изменения текста: творческие изменения (любое авторское изменение текста влекущее за собой модификацию его художественного облика); нетворческие авторские изменения. Не-авторские изменения / искажения. История текста как хронологическая последовательность творческих изменений. Разница между историей текста и творческой историей произведения. Значение истории текста для историко-литературного и теоретического исследования. Понятие авторской (творческой воли). Полемика между Б.В. Томашевским и Г.О. Винокуром. Проблема единства литературного текста. Понятие «текст» и понятие «произведение». Различия между читательским восприятием «профессионального читателя – филолога» и «читателя-неспециалиста». Проблема установления основного текста. Различия в терминологии: основной, канонический, дефинитивный, истинный текст. Частные случаи истории текста: атрибуция, датировка, локализация. История текста. Учет всех «источников» текста (текстовых воплощений произведения). Рукописи (автографы, копии, авторизованные копии, машинопись) и прижизненные публикации. Схема движения текста: беловой автограф – первое издание (журнальная публикация) – первое отдельное издание – переиздание (переиздание в сборнике произведений данного автора) – издание в составе прижизненного собрания сочинений автора – посмертные переиздания. Понятие варианта и редакции. Понятие цензурного варианта / цензурной замены / цензурной купюры. Редакция как глубинное изменение текста, связанное с трансформацией художественного замысла или структуры произведения. Варианты, разночтения, искажения. Неавторские изменения текста. Подготовка произведения к печати. Институт цензуры. Автоцензура. Особенности журнальных публикаций (отсутствие авторского контроля, возможность редакторского вмешательства). Вопрос об авторском участии в подготовке отдельного издания и собрания сочинений. Критика текста. Критический текст – текст, освобожденный в результате всестороннего исторического, историко-литературного, биографического, лингвистического исследований от любого рода искажений и не-авторских вторжений. Методы установления критического текста. Принцип обратной хронологии. Принципиальная разница между критической и документальной передачей текста. Место критики текста и ее границы в современных научных документальных изданиях. Рукописные источники текста. Автографы. Типы автографов. Терминология при описании автографов, применяемая в современных научных изданиях. Особенности рукописного наследия разных авторов. Разные взгляды на природу чернового автографа (черновой автограф как фиксация определенной стадии творческого процесса или черновой автограф как воплощение самого этого процесса). Способы передачи чернового автографа в печати. Копии произведений. Авторизованная копия. Характер авторизации. Неавторизованная копия. Оценка авторитетности копий. Копии как единственный источник текста. Особенности рукописного наследия XX в. Машинопись. Авторизованная машинопись. Проблема фонограммы как источника текста.

Тема 4. Эдиционное направление текстологии.

Типы изданий в отношении к подготовке текста. Понятие «основной текст». Альтернативные понятия: критический, дефинитивный, канонический текст. Понятие текста корпуса. Базовый принцип выбора основного текста – последнее прижизненное издание. Ограничения в применении этого принципа. Тенденция отказа от выбора основного текста в ряде современных изданий. Принцип «двойного печатанья». Научная подготовка текста. Орфография и пунктуация. Становление орфографической и пунктуационной системы русского языка в XIX в. Реформа 1918 г. Вопрос об «авторской» орфографии и пунктуации. Границы модернизации. Современные дискуссии о «модернизации».

Проблема атрибуции и датировки в свете представлений о динамической изменчивости текста. Методы атрибуции. Виды датировок. Основные способы и приемы датировок. Значение датировки для понимания текста. Композиция издания. Жанровый, хронологический, жанрово-хронологический, тематический, комбинированный принципы расположения материала. Проблема поэтического сборника как художественного единства. Моноиздание, сборник, избранные произведения, собрание сочинений. Особенности издания полных собраний сочинений. Раздел Dubia.

Тема 5. Значение текстологии в современной издательской практике.

Типообразующие признаки изданий разных типов: читательский адрес, целевое назначение, состав издания. Массовый тип литературно-художественного издания. Принципы выбора текста для массового типа. Значительные современные проекты изданий массового типа. Массовый тип в современной издательской практике. Принципы подготовки серии «Библиотека всемирной литераторы» (изд-в «Художественная литература» и «Эксмо»). Научно-массовый тип литературно-художественного издания. Ведущие издательские проекты прошлого и современности. Принципы подготовки текстов в научно-массовых изданиях. Справочно-пояснительный (критический) аппарат издания. Научный тип литературно-художественного издания. Характеристика выходящих в настоящее время научных изданий (Пушкин, Жуковский, Баратынский, Фет, Гончаров, Блок). Серии «Литературные памятники», «Литературное наследство», «Библиотека поэта». Сопоставление текстологических программ, принятых в каждом издании. Тип «академического» издания. Основные разделы научного критического издания: корпус, раздел других редакций и вариантов, комментарий. Виды комментариев: текстологический (сведения о датировке, ее обоснование; история создания произведения от рождения авторского замысла до последних прижизненных изданий; характеристика текста, указанных в справочно-библиографической части комментария, обоснование выбора основного текста); историко-литературный (место и значение данного произведения в эволюции творческого метода, идейно-художественные искания, биографические моменты, произведение рассматривается в его связях с эпохой; приводятся отзывы современников и факты литературно-критической борьбы, вызванной произведением); реальный (достоверные фактические данные, поясняющие текст: не ясные современному читателю события, различные намеки и иносказания; малоизвестные исторические и мифологические имена, вышедшие из употребления или изменившие значение слова и выражения, узко профессиональные термины). Указатели.

Тема 6. Специфика текстологической подготовки классических произведений

Основные принципы подготовки текстов в Полном собрании сочинений, дневников и писем Л.Н.Толстого: тип издания и его задачи, состав и композиция издания, подготовка основного текста, подготовка других редакций и вариантов, принципы лингвистического оформления текста, подготовка комментария и указателей. Проспект издания Полного собрания Л.Н. Толстого в 100 т.: художественные произведения, неоконченное, детские сочинения и т.д. Требования, предъявляемые к академическому собранию сочинений: точность текста; полный свод редакций и вариантов; научный комментарий, обобщающий результаты исследования текстов и содержащий сведения об источниках, наличии редакций, обоснования выбора текста, атрибуций, датировок; справочный аппарат, обеспечивающий пользование изданием для научной работы. Персональная текстология.

Тема 7. Выпуск документальных изданий.

Факсимильные и дипломатические издания, архивные документы, задачи их текстологической подготовки. Принципы формирования научно-справочного аппарата документальных изданий.



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие № 1. Текстология как область практической и филологической деятельности.  1. Предмет и объект текстологии 

2. Задачи текстологии 

3. Методы текстологии 

4. Принципы текстологии 

5. Историко-литературное (филологическое) и эдиционное направления: «отцы-основатели», ключевые вопросы, понимание категории «текст» 

литература: 

1. Лихачев Д.С. Текстология: краткий очерк. М.: Наука, 2006. С.8-14. 

2. Делон М., Дмитриева Е. Вместо предисловия // Проблемы текстологии и эдиционной практики: Опыт французских и российских исследователей. М.: ОГИ, 2003. С.5-18.  Дополнительная литература: 

1. Лихачев Д.С. Задачи текстологии // Русская литература. 1961. №4. С. 175-185. 

2. Лихачев Д.С. По поводу статьи Б.Я. Бухштаба // Русская литература.1965. № 1. С. 76-98. 

3. Лихачев Д.С. Ответ Б.Я. Бухштабу и Е. И. Прохорову // Русская литература. 1965. №3. С. 156-162 

4. Берков П.Н. Проблемы современной текстологии // Вопросы литературы. 1963. № 12. С. 78-95. 

5. Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии // Русский язык. Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография: Виноградовские чтения IX-X. М., 1981. С. 35-48. 

6. Прохоров Е. И. Предмет, метод и объем текстологии как науки // Русская литература. 1965. № 3. С. 148 

Практическое занятие № 2. Теоретико-методологические проблемы текстологии 

1. Проблема установления основного текста 

2. Терминологический спор: основной, дефинитивный, канонический, установленный текст 

3. Источники основного текста: автографы, авторизованные копии, прижизненные издания, черновики, записные книжки 

4. Основные понятия истории текста: текст, произведение, рукопись, список, копия, автограф, авторизованная копия, редакция, вариант 

Основная литература: 

1. Лихачев Д.С. Текстология: краткий очерк. М.: Наука, 2006. С.14-30. 

2. Громова-Опульская Л.Д. Текст и произведение: связь / противостояние // Громова-Опульская Л.Д. Избранные труды. М.: Наука, 2005. С.482-487. 

Дополнительная литература: 

1. Матевосян Е. Проблема реконструкции источников текста (на примере романа М.Горького «Жизнь Клима Самгина») // Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французских и российских исследователей / Под общ. ред. М.Делона, Е.Е.Дмитриевой. М.: ОГИ, 2003. С.266-274. 

2. Жданов В.А. Описание рукописей художественных произведений Толстого. М.,1955. 

3. Нечаева В. С. Проблема установления текстов в изданиях литературных произведений 19 — 20 веков // Вопросы текстологии. М., 1957. С. 33. 

4. Мильчин А.Э Текст документов, воспроизводимых по архивным источникам // Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора. М.: ОЛМА-Пресс, 2005. С.169-183. 

Практическое занятие № 3. Теоретико-методологические проблемы текстологии 

1. Понятие творческой воли автора 

2. Нарушение принципа последней авторской воли: сторонники и противники 

3. Ошибки авторского текста 

4. Сознательные изменения текста 

5. Замысел и воля автора 

Основная литература: 

1. Лихачев Д.С. Текстология: Краткий очерк. М.: Наука, 2006. С.54-70, 104-108. 

2. Громова-Опульская Л.Д. Эволюция мировоззрения автора и проблема выбора текста // Громова-Опульская Л.Д. Избранные труды. М.: Наука, 2005. С.320-365. 

Дополнительная литература: 

1. Великанова Н. Воля и неволя автора «Войны и мира» (издание рукописей и основного текста) // Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французских и российских исследователей / Под общ. ред. М.Делона, Е.Е.Дмитриевой. М.: ОГИ, 2003. С.51-63. 

2. Фрейдин Ю. Тридцать лет текстологии Осипа Эмильевича Мандельштама // Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французских и российских исследователей / Под общ. ред. М.Делона, Е.Е.Дмитриевой. М.: ОГИ, 2003. С.292-308. 

3. Савелли Д. Как издавать Полное собрание сочинений Бориса Пильняка // Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французских и российских исследователей / Под общ. ред. М.Делона, Е.Е.Дмитриевой. М.: ОГИ, 2003. С.181-198. 

Практическое занятие № 4. Теоретико-методологические проблемы текстологии 

1. Изучение творческой истории произведения 

2. Творческая лаборатория писателя 

3. Сведения об истории произведения в издания для массового читателя и читателя-специалиста 

4. Публикация черновиков 

Основная литература: 

1. Лихачев Д.С. Текстология: краткий очерк. М.: Наука, 2006. С.102-104, 133-147. 

2. Громова-Опульская Л.Д. История текста как путь к истории литературы // Громова-Опульская Л.Д. Избранные труды. М.: Наука, 2005. С.451-461. 

Дополнительная литература: 

1. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М.,1971. 

2. Сакулин П.Н. Проблема «творческой истории» // Известия Академии наук СССР, Отделение гуманитарных наук. VII серия. 1930. № 3. 

3. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность и развитие литературы // Храпченко М.Б. Собр. соч.: В 4 т. М., 1981. Т. 3. С. 87 

4. Желтова Н.И., Колесникова М.И. Творческая история произведений русских и советских писателей: Библиографический указатель. М., 1968. 

Практическое занятие № 5. Теоретико-методологические проблемы текстологии.

1. Основные проблемы атрибуции 

2. Способы атрибуции 

3. История псевдонимов и литературных мистификаций 

4. Раздел «Dubia» в издании 

Основная литература: 

1. Лихачев Д.С. Текстология: краткий очерк. М.: Наука, 2006. С.85-97. 

2. Громова-Опульская Л.Д. Документальные источники атрибуции литературных произведений // Громова-Опульская Л.Д. Избранные труды. М.: Наука, 2005. С.366-411. 

Дополнительная литература: 

1. Кацис Л.Ф. Решенные и решаемые проблемы авторства в истории русской литературы и общественной мысли XX в. Споры о «Тихом Доне» // Эдиционная практика и проблемы текстологии. М.: Рос.гос.гуманит.ун-т, 2006. С.97-119. 

2. Кто написал «Тихий Дон»?: Проблемы авторства «Тихого Дона». Пер. М.: Книга, 1989. 

3. Кузнецов Ф. «Книга века»: Рукопись «Тихого Дона» найдена и спасена // Москва. 2000. №1. С.161-170. 

4. Кузнецов Ф. Шолохов и «антишолохов». Конец литературной мистификации века // Наш современник. 2000. №5. С.268-278; 2001. №4. С.252-283. 

5. От Нестора до Фонвизина. Новые методы определения авторства. Под редакцией Л.В. Милова. М.: Прогресс, 1994. 

6. Морозов А.А. Новое орудие объективного исследования древних документов (Лингвистические спектры, как средство для отличения плагиатов от истинных произведений того или другого известного автора и для определения их эпохи.) // http://www.textology.ru/libr/Morozov.htm 

7. Марусенко М.А. Атрибуция анонимных и псевдоанонимных произведений методом распознавания образов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 

8. Хмелев Д.В. Распознавание автора текста с использованием цепей А.А. Маркова // Вестник Московского ун-та. Сер. 9, Филология. – 2000. - №2. – С.115-126. 

Практическое занятие № 6. Эдиционное направление в текстологии.

1. Выбор текста 

2. Расположение произведений в издании 

3. Формирование справочного аппарата 

4. Правила передачи текста 

5. Основные текстологические обозначения 

Основная литература: 

1. Лихачев Д.С. Текстология: краткий очерк. М.: Наука, 2006. С.133-158. 

2. Громова-Опульская Л.Д. Некоторые итоги текстологической работы над полным собранием сочинений Л.Н. Толстого // Громова-Опульская Л.Д. Избранные труды. М.: Наука, 2005. С.289-303. 

3. Зимина Л.В. Основные элементы аппарата издания // 

Зимина Л.В. Издания переводной литературы: конспект лекций. Ч.I. Общая характеристика, типология и аппарат издания. М.: МГУП, 2006. С.38-43. 

Дополнительная литература: 

1. Дмитриева Е. Издание Гоголя: проблема этическая, эстетическая, текстологическая? // Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французский и российский исследователей / Под общ. ред. М.Делона, Е.Е.Дмитриевой. М.: ОГИ, 2003. С.33-50. 

2. Блудилина Н. Эдиционный принцип и его необходимость при решении научных задач издания (проблемы издания текстов XVIII в.) // Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французский и российский исследователей / Под общ. ред. М.Делона, Е.Е.Дмитриевой. М.: ОГИ, 2003. С. 209-222. 

Практическое занятие № 7. Видо-типологическая характеристика изданий.

1. Типы изданий 

2. Особенности изданий разных типов 

3. Понятие академического издания 

4. Текстологические принципы подготовки изданий академического, научного, научно-популярного (научно-массового), популярного (массового) типов 

Основная литература: 

1. Карайченцева С.А. Типы литературно-художественных книжных изданий // Карайченцева С.А. Книговедение: литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству. М.: МГУП, 2004. С.30-46. 

2. Зимина Л.В. Типология переводных литературно-художественных изданий // Зимина Л.В. Издания переводной литературы: конспект лекций. Ч.I. Общая характеристика, типология и аппарат издания. М.: МГУП, 2006. С.30-37. 

Дополнительная литература: 

1. Грачева А. Текстологические проблемы научного издания сочинений писателей первой волны русской эмиграции (собрание сочинений А.М. Ремизова) // Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французский и российский исследователей / Под общ. ред. М.Делона, Е.Е.Дмитриевой. М.: ОГИ, 2003. С. 64-78. 

2. Громова-Опульская Л.Д. Принципы современной текстологии и академическое издание С.А. Есенина // Громова-Опульская Л.Д. Избранные труды. М.: Наука, 2005. С.462-465. 

3. Грякалова Н. Символистский текст: модусы интерпретации (из опыта работы над академическим Полным собранием сочинений и писем Александра Блока) // Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французский и российский исследователей / Под общ. ред. М.Делона, Е.Е.Дмитриевой. М.: ОГИ, 2003. С.112-128. 

4. Фомичев С. Новое академическое Полное собрание сочинений Пушкина в системе источниковедческих изданий // Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французский и российский исследователей / Под общ. ред. М.Делона, Е.Е.Дмитриевой. М.: ОГИ, 2003. С.129-141. 

5. Морозов А. А. О воспроизведении текстов русских поэтов XVIII века // Русская литература. 1966. № 2. С. 175-193. 

6. Бухштаб Б.Я. Проблемы типологии литературно-художественных изданий // Книга. Исследования и материалы. Вып. XXXII. М., 1976. С.5-35. 

Практическое занятие № 8. Специфика текстологической подготовки классических произведений 

1. Основные принципы композиции изданий 

2. Хронологический, жанрово-хронологический, жанровый принципы композиций изданий 

3. Издание классических произведений в региональных издательствах 

Основная литература: 

1. Громова-Опульская Л.Д. Текстология незавершенного (Л.Толстой) // Громова-Опульская Л.Д. Избранные труды. М.: Наука, 2005.С.494-503. 

2. Королева Н. К вопросу о композиции академического издания Анны Ахматовой // Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французский и российский исследователей / Под общ. ред. М.Делона, Е.Е.Дмитриевой. М.: ОГИ, 2003. С.79-102. 

3. Болховитинова С.М. и др. Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий. М.: МГУП, 2000. 


Дополнительная литература: 

1. Непомнящий В.О Собрании сочинений А.С. Пушкина, размещенных в хронологическом порядке (theoria) // Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французский и российский исследователей / Под общ. ред. М.Делона, Е.Е.Дмитриевой. М.: ОГИ, 2003. С.142-151. 

2. Сурат И. О Собрании сочинений А.С. Пушкина, размещенных в хронологическом порядке (practice) // Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французский и российский исследователей / Под общ. ред. М.Делона, Е.Е.Дмитриевой. М.: ОГИ, 2003. С.152-158. 

3. Андерсон Р. О визуальной композиции «Преступление и наказание» // Достоевский: Материалы и исследования. М., 1994. 

4. Коваленко С. Текстология «Большого жанра». Инвариантность и принцип текстовой завершенности (Собрание сочинений А.А. Ахматовой: В 6 т. М.: Эллис Лак, 1998-2002) // Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французский и российский исследователей / Под общ. ред. М.Делона, Е.Е.Дмитриевой. М.: ОГИ, 2003. С.199-208. 

5. Рейсер С.А. Расположение материала // Рейсер С.А. Палеография и текстология. М.: Просвещение, 1970. С.274-287. 

Практическое занятие № 9. Типы комментариев и указателей 

1. Типы комментариев: текстологический, реальный, историко-литературный, лингвистический, лингвострановедческий 

2. Задачи комментария, цель и приемы его подготовки. Позиция комментатора 

3. Разновидности указателей: предметные, тематические, именные, нетекстовых элементов издания. Алфавитные, систематические, хронологические, нумерационные указатели. Глухие, дополненные, аналитические, аннотированные, комментированные. 

4. Функции указателей 

Основная литература: 

1. Лихачев Д.С. Текстология: Краткий очерк. М.: Наука, 2006. С.154-158. 

2. Зимина Л.В. Комментирование в переводных изданиях; Вспомогательные указатели в переводных изданиях // Зимина Л.В. Издания переводной литературы: конспект лекций. Ч.I. Общая характеристика, типология и аппарат издания. М.: МГУП, 2006. С.44-88. 

Дополнительная литература: 

1. Толстая Е. Из комментариев к «Золотому ключику» // Эдиционная практика и проблемы текстологии. М.: Рос.гос.гуманит.ун-т, 2006. С.69-86. 

2. Манн Ю. Н.В.Гоголь: академический комментарий в поисках жанра // Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французский и российский исследователей / Под общ. ред. М.Делона, Е.Е.Дмитриевой. М.: ОГИ, 2003. С.103-111. 

3. Рейтблат А.И. Комментарий в эпоху Интернета // НЛО. 2004. №6. 

4. Дмитриева Н. Как издавать французского Пушкина? // Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французский и российский исследователей / Под общ. ред. М.Делона, Е.Е.Дмитриевой. М.: ОГИ, 2003. С.223-228. 


5. Мильчин А.Э. Вспомогательные указатели к содержанию изданий // Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора. М.: ОЛМА-Пресс, 2005. С.379-463. 

Сообщения по книгам: 

Винокур Г.О. Комментарий к «Борису Годунову». М.: Лабиринт, 2005. 

Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий. Л.: Просвещение, 1983. 

Набоков В.В. Комментарий К роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». СПб.: Искусство, 1999.


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


1. Текстология как область практической и филологической деятельности. Связь текстологии с другими науками. Основные задачи текстологии. 

2. Значение текстологии в современной издательской практике. Предмет, объект и методы текстологии. 

3. Виды источников текста литературного произведения. 

4. Понятие основного текста. Проблема выбора основного текста. Альтернативные названия основного текста. 

5. Понятие варианта и редакции. 

6. Классификация и принципы описания автографов. 

7. Черновой автограф как единственный источник текста. 

8. Понятие черновика и беловика. Автограф, копия, список. 

9. Развитие отечественной текстологии. 

10. Основные этапы развития текстологии новой русской литературы. 

11. Типы изданий классических произведений. Специфика текстологической подготовки классических текстов. 

12. Структура и композиция современных изданий классической литературы. Региональное издание литературной классики. 

13. Понятие творческой воли автора. Принцип соблюдения последней авторской воли и исключения из него. 

14. Понятие конъектуры. Основные способы конструирования конъектур; научная полемика о допустимости конъектур. 

15. Значение изучения творческой истории произведения. 

16. Основные проблемы атрибуции: история псевдонимов и литературных мистификаций. 

17. Важнейшие способы и методы атрибуции текста. 

18. Значение датировки для понимания текста. Типы датировок. Основные способы датировок. Различные приемы при датировке произведений разных культурных эпох. 

19. Проблема воспроизведения орфографии и пунктуации. Авторское правописание и принцип сохранения значимого. 

20. Типы изданий и их особенности. Требования, предъявляемые к академическому собранию сочинений. 

21. Основные принципы композиций изданий. Раздел «Dubia». 

22. Выпуск документальных изданий. 

23. Типы комментариев. 

24. Типы указателей. 

25. Современные проблемы текстологии и направления эдиционной практики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература: 

1. Громова-Опульская Л.Д. Избранные труды. М.: Наука, 2005. 

2. Лихачев Д. С. Текстология: Краткий очерк. 2-е изд. М., 2006. 

3. Карайченцева С.А. Книговедение: литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству. М.: МГУП, 2004. 

4. Козлова М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий. Ульяновск, 2000. 

5. Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французских и российских исследователей / Под общ. ред. М.Делона, Е.Е.Дмитриевой. М., 2003. 

Дополнительная литература: 

1. Аношкина Ж.Г. Подготовка частотных словарей и конкордансов на компьютере. М., 1995. 

2. Бахтин М.М. План доработки книги «Проблемы поэтики Достоевского». Контекст. М., 1979. 

3. Берков П.Н. Библиографическая эвристика. М., 1960. 

4. Берков П.Н. Издания русских поэтов XVIII в.(История и текстологические проблемы). // Издание классической литературы. (Из опыта «Библиотеки поэта»). М., 1963. С.59-136. 

5. Берков П.Н. О людях и книгах. М., 1965. 

6. Берков П.Н. Проблемы современной текстологии // Вопросы литературы. 1963. № 12. С. 78- 95. 

7. Блюм А. За кулисами «Министерства правды». Тайная история советской цензуры. СПб., 1994. 

8. Болховитинова С.М. и др. Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий. М., 2000. 

9. Бонди С. М. Черновики Пушкина. М.,1978. 

10. Бонди С.М. Черновики Пушкина: статьи 1930-1970 гг. -2-е изд. М., 1978. 

11. Бродский Д.Д. Евгений Онегин. Роман Пушкина. М., 1964. 

12. Бурова С.Н. Проблемы текстологии и историко-литературный процесс: учебное пособие. Тюмень, 2006. 

13. Бухштаб Б. О природе текстологии и проблеме выбора основного текста // Русская литература.1965. №3. С. 125-133. 

14. Бухштаб Б. Писатель и книга // Вопросы литературы. 1960. № 4. С. 217-222. 

15. Бухштаб Б. Что же такое текстология? // Русская литература. 1965. № 1. С.65-75. 

16. Вацуро В. А. Записки комментатора. СПб., 1994. 

17. Вацуро В. Э. Еще раз об академическом издании Пушкина. (Разбор критических замечаний проф. Вернера Лефельдта) // Новое литературное обозрение. 1999. № 37. 

18. Виноградов В. В. Лингвистические основы научной критики текста // Вопросы языкознания. 1958. № 2, 3 

19. Вопросы текстологии: Сб. ст. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 

20. Гришунин А. Л. Исследовательские аспекты текстологии // Русский язык. Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография: Виноградовские чтения IX-X. М., 1981. С. 35-48. 

21. Гришунин А. Л. К спорам о текстологии // Русская литература. 1965. № 3. С. 134-146. 

22. Гришунин А.Л. Современное состояние теории текстологии // Современная текстология: Теория и практика. М., 1997. 

23. Желтова Н. и Колесникова М. И. Творческая история произведений русских и советских писателей: Библиографический указатель. М., 1968. 

24. История русской литературы ХIХ. Библиографический указатель. / Под ред. К.Д. Муратовой. М.-Л., 1963. 

25. История русской литературы ХIХ. Библиографический указатель / Под ред. К.Д. Муратовой. М.; Л., 1963. 

26. Казаркин А.П. Истолкование литературного произведения: учебное пособие. Кемерово, 1988. 

27. Канделина Б. Л., Федюшина Л. М., Бенина М. А. Русская художественная литература и литературоведение: Указатель справочно-библиографических пособий с конца XVIII в. до середины 1974 г. Л., 1976. 

28. Кожевников Г.В. Типология литературно-художественной книги: конспект лекций // Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook017/01/index.html, свободный. 


29. Комиссаров В.Н. Современное переводоведение: курс лекций. М., 2000. 

30. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972 

31. Корман Б.О. Опыт описания литературных родов в терминах теории автора (субъективный уровень) // Проблема автора в художественной литературе: Труды Удмуртского гос. Ун-та им. 50-летия СССР. Вып. 1. Ижевск, 1974. С. 219-224. 

32. Лебедева Е.Д. Текстология русской литературы 18-20 веков: Указатель советских работ на русском языке 1917-1975. М., 1978. 

33. Лебедева Е.Д. Текстология. Труды международной эдиционно-текстологической комиссии при международном комитете славистов: Указатель докладов и публикаций 1958 - 1978. М., 1980. 

34. Лефельдт В. Модернизация текстов Пушкина и ее последствия // Новое литературное обозрение. 1998. № 33. 

35. Лихачев Д.С. Задачи текстологии // Русская литература. 1961.№4. С. 175-185. 

36. Лихачев Д.С. Ответ Б. Я. Бухштабу и Е. И. Прохорову // Русская литература. 1965. №3. С. 156-162. 

37. Лихачев Д.С. По поводу статьи Б. Я. Бухштаба // Русская литература. 1965. № 1. С. 76-98. 

38. Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. Л., 1984 

39. Лихачёв Д.С. Текстология: на материале русской литературы X-XVII веков.3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001. 

40. Лотман Д.М. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1978. 

41. Лотман Д.М. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1978. 

42. Омилянчук С.П. Текстология: курс лекций // Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook076/01/index.html, свободный.

43. Пинаев М.Т. Комментарий к роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?». М., 1963. 

44. Прохоров Е. И. Предмет, метод и объем текстологии как науки // Русская литература. 1965. №3. С. 147-155. 

45. Прохоров Е. И. Текстология художественных произведений М. Горького. М., 1983. 

46. Прохоров Е.И. Текстология. Принципы издания классической литературы. М., 1966. 

47. Рейсер С.А. Основы текстологии. 2-е изд. Л.: Просвещение, 1978. 

48. . 


49. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. М., 1971. 

50. Современная текстология: теория и практика: Сб. докл. М., 1997. 

51. Степанов В.Г. Редакционная подготовка изданий переводной литературы. М., 1997. 

52. Текстология произведений советской литературы. Вопросы текстологии. М., 1967. Вып. 4. 

53. Тимина С.И. Путь книги. Проблемы текстологии советской литературы. Л., 1975. 
54. Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. М., 1959. 

55. Эйхенбаум Б.М. Основы текстологии // Редактор и книга. Сб. статей. Вып. 3. М., 1962. С. 41-86.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет