ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ/СПЕЦКУРСА/СПЕЦСЕМИНАРА/МОДУЛЯ
Наименование дисциплины (модуля)
____ РЕДАКТОР В СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕПРОИЗВОДСТВЕ________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика»
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
1.1 Аннотация дисциплины
В медийном пространстве телевизионный редактор остается наиболее значимой и востребованной профессией. Редактор включен не только в подготовку содержания программ, но и в организационные процессы создания передач. Он может одновременно заменять несколько профессиональных позиций: исполнительного продюсера или сценариста-драматурга, к примеру.
Редактор – один из фактических лидеров творческо-производственной группы. Его деятельность направлена на решение главной задачи современного ТВ-производства – создать оригинальный видеопродукт на ускоряющемся поточном телевизионном «конвейере». Это одна из ключевых фигур, наряду с продюсером, режиссером и ведущим. Профессиональный статус телевизионного редактора находится в постоянном развитии и совершенствовании. Общечеловеческие ценностные ориентиры очень важны в его работе.
Цель курса - дать студентам, обучающимся по программе "Бакалавриат", достаточно полное представление о профессии телевизионного редактора, его месте в технологичном производстве программ разных жанров, а также об особенностях отдельных редакторских специализаций.
Форма занятий - теоретические и практические (участие в подготовке, записи, монтаже и периоде пост-продакшн студийных проектов телекомпании «Авторское телевидение») семинары.
1.2 Цели освоения дисциплины/модуля
Целью спецкурса «Редактор в современном телепроизводстве» является углубление знаний о специфике одной из ценных и востребованных на современном медиарынке телевизионных профессий, изучение функций редактора, сути редакторского мастерства. Задача спецкурса – исследование особенностей подготовки редактором программ разных жанров. В результате освоения материала студенты приобретают умения и навыки, необходимые для работы редактором в современном телевизионном производстве.
1.3 Задачи освоения дисциплины
Углубленное изучение телевизионной редакторской деятельности направлено на формирование следующих компетенций по ОС МГУ: понимание специфики телевидения и тележурналистики, особенностей работы телевизионного редактора, знание жанровой палитры тележурналистики.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Спецкурс «Редактор в современном телепроизводстве» является сопровождающим знания профессионального курса «Основы журналистики».Спецкурс «Редактор в современном телепроизводстве» относится к базовой части ООП, общепрофессиональному разделу, блоку «Масс медиа».
3.Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать: характеристики современного этапа российской тележурналистики, жанры телевизионной аналитики, форматы студийных программ, специфику телевизионного текста; роль телевизионного редактора в технологичном производстве программ разных жанров, а также особенности отдельных редакторских специализаций, специфику выездной и студийной съемки и телевизионного монтажа.
Уметь: анализировать и обобщать информацию, определять задачи редактора в цепочке производства телепродукции, создавать заявку (синопсис) студийного проекта, общаться с героями программ, владеть основами телевизионной редакторской деятельности в проектах различных жанров и форматов в периоды подготовки и записи; писать тексты к видеоанонсам программ.
Владеть: навыками письма/редактирования телевизионного текста; методикой создания досье на героя и по теме выпуска программы на основе работы с различными источниками информации; знаниями о телевизионных жанрах и форматах.
4. Структура и содержание спецкурса «Редактор в современном телепроизводстве»
Общая трудоемкость дисциплины составляет на третьем курсе – 1 зачетная единица (32 часа).
4.1. Структура дисциплины (модуля)
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
1
|
Редактор в современном телепроизводстве:
1.1.Вводная часть. Функции
1.2.Информационное
пространство
1.3.Продюсирование
сюжетов
1.4.Психология общения
1.5.Продвижение телеконтента
1.6.Итоги спецкурса
|
5
5
5
5
5
5
|
|
Лекция
2
2
2
2
2
|
Семинар
2
2
2
2
2
|
Практ.
работа
3
3
3
3
|
|
Контрольные задания
1.2.Подготовка досье по теме и герою
1.3. Разработка плана выездной съемки и сценарного плана студийной записи
1.4.Составление вопросов герою и эксперту
студийного проекта
1.5. Написание текста анонса телепроекта и отбор видеоряда и синхрона для монтажа
1.6. Дифференцированное тестирование
|
4.2. Содержание разделов дисциплины (модуля)
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины (модуля)
|
Содержание раздела
|
1
|
Вводная часть. Функции
|
Введение в профессию телевизионного редактора. Рассмотрение специфики функций шеф-редактора проекта, редактора-сценариста, выпускающего редактора, редактора-продюсера, редактора по гостям, редактора по залу в различные периоды производства.
|
2
|
Информационное пространство
|
Основные методы работы телередактора в программах различных жанров: освоение теории ремесла и подготовка учебных текстовых материалов.
Ориентация в информационном пространстве как основа профессионального мастерства редактора. Студенты готовят досье по теме и герою программы.
|
3
|
Продюсирование телепроектов
|
Знакомство с технологией создания студийных проектов: от идеи, синопсиса до воплощения замысла на экране (организация съемочного процесса, творческая подготовка, отсмотр и монтажное редактирование исходного видеоматериала) . Студенты учатся разрабатывать заявку нового проекта, план выездной съемки и сценарный план записи в студии.
|
4
|
Психология общения
|
Рассматриваются психологические аспекты работы редактора на телевидении. Будет дано представление о том, как умение общаться с людьми влияет на успех телевизионного проекта в целом. Студенты формулируют вопросы герою и эксперту программы студийного формата.
|
5
|
Продвижение телеконтента
|
Период «постпродакшн» как немаловажный этап в телепроизводстве. Роль редактора в создании или обновлении содержания интернет-страницы проекта; в организации интерактивного поля общения. Студенты работают над текстом анонса передачи и отбирают видеоряд и синхрон для монтажа.
|
6
|
Итоги спецкурса
|
Обобщаются знания, полученные на теоретических и практических занятиях. Подводятся итоги работы студентов в течение семестра. Проводится дифференцированное тестирование.
|
5. Рекомендуемые образовательные технологии
Проведение занятий спецкурса предусматривает использование активных форм: специализированные тренинги, разбор конкретных ситуаций из редакторской практики. С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся - встречи с редакторами федеральных, региональных, местных и нишевых каналов. Внеаудиторная работа связана с проектами производства телекомпании "Авторское телевидение": участие студентов под руководством преподавателя и действующего шеф-редактора в подготовительном, съемочном периодах программ.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Студенты выполняют контрольные задания – подготовка досье по теме и герою телевизионного проекта; разработка заявки нового проекта, плана выездной съемки и сценарного плана записи в студии; составление вопросов герою и эксперту студийного проекта; написание текста анонса передачи и отбор видеоряда и синхрона для монтажа.
В конце семестра студенты пишут итоговый дифференцированный тест:
Профессиональный статус редактора обозначает его
а) обязанности
б) права и обязанности
в) права
В профессии редактора одновременно сочетаются
а) организатор и художник
б) критик и знаток языка
в) знаток языка, критик, педагог, организатор, стилист, художник
г) стилист и педагог
Шеф-редактор принимает на себя ответственность за
а) отдельный участок работы
б) программу в целом
в) организацию съемочного процесса
Работа редактора с участниками телепередачи означает
а) их поиск
б) знакомство и получение согласия на участие в съемке
в) взаимодействие после съемки и выхода передачи в эфир
г) поиск, знакомство, общение до и после съемки
Точная редакторская позиция в сценарии поможет выявить
а) идею проекта
б) взгляд ведущего на проблему
в) интересы аудитории
Редактор имеет право "вето" на
а) информацию, с которой он не согласен
б) информацию, с которой не согласно руководство канала
в) свою фамилию в финальных титрах при несогласии с трактовкой программы
Драматургические "крючки" в сценарии программы служат для
а) возврата зрителей после рекламной паузы
б) удержания внимания аудитории в течение передачи
в) поддержания интереса зрителей в студии
Предметом редактирования на ТВ может быть
а) литературный сценарий передачи
б) иллюстрации видеоряда
в) тексты различных жанров и видеоряд
Эфирное редактирование - это
а) правка текста ведущего для эфира
б) экстренное сокращение текста во время прямого эфира
в) правка закадрового текста эфирного сюжета
Задача редактора при звуковом монтаже речи героев -
а) сохранить ее индивидуальные особенности
б) придать литературную правильность
в) максимально сократить хронометраж
К иллюстрационным видеоматериалам можно отнести
а) хронику и фрагменты документальных и художественных фильмов
б) фотографии и документы
в) хронику, фрагменты фильмов, документы, фотографии
Редактор всегда помнит о "краеугольном камне" тележурналистики:
а) достоверности информации
б) актуальности информации
в) наличии информации
При создании заявки нового проекта для редактора важна(ен)
а) формулировка идеи
б) поэтический язык
в) учет сметы проекта
г) идея, эмоциональный стиль изложения, учет бюджета
При выборе названия программы редактор учитывает, что оно
а) правильно ориентирует зрителя
б) не отпугивает сложностью, аморфностью или вычурностью
в) содержит подзаголовок
г) привлекает внимание молодежи
Период "пост-продакшн" предполагает
а) создание и обновление Интернет-страницы проекта
б) организация обсуждения темы на форуме
в) производство видеоанонса
г) видеоанонс, Интернет-страница / сайт, форум
__________________________________________________________________________
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) ___________________
а) о с н о в н а я л и т е р а т у р а:
Алексеева М.И. Практикум по редактированию материалов телевизионных передач. – М. 1977.
Борецкий Р.А. Телевизионная программа / Очерк теории пропаганды. - М.: Изд-во МГУ, 1967. – 213с.
Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках. – М.: Высшая школа, 2003. – 319с.
Гаймакова Б.Д. Методика и практика редактирования телевизионных передач. – М., 1975.
Гаймакова Б. Д., Макарова С. К., Новикова В. И., Оссовская М. П. Мастерство эфирного выступления. - М.: Аспект Пресс, 2007. – 283с.
Зверева Н. Прямой эфир: В кадре и за кадром. – М.: Альпина нон-фикшн, 2012. – 239с.
Келиссон К. Продюсирование на телевидении: Практический подход. – Минск: Гревцов Полишер, 2008. – 384с.
Кемарская И.Н. Телевизионный редактор / Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2009. – 188с.
Кузнецов Г.В., Галушко Р.И. Телевизионный сценарий. – М., 1975.
Лукина М.М. Технология интервью. – М.: АспектПресс, 2003. – 191с.
Матвеева Л.В, Аникеева Т.Я., Молчанова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М., 2000. – 316с.
Методика редактирования телевизионных программ // Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Сапект Пресс, 2012. – С.146-152.
Муратов С.А. Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром. - М.: Искусство, 1983. – 250 с.
Саппак В.С. Телевидение и мы. М., 1988.
Солганик Г. Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения. М.: АСТ: Астрель, 2008. - 751c.
Телевидение: режиссура реальности / Сост. Д. Дондурей. - М.: Искусство кино, 2007. – 355с.
Телевизионная журналистика/ Под ред. Кузнецова Г.В., Юровского Ю.В. - М.: Высшая школа. Изд-во МГУ, 2005. – 368с.
Телевизионный редактор / Сборник статей. – М., 1975.
Методика телевизионной журналистики
_______________________________________________________________________
б) д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:
Дзялошинский И.М. Как нами манипулируют? // Право знать: история, теория, практика. - 2004. - № 3-4. - С.87.
Козловский В.Н. Телевидение – взгляд изнутри. – М.: Готика, 2002. – 76с.
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. - М., 2000.
Саруханов В.А. Азбука телевидения. – М.: АспектПресс, 2005.- 308с.
Мастерство продюсера кино и телевидения под ред. П.К. Огурчикова, В.В. Падейского, В.И. Сидоренко – 2008г.
Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 176с.
Муратов С.А. Я думаю, ты думаешь. – М.: МедиаМир, 2012. – 176с.
Шаболовка, 53. Страницы истории телевидения. М., 1988.
__________________________________________________________________________
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
программа цифрового монтажа iMovie
www.tefi.ru - сайт Академии российского телевидения. История конкурса ТЭФИ
www.nat.ru - сайт Национальная Ассоциации телерадиовещателей
www.mediaatlas.ru - Атлас российских медиаменеджеров и медиакомпаний
www.broadcasting.ru - статьи об эфирном, спутниковом и кабельном телевидении, радиовещании и др.
www.tvmuseum.ru - сайт Музея радио и телевидения в Интернете. История ТВ и РВ
www.tv-digest.ru - новости аудиовизуальных СМИ
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Обучение с применением компьютерных технологий и инновационных методов: показ видео- и мультимедиапрезентаций, фрагментов лучших программ разных форматов, жанров в исторической перспективе (DVD и флэш-носители); проведение промежуточных проверочных и итогового тестов; распространение материалов спецкурса, проверка домашних заданий по электронной почте; работа с интернет-источниками и поисковым системами во время занятий; взаимодействие со студентами в социальных сетях (Фейсбук, Твиттер).
Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ с учетом рекомендаций и ПООП ФГОС по направлению и профилю подготовки __Журналистика / Редактор в современном телепроизводстве
Разработчик:
МГУ ст.преподаватель О.В.Тихонова
_________________ _ _____________ ____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Программа одобрена на заседании ____________________________________________
Достарыңызбен бөлісу: |