Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 классы
Рабочая учебная программа по литературе в 5 - 9 -м классе составлена на основе Федерального компонента
Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03. 2004 №1089 в редакции от 31.01.2012); Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ по литературе под редакцией В.Я.Коровиной М.: «Просвещение», 2012 г. 5-9 классы, учебного плана МАОУ Партизанская СОШ на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа выполняет две основные ф у н к ц и и:
-
Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
-
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Программно-методический комплекс по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В.Я.Коровиной соответствует требованиям государственного стандарта общего образования. Данный учебный комплекс рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников. УМК, в целом, позволяет реализовать цели литературного образования, сформировать ведущие компетенции литературного образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. УК строится на концентрической основе (5-8 классы), историко-литературной (9 класс).
Рабочая программа распределяет учебный материал по отдельным классам, выделяя три этапа литературного образования на ступени основного общего образования:
5–6 классы
На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
7–8 классы
На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
9 класс
Этот этап литературного образования является переходным, так как в 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Обязательным является выделение часов на развитие речи: в 5–6 классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), в 7–8 классах – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), в 9 классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений).
Учебно-методический комплекс под редакцией В.Я.Коровиной не нарушает преемственности, имеет завершенную линию и соответствует целям и задачам обновленного содержания литературного образования в условиях перехода на новый образовательный стандарт.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
-
выделение характерных причинно-следственных связей;
-
сравнение и сопоставление;
-
умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
-
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-
составление плана, тезиса, конспекта;
-
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
-
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 382 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В 5, 6, 7, 8 классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в 9 классе – 102часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Рабочая программа рассчитана также на 382 учебных часов.
5 класс – 70 часов,(2 часа в неделю)
6 класс – 70 часов, (2 часа в неделю)
7 часов – 70 часов, (2 часа в неделю)
8 класс – 70 часов, (2 часа в неделю)
9 класс – 102 часов. (3 часа в неделю)
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Содержание КИМов (контрольных и проверочных работ) во всех классах основной школы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и соотносится с требованиями к учебным умениям и навыкам. Назначение КИМов – осуществлять контроль за уровнем владения читательской, литературоведческой и коммуникативно-речевой компетенциями. В связи с этим контрольно-измерительные материалы распределены по блокам.
Блок 1.
Читательская компетенция.
Диагностика умений комментировать и анализировать текст с учетом его идейно-художественных особенностей: темы, микротемы, проблематики, сквозных образов, мотивов, сравнительной характеристики героев, соотнесенности с другими видами искусства.
Виды работ: анализ стихотворения, рассказа, фрагмента прозаического текста, исследовательская работа, стилизация.
Блок 2.
Литературоведческая компетенция.
Диагностика уровня знаний теоретико-литературных понятий и умения применения их в практике анализа текста.
Виды работ: стилистический анализ текста, литературоведческий диктант.
Блок 3.
Коммуникативно-речевая компетенция.
Диагностика умений пересказывать текст (сжатый, подробный, выборочный и аналитический), в том числе от лица героя, предмета; создавать текст различных жанров на заданную тему: устное и письменное высказывание, творческая работа, сочинение – комментарий произведений художественной литературы, живописи, музыки.
Блок 4.
Контрольные (срезовые) работы для проверки уровня обученности.
Виды работ: входные, промежуточные и итоговые контрольные тесты.
Контрольные (срезовые) работы и форма мониторинга разработаны педагогами методического объединения ОУ, утверждены на заседании ШМО и соответствуют требования к уровню подготовки выпускников ОУ.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов литературы в 5-9 классах с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы:
-
пояснительную записку;
-
основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
-
учебно-тематический план;
-
требования к уровню подготовки обучающихся;
-
нормы оценок по литературе;
-
литература и средства обучения;
-
календарно - тематическое планирование
ЦЕЛЬ:
-
на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и ее отличия от народного поэтического творчества (фольклора); познакомить учеников с основными понятиями, позволяющими проникнуть в художественный мир литературного произведения, вооружить их элементарными инструментами для анализа литературного текста, почувствовать специфику художественной условности словесного творчества; отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью; сформировать у школьников литературный вкус; дать представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы.
ЗАДАЧИ:
-
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Примерная программа основного общего образования;
- Обязательный минимум содержания основного общего образования;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Российской Федерацией к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2014-2015 учебный год;
Место и роль предмета в учебном плане.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижения школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.
Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет также на новом уровне определить систему различных видов искусства, понять их эстетические связи и различия.
Поскольку эстетическое переживание невозможно без установления авторского идеала и системы нравственных оценок, на уроках литературы неизбежно происходит процесс формирования нравственных принципов ученика, который естественно вытекает из специфики литературы как вида искусства и не нуждается в специальном акцентировании.
Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX веке как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования.
В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без которого образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.
Наконец, данная школьная дисциплина называется «Литература» и предполагает изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов. Осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую и национальную традицию.
Согласно учебному плану школы изучение литературы в 5 классе предусматривается в объеме 70 часов, 2 часа в неделю, в том числе:
-6 классных сочинений;
изучение литературы в 6 классе предусматривается в объеме 70 часов, 2 часа в неделю, в том числе:
-3 классных сочинения;
изучение литературы в 7 классе предусматривается в объеме 70 часов, 2 часа в неделю, в том числе:
- 4 классных сочинения;
изучение литературы в 8 классе предусматривается в объеме 70часов, 2 часа в неделю, в том числе:
- 5 классных сочинений;
изучение литературы в 9 классе предусматривается в объеме 102 часа, 3 часа в неделю, в том числе:
- 3 классных сочинения;
Формы организации образовательного процесса:
- уроки изучения новой темы;
- уроки-закрепления;
- уроки-обобщения;
- уроки внеклассного чтения;
- уроки развития речи;
- нестандартные уроки.
Формы промежуточной аттестации:
-самостоятельные и проверочные работы;
- сочинения;
-устные ответы на уроках;
-тестовые задания.
Формы итоговой аттестации:
-зачеты;
-тестовые задания.
Информация об используемом учебнике.
Настоящая рабочая программа соответствует учебникам:
- Литература. 5 кл. Коровина В.Я., Журавлёв. В.П., Коровин.В.И.- М.:
Просвещение, 2012 год;
- Литература. 6 кл. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П.- М.: Просвещение, 2012 год;
- Литература. 7 кл. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2012г.
- Литература. 8 кл. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2012г.
-Литература. 9 кл. Коровина В,Я., Коровин В.И., Збарский И.С.- М.: Просвещение, 2012 год.
-
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА 5 КЛАСС, 70 ЧАСОВ, 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ.
1.Введение. Книга в жизни человека .
2. Устное народное творчество .
Малые жанры фольклора. Детский фольклор.
Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.
Сказка «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой. Художественный мир сказки. Иван-царевич и противники.
Народная мораль в сказке. Фантастика.
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.
Знать: малые жанры фольклора, что такое сказка, виды сказок.
Уметь: пересказывать сказку, сочинять загадки, частушки, приговорки.
Применять: чтение по ролям, выразительное чтение.
3. Древнерусская литература.
Возникновение д/р литературы. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Знать: когда возникла д/русская литература.
Уметь: передавать содержание повести.
Применять: для развития речи.
4. Русская литература XVIII века.
М. В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы
Знать: сведения о детских годах Ломоносова, о его литературной деятельности.
Уметь: определять главную мысль юмористического нравоучения.
Применять: для общего развития.
5. Литература XIX века.
Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Басня «Свинья под дубом». Басня «Ворона и лисица». Понятие об аллегории и морали.
В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои сказки. Черты народа и литературной сказки
Баллада «Кубок». Понятие о балладе.
А. С. Пушкин.. Детство и лицейские годы поэта. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил. Рифма, ритм, строфа. Мои любимые сказки А. С. Пушкина.
А. Погорельский «Чёрная курица» или «Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки В. М. Гаршин «Attalea Princeps» Героическое и обыденное в сказке.
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино»
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» Понятие о фантастике. Юмор.
Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Есть женщины в русских селеньях…» Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».
И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни. Нравственное превосходство Герасима. А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь»
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика.
А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.
Знать: биографии поэтов и писателей XIX века, жанровые признаки произведений.
Уметь: понимать иносказательный смысл произведений, их мораль.
Применять: чтение наизусть.
6.Литература XX века.
И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Костцы».
В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Изображение города и его обитателей в повести «В дурном обществе».
С. А. Есенин. Слово о поэте. «Я покинул родимый дом».
П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ Хозяйки Медной горы
К. Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы в сказке «Тёплый хлеб».
С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы. Юмор в сказке «Двенадцать месяцев». Традиции народных сказок в пьесе Маршака.
А. П. Платонов. Рассказ «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя р-за «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира в рассказе.
В. П.Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. «Открытие» Васюткой нового озера.
И. А. Бунин. Ден-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы.
А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Образ Родины. Анализ стихов о природе. Саша Чёрный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник».
Юмор в образе Саши Чёрногою «Игорь-Робинзон». К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете». А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»
Знать: сведения о поэтах и писателях xx века, их произведения.
Уметь: выразительно читать, анализировать произведения.
Применять: анализ стихов, пересказ, выразительное чтение.
7.Зарубежная литература.
Р. Стивенсон. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков.
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение в силе человеческого духа.
Характер главного героя романа. Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Жорж Санд. «О чём говорят цветы». М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Черты характера героев. Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя.
Знать: сведения о писателях.
Уметь: самостоятельно работать с учебником.
Применять: анализ стихов, пересказ, выразительное чтение.
ЛИТЕРАТУРА 6 КЛАСС, 70 ЧАСОВ, 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ.
1.Введение.
2. Устное народное творчество .
Обрядовый фольклор. Калено-обрядовые песни. Пословицы и поговорки.
Знать:малые жанры фольклора.
Уметь: их различать самостоятельно.
Применять: сочинять загадки, частушки, приговорки.
3.Древнерусская литература .
«Повесть «временных лет».
«Сказание о белгородском киселе».
Знать: определение древнерусской литературы.
Уметь: чувствовать связь времён.
Применять: художественный анализ летописей.
4. Произведения русских писателей XVIII в.
Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха».
И. А. Крылов. «Осёл и соловей».
И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».
Знать: понятие басни.
Уметь: чувствовать связь времён.
Применять: художественный анализ летописей, басен.
5. Произведения русских писателей XIXв.
А. С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник», «Пущину». «Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха. История романа «Дубровский». Ссора Троекурова и Дубровского. Суд и его последствия. Прощание В. Дубровского с отцом и родным домом. Пожар в Кистенёвке. Учитель. Маша Троекурова и Дубровский. Два мальчика. Развязка романа. «Повести Белкина»
М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Стихотворения «Тучи», «Три пальмы» Мотив одиночества в лирике Лермонтова.
И. С. Тургенев. «Бежин луг». Характеристика героев рассказа. Рассказы героев «Бежина луга». Пейзаж в рассказе «Бежин луг».
Н. А. Некрасов. Главная тема – поэзия. Стихотворение «Железная дорога»
Картина подневольного труда и мысль о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога». Н. А. Некрасов. «Дедушка»
Трёхсложные размеры стиха..
Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа. «Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши.
А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Мой любимый юмористический рассказ Чехова.
Знать: двусложные размеры стиха, понятие композиции.
Уметь: ориентироваться в жизни писателей и поэтов.
Применять: анализ произведений.
6. Произведения писателей XX века .
А. С. Грин. Жизнь и творчество. «Алые паруса».
А. П. Платонов. Жизнь и творчество. «Неизвестный цветок».
М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности жанра.
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни. Нравственные проблемы рассказа.
В. Г. Распутин. «Уроки французского». Смысл названия рассказа «Уроки французского». В. М. Шукшин. «Срезал». Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».
А. Блок, С. Есенин. А. Ахматова, Н. Рубцов, Г. Тухай, К. Кулиев.
Знать: биографии писателей.
Уметь: работать с текстом.
Применять: пересказ, анализ текста.
7. Зарубежная литература .
Понятие о мифе. Подвиг Геракла. «Скотный двор царя Авгия»
Подвиг Геракла. «Яблоки Гесперид». Легенда об Арионе. Гомер. Гомеровский эпос. «Одиссея». Гомер. «Иллиада». Мигель де Сервантес Сааведра. И. Ф. Шиллер. «Перчатка». П. Мериме. «Матео Фальконе»
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
Знать: понятие о мифе, легенде.
Уметь: показать мироустройство в мифах.
Применять: выразительное чтение, анализ.
ЛИТЕРАТУРА 7 КЛАСС 70 ЧАСОВ, 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ.
1. Вводный урок.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении, личность автора, его труд, его позиция и авторское отношение к героям.
Требования к уровню подготовки:
Знать: изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
Уметь: ориентироваться в содержании учебника.
Применять: умение ориентироваться в учебнике.
2. Устное народное творчество.
Предания. Понятие о былине «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, физическая сила). «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. Анализ былин «Садко», «Вольга и Микула Селянинович». Карело-финский эпос «Калевала». Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа родного языка. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Меткость и точность пословиц.
Требования к уровню подготовки:
Знать: историю возникновения преданий и былин.
Уметь: отличать предание от былины, былину от сказки. Дать понятие о новых жанрах фольклора.
Применять: художественный анализ преданий и былин, пословиц и поговорок.
3. Древнерусская литература.
«Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы. Гимн Любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских».
Требования к уровню подготовки:
Знать: определение жанра летописи.
Уметь: анализировать повесть.
Применять: характеристику героев.
4. Литература XVIII века .
Стихотворения М.В. Ломоносова. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». Научные истины в поэтической форме, юмор стихотворения «Случились вместе…».
Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Понимание необходимости свободы творчества.
Требования к уровню подготовки:
Знать: биографии Ломоносова и Державина.
Уметь: анализировать стихи и оды Ломоносова и Державина.
Применять: выразительное чтение.
5. Русская литература XIX века .
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. «Станционный смотритель».
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устно-народного творчества, оценка героев с позиций народа, образ гусляров. Язык и стих.
Стихотворения М.Ю. Лермонтова.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпоха и герои. Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Сопоставление Остапа и Андрея, смысл этого сопоставления. Поэтический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Развитие понятия о литературном герое. Художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
И.С. Тургенев «Бирюк». Герои рассказа И.С. Тургенева. Стихотворения в прозе, «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Сюжет композиция, герои поэмы Некрасова «Русские женины».
Стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза.
А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».
М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки. Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Дикий помещик». Сатира на социальные и нравственные пороки общества.
Л.Н. Толстой. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявление героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. А.П. Чехов «Злоумышленник», «Тоска». Человек и общество. Юмор в рассказе.
Стихотворения русских писателей о родной природе.
Требования к уровню подготовки:
Знать: жизненный и творческий путь писателей 19 в., содержание их произведений; литературоведческие понятия, изученные в разделе.
Уметь: определять историко-литературное и жанровое своеобразие произведений, анализировать изученные художественные произведения, давать характеристику героям.
Применять: выразительное чтение, различные виды пересказов, литературоведческие термины, изученные в разделе, чтение по ролям, план характеристики литературного героя.
6. Русская литература XX века .
И.А. Бунин. «Цифры», «Лапти». Внеклассное чтение. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И.А. Бунина по выбору учителя и учащихся.
М. Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, Бабушка, Цыганок, «Хорошее Дело»). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко. Подвиг во имя человека.
Л.Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим.
В.В. Маяковский. Слово о Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический смысл стихотворения.
А.П.Платонов. «Юшка». Любовь и уважение к человеку. Осознание необходимости сострадания, сопереживания. «В прекрасном и яростном мире». Сочинение «Нужны ли в мире сочувствие и сострадание?»
Стихи Б.Л. Пастернака.
Творчество Александра Трифоновича Твардовского. «Братья». Радостные воспоминания о детстве, размышления о родных, об их трудных судьбах. А.Твардовский. «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».
Внеклассное чтение. Стихотворения о Великой отечественной войне.
Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.
Е.И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). Отношение к природе, к миру. Протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему. Е.И. Носов «Живое пламя».
Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Взросление.
Д.С. Лихачев. «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.
М.М. Зощенко. «Беда».
Р. Гамзатов. Жизнь и творчество. Тихая моя родина. Стихи о природе.
Требования к уровню подготовки:
Знать: биографию писателей XX в., изученных в разделе, содержание их произведений; литературоведческие термины, изученные в разделе.
Уметь: анализировать художественные произведения, изученные в разделе, составлять различные виды планов, выразительно читать стихи.
Применять: различные виды пересказов, навыки анализа художественного произведения, литературоведческие термины, изученные в разделе.
7. Зарубежная литература .
Роберт Бернс. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности.
Джордж Гордон Байрон. Жизнь и творчество. «Ты кончил жизни путь, герой!...» Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.
Японские трехстишия (хокку).
О.Генри. «Дары волхвов».
Р. Бредбери. «Каникулы».
Требования к уровню подготовки:
Знать: жизненный и творческий путь авторов и содержание их произведений, понятие о японских хокку.
Уметь: анализировать изученные художественные произведения.
Применять: различные виды пересказа, выразительное чтение. Навыки анализа художественного произведения.
ЛИТЕРАТУРА 8 КЛАСС 70 ЧАСОВ, 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ.
1. Русская литература и история. Литературная жизнь Коситромского края XVII-XXI веков.
Литературная жизнь Костромского края XVII-XXI веков.
Требования к уровню подготовки:
Знать :особенности связи литературы и истории, понятие «литературная жизнь края».
Уметь: ориентироваться в содержании учебника.
Применять: умение ориентироваться в учебнике.
2. Устное народное творчество.
«Помню я еще младешенька была…», «Ай вы, ветры, ветры буйные…» и другие русские народные песни. Лирическая песня как вид (жанр) народной обрядовой песни, народной поэзии. Отражение в песни душевной красоты, идеалов и чаяний крестьянина, нравственных устоев крестьянской жизни. Предания «О Пугачева», «О покорении Сибири Ермаком».
Требования к уровню подготовки:
Знать: особенности художественной формы произведений УНТ.
Уметь: видеть отражение жизни народа в произведениях УНТ.
Применять: выразительное чтение.
3. Древнерусская литература .
Житие князя Александра Невского. «Суд Шемякин» – сатирическое произведение XVII века.
Требования к уровню подготовки:
Знать: понятие о житие, о демократической литературе.
Уметь: идейно-художественное своеобразие произведений древнерусской литературы.
Применять: выразительное чтение, чтение по ролям.
4. Русская литература XVIII века .
Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». События повести «Наталья, боярская дочь» и характеры героев.
Требования к уровню подготовки:
Знать: биографию Карамзина, понятие о сентиментализме как литературном направлении.
Уметь: проследить дух сентиментализма и черты зарождающегося романтизма в повести.
Применять: выразительное чтение, пересказ.
5. Русская литература XIX века .
И.А. Крылов. Басни.
К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с историей».
А.С.Пушкин. Творческая история повести «Капитанская дочка». Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов; Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и к народному восстанию. Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народного творчества в повести. Роль эпиграфов. Углубление понятия о художественном образе – характере.
Развитие речи. Сочинение по повести «Капитанская дочка».
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения. Композиция. Образ Мцыри в поэме. Своеобразие поэмы.
Развитие речи. Сочинение по поэме «Мцыри».
Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор». История создания комедии. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Значение авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров комедии. «Ревизор» в театре и кино.
Знакомство с родами и видами (жанрами) литературы. Драматические произведения. Комедия.
И.С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». Образ «тургеневской» девушки: скромность, обаяние, самоотверженность. Судьба русской девушки. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» как сатира на современные писателю порядки. Сказки.
Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».
Л.Н. Толстой. «После бала». Сила воздействия рассказа на читателя. Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Автор и рассказчик в произведении. Развитие понятия о сюжете и композиции. Антитеза как способ построения произведения.
Развитие речи. Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».
Поэзия родной природы. Баратынский Е.А. Связь с Тамбовским краем. Державин Г.Р.
Стихи поэтов XIX века о родной природе.
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.
Требования к уровню подготовки:
Знать: жизненный и творческий путь писателей XIX века; содержание произведений, изученных в разделе «Литература XIX века»; понятия о пейзаже, эпитете, басне, думе, лирическом произведении, о стихотворном размере, о лирическом герое, о балладе, о поэме; о теме, идее, сюжете и композиции литературного произведения; о литературных направлениях, о драматическом произведении, о комедии, об экспозиции, завязке, развитие действия, кульминации, развязке в драматическом произведении; о повести, о фабуле, о герое-повествователе в художественном произведении.
Уметь: анализировать лирическое произведение, повесть, драму; составлять характеристику героя; выделять тему и идею произведения, его композицию, находить завязку и развязку действия, кульминационное событие; делать сообщения на заданную тему, писать сочинения и рефераты; определять стихотворный размер, жанр лирического произведения.
Применять: подробный пересказ, выборочный пересказ, краткий пересказ, выразительное чтение и чтение по ролям, план анализа лирического произведения, план характеристики героя, аналитическую беседу, литературные термины и определения.
6. Русская литература XX века .
И.А. Бунин. Слово о писателе. И.А. Бунин «Кавказ». Тема любви в рассказе.
И.А. Куприн. Нравственные проблемы в рассказе «Куст сирени».
М. Горький. «Явление босяка в творчестве писателя. М. Горький. «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.
А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. А.А. Блок «На поле Куликовом».
С.А. Есенин «Пугачев» - поэма на историческую тему.
М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».
И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем».
Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.
С.Н. Терпигорев. Обзор произведений, связанных с жизнью Тамбовского края.
Сатира и юмор в рассказах Теффи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни».
А. Т. Твардовский. «Василий Теркин». (главы из поэмы: «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «От автора»). Композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости, оптимизма, других светлых черт русского национального характера в поэме. Тема «большой» и «малой» Родины в поэме. Народнопоэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы в годы Великой Отечественной войны и в наше время.
Е.И. Замятин. Связь творчества с Тамбовской землей.
А. Платонов. «Возвращение».
Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Отражение довоенного времени в рассказе В.П. Астафьева.
Русские поэты о родине, родной природе и о себе.
А.М. Жемчужников. Стихи из сборников «Песни старости» и «Прощальные песни».
М.Цветаева. Повесть «Вольный проезд».
А.С. Серафимович «Тамбовский мужичок в Москве».
Требования к уровню подготовки:
Знать: жизненный и творческий путь авторов из раздела «Русская литература XX века», содержание их произведений; понятия «беллетристика», «новелла», «метафора», «олицетворение», «юмор», «сатира», «гипербола», «гротеск».
Уметь: читать и выявлять нравственный смысл произведения и способы его выражения; анализировать прочитанное, составлять планы, характеристики героев; сочувствовать и сопереживать; видеть в художественной литературе историческое наследие, глубокий воспитательный смысл.
Применять: рассказ, пересказы, сообщения, выразительное чтение наизусть и по ролям навыки самостоятельного вдумчивого чтения.
7. Зарубежная литература.
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в творчестве Шекспира. Конфликт живого чувства и предрассудков, юной любви и враждебности, культивируемой взрослыми. Сила чувств юных, их преданность друг другу.
Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера».
В. Скотт «Айвенго».
Требования к уровню подготовки:
Знать: биографию писателей и содержание их произведений.
Уметь: вдумчиво читать и анализировать художественное произведение.
Применять: навыки самостоятельного вдумчивого чтения, аналитическую беседу.
ЛИТЕРАТУРА 9 КЛАСС, 102 ЧАСА, 3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ.
1. Вводный урок.
2. Литература Древней Руси .
История открытия «Слова о полку Игореве». Художественные особенности «Слова…»
Знать: определение древнерусской литературы, историю «Слова…».
Уметь: чувствовать связь времён.
Применять: художественный анализ летописей.
3. Классицизм в русском и мировом искусстве .
М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление». «Ода на день восшествия»
Г. Р. Державин. «Властителям и судиям». «Памятник». А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин – писатель и историк.
Знать: понятие «классицизм».
Уметь: давать понятие жанру оды.
Применять: анализ стихов.
4. Литература XIX века. Романтизм .
В. А. Жуковский. . «Светлана». А. С. Грибоедов. Личность и судьба.
«Горе от ума». Знакомство с героями. «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии. Чацкий в поединке с «обществом».
Смысл названия комедии И. А. Гончаров. «Мильон терзаний» Обучение конспектированию.
А. С. Пушкин. Жизнь и судьба. Дружба в лирике А. С. Пушкина. Проблема свободы служения Родине. («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»)
Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Роман «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Характер Онегина, причины его разочарованности в жизни. Онегин и Ленский. Поместное дворянство в романе. Татьяна и Ольга. Письмо Татьяны как выражение её чувств. Исповедь Онегина Завязка трагического конфликта. Трагическая гибель Ленского. «Без Онегина». Татьяна и Онегин. Проблемы счастья в романе.
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики. «Смерть поэта» «Герой нашего времени» - первый психологический роман в литературе. Анализ повести «Бэла» Анализ повести «Максим Максимыч» Анализ повести «Тамань» Анализ повести «Княжна Мери»
Анализ повести «Фаталист».
Н. В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Цикл «Петербургские повести». «Мёртвые души». История создания, особенности сюжета. Чичиков и помещики. Деталь как средство создания образов. Образ Чичикова.
Ф. М. Достоевский. «Белые ночи» (отрывок)
А. Н. Островский. «Бедность не порок». Особенности сюжета.
Л. Н. Толстой. Обзор содержания биографической трилогии «Юность»
А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека в русской литературе XIX века. А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.
Знать: понятие «романтизм».
Уметь: давать анализ баллады.
Применять: для выразительного чтения.
5. Русская литература XX века .
И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». А. А. Блок. Слово о поэте. Лирика. С. А. Есенин. Тема Родины в лирике. Размышления о жизни, любви, природе.
В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!..» Новаторство поэзии Маяковского. М. А. Булгаков. Обзор содержания повести «Собачье сердце»
М. И. Цветаева. Лирика. А. А. Ахматова. Лирика. Н. А. Заболоцкий. Лирика.
М. А. Шолохов. «Судьба человека» Б.Л. Пастернак. Лирика.
А. Т. Твардовский. Лирика. А. И. Солженицын. «Матрёнин двор».
Знать: обзор творчества поэтов и писателей.
Уметь: давать анализ произведения.
Применять: выразительное чтение.
6. Зарубежная литературы .
Гай Валерий. Катулл. Квинт. Гораций Флакк. Данте Алигьери. Уильям Шекспир. И. В. Гёте.
Знать: обзор творчества зарубежных авторов.
Уметь: анализировать произведения.
Применять: выразительное чтение, анализ.
-
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5класс (68 часов)
Раздел
|
Время, отведенное на изучение раздела
|
Из них время, отведенное на проведение контрольных мероприятий
|
Введение. Книга в жизни человека.
|
1
|
-
|
Устное народное творчество.
|
9
|
-
|
Древнерусская литература.
|
2
|
-
|
Русская литературы XVIII века.
|
2
|
-
|
Литература XIX века.
|
27
|
3
|
Литература XX века.
|
15
|
2
|
Зарубежная литература.
|
9
|
1
|
Резерв.
|
3
|
-
|
6 класс (68 часов)
Раздел
|
Время, отведенное на изучение раздела
|
Из них время, отведенное на проведение контрольных мероприятий
|
Введение.
|
1
|
-
|
Устное народное творчество
|
2
|
-
|
Древнерусская литература.
|
2
|
-
|
Произведения русских писателей XVIII в.
|
3
|
-
|
Произведения русских писателей XIX в.
|
30
|
2
|
Произведения писателей XX века.
|
16
|
-
|
Зарубежная литература.
|
11
|
-
|
Резерв
|
3
|
-
|
7 класс (68 часов)
Раздел
|
Время, отведенное на изучение раздела
|
Из них время, отведенное на проведение контрольных мероприятий
|
Введение
|
1
|
-
|
Устное народное творчество
|
5
|
-
|
Древнерусская литература
|
3
|
-
|
Литература XVIII века
|
2
|
-
|
Русская литература XIX века
|
29
|
2
|
Русская литература XX века
|
24
|
2
|
Зарубежная литература
|
4
|
-
|
Резерв
|
1
|
-
|
8 класс (68 часов)
Раздел
|
Время, отведенное на изучение раздела
|
Из них время, отведенное на проведение контрольных мероприятий
|
Русская литература и история. Литературная жизнь Костромского края XVII-XXI веков.
|
1
|
-
|
Устное народное творчество .
|
2
|
-
|
Древнерусская литература
|
2
|
-
|
Литература XVIII века
|
2
|
-
|
Русская литература XIX века
|
34
|
5
|
Русская литература XX века
|
24
|
-
|
Зарубежная литература
|
3
|
-
|
Резерв
|
1
|
-
|
9 класс (102 часа)
Раздел
|
Время, отведенное на изучение раздела
|
Из них время, отведенное на проведение контрольных мероприятий
|
Вводный урок
|
1
|
-
|
Литература Древней Руси
|
2
|
-
|
Классицизм в русском и мировом искусстве.
|
8
|
-
|
Русская литература XIX века. Романтизм.
|
47
|
2
|
Русская литература XX века.
|
20
|
-
|
Зарубежная литература.
|
4
|
-
|
Литературное краеведение.
|
15
|
-
|
Резерв.
|
5
|
-
|
-
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др.;
-
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
-
воспринимать и анализировать художественный текст;
-
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-
определять род и жанр литературного произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Основные теоретико-литературные понятия
Художественная литература как искусство слова.
-
Художественный образ.
-
Фольклор. Жанры фольклора.
-
Литературные роды и жанры.
-
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
-
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
-
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
-
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
К концу V класса по литературе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса - сказка; автобиографичность литературного произведения.
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа); - видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например,
при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные :.вязи между ними;
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения
К концу VI класса по литературе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Учащиеся должны знать: г
- авторов и содержание изученных художественных произведений; ~
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (нач. представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления) баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения, драма как род литературы (начальные представления), автобиографичность литературного прок - ния (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации .
художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
- сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, журналы, автобиографии и т.п.;
- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
К концу VII класса по литературе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Учащиеся должны знать: г
- авторов и содержание изученных художественных произведений; ~
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись; роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы: (повесть, баллада, стихотворение в прозе, поэма, трехсложные размеру стиха, стихотворение в прозе); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения, драма как род литературы (начальные представления), автобиографичность литературного произведения, публицистика, мемуары как публицистический жанр.
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
-видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
-аргументировать оценку героев и событий;
-выделять основной конфликт произведения;
- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства
-сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- сочинять юмористический рассказ по заданной модели;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, журналы, автобиографии и т.п.;
- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
К концу VIII класса по литературе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Учащиеся должны знать: г
- авторов и содержание изученных художественных произведений; ~
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (нач. представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления) баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения, драма как род литературы (начальные представления), автобиографичность литературного прок - ния (начальные представления);конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
-видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя;
-осмысливать роль художественной детали;
-находить лейтмотивы и основную проблему произведения;
- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации .
художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
- сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, журналы, автобиографии и т.п.;
- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
К концу IX класса по литературе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Учащиеся должны знать: г
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
-образную природу словесного искусства;
-психологизм художественной литературы; ~
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись; роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы; литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения, драма как род литературы, автобиографичность литературного прок - ния
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
-прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;
-определять идейную и эстетическую позицию писателя;
-различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
-сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателя;
- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства);
- сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели; ,
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, журналы, автобиографии и т.п.;
-использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.
Достарыңызбен бөлісу: |